почему в древней руси девушки топились после первой брачной ночи
Почему некоторые девушки на Руси после первой брачной ночи топились
Стандарты красоты в Древней Руси были отличающимися от нынешних. В жены предпочитали брать полных, высоких девушек. Чрезмерно худые шли на ухищрения, поддевая под сарафан много одежды, чтобы быстрее приглянуться добру молодцу и выйти за него замуж.
Внешние данные мужчин не играли никой роли, лучший вариант – это молодой человек из зажиточной семьи. В старые времена существовал свой уклад жизни, правила, поверья и даже очень красивых невест из хороших семей после первой супружеской ночи вынуждали топиться. Почему это происходило?
На Руси были особые приготовления к первой супружеской ночи
Для молодого человека невесту находил отец, он вступал в определенный сговор с отцом девушки и затем семья приходила свататься. Свадебная церемония длилась несколько дней. По традиции девушка должна была вышить красивую рубашку, чтобы подарить ее в день собственной свадьбы свекрови. Если матери жениха рубашка не нравилась, значит девушка считалась неумехой, следовательно, и женой она будет плохой.
Девственность для девушки до замужества была обязательной. Первым мужчиной должен быть законный муж. Как правило, первая супружеская ночь проходила в доме жениха, а на следующий день молодая переезжала к нему жить.
На брачную постель выкладывали определенные предметы, которые должны были молодоженов защитить от порчи и даровать им долгую богатую семейную жизнь. Под кроватью складывали поленья, чтобы у пары было как можно больше детей.
Какой была первая брачная ночь у русских несколько веков назад
Под дверью новобрачных оставался кто-нибудь, чтобы остерегать их от нечистых сил.
Когда молодые оставались наедине, они должны были отведать курицу и хлеб, это символизировало их дальнейшую плодовитость. Жена, чтобы показать своему мужу покорность и полное подчинение снимала с него сапоги. Она должна была спросить разрешения, чтобы лечь возле мужа.
После соития, муж рассказывал подробности ночи своим друзьям, а потеря девственности означала факт подтверждения брака. Гостям показывали рубашку с каплями крови в знак доказательства невинности и честности девушки и ее семьи. Позором для молодой и ее родных было выявление ее интимных отношений до замужества. Такую жену отправляли к родителям, и все соседи осуждали семью за это.
Почему после брачной ночи некоторые девушки топились
Хуже потери невинности до женитьбы был другой позор. Если молодой не мог совершить с женой соитие, то девушка должна была утопиться.
В Древности считалось, что этот позор ничем нельзя смыть. Новобрачная настолько плохая и не годная, что собственный муж не захотел с ней спать. При этом не имело ни для кого значения, что в некоторых случаях вина лежала на самом молодом человеке, у которого возможно имелись какие-то патологии.
Когда на Русь пришло христианство, от таких диких языческих традиций пришлось отказаться. И отсутствие половой близости у мужа и жены не вызывало никакого позора. Максимум, злые языки разносили сплетни.
Новое в блогах
Почему в старину на Руси девушки топились после первой брачной ночи
Традиционно осень считается свадебной порой. Это один из самых романтических времен года, воспетый поэтами, отличающийся своей красочностью обрядов и необычайной красотой.
На Руси женить молодых было принято рано «чтобы не забаловали». Вообще нравственные понятия того времени не позволяли молодым людям обоих полов видеться и договариваться между собою. Этим занимались их родители. Они смотрели, хороша ли невеста, умна ли, (не безъязычна ли и речью во всем исполнена). Бывали случаи, что если дочь некрасива собой, то вместо нее приводили другую или вообще служанку. Если впоследствии обман с невестой открывался, то брак мог быть расторгнут, но это случалось очень редко.
Утром в день торжества (иногда же накануне) сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе. Брачною комнатою избирался сенник, часто нетопленый. Необходимо было, чтоб на потолке не было земли, чтоб, таким образом, брачная спальня не походила ничем на могилу.
Обычно после 4-5 перемен кушаний посаженный отец обращаясь к родному отцу невесты спрашивал разрешения вести молодых (чесать и крутить), т.е. венчать.
В древности каждый человек осознавал себя в первую очередь членом определенного рода. Дети принадлежали к роду родителей, а вот дочь-девушка, выходя замуж, переходила в род мужа. Девушка должна была «умереть» в прежнем роду и «снова родиться» в другом, уже замужней, «мужатой» женщиной.
Отсюда и повышенное внимание к ней, которое мы посейчас видим на свадьбах, и обычай брать фамилию мужа, ведь фамилия—это знак рода. Отсюда и сохранившееся кое-где обыкновение звать родителей мужа «мамой» и «папой», чем, кстати, пожилые люди нередко весьма дорожат, хотя, откуда взялся такой
обычай, объяснить толком не могут. «Вошла в семью» — и всё тут!
Теперь нам ясно, почему жених старается внести невесту через порог своего дома обязательно на руках: ведь порог — это граница миров, и невесте, прежде «чужой» в этом мире, надлежит превратиться в «свою».
Теперь про фату. Ещё совсем недавно это слово означало просто «платок». Не теперешнюю прозрачную кисею, а настоящий плотный платок, которым наглухо закрывали невесте лицо. Ведь с момента согласия на брак её считали «умершей», а жители Мира Мёртвых, как правило, невидимы для живых. И наоборот. Вот и невесту никому нельзя было видеть, а нарушение запрета вело ко всевозможным несчастьям и даже к безвременной смерти, ибо в этом случае нарушалась граница и Мёртвый Мир «прорывался» в наш, грозя непредсказуемыми последствиями. По той же причине молодые брали друг друга за руку исключительно через платок, а также не ели и не пили (по крайней мере невеста) на всём протяжении свадьбы: ведь они в этот момент «находились в разных мирах», а касаться друг друга и тем более вместе есть могут только люди, принадлежащие к одному миру, более того — к одной группе, только «свои».
Надо упомянуть и ещё об одном интересном обычае, связанном с совместной едой жениха и невесты. В старину на Руси говорили: «Не женятся на тех, с кем вместе едят». Казалось бы, что в том плохого, если парень и девушка дружно работают или охотятся и едят из одной миски, как брат и сестра? Вот именно — как брат и сестра. (совместная трапеза делала людей «родственниками». А браки между родственниками не поощрялись — опять таки в интересах потомства.
Еще надо сказать несколько слов на одну деликатную тему.
Да, в некоторых областях России за девичьим целомудрием действительно очень строго следили. Если невеста оказывалась не девственницей, развестись с ней было нельзя. Ради имитации девственности, как теперь широко известно, втайне резали петуха. Зато мало кто знает, что в древней Руси, если в брачную ночь у мужа ничего не получилось, молодая должна была тут же пойти и утопиться. Считалось, что это несмываемый позор и что она негодная женщина, если даже муж на нее не возбудился. Второй ночи в таких случаях обычно не бывало. Впрочем, с приходом на Русь христианства обычай топиться постепенно ушел в прошлое.
Но столь же часто всё выглядело решительно наоборот. Почему-то полагают, будто в старой России и «тем более» в Древней Руси девушка, родившая ребёнка до брака, считалась непоправимо опозоренной. Не перечесть «исторических» фильмов и книг, где несчастных юных матерей преследуют ужасные несчастья: они топятся, вешаются, сходят с ума, женихи отказываются от них, родители проклинают, гонят из дому.
Добрачные дети ни в коем случае не оказывались помехой для свадеб — отнюдь! Их-то матери как раз и считались «первыми невестами на деревне». Ведь каким было со времён глубокой древности главное требование к женщине? Чтобы могла выносить и родить здоровых, крепких детей. Вот и сватались парни наперебой к молодым матерям, уже доказавшим свою женскую полноценность. Когда же замуж шла девушка — как знать, не «пустоцвет» ли попался.
Почему на Руси девушки топились после первой брачной ночи?
В древней Руси самыми завидными невестами считались девки высокие и толстые. Поэтому худым приходилось для обмана женихов надевать по десять юбок и фартуков. При этом рост и вес жениха мало кого интересовал — жених котировался в зависимости от зажиточности его семьи.
Невесту сыну подбирал отец, договаривался с отцом невесты, и уже после к невесте засылались сваты. В первый день свадьбы невеста должна была подарить свекрови собственноручно вышитую рубаху. На следующий день свекровь приходила в этой рубахе на свадьбу. Либо приходила в своей и заявляла: «Да там и смотреть было нечего!»
Это означало, что сын женился на никуда не годной неумехе. Если невеста оказывалась не девственницей, развестись с ней было нельзя: «Раз они обвенчались, значит, ему ее Бог послал. А какую он послал — хромую или горбатую, тут уж ничего не поделаешь.
Ради имитации девственности, как теперь широко известно, втайне резали петуха. Зато мало кто знает, что в древней Руси, если в брачную ночь у мужа ничего не получилось, молодая должна была тут же пойти и утопиться.Считалось, что это несмываемый позор и что она негодная женщина, если даже муж на нее не возбудился. Хотя, может, он просто импотент, или у него случайно не получилось, и на следующую ночь получится.
Второй ночи в таких случаях обычно не бывало. Впрочем, с приходом на Русь христианства обычай топиться постепенно ушел в прошлое.
Традиционно осень считается свадебной порой. Это один из самых романтических времен года, воспетый поэтами, отличающийся своей красочностью обрядов и необычайной красотой.
На Руси женить молодых было принято рано «чтобы не забаловали». Вообще нравственные понятия того времени не позволяли молодым людям обоих полов видеться и договариваться между собою. Этим занимались их родители. Они смотрели, хороша ли невеста, умна ли, (не безъязычна ли и речью во всем исполнена). Бывали случаи, что если дочь некрасива собой, то вместо нее приводили другую или вообще служанку. Если впоследствии обман с невестой открывался, то брак мог быть расторгнут, но это случалось очень редко.
После смотра происходил сговор — первая часть брачного праздника или вступление к торжеству. Составлялся уговор, писалась рядная записка, где означалось, что в такое-то время состоится свадьба, а за невестой будет такое приданое.
Приданое всегда было важным условием русской свадьбы, в него входило: постель, платья, домашняя утварь и украшения, люди, деньги, недвижимость. От жениха ничего не требовалось. Этот сговор имел юридическое значение. Если невеста была из бедной семьи и не могла принести в дом приданое, то жених сам (делал приданое) или передавал родителям невесту некоторую сумму денег — старинный обычай не позволял брать невесту без приданного.
Утром в день торжества (иногда же накануне) сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе. Брачною комнатою избирался сенник, часто нетопленый. Необходимо было, чтоб на потолке не было земли, чтоб, таким образом, брачная спальня не походила ничем на могилу.
Перед венчаньем гостей и молодоженов приглашали к столу, но и там сидя рядом будущий супруг не видел лица невесты — на ней было плотное покрывало — прообраз сегодняшней вуали.
Обычно после 4-5 перемен кушаний посаженный отец обращаясь к родному отцу невесты спрашивал разрешения вести молодых (чесать и крутить), т.е. венчать.
В древности каждый человек осознавал себя в первую очередь членом определенного рода. Дети принадлежали к роду родителей, а вот дочь-девушка, выходя замуж, переходила в род мужа. Девушка должна была «умереть» в прежнем роду и «снова родиться» в другом, уже замужней, «мужатой» женщиной.
Отсюда и повышенное внимание к ней, которое мы посейчас видим на свадьбах, и обычай брать фамилию мужа, ведь фамилия—это знак рода. Отсюда и сохранившееся кое-где обыкновение звать родителей мужа «мамой» и «папой», чем, кстати, пожилые люди нередко весьма дорожат, хотя, откуда взялся такой
обычай, объяснить толком не могут. «Вошла в семью» — и всё тут!
Теперь нам ясно, почему жених старается внести невесту через порог своего дома обязательно на руках: ведь порог — это граница миров, и невесте, прежде «чужой» в этом мире, надлежит превратиться в «свою»…
А что белое платье? Иногда приходится слышать, будто оно, дескать, символизирует чистоту и скромность невесты, но это неправильно. На самом деле белый—цвет траура. Да, именно так. Белый же, как утверждают историки и психологи, с древнейших времён был для человечества цветом Прошлого, цветом Памяти и Забвения. Испокон веку такое значение придавали ему на Руси. А другим — траурно свадебным цветом был красный, чермный, как он еще назывался. Его издавна включали в одеяние невест. Есть даже народная песня: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» — песня дочери, которая не хочет уходить из родного дома к чужим людям — замуж. Итак, белое (или красно-белое) платье — это «скорбное» платье девушки, «умершей» для своего прежнего рода.
Теперь про фату. Ещё совсем недавно это слово означало просто «платок». Не теперешнюю прозрачную кисею, а настоящий плотный платок, которым наглухо закрывали невесте лицо. Ведь с момента согласия на брак её считали «умершей», а жители Мира Мёртвых, как правило, невидимы для живых. И наоборот. Вот и невесту никому нельзя было видеть, а нарушение запрета вело ко всевозможным несчастьям и даже к безвременной смерти, ибо в этом случае нарушалась граница и Мёртвый Мир «прорывался» в наш, грозя непредсказуемыми последствиями… По той же причине молодые брали друг друга за руку исключительно через платок, а также не ели и не пили (по крайней мере невеста) на всём протяжении свадьбы: ведь они в этот момент «находились в разных мирах», а касаться друг друга и тем более вместе есть могут только люди, принадлежащие к одному миру, более того — к одной группе, только «свои».
Надо упомянуть и ещё об одном интересном обычае, связанном с совместной едой жениха и невесты. В старину на Руси говорили: «Не женятся на тех, с кем вместе едят». Казалось бы, что в том плохого, если парень и девушка дружно работают или охотятся и едят из одной миски, как брат и сестра? Вот именно — как брат и сестра. (совместная трапеза делала людей «родственниками». А браки между родственниками не поощрялись — опять таки в интересах потомства…
Еще надо сказать несколько слов на одну деликатную тему.
Да, в некоторых областях России за девичьим целомудрием действительно очень строго следили. Если невеста оказывалась не девственницей, развестись с ней было нельзя. Ради имитации девственности, как теперь широко известно, втайне резали петуха. Зато мало кто знает, что в древней Руси, если в брачную ночь у мужа ничего не получилось, молодая должна была тут же пойти и утопиться. Считалось, что это несмываемый позор и что она негодная женщина, если даже муж на нее не возбудился. Второй ночи в таких случаях обычно не бывало. Впрочем, с приходом на Русь христианства обычай топиться постепенно ушел в прошлое.
Но столь же часто всё выглядело решительно наоборот. Почему-то полагают, будто в старой России и «тем более» в Древней Руси девушка, родившая ребёнка до брака, считалась непоправимо опозоренной. Не перечесть «исторических» фильмов и книг, где несчастных юных матерей преследуют ужасные несчастья: они топятся, вешаются, сходят с ума, женихи отказываются от них, родители проклинают, гонят из дому…
Добрачные дети ни в коем случае не оказывались помехой для свадеб — отнюдь! Их-то матери как раз и считались «первыми невестами на деревне». Ведь каким было со времён глубокой древности главное требование к женщине? Чтобы могла выносить и родить здоровых, крепких детей. Вот и сватались парни наперебой к молодым матерям, уже доказавшим свою женскую полноценность. Когда же замуж шла девушка — как знать, не «пустоцвет» ли попался?
Новое в блогах
Почему в старину на Руси девушки топились после первой брачной ночи
Традиционно осень считается свадебной порой. Это один из самых романтических времен года, воспетый поэтами, отличающийся своей красочностью обрядов и необычайной красотой.
На Руси женить молодых было принято рано «чтобы не забаловали». Вообще нравственные понятия того времени не позволяли молодым людям обоих полов видеться и договариваться между собою. Этим занимались их родители. Они смотрели, хороша ли невеста, умна ли, (не безъязычна ли и речью во всем исполнена). Бывали случаи, что если дочь некрасива собой, то вместо нее приводили другую или вообще служанку. Если впоследствии обман с невестой открывался, то брак мог быть расторгнут, но это случалось очень редко.
Утром в день торжества (иногда же накануне) сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе. Брачною комнатою избирался сенник, часто нетопленый. Необходимо было, чтоб на потолке не было земли, чтоб, таким образом, брачная спальня не походила ничем на могилу.
Обычно после 4-5 перемен кушаний посаженный отец обращаясь к родному отцу невесты спрашивал разрешения вести молодых (чесать и крутить), т.е. венчать.
В древности каждый человек осознавал себя в первую очередь членом определенного рода. Дети принадлежали к роду родителей, а вот дочь-девушка, выходя замуж, переходила в род мужа. Девушка должна была «умереть» в прежнем роду и «снова родиться» в другом, уже замужней, «мужатой» женщиной.
Отсюда и повышенное внимание к ней, которое мы посейчас видим на свадьбах, и обычай брать фамилию мужа, ведь фамилия—это знак рода. Отсюда и сохранившееся кое-где обыкновение звать родителей мужа «мамой» и «папой», чем, кстати, пожилые люди нередко весьма дорожат, хотя, откуда взялся такой
обычай, объяснить толком не могут. «Вошла в семью» — и всё тут!
Теперь нам ясно, почему жених старается внести невесту через порог своего дома обязательно на руках: ведь порог — это граница миров, и невесте, прежде «чужой» в этом мире, надлежит превратиться в «свою».
Теперь про фату. Ещё совсем недавно это слово означало просто «платок». Не теперешнюю прозрачную кисею, а настоящий плотный платок, которым наглухо закрывали невесте лицо. Ведь с момента согласия на брак её считали «умершей», а жители Мира Мёртвых, как правило, невидимы для живых. И наоборот. Вот и невесту никому нельзя было видеть, а нарушение запрета вело ко всевозможным несчастьям и даже к безвременной смерти, ибо в этом случае нарушалась граница и Мёртвый Мир «прорывался» в наш, грозя непредсказуемыми последствиями. По той же причине молодые брали друг друга за руку исключительно через платок, а также не ели и не пили (по крайней мере невеста) на всём протяжении свадьбы: ведь они в этот момент «находились в разных мирах», а касаться друг друга и тем более вместе есть могут только люди, принадлежащие к одному миру, более того — к одной группе, только «свои».
Надо упомянуть и ещё об одном интересном обычае, связанном с совместной едой жениха и невесты. В старину на Руси говорили: «Не женятся на тех, с кем вместе едят». Казалось бы, что в том плохого, если парень и девушка дружно работают или охотятся и едят из одной миски, как брат и сестра? Вот именно — как брат и сестра. (совместная трапеза делала людей «родственниками». А браки между родственниками не поощрялись — опять таки в интересах потомства.
Еще надо сказать несколько слов на одну деликатную тему.
Да, в некоторых областях России за девичьим целомудрием действительно очень строго следили. Если невеста оказывалась не девственницей, развестись с ней было нельзя. Ради имитации девственности, как теперь широко известно, втайне резали петуха. Зато мало кто знает, что в древней Руси, если в брачную ночь у мужа ничего не получилось, молодая должна была тут же пойти и утопиться. Считалось, что это несмываемый позор и что она негодная женщина, если даже муж на нее не возбудился. Второй ночи в таких случаях обычно не бывало. Впрочем, с приходом на Русь христианства обычай топиться постепенно ушел в прошлое.
Ну а в целом статья интересная)
Но столь же часто всё выглядело решительно наоборот. Почему-то полагают, будто в старой России и «тем более» в Древней Руси девушка, родившая ребёнка до брака, считалась непоправимо опозоренной. Не перечесть «исторических» фильмов и книг, где несчастных юных матерей преследуют ужасные несчастья: они топятся, вешаются, сходят с ума, женихи отказываются от них, родители проклинают, гонят из дому.
Добрачные дети ни в коем случае не оказывались помехой для свадеб — отнюдь! Их-то матери как раз и считались «первыми невестами на деревне». Ведь каким было со времён глубокой древности главное требование к женщине? Чтобы могла выносить и родить здоровых, крепких детей. Вот и сватались парни наперебой к молодым матерям, уже доказавшим свою женскую полноценность. Когда же замуж шла девушка — как знать, не «пустоцвет» ли попался.
Новое в блогах
Почему на Руси девушки топились после первой брачной ночи?
В древней Руси самыми завидными невестами считались девки высокие и толстые. Поэтому худым приходилось для обмана женихов надевать по десять юбок и фартуков. При этом рост и вес жениха мало кого интересовал — жених котировался в зависимости от зажиточности его семьи.
Невесту сыну подбирал отец, договаривался с отцом невесты, и уже после к невесте засылались сваты. В первый день свадьбы невеста должна была подарить свекрови собственноручно вышитую рубаху. На следующий день свекровь приходила в этой рубахе на свадьбу. Либо приходила в своей и заявляла: «Да там и смотреть было нечего!»
Это означало, что сын женился на никуда не годной неумехе. Если невеста оказывалась не девственницей, развестись с ней было нельзя: «Раз они обвенчались, значит, ему ее Бог послал. А какую он послал — хромую или горбатую, тут уж ничего не поделаешь.
Ради имитации девственности, как теперь широко известно, втайне резали петуха. Зато мало кто знает, что в древней Руси, если в брачную ночь у мужа ничего не получилось, молодая должна была тут же пойти и утопиться.Считалось, что это несмываемый позор и что она негодная женщина, если даже муж на нее не возбудился. Хотя, может, он просто импотент, или у него случайно не получилось, и на следующую ночь получится.
Второй ночи в таких случаях обычно не бывало. Впрочем, с приходом на Русь христианства обычай топиться постепенно ушел в прошлое.
Традиционно осень считается свадебной порой. Это один из самых романтических времен года, воспетый поэтами, отличающийся своей красочностью обрядов и необычайной красотой.
На Руси женить молодых было принято рано «чтобы не забаловали». Вообще нравственные понятия того времени не позволяли молодым людям обоих полов видеться и договариваться между собою. Этим занимались их родители. Они смотрели, хороша ли невеста, умна ли, (не безъязычна ли и речью во всем исполнена). Бывали случаи, что если дочь некрасива собой, то вместо нее приводили другую или вообще служанку. Если впоследствии обман с невестой открывался, то брак мог быть расторгнут, но это случалось очень редко.
После смотра происходил сговор — первая часть брачного праздника или вступление к торжеству. Составлялся уговор, писалась рядная записка, где означалось, что в такое-то время состоится свадьба, а за невестой будет такое приданое.
Приданое всегда было важным условием русской свадьбы, в него входило: постель, платья, домашняя утварь и украшения, люди, деньги, недвижимость. От жениха ничего не требовалось. Этот сговор имел юридическое значение. Если невеста была из бедной семьи и не могла принести в дом приданое, то жених сам (делал приданое) или передавал родителям невесту некоторую сумму денег — старинный обычай не позволял брать невесту без приданного.
Утром в день торжества (иногда же накануне) сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе. Брачною комнатою избирался сенник, часто нетопленый. Необходимо было, чтоб на потолке не было земли, чтоб, таким образом, брачная спальня не походила ничем на могилу.
Перед венчаньем гостей и молодоженов приглашали к столу, но и там сидя рядом будущий супруг не видел лица невесты — на ней было плотное покрывало — прообраз сегодняшней вуали.
Обычно после 4-5 перемен кушаний посаженный отец обращаясь к родному отцу невесты спрашивал разрешения вести молодых (чесать и крутить), т.е. венчать.
В древности каждый человек осознавал себя в первую очередь членом определенного рода. Дети принадлежали к роду родителей, а вот дочь-девушка, выходя замуж, переходила в род мужа. Девушка должна была «умереть» в прежнем роду и «снова родиться» в другом, уже замужней, «мужатой» женщиной.
Отсюда и повышенное внимание к ней, которое мы посейчас видим на свадьбах, и обычай брать фамилию мужа, ведь фамилия—это знак рода. Отсюда и сохранившееся кое-где обыкновение звать родителей мужа «мамой» и «папой», чем, кстати, пожилые люди нередко весьма дорожат, хотя, откуда взялся такой
обычай, объяснить толком не могут. «Вошла в семью» — и всё тут!
Теперь нам ясно, почему жених старается внести невесту через порог своего дома обязательно на руках: ведь порог — это граница миров, и невесте, прежде «чужой» в этом мире, надлежит превратиться в «свою»…
А что белое платье? Иногда приходится слышать, будто оно, дескать, символизирует чистоту и скромность невесты, но это неправильно. На самом деле белый—цвет траура. Да, именно так. Белый же, как утверждают историки и психологи, с древнейших времён был для человечества цветом Прошлого, цветом Памяти и Забвения. Испокон веку такое значение придавали ему на Руси. А другим — траурно свадебным цветом был красный, чермный, как он еще назывался. Его издавна включали в одеяние невест. Есть даже народная песня: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» — песня дочери, которая не хочет уходить из родного дома к чужим людям — замуж. Итак, белое (или красно-белое) платье — это «скорбное» платье девушки, «умершей» для своего прежнего рода.
Теперь про фату. Ещё совсем недавно это слово означало просто «платок». Не теперешнюю прозрачную кисею, а настоящий плотный платок, которым наглухо закрывали невесте лицо. Ведь с момента согласия на брак её считали «умершей», а жители Мира Мёртвых, как правило, невидимы для живых. И наоборот. Вот и невесту никому нельзя было видеть, а нарушение запрета вело ко всевозможным несчастьям и даже к безвременной смерти, ибо в этом случае нарушалась граница и Мёртвый Мир «прорывался» в наш, грозя непредсказуемыми последствиями… По той же причине молодые брали друг друга за руку исключительно через платок, а также не ели и не пили (по крайней мере невеста) на всём протяжении свадьбы: ведь они в этот момент «находились в разных мирах», а касаться друг друга и тем более вместе есть могут только люди, принадлежащие к одному миру, более того — к одной группе, только «свои».
Надо упомянуть и ещё об одном интересном обычае, связанном с совместной едой жениха и невесты. В старину на Руси говорили: «Не женятся на тех, с кем вместе едят». Казалось бы, что в том плохого, если парень и девушка дружно работают или охотятся и едят из одной миски, как брат и сестра? Вот именно — как брат и сестра. (совместная трапеза делала людей «родственниками». А браки между родственниками не поощрялись — опять таки в интересах потомства…
Еще надо сказать несколько слов на одну деликатную тему.
Да, в некоторых областях России за девичьим целомудрием действительно очень строго следили. Если невеста оказывалась не девственницей, развестись с ней было нельзя. Ради имитации девственности, как теперь широко известно, втайне резали петуха. Зато мало кто знает, что в древней Руси, если в брачную ночь у мужа ничего не получилось, молодая должна была тут же пойти и утопиться. Считалось, что это несмываемый позор и что она негодная женщина, если даже муж на нее не возбудился. Второй ночи в таких случаях обычно не бывало. Впрочем, с приходом на Русь христианства обычай топиться постепенно ушел в прошлое.
Но столь же часто всё выглядело решительно наоборот. Почему-то полагают, будто в старой России и «тем более» в Древней Руси девушка, родившая ребёнка до брака, считалась непоправимо опозоренной. Не перечесть «исторических» фильмов и книг, где несчастных юных матерей преследуют ужасные несчастья: они топятся, вешаются, сходят с ума, женихи отказываются от них, родители проклинают, гонят из дому…
Добрачные дети ни в коем случае не оказывались помехой для свадеб — отнюдь! Их-то матери как раз и считались «первыми невестами на деревне». Ведь каким было со времён глубокой древности главное требование к женщине? Чтобы могла выносить и родить здоровых, крепких детей. Вот и сватались парни наперебой к молодым матерям, уже доказавшим свою женскую полноценность. Когда же замуж шла девушка — как знать, не «пустоцвет» ли попался?