поль гоген биография для детей
Поль Гоген (Paul Gauguin) краткая биография художника
Поль Гоген (1848 – 1903) – французский художник, график, гравер, родился в Париже в семье журналиста и франко-перуанки.
Вначале своей биографии Поль Гоген был моряком, позже успешным биржевым брокером в Париже. В 1874 году он начал рисовать, вначале по выходным. К 35 годам при поддержке Камиля Писсаро Гоген полностью посвятил себя искусству, оставив свой образ жизни, удалившись от жены и пятерых детей. Установив связь с импрессионистами, Гоген выставлял с ними свои работы с 1879 по 1886 год. В следующем же году он уехал в Панаму и Маритинику. Борясь с «болезнью» цивилизации, Гоген решил жить по принципам первобытного человека. Однако физические болезни заставили его вернуться во Францию. Следующие годы в своей биографии Поль Гоген провел в Париже, Бретани, совершив короткую, но трагическую остановку в Арле вместе с ван Гогом.
В 1888 году Гоген и Эмиль Бернар выдвинули синтетическую теорию искусства (символизм), придавая особое значение плоскостям и отражению света, неприродным цветам в соединении с символическими или примитивными объектами. Картина Гогена «The Yellow Christ» (галерея Олбрайт, Буффало) является характерной работой для того периода. В 1891 Гоген продал 30 полотен, а затем на вырученную сумму отправился на Таити. Там он провел два года, живя бедно, нарисовал некоторые из последних своих работ, а также написал «Noa Noa» – автобиографическую новеллу.
В 1893 году в биографии Гогена состоялось возвращение во Францию. Он представил несколько своих работ. Этим художник возобновил интерес публики, но заработал очень мало денег. Сломленный духом, больной сифилисом, который причинял ему боль уже много лет, Гоген снова переезжает к южным морям, в Океанию. Там были проведены последние годы жизни Гогена, там же он безнадежно, физически страдал. В 1897 году Гоген пытался совершить самоубийство, но не смог. Затем еще пять лет провел в рисовании. Он умер на острове Хива-Оа (Маркизские острова).
Сегодня Гоген считается художником, оказавшим чрезвычайно большое влияние на современное искусство. Он отказался от традиционного западного натурализма, используя природу, как исходную точку к абстрактным фигурам и символам. Он выделял линейные образцы, поразительные цветовые гармонии, которые пропитывали его картины сильным чувством таинственности. За свою биографию Гоген оживил искусство ксилографии, выполнив свободные, дерзкие работы ножом, а также выразительные, не отвечающие нормам формы, сильные контрасты. Кроме того Гоген создал несколько прекрасных литографий, гончарных работ.
В США представлено множество работ Гогена, включая «The Day of the God» (институт искусств, Чикаго), «Ia Orana Maria» (1891, музей Метрополитен), «By the Sea» (1892, национальная галерея, Вашингтон), «Where do we come from? What are we? Where are we going?» (1897, музей художественных искусств, Бостон). Произведение Уильяма Сомерсета Моэма «Луна и грош» (Moon and Sixpence, 1919), построенная на событиях жизни Гогена, много сделала по продвижению легенды художника, которая возникла вскоре после его смерти.
Поль Гоген
Биография
Он был успешным предпринимателем и за несколько лет умудрился сколотить крупное состояние, которого хватило бы для обеспечения всей семьи – жены и пятерых детей. Но в один момент этот человек пришел домой и заявил, что хочет надоевшую финансовую занятость променять на масляные краски, кисти и холст. Таким образом, он покинул биржу и, увлекаясь любимым делом, остался ни с чем.
Художник Поль Гоген
Детство и юность
Будущий художник родился в городе любви – столице Франции – 7 июня 1848 года, в то смутное время, когда страну сезанна и пармезана ждали политические потрясения, отражающиеся на жизни всех граждан – от непримечательных торговцев до крупных предпринимателей. Отец Поля, Кловис, – выходец из мелкой буржуазии Орлеана, который трудился либеральным журналистом в местной газете «Насьональ» и скрупулезно освещал хроники государственных дел.
Автопортрет Поля Гогена
Его супруга Алина Мария была уроженкой солнечного Перу, росла и воспитывалась в знатной семье. Мать Алины и, соответственно, бабушка Гогена, незаконнорожденная дочь дворянина дона Мариано и Флоры Тристан, придерживалась политических идей утопического социализма, стала автором критических эссе и автобиографической книги «Скитания партии». Союз Флоры и ее мужа Андре Чазала закончился печально: горе-возлюбленный напал на супругу и попал в тюрьму за покушение на убийство.
Из-за политических переворотов во Франции Кловис, беспокоясь за безопасность семьи, был вынужден бежать из страны. К тому же власти прикрыли издательство, где он работал, и журналист остался без средств к существованию. Поэтому глава семейства вместе с супругой и маленькими детьми отправился на судне в Перу в 1850 году.
Портреты Поля Гогена
Отец Гогена был преисполнен благих надежд: он мечтал обосноваться в южноамериканском государстве и под эгидой родителей супруги основать собственную газету. Но планам мужчины не удалось сбыться, потому что во время пути Кловис неожиданно скончался от сердечного приступа. Поэтому Алина вернулась на родину вдовой вместе с 18-месячным Гогеном и его 2-летней сестрой Мари.
Поль до семилетнего возраста прожил в древнем южноамериканском государстве, горные живописные окраины которого будоражат воображение любого человека. За юным Гогеном был глаз да глаз: в поместье дяди в Лиме его окружали слуги и медсестры. Поль сохранил яркую память о том периоде детства, он с наслаждением вспоминал безграничные просторы Перу, впечатления от которого преследовали одаренного художника всю оставшуюся жизнь.
Поль Гоген
Идиллическое детство Гогена в этом тропическом раю внезапно закончилось. Из-за гражданских перуанских конфликтов в 1854 году именитые родственники со стороны матери лишились политической власти и привилегий. В 1855 году Алина вместе с Мари вернулась во Францию, чтобы получить наследство от дяди. Женщина обосновалась в Париже и начала зарабатывать на хлеб портнихой, а Поль остался в Орлеане, где воспитывался дедушкой по отцовской линии. Благодаря упорству и труду в 1861-м родительница Гогена стала владелицей собственной швейной мастерской.
После нескольких местных школ Гогена отправили в престижную католическую школу-интернат (Petit Sеminaire de La Chapelle-Saint-Mesmin). Поль был прилежным учеником, поэтому преуспевал во многих предметах, но в особенности хорошо талантливому юноше давался французский язык.
Молодой Поль Гоген
Когда будущему художнику исполнилось 14 лет, тот поступил в парижскую военно-морскую подготовительную школу и готовился к поступлению в мореходное училище. Но, к счастью или сожалению, в 1865 году молодой человек провалил экзамены на приемной комиссии, поэтому, не теряя надежды, нанялся на судно лоцманом. Таким образом, молодой Гоген отправился в путешествие по безграничным водным пространствам и за все время объездил множество стран, побывал в Южной Америке, на побережье Средиземного моря, исследовал северные моря.
Пока Поль находился в плавании, его мать скончалась от болезни. Гоген в течение нескольких месяцев пребывал в неведении относительно ужасной трагедии, пока письмо с неприятной новостью от сестры не настигло его на пути в Индию. В завещании Алина рекомендовала отпрыску сделать карьеру, потому что, по ее мнению, Гоген из-за строптивого нрава не сможет в случае беды опереться на друзей или родственников.
Эпатажный Поль Гоген
Поль не перечил последней воле родительницы и в 1871 году отправился в Париж, дабы начать самостоятельную жизнь. Молодому человеку повезло, поскольку друг матери Гюстав Ароза помог 23-летнему осиротевшему парню выбиться из грязи в князи. Гюстав, биржевый делец, рекомендовал Поля в компании, за счет чего молодой человек получил должность брокера.
Живопись
Талантливый Гоген преуспел в своей профессии, у мужчины начали водиться деньги. За десять лет карьеры он стал почтенным человеком в обществе и сумел обеспечить семью комфортабельной квартирой в центре города. Подобно своему опекуну Гюставу Арозе, Поль стал скупать картины знаменитых импрессионистов, а в свободное время вдохновленный полотнами Гоген начал пробовать свой талант.
Картина Поля Гогена «Когда свадьба?»
В период с 1873 по 1874 годы Поль создал первые яркие пейзажи, в которых отражалась перуанская культура. Одна из дебютных работ молодого художника – «Лесная чаща в Вироффе» – была выставлена в Салоне и получила восторженные отзывы критиков. Вскоре начинающий мастер познакомился с Камилем Писсарро, французским живописцем. Между этими двумя творческими людьми завязались теплые дружеские отношения, Гоген часто заходил в гости к своему наставнику в северно-западном пригороде Парижа – Понтуазе.
Картина Поля Гогена «Бретонская деревня под снегом»
Художник, ненавидящий светскую жизнь и любящий уединение, все чаще проводил свободное время за рисованием картин, постепенно брокера начинают воспринимать не как работника крупной компании, а как одаренного художника. Во многом на судьбе Гогена сказалось знакомство с неким Эдгаром Дега, оригинальным представителем импрессионистского движения. Дега поддерживает Поля как морально, так и материально, скупая его экспрессивные полотна.
Картина Поля Гогена «Шьющая женщина»
В поисках вдохновения и отдыха от шумной столицы Франции мастер собрал чемоданчик и отправился в путешествие. Так он бывал в Панаме, жил у Ван Гога в Арле, посещал Бретань. В 1891 году, вспоминая счастливое детство, проведенное на родине матери, Гоген уезжает на Таити – вулканический остров, просторы которого дают волю фантазии. Он любовался коралловыми рифами, густыми джунглями, где произрастают сочные плоды, и лазурными морскими берегами. Поль старался передавать все увиденные природные краски на полотнах, за счет чего творения Гогена получались самобытными и яркими.
Картина Поля Гогена «А, ты ревнуешь?»
Художник наблюдал за происходящим вокруг и подсмотренное чутким художественным взором запечатлевал в своих произведениях. Так, сюжет картины «А, ты ревнуешь?» (1892) предстал перед глазами Гогена в реальности. Только что искупавшиеся две сестры-таитянки легли в непринужденных позах на берег под палящим солнцем. Из девичьего диалога о любви Гоген услышал раздоры: «Как? Ты ревнуешь!». Позже Поль признавался, что это полотно является одним из любимейших его творений.
Картина Поля Гогена «Дух мертвых не дремлет»
В том же 1892 году мэтр написал мистическое полотно «Дух мертвых не дремлет», выполненное в мрачных, загадочных фиолетовых тонах. Взору зрителя предстает обнаженная таитянка, лежащая на кровати, а позади нее дух в мрачном одеянии. Дело в том, что однажды в светильнике художника закончилось масло. Он чиркнул спичкой, чтобы осветить пространство, тем самым напугав Техуру. Поль начал размышлять, могла бы эта девушка принять художника не за человека, а за привидение или духа, которых очень боятся таитяне. Эти мистические раздумья Гогена навеяли ему сюжет картины.
Картина Поля Гогена «Женщина, держащая плод»
Через год мастер пишет другую картину под названием «Женщина, держащая плод». Следуя своей манере, Гоген подписывает этот шедевр вторым, маорийским, названием Euhaereiaoe («Куда [ты] идёшь?»). В этом произведении, как и во всех работах Поля, человек и природа статичны, будто бы сливаются воедино. Первоначально это полотно приобрел российский купец Морозов, в настоящее время произведение находится в стенах Государственного Эрмитажа. Помимо прочего, автор «Шьющей женщины» в последние годы жизни написал книгу «НоаНоа», опубликованную в 1901 году.
Личная жизнь
Поль Гоген в 1873 году сделал предложение руки и сердца датчанке Мэтте-Софи Гад, которая ответила согласием и подарила возлюбленному четверых детей: двоих мальчиков и двух девочек. Гоген обожал своего первенца Эмиля, который родился в 1874 году. Многие полотна мастера кистей и красок украшает изображение серьезного мальчика, который, судя по работам, увлекался чтением книг.
Поль Гоген с женой
К сожалению, семейная жизнь великого импрессиониста не была безоблачной. Картины мэтра не продавались и не приносили былого дохода, а супруга художника не придерживалась мнения, что с милым рай и в шалаше. Из-за бедственного положения Поля, который еле сводил концы с концами, между супругами часто возникали ссоры и конфликты. После приезда на Таити Гоген взял в жены молодую местную красавицу.
Смерть
Пока Гоген находился в Папеэте, он работал весьма продуктивно и умудрился написать около восьмидесяти полотен, которые считаются лучшими в его послужном списке. Но судьба готовила талантливому мужчине новые препятствия. Гоген не сумел удостоиться признания и славы в кругу почитателей творчества, поэтому окунулся в депрессию.
Могила Поля Гогена
Из-за черной полосы, которая настала в его жизни, Поль не раз предпринимал попытки самоубийства. Душевное состояние художника породило угнетение здоровья, автор «Бретонской деревни под снегом» заболел проказой. Великий мастер скончался на острове 9 мая 1903 года в возрасте 54 лет.
Дональд Сазерленд в роли Поля Гогена
К сожалению, как часто это и бывает, слава пришла к Гогену только после смерти: через три года после кончины мэтра его полотна выставили в Париже на всеобщее обозрение. В память о Поле в 1986 году был снят фильм «Волк на пороге», где роль художника исполнил знаменитый актер Голливуда Дональд Сазерленд. Также британский прозаик Сомерсет Моэм написал биографическое произведение «Луна и грош», где прототипом главного героя стал Поль Гоген.
Французский художник Поль Гоген — интересные факты из жизни живописца
Рождение и семья
Будущий художник появился на свет 07.07.1848 г. в Париже. Его отец занимался журналистикой и был увлечен республиканскими идеями. Мать происходила из обеспеченного креольского рода. В 1849 г. после того, как во Франции был совершен неудавшийся антимонархический переворот, отец мальчика вынужден был покинуть страну и бежать в Перу, где проживали родственники его жены. По пути он умер от сердечного приступа.
Поль с матерью и сестрой проживали, ни в чем не нуждаясь, в доме одного из богатых родственников. До семилетнего возраста Поля окружала экзотическая природа, яркие костюмы местных жителей. Жизнь была беззаботной и безоблачной.
Впечатления от пребывания в Перу врезались в его память навсегда. Перу до конца жизни манил художника к себе как несбыточная мечта. В 1855 г. Поль с матерью возвратились во Францию, где их ждало получение наследства от умершего дяди.
Учеба
Семья поселилась в Орлеане в доме деда. Адаптироваться к наступившим переменам Полю было сложно. Вокруг него ходили другие люди, за окном были другие, совершенно непохожие на перуанские, пейзажи. Он вынужден был разговаривать на другом языке (первым языком маленького Поля был испанский).
Материальное положение семьи также изменилось не в лучшую сторону. Еще совсем недавно он ощущал себя отпрыском короля, а теперь его ждала обычная школа и заурядные карьерные перспективы. Поль начинает посещать обычную французскую гимназию, где, по данным исследователей, достигает определенных успехов, в частности, быстро обучается французскому языку.
В 1861 г. его матери удается открыть в столице швейную мастерскую. Юноша готовится поступать в Мореходное училище. Экзамен юноша провалил, и в училище его не приняли. Поль решает наняться на судно учеником лоцмана.
Путешествие
Учеба молодого человека продолжилась на торговом судне, на котором он плавал по свету с 1865 по 1871 г. Поль повидал много стран, многому научился, обогатился самыми разнообразными впечатлениями. В Индии его настигло известие о смерти матери, которая завещала сыну непременно постараться построить карьеру.
Возвращение
Поль Гоген прибыл в Париж в 1872 г. Здесь, благодаря поддержке друга семьи Арозы, он получил вакантное место брокера на бирже. Эта должность казалась ему слишком заурядной и скучной. Однако за нее неплохо платили. Через год молодой человек обзавелся семьей.
По свидетельству людей, знавших Поля Гогена в этот период, все это время он словно бы пребывал в летаргическом сне: был неразговорчивым и чрезвычайно тихим. Но бывали моменты, когда в будущем художнике просыпалась звериная ярость. Обладая недюжинной силой, развитой за годы работы на флоте и позволяющей ему голыми руками разгибать подковы, нередко молодой человек с кулаками набрасывался на обидчиков.
Благодаря стабильной работе укрепилось материальное и общественное положение Поля Гогена и его семьи. У него было все: семья, стабильная работа, достаток, общественное положение. Казалось, об этом можно только мечтать. Но все это было не то, о чем мечтал Поль.
Творчество
От летаргии, в которой все это время пребывал Поль Гоген, его спасало хобби – неожиданно в молодом человеке открылись способности к рисованию. Он начал коллекционировать картины, а затем стал писать сам. В период с 1873 по 1874 г. были созданы его первые пейзажи. В 1876 г. один из них появился на выставке в Салоне.
Импрессионисты
Примерно в 1874 г. старый друг Ароза познакомил его с Писсарро. В 1878 г. между ними началась дружба, которая продлилась несколько лет. Писсарро, а также другие представители импрессионизма оказали серьезное влияние на раннее творчество Гогена. С начала 1879 г. художника начали приглашать к участию в их выставках. Его собственное творчество стали воспринимать более серьезно.
В 1879 г. Поль Гоген провел лето в Понтуазе, в доме Писсарро. Здесь он занимался написанием садов и сельских пейзажей. Все, что он создал до 1885 г., было подражательным, напоминало работы его друга и учителя. Благодаря Писсарро начинающий живописец познакомился с Э. Дега, который в дальнейшем его поддерживал, покупая картины. Дега приобрел около 10 его произведений, в т. ч.:
Разрыв с семьей
В 1882 г. во Франции разразился биржевой кризис, в результате чего Поль Гоген оказался без работы. Произошли изменения к худшему и на рынке живописи: картины перестали продаваться, особенно это касалось малоизвестных мастеров. Потеря работы была воспринята Полем Гогеном как знак: он посчитал, что ему пора стать, наконец, профессиональным художником.
В 1884 г. Поль Гоген с семьей переехал в Копенгаген. Какое-то время он продолжал работать на бирже, но вскоре бросил. Началось безденежье. Жена оставила его и уехала к родителям, забрав детей.
О возвращении во Францию
В 1885 г. Поль Гоген возвращается в Париж. Решение заниматься живописью профессионально было чистой авантюрой. Его мастерство живописца было еще далеко от совершенства, импрессионистские полотна не пользовались спросом.
В ранних полотнах будущего гения, выполненных в импрессионистическом стиле, исследователи не находят ничего сверхординарного – ради них вряд ли стоило ломать жизнь себе и близким.
Однако, во всей видимости, Поль Гоген уже тогда видел себя живописцем. Важный поворот в его судьбе запечатлен в «Автопортрете перед мольбертом», написанном зимой 1884-1885 гг.
Автопортрете перед мольбертом
Начинающий живописец был на грани нищеты, ему доводилось мерзнуть и голодать. Желая как-то прокормиться, он за копейки расклеивал афиши. С 1886 по 1890 г. Поль Гоген почти все время проводил в Бретани (жизнь там была намного дешевле, чем в столице), тесно общаясь с символистами.
На острове Мартиника
В 1887 г. вместе с новым знакомцем, синтетистом и подражателем Лавалем Поль Гоген отправился на о. Мартинику. Остров очаровал его своей экзотикой. В работах, выполненных в этот период, отмечается значительное влияние японского рисунка:
Поль Гоген прибегает к более насыщенным цветам, накладывает краски густыми мазками, тщательно их компонует. Под влиянием японской гравюры он отказывается моделировать формы, придавая большую выразительность рисунку и колориту. В своих работах художник подчеркивает плоскостность живописи.
Из наиболее ярких картин, написанных на Мартинике, стоит ознакомиться:
Заболев болотной лихорадкой, художник вынужден был возвратиться на родину.
Мнение критиков
В январе 1888 г. на парижской выставке были выставлены полотна с Мартиники. Критики отмечают наличие в них «желчности и варварского характера». Однако в «горделивых картинах» художника уже заметны черты, позволяющие составить представление об особенностях его творческого подхода.
Синтетизм
Импрессионистское направление, которому Поль следовал, переживает кризис. Гоген погружается в мучительные поиски новых путей. Решением становится создание синтетизма, отличавшегося упрощенной стилистикой письма, яркими красками, декоративностью, стремлением объединить реальность, представления о ней автора, а также его впечатления.
Характерными чертами направления является наличие обобщенных и упрощенных форм. На холст при помощи толстой черной или синей линии наносился контур, затем его заполняли цветом, создавая яркое пятно. Используя новый метод, Поль Гоген создал работы с характерными экспрессивными силуэтами и эффектной декоративной колеровкой. Наиболее ярко представляют его творчество в этот период полотна:
Характерной чертой творчества Поля Гогена является его стремление внести в европейскую художественную традицию новые изобразительные средства, позволяющие по-другому увидеть мир. Гоген выставил более десятка своих полотен в одном из парижских кафе. Выставка в очередной раз не имела успеха.
О дружбе с Ван Гогом
До 1888 г. дружба живописцев была крепкой, хотя и непростой, в силу сложности характеров обоих. Их взаимоотношения пережили широкий спектр чувств – от горячего восхищения до вражды.
Время, проведенное Полем Гогеном в Арли, где жил Ван Гог (2 месяца), было необыкновенно плодотворным для обоих. Однако между друзьями происходили постоянные споры об искусстве. В этот период они обменялись автопортретами. Гоген подарил другу свою работу – автопортрет «Отверженные», 1888 г.
Гоген и Христос
Образ Иисуса Христа, одинокого, непонятого людьми и страдающего за свои милосердные идеалы, всегда волновал живописца. В понимании Поля Гогена судьбы человека искусства и Божьего сына тесно соприкасаются. Он считает художника подвижником, святым мучеником. Для него творчество сродни крестному пути. Тему жертвенности Христа художник развивает в работах, представляющих распятие и снятие Иисуса с креста:
На первой из них изображено деревянное средневековое распятие, у подножия которого застыли в молитве 3 женские фигуры. Их позы необыкновенно величественны. Лицо распятого святого исполнено боли и скорби. Все произведение проникнуто трагической безысходностью.
Гогеном исполнено несколько автопортретов, в которых он ставит между собой и Мессией знак равенства:
Таити
Тяга к экзотике жила в нем с детства, проведенного в далеком и кажущемся сказочным Перу. Поль считал цивилизацию болезнью человечества и мечтал ее покинуть, чтобы слиться с первозданной природой. Жизнь в теплых странах виделась ему овеянной романтикой, лишенной условностей, наполненной необычайной красотой.
Поль Гоген полагал, что в теплых краях почти не надо будет зарабатывать на хлеб – там можно питаться фруктами, просто срывая их с деревьев. На островах, как представлялось художнику, его будут бескорыстно обожать смуглые чувственные красавицы, а за жилье в хижинах, покрытых тростником, не нужно будет платить.
В 1891 г. Гоген уезжает на Таити. Сойдя с корабля на берег острова, художник был разочарован. Вместо дикой природы он попал в построенный колонистами город, где на каждом шагу можно было наткнуться на признаки ненавистной ему цивилизации: кабаки, кирпичные дома, людей в европейских костюмах.
Дикую первозданность простой туземной жизни Поль Гоген все же нашел – в самых отдаленных уголках острова. Недостающее он просто дофантазировал. Именно с Таити сегодня ассоциируется имя Гогена. Здесь он работал много и вдохновенно, создал 80 полотен, в которых совершенствовался неповторимый стиль, названный примитивизмом.
Его абсолютно самобытные картины отличаются обилием пасторальных элементов, плоским изображением, чрезмерной красочностью, простотой и непосредственностью. Самыми знаменитыми картинами Поля Гогена таитянского периода являются:
Женщина, держащая плод
Грациозными позами изображенных на гогеновских картинах таитянок, словно бы погруженных в сладкие грезы, переходом цвета и богатством красок создается ощущение разлитой в окружающей природе сбывшейся мечты.
Очередной провал
В 1893 г. Гоген отправляется в Париж продемонстрировать новые картины и получить доставшееся ему незначительное наследство. Выставка опять провалилась. Поль в который раз был не понят ни публикой, ни критиками. В 1895 г. он навсегда покидает Францию.
Личная жизнь
Художник легко увлекался женщинами. Также легко и без малейшего сожаления он их бросал, нередко при этом оставляя без единого су. Без особенных раздумий Поль Гоген бросал и своих детей.
Из многочисленных пассий художника исследователи выделяют 2 женщин, сыгравших в его жизни особую роль. Несмотря на различия между ними и на весь драматизм взаимоотношений, связывающих с ними Поля, этим женщинам суждено было оставить самый заметный след как в его душе художника, так и в творчестве.
На Метте, молодой, грубоватой и пышнотелой датчанке, он женился в 1872 г. и прожил с ней 12 лет. В семье родилось 5 детей, которых Поль не стремился содержать, желая посвятить свою жизнь служению искусству.
С тринадцатилетней островитянкой Теха’аманой (Техурой) художника связывал страстный, но ни к чему не обязывающий и очень кратковременный брак. Покорная девушка терпела все выходки «мужа», нередко впадая в депрессию из-за его постоянных измен. Главное, что привлекало художника в таитянке – это то, что она была совершенно была непохожей на европеек.
Мир девушки, выросшей в окружении духов, вдали от цивилизации, среди мифов и легенд, ему не дано было постичь. Она осталась напоминанием о непреодолимых различиях между 2 мирами. Ее можно увидеть на картинах:
После разрыва с Метте Поль еще долго вел переписку с бывшей супругой. Даже собирался к ней вернуться. В 1891 г. он написал ей об этом в письме, снабдив клятвенное обещание скорого возвращения «обручальным поцелуем».
Обещание скоро поправить дела и вернуться выглядит более чем странно, ведь в это время художник был уже одержим идеей навсегда уехать на острова. Накануне на вырученные от продажи картин деньги (10 тыс. франков) Поль Гоген закатил для друзей пышный банкет. Бывшей жене и детям не досталось ни одного су. Самые известные картины, посвященные Метте:
Известно, что в 1893 г., желая отправиться по делам в Париж, художник без сожаления расстался с островитянкой Техурой и их общим ребенком. Вернувшись в 1895 г., попытался ее вернуть, осыпая щедрыми подарками, но безуспешно. К тому времени тело Поля густо покрывали сифилитические язвы. Однако это не помешало ему завести 3 «жен» из числа туземок.
Последние годы жизни
В 1895 г. Гоген перебирается на Таити. В этот раз художнику не удалось осесть на острове. Поссорившись в администрацией, он не смог здесь найти работу. Деньги закончились, картины не продавались. Поль погряз в долгах.
Ему приходилось голодать, питаясь фруктами и креветками. Одолевала депрессия, причиной которой было общее разочарование, известие о смерти любимой дочери, а также собственная болезнь – запущенный сифилис. Мало-помалу к художнику пришла мысль покончить жизнь самоубийством.
«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?»
Но прежде чем оставить этот мир, Поль Гоген хотел создать свою главную картину, которая бы стала его духовным завещанием людям. Художник назвал ее «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» (1897 г.)
На большом эпическом полотне художник представил аллегорическую картину мира. Исследователи рассматривают ее и как сжатый философский трактат, и как завещание Гогена. В углу холста Поль написал, казалось бы, простые вопросы, на деле стоящие в центре любой философии и религии. Полотно оказывает необыкновенно мощное эмоциональное воздействие.
На Маркизских островах
В 1891 г. Поль поселился на Маркизских островах (о. Хива-Оа). На какое-то время Гогену показалось, что его невезения закончились: дела стали понемногу налаживаться.
На острове живописец построил вместительный дом и украсил его деревянной резьбой, изготовленной собственноручно. Здесь Поль работал в полную силу: писал пейзажи, занимался литературным творчеством, работал журналистом и создал свои знаменитые картины:
В последнем автопортрете Поль Гоген уже не прибегает к излюбленному им образу «дикаря».
Перед зрителем на полотне предстает спокойный и уставший человек, проживший жизнь пусть и очень непростую, но полную самых разнообразных впечатлений.
Но его спокойная жизнь длилась недолго. Скандальный художник, втянутый в политическую борьбу, нажил себе врагов. Болезнь подступила с новой силой: его мучили невыносимые боли, проблемы с сердцем, слабость. Поль Гоген уже не мог выходить из дома и прибегал к использованию морфия.
Интересные факты
Живописца по праву можно считать незаурядным человеком, на долю которого выпало множество бед. Его отличали агрессивность и высокомерие, художник забавлялся, устраивая интриги и ссоры между окружающими. Единственной, кого любил Поль Гоген, была его дочь Алина. Девочка неизменно поддерживала отца, даже в дни самых больших его неудач. Однако даже ей не удалось удержать отца рядом с собой.
Ссорился он и со своим другом Ван Гогом. Однажды дискуссия закончилась отрезанной у Ван Гога мочкой уха. До сих пор исследователи спорят о том, кто и при каких обстоятельствах это сделал. Традиционно считалось, что Ван Гог в припадке бешенства набросился на оппонента с бритвой и нанес себе повреждения по неосторожности.
В недавних исследованиях высказываются предположения, что ухо другу отрезал Поль Гоген. Известно, что пострадавший завернул отрезанное ухо в тряпочку и отнес его в бордель в качестве подношения знакомой девице. После этого он был помещен в учреждение для лечения душевнобольных. Однако этот инцидент не положил конца их дружбе, и в дальнейшем художники продолжали переписываться.
Работы, посвященные Гогену
История художника увековечена в книгах и фильмах:
Судьба Поля Гогена не предвещала ни материального благополучия, ни мировой славы. Его работы не только не находили спроса у современников – над ними смеялись, называя их «измышлениями больного мозга» и «иллюстрациями из детских книжек». О том, что его работы получили всемирное признание, художник так никогда и не узнал. При жизни Гогена основным ценителем его полотен был он сам.
Слава настигла живописца после его смерти: в 1906 г. на парижской выставке было представлено 227 гогеновских полотен. Стоимость его работ, не оцененных по достоинству при жизни, сегодня составляет баснословные суммы. В 2015 г. его полотно «Когда свадьба?» было приобретено за 300 млн долларов.
Расскажите в комментариях, нравятся ли вам его картины. Поделитесь познавательной статьей с друзьями в соцсетях и сохраните ее в закладках.
Лекция Александра Таирова о знаменитом художнике: