почитание богородицы на руси

Храм Тихвинской Иконы Божией Матери на ул. Софьи Ковалевской

публикуется к празднику Успения Пресвятой Богородицы

почитание богородицы на руси. Смотреть фото почитание богородицы на руси. Смотреть картинку почитание богородицы на руси. Картинка про почитание богородицы на руси. Фото почитание богородицы на русиКогда мы говорим о почитании Пресвятой Богородицы на Руси,
мы часто склонны сосредотачиваться на внешней стороне Её почитания: количестве икон и храмов, посвященных Ей, исторических случаях Ее помощи людям…

А каково то внутреннее, молитвенное почитание Богородицы, которое стояло и стоит за Её внешним почитанием на Руси?

Молитвенное почитание Пресвятой Богородицы

Откроем повесть «Детство» (1913), написанную М. Горьким. Писатель, который сам не был православно верующим человеком, так передает веру своей бабушки: «…Проснется бабушка,… умывается наскоро, сердито фыркая, и… встает перед иконами, – вот тогда и начиналось настоящее утреннее омовение, сразу освежавшее всю ее… Она… горячо шептала:
почитание богородицы на руси. Смотреть фото почитание богородицы на руси. Смотреть картинку почитание богородицы на руси. Картинка про почитание богородицы на руси. Фото почитание богородицы на руси“Богородица Преславная, подай милости Твоея на грядущий день, Матушка!”… Она почти каждое утро находила новые слова хвалы, и это всегда заставляло меня вслушиваться в молитву ее с напряженным вниманием. “…Защита моя и Покров. Мати Господня, не дай обидеть никого, и меня бы не обижали зря!”… “Исусе Христе, Сыне Божий, буди милостив ко мне, грешнице, Матери Твоея ради…”»

С такой верой к Богородице обращаются люди на Руси с самого принятия Русью Православия в 988 г. от греков, и до сегодняшнего дня. И, конечно, эта вера, по сути, не отличается от веры православных греков, или православных сербов, или православных американцев.

Православное почитание Богородицы основывается на осознании того, какой великий подвиг духовной работы над Собой Она совершила, чтобы быть достойной стать Матерью воплотившегося Бога. И на понимании, что Та, Которая достойна быть и является Матерью Бога, после Своего успения (кончины) находится ближе к Нему, чем все святые люди. И даже ближе, чем Ангелы. Поэтому, как пишет протоиерей С. Булгаков: «Вера во Христа, не включающая в себя поклонение Богоматери, есть иная вера, иное христианство в сравнении с церковным».

На Руси, как и во всех православных странах, всегда много молились Богородице. Потому что понимали, что наши молитвы к Богу – это молитвы людей грешных, а молитва Пресвятой Девы к Богу о людях совершенно чиста и поэтому дерзновенна пред Ним.

Такой верой в помощь Богородицы обладала крестьянка Евдокия Адрианова, и поэтому ей в нескольких видениях во сне было указано найти старую забытую икону, названную впоследствии «Державная», на которой Богородица изображена в царственном виде. Обретение (обнаружение) этой иконы 2 (15) марта 1917 г. – в день отречения от престола царя Николая II, по закону являвшегося защитником Православия в государстве– было знаком того, что люди по-прежнему смогут найти защиту у Царицы Небесной.

С такой верой молились Божией Матери перед Её чудотворной Тихвинской иконой в 1613 г., в Смутное время, когда Тихвинский монастырь осаждали шведы, и Богородица три раза избавляла монастырь: каждый раз осаждавшими овладевал ужас. Шведы говорили, что они видели многочисленное воинство, выходившее из монастыря для нападения на них, хотя на самом деле защитников в монастыре было немного.

Божией Матери и Её Тихвинской иконе посвящен и наш храм.

почитание богородицы на руси. Смотреть фото почитание богородицы на руси. Смотреть картинку почитание богородицы на руси. Картинка про почитание богородицы на руси. Фото почитание богородицы на русиПреподобному Серафиму Саровскому (†1833), который глубоко почитал Божию Матерь и называл себя Её «служкой» (слугой), Она являлась не менее 8-ми раз, исцеляя Его от телесных недугов и ран и благословила его на служение людям как старца.

Эти несколько примеров могут показать, как внутреннее, молитвенное обращение к Богоматери влияло и влияет на жизнь отдельных людей, городов и целых государств исторической Руси.

Да и каждый из нас, современных людей, кто с верой молился Богородице, сам знает, как скоро человек получает отклик от Неё во время молитвы.

Внешнее почитание Богородицы на Руси

Вместе с православной верой в Царицу Небесную и Ее скорую помощь Русь восприняла от греков и формы внешнего почитания Богородицы, помогающие выразить эту веру. Это и большое количество молитв Богородице за богослужением, и посвящение Ей храмов, и почитание множества Её икон.

Даже местоимения «Она», «Её», если речь идет о Богородице, принято писать с заглавной буквы, как и местоимения, относящиеся к Богу и Ангелам.

Расскажем подробнее о храмах и иконах Пресвятой Богородицы.

Десятинная церковь в Киеве, построенная еще при святом равноапостольном князе Владимире (X в.), вероятно, была посвящена Богородице. Главный монастырь Киевской Руси – почитание богородицы на руси. Смотреть фото почитание богородицы на руси. Смотреть картинку почитание богородицы на руси. Картинка про почитание богородицы на руси. Фото почитание богородицы на русиКиево-Печерская Лавра (основана в XI в.) и ее Великая Успенская церковь посвящены празднику Успения Богородицы. А по примеру Киево-Печерской Лавры так поступали и во многих городах, селах и монастырях. Главный Собор России – Успенский Собор Кремля (построен в 1475-79 гг.) – тоже посвящен Богородице.

Иконы Богоматери

Распространение множества икон Пресвятой Богородицы – наверное, одно из самых характерных внешних проявлений Её почитания, как во всем Православии, так, конечно, и в Русской Церкви.

Различные образы Богоматери представляют собой различные стороны Её взаимоотношений со Своим Божественным Сыном и Её помощи людям. почитание богородицы на руси. Смотреть фото почитание богородицы на руси. Смотреть картинку почитание богородицы на руси. Картинка про почитание богородицы на руси. Фото почитание богородицы на русиНапример, иконы типа «Знамение» передают идею боговоплощения, на иконах типа «Одигитрия» («Путеводительница») Богородица – наша Путеводительница ко Христу – указывает на Младенца Христа, сидящего у Нее на руке… Сами за себя говорят названия икон «Скоропослушница», «Нерушимая Стена», «Всех скорбящих Радость», «Взыскание погибших»…

Типов икон Богородицы гораздо больше, чем различных икон Господа Иисуса Христа. Наверное, это связано с тем, что в отношении изображения Богородицы – человека – верующие чувствовали большую смелость, чем в отношении изображения Христа Бога. Кроме того, изображение Богоматери и Её Дитя и Их взаимной любви понятно без слов любому человеку, и оно не могло не полюбиться простому народу.

Можно отметить, что, чаще всего, именно иконы Богородицы народ украшает драгоценными украшениями, крестиками, выражая и таким образом свою любовь к Богородице.

Великие двунадесятые богородичные праздники, посвященные важным событиям из жизни Богоматери, существуют с древних времен. Это Рождество, Введение во храм, Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы. А в более позднее время, как в Русской (в XVIв.), так и в Греческой Церкви были установлены богородичные праздники, связанные с иконами Богоматери: посвященные чудесным явлениям Ее икон или чудесам, которые Она сотворила через Свои иконы.

Как правильно почитать Богородицу?

Существовали на Руси и искажения в почитании Богородицы. «Чисто народная стихия любви к Богоматери иногда выплескивалась через край, за рамки христианского миропонимания: образ Богородицы… размывался фольклорной стихией, сближающей его в непросвещенном народном сознании со сказочной Матерью-сырой-землей…» (И.К. Языкова. «Богословие иконы»).

Случалось также, что образ Христа и Его Пречистой Матери в народном сознании взаимно искажались: Христос Бог, Который есть Любовь (1 Послание Иоанна 4:16), воспринимался только как Грозный Судия, а Богородица – как Единственная Милостивая Заступница за людей перед Ним.

Да, мы молимся Богородице: «Не имамы (не имеем) иныя помощи…, разве (кроме) Тебе, Владычице». Но при этом необходимо понимать, что это – молитвенная поэзия, выражающая признание скорой помощи и особого дерзновения Пресвятой Богородицы в молитве к Своему Сыну. Но, конечно, Первоисточником любви, благодати и всякой помощи является Сам Сын Божий. И конечно, и иные святые, и не только Богоматерь, помогают нам своими чистыми молитвами к Богу.

Кроме того, наличие множества икон Богородицы дома и путешествия к Её чудотворным иконам в Святые места не помогут нам, если мы сами не будем работать над собой, в том числе, молитвенно обращаясь за помощью к Богородице.

Вера выше политикипочитание богородицы на руси. Смотреть фото почитание богородицы на руси. Смотреть картинку почитание богородицы на руси. Картинка про почитание богородицы на руси. Фото почитание богородицы на руси

Правители на Руси стремились заручиться поддержкой Богородицы и найти опору для своей власти в глазах народа и других князей, утверждая, что Богородица оказывает данному княжеству Свое особое покровительство.

Это показательно на примере святого благоверного князя Андрея Боголюбского (†1174), который перевез из Киева во Владимир икону Божией Матери, названную Владимирской. А в «Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери», написанном по велению князя, утверждалось, что Божия Матерь устанавливает над Владимиро-Суздальской Русью Свою особую защиту. Затем, в XIV в., название «града Богородицы» взяла на себя укреплявшая свои политические позиции Москва.

Конечно, когда правители и народ стремятся жить по-христиански, Богородица всегда поддержит их. Но когда ими руководит вражда, Богородица им Свое покровительство не окажет, хотя бы об этом и заявляли правители.

С этим столкнулся и князь Андрей: «Случалось, что Божия Матерь защищала и русских от русских, и даже от самого Андрея Боголюбского. Суздаль и Великий Новгород враждовали. Дружины Андрея Боголюбского осаждают Новгород, русские бьются с русскими, православные — с православными» (протоиерей Геннадий Фаст. «Кто Она для нас?»). По молитвам Богородицы к Своему Сыну за Новгородцев, о чем было знамение (знак) от Её иконы, войско князя Андрея стало объято неизъяснимым ужасом и поспешно отошло от города.

А теперь память этого события – праздник иконы Божией Матери «Знамение» — отмечается и Новгороде, и в Суздале, и во всей Русской Церкви 27 ноября/ 10 декабря.

почитание богородицы на руси. Смотреть фото почитание богородицы на руси. Смотреть картинку почитание богородицы на руси. Картинка про почитание богородицы на руси. Фото почитание богородицы на русиТот же князь Андрей Боголюбский в 1165 г. был инициатором установления на Руси праздника Покрова Пресвятой Богородицы (1/ 14 октября). В основе этого праздника лежит то событие, когда в 930 г. Богородица защитила православную греческую столицу Константинополь от осаждавших город славян. Это были, вероятнее всего, русичи – наши предки, в то время язычники, и они потерпели поражение.

Знаменательно, что этот праздник был установлен именно на Руси. Это свидетельствует о том, что правда о помощи Богородицы тем людям, которые живут по-христиански, для святого князя Андрея была превыше политики и желания «сохранить» своё историческое «лицо» там, где мы были неправы.

Сколько уделов Пресвятой Богородицы на земле?

Не только на Руси стремились заручиться поддержкой Божией Матери.

Первым «уделом» Божией Матери стала считаться Иверия (часть Грузии), вторым – Святая гора Афон. А дальше практически во всех странах появились свои уделы Божией Матери. На Руси третьим уделом Божией Матери считается Киево-Печерская Лавра, почитание богородицы на руси. Смотреть фото почитание богородицы на руси. Смотреть картинку почитание богородицы на руси. Картинка про почитание богородицы на руси. Фото почитание богородицы на руси а четвертым – Дивеевский женский монастырь, открытый по благословению преподобного Серафима Саровского.

Кроме того, свою землю жители Руси с давних времен называли «Домом Пресвятой Богородицы».

Так сколько же уделов Божией Матери на земле? Удел Божией Матери – это не то место, которое хотят так назвать его жители. А то место, где царит Царица Небесная. Царит в душах и поступках людей, и где Она почитается ими. Так пусть же страны исторической Руси: Россия, Украина и Белоруссия – всегда остаются уделом и домом Пресвятой Богородицы!

Источник

Богородица

Работы дог­ма­ти­че­ского харак­тера

О почи­та­нии Божией Матери

Об исто­рии жизни Бого­ро­дицы

Раз­но­об­раз­ные работы о Бого­ро­дице

Богоро́дица (Дева Мария, Божья Матерь, Бого­ма­терь) – дочь пра­вед­ных Иоакима и Анны; Матерь Гос­пода Иисуса Христа; Прис­но­дева; лучшая из когда-либо живших людей (не считая Её Боже­ствен­ного Сына, кото­рый, соб­ственно, явля­ется не про­стым чело­ве­ком, но Бого­че­ло­ве­ком).

почитание богородицы на руси. Смотреть фото почитание богородицы на руси. Смотреть картинку почитание богородицы на руси. Картинка про почитание богородицы на руси. Фото почитание богородицы на руси

1) Несмотря на то, что Бого­ро­дица име­ну­ется Мате­рью Божьей, догмат о Бого­ма­те­рин­стве нельзя интер­пре­ти­ро­вать так, будто Дева про­из­вела из Себя Боже­ство, сде­лав­шись При­чи­ной Боже­ствен­ного Бытия. Боже­ство вечно, а Бого­ро­дица — Божье Тво­ре­ние, но никак не наобо­рот. Догмат о Бого­ма­те­рин­стве необ­хо­димо осмыс­ли­вать в свете учения о вопло­ще­нии Бога. Бого­во­пло­ще­ние было не чем иным как вос­при­я­тием в Вечную Ипо­стась Сына Божия чело­ве­че­ского есте­ства — соеди­не­нием в Его Вечном Лице двух естеств: Боже­ского и чело­ве­че­ского. В резуль­тате этого акта Боже­ствен­ного Домо­стро­и­тель­ства Сын Божий, не пере­ста­вая быть Богом, стал Совер­шен­ным Чело­ве­ком: был зачат сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом ( Лк.1:35 ), выно­шен и рождён Пре­бла­го­сло­вен­ной Марией в соот­вет­ствии с вос­при­ня­той Им чело­ве­че­ской при­ро­дой. Поскольку Дева Мария носила под серд­цем, а потом и родила не обык­но­вен­ного чело­века, но воче­ло­ве­чив­ше­гося Бога, постольку и честву­ется Цер­ко­вью именно как Бого­ма­терь и Бого­ро­дица (см.: Вве­де­ние в поня­тия: «сущ­ность», «ипо­стась», «акци­ден­ция».).

О том, что Дева Мария явля­ется Мате­рью Бога, Свя­щен­ное Писа­ние удо­сто­ве­ряет нас:

а) прямо именуя рож­ден­ного Ею Иисуса Сыном Божьим ( Лк.1:35 ),
б) сооб­щая об истин­но­сти Его рож­де­ния от Жены ( Гал.4:4 ) и дей­стви­тель­но­сти вопло­ще­ния ( Ин.1:14 ).
в) при­водя испо­ве­да­ние Ели­са­веты: «И откуда это мне, что пришла Матерь Гос­пода моего ко мне?» ( Лк.1:43 ).
г) отоб­ра­жая обра­ще­ние ко Христу свя­того апо­стола Фомы: «Гос­подь мой и Бог мой» ( Ин.20:28 ).
д) мно­го­кратно сви­де­тель­ствуя о Христе как о Боге на осно­ва­нии Его соб­ствен­ных Откро­ве­ний: «Я в Отце и Отец во Мне» ( Ин.14:11 ); «Все, что имеет Отец, есть Мое» ( Ин.16:15 ) и т. д.

Догмат о Бого­ма­те­рин­стве полу­чил окон­ча­тель­ное закреп­ле­ние на III Все­лен­ском Соборе, состо­яв­шимся в 431 году. Опро­вер­гав­ший эту истину Несто­рий, наста­и­вав­ший, что Мария родила не Бога, но всего лишь чело­века Христа, осуж­ден Цер­ко­вью и назван новым Иудой.

2) Содер­жа­ние учения о Прис­но­дев­стве Божьей Матери (утвер­жден­ное на V Все­лен­ском соборе в 553 г.) состоит в том, что до Рож­де­ства, в Рож­де­стве и после Рож­де­ства Бого­ро­дица была, есть и навсе­гда оста­ётся Непо­роч­ной Девой.

Этот догмат имеет осно­ва­ние в Свя­щен­ном Писа­нии и Свя­щен­ном Пре­да­нии Церкви.

Ещё задолго до Рож­де­ства Гос­пода Иисуса Христа о Его чудес­ном рож­де­нии от Девы воз­ве­стил пророк Исаия: «се, Дева во чреве при­и­мет и родит Сына, и наре­кут имя Ему: Емма­нуил» ( Ис.7:14 ). Еван­ге­лист Матфей под­твер­дил, что это про­ро­че­ство отно­сится именно к Пре­бла­го­сло­вен­ной Марии ( Мф.1:23 ).

В другой своей про­по­веди Исаия указал через образ запе­ча­тан­ной книги, что Бого­ро­дица сохра­нит Своё дев­ство на все вре­мена ( Ис.29:11 ). С книгой или скри­жа­лью Она сопо­став­ля­ется потому, что как через книгу обна­ру­жи­ва­ется муд­рость её автора, так через Деву обна­ру­жено Пре­муд­рое попе­че­ние Божие о Спа­се­нии чело­века; кроме того, Сам Её Сын име­ну­ется Божьей Пре­муд­ро­стью ( 1Кор.1:24 ).

Пророк Иезе­ки­иль, по вдох­но­ве­нию Духа, под­твер­дил эту истину, указав на Прис­но­дев­ство Марии через образ Таин­ствен­ного Храма, сквозь ворота кото­рого не прой­дёт ни один чело­век, «ибо Гос­подь, Бог Изра­и­лев, вошел ими, и они будут затво­рены» ( Иез.44:2 ). Храмом Спа­со­вым, Мно­го­цен­ным Чер­то­гом и даже Раем Небес­ным Бого­ро­дица име­ну­ется потому, что была оби­те­лью Сына Божия и явила в Себе место осо­бого про­яв­ле­ния Боже­ствен­ной бла­го­дати. Дев­ство Бого­ро­дицы отоб­ра­жает, помимо Её физи­че­ского состо­я­ния, пре­дан­ность Богу, высо­чай­шее нрав­ствен­ное совер­шен­ство и чистоту. А Своей доб­ро­де­тель­но­стью Бого­ро­дица пре­взо­шла любого дру­гого чело­века. Так, если Пред­теча Гос­по­день, о кото­ром сооб­ща­ется, что «из рож­ден­ных женами не вос­ста­вал боль­ший Иоанна Кре­сти­теля» ( Мф.11:11 )), кон­ста­ти­ро­вал, что «недо­стоин раз­вя­зать ремень у обуви» Христа ( Ин.1:27 ), то Пре­свя­тая Вла­ды­чица не только оде­вала и обу­вала Христа, но и питала, и охра­няла, и пра­вильно вос­пи­ты­вала (см. подроб­нее: Можно ли назы­вать Бого­ро­дицу греш­ной или без­греш­ной?).

При всём поло­жи­тель­ном отно­ше­нии Изра­иля к соблю­де­нию дев­ства до вступ­ле­ния в брак, во вре­мена юности Бого­ро­дицы не суще­ство­вало тра­ди­ции брать обет дев­ства навсе­гда. Более того, неза­муж­нее поло­же­ние жен­щины могло под­вер­гаться упрё­кам и гру­бому уни­чи­же­нию (ср.: «И ухва­тятся семь женщин за одного муж­чину в тот день, и скажут: “свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем назы­ваться твоим именем — сними с нас позор”» ( Ис.4:1 )). Несо­мненно, что именно Бого­ро­дица дала осно­ва­ние бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской тра­ди­ции пожиз­нен­ного дев­ства ради слу­же­ния Богу. Можно ска­зать, что в этом отно­ше­нии Она явля­ется образ­цом для мона­ше­ства: «неза­муж­няя забо­тится о Гос­под­нем, как уго­дить Гос­поду, чтобы быть святою и телом и духом; а замуж­няя забо­тится о мир­ском, как уго­дить мужу» ( 1Кор.7:34 ). Ввиду особой, исклю­чи­тель­ной бли­зо­сти к Богу Пре­свя­тая Бого­ро­дица постав­лена, Про­мыс­лом Божьим, Главою не только над всеми людьми, но и над ангель­ским воин­ством, отчего Цер­ковь и вели­чает Её Небес­ной Вла­ды­чи­цей или Цари­цей. В этом тоже сле­дует видеть реа­ли­за­цию древ­него про­ро­че­ства: «стала царица одес­ную Тебя» ( Пс.44:10 ).

3) Свя­щен­ное Писа­ние пред­ста­вило Божью Матерь не только в исто­ри­че­ском повест­во­ва­нии и про­ро­че­ствах, но и через про­об­разы, явлен­ные в мно­го­чис­лен­ных вет­хо­за­вет­ных пред­ме­тах и свя­ты­нях, таких, напри­мер, как Неопа­ли­мая Купина ( Исх.3:2 ), Лест­ница Иакова ( Быт.28:12 ), скиния ( Исх.26:1 ), ковчег ( Исх.25:10 ). Даже и пер­во­здан­ная Ева, пока была невин­ной и не изуро­до­ван­ной сквер­ной без­за­ко­ния, слу­жила про­об­ра­зом Прис­но­девы, нередко назы­ва­е­мой в этой связи Новой Евой (по ана­ло­гии с обо­зна­че­нием Её Сына, Христа, Новым Адамом ( 1Кор.15:45,47 )).

О Бого­ро­дице в Библии

Новый Завет о жизни Бого­ро­дицы повест­вует сле­ду­щее:

Почи­та­ние Бого­ро­дицы на Руси и в хри­сти­ан­ских кон­фес­сиях

На рус­ской почве почи­та­ние Бого­ро­дицы при­об­рело осо­бен­ное зна­че­ние, что выра­зи­лось, в част­но­сти, в утвер­жде­нии празд­ника Покрова Пре­свя­той Бого­ро­дицы (14 октября), неиз­вест­ного осталь­ному хри­сти­ан­скому миру, и во все­на­род­ном про­слав­ле­нии Бого­ро­дич­ных икон.

Для срав­не­ния сле­дует заме­тить, что в про­те­стан­тизме прак­ти­че­ски отсут­ствует бого­слов­ско-мисти­че­ское пони­ма­ние зна­че­ния лич­но­сти Бого­ро­дицы и молит­вен­ное Ее про­слав­ле­ние. Формы же като­ли­че­ского бла­го­че­стия в отно­ше­нии Девы Марии с Пра­во­слав­ной точки зрения кажутся чрез­мерно чув­ствен­ными и нату­ра­ли­стич­ными.

Напри­мер, като­ли­че­ское име­но­ва­ние Бого­ро­дицы Славой Божией, святой Розой в смысле неко­его рай­ского цветка, сим­вола чистоты и непо­роч­но­сти орга­ни­че­ски чуждо Пра­во­сла­вию. Кроме того, в като­ли­че­ской тра­ди­ции досто­ин­ство Бого­ро­дицы пре­умень­шено дог­ма­том о Ее непо­роч­ном зача­тии. Согласно этому дог­мату, при­ня­тому в 1854 г., Бого­ро­дица была зачата сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом, т.е. про­мыс­ли­тельно изъята из состава чело­ве­че­ства и еще до своего рож­де­ния осво­бож­дена от власти пер­во­род­ного греха. Пра­во­слав­ная Цер­ковь рас­смат­ри­вает этот догмат как ума­ле­ние нрав­ствен­ного совер­шен­ства и лич­ного подвига Божией Матери.

Почему так много чудо­твор­ных икон Бого­ро­дице

Велики помощь и заступ­ни­че­ство Пре­свя­той Девы в жизни Церкви. Чудо­твор­ные иконы отра­жают эту реаль­ность, фик­си­руя эти факты. Иконы отра­жают реаль­ность заботы Бого­ро­дицы о хри­сти­а­нах, кото­рые молит­венно обра­ща­ются к Ней.

Празд­нуя память той или иной иконы мы вос­по­ми­наем соот­вет­ству­ю­щее её напи­са­нию собы­тие и про­слав­ляем Пре­чи­стую Матерь нашего Спа­си­теля. Как известно, про­слав­ле­ние святых явля­ется формой про­слав­ле­ния Бога, ведь Он явля­ется источ­ни­ком свя­то­сти, “Будьте святы, ибо Я свят” ( Лев.11:44-45 ).

О молит­вен­ном обра­ще­нии к Бого­ро­дице “спаси нас!”

Молит­вен­ное обра­ще­ние к Пре­свя­той Бого­ро­дице «спаси нас» может озна­чать про­ше­ние об избав­ле­нии или ограж­де­нии от опас­но­сти. Под опас­но­стью же могут под­ра­зу­ме­ваться раз­лич­ные угрозы. Во-первых, опас­но­сти могут носить рели­ги­оз­ный харак­тер: опас­ность не испол­нить какую-то норму Божьего закона, опас­ность в борьбе с силами зла, нако­нец, опас­ность укло­не­ния от жизни во Христе.

Во-вторых, под опас­но­стями могут под­ра­зу­ме­ваться угрозы, не свя­зан­ные напря­мую с хри­сти­ан­скою дея­тель­но­стью. Откли­ка­ясь на наши молитвы, Бого­ро­дица, как Пре­не­по­роч­ная Матерь Христа, может помочь нам хода­тай­ством, а может про­явить Свою силу и власть как Небес­ная Царица, напри­мер, послать в помощь моля­ще­муся анге­лов.

В‑третьих, в силу Её сугу­бого обо­же­ния и оче­вид­ной опре­де­лён­но­сти как Пред­ста­тель­ницы за чело­ве­че­ский род перед Своим сыном Иису­сом Хри­стом, мы можем обра­щаться к Бого­ро­дице о спа­се­нии своей души, но имея пра­виль­ное пред­став­ле­ние о том, что Она достигла этого не по есте­ству, а по бла­го­дати, при­част­но­сти к Богу.

В‑четвртых, это не един­ствен­ная форма молит­вен­ного обра­ще­ния к Бого­ро­дице о заступ­ни­че­стве, напри­мер, упо­треб­ля­ется и такие: “Моли Сына Твоего и Бога нашего”, [Христа] моли о душах наших, “…Бога рождши Истин­наго. Того моли спа­стися душам нашим”.

Как сов­ме­стить прис­но­дев­ство Бого­ро­дицы и то, что у Иисуса Христа были братья и сёстры, о них гово­рится у всех еван­ге­ли­стов, напри­мер ( Мк.6:3-4 ).

В еврей­ском языке зна­че­ния слов братья и сестры зна­чи­тельно шире, чем в рус­ском и вклю­чают в себя всех род­ствен­ни­ков чело­века, более или менее равных по воз­расту, тех, кого мы назы­ваем даль­ними род­ствен­ни­ками, напри­мер, дво­ю­род­ных бра­тьев и сестер. Это дети Иосифа Обруч­ника от пер­вого брака и Иаков, сын Марии, кото­рая при­хо­ди­лась род­ствен­ни­цей Бого­ро­дицы.

Как понять фразу про то, что Дева Мария «родила Сына Своего пер­венца» ( Мф.1:25 ) и ( Лк.2:7 ).

Словом пер­ве­нец пере­ве­дено гре­че­ское слово про­то­то­кос, бук­вально зна­ча­щее пер­во­рож­ден­ный. Это поня­тие не гене­а­ло­ги­че­ское, а юри­ди­че­ское (пер­ве­нец имел пре­иму­ще­ствен­ные права среди детей). Всё это под­твер­ждает и то, что мла­денца Иисуса роди­тели при­несли в Иеру­са­лим­ский храм (мы отме­чаем это собы­тие в празд­ник Сре­те­ния), т.к. в храм при­но­сили лишь пер­во­род­ного мла­денца муж­ского пола.

Что такое “непо­роч­ное зача­тие Бого­ро­дицы”?

Учение като­ли­цизма о непо­роч­ном зача­тии Девы Марии или, что то же, о том, будто Она была сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом изъята от уз пер­во­род­ного греха “с самого пер­вого момента Своего Зача­тия”, рас­про­стра­ни­лось (в Запад­ной Церкви) во вре­мена позд­него сред­не­ве­ко­вья, но было дог­ма­ти­зи­ро­вано лишь в сере­дине XIX века (папой Пием IX, в 1854 г.).

Пра­во­слав­ная Цер­ковь, высоко оце­ни­вая досто­ин­ства Божьей Матери, тем не менее нико­гда не учила, что Она была изна­чально сво­бодна от пер­во­род­ного греха. В свя­то­оте­че­ском бого­сло­вии про­во­дится чёткое утвер­жде­ние, что Дева Мария была пре­до­чи­щена Святым Духом во время Бла­го­ве­ще­ния, перед самым зача­тием Гос­пода Иисуса Христа (но не в момент Своего зача­тия от Иоакима и Анны). При­ме­ни­тельно к Спа­си­телю не при­нято исполь­зо­вать выра­же­ние “непо­роч­ное зача­тие”, но при­нято: «бес­се­мен­ное зача­тие от Свя­того Духа».

Сле­дует заме­тить, что отно­си­тельно вопроса о вре­мени очи­ще­ния Бого­ро­дицы соб­ственно от пер­во­род­ного греха в пра­во­славно-бого­слов­ской лите­ра­туре встре­ча­ются разные мнения. Согласно одним, пре­до­чи­ще­ние Её Духом Святым (перед зача­тием Мессии) было свя­зано и с Её очи­ще­нием от пер­во­род­ного повре­жде­ния; согласно другим, Бого­ро­дица была очи­щена от пер­во­род­ного греха в момент Соше­ствия Свя­того Духа на апо­сто­лов в День Пяти­де­сят­ницы; нако­нец, третьи счи­тают, что Её омытие от скверны пер­во­род­ного греха про­изо­шло через при­ня­тие Ею Кре­ще­ния (совер­шён­ного Еван­ге­ли­стом Иоан­ном Бого­сло­вом). Эти раз­но­гла­сия сле­дует отно­сить к част­ным бого­слов­ским мне­ниям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *