поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это

Лекция 19. Проверка знаний и умений школьников

поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это. Смотреть фото поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это. Смотреть картинку поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это. Картинка про поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это. Фото поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это. Смотреть фото поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это. Смотреть картинку поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это. Картинка про поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это. Фото поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это. Смотреть фото поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это. Смотреть картинку поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это. Картинка про поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это. Фото поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это. Смотреть фото поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это. Смотреть картинку поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это. Картинка про поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это. Фото поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это

поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это. Смотреть фото поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это. Смотреть картинку поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это. Картинка про поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это. Фото поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это

поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это. Смотреть фото поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это. Смотреть картинку поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это. Картинка про поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это. Фото поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это

Требования к проверке знаний и умений: 1) мотивация вопроса; 2) включение всех учащихся в работу; 3) учет особенностей учеников; 4) дифференциация проверки; 5) связь содержания проверки с новой темой; 6) определение места проверки на уроке; 7) мотивация оценки знаний.

1) Перед опросом учащихся по изучаемому материалу весьма важно очертить круг основ­ных вопросов, подлежащих разбору.

2) Учитель не должен перебивать учащихся во время его рассказа.

3) Учителю надо научить учащихся давать полный ответ, в этих случаях возможны и ра­циональны добавочные вопросы, чтобы направить рассказ ученика по нужному руслу.

4) В заключение опроса необходимо дать анализ и оценку ответов.

Приемы опроса и его формы:

1) Проверка фактического материала (работа над текстом с ошибками; составление плана
ответа по теме; тестовый контроль; фронтальная, аналитическая беседа; контрольный срез
знаний; индивидуальный ответ у доски и др.)

3) Работа но проверке хронологических знаний (хронологический диктант; составление хронологических таблиц; синхронирование событий; соотношение дат, событий, историче­ских личностей; работа с текстом с пропущенными датами и др.)

4) Работа с картой и наглядными пособиями (работа с легендой карты; получение инфор­мации при чтении карты; формирование вопросов к карте, картине, иллюстрации; работа по контурной карте и др.)

Опрос должен включать не только материал, изучаемый в школе, но и вопросы, рас­считанные на самостоятельное решение учащимися.

Основными методическими правилами проведения проверки являются: отбор мате­риала исходя из запланированных целей; разнообразие видов и форм проверки; соотношение вопросов и заданий на всех уровнях познавательной самостоятельности; полнота содержания проверяемых вопросов: принцип тематической связи; результативность; обязательное подве­дение итогов; предварительная реклама проверки при организации домашнего задания.

Основная задача проверки научить учащихся оперировать знаниями, умениями, навы­ками излагать изученный материал перед аудиторией, уметь отстаивать свою точку зрения, подкреплять свои выводы, аргументировать ответ документами, определять и обосновывать свое отношение к событиям и явлениям

Лекция 27. Предметная наглядность на уроке истории

К предметной наглядности относят вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства, предметы быта прошлых времен, подлинные древности, составляющие музейные экспозиции. Именно они позволяют ученикам точно почувствовать колорит эпохи, соприкоснуться се стариной, ощутить себя в роли исследователей.

С предметной наглядностью чаще всего учителя имеют место во внеклассной работе на экскурсиях в музеи, к памятным местам исторических событий; в краеведческой кружко­вой работе; при проведении археологических раскопок.

поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это. Смотреть фото поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это. Смотреть картинку поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это. Картинка про поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это. Фото поэтапная проверка знаний умений и навыков учащихся что это

При изучении истории необходимо использовать также и группу живых свидетельств прошлого. В таком качестве могут выступать семейные реликвии учащихся; археологиче­ские находки. Активизации познавательной деятельности способствует создание школьных краеведческих музеев. Создание музея может быть связано с работой школьного краеведче­ского кружка, с проведением походов по родному краю, с разведкой и изучением местных археологических памятников, с участием юных археологов в экспедициях и раскопках. Школьники самостоятельно создают экспозиции музея, выступают в роли экскурсоводов. Учащиеся получают рабочие листы с заданиями для исследования одного или нескольких экспонатов. Задания дифференцированы по уровню сложности и могут быть предложены в разных комбинациях разным по обучаемости ученикам. Школьники выполняют разнообраз­ные письменные задания: описывают экспонаты, определяют незнакомые термины, делают зарисовки и т.п.

Роль предметной наглядности изменяется в старших классах. Не составляя целостной картины исторического прошлого, вещественные памятники служат материалом для воссоз­дания такой картины. Этот синтез достигается в результате научного исследования школь­ников. Созерцая подлинные памятники прошлого, старший школьник способен почувство­вать колорит эпохи, пережить своеобразное ощущение «седой старины», глубже оценить красоту памятников древнего искусства. Его интересы значительно серьезнее и шире, чем интересы подростка. В силу чего в старших классах значительно возрастает роль предмет­ной наглядности в преподавании истории.

Выбор методов, приемов и средств обучения зависит: предмета изучения; возрастных и индивидуальных особенностей школьников; уровня их познавательных способностей. Ре­комендуется использовать нетрадиционные формы уроков: экскурсии, путешествия, деловые игры, дискуссии, дебаты и т.д. Школьникам можно предлагать выполнение разнообразных заданий: составлять проекты; проводить экспертизу подлинности находок; писать научные отчеты; выступать с рефератами.

Источник

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся

Проверка и оценка усвоения учащимися учебного материала, сформированности умений и навыков являются необходимым компонентом процесса обучения. Это не только контроль результатов обучения, но и руководство познавательной деятельностью учащихся на разных стадиях учебного процесса.

Образовательное значение проверки и оценки знаний состоит в том, что и преподаватель, и учащиеся получают качественную характеристику усвоения учебного материала. Преподавателю становится ясно, что учащийся знает и чего не понимает, какой материал усвоен хорошо, какой в недостаточной степени или вовсе не усвоен. Это является основанием для организации познавательной деятельности учащихся и управления ею. Преподаватель критически оценивает преимущества и недостатки своей работы. Он вносит дополнения, изменения в методы работы, успешнее находит пути и средства индивидуального подхода. Ему становится очевидным, какие вопросы, правила, понятия, законы усваиваются с трудом, какие легче. Это является основанием для творческой подготовки преподавателя к урокам и проведения учебных занятий.

Учащемуся также становится понятным, что он усвоил в учебном материале хорошо, что удовлетворительно, а что плохо. Без проверки знаний учащийся не в состоянии глубоко, всесторонне и правильно оценить свои знания. Проверка выявляет степень понимания, запоминания, осознанности учащимися изучаемого материала. Учащийся получает качественную характеристику своих знаний, возможность совершенствовать свой стиль работы, развивать положительное, ликвидировать недостатки в знаниях, умениях и навыках.

Воспитательное значение проверки и оценки знаний, умений и навыков в том, что у учащихся формируется отношение к учебе, к своим успехам и неудачам, желание преодолеть трудности. Оценка всегда вызывает определенное отношение к себе как к ученику, как к личности. Это отношение, эти чувства учащегося к самому себе преподаватель может умело использовать для формирования волевых качеств характера, коллективизма, взаимопомощи.

Требования к проверке знаний. Проверка и оценка знаний должны удовлетворять определенным дидактическим требованиям:

◙ систематичность, регулярность проверки и контроля обязательны. Нарушение этого требования ухудшает отношение учащихся к учебе, отрицательно влияет на качество знаний. Учащиеся должны готовиться к уроку ежедневно. К этому их побуждает регулярность контроля преподавателя.

◙ Оценка знаний носит индивидуальный характер. Каждый учащийся должен знать, что оцениваются его знания, его умения и навыки. Состояние готовности к ответам на вопросы и задания преподавателя возникает, если проверка и оценка знаний является необходимым компонентом учебного процесса, входит составным элементом в его структуру.

◙ Знания, умения и навыки проверяются и оцениваются с точки зрения выполнения государственных учебных программ. Качество усвоения содержания программ – основной критерий оценки знаний.

◙ Проверяя и оценивая усвоение учащимися теоретического и фактического материала, нужно видеть влияние получаемых знаний на общее и умственное развитие учащихся, на формирование качеств личности, на отношение к учебе. Проверка знаний помогает преподавателю видеть процесс развития учащегося, процесс формирования умственных, моральных, эмоциональных и волевых качеств личности.

◙ Формы проверки знаний, умений и навыков учащихся самые разнообразные. Иногда преподаватель применяет длительное время одни и те же способы проверки знаний. У него формируется определенная привычка спрашивать, задавать вопросы, мотивировать отметку. Учащиеся приспосабливаются к такой проверке, им заранее известно, в какой форме будет спрашивать преподаватель. Они начинают отвечать только для него. Разнообразие форм проверки сосредоточивает учащихся на своих знаниях, на их воспроизведении.

Внимание учащихся

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Непреложен следующий важнейший закон: «если внимание от чего-то отключается, значит оно переключилось на что-то другое».

Виды внимания

Непроизвольное внимание – возникает без всякого напряжения, без заранее поставленной цели, само по себе. Оно не требует волевых усилий и возникает в том случае, когда внешние воздействия полностью соответствуют внутренним потребностям учащегося.

Произвольное внимание – требует волевого преднамеренного усилия, определяет успешность формирования важной черты личности – внимательности. Произвольное внимание должно сочетаться с непроизвольным, и это сочетание проявляется, когда уже есть «затравка» для мышления, т.е. когда учащийся, слушая и наблюдая, думает.

Пути и способы возбуждения, поддержания и развития внимания и внимательности учащихся

Установка на внимание и внимательность на уроке. Выделение главного, основного в изучаемом материале.

Четкая организация занятий, положительный общий стиль учебной работы, рабочий деловой ритм, динамичное ведение занятий, яркость и образность изложения, выразительная речь педагога, сочетание эмоциональности и логичности.

Оптимальный темп ведения занятий: замедленный – рассеивает внимание, снижает активность;ускоренный – утомляет учащихся, ослабляет и рассеивает их внимание.

Перемена видов деятельности учащихся в процессе урока.

Исключение возможностей излишней возбудимости учащихся, так как в возбужденном состоянии внимание учащихся сосредоточено не на содержании изучаемого, а на причине эмоционального возбуждения.

Посильность выполняемой работы – работа должна быть выполнимой, но требующей определенного напряжения.

Положительный стиль и такт педагогической деятельности преподавателя – недопустимы проявления раздражения, окрики, публичные выговора, недоброжелательность.

Интерес учащихся

Интерес – это особый эмоциональный настрой мыслей, сопутствующий процессу овладения знаниями и умениями. Интерес – один из доминирующих мотивов учения.

Интерес учащихся обеспечивается их мыслительной активностью – без активного умственного труда не может возникнуть ни интерес, ни внимание учащихся. В то же время, конкретная деятельность может быть активной лишь при наличии интереса к ней.

Виды интереса

Непосредственный – интерес, который возникает к самому процессу и содержанию учебной деятельности.

Опосредованный – интерес к результатам деятельности, к приобретению профессии, определенному служебному и общественному положению.

Пути и условия развития интереса к учению

Интересное содержание изучаемого материала побуждает учащихся к познанию нового, к новому пониманию уже известного, позволяет применять получаемые знания в жизни, учебе, на практике.

Высокий уровень педагогического мастерства преподавателя, его педагогический стиль, такт, педагогическая техника.

Положительная обстановка ведения занятий: дух оптимизма, доброжелательности.

Использование внутренней и внешней занимательности (но не развлекательности) изучаемого материала.

Общий эмоциональный тонус занятий и т.п.

Когда интересно учиться

Когда учащийся уверен, что полученные знания и умения ему нужны, когда он убежден в их полезности, когда он испытывает нужду, необходимость в них, т.е. когда личные потребности и устремления совпадают с задачами обучения.

Когда учащийся знает, как учиться, и умеет это делать.

Когда учащийся понимает то, что он изучает, когда ему ясна связь изучаемого с уже известным, с тем, что он умеет. Когда все, что он делает, выполняется осознанно, а не только потому, что это задание преподавателя.

Каждый учащийся открывает для себя новое, еще неизвестное. Этим новым могут быть не только ранее неизвестные факты, события, явления, законы и закономерности, но и иные аспекты уже изученного.

Когда то, что делает учащийся, у него получается, т.е. когда он чувствует свои силу, умение, успех, победу в преодолении трудностей, свое поступательное движение в овладении знаниями и умениями.

Когда процесс опирается на активную мыслительную деятельность учащегося, когда процесс учения заставляет его думать.

Когда учащегося не опекают по мелочам и на каждом шагу, когда дают ему возможность самостоятельно применить свои знания и умения, т.е. когда ему доверяют, его уважают как личность, когда замечают и оценивают его успехи.

Интересно учиться вместе с товарищами, в общении с ними, когда успех каждого является частью общего успеха, когда учащийся может сравнить свои успехи с успехами своих товарищей, когда он является полноценным членом ученического коллектива со своими правами и обязанностями.

Интересно учиться у интересного преподавателя.

Источник

Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся

В дидактике под методами обучения понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, и способы организации познавательной деятельности школьников.

Все разнообразие методов обучения (классификация методов по назначению М.А. Данилова, Б.П. Есипова) можно разделить на пять следующих групп:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Этим обуславливаются различные виды проверки и оценки знаний.

Основными из них являются следующее:

а) текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;

б) четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой учебной четверти;

в) годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год;

г) выпускные и переводные экзамены.

При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или же рывками и т.д. Все это обусловливает необходимость применения всей совокупности методов проверки и оценки знаний. Какова же сущность и дидактические основы использования каждого из этих методов?

Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся.

Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности. Если по всем этим вопросам у учителя накапливается достаточное количество наблюдений, это позволяет ему более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащихся, а также своевременно принимать необходимые меры для предупреждения неуспеваемости.

Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель задает учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой.

При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. Но можно предлагать учащимся воспроизводить ту или иную изученную тему полностью с тем, чтобы они могли показать осмысленность, глубину и прочность усвоенных знаний, а также их внутреннюю логику. По многим предметам устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками устных и письменных упражнений. Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3-4 учащихся. Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода и, в частности, фронтальный и уплотненный опрос, а также «поурочный балл».

Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала.

Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько «уплотняя», т.е. экономя время на проверку знаний, умений и навыков.

Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10-12 мин. дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода.

Известной модификацией устного опроса является также выставление отдельным учащимся, так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала, проявлять сообразительность при закреплении знаний, обнаруживая, таким образом, хорошее усвоение изучаемой темы. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание учащихся, а также делать более систематической проверку их знаний.

Контрольные работы.

Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. При проведении контрольных работ необходимо соблюдать ряд дидактических требований.

Первое: контрольные работы целесообразно проводить тогда, когда учитель убедился, что пройденный материал хорошо осмыслен и усвоен учащимися. Если же последние не совсем хорошо усвоили изучаемую тему или раздел программы, то контрольную работу проводить не следует, а нужно продолжать дальнейшую учебную работу по их более основательному усвоению.

Второе: необходимо за одну-две недели предупредить учащихся о предстоящей контрольной работе и провести в связи с этим соответствующую подготовку. Одновременно с этим нужно давать учащимся задания, требующие проявления творческого мышления и сообразительности с тем, чтобы они учились искать правильные решения нестандартных задач и упражнений. Нередко полезно также проводить так называемые предупредительные проверочные работы, позволяющие определять степень подготовленности учащихся к предстоящей контрольной работе.

Третье: очень важно, чтобы содержание контрольной работы охватывало основные положения изученного материала и включало в себя такие вопросы, решение которых требовало бы от учащихся проявления сообразительности и творчества.

Четвертое: при проведении контрольных работ необходимо обеспечивать самостоятельное выполнение учащимися даваемых заданий, не допускать подсказок и списывания. В этом смысле хорошими приемами являются подбор для учащихся различных вариантов одного и того же задания, размещение учащихся за отдельными столами и т.д.

Пятое: контрольные работы, как правило, должны проводиться в первой половине недели и желательно на втором и третьем уроке. Перенесение контрольных работ на конец недели или на последние уроки нецелесообразно, так как в это время учащиеся испытывают повышенное утомление, что, несомненно, может отрицательно сказаться на выполнении контрольной работы. По этой же причине недопустимо проведение нескольких контрольных работ в один день.

Шестое: учитель обязан внимательно проверять и объективно оценивать контрольные работы, а также проводить анализ качества их выполнения, классифицировать допущенные учениками ошибки и осуществлять последующую работу по устранению пробелов в их знаниях. Контрольные письменные работы полезны тем, что дают возможность проверять и оценивать одновременно знания всех учащихся класса или группы, но они требуют много времени и поэтому не могут проводиться часто.

Проверка домашних работ учащихся.

Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.

Проверка домашних работ в той или иной форме осуществляется на каждом уроке. Кроме того, учитель периодически берет тетради с домашними работами учащихся для специального просмотра и проверки. Что же касается слабоуспевающих, то учитель обязан регулярно проверять все их домашние работы.

Программированный контроль.

Отсюда следует вывод: в системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.

Источник

Методическое пособие «Контроль знаний, умений и навыков обучающихся на уроках»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Министерство общего и профессионального образования

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Ростовской области

«Зерноградский техникум агротехнологий»

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся на уроках

Обоснование выбора темы.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся на уроках.5-13

Цели контроля знаний, умений и навыков…………………..5-6

Функции контроля знаний, умений и навыков………………6-8

Формы и методы контроля знаний, умений и навыков……..8-10

Виды контроля знаний, умений и навыков…………………. 11

Типы контроля знаний, умений и навыков……………………11-13

Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся всегда имела и имеет место в практике работы учебного заведения. Она является для преподавателя средством установления того, как обучающийся усваивает программный материал, как продвигается в своем развитии по годам обучения. Одновременно проверка и оценка служат сигналом о трудностях в изучении материала, об эффективности применения преподавателем того или иного учебного пособия, методов и приемов обучения. Проверка знаний важна и для обучающихся, так как служит им сигналом об уровне усвоения и обучает самоконтролю.

Вопросам проверки и оценки знаний обучающихся посвящено много исследований в педагогике и психологии, а по результатам этих исследований изданы практические разработки самостоятельных и контрольных работ, различных тестов, олимпиадных заданий, диктантов и так далее.

Основной целью проверки и оценки качества знаний обучающихся является определение качества усвоения программного материала – уровня овладения знаниями, умениями, навыками, предусмотренными стандартом.

Задачами учета и контроля знаний обучающихся можно считать следующие:

Определить меру ответственности каждого обучающегося за результаты учения.

Оценить уровень умений обучающегося добывать знания самостоятельно.

Преподаватель должен анализировать результаты контроля и делать вывод о необходимости совершенствовать преподавание, а обучающийся – о необходимости продвижения в своем умственном развитии.

Условно контроль знаний учащихся можно подразделить на следующие виды:

Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся выполняет следующие функции:
Контролирующую;
Обучающую (образовательную);

Очередная реформа системы образования, связанная с введением образовательных стандартов, вновь актуализировала проблему контроля учебных достижений.

Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание специалистов и преподавателей. В образовательном стандарте наряду с обязательным минимумом содержания образования и требованиями к уровню подготовки обучающихся обосновываются подходы к разработке технологии проверки и оценки выполнения обучающимися требований стандарта в современных условиях. Содержание требований становится важнейшим критерием оценки обязательных результатов обучения. Такой подход принято называть критериально-ориентированным, и он применяется именно при итоговом контроле знаний и умений обучающихся для определения, соответствует или нет уровень подготовки выпускника уровню требований, заданному в стандарте. Поскольку нужна стандартная типовая процедура проверки знаний, умений, навыков, оптимальным средством проверки многие педагоги и преподаватели считают тесты, контрольные и самостоятельные работы.

2. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ.

2.1. Цели контроля знаний, умений и навыков обучающихся.

Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между преподавателем и обучающимся, тем этапом учебного процесса, когда преподаватель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений обучающихся:

диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;

-учет результативности отдельных этапов процесса обучения;

-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Внимательно посмотрев на изложенные выше цели контроля знаний и умений обучающихся, можно увидеть, что это есть цели преподавателя при проведении контрольных мероприятий. Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является обучающийся, сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений учащимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого учащегося, должно быть для него личностно важным. Контроль должен восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь преподавателю, а как этап, на котором учащийся может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Следовательно, к целям преподавателя мы должны добавить цель учащегося: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям.

Контрольные мероприятия могут служить лишь для диагностики наличия знаний и умений, но не для их корректировки. Контрольный этап имеет свои, совершенно определенные задачи, и не стоит пытаться вкладывать в его рамки задачи следующего этапа работы. Только после того, как выяснены недочеты в знаниях и умениях обучающихся на контрольном этапе, можно говорить о последующей корректировке, если она необходима.

Цели контроля знаний и умений учащихся:

-помочь обучающимся определить, насколько усвоенные ими новые знания и умения отвечают предъявляемым требованиям;

-получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся знания, указанные в образовательной цели изучения темы (цикла знаний);

— получить информацию о том, научились ли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по развитию изучения темы (цикла знаний).

При такой формулировке целей контрольного этапа обучения становится ясно, что он несет в себе только одну задачу: учет результативности обучения и выявление его пробелов, если они имеются, как преподавателем, так и, что не менее важно, самими учащимися.

2.2. Функции контроля знаний, умений и навыков обучающихся.

Знание и понимание функций контроля поможет преподавателю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта.

Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки: контролирующая,

Контролирующая функция считается одной из основных функций контроля. Ее сущность состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой, на данном этапе обучения.

Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и преподавателя по результатам их труда, снабжении преподавателя информацией о достижении целей обучения отдельными учащимися и группой в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают преподавателю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся – выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют учебную часть и родителей об успешности учебного процесса.

Диагностическая функция, иногда выделяемая как самостоятельная, близка ориентирующей. Она состоит в том, что преподаватель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но еще и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить.

Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплины учащихся; помогает организовать наилучшим образом свое время.

Функции контрольного этапа, должны отвечать сформулированным задачам контроля. Определив задачу, как только лишь диагностирование знаний и умений учащихся, полученных ими в течение изучения данной темы (цикла знаний), можно полагать, что функциями контроля должны быть контролирующая и ориентирующая. Сюда можно добавить еще и воспитывающую функцию, т.к. любой вид деятельности влияет тем или иным образом на наш характер, а контроль, действительно, приучает нас к лучшей организации своей деятельности, к дисциплине и ответственности.

Если учащиеся осознают свою цель на данном уроке только как выяснение соответствия их знаний и умений предъявляемым требованиям, то и деятельность их будет направлена на достижение поставленной цели, и они вряд ли будут совершенствовать или систематизировать полученные знания. Мы не отрицаем всей важности этапа систематизации знаний, полученных при изучении материала, а также исправления недочетов в этих знаниях, но эта деятельность имеет место на других этапах обучения и не должна считаться частью контрольного этапа.

Итак, можно выделить:

функции как функции контроля знаний и умений учащихся.

2.3. Формы и методы контроля знаний, умений и навыков обучающихся.

Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много, т.к. каждый преподаватель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный стандарт обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках: «Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта образования…. Система измерителей должна быть содержательно валидна (т.е. должна полностью соответствовать требованиям стандарта), надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности проверяющего).

Система измерителей может быть представлена в форме традиционных устных опросов или письменных контрольных работ, тестов, включающих задания с выбором ответа или краткими ответами, зачета и др. Все задания, независимо от их формы и того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной значимости всех требований стандарта.

К каждой системе измерителей должны быть представлены критерии оценивания, на основе которых делается вывод о достижении или недостижении учащимся требований государственного стандарта. В практике проверки достижений учащимися обязательного уровня подготовки по любой дисциплине используется следующий критерий: если обучающийся правильно выполнил две трети заданий проверочной работы, удовлетворяющей вышеперечисленным требованиям, то можно сделать вывод о достижении данным учеником требований стандарта.

Система измерителей должна быть инвариантна по отношению к различным типам учебных заведений, учебным планам, программе и учебникам.

Система образцов заданий должна быть открытой, что позволяет преподавателям, учащимся и их родителям, а также любому заинтересованному лицу составить более детальное представление об обязательных требованиях стандарта, обеспечить учащимся более комфортную обстановку при проведении контроля, сняв свойственные в такой ситуации тревожность и нервозность.

Активизация учебной деятельности достигается различными формами контроля и их правильным сочетанием.

Методы контроля – это способы диагностической деятельности, позволяющие своевременно осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об эффективности учебного процесса.

Формы контроля – это многочисленные, разнообразные виды деятельности обучающихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много, т.к. каждый преподаватель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими контрольные задания.

Формы (методы) контроля по степени индивидуализации:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *