поход бедноты первый крестовый поход
Крестовый поход бедноты
Папа римский Урбан II не ожидал такой прыти от рабов божьих. Он рассчитывал, что оголтелая толпа официально отправится в Первый крестовый поход в праздник Успения Богородицы, что пятнадцатого августа, но беднота так сильно рвалась отвоевывать Святую землю, что взяла курс на Иерусалим гораздо раньше намеченного срока. Армию составляли в основном крестьяне и обедневшие рыцари, которые в походе видели единственную возможность поправить свое бедственное положение, ну или умереть за веру, тут уж как кому повезет.
Надо сказать, что до призыва к походу Европу на протяжении нескольких лет сильно «штормило». За короткий временной отрезок людям пришлось вытерпеть и засуху, и голод, и чуму. Эти события давили на умы народа, заставляя выживших думать о скорой неминуемой смерти. А в 1095 году произошло еще несколько необычных природных явлений, таких как лунное затмение и метеоритный дождь. Их священнослужители быстро обратили себе на пользу, заявив, что это – Божье благословение для похода против неверных. И измученный, уставший и испуганный народ поверил. Точно неизвестно, что всего людей приняло участие в Крестьянском походе. По мнению исследователей, их численность колебалась от ста до трехсот тысяч. Причем армию составили не только мужчины, но женщины с детьми.
Естественно, у войска должен был появиться лидер. И такой нашелся в лице монаха-отшельника Петра Амьенского, которого прозвали Пустынником. Ради усиления эффекта он нарядился в белые одежды, оседлал коня и путешествовал по Северной Франции и Фландрии, всеми силами пропагандируя крестовый поход. Петр отличался умением руководить и заводить толпу, его речи слушали, открыв рты. И поэтому немудрено, что именно Пустынника крестьяне стали воспринимать не просто как лидера, а как полноценного Божьего пророка. Сам Петр активно поддерживал эту легенду, рассказывая всем и каждому о том, что на путь проповеди его отправил лично Христос. Так постепенно вокруг Пустынника начала собираться разношерстная толпа, где главной силой стали дикие, неграмотные и нищие люди, которые в походе на Иерусалим видели только возможность обогатиться. Были среди них и по-настоящему религиозные паломники, но их численность значительно уступала отбросам общества. Но Петр, конечно, не обращал внимания. Главное – количество, а не качество.
О самом Петре, надо сказать, информации не так много. Известно, что он появился на свет в Амьене примерно в 1050 году. Сначала служил в армии, потом ударился в религию. Общаясь со священнослужителями Петр загорелся идеей выдворения мусульман и остальных иноверцев со Святой земли. Поэтому призыв Урбана II стал для него настоящим «звездным часом». И хотя официально во главе похода стоял именно папа римский, на деле же его лидером стал именно тщедушный и жалкий на вид Петр. Народ не обращал внимания на его внешность, люди видели в нем могучую внутреннюю силу. Современники Пустынника говорили, что ум у него был «быстрым и проницательным, говорил приятно и свободно». Кстати, есть версия, что именно Пустынник стал чуть ли не идейным вдохновителем крестового похода. Во время своих странствий он добрался до Палестины, где увидел, что местные христиане находятся в ужасном положении. Им срочно требовалась помощь. И Петр добился встречи с иерусалимским патриархом Симоном. Тот, выслушав монаха-отшельника, лишь пожал плечами и посоветовал обратиться к «владыке-папе и римской церкви, королям и князьям Запада». Пустынник не отступил и вскоре уже был в Риме на приеме у папы Урбана II. Тот выслушал Петра и пообещал всяческое содействие. Так, собственно, и был объявлен крестовый поход.
Появился у Петра и главный помощник. Им стал французский рыцарь Вальтер, по уши погрязший в нищете. И поэтому он получил говорящее прозвище «Голяк». Он командовал армией, закрывая глаза на выходки своих «подопечных». Дело в том, что войско Божье, отправившееся в Святую землю, шло, так сказать, налегке. Точнее, бедняки просто не в состоянии были взять с собой ни припасов, ни обоза. «Забыли» они и взять с собой дисциплину. Толпа, словно лавина голодных крыс, шла на Восток, уничтожая и сметая все на своем пути. Они грабили деревни, убивали ради собственной выгоды и не подчинялись приказам. Причем страдали от их действий не только иноверцы, но и сами христиане, которые отказывались проспонсировать крестовый поход.
Но путь до Иерусалима был не близким, солдатам Божьим для начала требовалось пройти по самой Европе. Едва армия оформилась, как начались погромы и убийства. Страдали в основном евреи, которых папа Урбан II без малейшей жалости бросил на растерзание нищим крестоносцам. Разногласия между христианами и иудеями начались еще до официального призыва папы. Известно, что летом 1095 года кровопролитные столкновения произошли в еврейских общинах Франции. Но тогда кое-как священнослужителям удалось создать иллюзию мирного существования. Но в 1096 году слова Урбана сделали евреев беззащитными. Церковь, запустив маховик религиозной истерии, уже никак не могла повлиять на поведение христиан. Священнослужителям оставалось просто наблюдать за погромами и убийствами.
Слова Урбана народ воспринял буквально. Для христиан евреи стали такими же врагами, как и мусульмане. Им припомнили неприятие «правильной» церкви, а также распятие Христа. Особенно рьяно взялись за искоренение иудеев во Франции и Германии. В этих странах всяческую поддержку простолюдинам в «священной войне» оказывали и влиятельные люди. Например, французский герцог Готфрид Бульонский заявил: «пойти в этот поход только после отмщения крови распятого пролитием крови еврейской, полным искоренением тех, кто называются евреями, таким образом смягчив гнев Божий». А вот что писал хронист Сигеберт из Жамблу: «Пока евреи не крестятся, не сможет разразиться война во славу Господа. Тех, кто откажется, нужно лишить своих прав, убивать и изгонять из городов».
На какое-то время христиане и вовсе забыли о Святой земле, Иерусалиме и гробе Господнем. Зачем отправляться за тридевять земель, если и здесь, можно сказать, на соседней улице живут враги? Вот что об этих событиях писал еврейский хронист Самсон: «…проходя через места, где жили евреи, сказали один другому: вот мы идем в дальний путь искать дом позора и мстить исмаильтянам, а вот евреи, живущие среди нас, отцы которых убили его и распяли его ни за что. Отомстим-ка им сначала, и истребим их из народов, и не будет помянуто больше имя Израиля, или будут как мы и признают сына злоумышления».
Но не только местью за Христа руководствовались новоявленные крестоносцы. Хотя это и скрывалось, но главной причиной истерии по поводу евреев стали их богатства. Христиане прекрасно знали, что еврейские общины живут очень хорошо, денег у них было много. Преуспеяние иноверцев было вызвано первоначальным отношением властей. Евреям позволили жить обособлено и заниматься весьма выгодным делом – ростовщичеством. А вот для католиков эта, скажем так, «золотая жила», находилась под запретом. Припомнили христиане евреем и это, завернув жажду наживы в обертку классовой ненависти. Именно нападение на иудеев стало для бедняков самым простым, быстрым и безопасным способом разбогатеть. Одних просто грабили, других брали в заложники и требовали баснословных выкупов. Велика была еще и доля тех крестоносцев, которые сами влезали в долги, и поэтому они без малейшего сожаления расправлялись со вчерашними кредиторами. В общем, борьба с иноверцами шла полным ходом. Как в старой циничной шутке: банк горит, ипотека тушится.
Правда, не все европейские лидеры поддерживали призыв папы римского расправляться со всеми иноверцами. Например, император Генрих IV велел своим священнослужителям и герцогам оказать максимальную поддержку еврейским общинам. Под это распоряжение попал и выше упомянутый Готфрид Бульонский. Но сдержать многотысячную толпу христианских бедняков было практически невозможно. Они не слушали даже своего лидера – Петра Амьенского. А ведь он, надо сказать, не вел антиеврейский пропаганды и считал, что иудеи должны поучаствовать в крестовом походе финансово. Они были не против, но деньги не помогали. Наоборот, чем больше новоявленным воинам Христа платили, тем сильнее росли их аппетиты. Не помогли и епископы, которые получали от евреев деньги за защиту.
Первыми пострадали общины в Руане и Кельне, то есть, в городах, в которых и стартовал Крестьянский крестовый поход. Затем волна добралась до Майнца. Христиане не ограничивались грабежами, они старались именно убивать всех иноверцев. Понимая, что на спасение нет даже малейшего шанса, многие евреи совершили массовое самоубийство. Не оставили в живых они даже маленьких детей, поскольку знали, что крестоносцы расправятся с ними максимально жестоко. Та же кровавая история произошла в Мозеле, Трире, Шпайере и Вормсе.
Оставляя за собой кровавый след, крестоносцы все же сумели добраться до Венгрии. Первыми были солдаты, которыми командовал Вальтер Голяк. Король Кальман I Книжник был осведомлен о приближающемся войске обезумевшей от жадности, алчности и злости толпы. И поэтому стянул к границе свои войска. Затем последовала встреча Вальтера с венгерским королем. Кальман согласился пропустить воинов Божьих по своим землям и даже пообещал оказать им финансовую поддержку, но выдвинул условие – строжайшего соблюдения порядка и дисциплины. Голяк, конечно, согласился, хотя прекрасно понимал, что он не в состоянии справиться со своими солдатами. Кстати, среди них был и упомянутый выше Эмихо Лейнинген. Он, наплевав на приказ Вальтера, начал вести свою, скажем так, «внешнюю политику». А именно: его солдаты принялись разграблять деревни и убивать людей. На защиту своей земли встал чешский князь Бржетислав II. Он сумел разгромить отряд Лейнингена и сообщил об этом королю Венгрии. Параллельно еще несколько отрядов крестоносцев начали грабить и убивать. Реакция Кальмана была жесткой и жестокой. Его солдаты нанесли воинам Христа болезненное поражение. И поэтому оставшуюся часть пути они прошли тихо и спокойно. И к Константинополю Вальтер привел лишь несколько сотен голодных, злых и уставших людей, которые напоминали разбойников, нежели воинов Божьих.
Затем к Венгрии подошли крестоносцы под предводительством Петра Амьенского. Они знали о том, что случилось с их предшественниками, поэтому вели себя дружелюбно, в силу своих возможностей, конечно.
Так или иначе, но осенью 1096 года под Константинополем собралась внушительная по численности армия – порядка ста восьмидесяти тысяч человек. Но об их боевых качествах говорить не приходилось. Император Византии Алексей Комнин увидел орды злых и измученных людей, которые были готовы пойти на любое преступление ради наживы. Естественно, оно представляло для Византии серьезную угрозу. Комнин думал, что папа римский направил к нему для войны с неверными профессиональных солдат, а вместо этого пришли оборванцы. Было понятно, что европейцы ничего не смогут противопоставить воинам-мусульманам. Поэтому появление войска Петра и Вальтера воспринял как издевательство и личное оскорбление.
У стен Константинополя крестоносцы пробыли несколько недель. За это время они совершили несколько набегов на близлежащие деревушки и даже на сам город. А грабили воины не только купеческие лавки, но и церкви, хотя византийцы всячески старались задобрить европейских «партнеров». И Алексею Комнину это надоело. Византийский флот переправил крестоносцев через Босфор и высадил на противоположном берегу. Войско встало лагерем возле Цивитота. Но даже здесь Петру не удалось объединить разрозненные шайки в одну армию. Вскоре отряды начали уходить, скажем так, в свободное плавание. Они разбредались по землям, принадлежащим мусульманам, думая, что с ними справиться будет также просто, как и с евреями. Никто из них и не подозревал, с каким сильным противником ждала встреча. А нищий рыцарь Рено де Брей, вставший во главе многочисленной шайки, и вовсе решил взять быка за рога и захватить Никею – столицу сельджуков. По пути де Брей даже сумел захватить крепость, что лишь усилило в нем веру в безоговорочную победу. Правда, он не придал значение тому, что ее охранял малочисленный и слабый гарнизон.
Султан Кылыч-Арслан I не хотел тратить время на оборванцев, поэтому решил разделаться с ними одним ударом. Сначала он уничтожил отряд де Брея, затем при помощи шпионов распустил слух о том, что Никею взяли франки. Крестоносцы отреагировали именно так, как и было нужно султану. Они отправились в город. И двадцать первого октября 1096 года воины Божьи угодили в засаду на Никейской дороге. Битвы как таковой не произошло, сельджуки просто разгромили европейцев. Несколько десятков тысяч крестоносцев погибло, многие попали в плен. Сложил голову в том сражении и Вальтер Голяк. Вот так бесславно закончился Крестьянский крестовый поход.
Интересно вот что: в том сражении Петр Амьенский участия не принимал. Как только крестоносцы окопались в Цивитоте, он поспешил убраться оттуда, поскольку понимал, что его солдаты – не жильцы на этом свете. Пустынник примкнул к армии Готфрида Бульонского и в 1098 году попал в плен. Правда, вскоре сумел освободиться и вернуться на родину. В Пикардии Пустынник основал августинский монастырь и являлся его настоятелем до самой смерти. А не стало его в 1115 году.
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Сегодня день рождения
Рекомендуем
Крестовый поход бедноты: что это такое и чем он закончился?
Первый крестовый поход длился три года и состоял из нескольких частей. Первый этап продлился всего полгода и вошел в историю, как Крестовый поход бедноты. Это была, пожалуй, самая провальная военная кампания за всю историю средневековой Европы.
Крестовые походы изначально были затеяны, чтобы освободить Гроб Господень. Иерусалим, в котором он находился, был под контролем турок-сельджуков.
Но потом рыцари и европейские политики так увлеклись, что стали ходить походами на Османскую империю, язычников и использовали для внутренней борьбы в самой Европе.
Всего за 100 лет существования ислама арабы захватили Сирию, Палестину, Египет, север Африки и вторглись в Испанию. Европа чувствовала нависающую угрозу.
В 10 веке турки-сельджуки из небольшого племени разрослись в большую группировку, которая атаковала христианские державы. Турки активно насаждали ислам, а христианских священников уничтожали. За короткий период времени они выбили у Византии территорию Малой Азии. Но на этом не остановились – они стали устраивать морские походы и грабить и разорять юг Италии.
Европа решила поддержать Византию и выступить военным походом. 100 лет готовилась Европа и, наконец, в 1095 году папа Урбан II прочел пламенную речь, которой вдохновил знать, рыцарей и крестьян на крестовый поход.
Никто толком не знал, как правильно организовать процесс. Поэтому пошли по обкатанной схеме: каждый вельможа звал своих вассалов, те звали своих. Кроме рыцарей и опытных вояк поднимали крестьян. А крестьяне вообще не очень представляли, что такое военный поход. Поэтому они брали с собой семьи с самым важным имуществом. И вот такая толпа отправилась в Византию – отправную точку для крестового похода.
Грабеж, драки за еду и печальная развязка
Римский папа рассчитывал, что соберется войско в несколько тысяч рыцарей. Но в поход собралось около 300 тыс человек! Всех питали надежды на лучшее. Люди вышли в поход в приподнятом настроении. В Европе выдалось несколько суровых лет засухи и неурожая. Пострадали и крестьяне и знать. Крестовый поход вселял в них надежду на лучшую жизнь.
Это была гигантская армия по тем временам, когда в большинстве стычек участвовало не более нескольких сотен-тысяч бойцов. Но это не была целостная армия, которая единым фронтом шла на врага. Это были разрозненные группы при знатных особах, которые приезжали в разное время. Они не имели единого командования и действовали разрозненно. Но даже при таком хаосе армия европейцев представляла грозную силу.
Кроме феодалов, их вассалов и крестьян, в армию влились тысячи преступников и авантюристов, которые только усиливали разброд и шатание в коллективе. Но были и честные паломники, которые шли только с благой целью – действительно отбить и защитить святыню. К их числу принадлежал и знаменитый рыцарь Готфрид Бульонский, к которому мы вернемся позднее.
Серьезному опустошению подверглись Венгрия и Болгария. Эти страны объединились и даже выставили совместную армию для защиты владений. Так первые потери крестоносцы понесли от своих же христиан.
Из-за голода, междоусобиц и болезней до Константинополя до Константинополя добралось около 180 тыс крестоносцев. Некоторые, столкнувшись со всеми прелестями похода, повернули назад. Когда толпа пришла в Константинополь, крестоносцы-простолюдины стали устраивать здесь серьезные беспорядки. Город был большой, население Константинополя превышало 700 тыс человек, но толпа европейских простолюдинов устроила тут хаос.
Византийские купцы скинулись деньгами на продовольствие, но крестоносцам этого показалось мало. Они спалили несколько десятков купеческих лавок и даже разрушили два храма. Византийский император Алексей провел экстренные переговоры и сделал все, для того, чтобы толпа, как и планировалось, отправилась на Иерусалим.
Огромное войско, состоявшее преимущественно из крестьян, без централизованного управления стало разбредаться по окрестностям. Основные силы разбились на три части. Одна стала лагерем, другая атаковала крепость Ксеригордон, а третья – пошла на столицу турок Никею.
Из всех этих групп самой удачной оказалась армия, что взяла крепость, в которой стоял маленький турецкий гарнизон. Остальные части попали в засаду и были наголову разбиты. После этого турки легко выбили остатки армии крестоносцев из Ксеригордона.
На этом Крестовый поход бедноты закончился. Сейчас некоторые историки полагают, что отправить крестьян на войну с арабами – это был продуманный ход римского папы. В Европе было слишком много голодных ртов, а на фоне неурожая ситуация была критической.
За дело берутся рыцари
После смерти Готфрида Бульонского на подмогу рыцарям пришло большое войско из Европы. Знатные и богатые вельможи, наслышавшись об успехах первопроходцев, решили легко добыть славу на уже подготовленном плацдарме. Но эмиры объединились и разгромили крестоносцев, выбив их из Иерусалима.
Почему война за Святую землю обернулась для христиан полным провалом: Крестовый поход бедноты
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В ожидании кары небесной
В 1096 году состоялся Клермонский собор. В историю он вошел благодаря выступлению папы римского Урбана II, который прямым текстом заявил, что Святую землю необходимо освободить от всех неверных. Ключевым в той речи являлось то, что под папскую «репрессию» попадали не только мусульмане, но и приверженцы всех других религий.
Понимал ли Урбан, что его слова приведут к массовой истории большинства христиан, проживавших в Европе? Ответа на этот вопрос нет. Из-за неосторожных слов хрупкий мир на Западе рухнул. Христиане решили, что поначалу им требуется разобраться со со всеми жителями Европы, которые придерживались иных религиозных взглядов. Священнослужители эту затею поддержали.
Надо сказать, что папа римский рассчитывал, что европейцы отправятся бить сарацинов ближе к осени 1096 года. Но просчитался. Тысячи людей сразу после пламенной речи решили, что им пора в путь. В первом официальном крестовом походе приняли участие наиболее бедные слои населения: крестьяне и разорившиеся рыцари. Первые и вторые изначально видели в дальних землях лишь возможность поправить свое бедственное финансовое положение, а речи священников служили лишь поводом.
Петр Амьенский./Фото: https://topwar.ru
Вообще, конец одиннадцатого века для Европы выдался, мягко говоря, непростым. Людей сильно покосили засуха и голод. А венцом страданий стала разразившаяся эпидемия чумы. Проповедники на всех углах без устали твердили о приближающемся конце света и каре божьей. Кто-то рассказывал истории о несущихся всадниках апокалипсиса. В общем, жители Европы готовились к худшему. Когда произошло лунное затмение, а спустя короткое время прошел еще и метеоритный дождь, то массовая истерия достигла своего апогея.
Неожиданно в дело вступили священнослужители. Оба природных явления они объяснили как «божественные знамения», которые следовало толковать так: господь хочет, чтобы христиане объединились и отправились на Восток для освобождения Священной земли от мусульман. И еще вчера обреченный на верную погибель народ ухватился за эту мысль. Что не удивительно, ведь в конце туннеля забрезжил свет — надежда на спасение.
Исследователи и историки и по сей день не могут придти к единому мнению на счет количества людей, принявших участие в первом крестовом походе. По разным данным бедняков-крестоносцев могло быть около трехсот тысяч. Причем воевать с неверными отправились не только мужчины, но и женщины, и даже дети.
Огромной разношерстной армией нужно было кому-то руководить. Формально лидером являлся Урбан, но он в походе участие не принял. И поэтому роль командира достала Петру Амьенскому, по прозвищу Пустынник. Известно, что он являлся монахом-отшельником, который до Клермонского собора вел скромную и ничем не примечательную жизнь.
Призыв папы римского воодушевил Петра, и он с проповедями начала посещать города и деревушки северной Франции и Фландрии. Перед людьми монах всегда выступал в белых одеждах, чтобы сыграть на психологическом факторе. К тому же, его слова были настолько красноречивы, что измученные и нищие жители Европы видели в нем чуть ли не божьего пророка.
Надо сказать, что Петр для своего времени был человеком умным и дальновидным. Когда до него дошли слухи о «пророке», Пустынник начал всячески их поддерживать. Поэтому начал рассказывать о видении, в котором бог призывал отправиться его на Восток.
Народ Петру верил. И вскоре он стал признанным лидером Крестового похода. Под его руководством собралась огромная, но невооруженная и необученная толпа, которая в основной своей массе мечтала лишь о шальном богатстве. Пустынник, конечно, все понимал, но закрывал глаза на это. Выбора-то у него не было.
Поскольку сам Петр был хорош только в ораторском искусстве, ему потребовался помощник из военной среды. И такой быстро нашелся в лице французского рыцаря Вальтера. Представитель дворянства погряз в долгах, за что и получил прозвище Голяк. Единственным выходом из затруднительного положения для Вальтера стал Крестовый поход.
«Буря» в Европе
Разношерстное войско отправилось в Иерусалим. Помимо отсутствия подходящего вооружения и доспехов, у армии была еще одна серьезная проблема – острая нехватка припасов. Дело в том, что у бедняков просто не хватало на это средств.
Крестовый поход бедняков. Миниатюра Жана Коломба./Фото: https://ru.wikipedia.org
Выход из ситуации крестоносцы нашли быстро. Они просто начали грабить все деревни и города, которые попадались на пути. Естественно, сначала воины пытались дипломатично «уговорить» градоначальников выделить средства на «дело божие», но, когда те отказывались, в дело шла грубая сила. После себя крестоносцы оставляли дымящиеся развалины и груды трупов. Причем вероисповедание жертв не играло никакой роли. Но особо досталось евреям.
Межнациональный конфликт назревал давно. За год до выступления Урбана II во Франции мелкие стычки переросли в полноценное противостояние. Христиане с особой злостью устроили погромы в еврейских общинах крупнейших городов. Но тогда священнослужителям кое-как удалось примирить противников. Но теперь все изменилось. Христине, помня слова папы римского о войне со всеми неверными, оторвались по полной программе. Маховик религиозных репрессий остановить уже никто не мог. Что евреи, что мусульмане – все они стали главными врагами крестоносцев.
Наиболее ожесточенные бои шли во Франции и Германии. Причем на сторону крестоносцев встали богатые и влиятельные люди. Во Франции, например, герцог Готфрид Бульонский и вовсе заявил, что сначала нужно разделаться со всеми евреями, а уже потом со спокойной душой идти на Иерусалим.
Евреев грабили и убивали без малейшего сожаления. Казалось, что христианам уже не нужен никакой Крестовый поход и Святая земля. Особо «благородные» крестоносцы ставили иудеев перед выбором: либо они принимают христианство, либо их ждет казнь.
Конечно, иудеи пытались откупиться. Но чем больше денег они давали, тем больше требовали от них крестоносцы.
Среди католического безумия все же были и те христиане, кто сумел сохранить разум. Император Генрих IV пытался защитить евреев, но у него не вышло. Епископ немецкого Майнца Рутхард укрыл несчастных в замке, а затем попробовал остановить озлобленную толпу. В итоге: замок был взят, евреи убиты. Неизвестно выжил ли сам епископ или нет.
Кровавые следы крестоносцев растянулись по всей западной Европе. Сколько иудеев они убили – никому не известно. В подсчетах запутались даже еврейские хронисты.
Медленно, но верно христиане продвигались на Восток. На их пути лежали земли Венгрии. Король Кальман I Книжник прекрасно знал, что приход крестоносцев принесет его земле только беды и разрушения. И он отправил им на встречу своих рыцарей. Кальман лично встретился в Вальтером Голяков, чьи солдаты первыми подошли к венгерской границе. Король потребовал соблюдать мир, пообещав, что в противном случае крестоносцев ждет встреча с его рыцарями. Голяк, естественно, согласился. Но выполнить условие не смог. Армия просто игнорировала его приказы.
Крестоносцы./Фото: https://miro.medium.com
Следом в Венгрию пришла армия, ведома Пустынником. Его солдаты знали об участи предшественников, поэтому на сей раз путь по владениям Кальмана прошел без серьезных эксцессов.
Бой за Святую землю: печальный финал
Осенью 1096 года под стенами Константинополем разбила лагерь разношерстная армия крестоносцев. По предположительным подсчетам у столицы Византии собралось более ста пятидесяти тысяч человек. Но армией их назвать было нельзя. Усталость и злость достигли своего апогея. То и дело вспыхивали мятежи, которые заканчивались тем, что от войска откалывался отряд, уходивший в «свободное плавание».
Такие союзники были ни к чему византийскому императору Алексею Коминину. Он ждал из Европы могучую армию рыцарей, а дождался алчных и злых крестьян, которые понятия не имели как воевать. Из-за крестоносцев сильно испортились отношения между императором Византии и парой римским. Комнин такую «помощь» посчитал личным оскорблением.
Тем временем обстановка у стен Константинополя накалялась. Крестьяне совершали набеги не только на близлежащие деревни, но и прорывались в сам город. Они грабили купеческие кварталы, оскверняли церкви… Комнин был в ярости. Договориться с Пустынником и Голяком не получилось. Лидеры Крестового похода бедноты лишь разводили руками и просили потерпеть. Терпеть император не стал. Его воины заставили европейцев сесть на корабли и высадиться на противоположной стороне Босфора, то есть, в землях, граничащих с владениями мусульман.
Крестоносцы разбили лагерь у города Цивитот. Петр и Вальтер попытались объединить армию в единый кулак, чтобы отправиться на освобождение Святой земли, но затея провалилась. Каждый день войско буквально таяло. Отряды бедняков превращались в шайки бандитов, промышлявших убийствами и грабежами. Постепенно они добирались до мусульманских земель, где и бесследно пропадали. Оказалась, что сарацины – это не жители деревень и воевать с ними не так-то просто. В этом лично убедился рыцарь Рено де Брей. Он поднял восстание против Пустынника, собрал вокруг себя армию из нескольких десятков тысяч крестьян и пошел на главный город сельджуков – Никею. Его лично встретил султан Кылыч-Арслан I. Боя, по факту, не было. Мусульмане в считанные минуты разделались с крестоносцами. А спустя пару недель сарацины уничтожили и войско Вальтера. Почти все крестоносцы погибли, в том числе и Голяк. Так печально завершился Крестовый поход бедноты.
Алексей I Комнин./Фото: https://ru.wikipedia.org
Что же касается Петра Амьенского, то он в том сражении не участвовал. Пустынник остался в Цивитоте. А когда узнал о поражении, так и вовсе вернулся в Европу. Петр обосновался на севере Франции, основал монастырь и больше не будоражил умы простых людей проповедями. Известно, что не умер духовный лидер первого Крестового похода в 1115 году.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: