почитание богородицы на руси
Храм Тихвинской Иконы Божией Матери на ул. Софьи Ковалевской
публикуется к празднику Успения Пресвятой Богородицы
Когда мы говорим о почитании Пресвятой Богородицы на Руси,
мы часто склонны сосредотачиваться на внешней стороне Её почитания: количестве икон и храмов, посвященных Ей, исторических случаях Ее помощи людям…
А каково то внутреннее, молитвенное почитание Богородицы, которое стояло и стоит за Её внешним почитанием на Руси?
Молитвенное почитание Пресвятой Богородицы
Откроем повесть «Детство» (1913), написанную М. Горьким. Писатель, который сам не был православно верующим человеком, так передает веру своей бабушки: «…Проснется бабушка,… умывается наскоро, сердито фыркая, и… встает перед иконами, – вот тогда и начиналось настоящее утреннее омовение, сразу освежавшее всю ее… Она… горячо шептала: “Богородица Преславная, подай милости Твоея на грядущий день, Матушка!”… Она почти каждое утро находила новые слова хвалы, и это всегда заставляло меня вслушиваться в молитву ее с напряженным вниманием. “…Защита моя и Покров. Мати Господня, не дай обидеть никого, и меня бы не обижали зря!”… “Исусе Христе, Сыне Божий, буди милостив ко мне, грешнице, Матери Твоея ради…”»
С такой верой к Богородице обращаются люди на Руси с самого принятия Русью Православия в 988 г. от греков, и до сегодняшнего дня. И, конечно, эта вера, по сути, не отличается от веры православных греков, или православных сербов, или православных американцев.
Православное почитание Богородицы основывается на осознании того, какой великий подвиг духовной работы над Собой Она совершила, чтобы быть достойной стать Матерью воплотившегося Бога. И на понимании, что Та, Которая достойна быть и является Матерью Бога, после Своего успения (кончины) находится ближе к Нему, чем все святые люди. И даже ближе, чем Ангелы. Поэтому, как пишет протоиерей С. Булгаков: «Вера во Христа, не включающая в себя поклонение Богоматери, есть иная вера, иное христианство в сравнении с церковным».
На Руси, как и во всех православных странах, всегда много молились Богородице. Потому что понимали, что наши молитвы к Богу – это молитвы людей грешных, а молитва Пресвятой Девы к Богу о людях совершенно чиста и поэтому дерзновенна пред Ним.
Такой верой в помощь Богородицы обладала крестьянка Евдокия Адрианова, и поэтому ей в нескольких видениях во сне было указано найти старую забытую икону, названную впоследствии «Державная», на которой Богородица изображена в царственном виде. Обретение (обнаружение) этой иконы 2 (15) марта 1917 г. – в день отречения от престола царя Николая II, по закону являвшегося защитником Православия в государстве– было знаком того, что люди по-прежнему смогут найти защиту у Царицы Небесной.
С такой верой молились Божией Матери перед Её чудотворной Тихвинской иконой в 1613 г., в Смутное время, когда Тихвинский монастырь осаждали шведы, и Богородица три раза избавляла монастырь: каждый раз осаждавшими овладевал ужас. Шведы говорили, что они видели многочисленное воинство, выходившее из монастыря для нападения на них, хотя на самом деле защитников в монастыре было немного.
Божией Матери и Её Тихвинской иконе посвящен и наш храм.
Преподобному Серафиму Саровскому (†1833), который глубоко почитал Божию Матерь и называл себя Её «служкой» (слугой), Она являлась не менее 8-ми раз, исцеляя Его от телесных недугов и ран и благословила его на служение людям как старца.
Эти несколько примеров могут показать, как внутреннее, молитвенное обращение к Богоматери влияло и влияет на жизнь отдельных людей, городов и целых государств исторической Руси.
Да и каждый из нас, современных людей, кто с верой молился Богородице, сам знает, как скоро человек получает отклик от Неё во время молитвы.
Внешнее почитание Богородицы на Руси
Вместе с православной верой в Царицу Небесную и Ее скорую помощь Русь восприняла от греков и формы внешнего почитания Богородицы, помогающие выразить эту веру. Это и большое количество молитв Богородице за богослужением, и посвящение Ей храмов, и почитание множества Её икон.
Даже местоимения «Она», «Её», если речь идет о Богородице, принято писать с заглавной буквы, как и местоимения, относящиеся к Богу и Ангелам.
Расскажем подробнее о храмах и иконах Пресвятой Богородицы.
Десятинная церковь в Киеве, построенная еще при святом равноапостольном князе Владимире (X в.), вероятно, была посвящена Богородице. Главный монастырь Киевской Руси – Киево-Печерская Лавра (основана в XI в.) и ее Великая Успенская церковь посвящены празднику Успения Богородицы. А по примеру Киево-Печерской Лавры так поступали и во многих городах, селах и монастырях. Главный Собор России – Успенский Собор Кремля (построен в 1475-79 гг.) – тоже посвящен Богородице.
Иконы Богоматери
Распространение множества икон Пресвятой Богородицы – наверное, одно из самых характерных внешних проявлений Её почитания, как во всем Православии, так, конечно, и в Русской Церкви.
Различные образы Богоматери представляют собой различные стороны Её взаимоотношений со Своим Божественным Сыном и Её помощи людям. Например, иконы типа «Знамение» передают идею боговоплощения, на иконах типа «Одигитрия» («Путеводительница») Богородица – наша Путеводительница ко Христу – указывает на Младенца Христа, сидящего у Нее на руке… Сами за себя говорят названия икон «Скоропослушница», «Нерушимая Стена», «Всех скорбящих Радость», «Взыскание погибших»…
Типов икон Богородицы гораздо больше, чем различных икон Господа Иисуса Христа. Наверное, это связано с тем, что в отношении изображения Богородицы – человека – верующие чувствовали большую смелость, чем в отношении изображения Христа Бога. Кроме того, изображение Богоматери и Её Дитя и Их взаимной любви понятно без слов любому человеку, и оно не могло не полюбиться простому народу.
Можно отметить, что, чаще всего, именно иконы Богородицы народ украшает драгоценными украшениями, крестиками, выражая и таким образом свою любовь к Богородице.
Великие двунадесятые богородичные праздники, посвященные важным событиям из жизни Богоматери, существуют с древних времен. Это Рождество, Введение во храм, Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы. А в более позднее время, как в Русской (в XVIв.), так и в Греческой Церкви были установлены богородичные праздники, связанные с иконами Богоматери: посвященные чудесным явлениям Ее икон или чудесам, которые Она сотворила через Свои иконы.
Как правильно почитать Богородицу?
Существовали на Руси и искажения в почитании Богородицы. «Чисто народная стихия любви к Богоматери иногда выплескивалась через край, за рамки христианского миропонимания: образ Богородицы… размывался фольклорной стихией, сближающей его в непросвещенном народном сознании со сказочной Матерью-сырой-землей…» (И.К. Языкова. «Богословие иконы»).
Случалось также, что образ Христа и Его Пречистой Матери в народном сознании взаимно искажались: Христос Бог, Который есть Любовь (1 Послание Иоанна 4:16), воспринимался только как Грозный Судия, а Богородица – как Единственная Милостивая Заступница за людей перед Ним.
Да, мы молимся Богородице: «Не имамы (не имеем) иныя помощи…, разве (кроме) Тебе, Владычице». Но при этом необходимо понимать, что это – молитвенная поэзия, выражающая признание скорой помощи и особого дерзновения Пресвятой Богородицы в молитве к Своему Сыну. Но, конечно, Первоисточником любви, благодати и всякой помощи является Сам Сын Божий. И конечно, и иные святые, и не только Богоматерь, помогают нам своими чистыми молитвами к Богу.
Кроме того, наличие множества икон Богородицы дома и путешествия к Её чудотворным иконам в Святые места не помогут нам, если мы сами не будем работать над собой, в том числе, молитвенно обращаясь за помощью к Богородице.
Вера выше политики
Правители на Руси стремились заручиться поддержкой Богородицы и найти опору для своей власти в глазах народа и других князей, утверждая, что Богородица оказывает данному княжеству Свое особое покровительство.
Это показательно на примере святого благоверного князя Андрея Боголюбского (†1174), который перевез из Киева во Владимир икону Божией Матери, названную Владимирской. А в «Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери», написанном по велению князя, утверждалось, что Божия Матерь устанавливает над Владимиро-Суздальской Русью Свою особую защиту. Затем, в XIV в., название «града Богородицы» взяла на себя укреплявшая свои политические позиции Москва.
Конечно, когда правители и народ стремятся жить по-христиански, Богородица всегда поддержит их. Но когда ими руководит вражда, Богородица им Свое покровительство не окажет, хотя бы об этом и заявляли правители.
С этим столкнулся и князь Андрей: «Случалось, что Божия Матерь защищала и русских от русских, и даже от самого Андрея Боголюбского. Суздаль и Великий Новгород враждовали. Дружины Андрея Боголюбского осаждают Новгород, русские бьются с русскими, православные — с православными» (протоиерей Геннадий Фаст. «Кто Она для нас?»). По молитвам Богородицы к Своему Сыну за Новгородцев, о чем было знамение (знак) от Её иконы, войско князя Андрея стало объято неизъяснимым ужасом и поспешно отошло от города.
А теперь память этого события – праздник иконы Божией Матери «Знамение» — отмечается и Новгороде, и в Суздале, и во всей Русской Церкви 27 ноября/ 10 декабря.
Тот же князь Андрей Боголюбский в 1165 г. был инициатором установления на Руси праздника Покрова Пресвятой Богородицы (1/ 14 октября). В основе этого праздника лежит то событие, когда в 930 г. Богородица защитила православную греческую столицу Константинополь от осаждавших город славян. Это были, вероятнее всего, русичи – наши предки, в то время язычники, и они потерпели поражение.
Знаменательно, что этот праздник был установлен именно на Руси. Это свидетельствует о том, что правда о помощи Богородицы тем людям, которые живут по-христиански, для святого князя Андрея была превыше политики и желания «сохранить» своё историческое «лицо» там, где мы были неправы.
Сколько уделов Пресвятой Богородицы на земле?
Не только на Руси стремились заручиться поддержкой Божией Матери.
Первым «уделом» Божией Матери стала считаться Иверия (часть Грузии), вторым – Святая гора Афон. А дальше практически во всех странах появились свои уделы Божией Матери. На Руси третьим уделом Божией Матери считается Киево-Печерская Лавра, а четвертым – Дивеевский женский монастырь, открытый по благословению преподобного Серафима Саровского.
Кроме того, свою землю жители Руси с давних времен называли «Домом Пресвятой Богородицы».
Так сколько же уделов Божией Матери на земле? Удел Божией Матери – это не то место, которое хотят так назвать его жители. А то место, где царит Царица Небесная. Царит в душах и поступках людей, и где Она почитается ими. Так пусть же страны исторической Руси: Россия, Украина и Белоруссия – всегда остаются уделом и домом Пресвятой Богородицы!
Богородица
Работы догматического характера
О почитании Божией Матери
Об истории жизни Богородицы
Разнообразные работы о Богородице
Богоро́дица (Дева Мария, Божья Матерь, Богоматерь) – дочь праведных Иоакима и Анны; Матерь Господа Иисуса Христа; Приснодева; лучшая из когда-либо живших людей (не считая Её Божественного Сына, который, собственно, является не простым человеком, но Богочеловеком).
1) Несмотря на то, что Богородица именуется Матерью Божьей, догмат о Богоматеринстве нельзя интерпретировать так, будто Дева произвела из Себя Божество, сделавшись Причиной Божественного Бытия. Божество вечно, а Богородица — Божье Творение, но никак не наоборот. Догмат о Богоматеринстве необходимо осмысливать в свете учения о воплощении Бога. Боговоплощение было не чем иным как восприятием в Вечную Ипостась Сына Божия человеческого естества — соединением в Его Вечном Лице двух естеств: Божеского и человеческого. В результате этого акта Божественного Домостроительства Сын Божий, не переставая быть Богом, стал Совершенным Человеком: был зачат сверхъестественным образом ( Лк.1:35 ), выношен и рождён Преблагословенной Марией в соответствии с воспринятой Им человеческой природой. Поскольку Дева Мария носила под сердцем, а потом и родила не обыкновенного человека, но вочеловечившегося Бога, постольку и чествуется Церковью именно как Богоматерь и Богородица (см.: Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция».).
О том, что Дева Мария является Матерью Бога, Священное Писание удостоверяет нас:
а) прямо именуя рожденного Ею Иисуса Сыном Божьим ( Лк.1:35 ),
б) сообщая об истинности Его рождения от Жены ( Гал.4:4 ) и действительности воплощения ( Ин.1:14 ).
в) приводя исповедание Елисаветы: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» ( Лк.1:43 ).
г) отображая обращение ко Христу святого апостола Фомы: «Господь мой и Бог мой» ( Ин.20:28 ).
д) многократно свидетельствуя о Христе как о Боге на основании Его собственных Откровений: «Я в Отце и Отец во Мне» ( Ин.14:11 ); «Все, что имеет Отец, есть Мое» ( Ин.16:15 ) и т. д.
Догмат о Богоматеринстве получил окончательное закрепление на III Вселенском Соборе, состоявшимся в 431 году. Опровергавший эту истину Несторий, настаивавший, что Мария родила не Бога, но всего лишь человека Христа, осужден Церковью и назван новым Иудой.
2) Содержание учения о Приснодевстве Божьей Матери (утвержденное на V Вселенском соборе в 553 г.) состоит в том, что до Рождества, в Рождестве и после Рождества Богородица была, есть и навсегда остаётся Непорочной Девой.
Этот догмат имеет основание в Священном Писании и Священном Предании Церкви.
Ещё задолго до Рождества Господа Иисуса Христа о Его чудесном рождении от Девы возвестил пророк Исаия: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис.7:14 ). Евангелист Матфей подтвердил, что это пророчество относится именно к Преблагословенной Марии ( Мф.1:23 ).
В другой своей проповеди Исаия указал через образ запечатанной книги, что Богородица сохранит Своё девство на все времена ( Ис.29:11 ). С книгой или скрижалью Она сопоставляется потому, что как через книгу обнаруживается мудрость её автора, так через Деву обнаружено Премудрое попечение Божие о Спасении человека; кроме того, Сам Её Сын именуется Божьей Премудростью ( 1Кор.1:24 ).
Пророк Иезекииль, по вдохновению Духа, подтвердил эту истину, указав на Приснодевство Марии через образ Таинственного Храма, сквозь ворота которого не пройдёт ни один человек, «ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» ( Иез.44:2 ). Храмом Спасовым, Многоценным Чертогом и даже Раем Небесным Богородица именуется потому, что была обителью Сына Божия и явила в Себе место особого проявления Божественной благодати. Девство Богородицы отображает, помимо Её физического состояния, преданность Богу, высочайшее нравственное совершенство и чистоту. А Своей добродетельностью Богородица превзошла любого другого человека. Так, если Предтеча Господень, о котором сообщается, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» ( Мф.11:11 )), констатировал, что «недостоин развязать ремень у обуви» Христа ( Ин.1:27 ), то Пресвятая Владычица не только одевала и обувала Христа, но и питала, и охраняла, и правильно воспитывала (см. подробнее: Можно ли называть Богородицу грешной или безгрешной?).
При всём положительном отношении Израиля к соблюдению девства до вступления в брак, во времена юности Богородицы не существовало традиции брать обет девства навсегда. Более того, незамужнее положение женщины могло подвергаться упрёкам и грубому уничижению (ср.: «И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: “свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем — сними с нас позор”» ( Ис.4:1 )). Несомненно, что именно Богородица дала основание благочестивой христианской традиции пожизненного девства ради служения Богу. Можно сказать, что в этом отношении Она является образцом для монашества: «незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» ( 1Кор.7:34 ). Ввиду особой, исключительной близости к Богу Пресвятая Богородица поставлена, Промыслом Божьим, Главою не только над всеми людьми, но и над ангельским воинством, отчего Церковь и величает Её Небесной Владычицей или Царицей. В этом тоже следует видеть реализацию древнего пророчества: «стала царица одесную Тебя» ( Пс.44:10 ).
3) Священное Писание представило Божью Матерь не только в историческом повествовании и пророчествах, но и через прообразы, явленные в многочисленных ветхозаветных предметах и святынях, таких, например, как Неопалимая Купина ( Исх.3:2 ), Лестница Иакова ( Быт.28:12 ), скиния ( Исх.26:1 ), ковчег ( Исх.25:10 ). Даже и первозданная Ева, пока была невинной и не изуродованной скверной беззакония, служила прообразом Приснодевы, нередко называемой в этой связи Новой Евой (по аналогии с обозначением Её Сына, Христа, Новым Адамом ( 1Кор.15:45,47 )).
О Богородице в Библии
Новый Завет о жизни Богородицы повествует следущее:
Почитание Богородицы на Руси и в христианских конфессиях
На русской почве почитание Богородицы приобрело особенное значение, что выразилось, в частности, в утверждении праздника Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября), неизвестного остальному христианскому миру, и во всенародном прославлении Богородичных икон.
Для сравнения следует заметить, что в протестантизме практически отсутствует богословско-мистическое понимание значения личности Богородицы и молитвенное Ее прославление. Формы же католического благочестия в отношении Девы Марии с Православной точки зрения кажутся чрезмерно чувственными и натуралистичными.
Например, католическое именование Богородицы Славой Божией, святой Розой в смысле некоего райского цветка, символа чистоты и непорочности органически чуждо Православию. Кроме того, в католической традиции достоинство Богородицы преуменьшено догматом о Ее непорочном зачатии. Согласно этому догмату, принятому в 1854 г., Богородица была зачата сверхъестественным образом, т.е. промыслительно изъята из состава человечества и еще до своего рождения освобождена от власти первородного греха. Православная Церковь рассматривает этот догмат как умаление нравственного совершенства и личного подвига Божией Матери.
Почему так много чудотворных икон Богородице
Велики помощь и заступничество Пресвятой Девы в жизни Церкви. Чудотворные иконы отражают эту реальность, фиксируя эти факты. Иконы отражают реальность заботы Богородицы о христианах, которые молитвенно обращаются к Ней.
Празднуя память той или иной иконы мы воспоминаем соответствующее её написанию событие и прославляем Пречистую Матерь нашего Спасителя. Как известно, прославление святых является формой прославления Бога, ведь Он является источником святости, “Будьте святы, ибо Я свят” ( Лев.11:44-45 ).
О молитвенном обращении к Богородице “спаси нас!”
Молитвенное обращение к Пресвятой Богородице «спаси нас» может означать прошение об избавлении или ограждении от опасности. Под опасностью же могут подразумеваться различные угрозы. Во-первых, опасности могут носить религиозный характер: опасность не исполнить какую-то норму Божьего закона, опасность в борьбе с силами зла, наконец, опасность уклонения от жизни во Христе.
Во-вторых, под опасностями могут подразумеваться угрозы, не связанные напрямую с христианскою деятельностью. Откликаясь на наши молитвы, Богородица, как Пренепорочная Матерь Христа, может помочь нам ходатайством, а может проявить Свою силу и власть как Небесная Царица, например, послать в помощь молящемуся ангелов.
В‑третьих, в силу Её сугубого обожения и очевидной определённости как Предстательницы за человеческий род перед Своим сыном Иисусом Христом, мы можем обращаться к Богородице о спасении своей души, но имея правильное представление о том, что Она достигла этого не по естеству, а по благодати, причастности к Богу.
В‑четвртых, это не единственная форма молитвенного обращения к Богородице о заступничестве, например, употребляется и такие: “Моли Сына Твоего и Бога нашего”, [Христа] моли о душах наших, “…Бога рождши Истиннаго. Того моли спастися душам нашим”.
Как совместить приснодевство Богородицы и то, что у Иисуса Христа были братья и сёстры, о них говорится у всех евангелистов, например ( Мк.6:3-4 ).
В еврейском языке значения слов братья и сестры значительно шире, чем в русском и включают в себя всех родственников человека, более или менее равных по возрасту, тех, кого мы называем дальними родственниками, например, двоюродных братьев и сестер. Это дети Иосифа Обручника от первого брака и Иаков, сын Марии, которая приходилась родственницей Богородицы.
Как понять фразу про то, что Дева Мария «родила Сына Своего первенца» ( Мф.1:25 ) и ( Лк.2:7 ).
Словом первенец переведено греческое слово прототокос, буквально значащее перворожденный. Это понятие не генеалогическое, а юридическое (первенец имел преимущественные права среди детей). Всё это подтверждает и то, что младенца Иисуса родители принесли в Иерусалимский храм (мы отмечаем это событие в праздник Сретения), т.к. в храм приносили лишь первородного младенца мужского пола.
Что такое “непорочное зачатие Богородицы”?
Учение католицизма о непорочном зачатии Девы Марии или, что то же, о том, будто Она была сверхъестественным образом изъята от уз первородного греха “с самого первого момента Своего Зачатия”, распространилось (в Западной Церкви) во времена позднего средневековья, но было догматизировано лишь в середине XIX века (папой Пием IX, в 1854 г.).
Православная Церковь, высоко оценивая достоинства Божьей Матери, тем не менее никогда не учила, что Она была изначально свободна от первородного греха. В святоотеческом богословии проводится чёткое утверждение, что Дева Мария была предочищена Святым Духом во время Благовещения, перед самым зачатием Господа Иисуса Христа (но не в момент Своего зачатия от Иоакима и Анны). Применительно к Спасителю не принято использовать выражение “непорочное зачатие”, но принято: «бессеменное зачатие от Святого Духа».
Следует заметить, что относительно вопроса о времени очищения Богородицы собственно от первородного греха в православно-богословской литературе встречаются разные мнения. Согласно одним, предочищение Её Духом Святым (перед зачатием Мессии) было связано и с Её очищением от первородного повреждения; согласно другим, Богородица была очищена от первородного греха в момент Сошествия Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы; наконец, третьи считают, что Её омытие от скверны первородного греха произошло через принятие Ею Крещения (совершённого Евангелистом Иоанном Богословом). Эти разногласия следует относить к частным богословским мнениям.