поэт певец на руси

Боян — древнерусский поэт-певец.

поэт певец на руси. Смотреть фото поэт певец на руси. Смотреть картинку поэт певец на руси. Картинка про поэт певец на руси. Фото поэт певец на руси

Боян (XI в.) — древнерусский поэт-певец. Как «творец песен» Б. назван в зачине «Слова о полку Игореве» (см. Автор «Слова о полку Игореве»): «Бояньбо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы. ». Семь раз вспоминает автор «Слова» Б. в своем произведении. Кроме «Слова», Б. упомянут в «Задонщине». В интерпретации имени Б. с самого начала открытия «Слова» обозначились две основные тенденции: 1) это собственное имя конкретного древнерусского поэта-певца; 2) это нарицательное слово, обозначающее певца, поэта, сказителя вообще. В первом издании «Слова», в примеч. б на с. 2 Б. назван «славнейшим в древности стихотворцем русским». В первоначальном виде этой страницы говорилось, что «при Рюрике иль Святославле гремела лира его, ни по чему узнать не льзя»; после перепечатки ее соображения о времени жизни Б. были сформулированы еще более неопределенно: «когда и при котором государе гремела лира его ни по чему узнать не льзя». Сходная с этой характеристика Б., но в сильно романтизированном виде, была дана Н. М. Карамзиным в «Пантеоне российских авторов» (1801 г.): «Мы не знаем, когда жил Боян, и что было содержанием его сладких гимнов; но желание сохранить имя и память древнейшего русского поэта заставило нас изобразить его в начале сего издания.

Лит.: Вельтман А. Упоминаемый «бо Ян» в «Слове о полку Игореве» есть старец Ян, упоминаемый Нестором. — Москвитянин, 1842, № 1, с. 213—215; Буслаев Ф. И. Русская поэзия XI и начала XII в. — В кн.: Буслаев Ф. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861, т. 1. Русская народная поэзия, с. 377—400; Миллер Вс. Взгляд на «Слово о полку Игореве». М., 1877; Барсов Е. В. Слово о полку Игореве как художественный памятник Киевской дружинной Руси. М., 1887, т. 1, с. 299—390; Забелин И. Заметка об одном темном месте в «Слове о полку Игореве». — Археол. изв. и заметки, 1894, № 10, с. 297—301; Архангельский А.Боян. — Нов. энц. словарь. СПб., (1912), т. 7, стб. 754—759; Перетц Вол. Слово о полку Iгоревiм пам’яткафеодальноïУкраïни — Руси XII в. У Киïвi, 1926 с. 135—136; Шляков Н. М.Боян. — ИпоРЯС, Л., 1928, т. 1, кн. 2, с. 483—498; Айналов Д. В. Заметки к тексту «Слова о полку Игореве». III. На каком инструменте играл Боян? — ТОДРЛ, 1940, т. 4, с. 157—158; Поспелов Г. Н. К вопросу о стиле и жанре творчества Бояна вещего. — МГУ. Докл. и сообщ. филол. ф-та. М., 1947, вып. 2, с. 42—45; Будовниц И. У. Идейное содержание «Слова о полку Игореве». — В кн.: Изв. АН СССР, 1950, т. 7. Сер. ист. и филос. № 2, с. 154—156; Лихачев Д. С. 1) Исторический и политический кругозор автора «Слова о полку Игореве». — В кн.: «Слово о полку Игореве»: Сб. исслед. и статей под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1950, с. 5—52; 2) В защиту «Слова о полку Игореве». — Вопр. лит., 1984, № 12, с. 80—99; Тихомиров М. Н.Боян и Троянова земля. — В кн.: Слово о полку Игореве: Сборник исследований и статей под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1950, с. 175—187; Ржига В. Ф. Несколько мыслей по вопросу об авторе «Слова о полку Игореве». — ИОЛЯ, 1952, т. 11, вып. 5, с. 428—438; Адрианова-Перетц В. П. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI—XIII вв. Л., 1968, с. 13—21, 51—52; Боровський Я. Б. 1) Особа вiщогоБояна в пам’яткахдавньогописьменства. — Радянське лiтературознавство, 1970, № 6, с. 49—53; 2) ВiщийБоянiз «Слова о полку Iгоревiм». — Укр. мова и лiт. в школi. Киïв, 1981, № 10, с. 26—31; Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972, с. 410—417; Шарыпкин Д. М. 1) «Рек Боян и Ходына. »: (К вопросу о поэзии скальдов и «Слове о полку Игореве») — В кн.: Скандинавский сборник. Таллин, 1973, т. 18, с. 195—202; 2) Боян в «Слове о полку Игореве» и поэзия скальдов. — ТОДРЛ, 1976, т. 31, с. 14—22; Сокол М. Т. Биографическая ремарка о Бояне. — В кн.: Некоторые проблемы отечественной историографии и источниковедения. Днепропетровск. 1976, с. 23—34; Никитин А. Л. 1) Наследие Бояна в «Слове о полку Игореве»: Сон Святослава. — В кн.: Исследования и материалы по древнерусской литературе: «Слово о полку Игореве». Памятники литературы и искусства XI—XVII вв. М., 1978, с. 112—133; 2) Испытание «Словом». — Новый мир, 1984, № 5, с. 182—206; № 6, с. 211—226; № 7, с. 176—208; Робинсон М. А., Сазонова Л. И. Несостоявшееся открытие: («Поэмы» Бояна и «Слово о полку Игореве»). — РЛ, 1985, № 2, с. 100—112; Дмитриев Л. А. Испытание «Словом». — Сов. культура, 1985, 17 IX, с. 6.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Кем был легендарный Боян из «Слова о полку Игореве», и как он превратился в музыкальный инструмент баян

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

поэт певец на руси. Смотреть фото поэт певец на руси. Смотреть картинку поэт певец на руси. Картинка про поэт певец на руси. Фото поэт певец на руси

Кто такой Боян

В тексте «Слова о полку Игореве» Боян упоминается всего несколько раз, и сведения о нём довольно скупы. Вот, например, небольшой фрагмент из поэмы в переводе Николая Заболоцкого:

Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.

Образ известного в Древней Руси поэта и певца заинтересовал историков, ведь раньше о нём не находили никакой информации в летописях или других источниках. Разве что другой литературный памятник, «Задонщина», опять вскользь говорил о Бояне, но это было объяснимо тем, что автор «Задонщины» позаимствовал очень много оборотов и приёмов из «Слова о полку Игореве».

поэт певец на руси. Смотреть фото поэт певец на руси. Смотреть картинку поэт певец на руси. Картинка про поэт певец на руси. Фото поэт певец на руси

Если предполагать, что Боян – это современник автора «Слова о полку Игореве», то получается, что он жил во второй половине XI века и исполнял песни собственного сочинения при дворе и дружине киевского князя. Делал он это под аккомпанемент струнного щипкового инструмента типа гуслей.

Образ Бояна пришёлся по душе читателям «Слова». Пушкин сделал его одним из персонажей своей поэмы «Руслан и Людмила», и благодаря ней за именем «Боян» закрепилось написание через «а» – «Баян»:

Слилися речи в шум невнятный:
Жужжит гостей весёлый круг;
Но вдруг раздался глас приятный
И звонких гуслей беглый звук;
Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу-прелесть и Руслана
И Лелем свитый им венец.

Споры и дискуссии

поэт певец на руси. Смотреть фото поэт певец на руси. Смотреть картинку поэт певец на руси. Картинка про поэт певец на руси. Фото поэт певец на руси

Скептики размышляли, мог ли существовать на самом деле человек, о котором говорил всего лишь один древнерусский автор. Некоторые учёные предположили, что он был выдуман для «Слова о полку Игореве», чтобы украсить произведение. Боян, как считалось, было именем болгарского происхождения, а значит, оно могло быть позаимствовано из какого-нибудь рассказа или легенды родственного славянского народа.

Другие критики думали, что «боян» – это своего рода синоним барда и трубадура. Имя пытались перевести, например, как «байщик», «краснобай», то есть «знающий байки», «знающий басни». Соответственно, Боян – это просто обобщённое имя для придуманного персонажа, как Мастер в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Более поздние находки опровергли сомнения: Бояны жили на Руси, причём их было немало. На стене Софийского собора была найдена надпись о покупке «Бояновой земли» (земельных владений какого-то Бояна) вдовой князя Всеволода Ольговича. О нескольких людях по имени Боян говорилось в берестяных грамотах Новгорода и Старой Руссы. А в самом Новгороде в средние века существовала «Бояна улка» – улица Бояна. Фрагменту этой улицы в 1991 году даже вернули историческое название.

поэт певец на руси. Смотреть фото поэт певец на руси. Смотреть картинку поэт певец на руси. Картинка про поэт певец на руси. Фото поэт певец на руси

Так что, скорее всего, придворный певец под именем Боян действительно мог существовать. К сожалению, факты о его тёзках не прибавили сведений о нём самом. Но кто знает, какие открытия преподнесёт в будущем историческая наука.

От певца к музыкальному инструменту

Популярность «Слова о полку Игореве» и пушкинской поэмы «Руслан и Людмила», а также одноимённой оперы Михаила Глинки сделали имя Бояна известным по всей России. Если условный древнерусский летописец неизбежно ассоциировался с именем Нестора, то древнерусский музыкант и певец – с Бояном. Мода на старину превратила имя в бренд. Например, в честь Бояна назвали несколько русских кораблей – сначала небольшой корвет, а потом и парочку крейсеров.

поэт певец на руси. Смотреть фото поэт певец на руси. Смотреть картинку поэт певец на руси. Картинка про поэт певец на руси. Фото поэт певец на руси

В конце XIX века слово «Баян» было добавлено как фирменное название ручной кларнетной гармоники. Название стали добавлять к разным типам гармоник.

поэт певец на руси. Смотреть фото поэт певец на руси. Смотреть картинку поэт певец на руси. Картинка про поэт певец на руси. Фото поэт певец на руси

А вот полноценный баян как музыкальный инструмент появился благодаря петербургскому мастеру Петру Стерлигову. В 1907 году для талантливого гармониста Якова Орланского-Титаренко он изготовил специальную конструкцию гармоники, и именно с этим инструментом, который стали называть просто «баян», Орланский-Титаренко начал гастролировать по стране.

поэт певец на руси. Смотреть фото поэт певец на руси. Смотреть картинку поэт певец на руси. Картинка про поэт певец на руси. Фото поэт певец на руси

Сегодня мало кто из баянистов задумывается, что они обязаны названием профессии герою «Слова о полку Игореве». Впрочем, если верить легендам, талантливый Боян без труда бы переучился и смог исполнить свои песни и под аккомпанемент русской гармоники.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Поэт певец на руси

поэт певец на руси. Смотреть фото поэт певец на руси. Смотреть картинку поэт певец на руси. Картинка про поэт певец на руси. Фото поэт певец на руси

поэт певец на руси. Смотреть фото поэт певец на руси. Смотреть картинку поэт певец на руси. Картинка про поэт певец на руси. Фото поэт певец на руси

Кыновская Библиотека запись закреплена
Библиодуэт

10 декабря 1821 года родился Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, прозаик и публицист, классик русской литературы.

Николай Некрасов известен читателям как «самый крестьянский» поэт России: именно он одним из первых заговорил о трагедии крепостничества и исследовал духовный мир русского крестьянства.

Также Некрасов был успешным публицистом и издателем: его «Современник» стал легендарным журналом своего времени. Именно «Современник» позволил раскрыть талант таких писателей, как Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Герцен, Федор Достоевский, Михаил Салтыков-Щедрин. Сам Некрасов был не только редактором журнала, но и одним из его постоянных авторов. На страницах «Современника» выходили его стихи, проза, литературная критика, публицистические статьи.

Некрасов ввёл в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора, широко используя в своих произведениях прозаизмы и речевые обороты простого народа — от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля. Используя разговорную речь и народную фразеологию, он значительно расширил диапазон русской поэзии. Некрасов первым решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, что до него не практиковалось. Его поэзия оказала заметное влияние на последующее развитие русской классической, а позже и советской поэзии.

Предлагаем вашему вниманию обзор книг автора из фонда библиотеки №43:

поэт певец на руси. Смотреть фото поэт певец на руси. Смотреть картинку поэт певец на руси. Картинка про поэт певец на руси. Фото поэт певец на руси«Кому на Руси жить хорошо»

Замысел поэмы появился у Некрасова еще в конце 1850-х годов, однако первую часть он написал уже после отмены крепостного права — примерно в 1863 году. Основой произведения стали не только литературные опыты предшественников поэта, но и его собственные впечатления и воспоминания. По задумке автора, поэма должна была стать своеобразной эпопеей, демонстрирующей жизнь российского народа с разных точек зрения. При этом Некрасов целенаправленно пользовался для ее написания не «высоким штилем», а простым разговорным языком, приближенным к народным песням и сказаниям, изобилующим просторечными выражениями и поговорками.

Работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» заняла у Некрасова почти 14 лет. Но даже за этот срок он не успел воплотить свой замысел в полной мере: помешала тяжелая болезнь, приковавшая писателя к постели. Первоначально произведение должно было состоять из семи или восьми частей. Маршрут путешествия героев, ищущих, «кому живется весело, вольготно на Руси», лежал через всю страну, до самого Петербурга, где им предстояла встреча с чиновником, купцом, министром и царем. Однако Некрасов понимал, что не успеет завершить работу, поэтому свел четвертую часть повествования — «Пир на весь мир» — к открытому финалу.

поэт певец на руси. Смотреть фото поэт певец на руси. Смотреть картинку поэт певец на руси. Картинка про поэт певец на руси. Фото поэт певец на руси«Мороз, Красный нос»

Среди иллюстраций к поэме Некрасова рисунки А. Ф. Пахомова остаются непревзойдёнными. Глубина понимания писательского замысла, знание русской деревни и исключительное мастерство художника, крестьянина по происхождению, сделали их выдающимся явлением искусства.

поэт певец на руси. Смотреть фото поэт певец на руси. Смотреть картинку поэт певец на руси. Картинка про поэт певец на руси. Фото поэт певец на руси«Русские женщины»

Поэма «Русские женщины», первоначально названная «Декабристки» и повествующая о судьбе Екатерины Трубецкой и Марии Волконской, последовавших в Сибирь за сосланными на каторгу мужьями. Многие страницы этого произведения, в том числе свидание Волконской с мужем в руднике, можно отнести к самым трогательным и пронзительным в русской литературе. В примечаниях к поэме Некрасов предполагал процитировать строки из романа И. А. Гончарова «Обрыв»:

«С такою же силою скорби шли в заточение с нашими титанами, колебавшими небо, их жены, боярыни и княгини, сложившие свой сан, титул, но унесшие с собой силу женской души и великой красоты».

поэт певец на руси. Смотреть фото поэт певец на руси. Смотреть картинку поэт певец на руси. Картинка про поэт певец на руси. Фото поэт певец на руси«Дедушка Мазай и зайцы»

Источник

Певцы-сказатели на Руси

Жили когда-то на Руси Великой песенники-сказители. Они сочиняли и пели-рассказывали былины про героев русских и про жизнь народную: про князя Киевского Владимира Красно Солнышко и княгиню Апраксию, их дружинушку могучую, про битвы с лютыми ворогами, про царства-государства чужеземные. Пели про чудеса невиданные: Змеище-Горынчище, морского царя Водяника с царицею Водяницею, Идолище-великанище. И сложено было этих былин несчётное число, и ходило их по Руси бесконечное множество. И часто первые сведения о родной земле, о её героях и недругах дети получали из уст певцов-сказителей.

Гусли звончатые похожи на крыло птицы, или на геометрическую фигуру – трапецию. Певцы клали гусли на колени, наклоняя их в левую сторону. Струны защипывали либо обеими руками, либо только правой рукой, а левая в этот момент ласково приглушала струны. Позже звук начали извлекать плектром, или медиатором, отчего звучание стало ярче. На звончатых гуслях играли и бряцанием, как на балалайке, и «волнами», как на арфе. Несколько гуслей, играющих чудесную музыку вместе, никогда не называли ансамблем, а говорили о них, как о людях, что хором поют, так и сказывали – хор гуслей.

Неспешно былина о Добрыне Никитиче сказывается: «А двенадцати годов он на гуслях играл. На гуслях играл, песни складывал».

Гусли считают главным украшением оркестра русских народных инструментов. Благодаря гуслярам народная музыка звучит так же звонко и объёмно, как и много веков назад. И всегда гусляры сидят прямо по центру, словно возглавляют оркестр, выказывая почтение столь древнему и столь уважаемому на Руси инструменту.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *