поэмы есенина пугачев история создания

Поэмы есенина пугачев история создания

КИРИЛЛ БОРИСОВ. «ПУГАЧЕВ» СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

В основе «Пугачева» лежат события русской истории 18 века. Всегда, в случае, когда писатель обращается к событиям прошлого, он должен иметь для этого определенную мотивировку. Вполне возможно, что одной из таких причин были события 1919 года, когда многие крестьяне вели открытую войну с правительством РСФСР, не оставившим им права на жизнь. Однако не стоит думать, что есенинская поэма прямо проецирует на себя события этих страшных лет, крестьянская война могла послужить лишь отправной точкой, направившей поэта к истории Пугачева.

Произведение, написанное на историческую тему, нередко может служить признаком определенной творческой зрелости (Пушкин пишет «Бориса Годунова» в середине своего творческого пути, «Война и мир» завершена Толстым через 17 лет после блестящего дебюта). Его создание требует отточенного навыка работы с материалом. Изображая события какой-либо исторической эпохи, писатель неминуемо их искажает, но, при этом ему так или иначе необходим какой-либо материал, от которого он смог бы отталкиваться.

Есенинский «Пугачев» многими читателями был воспринят как произведение новаторское, необычное. В этой связи целесообразно будет рассмотреть комментарии самого Есенина, касающиеся особенностей замысла, сюжета и композиции поэмы

В «Пугачеве» Есенин проявляет себя как смелый экспериментатор стиха. До 1917 года мы редко встречаем в лирике Есенина неожиданные опыты в области рифмы, ритма или строфики. Появление серьезных поэтических экспериментов можно связать с предчувствием глобальных перемен, революции. Можно увидеть, как работа с тем или иным непривычным для Есенина элементом стиха приходит к некоторому итогу в «Пугачеве».

Тысячу чертей, тысячу ведьм и тысячу дьяволов! Экий дождь! Экий скверный дождь! Скверный, скверный. 3

Впечатление «тяжести», «грузности» строк, однако, нередко оказывается иллюзией, которую поэт создает с помощью дактилических клаузул:

Бедные, бедные мятежники! Вы цвели и шумели, как рожь. Ваши головы колосьями нежными Раскачивал июльский дождь. 4

В ритмический рисунок поэмы «Пугачев» органично вписываются постоянные словесные повторения:

Что случилось? Что случилось? Что случилось?

Ничего страшного. Ничего страшного. Ничего страшного. 5

На ногах не стоит человек.

На всем божьем свете. 6

Вспомним, что именно из стихийной бури появляется Пугачев в пушкинской «Капитанской дочке».

Где заря красным всадником мчитсяЭти руки для драк и краж 7

Нужно крепкие, крепкие иметь клыки. 8

Возможно такое поразительное сходство двух героев и объясняют, почему Хлопушу так тянет к Пугачеву. Он желает увидеть вождя народного восстания. И в бунте, и в фигуре его предводителя он видит нечто близкое себе. Хлопуша сходу предлагает соратникам Пугачева собственный план взятия Оренбурга. В эмоциональную, порывистую стихию бунта он добавляет хитрость: «Нет!//Хлопуша не станет биться.//У Хлопуши другая мысль.//Он хотел бы, чтоб гневные лица//Вместе с злобой умом налились».

Одной из магистральных тем поэмы Есенина является тема смерти. Прямое напоминание о смерти мы встречаем в упоминавшемся разговоре Пугачева и сторожа. Тот говорит о том, что «умер третий Петр». Отсылка к этому имени появится в речи сторожа еще раз:

Но теперь как будто пробудились,

И березами заплаканный наш тракт

Окружает, как туман от сырости,

Имя мертвого Петра.

. Это она. Это она подкупила вас, Злая и подлая оборванная старуха. Это она, она, она, Разметав свои волосы зарею зыбкой,

Хочет, чтоб сгибла родная страна Под ее невеселой холодной улыбкой. 9

В зрелой лирике Есенина осень, увядание связаны с ощущением прошедшей, утраченной молодости («По-осеннему кычет сова. «, 1920). Об этом же говорит и Пугачев:

Он словно до самого последнего момента не может поверить, что все кончено:

Боже мой! Неужели пришла пора? Неужель под душой так же падаешь, как под ношей? А казалось. казалось еще вчера. Дорогие мои. дорогие. хор-рошие. 11

Список использованной литературы.

В.М. Акимов. От Блока до Солженицына. Искусство-СПБ, 2010.

С.А. Есенин. Избранные сочинения. Художественная литература, 1983.

Станислав и Сергей Куняевы. Сергей Есенин. Молодая гвардия, 2010.

Н.М. Солнцева. Сергей Есенин. Издательство Московского Университета. 2004.

Источник

Андрей РУМЯНЦЕВ «Приветствую тебя, мятеж свирепый!» О драматической поэме С. Есенина «Пугачев»

Драматическая поэма «Пугачев» не стоит особняком в творчестве Сергея Есенина. История родины с юных лет занимала поэта. Еще на заре своей литературной деятельности он написал небольшие исторические повествования в стихах «Песнь о Евпатии Коловрате», «Марфа Посадница», «Ус», творчески использовав в них народные предания и подлинные исторические материалы.

Поэма о Пугачеве — продолжение этого пути. Есенин тщательно готовился к ее созданию. Люди, близкие поэту, оставили свидетельства о том, как долго и пытливо изучал он эпоху Пугачева, ход народного восстания. Приведем только одно из свидетельств, заслуживающих, думается, наибольшего доверия, — жены поэта С.А. Толстой-Есениной. «Со слов Есенина, — писала она, — мы знаем, что во время работы над “Пугачевым” ему пришлось прочесть много исторических книг и даже архивных документов». Кроме того, весной 1921 года, уже работая над драмой, поэт отправился в места пугачевского восстания — в Самару, Саратов, Оренбург.

Что же касается самого замысла трагедии в стихах, то у Есенина, как всегда, был свой, оригинальный взгляд на будущее произведение. Профессор И.Н. Розанов, оставивший интересную книжку воспоминаний под необычным заглавием «Есенин о себе и других», писал:

«Однажды Есенин сказал мне:

— А как вы относитесь к пушкинской “Капитанской дочке” и к его “Истории” [1]?

— У Пушкина сочинена любовная интрига и не всегда хорошо прилажена к исторической части. У меня же совсем не будет любовной интриги. Разве она так необходима? Умел же без нее обходиться Гоголь.

И потом, немного помолчав, прибавил:

— В моей трагедии вообще нет ни одной бабы. Они тут совсем не нужны: пугачевщина не бабий бунт. Ни одной женской роли. Около пятнадцати мужских (не считая толпы) и ни одной женской. Не знаю, бывали ли когда такие трагедии. ».

В дальнейшей беседе автора воспоминаний с Есениным интересно еще одно. Молодой поэт отважно критикует Пушкина: «Например, у него [2] найдем очень мало имен бунтовщиков, но очень много имен усмирителей или тех, кто погиб от рук пугачевцев. Я очень, очень много прочел для своей трагедии и нахожу, что многое Пушкин изобразил просто неверно. Прежде всего сам Пугачев. Ведь он был почти гениальным человеком, да и многие из его сподвижников были людьми крупными, яркими фигурами, а у Пушкина это как-то пропало. Еще есть одна особенность в моей трагедии. Кроме Пугачева, никто почти в трагедии не повторяется: в каждой сцене новые лица. Это придает больше движения и выдвигает основную роль Пугачева».

Есенинские замечания о пушкинском сочинении не справедливы. Имена бунтовщиков в хронике поэта соседствуют на равных с именами усмирителей, внимание автора к тем и другим одинаково. Пушкинский взгляд на Пугачева тоже выверенный: предводитель мятежа представлен, разумеется, не гениальной, но достаточно «крупной и яркой фигурой». Однако рассуждения Есенина стоило привести хотя бы для того, чтобы убедиться: он серьезно относился к своей творческой задаче и напряженно обдумывал замысел поэмы.

Иным современникам казалось, что поэт на лету схватывал историческую канву и, не вникая глубоко в ход событий, основное внимание уделял их авторской образной интерпретации. Но это не так. В четырехтомном издании 1990-х годов «Сергей Есенин в стихах и жизни» [3], в примечаниях к драме «Пугачев», есть место, которое интересно с затронутой нами стороны.

«Сопоставление текста поэмы “Пугачев” Есенина с трудами о Пугачеве, проведенное Е.А. Самоделовой, позволило сделать выводы о том, что событийная схема есенинского “Пугачева” выдержана в соответствии с композицией исторических монографий; в поэме точно и полно дается география пугачевских событий “от песков Джигильды до Алатыря”. Все персонажи произведения, кроме Пармена Крямина, являются историческими лицами. Есенин хорошо знал их биографии и при создании образов своих героев опирался на действительные факты их жизни».

Но могут спросить: можно ли найти историческую правду в лирических монологах Пугачева и его сообщников? Ведь у Есенина не дано ни конкретного места, ни времени действия в каждой картине, не указаны ни сословное положение, ни возраст героев — ничего определенного, что обычно указывают в своих произведениях драматурги. Словом, нет внешнего правдоподобия.

Однако еще Пушкин размышлял:

«Правдоподобие все еще полагается главным условием и основанием драматического искусства. Что если докажут нам, что самая сущность драматического искусства именно исключает правдоподобие? Читая поэму, роман, мы часто можем забыться и полагать, что описываемое происшествие не есть вымысел, но истина. В оде, в элегии можем думать, что поэт изображал свои настоящие чувствования в настоящих обстоятельствах. Но где правдоподобие в здании, разделенном на две части, из коих одна наполнена зрителями. Если мы будем полагать правдоподобие в строгом соблюдении костюма, красок, времени и места, то и тут мы увидим, что величайшие драматические писатели не повиновались сему правилу. У Шекспира римские лекторы сохраняют обычаи лондонских алдерманов. У Кальдерона храбрый Кориолан вызывает консула на дуэль и бросает ему перчатку. У Расина полускиф Ипполит говорит языком молодого благовоспитанного маркиза. Римляне Корнеля суть или испанские рыцари, или госконские бароны, а Корнелеву Клитемнестру сопровождает швейцарская гвардия. Со всем тем Кальдерон, Шекспир и Расин стоят на высоте недосягаемой, и их произведения составляют вечный предмет наших изучений и восторгов. ».

Чем же тогда завораживает есенинская драма в стихах, и почему она кажется художественно выразительной и правдивой? И на этот вопрос можно ответить пушкинскими словами:

«Трагедия преимущественно выводила тяжкие злодеяния, страдания, сверхъестественные, даже физические (напр., Филоктет, Эдип, Лир). Но привычка притупляет ощущения — воображение привыкает к убийствам и казням, смотрит на них уже равнодушно, изображение же страстей и излияний души человеческой для него всегда ново, всегда занимательно, велико и поучительно. Драма стала заведовать страстями и душою человеческою. Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах — вот чего требует наш ум от драматического писателя».

Есенин и взялся за то, что «всегда занимательно, велико и поучительно» в трагедии — за «изображение страстей и излияний души человеческой». Он взглянул на личность Пугачева глазами лирического поэта. Он наделил своего мятежного героя обнаженным восприятием жизни, он сделал его лириком, тонко чувствующим бег ветра, вздрагивающим от неслышного шороха утренней зари и замирающим при взлете осенней листвы, с трагической нежностью, почти физически, перебирающим тонкую материю повисшего над головой времени. Его Пугачев, в отличие от пушкинского, не вешает дворян, не одаряет царской медью толпы людей, не бражничает с очередной наложницей в кругу своих приближенных. Он с болью вспоминает майскую пору юности, с тревогой смотрит на дождливую ночь за окном, философски беседует с товарищами. Но странное дело: мы принимаем такого Емельяна как народного предводителя, военачальника, отважного казака. При всем лирическом освещении он не кажется книжным, выдуманным, нереальным хотя бы в одной какой-то человеческой черточке. Это магия искусства: автор не описывает сражения и стычки, а читатель представляет переменчивый ход восстания; автор не передает в подробностях повсеместную поддержку, а потом предательство казачества — читатель ярко видит перед глазами то и другое. Секрет в том, что любой успех и поражение, любой зигзаг в судьбе главного героя отражается, как в зеркале, в его душе — а вот душу-то своего героя поэт открывает перед нами во всей полноте ее переживаний.

Для нас интересно сопоставить хронику событий, воспроизведенных Пушкиным строго документально в его «Истории Пугачевского бунта», и есенинское художественное изображение той же эпохи. Это сопоставление даст возможность представить, как точно следовал Есенин исторической правде, соблюдая психологическую правду поведения героев, их чувств и размышлений.

Последуем за Пушкиным далее:

«Узнали, что правительство имело намерение составить из казаков гусарские эскадроны и что уже повелено брить им бороду. Генерал-майор Траубенберг, присланный для того в Яицкий городок, навлек на себя народное негодование. Казаки волновались. Наконец, в 1771 году мятеж обнаружился во всей своей силе. Происшествие, не менее важное, подало к оному повод. Между Волгой и Яиком, по необозримым степям астраханским и саратовским, кочевали мирные калмыки, в начале осьмнадцатого столетия ушедшие от границ Китая под покровительство белого царя. Русские приставы. начали их угнетать. Выведенные из терпения, они решились оставить Россию и тайно снестись с китайским правительством. Им не трудно было, не возбуждая подозрения, прикочевать к самому берегу Яика. И вдруг, в числе тридцати тысяч кибиток, они перешли на другую сторону и потянулись по киргизской степи к пределам прежнего отечества. Яицкому войску велено было выступить в погоню; но казаки (кроме весьма малого числа) не послушались и явно отказались от всякой службы.

Тамошние начальники прибегнули к строжайшим мерам для прекращения мятежа; но наказания уже не могли смирить ожесточенных. 13 января 1771 года они собрались на площади, взяли из церкви иконы и пошли, под предводительством казака Кирпичникова, в дом гвардии капитана Дурнова, находившегося в Яицком городке по делам следственной комиссии. Они требовали отрешения членов канцелярии и выдачи задержанного жалованья. Генерал-майор Траубенберг пошел им навстречу с войском и пушками, приказывая разойтиться; но ни его повеления, ни увещевания войскового атамана не имели никакого действия. Траубенберг велел стрелять; казаки бросились на пушки. Произошло сражение; мятежники одолели. Траубенберг бежал и был убит у ворот своего дома. Тамбовцев повешен, члены канцелярии посажены под стражу; а на место их учреждено новое начальство». Однако мятеж подавили. Но, как пишет Пушкин, «спокойствие было ненадежно. Тайные совещания происходили по степным уметам и отдаленным хуторам. Все предвещало новый мятеж. Недоставало предводителя. Предводитель сыскался».

В приведенном отрывке из пушкинской хроники названы еще два исторически реальных лица, которых ввел в свою поэму Есенин. Это казак Кирпичников и генерал-майор Траубенберг. Сразу отметим: в драме ««Пугачев», как и у Пушкина, их роль выверена, подтверждена документами. Но как оригинально передана Есениным трагическая вспышка мятежа! Уже с первых строк поэмы чувствуешь, что рассказ необычен; он не похож на эпическое повествование в стихах.

У Есенина был необыкновенный дар лирического преображения каждой картины, взятой из жизни. Он доказал это, например, в поэме «Анна Снегина». Там постоянно чувствуется напряженно бьющийся нерв повествования — то тревожный, то возбужденный воспоминанием, то ненадолго успокоившийся после зрелого раздумья героя. В произведениях на историческую тему, конечно, трудней осветить картину лирическим светом, но и тут Есенину удается почти невозможное. Возьмите «Поэму о 36», «Балладу о двадцати шести», «Песнь о великом походе». В каждом из этих сочинений поэта рассказ о действительных событиях пронизан особым, есенинским, лиризмом.

Вот и открыв поэму «Пугачев», мы сразу же оказываемся во власти необыкновенной речи, ошеломляющей ярчайшей образностью, напором страстей:

Источник

Урока на тему «История создания и художественные особенности поэмы С.А. Есенина «Пугачев».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока литературы в 8классе

«История создания и художественные особенности поэмы С.А. Есенина «Пугачёв»

Учитель: Цаунер Алиса Викторовна, МАОУ гимназия №12 г. Тюмень

Тип урока: урок формирования знаний.

Цель урока: познакомиться с историей создания поэмы «Пугачёв», раскрыть художественные особенности поэмы. Сравнить образ Пугачёва в поэме «Пугачёв» С.А. Есенина и в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Личностные: формировать знания о крестьянском восстании под предводительством Е.Пугачева, раскрыть художественные особенности поэмы С.А. Есенина «Пугачев».

Познавательные: вырабатывание понимания сходств и различий образа Е. Пугачева, предводителя крестьянского восстания, в произведениях С.А. Есенина и А.С. Пушкина.

Коммуникативные: формировать культуру общения, воспитывать чувство дружеской атмосферы в классе.

Социальные: воспитание нравственных ценностей.

Личностные: знакомство с историей создания поэмы С.А. Есенина «Пугачев»,формирование знаний о художественных особенностях поэмы.

Метапредметные – проведение информационно-смыслового анализа прочитанного текста, подготовка устного ответа.

Предметные – формирование знаний о художественных особенностях поэмы С.А. Есенина «Пугачев».

Виды деятельности обучающихся: автономная группа, электронная библиотека, работа с учебником, анализ, обобщение, индивидуальная работа, групповая работа, взаимоконтроль.

Универсальные учебные действия:

Личностные – моральная ответственность перед друзьями, готовность целенаправленно использовать знания.

Технологии обучения: здоровьесберегающие, игровые, интеграция с историей с информационным и дифференцированным подходом.

Работа с электронной доской

— Год 1967, в журнале «Москва театральная» появилась рецензии нового спектакля, в которой писали: «Среди поэтических спектаклей Театра на Таганке эта постановка занимает особое место. Впервые режиссёр Юрий Любимов поставил на сцене цельное поэтическое произведение. Автор, создавая свою драматическую поэму, отказался от исторической стилизации. Ему важен был дух истории, а не её буква».

— Я предлагаю посмотреть фрагмент спектакля. Внимание на экран.

Ученикивнимательно слушают учителя, смотрят фрагмент спектакля Ю.Любимова на Таганке.

поэмы есенина пугачев история создания. Смотреть фото поэмы есенина пугачев история создания. Смотреть картинку поэмы есенина пугачев история создания. Картинка про поэмы есенина пугачев история создания. Фото поэмы есенина пугачев история создания

Формулирование темы урока.

— Назовите автора и произведение. Ребята, как вы думаете какая тема урока? Откройте тетради и запишите тему урока.

— Скажите, ребята, в каком произведение и какого автора мы уже встречались с образом Пугачёва?

— Попытайтесь сформулировать цель нашего урока, вам помогут незаконченные предложения, внимание на слайд.

Учащиеся называют произведение (прочитанное дома) С.А. Есенина «Пугачев».

«История создания и художественные особенности поэмы С.А. Есенина «Пугачёв».

Открывают тетради, записывают число и тему урока.

Класс называет произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Познакомиться с историей создания поэмы «Пугачёв», раскрыть художественные особенности поэмы. Сравнить образ Пугачёва в поэме «Пугачёв» С.А. Есенина и в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

поэмы есенина пугачев история создания. Смотреть фото поэмы есенина пугачев история создания. Смотреть картинку поэмы есенина пугачев история создания. Картинка про поэмы есенина пугачев история создания. Фото поэмы есенина пугачев история создания

поэмы есенина пугачев история создания. Смотреть фото поэмы есенина пугачев история создания. Смотреть картинку поэмы есенина пугачев история создания. Картинка про поэмы есенина пугачев история создания. Фото поэмы есенина пугачев история создания

поэмы есенина пугачев история создания. Смотреть фото поэмы есенина пугачев история создания. Смотреть картинку поэмы есенина пугачев история создания. Картинка про поэмы есенина пугачев история создания. Фото поэмы есенина пугачев история создания

Работа с текстом, с учебником, дополнительным материалом, с электронной библиотекой

Учащиеся открывают инструктивные карты, знакомятся с учебной задачей, задают вопросы. Приступают к работе в группе. Первая группа для подготовки отправляется в библиотеку (электронную).

поэмы есенина пугачев история создания. Смотреть фото поэмы есенина пугачев история создания. Смотреть картинку поэмы есенина пугачев история создания. Картинка про поэмы есенина пугачев история создания. Фото поэмы есенина пугачев история создания

поэмы есенина пугачев история создания. Смотреть фото поэмы есенина пугачев история создания. Смотреть картинку поэмы есенина пугачев история создания. Картинка про поэмы есенина пугачев история создания. Фото поэмы есенина пугачев история создания

III . Закрепление изученного материала

Работа с электронной доской

— Ребята, время закончилось, но прежде чем приступить к презентации ваших работ(устных ответов с заполненным бланком), достаньте из файлов «индивидуальный лист ответов», ознакомьтесь с ним. По мере выступлений групп, вам необходимо ответить на вопросы и сдать листы для оценивания.

— Всем группам спасибо. Индивидуальные листы ответов сдать.

— Далее я предлагаю воспользоваться телефонами и ответить на ряд вопросов. Программа Quziz сама оценит вас.

— Внимание на экран, посмотрите ваши результаты.

— Ребята, вы объединились в новые группы.Достаньте из папки индивидуальное задание, подпишите свою фамилию, поработайте над ним.

Всем группам спасибо. Индивидуальные листы ответов сдать.

-Дома вам нужно будет написать сочинение-рассуждение, взяв в качестве тезиса один из предложенных вопросов:

-Какие вы видите положительные и отрицательные стороны в Пугачеве как литературном герое?

— C каким Пугачевым вы хотели бы побеседовать? О чем бы вы его спросили?

Учащиеся открывают индивидуальный лист ответов, по мере выступления групп его заполняют.

Презентация работы групп. (Группа выходит, зачитывает учебную задачу, пользуясь бланком ответов, презентуют свою работу)

1 группа – История восстания под предводительством Пугачёва.

3 группа – Художественные особенности поэмы.

4 группа – Образ Пугачёва в поэме С.А. Есенина «Пугачёв» и в романе А.С. Пушкина «капитанская дочка».

5 группа – Поэма С.А. Есенина «Пугачёв» в оценке современников.

Учащиеся сдают индивидуальные листы учителю.

Класс переходит по ссылке, данной на электронной доске, программа распределяет в новые группы, и ребята отвечают на вопросы.

Учащиеся работают индивидуально и в конце урока сдают бланки ответов.

Ребята записывают домашнее задание.

поэмы есенина пугачев история создания. Смотреть фото поэмы есенина пугачев история создания. Смотреть картинку поэмы есенина пугачев история создания. Картинка про поэмы есенина пугачев история создания. Фото поэмы есенина пугачев история создания

поэмы есенина пугачев история создания. Смотреть фото поэмы есенина пугачев история создания. Смотреть картинку поэмы есенина пугачев история создания. Картинка про поэмы есенина пугачев история создания. Фото поэмы есенина пугачев история создания

поэмы есенина пугачев история создания. Смотреть фото поэмы есенина пугачев история создания. Смотреть картинку поэмы есенина пугачев история создания. Картинка про поэмы есенина пугачев история создания. Фото поэмы есенина пугачев история создания

Летом 1922 года Есенин читал поэму «Пугачев» М.Горькому в Берлине. Горький вспоминает об этом так: «Взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось. Помниться, я не мог сказать ему никаких похвал, да он – я думаю – и не нуждался в них…»

— Ну, что ж, ребята, мне приятно было сегодня работать с вами. Предлагаю вам оценить свою деятельность сегодня на уроке.

Если вам было все понятно, и вы считаете, что справились на отлично, поднимите вверх синий круг. Если считаете, что работали хорошо, но у вас остались вопросы- оранжевый. Если требуется консультация- красный. Также возьмите в руки лист с индивидуальным оцениванием и поставьте себе отметку за урок.

— Молодцы, спасибо за урок.

Класс поднимает вверх круг, соответствующий своей работе на уроке.

На индивидуальном листе ставят самооценку.

поэмы есенина пугачев история создания. Смотреть фото поэмы есенина пугачев история создания. Смотреть картинку поэмы есенина пугачев история создания. Картинка про поэмы есенина пугачев история создания. Фото поэмы есенина пугачев история создания

поэмы есенина пугачев история создания. Смотреть фото поэмы есенина пугачев история создания. Смотреть картинку поэмы есенина пугачев история создания. Картинка про поэмы есенина пугачев история создания. Фото поэмы есенина пугачев история создания

1. История создания поэмы «Пугачёв» С.А. Есениным.

Начало работы над драматической поэмой «Пугачев» датируется концом 1920-го года. В основе «Пугачева» лежат события русской истории 18 века. Вполне возможно, что одной из причин написание поэмы были события 1919 года, когда многие крестьяне вели открытую войну с правительством РСФСР, не оставившим им права на жизнь. Обращение Есенина к эпохе крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева было связано прежде всего с настойчивыми поисками поэтом ответа на главный вопрос, поставленный перед ним революционной эпохой: куда несет революционный «вихрь» крестьянскую Русь.

Над «Пугачевым» Есенин работал много и напряженно. Написанию его предшествовал довольно длительный период собирания и изучения материалов из истории пугачевского восстания. Побывал Есенин и в оренбургских степях, в местах пугачевского движения. Есенин решает совершить поездку по «пугачевским» местам – в апреле 1921 года поэт едет через Самару в Оренбург, потом в Туркестан, посещает Среднюю Азию и Урал.

Задумав свою пьесу как лирическую драму, Есенин не дает в ней эпических картин народного восстания. Народность драмы проявляется в художественном раскрытии автором причин восстания,

в показе того, что выступление против самодержавия всех слоев трудовой России – и крепостных крестьян, и яицких казаков, которые «задаром проливают пот», и населения царских окраин, стонущих «от российской чиновничьей неволи», и уральских рабочих – было исторически неизбежным:

Уже мятеж вздымает паруса.

Нам нужен тот, кто б первый бросил камень.

В «Пугачеве» нашло свое отражение и тревожное раздумье Есенина о будущем крестьянской Руси, волновавшее поэта в ту пору. Особенно это чувствуется в заключительном монологе Пугачева:

В художественных приемах «Пугачева» ощущается некоторое влияние имажинизма (Имажинизм – появившееся в России после октябрьского переворота 1917 года литературное течение, провозгласившее образ самоцелью произведения, а не средством выражения сути содержания и отражения действительности, обрамление сложными метафорическими узорами речи некоторых персонажей, вычурность отдельных образов). Вместе с тем «Пугачев» поражает своей свежестью, новизной образов, вдумчивой работой поэта над словом.

2. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.

Крестьянская война 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва (Пугачёвщина, Пугачёвский бунт, Пугачёвское восстание) — восстание яицких казаков, переросшее в полномасштабную войну казаков, крестьян и народов Урала и Поволжья с правительством императрицы Екатерины II. При этом классовый характер восстания до сих пор является предметом научной полемики.

В 1772 году в Яицком городке вспыхнуло восстание казаков против старшинской верхушки войска и представителей правительства. Восстание было подавлено, но казаки не смирились, а затаились в ожидании повода к новому выступлению. Такой повод представился с появлением на Яике беглого донского казака Пугачёва, объявившего себя императором Петром III. Новое выступление яицких казаков, начавшееся 17 (28) сентября 1773 года с Бударинского форпоста, быстро охватило весь Оренбургский край, Урал, Прикамье, Башкирию, часть Западной Сибири, Среднее Поволжье. В ходе восстания в результате агитации и обещания исполнения самых насущных чаяний к казакам присоединились башкиры, татары, калмыки, казахи, чуваши, уральские заводские крестьяне.

Первый период восстания с сентября 1773 года по март 1774 года ознаменовался военными успехами восставших, представлявших собой опытных представителей иррегулярных казацких и инородческих частей, над немногочисленными и частью деморализованными правительственными войсками. Восставшие осадили Оренбург, Яицкий городок, Уфу, овладели множеством городков, крепостей и заводов.

Осознав серьезность положения, правительство стянуло войска с западных и северо-западных окраин империи, поставив во главе их опытного генерал-аншефа А. И. Бибикова. В результате в марте 1774 года восставшие повсеместно потерпели поражения, многие видные руководители восстания и рядовые участники были убиты или пленены, оставшиеся рассеяны. Но со смертью Бибикова в апреле 1774 года, восстание вспыхнуло с новой силой в заводском краю Южного Урала и в Башкирии. Пугачёв сумел объединить рассеянные отряды и, несмотря на неоднократные тяжёлые поражения, после похода по Уралу в июле 1774 года захватил один из крупнейших центров империи — Казань.

3. Художественные особенности поэмы «Пугачёв» С.А. Есенина.

Композиция, сюжет, рифма и ритм.

Поэма «Пугачёв» состоит из восьми частей. В них последовательно разворачивается картина крестьянского восстания. Сначала Пугачёв появляется в Яицком городке. Там он разговаривает со сторожем и понимает, что именно он должен быть тем самым человеком, который «первым бросит камень». Далее описано бегство калмыков. Затем осенней ночью Пугачёв обсуждает восстание с Караваевым. В следующей части читатели уже узнают о намерении Пугачёва назвать себя Петром. Он хочет объединить в восстании разные народы и надеется добиться успеха.

Хлопуша появляется перед читателями в главе «Уральский каторжник». Герой отмечает, что Пугачёва любят за удаль и буйство, для него не имеет большого значения, является ли бунтовщик Петром на самом деле. Восставшие движутся к городам, но бунт подавлен. Пугачёв окружён казаками. Он не сумел удержать власть в своих руках, не смог изменить предначертанный ход истории. Он снова один, без соратников, как и в самом начале поэмы, что создаёт своеобразную кольцевую композицию. Написана поэма в традициях оригинального литературного направления. Здесь читатели сразу видят, что Есенин – представитель имажинизма. Это заметно с первых строк: «Ржёт дорога в жуткое пространство», «Луна, как жёлтый медведь, в мокрой траве ворочается». Рифма и ритм, размер здесь постоянно меняются, поэтому сложно обозначить всё едиными наименованиями. При этом общая ритмичность хорошо просматривается, слог Есенина очень лёгкий.

В поэме «Пугачёв» бунтовщики предстают как смелые, отважные люди. Они уверены в своей правоте, готовы погибнуть, чтобы достичь цели. Сподвижники Пугачёва убеждены: нужно менять существующий порядок. Они способны использовать разные методы и средства, не боятся боя. Разумеется, основной темой произведения стало крестьянское восстание. В нём проявилась в полной мере удаль, бесстрашие народа. Можно отметить, что с самого начала легко предугадать, что восстание обречено. Есенин хорошо передаёт общую атмосферу, в которой практически невозможно представить себе счастливый исход бунта.

В поэме «Пугачёв» Сергей Есенин широко использует символы и аллегории, сравнения, причудливые образы, характерные для имажинизма. Приведём несколько примеров: «жабьи глаза деревни», головы «прыгают с плеч жёлтыми кошками», «в груди, как в берлоге, ворочается зверёнышем тёплая душа», «глаза, как два цепных кобеля, ворочаются в солёной влаге». Нередко применяет Есенин и троекратный повтор, который особенно остро звучит в конце поэмы. В начале части «Конец Пугачёва» герой вопрошает: «Вы с ума сошли! Вы с ума сошли! Вы с ума сошли!» Ближе к самому концу он говорит: «Что случилось? Что случилось? Что случилось?» Замкнутость сюжета, неизбежность краха восстания ярко проявляются в этих рефренах. В своей знаменитой поэме «Пугачёв» Сергей Есенин с уважением, симпатией и сочувствием изображает крестьянское восстание, рисует образ исторической фигуры – Емельяна Пугачёва. Сейчас мы можем иначе взглянуть на тот кровопролитный бунт, однако в произведении поэта перед читателями ярко встаёт именно своеобразие характеров, сила духа и удаль людей. Даже с такими неординарными образами, средствами изобразительности поэма читается легко, что обеспечивает воздушный слог Сергея Есенина.

4. Сравнение образа Пугачёва в поэме С.А. Есенина и в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Образ Пугачева в романе А.С Пушкина «Капитанская дочка» – это образ народа, народного гнева, бунтарства русской души и беспощадной силы. Художественный образ Пугачёва изображён в соответствии с литературными принципами произведения, а не с историческими принципами исследований, поэтому автор даёт представление о Пугачёве, как о человеке, а не как о кровавом и бессердечном главаре бунта.

Есенин создаёт сложный образ Пугачёва – это сильный, решительный человек, который обдуманно идёт на восстание, оценив всю боль народную и услышав мольбы людские. Емельян пытается изменить жизнь крестьян к лучшему. Пугачёв не сторонник жестокого мятежа, беспощадного и стихийного. Он хочет справедливой войны, подготовленной, жестокость наряду с доверчивостью атамана.За новый мир он идёт до конца, не веря в поражение, но соратники предают его. Трагедия Пугачёва в том, что он не смог передать людям силу своей веры в победу, он не смог обуздать стихию бунта и остаётся один, попадая на плаху.

— Емельян Пугачёв – казак, истинный сын своей Родины.

— Жесток и беспощаден к врагам, но в тоже время, доверчивый, как ребёнок и благодушен к тем, кто был с ним добр.

-Умеет понимать русских мужиков, ведёт их за собой, зная свою обречённость.

-Народ любит Пугачёва, давно ждал такого атамана, за которым идти на смерь не страшно. Народный идеал, любящий свой народ и готовый умереть за него.

— Емельян – человек чести и слова, не смотря на своё недворянское происхождение.

-У Есенина Пугачёв главный герой, у Пушкина – второстепенный.

-У Есенина образ поэтизирован, идеализирован, у Пушкина литературный образ, на основе исторического.

-У Есенина Пугачёв называется царём, чтобы повести народ за собой,у Пушкина он атаман и самозванец.

-У Есенина Пугачёв не сторонник жестокого мятежа, беспощадного и стихийного, он хочет справедливой войны. У Пушкина образ Пугачёва – это образ восставшего народа, гордого и беспощадного, полного гнева и жестокости.

— Сподвижники Пугачёва у Пушкина – шайка убийц, страшные, лихие люди, у Есенина – единомышленники, друзья, смелые, отважные люди, но предавшие атамана.

— Есенина волновал вопрос крестьянского рая, а Пушкина – вопрос чести и достоинства дворянства.

-Так кто же Пугачёв, народный герой и спаситель, или кровавый убийца и самозванец? Пушкин не даёт прямого ответа на вопрос, автор оставляет выбор за читателем, решить самим, кто же такой Емельян Пугачёв. Есенин рисует образ исторической фигуры, Пугачёв – новый герой, с которому автор относится с симпатией, сочувствием и пониманием.

5. Поэма С.А. Есенина «Пугачёв» в оценке современников.

Высоко оценили «Пугачева» зарубежные критики. Уже в 1922 г. поэма была переведена на французский язык Ф. Элленсом и М. М. Милославской, изданная в Париже двумя изданиями — в 1922 и 1923 гг. В предисловии к книге Ф. Элленс писал: «В поэме под названием «Пугачев» ярко проявляются подлинные стремления и чаяния Есенина. Он раскрывает себя в образе Пугачева, это одна из самых искренних и волнующих исповедей поэта. К тому же Сергей Есенин пишет языком одновременно литературным и народным, очень лаконичным, без лишних украшений, полным страсти и энергии. Его стихи словно рождены природой, в них удачно соединяются классический и александрийский стили. А. Ярмолинский, издавший в 1921 г. в Нью-Йорке в переводе на русский язык антологию новейшей русской поэзии «ModernRussianPoetry», куда включил стихи Есенина, в рецензии на берлинское издание поэмы отметил, что «Пугачев», созданный «под влиянием революционного преклонения пред народным вождем Емельяном», написан «красиво и оригинально».Русский парижанин Н. Брянчанинов в статье «Молодые» московиты», опубликованной в парижском журнале писал: «В настоящее время, со смерти Александра Блока, умершего в 1921 г., Есенин бесспорно наиболее известный, если не величайший поэт России.

В отличие от названных выше авторов русские современники- А. К. Воронский, Л. Д. Троцкий, И. А. Груздев, Б. А. Анибал, Н. Чужак, Г. Г. Адонц, А. Лежнев и др. отнеслись к поэме отрицательно. Близкие между собой суждения высказывали критики разных взглядов и позиций как в советской России, так и русском зарубежье. Резко критическую оценку дал поэме А. В. Луначарский – советский вождь, в статье «Очерк русской литературы революционного времени», написана в 1922 г. «В его Есенина крайне неудавшемся «Пугачеве», — писал А. В. Луначарский, — среди всяческих острых словечек и вывертов, частью забавных и милых, частью вымученных и скучных, иногда пробивается недвусмысленная романтическая искренность, часто напоминающая, к сожалению, визг побитого щенка».

В. Львов-Рогачевский так характеризовал есенинскую вещь в своей книге «Новейшая русская литература»: «Поэма Сергея Есенина «Пугачев» поражает своей бедностью и однообразием. Нагромождение образов, уже много раз повторенных, и ни одного живого лица. Не Есенин написал о «Пугачеве», а «Пугачев» об Есенине. Поэма «Пугачев» — это провал имажинизма, провал Сергея Есенина, у которого не хватило сил на большое произведение. Без знаний, без предварительной подготовки с голыми руками подошел он к огромной теме и захотел отписаться своими кричащими сравнениями». Откровенно предвзятые политические оценки, продиктованные ненавистью к советской России, подчас звучали со страниц газет русского зарубежья. М. Первухин, например, в статье «Пугачики» писал, что «кошмарное революционное творчество» Есенина ничего общего с поэзией не имеет. Все, что творит Есенин, критик назвал «дикой чушью, стряпней невежды, хулигана», а «беснующуюся советскую Россию» — «гигантским домом умалишенных и каторжной шпаны».

Разноречивость критических отзывов на «Пугачева» не сглаживалась и в последующие годы жизни поэта. Наоборот, отдельные критики прошли знаменательную эволюцию от высоких оценок к разносным политическим приговорам. Близкий знакомый Есенина, писатель и критик Г. Ф. Устинов в статье «Литература и революция» отметил, что «Есенина можно назвать первоклассным европейским поэтом» и «одним из самых просвещенных русских писателей». В поэме «Пугачев», продолжал Г. Ф. Устинов, поэт «сознательно ставит на первый план не личность, не героя, а массы. Есенин — это завтрашний день Маяковского, творец-создатель, пришедший на смену творцу-разрушителю, революционеру» (журн. «Вестник работников искусств», М., 1921, № 10—11, с. 39). Спустя почти два года Устинов дважды повторил противоположную оценку поэмы: «. его ‹Есенина› наиболее крупное произведение «Пугачев» знаменует собою не поворот вперед, а поворот назад. Это произведение — гимн психологической пугачевщине.

Большинство критиков, независимо от того, положительно или отрицательно восприняли они «Пугачева», не ограничилось общей оценкой. Острая полемика шла по трем основным проблемам: историзм и революционность, имажинизм и художественная образность, жанр и сценичность пьесы.

Наиболее острые споры вызвал вопрос об историзме «Пугачева». Сложились две противоположные точки зрения. Первая, наиболее распространенная, состояла в отрицании историзма, причем не всегда соотносилась с общей оценкой есенинской поэмы. При всем многообразии оценок, одни авторы отрицали историзм «Пугачева» в пользу современного звучания и революционности, другие полностью отказывали поэме в социальном звучании.

Критики пытались найти истоки замысла «Пугачева» в советской эпохе, когда события революционного Октября и гражданской войны представлялись созвучными пугачевскому бунту. П. С. Коган услышал в поэме Есенина «немало близкого нашей революции бунтарства, но бунтарства не пролетарского, а мужицкого» А. Н. Толстой, выступивший на страницах берлинской газеты со статьей «О новой литературе» причислил Есенина, который, читая «Пугачева» в берлинских залах, глубоко уверен, что «он сам — разбойник, вор и конокрад», к создателям новой русской трагедии, основой которой является «миф о революции».

Напротив, в статье Н. Осинского (В. В. Оболенского), опубликованной в «Правде» (1922, 4 июля, № 146), «Пугачев» был назван «высокоталантливым наброском», где отсутствует социальная направленность, но «сделана попытка выявить внешнее выражение и внутренний пафос мятежной стихии, изобразить ее как непрерывное течение одной реки, докатившейся от пугачевских времен до нашего времени».

Многие критики отказывали есенинскому «Пугачеву» не только в историзме, но и в том, что более всего ценил его автор, — в революционности и трагизме, оценивая фигуру главного героя как романтическую.

М. О. Цетлин назвал Есенина «русским принцем поэтов», но увидел беду «Пугачева» в том, что вещь «не содержит никаких элементов трагедии и что Есенин всей сущностью своей чужд трагизму. Не трагический набат, а, скорее, «малиновый звон» бубенцов под дугой — характерен для этого поэта».

Я. Б. Окунь заметил: «Есенин претворяет революцию в образ бунта, бессмысленного и стихийного, а Ленина трансформирует в Пугачева.

Противоречивые высказывания вызвала узловая проблема «Пугачева» — взаимоотношение народа и вождя. А. Лежнев в статье «Пугачев» Есенина, или о том, как лирическому тенору не следует петь героических партий» не увидел ни стихии возмущенного народа как такового, ни передачи мятежного духа в образах «Пугачева»: «. не передано главное — дух бунта, народного возмущения, народной революции. Народа в поэме собственно и нет. Но можно было эту стихийность, этот мятеж передать в фигурах Пугачева и его соратников. Так нет же! ‹. › Во всех них мало героического, мужественного, даже просто мужского». «Типичным мелким буржуа-индивидуалистом» увидел Пугачева критик Г. Е. Горбачев (Справочник агитатора «Под знаменем коммунизма», Пг., 1922, № 1 (22), 15 окт., с. 112). Н. Чужак, считавший, что говорить об идеологии «Пугачева» «всерьез» — занятие неблагодарное, назвал есенинского Пугачева «дворянским монархистом, тоже по-своему использующим идею самозванства, но только для того, чтоб вырвать эту благородную идею из погромных рук неблагодарной черни».

Поэма «Пугачев» стала поводом к дискуссии об имажинизме и художественной образности поэмы. Отдельные авторы утверждали, что Есенин имеет мало общего с имажинизмом Мариенгофа и Шершеневича или отмечали «уход» «Пугачева» от имажинизма, «далекого от понимания глубин народной жизни» (С. Радугин). С. М. Городецкий считал: «Если имажинизм и принят Есениным, то, может быть, только как литературное развитие всегда стремившегося к изобразительности деревенского языка». А. Н. Рашковская в 1925 г. утверждала, что в группу имажинистов входили поэты, «совершенно чуждые по духу Есенину» (журн. «Вестник знания», М., 1925, № 13, стб. 888).

Значительная часть критиков, напротив, считала, что отделять Есенина от имажинизма нет оснований. «Пугачев» Есенина и «Заговор дураков» А. Мариенгофа уже в первых откликах воспринимались как «опыт приложения принципов имажинизма к драматургии» (Москвич. «Заговор дураков» — газ. «Новый мир», Берлин, 1921, 11 сент., № 188) и, как правило, на счет имажинизма относились все недостатки и парадоксы двух поэтов. Независимо от общей положительной или отрицательной оценки «Пугачева» критики видели в нем «имажинистическую трясину».

Инструктивная карта для группы №1.

Учебная задача: познакомиться с историей создания поэмы, объяснить, что такое имажинизм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *