поход детей крестовый поход кратко
История юного проповедника
В 1212 году в Париж пришел 12-летний пастух Этьен (в некоторых источниках его называют Стефаном). Он отправился к аббатству Сен-Дени и заявил, что является посланником божьим. Для освобождения Гроба Господнего от мусульман ему требовалась помощь. Католическое духовенство решило использовать мальчика в своих целях.
О жизни пастуха Этьена мало что известно. Он родился примерно в 1200 году в деревне рядом с Орлеаном. Мальчик с детства отличался набожностью, и особенно сильно его впечатляли крестные ходы. На них люди молились за упокой погибших за веру.
В мае 1212 года Этьен познакомился с монахом. Тот поведал мальчику о событиях на Востоке, рассказал о крестоносцах. После этого монах сказал, что он Иисус Христос, который пришел сообщить Этьену важную новость: мальчик избран на роль предводителя детского войска. Его цель — обращение мусульман в христианство. После этого монах передал ребенку свиток и велел отдать его королю Франции.
Этьен рассказал об этом родителям и односельчанам, но они не восприняли его всерьез. Мальчик убежал из дома и отправился в аббатство. По дороге он останавливался в разных селах и рассказывал о Христе. Этот опыт позволил ему стать настоящим проповедником.
Речи Этьена увлекали не только детей, но и взрослых. Постепенно слава пастушка дошла до Папы Иннокентия III. Он одобрительно отнесся к этому и благословил мальчика на сбор войска.
Организация похода
В Средние века были нередкими войны за веру, но дети в них не принимали участие. Однако пастушку удалось собрать множество последователей. Этьен обращался к честолюбию детей, подчеркивал, что только невинные души способы спасти мир, в то время как взрослые погрязли в грехах.
Крестовый поход детей в 1212 году собрал не только бедняков. Среди примкнувших к пастушку было немало знатных особ. Девочки тоже присоединялись, но для удобства они переодевались в мужскую одежду. Этьен объявил местом сбора город Вандом.
Помимо подростков, шли взрослые:
Слухи о детском Крестовом походе 1212 года дошли до Филиппа II. Он был не против, думал, что это воодушевит взрослых. Но парижский университет отговорил короля от поддержки похода. Поэтому Филипп II издал эдикт и велел детям вернуться. Но было слишком поздно — детей охватил фанатизм, и они массово сбегали.
В конце июня войско Этьена насчитывало 30 тысяч детей. Многие в дороге умирали от голода и болезней.
Они пришли к морю у города Марсель и начали усиленно молиться, чтобы вода расступилась перед ними. Но их действия не увенчались успехом. Тогда некоторые участники разозлились и ушли.
Итоги и судьба детей
Этьен остался с небольшим количеством последователей. Два дельца предложили перевезти их через море. После этого судьба детей была неизвестна. Только спустя 18 лет вернулся священник, который был с детьми. Он рассказал о судьбе крестоносцев:
Выжили около 700 детей, и они были в рабстве, но освобождать их никто не торопился. Результат Крестового похода — разочарование в религиозном движении, но в то же время Папа Римский усилил призывы к борьбе за веру.
В это время был еще немецкий детский Крестовый поход, дата его проведения такая же — 1212 год. Как и первый, он закончился неудачно. Популярность таких шествий объясняется несколькими причинами: голод и эпидемии, мечты о новой земле, духовенство мечтало распространить свое влияние на Восток.
Крестовый поход детей — это одна из самых печальных страниц истории. Для того чтобы понять направления, в которых двигались войска, можно использовать карту. Это событие нашло отражение в художественной литературе.
Крестовые походы детей
Начало XIII века – не самое спокойное время в истории Европы. Многие еще грезили возвращением потерянного Гроба Господня, но во время IV Крестового похода был захвачен не Иерусалим, а православный Константинополь. Скоро армии крестоносцев снова пойдут на Восток и потерпят очередное поражение в Палестине и Египте. В 1209 году начались Альбигойские войны, одним из следствий которых стало создание в 1215 году папской инквизиции. Ливония была завоевана меченосцами. Никея воевала против сельджуков и Латинской империи.
В интересующем нас 1212 году Чехия получила «Золотую Сицилийскую буллу» и стала королевством, на Руси умер Всеволод Большое Гнездо, короли Кастилии, Арагона и Наварры разгромили войско халифа Кордовы у Лас-Навас-де-Толоса. И одновременно с этим происходят какие-то уже совершенно невероятные события, поверить в которые трудно, но все же придется. Речь идет о так называемых Крестовых походах детей, о которых упоминается в 50 вполне серьезных источниках (из них 20 – сообщения хронистов-современников). Все описания чрезвычайно короткие: то ли этим странным авантюрам не придавалось большого значения, то ли они уже тогда воспринимались, как нелепое происшествие, которого следует стыдиться.
Явление «героя»
Началось все в мае 1212 года, когда ничем не примечательный до того времени пастушок по имени то ли Этьен, то ли Стефан встретился с монахом, возвращавшимся из Палестины. В обмен на кусок хлеба, незнакомец подал мальчику какой-то непонятный свиток, назвал себя Христом, и приказал ему, собрав армию из невинных детей, идти с ней в Палестину, дабы освободить Гроб Господень. По крайней мере, именно так рассказывал о тех событиях сам Этьен-Стефан – вначале путался и противоречил сам себе, но потом вошел в роль и говорил уже без запинки. Спустя 30 лет один их хронистов написал, что Стефан был «рано возмужавшим негодяем и гнездилищем всех пороков». Но данное свидетельство нельзя признать объективным – ведь в то время уже известны были плачевные результаты организованной этим подростком авантюры. И вряд ли деятельность Этьена-Стефана имела бы такой успех, если бы в окрестностях у него была настолько сомнительная репутация. А успех его проповеди был просто оглушительным – причем не только среди детей, но и у взрослых. Ко двору французского короля Филиппа Августа в аббатство Сен-Дени 12-летний Стефан пришел не один, а во главе многочисленной религиозной процессии.
– заявил Стефан королю.
Малолетние крестоносцы, по его словам, не нуждались в щитах, мечах и копьях, ибо их души безгрешны и с ними сила любви Иисуса.
Папа Иннокентий III поначалу поддержал эту сомнительную инициативу, заявив:
Скоро он раскается в этом, но будет поздно, и моральная ответственность за гибель и искалеченные судьбы десятков тысяч детей навсегда останется с ним. А вот Филипп II колебался.
Человек своего времени, он тоже был склонен верить во всевозможные знамения и божьи чудеса. Но Филипп был королем не самого маленького государства и прожженным прагматиком, его здравый смысл противился участию в этой, более чем сомнительной, авантюре. Он хорошо знал о власти денег и мощи профессиональных армий, но сила любви Иисуса. Эти слова привычно было слышать на проповеди в церкви, однако всерьез рассчитывать на то, что неоднократно разбивавшие рыцарские армии Европы сарацины вдруг капитулируют перед безоружными детьми, было, мягко говоря, наивно. В итоге он обратился за советом в Парижский университет. Профессора этого учебного заведения проявили редкостное по тем временам благоразумие, постановив: детей нужно отправить по домам, ибо весь этот поход – затея Сатаны. И тут случилось то, чего не ожидал никто: пастушок из Клуа отказался подчиниться своему королю, объявив о сборе новых крестоносцев в Вандоме. И популярность Стефана была уже такова, что король не посмел препятствовать ему, опасаясь бунта.
Мэтью Пэрис, английский хронист, писал о Стефане-Этьене:
Мало того, истерия оказалась заразной: в разных городах и деревнях стали появляться другие «пророки» от 8 до 12 лет, которые утверждали, что посланы Стефаном. На фоне всеобщего помешательства, сам Стефан и некоторые из его последователей даже «излечивали бесноватых». Под их руководством устраивались шествия с пением псалмов. Участники похода одевались в простые серые рубахи и короткие штаны, в качестве головного убора – берет. На груди нашивали крест из материи разного цвета – красного, зеленого или черного цвета. Выступали они под стягом святого Дионисия (Орифламмой). Среди этих детей были и переодетые в мальчиков девочки.
Крестовые походы 1212 года: «детские» лишь по названию?
Однако сразу следует сказать, что «детские крестовые походы» были не совсем и не полностью детскими. Джованни Миколли ещё в 1961 г. обратил внимание, что латинское слово pueri («мальчики») в те времена использовалось для обозначения простолюдинов – независимо от их возраста. А Питер Рэдс в 1971 г. разделил все источники, где повествуется о событиях похода 1212 г. на три группы. В первую вошли тексты, написанные около 1220 г., их авторы были современниками событий и потому данные свидетельства представляют особую ценность. Во вторую – написанные между 1220 и 1250 г.г.: их авторы также могли быть современниками, либо – пользоваться рассказами очевидцев. И, наконец, тексты, написанные после 1250 г. И сразу же выяснилось, что «детскими» походы называются лишь в трудах авторов третьей группы.
Таким образом, можно утверждать, что данный поход стал неким повторением Крестового похода бедноты 1095 года, а мальчик Стефан – «реинкарнацией» Петра Амьенского.
Тем временем в Германии
Схожие события разворачивались в это время и в Германии. Когда слухи о «чудесном пастушке» Стефане достигли берегов Рейна, некий, оставшийся безымянным, сапожник из Трира (монах-современник прямо назвал его «пройдошливым дурнем») послал своего 10-летнего сына Николаса проповедовать у Гробницы трех волхвов в Кельне. Некоторые авторы утверждают, что Николас был умственно неполноценным, чуть ли не юродивым, слепо выполнявшим волю своего алчного родителя. В отличие от бескорыстного (по-крайней мере, на первых порах) мальчика Стефана, прагматичный взрослый немец сразу же организовал сбор пожертвований, большую часть которых без стеснения отправлял в свой карман. Возможно, он намеревался тем и ограничиться, но ситуация быстро вышла из-под контроля: не успели Николас и его папа оглянуться, как за их плечами оказалось от 20 до 40 тысяч «крестоносцев», которых все-таки пришлось вести в Иерусалим. Более того, в поход они выступили даже раньше своих французских сверстников – в конце июня 1212 года. В отличие от колебавшегося французского короля Филиппа, император Священной Римской империи Фридрих II к этой затее сразу же отнесся резко отрицательно, запретив пропаганду нового Крестового похода, и тем спас немало детей – участие в этой авантюре приняли только уроженцы ближайших к Кельну прирейнских областей. Но и их оказалось более чем достаточно. Любопытно, что мотивы организаторов французского и германского походов оказались совершенно разными. Стефан говорил о необходимости освободить Гроб Господень и обещал своим последователям помощь ангелов с огненными мечами, Николас – взывал к мести за погибших крестоносцев Германии.
Огромная «армия», выступившая из Кельна, в дальнейшем разделилась на две колонны. Первую возглавил сам Николас, она двинулась на юг вдоль Рейна через Западную Швабию и Бургундию. Вторая колонна, во главе которой встал другой, оставшийся безымянным, юный проповедник, пошла к Средиземному морю через Франконию и Швабию. Разумеется, поход был чрезвычайно скверно подготовлен, многие из его участников не подумали о теплой одежде, а запасы продовольствия скоро закончились. Жители земель, через которые проходили «крестоносцы», страшась за своих детей, которых звали с собой эти странные пилигримы, были недружелюбны и агрессивны.
В результате до предгорий Альп сумели дойти лишь около половины тех, что вышли из Кельна: наименее стойкие и наиболее благоразумные отставали и возвращались домой, оставались в понравившихся городах и деревнях. Немало было заболевших и погибших в пути. Остальные слепо шли за своим малолетним вождем, даже не подозревая, что их ждет впереди.
Главные трудности ожидали «крестоносцев» во время перехода через Альпы: выжившие утверждали, что ежедневно умирали десятки, если не сотни их товарищей, и не было сил даже похоронить их. И только теперь, когда немецкие пилигримы устилали своими телами горные дороги в Альпах, в путь отправились французские «крестоносцы».
Судьба французских «крестоносцев»
Путь воинства Стефана проходил по территории родной Франции и оказался не в пример легче. В результате французы опередили немцев: уже через месяц они пришли в Марсель и увидели Средиземное море, которое, несмотря на искренние молитвы, ежедневно возносимые входящими в воду пилигримами, не расступилось перед ними.
Помощь предложили два купца – Гуго Ферреус («Железный») и Вильям Поркус («Свинья»), которые предоставили 7 кораблей для дальнейшего путешествия. Два корабля разбились о скалы острова Святого Петра близ Сардинии – рыбаки нашли в этом месте сотни трупов. Эти останки захоронили лишь спустя 20 лет, на общей могиле была построена церковь Новых Непорочных Младенцев, которая простояла почти три века, но потом была заброшена, и сейчас даже неизвестно ее местоположение. Пять других кораблей благополучно достигли другого берега, но пришли не в Палестину, а в Алжир: оказалось, что «сердобольные» марсельские купцы заранее продали пилигримов – европейские девочки высоко ценились в гаремах, мальчики должны были стать рабами. Но предложение превысило спрос, и потому часть детей и взрослых, непроданных на местном базаре, отправили на рынки Александрии. Там султан Малек Камель, известный также как Сафадин, купил четыреста монахов и священников: 399 из них остаток жизни провели за переводами латинских текстов на арабский язык. Но один в 1230 году смог вернуться в Европу и рассказал о печальном финале этой авантюры. По его словам, в то время в Каире находилось около 700 французов, отплывшими из Марселя ещё детьми. Там они и закончили свою жизнь, никто не проявил интереса к их судьбе, выкупить их даже не попытались.
Но и в Египте купили не всех, и потому несколько сотен французских «крестоносцев» все-таки увидели Палестину – по пути в Багдад, где были проданы последние из них. Согласно одному из источников, местный калиф предложил им свободу в обмен на обращение в Ислам, отказались лишь 18 из них, которые и были проданы в рабство и закончили свою жизнь рабами на полях.
Германские «крестоносцы» в Италии
А что же случилось с немецкими «детьми» (независимо от их возраста)? Как мы помним, до Альпийских гор сумели добраться лишь половина из них, пройти через Альпы удалось только трети оставшихся пилигримов. В Италии они были встречены крайне враждебно, перед ними закрывали ворота городов, отказывали в милостыне, мальчиков избивали, девочек насиловали. От двух до трех тысяч человек из первой колонны, в том числе и Николас, все же сумели дойти до Генуи.
Республике Святого Георгия требовались рабочие руки, и несколько сотен человек остались в этом городе навсегда, но основная масса «крестоносцев» продолжила свой поход. Власти Пизы выделили им два корабля, на которых часть пилигримов были отправлены в Палестину – и бесследно пропали там. Вряд ли их судьба была лучше, чем у тех, кто остался в Италии. Часть детей из этой колонны все же дошли до Рима, где ужаснувшийся их виду папа Иннокентий III приказал им вернуться домой. При этом он заставил их целовать крест в том, что «придя в совершенный возраст», они закончат прерванный крестовый поход. Остатки колонны рассеялись по Италии, и лишь немногие из этих пилигримов вернулись в Германию – единственные из всех.
Вторая колонна дошла до Милана, который пятьдесят лет назад был разграблен войсками Фридриха Барбароссы – более негостеприимного города для немецких пилигримов трудно было представить. Утверждали, что их там, словно зверей, травили собаками. Вдоль побережья Адриатического моря они добрались до Бриндизи. Южная Италия в это время страдала от засухи, вызвавшей небывалый голод (местные хронисты сообщали даже о случаях людоедства), легко представить, как отнеслись там к немецким попрошайкам. Впрочем, имеются сведения о том, что попрошайничеством дело не ограничивалось – шайки «пилигримов» промышляли воровством, а наиболее отчаянные даже нападали на деревни и беспощадно грабили их. Местные крестьяне, в свою очередь, убивали всех, кого могли поймать. Епископ Бриндизи попытался отделаться от незваных «крестоносцев», усадив некоторых в какие-то утлые суденышки – они затонули в виду городского порта. Судьба остальных была страшной. Оставшиеся в живых девочки вынуждены были, как и многие их сверстницы из первой колонны, стать проститутками – ещё через 20 лет приезжие удивлялись огромному количеству блондинок в публичных домах Италии. Мальчикам повезло еще меньше – многие умерли от голода, другие фактически стали бесправными рабами, вынужденными работать за кусок хлеба.
Бесславный конец вождей походов
Печальной была и судьба предводителей этого похода. После погрузки пилигримов на корабли в Марселе, исчезает из хроник имя Стефана – их авторы с этого времени ничего не знают о нем. Возможно, судьба была милостива к нему, и он погиб на одном из кораблей, разбившихся у Сардинии. Но, может быть, ему пришлось пережить потрясение и унижение невольничьих рынков Северной Африки. Выдержала ли это испытание его психика? Бог весть. В любом случае, он заслужил все это — в отличие от тысяч детей, быть может, невольно, но обманутых им. Николас пропал в Генуе: либо он погиб, либо, потеряв веру, покинул свое «войско» и затерялся в городе. А, быть может, обозленные пилигримы сами изгнали его. В любом случае, с этого времени он уже не возглавлял крестоносцев, что так беззаветно верили ему и в Кельне, и в пути через Альпы. Третий, оставшийся навсегда безымянным, малолетний вождь немецких крестоносцев, видимо погиб в Альпийских горах, так и не добравшись до Италии.
Послесловие
Самое поразительное, что через 72 года история с массовым исходом детей повторилась в несчастном немецком городе Гамельне (Хамельне). Из дома тогда ушли и пропали 130 местных детей. Именно этот случай стал основой знаменитой легенды о Крысолове. Но об этом загадочном происшествии будет рассказано в следующей статье.
В начале 13-го века тысячи детей из Франции и Германии собирались в «войска» и устремлялись к морю, чтобы отправиться в Иерусалим и отобрать у мусульман Гроб Господень. В историю это поразительное по своей странности, наивности и трагичности событие вошло под названием Крестовый поход детей.
Пастушки Николас и Стефан
В мае 1212 года войско немецких юных крестоносцев насчитывало не менее 25 тысяч «солдат», большинству из которых не исполнилось и 13 лет.
Примерно столько же крестоносцев собирается и во Франции.
Дети шли по городам и весям, несли хоругви, пели псалмы, выпрашивали у сердобольных жителей еду. Многие болели и умирали в пути. Как и в любом детском сообществе, в войске юных крестоносцев случались конфликты и жестокие драки.
Оба пастушка увидели однажды чудной сон: им явился Иисус в образе белого монаха и приказал вести детей через море в Иерусалим. Юные, непорочные души невозможно уничтожить мечом, поэтому дети смело должны были отправляться в захваченные мусульманами земли и с именем Господа на устах без насилия и кровопролития освободить Иерусалим. Согласитесь, разумный план! Особенно если учесть, что Иисус якобы пообещал Стефану и Николасу развести в стороны море, позволив детям по дну морскому пройти прямо в Палестину.
Пастухи начали проповедовать увиденное во сне, да так неистово, что дети со всей Европы сбегали от родителей дабы присоединиться к Крестовому походу. Стефана и Николаса начали почитать как святых чудотворцев.
Альпийский поход
В конце мая 1212 года, когда войско пастушка Николаса превысило 30 тыс. детей, он заявил, что пора отправляться в Италию. Пройдя через всю Германию, дети оказались у Альп. Через 587 лет русская армия под предводительском генерал-фельдмаршала Александра Суворова с огромным трудом преодолеет эти горы. Но это были суровые русские солдаты, мужики, а Николас вел детей.
Неудивительно, что из 30 тысяч юных крестоносцев, поднявшихся в горы со стороны Германии, спустилось вниз в итальянские долины лишь 7 тысяч оборванных, изнуренных ребятишек. Двадцать три тысячи детей нашли свой вечный приют на заснеженных альпийских перевалах.
Казалось бы, выжившим можно было радоваться: вот она, солнечная Италия! Однако, не тут-то было. Итальянцы прекрасно помнили, как крестоносцы немецкого короля Фридриха I Гогенштауфена более известного по прозвищу Барбаросса разоряли их земли. В некоторых селениях в детей летели камни, и лишь немногие сердобольные итальянцы готовы были дать что-то съестное оголодавшей ребятне.
Такого развития событий никто не ожидал. Детям пришлось временно остаться в Генуе, испытывая лишения и унижения. Часть детей отправились в Ватикан искать помощи и поддержки у Папы Римского. Аудиенция, действительно, состоялась, но папа Иннокентий посоветовал детям отправляться по домам к убитым горем родителям.
И дети отправились домой. Через Альпы, разумеется. Сколько юных крестоносцев вернулись обратно, точно неизвестно, но едва ли больше 200 человек. В обратном походе, по всей видимости, погиб и пастушок Николас. Во всяком случае, в истории о нем больше нет ни единого упоминания.
Крах французского похода
А что же французские детишки пастушка Стефана из Клуа? Они в количестве примерно 30 тысяч человек собрались у города Вандом, дабы направиться в Марсель. Французским юным крестоносцам благоволила сама география: им не нужно было преодолевать Альпы, чтобы достичь моря. Им даже не нужно было совершать путешествие по чужой стране.
Тем не менее, судьба французского Крестового похода детей оказалась не менее трагичной, чем немецкого.
Добравшись до Марселя, дети совершили массовую молитву, чтобы Господь заставил море расступиться. Но, как оказалось, это так не работает.
Юным крестоносцам пришлось остаться в недружелюбном Марселе, который буквально кишел пиратами, бандитами и мошенниками всех мастей.
Ранним утром, распевая псалмы, дети погрузились на семь шхун. Всего от марсельского берега к Палестине отчалило примерно 4900 детей. После того, как корабли исчезли в туманной дымке, больше никто и никогда не видел ни одного из юных крестоносцев.
Позднее некий монах утверждал, что купцы оказались пиратами-работорговцами. Детей отправили прямо в Алжир, где они были проданы в рабство. Так юные крестоносцы вместо освободителей гроба Господня, стали рабами алжирских богачей: кто-то слугой, кто-то чесателем пяток, а кто-то и наложником.
Итоги
Крестовый поход детей 1212 года закончился колоссальной трагедией. По самой щадящей оценке, 30 тыс. человек погибло, судьба почти 5 тыс. подростков осталась неизвестной.
Родители, которые буквально на коленях отговаривали детей от рокового поступка, получили тяжелейшие моральные травмы.
Так религиозное мракобесие и привычка создавать из пастушков «пастырей добрых» привела к одной из самых тяжелых трагедий в истории Европы.
Детский крестовый поход
Всего получено оценок: 317.
Всего получено оценок: 317.
Завоевание Константинополя в 1204 г. в результате Четвертого крестового похода стало последним значительным результатом движения крестоносцев. Идея священной войны исчерпала себя, однако папство продолжало призывать христиан к захвату Иерусалима. В самой уродливой форме фанатизм простого народа выразился в детском крестовом походе 1212 г.
Возникновение идеи детского крестового похода
Успехи мусульман на Востоке значительно охладили воинственный пыл крестоносцев. Призывы папы Римского находили отклик только среди крестьянства. Возникла безумная идея, что победа может быть достигнута только невинными безоружными детьми, потому что настоящим воинам мешает груз накопленных грехов.
Рис. 1. Гравюра Г. Доре.
Кратко о детском крестовом походе свидетельствует история движений во Франции и Германии.
Французский крестовый поход детей
В мае 1212 г. в аббатство Сен-Дени (Париж) пришел 12-летний пастух Этьен. Он заявил, что является божьим посланником и должен возглавить крестовый поход детей. Католическое духовенство воспользовалось мальчиком в своих целях. Этьену была оказана помощь. Он начал вести проповеди среди крестьян и совершать “чудеса”.
Появилось множество подражателей Этьена. Крестьянские дети не старше 12 лет собирались вокруг нового проповедника. В г. Вандоме за месяц собралось около 30 тыс. детей.
которые читают вместе с этой
Дети быстро добрались до Марселя. Здесь их согласились переправить по морю судовладельцы. Во время плавания разыгралась буря. Два корабля с детьми затонуло возле Сардинии. Оставшиеся пять привезли детей в Египет, где их продали в рабство.
Торговцев детьми впоследствии казнили, но сам факт использования детского фанатизма был чудовищным.
Добравшиеся до Марселя дети были крайне удивлены тем, что море не расступилось перед “святым воинством”.
Немецкий крестовый поход детей
Подобно Этьену во Франции, в Германии также появился проповедующий ребенок. Десятилетний Никлас вместе с отцом проповедовал идею крестового похода в нижнерейнских областях.
Проповеди Никласа имели большой успех. За короткий срок в Кельне собралось около 20 тыс. детей. Армия юных рыцарей креста двинулась на юг. При переходе через Альпы две трети детей погибло от голода.
Возле Рима часть крестоносцев повернула обратно, остальные направились к порту Бриндизи. Только вмешательство местного епископа оградило детей от рук работорговцев.
На обратном пути немецкие юные крестоносцы практически все погибли от голода и болезней.
Папа Иннокентий III никак не осудил этот безумную затею. Он предоставил выжившим детям “отсрочку” до совершеннолетия, после чего они должны были выполнить свой святой обет.
Итог детского крестового похода
Французский и немецкий детские крестовые походы часто объединяют в одно движение, так как они имеют схожие черты:
Результаты детских походов были следующие: