почему уничтожили язычество на руси

ПОЧЕМУ УНИЧТОЖИЛИ ВЕРУ И ЗНАНИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Дисклеймер: автор не хотел задеть чувства верующих и уважительно относится ко всем религиям.

В понимании обывателя, язычество древних славян это- вера в нескольких богов, вместо икон деревяшки, вместо нормальных обрядов прыжки через костёр. Но почему же тогда столь никчёмную веру уничтожили? Неужели нашли в ней угрозу?

почему уничтожили язычество на руси. Смотреть фото почему уничтожили язычество на руси. Смотреть картинку почему уничтожили язычество на руси. Картинка про почему уничтожили язычество на руси. Фото почему уничтожили язычество на руси

Ещё в школьных учебниках писалось, что с принятием христианства появилась мораль в обществе, появилась культура, да и вообще всё стало на свои места. Несмотря на это многие историки справедливо утверждают что с принятием христианства начались насильные крещения, людей заставляли крестится огнём и мечом, естественно все остатки от языческой культуры уничтожались, тотемы, книги, всё пожгли и конечно же дали ярлык «язычник» как имя нарицательное к любой неверной вере по их мнению, ведь раньше люди никак не называли своё мировоззрение, оно было истиной в последней инстанции, то что учит другому называется уже религией.

В ЧЁМ ЖЕ ОТЛИЧИЕ ХРИСТИАНСТВА ОТ ЯЗЫЧЕСТВА

Прежде всего язычество не совсем вера и не совсем религия, а скорее система знаний, или мировоззрение. Знания прежде всего о том как устроен мир, вселенная делилась на условную Явь(реальный мир), Навь(мир мёртвых) и Правь( истинна и закон, мир богов).

ЯЗЫЧНИКИ НЕ РАБЫ БОЖЬИ

Христианский бог в библии ведёт себя не справедливо, высокомерно и жестоко, как и написано в библии люди для него рабы божьи. В язычестве наоборот мы сыны божьи, никто тебя не простит, у тебя есть чёткая карма и попадание в темную навь или светлую зависит от тебя соответственно, в любом случае обитая в тёмной Нави вы можете встать на путь осознания, само осознание схоже с дзеном и не мало есть сходств буддизма и язычества. Понятия чакры, карма, энергия, есть почти во всех верованиях мира, кроме авраамических религий. В язычестве вы хозяин своей судьбы и никогда не поздно встать на путь осознания, даже после собственной смерти.

МЕНТАЛЬНОСТЬ ЯЗЫЧНИКОВ

Язычник никогда не навредит природе, наш предок РОД создал землю, мы не рабы, а потомки, это наш дом. Загрязнишь реки, значит загрязнишь кровеносную систему планеты, вырубишь все деревья, значит лешишь всеобщий организм лёгких. Гармония с природой важна, не один язычник не предпочтёт город, если есть возможность приехать на малую родину. Язычник всегда семьянин, предпочтёт иметь большую и крепкую семью, вместо гулянок по клубам и ссор со второй половинкой. Язычник- чтёт и славит богов, а не молится им, боги дали всё необходимое и вся ответственность лежит на человеке. Язычник поступает по совести и традиции, никто нам не закон! Законы распространяются на физику и математику, но не на нас с вами. Мы должны исходить из совести и представлять себе как хороший человек поступил на моём месте.

ВЫВОДЫ

Язычество развивает человека, делает из раба самостоятельного человека. Как я и говорил если человек «один в поле воин» и знает о себе больше чем хотелось бы государству, по сути становится неподконтрольным. Государству нужны рабы, а не думающие люди, нужны люди которые беспрекословно будут подчинятся законам и не задавать лишних вопросов. Религия делает человека более коллективным сознанием, словно овца которая действует в стаде. естественно стадом управлять легче чем полноценными людьми. Лишив человека знаний, от него ничего человеческого и не останется. Пора бы уже возвращаться к истокам, да прибудет с вами осознание!

Вторая часть

Для того чтобы перейти на следующую часть нажмите на синюю надпись.

Источник

почему уничтожили язычество на руси. Смотреть фото почему уничтожили язычество на руси. Смотреть картинку почему уничтожили язычество на руси. Картинка про почему уничтожили язычество на руси. Фото почему уничтожили язычество на русиstarmidgard

Звезда Мидгарда

«Выбирая Богов – мы выбираем судьбу»

Итак, каким образом церковь уничтожала языческое наследие?

В первую очередь, все церкви строили на бывших капищах, замещая старую веру христианством. Люди были привычны ходить на это место, и само то, что церковь стоит, и ничего с ней не происходит было для них показателем силы христиан.
В древнем мире люди верили, что божество само может себя защитить. Когда они видели мирно стоящую церковь, видели, как обошлись с идолами, и что после этого ничего не произошло, они поневоле начинали сомневаться.

Следующим моментом было уничтожение волхвов и жрецов. Волхвов отлавливали и казнили. В любом случае, христианская церковь являлась организацией, которая просто подавила попытки самоорганизации у волхвов в основном насильственным путём, опираясь на дружину.

Князь Глеб зарубает волхва топором. Летописец плохо представлял одежды волхва.

Так многие святые стали выполнять функции, которые до этого выполняли боги. К примеру, стали почитать святого Власия. В Новгороде поставили церковь Власия на месте капища Велесу. Мне не кажется странным созвучие имён. Пророк Илья стал заменять Перуна, Параскева Пятница заменять Макошь. Богородица обзавелась атрибутами Лады, к примеру, «волшебным» поясом. Таким хитрым извращением идей старой веры, христианство затягивало людей в свои сети.

Вышивка с Мокошью слева, Деревянная святая Параскева Пятница 16 века справа.

Ещё церковь стала активно плодить святых. Стали появляться «героические» жития святых, которые создавали «эффект присутствия» христианства на руси. Многие святые были просто созданы из существовавших в то время людей: Борис, Глеб, Владимир, различные попы. Позже христиане сделали святыми и различных представителей язычества. Сравните философа Гипатию Александрийскую и святую Екатерину Александрийскую (только в случае Екатерины добавили больше мучений), подобных примеров еще много.

Кроме того, стали повсеместно использовать иконы, которым оказывали почести, жгли свечки вместо огненного жертвоприношения, и складывали требы подобно до этого к идолам. Так со временем иконы переняли функции идолов и кумиров. Сейчас молятся каждой иконе отдельно, отдельной молитвой и с разными целями.

Да и толковые, образованные священнослужители действовали «ради дела», а не ради личной славы. Они советовались между собой и предпринимали различные хитрости, что отражено в письмах епископов того времени.

Детей из лучших родов отдавали учиться грамоте, где естественно преподавался и закон божий неокрепшим мозгам.

Кроме того, дружина в то время была чем-то вроде поп-идолов. Молодёжь хотела им соответствовать и поэтому тоже шла в христианство.

А завоевания христианских князей, постепенно распространяли христианство и на другие племена. Несогласных просто убивали.

Подобная схема навязывания веры была отработана ранее на других народах. Поэтому она была комплексно применена в отношении Руси.

Причины ослабления Старой Веры на Руси.

Их много, но я постараюсь привести основные с моей точки зрения.

Мы не будем рассматривать магические воздействия, чтобы не влезать в дебри. Несомненно они были и требуют отдельной статьи.

Я специально повторил многим известные истины, чтобы обсудить причины, по которым язычество того времени не смогло бороться с христианством.

Итак, системные причины, по которым вера предков не смогла противостоять христианству:

Это лишь часть причин, которые оказали влияние на проникновение христианской церкви на Русь. Я считаю их основными.

Как обычно, я не просто так поднял тему. Хочу провести сравнение с нашим временем.

Что мы имеем сейчас? Примерно то, что и тогда. Даже князя «Владимир» звать.

В общем, не хватает славянских богословов, которые могли бы разъяснить вопросы и организовать идею на должном уровне. Древние идеи родной веры более чем современны. Они как плодородное поле, на котором из идей-семян может взрасти наше величие. Важно не дать ему зарасти сорняками с чужеродных грядок.

Не хватает организации. Имея организацию можно было бы общими усилиями решать многие вопросы, организовывать мероприятия, освещать свою деятельность в прессе. Вполне можно сделать, что-то вроде синтоизма, чтобы обеспечить общинам разные пантеоны. Или же всех привести к одному знаменателю. Или.. Но это тоже отдельный разговор.

Многие люди предпочли притвориться христианами. Они и внесли старые идеи в новую веру.

Источник

Язычество-исконно это Русь, христианство принесено извне с целью уничтожения Руси. Уничтожена ли Русь и язычество?

почему уничтожили язычество на руси. Смотреть фото почему уничтожили язычество на руси. Смотреть картинку почему уничтожили язычество на руси. Картинка про почему уничтожили язычество на руси. Фото почему уничтожили язычество на руси

Языческое движение русского народа уподоблено подземной реке. Все средства информации молчат о нем, вся официальная жизнь государства происходят так, будто его и нет. Но если такая река вдруг стихийно выйдет на поверхность, то она может смыть города.

В чем же сохранилось наше язычество?

Первое. Языческая религиозная обрядность сохранилась в системе русских календарных праздников. Это Купала, день Перуна (Илии), праздники урожая, Таусень (встреча Осени), Коляда, Среча (встреча Зимы и Весны), Велесов день (Власий), Масленица, Зеленые Святки, Ярилин день, и другие.

В значительной степени эти языческие праздники были присвоены церковью, чтобы подавить языческую обрядность обрядностью церковной. Т.е. церковники попросту выдумывали себе церковные праздники и посты, чтобы перебить ими праздники языческие. Таковой, например петровский пост. Он накладывался на праздники времени Купалы и Зеленых Святок. Этого поста нет в византийской традиции. Выдуман он в РПЦ. Т.е. попросту взят «с потолка», чтоб только язычникам не дать порадоваться. Так же и великий пост удлинен за счет времени Масленицы, и так организованны все основные церковные праздники. Вся обрядность РПЦ ориентирована на то чтобы или отменить праздники языческие, или подменить их праздниками христианскими.

Все народные праздники сохранили в себе языческую обрядность до наших дней, независимо от того, что на эти праздники еще и ходили в церковь.

Второе. Наша языческая мифология сохранилась в наших волшебных сказках. Одним из открытий Б.А. Рыбакова, было открытие свойства народной памяти. Научно доказано, что традиционная народная память помнит верования, которым многие тысячи лет. И мифы различных исторических эпох не уничтожают друг друга, но накладываются друг на друга, образуя как бы слоеный пирог. (так было до явления христианства, и оно с этим «пирогом» ничего не смогло сделать) Методами этнографии этот «пирог» можно расслоить. И вычленить смысловые фрагменты мифов. При этом, могут потеряться (смениться) имена героев, но мифологическое содержание, суть мифов останется неизменной. Это позволяет современным язычникам восстанавливать смысловое содержание наших древних мифов. Именно поэтому я предлагаю ретивым критикам выражаться полегче относительно мифологических построений нашего времени. Они делаются не на пустом месте.

Третье. Сохранилась, и может быть прочитана, наша языческая символика во всех сферах быта. Сохранилась традиционная одежда. Сохранились представления об устройстве капищ. Русская хороводная культура и ряд детских игр имеют ярко выраженное языческое содержание. Сохранились загадки русского народа с мифологическим содержанием. Эти загадки составляли систему. Их, в бытность, задавали старшие младшим на Коляду, когда по нашим языческим верованиям, ежегодно вновь и вновь возрождается, творится Мир.

Четвертое. Сохранился славянский фольклор. Этнографически доказано, что языческие верования славян родственны. Мы, славяне, в древности имели единую религию. Имена наших богов во многом сохранились в фольклоре славянских народов. Все это вскрылось к рубежу девятнадцатого – двадцатого веков. Вскрылось самым неожиданным образом. Этнографы, проявив научный, а не политизированный интерес к народной традиции, стали находить бесчисленное множество свидетельств того, что русский народ – в основной своей массе крестьянство – все века жил языческой традицией. Энтузиастами было записано огромное множество волшебных сказок, собраны коллекции вышивок, записаны народные обряды и праздники, и осознанно их смысловое значение. В результате, в обществе появился повышенный интерес к русскому языческому наследию.

Это серьезное академическое издание времен Александра Сергеевича Пушкина. В этих томах мы можем прочесть, что наш народ красит яйца на пасху потому, что согласно какому-то апокрифу, однажды Мария Магдалина поднесла Тиберию окрашенное красной краской яйцо, так предъявляя ему символ крови Христа. Доказать, что смешивать это христианское сочинение с народной традицией никак нельзя, академику Снегиреву было бы невозможно. невозможно потому, что такой была культура дворянства, и потому, что он мгновенно был бы лишен своего научного звания. В действительности, яйца весной красили и красят даже на Чукотке, и делали это те, кто о Христе и слыхом не слыхал. Крашенное яйцо весной – это символ рождающегося Мира. На яйце так и рисовали: Миры: небесный, земной и подземный. Этой евразийской традиции тысячи лет. Она захвачена христианством, искажен ее смысл, но изначально – это чистое язычество.

Открытие того, что народная культура имеет языческую основу, никак не умещалось в официальную доктрину триединства самодержавия, православия и народности. К девятнадцатому веку, наконец, открылось, что народ столетиями жил своей личной жизнью и плевал на официоз. По этой причине многие просвещенные русские люди заинтересовались язычеством. Именно поэтому, в начале двадцатого века, церковь в лицах Гальковского, Аничкова, Срезневского и других, пыталась доказать, что славянское язычество не восстановимо.

Уважая наши братские народы, как ученые этнографы, так и сами язычники, могут восстанавливать пробелы в нашем язычестве на основе сохранившихся у них элементов традиции. Иногда это приходится делать.

В понятие русского язычества совершенно естественно входят белорусское и украинское язычество. Конечно, имеется в виду этнографическая традиция русских, белорусов и украинцев, а не какие либо современные эзотерические фантазии.

почему уничтожили язычество на руси. Смотреть фото почему уничтожили язычество на руси. Смотреть картинку почему уничтожили язычество на руси. Картинка про почему уничтожили язычество на руси. Фото почему уничтожили язычество на руси

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Глава III. Борьба с идолопоклонством

§39. Уничтожение идолов кн. Владимиром

Итак, русское язычество не могло оказать христианству идейно-активного противодействия. Из этого еще не следует, что со введением у нас христианства исчезло всякое воспоминание о язычестве: удержалось многое, что связано с земледельческим или семейным бытом; удержались обряды, поверья, песни, игры. Не сразу была забыта и вера в древних богов, так сказать, догматическая сторона язычества.

§40. Вера в богов приходила в забвение постепенно; двоеверие и обличение его

§41. Обличение язычества в памятниках XVI–XVII в. направлено не против русских, а новокрещенных финнов и инородцев Сибири

Выше мы указали, что вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение. Тем не менее исторические памятники 16–17 вв. отмечают чисто языческие черты в жизни народа. Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири. Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства. Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством. Дело в том, что в 15 столетии стали принимать христианство обрусевшие финны севера России. Вследствие продолжительного соседства с русскими, эти финны обрусели, переняли русский язык и в значительной мере русский уклад жизни; но свою языческую веру они удержали. Приняв в 16–17 в. христианство, они еще долгое время были христианами только по имени, так как продолжали еще служить своим старым божествам. Вот их то и обличали митр. Симон (прямо называет новоросвещенными), и архиепископы новгородские Макарий и Феодосий. Мы в настоящем труде занимаемся изучением способов борьбы церкви с остатками древнерусского язычества. Влияние финского язычества, где оно явно сказывается на религиозном миросозерцании русского народа не входит в нашу задачу. А потому кратко коснемся деятельности наших иерархов в их борьбе с нарушениями чистоты христианства вследствие распространения христианства среди инородцев и финско-тюрского влияния на русскую жизнь.

§42. Заключение

Языческие боги древней Руси служили олицетворением сил и явлений природы. Наше древнее язычество, в некоторой степени принявшее антропоморфический характер, скоро потемнело и стало быстро забываться. Но те языческие верования, которые возбуждались главным образом чувством, неясным настроением и не имели строгой формулировки, продолжали жить, каковы верования в духов леса и воды, в русалок, леших и проч. Отметим, что верование в низших божеств соприкасается с культом предков, о чем мы говорим в главе – Род и рожаницы.

В мире как физическом, так и в нравственном господствует закон постепенности. Если греки и римляне в течение многих веков после принятия христианства еще помнили свое старое язычество, а в эпоху возрождения наук и искусств в Италии в некоторой мере возродилось и старое язычество, то мы не в праве думать, что наше русское язычество должно было немедленно по принятии христианства исчезнуть из сознания наших предков, не оставив после себя никакого следа. Чрез два-три века после князя Владимира помнили, да и то плохо, имена своих древних богов, тогда как в Италии чрез тысячу с лишним лет после официального торжества христианства память о древнем язычестве была достаточно сильна. Русские значительно скорее забыли свое язычество.

Источник

Глава II.

§34. Средства и способы борьбы с остатками язычества. Отношение со стороны церкви и государства. Против язычества боролась церковь и государство. Средства борьбы церкви. Канонические постановления. Кормчая.

Приступая к исследованию борьбы христианства с остатками язычества в древней Руси, мы прежде всего отметим, что против язычества у нас борьба велась с двух сторон: против него боролись церковь и государство. Иногда церковь и государство действовали совместно, иногда вели борьбу самостоятельно. Говоря о борьбе церкви с язычеством, прежде всего необходимо иметь в виду, что христианское богослужение, таинства, церковные обряды, христианское вероучение, распространяемое и внедряемое устно и письменно, – надежнейшим способом служили к искоренению язычества и способствовали его забвению. Наши иерархи и ревнители благочестия прекрасно это понимали и главным образом заботились о выяснении догматов и нравственного учения христианства. Но жизнь показала, что одного этого мало: древние языческие обряды и верования продолжали жить в народе и церковь принуждена была вступить с ними в борьбу. Средствами борьбы церкви против язычества были: канонические постановления, 2) убеждение.

§35. Уставы князей. Соборные постановления

§36. Сочинения канонического содержания, составленные отдельными лицами

Средством борьбы против язычества служили также следующие сочинения канонического содержания, составленные отдельными лицами.

§37. Борьба словом убеждения

Другим могущественным средством борьбы церкви с язычеством было слово убеждения. Наши древние писатели, как мы уже и отмечали, главным образом излагали истины христианского вероучения или же поучали правилам христианской жизни. Обличения язычества делались вскользь, мимоходом. К писателям, оставившим нам в своих сочинениях обличения древних языческих верований, относятся следующие: Серапион Владимирский, митр Даниил, Максим Грек и Симеон Полоцкий. Не вдаваясь в сложные подробности, требующие специального исследования, отметим, что мы не считаем преп. Феодосия автором приписываемых ему слов – «о казнях божиих» и « о тропарных чашах».

У упомянутых писателей собственно нет обличения язычества в прямом смысле: с течением времени язычество забывалось, но оставались в народной памяти обряды, обычаи, поверья, начало которых крылось в древне-языческих верованиях. Борьба с этими традициями была в сущности борьбой против древнего язычества, точнее с остатками язычества в народной памяти.

Кроме произведений, принадлежащих определенным писателям, древняя письменность имеет еще огромное количество слов и поучений анонимных или же приписываемых святым отцам, на самом же деле принадлежащих русским писателям. Многие из этих произведений посвящены борьбе против остатков язычества в русском народе. На основании этих памятников мы можем судить, как смотрели наши книжники на свое древнее язычество, и как они его понимали. Изучение памятников этого рода показывает, что излагаемые там взгляды заимствованы из святоотеческой литературы или же непосредственно обоснованы на Библии.

Язычество по учению Библии возникло вследствие забвения истинной богооткровенной религии; осуетившись в умствованиях своих, нечестивцы заменили истину Божию ложью и стали поклоняться и служить твари вместо Творца! 411

Содержание безыменных слов и поучений мы разбираем в соответствующих главах нашего исследования, а самые произведения с комментариями напечатаны во втором томе настоящего труда.

§38. Отношение светской власти в связи с общим историческим очерком борьбы с язычеством

Наше древнерусское язычество вымирало и забывалось постепенно; церковь и государство боролись с остатками язычества по мере своего разумения. Борьба тянулась на протяжении всей древней Руси, не закончилась и теперь. Борьба велась частичная; русская иерархия и государственная власть не владели до Петра могущественнейшим средством борьбы – просвещением, вследствие чего в борьбе не было системы и определенной последовательности, что неизбежно должно было отразиться на результатах борьбы. В последующих главах мы будем излагать в систематическом порядке мероприятия церкви и государства против остатков язычества. Здесь же кратко отметим важнейшие исторические явления и условия, на фоне которых постепенно христианизировалась древняя Русь.

Выше мы указали, как боролась с язычеством церковь. Ниже мы отметим отношение к остаткам язычества со стороны государства. Имея свои специальные задачи, государство не могло посвятить столько внимания религиозным вопросам, сколько этому посвящала церковь. Тем не менее заботы государства о духовных нуждах народа были весьма велики. Деятельность князей до монгольского периода, посвященная этой стороне народной жизни, нами уже отмечена. Последующие властители Руси обнаруживали не меньшую заботливость в этом направлении, хотя не облекли ее в столь определенные законодательные формы.

15 век весьма темное время для нашего просвещения. Татарщина без сомнения понизила интеллектуальный уровень общества. Необходимо отметить и следующее обстоятельство: когда мы заимствовали от греков христианство, при чем наши первые князья – христиане пытались насадить у нас греческое искусство и настоящее просвещение, само греческое просвещение было в упадке, и упадок этот продолжал прогрессировать. Вначале довольно сильное влияние греческой культуры (в Киевский период) постепенно понижалось и наконец прекратилось. Не заботясь о нашем просвещении и положив в основу своих отношений к России корыстолюбие, греки потеряли авторитет в глазах русских. Особенно удручающее впечатление в России должно было произвести поставление в митрополиты Киприана при жизни св. Алексия (1375 г.) и поставление в митрополиты самозванного кандидата Пимена (1380 г.) 431 Такие поступки не забываются. В конце 15 века татарское иго было свергнуто. Русские освободились от владычества татар исключительно своими силами. Это естественно должно было развить у наших предков национальную гордость. Как раз в это самое время Византия доживала свои последние дни. Для спасения государства византийские императоры решились на соединение церквей с подчинением восточной церкви Риму. На Флорентийском соборе (1437 г.) русский митрополит Исидор, родом грек, был ревностным сторонником папы и унии. Формально заключенная уния не имела никакого успеха и не принесла Византии ожидаемой помощи. Возвратившись из Рима в Москву, Исидор попал в заключение, а 1443 году бежал из России. Поступок Исидора в конец дискредитировал греков в глазах русских, и с тех пор во главе русской церкви никогда не было грека.

Русские люди, со времен св. Владимира, искренно стремились к истинному правоверию и христианским добродетелям. Древнее язычество тускнело и вымирало. В 15 веке уже не могло быть и речи о сознательной приверженности к древнему нечестию. По-видимому, истинное благочестие ярко сияло в Московском государстве. На самом же деле было нечто иное. В 16–17 вв. развилось у нас множество суеверий: вера в волшебство была всеобщей, многие верили в астрологию; поялилось не малое количество ложных книг и проч. Такое явление в русской жизни возникло вследствие усиленного сближения с Западной Европой, каковое последовало вследствие причин политических и экономических. Заимствуя технические знания у Европы, наше правительство заботливо охраняло чистоту православия. Открытой пропаганды латинства и лютеранства, конечно, не допускалось. Тем не менее западное литературное влияние сказывалось; конечно, заимствовалось то, что находило себе отклик в русских верованиях: новое чужеземное приспособлялось к старому. Так, напр., старое верование в род и рожаниц в 17 в. приняло астрологическую окраску.

В 16–17 вв. и духовная и светская власти прилагали большую заботу о нравственном преуспеянии русского общества: гонению подвергались игры, пляски, песни, скоморохи, волшебство, астрология и проч. Этот курс, по-видимому, установился прочно, хотя правительство в лице новой династии Романовых обнаруживало явное тяготение к Западной Европе. Деятельность великого Преобразователя внесла резкую перемену в отношения государственной власти ко многим явлениям русской жизни: Петр 1 разграничил область деятельности светской и духовной властей. Начиная с Петра, светская власть предоставила духовной заботиться о религиозно-нравственном состоянии русского общества, касаясь этого только в том случае, если оно соприкасалось с общегосударственным строем. Петр даже открыто взял под свое покровительство некоторые деяния, считавшиеся до того времени греховными; напр. устраивая ассамблеи, царь прямо-таки пропагандировал игры и забавы; конечно о древнем язычестве здесь не было и помину. Таким образом, начиная с Петра государство перестает вести борьбу с остатками язычества: это дело предоставляется исключительно духовной власти.

Наша речь о борьбе с остатками язычества в допетровской Руси; но чтобы определить последствия борьбы в указанный период, мы отмечаем, сохранилось ли известное древнее верование до наших дней. В большинстве случаев оказывается, что древне-языческие верования дожили до нашего времени, но смысл их забыт.

Голубинский. Истор. рус. церк., т. 1, полов. 1, стр. 428 и след., 648 стр.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *