поэт дон аминадо биография
Биография и дата рождения Дона Аминадо, его личная жизнь и интересные факты
Биография поэта-сатирика Дона Аминадо
Родина автора сатирических стихов и прозы — украинский город Елисаветград, ныне Крапивницкий.
Основные факты биографии Дона Аминадо:
Сатирик умер в Париже на 69 году жизни, оставив обширное творческое наследие. Его могила находится на кладбище Пер-Лашез.
История псевдонима
Настоящее имя поэта-сатирика выдает его еврейское происхождение. Аминодав Пейсахович Шполянский сначала назывался на русский манер Аминадом Петровичем. Под сатирическими публикациями он подписывался как Дон Аминадо. Лирические произведения издавались под его настоящей фамилией. В годы эмиграции писатель использовал псевдоним Д. Аминадо.
Когда фельетоны Аминада Петровича стали появляться в газетах, редакторы ненароком коверкали его необычное имя. Чтобы не называться каждый раз по-разному, то Арнольдом, то Амидавом, Шполянский выбрал псевдоним — Дон Аминадо.
В новом имени было что-то благородно испанское. Ведь писать на еврейские темы Аминад Шполянский не собирался, ограничившись несколькими антисемитскими очерками с библейскими аллюзиями. Но национальная община его не забыла, и сатирические произведения Дона Аминадо регулярно появлялись в еврейском журнале.
Кроме основного псевдонима Шполянский придумал еще три имени: Гидальго, К. Страшноватенко и Кривой Джимми.
Где родился и вырос
Детство Аминада Петровича прошло в родном уездном городке на Херсонщине. Гимназистом Шполянский показывал среднюю успеваемость, зато отличился бунтарским духом. В 13 лет юный Аминад поддерживал буров — потомков белых крестьян-голландцев в Африке, основавших Оранжевое государство и Трансвааль.
Внешнеполитический активизм Шполянского вызывал недовольство у директора и насмешки одноклассников. Сверстников Аминада больше интересовали стихи о любви, чем судьба африканеров.
В юные годы писателя тоже затронул литературный романтизм. Аминад запоем читал Гюго, Ауэрбаха, Шпильгагена, потом пришла пора Толстого и Чехова.
Антона Павловича поэт в своих мемуарах называет другом, учителем и спутником целого поколения.
Образование
Кроме литературы Аминад Петрович увлекся юриспруденцией. Вдохновленный громкими именами того времени (Плевако, Кони, Ледницкий), Шполянский мечтал о Москве, но попал в Одессу, в Новороссийский университет. Энтузиазм молодого студента погасили мрачные стены юридического факультета, который Аминад Петрович называл бездарным.
Отдушиной стали вечерние посещения пивной Брунса — цитадели местной творческой интеллигенции. Здесь произошло знакомство студента Аминада с академиком Иваном Буниным.
В пивной Брунса под влиянием бунинских пародий на друзей и чеховского драматизма, впитанного в школьные годы, сложилась судьба Шполянского как поэта сатирического жанра.
Параллельно с юридической Аминад Петрович проходил «журналистскую» школу. Его первые литературные пробы печатали в трех одесских газетах. Затем Аминад отправился в Киев, где получил диплом. В Москве он встретился с кумирами — адвокатами Федором Плевако, Николаем Тесленко и Василием Маклаковым. Но Аминада Шполянского уже увлекала журналистика и написание фельетонов.
Творческая деятельность и библиография
Первая книга Шполянского – «Песни войны» – вышла в 1914 году, после его возвращения с фронта. Позже он посвятил стихотворную пьесу важному для государства событию — Февральской революции 1917 года.
В эмиграции Дон Аминадо писал фельетоны и стал соредактором журнала «Сатирикон». Во Франции вышли следующие произведения в жанре лирической сатиры:
Книга «Поезд на третьем пути» — мемуары поэта-сатирика, в которых он описал яркую светскую жизнь дореволюционной Москвы и мрачные годы русской интеллигенции в парижской эмиграции. Сборник «Наша маленькая жизнь» также включает воспоминания Шполянского. В емких рассказах он простыми словами, будто тонкими штрихами, рисует эскизы о жизни простых людей, их тоске по Родине.
В России произведения Дона Аминадо начали печатать только в 1990 году. Кроме сатирической поэзии и воспоминаний в прозе интерес читателей вызывали его меткие афоризмы.
Наибольшую популярность писатель получил среди русских эмигрантов в период жизни во Франции. Он стал главным воспевателем нелепого быта «России, выехавшей за границу». Творчество Дона Аминадо высоко оценили классики русской литературы И. Бунин, М. Цветаева, М. Горький. Шполянский был голосом эмиграции, говорившей о себе с иронией и жалостью.
Эмиграция во Францию и жизнь в Париже
Дон Аминадо был не согласен с внутренней политикой власти после Октябрьской революции. Редакции газет, с которыми он сотрудничал, закрыли. Коллег-писателей, редакторов вызывали на допросы, арестовывали. Беспорядок в литературной и общественной жизни угнетал сатирика. Шполянский бежал сначала в Киев, но беспощадная большевистская рука добралась и туда.
Аминада Петровича не трогали, но работать стало невозможно и просто негде. Поэтому Дону Аминадо пришлось покинуть Родину и перебраться в Париж. Поэт называл переезд изгнанием и надеялся вернуться.
Жизнь во Франции была странной. Шполянского окружали знакомые лица. Многие представители русской интеллигенции и его друзья тоже переселились в столицу. Но былого восторга они не испытывали. Теперь художников и писателей объединяли безденежье и низкое социальное положение.
Аминад Петрович не имел ничего, кроме писательского таланта. Но благодаря умению тонко, с юмором описать трудности эмигрантов он заслужил уважение земляков и признание французов. Шполянский получил орден почетного легиона от правительства за вклад в объединение французской и русской культуры.
Как Аминад Петрович стал масоном
«Космос» стал первым полностью русским объединением. По замыслу основателя, ее членами могли стать только лучшие представители науки, культуры и искусства. За заслуги перед русскими эмигрантами Аминада Петровича пригласили примкнуть к элитной масонской ложе. Сатирик согласился, хотя масонство не отразилось на его жизни и творчестве. Шполянский не был активным участником братства.
Семья и личная жизнь
Писатель брался за работу, далекую от возвышенных поэтических рифм. В ту пору молодые эмигранты служили извозчиками, а зрелые работали в питейных заведениях, изображали цыган или малороссов. Несмотря на стесненные обстоятельства, Надежда Михайловна уютно обставила их маленький домик в пригороде Парижа. По стенам висели картины и фотографии — подарки друзей. В комнатах царили чистота и порядок.
Фельетоны Дона Аминадо подкармливали семью. Поэт жил скромно, но любил вкусно поесть и ходить в гости к друзьям. Аминад Петрович не выносил одиночества. Однажды ему пришлось остаться одному дома. Дочери Лене удалили гланды. Надежда Михайловна осталась с ней в больнице.
Шполянский не выдержал тишины пустого дома и пошел к Буниным. Иван Алексеевич и Вера Николаевна тоже собрались уходить — навестить поэтессу Ирину Одоевцеву. Аминад Петрович пришел к ней вместе с Буниными без приглашения и умолял не прогонять его. Шполянского всегда радушно принимали и любили слушать остроты поэта.
Смерть поэта
Воспоминания Дон Аминадо тоже не закончил, поставив вместо точки точку с запятой. Этой недосказанностью Шполянский показал бессмысленность, суетность и бесконечность жизненных тревог — «чувство железной дороги».
Аминад Петрович прожил до конца своих дней в эмиграции. Сатирик скончался в 1957 году в Париже. О творческом наследии Дона Аминадо позаботился искусствовед Илья Зильберштейн. Он переправил писательский архив в Советский Союз. Но до 1990 года сатирические произведения Шполянского были под запретом.
Интересные исторические факты
Подробности из жизни Дона Аминадо:
У сатирика сложились хорошие отношения с Иваном Буниным, которого побаивались в литературных кругах. Аминад Петрович любил и уважал поэтическую проницательность Ивана Алексеевича, а тот находил метким острословие Дона Аминадо.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
Дон Аминадо (биография,афоризмы,книга)
Дон-Аминадо (после Второй мировой войны печатался как Д. Аминадо),
настоящее имя Аминодав Пейсахович Шполянский;
7 мая 1888 — 14 ноября 1957 —
Дон-Аминадо родился и вырос в Елисаветграде (Херсонская губерния), учился юриспруденции в Одессе (юридический факультет Новороссийского университета) и Киеве, по завершении высшего образования (1910) поселился в Москве и занялся адвокатской и писательской деятельностью (постоянно сотрудничал в газете «Раннее утро» и журнале «Сатирикон»).
Будучи солдатом во время Первой мировой войны (в 1915 г. ранен и вернулся в Москву ] ), Дон-Аминадо опубликовал свою первую книгу патриотико-лирических стихотворений «Песни войны» (1914, М.; 2-е изд. — М., 1915).
Встретил февральскую революцию 1917 года пьесой в стихах «Весна Семнадцатого года», однако не принял октябрьский переворот большевиков. В 1918 году были закрыты все газеты, где он публиковался, после чего он уехал в Киев, сотрудничая там с газетами «Киевская мысль», «Утро», «Вечер», а затем печатался в одесской газете «Современное слово».
В январе 1920 года эмигрировал через Константинополь в Париж, где регулярно вплоть до 1940-х гг. печатал фельетоны в газете П. Милюкова «Последние новости», сотрудничал также с другими эмигрантскими изданиями: детским журналом «Зелёная палочка» (1920-21), «Свободная мысль», журналом «Иллюстрированная Россия», журналом «Сатирикон» (в 1931 был там фактическим соредактором), альманахом «Сполохи», выпустил несколько сборников своих произведений.
В 1920 году в Париже стал масоном. Прошёл посвящение в парижскую масонскую ложу «Космос» № 288 (ВЛФ).
Дона-Аминадо читали много и с увлечением, он стал известен и французским читателям благодаря книге Le rire dans la steppe (1927, «Смех в степи»). Свой сборник «Накинув плащ» (1928) Дон-Аминадо определял как «собрание лирической сатиры»; в типичной для него манере игры известными названиями озаглавлены разделы сборника «Нескучный сад» (1935), напр. «Новый Козьма Прутков», «Западный диван» или «Вечере на хуторе близ Булоньки». В период нацистской оккупации Франции — на нелегальном положении. После Второй мировой войны (уже под изменённым псевдонимом — Д. Аминадо) напечатал ещё один сборник стихов и воспоминания «Поезд на третьем пути» (1954). После смерти Дона-Аминадо его архив был перевезён на родину И. Зильберштейном.
Его стихи и проза в импрессионистической манере передают ситуации, типичные для его времени. Его мастерство основывается, с одной стороны, на аллюзиях: использовании известных фактов (из истории, современности и литературы), с другой стороны — на избирательности в словоупотреблении (часто — лишь существительные), по которым читатель может восстановить полный объём высказывания. Для Аминадо характерна ироническая дистанция по отношению к изображаемому, его сатира склонна к дружескому, игровому юмору, но за лёгкостью формы не теряется политическая и человеческая серьёзность автора.
(В. Казак)
С 1990 г. произведения издаются в СССР-России.
АФОРИЗМЫ
Бросить в женщину камень можно только в одном случае: когда этот камень драгоценный.
Во всякой лжи можно сознаться, только в святой необходимо упорствовать.
Невозможно хлопнуть дверью, если тебя выбросили в окно.
Не так опасно знамя, как его древко.
Никто никому так не обязан, как обезьяны Чарльзу Дарвину.
Объявить себя гением легче всего по радио.
Оскорбить действием может всякий, оскорбить в трёх действиях — только драматург.
Смысл долголетия заключается в том, чтобы пережить своих кредиторов.
Возраст женщины, которая всех критикует, называется критическим возрастом.
Не преувеличивай значение дружбы, это уменьшает число друзей.
Только чужую жизнь и можно рассказать своими словами.
Бросать жребий можно, но швыряться им не следует.
Принципы пахнут щёлочью, истины — кровью.
Каждый алкоголик в детстве был молокососом.
В любви есть три знака препинания: восклицательный, многоточие и точка.
Верх неудобства – это когда в душе еще романтизм, а в ноге уже ревматизм.
Юность довольствуется парадоксами, зрелость — пословицами, старость — афоризмами.
Сначала народ безмолвствует, потом становится под знамена, потом в очередь, потом опять под знамена и потом снова безмолвствует.
Достаточно и трех пальм, чтобы почувствовать себя в оазисе, и одного дурака, чтобы почувствовать себя в пустыне.
Ничто так не помогает повторять географию, как извержения вулканов и землетрясения.
И у последнего дурака может быть головная боль.
ВИКИПЕДИЯ источник источник
Дон-Аминадо
Поезд на третьем пути
Взыскательный Бунин назвал Дона Аминадо «одним из самых выдающихся русских юмористов, строки которого дают художественное наслаждение».
Рубрики: | ЮМОР/ЛЮБИМЫЕ АВТОРЫ ИСКУССТВО и ЛИТЕРАТУРА/ЛИТЕРАТУРА |
Метки: любимые авторы литература
Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю
Биография Дон-Аминадо
Дон-Аминадо (после Второй мировой войны печатался как Д. Аминадо, настоящее имя Аминад Петрович Шполянский, имя при рождении Аминодав Пейсахович Шполянский) – русский поэт-сатирик, мемуарист, адвокат – родился 7 мая 1888 года в Елисаветграде (Херсонская губерния), где и вырос.
Учился юриспруденции в Одессе (юридический факультет Новороссийского университета) и Киеве, по завершении высшего образования (1910) поселился в Москве и занялся адвокатской и писательской деятельностью (постоянно сотрудничал в газете «Раннее утро» и журнале«Сатирикон»).
Будучи солдатом во время Первой мировой войны (в 1915 ранен и вернулся в Москву), Дон-Аминадо опубликовал свою первую книгу лирико-патриотических стихотворений «Песни войны» (1914, М.; 2-е изд. — М., 1915).
Встретил февральскую революцию 1917 года пьесой в стихах «Весна Семнадцатого года», однако не принял Октябрьскую социалистическую революцию. В 1918 были закрыты все газеты, где он публиковался, после чего он уехал в Киев, сотрудничая там с газетами «Киевская мысль», «Утро», «Вечер», а затем печатался в одесской газете «Современное слово».
В январе 1920 эмигрировал через Константинополь в Париж, где регулярно вплоть до 1940-х печатал фельетоны в газете П. Милюкова «Последние новости». Сотрудничал также с другими эмигрантскими изданиями: детским журналом «Зелёная палочка» (1920-1921), «Свободная мысль», журналом «Иллюстрированная Россия», журналом «Сатирикон» (в 1931 был там фактическим соредактором), альманахом «Сполохи», выпустил несколько сборников своих произведений.
В 1920 в Париже стал масоном. Прошёл посвящение в парижскую масонскую ложу «Космос» № 288 (ВЛФ). В 1922 заведовал литературно-художественной частью театра «Карусель» в Берлине.
Дон-Аминадо читали много и с увлечением, он стал известен и французским читателям благодаря книге «Le rire dans la steppe» (1927, «Смех в степи»). Свой сборник «Накинув плащ» (1928) Дон-Аминадо определял как «собрание лирической сатиры»; в типичной для него манере игры известными названиями озаглавлены разделы сборника «Нескучный сад» (1935), напр. «Новый Козьма Прутков», «Западный диван» или «Вечера на хуторе близ Булоньки».
В период нацистской оккупации Франции — на нелегальном положении. После Второй мировой войны (уже под изменённым псевдонимом — Д. Аминадо) напечатал ещё один сборник стихов и воспоминания «Поезд на третьем пути» (1954).
Дон-Аминадо умер 14 ноября 1957 года в Париже.
После смерти Дон-Аминадо его архив был перевезён на родину И. Зильберштейном. С 1990 произведения издаются в СССР и России.
Книги:
Песни войны, 1914.
Весна семнадцатого года, 1917.
Дым без отечества, Париж, 1921.
Наша маленькая жизнь, Париж, 1927.
Le rire dans la steppe (совместно с Морисом Декобра), Париж, 1927.
Накинув плащ, Париж, 1928.
Нескучный сад, Париж, 1935.
Pointes de Feu, Париж, 1939.
В те баснословные года, Париж, 1951.
Поезд на третьем пути. Воспоминания, Нью-Йорк, 1954.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Дон-Аминадо. Кто это?
Дон-Аминадо (Аминадав Пейсахович Шполянский)
(7 мая 1888-14 ноября 1957)
Он пришёл из того «далека», когда совершенно иными были и жизнь, и культура. Своё ординарное имя — Аминад Петрович Шполянский — он однажды так кастаньетно отстучал на клавишах пишущей машинки «Ундервуд» в редакции знаменитого журнала «Сатирикон» Аркадия Аверченко, что имя сразу заискрилось чем-то озорным и испанским. Так родился на свет шутливый одесский испанец Дон-Аминадо.
До этого юный идальго долго жил в Одессе, был студентом Новороссийского университета, будучи солдатом во время Первой мировой войны был ранен и вернулся в Москву, опубликовал свою первую книгу патриотических стихотворений «Песни войны».
Встретил февральскую революцию 1917 года пьесой в стихах «Весна Семнадцатого года», однако не принял октябрьский переворот большевиков.
В январе 1920 года эмигрировал в Париж, где регулярно вплоть до 1940-х гг. печатал фельетоны, сотрудничал c эмигрантскими изданиями, выпустил несколько сборников своих произведений.
«Эмиграция напоминает сыр со слезой: сыр слопан, слеза осталась». Он выбрал именно этот путь и прошёл им до самого конца,там он стал душой маленькой русской колонии Парижа, в который «перекочевала живая история старой жизни, где ещё пахли кулебяки и расстегаи, цыгане были не с привокзальной площади, а из Яра, а русскую культуру представляли не Демьяны Бедные и Артёмы Голодные, а Куприн, Бунин, Мережковский, Ремизов, Рахманинов, Шаляпин, Коровин, Сомов, Бенуа — и так до бесконечности.
И вот на фоне этого великолепия Дон-Аминадо был любимцем публики. Его читали все. Его стихи вырезали из газет, знали наизусть. Повторяли его крылатые словечки. А многие просто начинали читать газету со злободневных стихов Дон-Аминадо.
Цветаева ставила его выше себя в поэзии. Сам академик Бунин писал рецензии на его книги. И какие! Скупой на похвалы Иван Алексеевич только с Дон-Аминадо позволил себе отойти от незыблемого правила и назвал того »выдающимся русским юмористом, строки которого дают художественное наслаждение«.
М. Горький в 1932 г. отмечал: «Мне кажется, что гораздо более искренно и верно отражает подлинное лицо эмиграции развеселый негодяй Дон-Аминадо. ».
Он жил на свете для того, чтобы веселить. Попасть в поле его зрения считалось за особую честь. И он нёс тяжкий крест остроумца. Обычно сатирики тяготятся этим,но он, похоже, был единственным счастливым исключением.
Многое удивляет в этом человеке, но сегодня особенно поражает: откуда Дон-Аминадо знал, что много лет спустя «восстановление России начнётся с перекраски вывесок и переименования улиц»?
Он был провидцем. Вот написанное им в 1920 году:
О, Господи, ты только вездесущ
И волен надо всем преображеньем!
Но, чую, вновь от беловежских пущ
Пойдёт начало с прежним продолженьем.
И вкруг оси опишет новый круг
История, бездарная, как бублик.
И вновь на линии Вапнярка — Кременчуг
Возникнет до семнадцати республик…
Oшибка только в числе республик, но не в сути. Что подсказало ему Беловежскую Пущу, где в 1991 году собрались русский Горбачёв, белорус Шушкевич и украинец Кравчук, чтобы положить начало нового витка в истории, как всё это он предугадал тогда, в 1920-м году в Париже?
Провижу день. Падут большевики,
Как падают прогнившие стропила.
Окажется, что конные полки
Есть просто историческая сила.
Окажется, что красную звезду
Срывают тем же способом корявым,
Как в девятьсот осьмнадцатом году
Штандарт с короной и орлом двуглавым. (1926)
Его книг нет в библиотеках. Да и на прилавках они не лежат. Может, и по сей день кто-то побаивается осиного, жалящего пера Дон-Аминадо?
Ложась животом на алтарь отечества, продолжайте думать всё-таки головой.
И у последнего дурака может быть головная боль.
Не так опасно знамя, как его древко.
Не думай дурно о всех ближних сразу. Думай по очереди.
Если очень долго поступать по-свински, то в конце концов можно устроиться по-человечески.
Верх популярности — это когда весь мир ненавидит одного человека.
Не преувеличивай значение дружбы, это уменьшает число друзей.
Каждый алкоголик в детстве был молокососом.
Словом можно обидеть, словарем — ушибить.
Вставайте с петухами, ложитесь с курицами, но остальной промежуток времени проводите с людьми.
Верх выносливости: сидеть на иголках и кашлять.
Грамотные люди могут жениться по объявлению, а безграмотные только по любви.
Про каждого человека можно написать роман, но не каждый человек заслуживает некролога.
Ничто так не утомляет, как ожидание поезда. Особенно, когда лежишь на рельсах.
Ниже человека никакой доллар упасть не может.
Если б мы знали всё, что о нас будут говорить, когда нас не будет, нас бы уже давно не было.
При этом Дон-Аминадо был еще и большим лирическим поэтом. Как все это могло совмещаться в одном человеке, остается только гадать.
Аминад Петрович Шполянский умер в Париже 14 ноября 1957 года.