почему украинцы не любят поляков история
В МИД удивились заявлению Польши о дискриминации поляков в Украине
В польском Министерстве иностранных дел заявили, что поляки в Украине подвергаются дискриминации. В Украине же с такими словами не согласились и назвали их некорректными.
Противоречивое заявление в четверг, 28 октября, сделал заместитель главы МИД Польши Шимон Шинковский вель Сенк, передает Dziennik.pl. По его словам, у поляков в нашей стране возникают проблемы со свободой слова, вероисповедания, а также с доступом к образованию на родном языке.
Замминистра добавил, что положение поляков в Украине меняется в худшую сторону «в силу объективных и субъективных факторов». Среди них в частности социально-экономическая ситуация, из-за которой украинские поляки вынуждены уезжать в другие страны, включая Польшу.
«Польские общины в Украине сокращаются тревожными темпами, особенно среди молодежи», – сказал Шинковский вель Сенк.
Еще одной причиной ухудшения жизни поляков в Украине в МИД назвали ситуацию с коронавирусом. По смертности от COVID-19 наша страна нередко занимает второе место среди европейских стран, что негативно влияет на всех ее жителей, включая поляков.
Ответ украинского МИД
Спикер Министерства иностранных дел Украины Олег Николенко в комментарии OBOZREVATEL сказал, что украинская сторона «категорически отвергает» такие заявления о якобы дискриминации поляков в Украине.
«Использование таких утверждений вводит в заблуждение наши общества, не отражает реальное состояние дружеских и партнерских отношений Украины и Польши», – сказал он.
Николенко добавил, что такие слова от заместителя министра неожиданно прозвучали после заседания консультационной комиссии насчет образования представителей украинского меньшинства в Польше и польского меньшинства в Украине. На встрече было достигнуто взаимопонимание и подтверждена открытость к конструктивному диалогу.
«Призываем польскую сторону воздерживаться от политических оценок, которые диссонируют с реальными намерениями и шагами сторон для укрепления партнерства Украины и Польши в разных областях», – резюмировал дипломат.
Как сообщал OBOZREVATEL, глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил, что наша страна вместе с Молдовой и Грузией попадет в следующую волну расширения Евросоюза.
Почему Украина восстала против панской Польши
Польская Украйна
Малая Русь (Киевщина, Черниговщина) была процветающим краем. Хутора и села украшали богатые сады, поля приносили большие урожаи. Реки, озёра и леса давали дичь и рыбу. Термин «окраина-украйна» означал окраину. Киевская Русь в XVI – XVII веках была окраиной двух великих держав Восточной Европы – Речи Посполитой и Русского царства. На Руси этим термином обозначали многие области. К примеру, была Русская Украйна – южные области, Сибирская Украйна – земли за Уралом. Польская Украйна – это бывшая Киевская, Черниговско-Северская, Галицко-Волынская и Белая Русь. Эти земли сначала были частью Великого княжества Литовского и Русского – русской державы. Затем русская Литва подверглась католизации и ополячиванию (вестернизации). В 1569 году между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским была заключена Люблинская уния, положившая начало федеративному государству, известному как Речь Посполитая. После этого процессы вестернизации западнорусских земель заметно ускорились. Нынешние граждане Украины и Белоруссии в то время считали и называли себя русскими. Никаких коренных отличий между русскими Минска, Киева, Москвы и Рязани не было. Только этнографические особенности, вроде местных говоров. «Украинцы» и «белорусы» были созданы как «этносы» в директивном порядке только после 1917 года.
Рабовладение
Паны подчинили себе воеводства и староства. Должности воевод и старост стали наследственными. Большинство городов, в отличие от Западной Европы, также попали под власть феодалов. Так, в Киевском и Брацлавском воеводствах из 323 городов и местечек 261 принадлежали магнатам. Они имели право беспошлинной торговли и массу других привилегий, вроде винокурения, пивоварения, добычи руды и т.д. Панам было или лень заниматься хозяйством, или выше их «достоинства». Поэтому они нанимали управителей. Практически единственной образованной прослойкой, склонной к торгово-экономической деятельности, в Польше были евреи. К тому же иудеи были чужаками для местных жителей, сговор и поблажки исключались. В итоге выгоду получали обе стороны. Знать бездельничала, развлекалась и получала на это деньги. Евреи выжимали из народа все соки, себя на забывая. Народ оказался под двойным гнётом. Соответственно, ненавидели как польских панов, так и их управленцев.
Казачество
Ещё одной бедой Малой Руси (так называли Киевскую Русь греческие авторы) были татарские набеги. Крымская орда своими набегами и походами тревожила не только Московскую Русь, но и Речь Посполитую. У короля не было постоянной большой армии, средств, чтобы возводить укрепленные линии-засеки на границе (как делали русские государи). Поэтому отразить стремительные набеги крымцев при таких порядках было нельзя. Единственными защитниками народа оказались казаки. Они жили в днепровских городках и селениях, перехватывали крымские отряды, освобождали пленных, сами атаковали врага. Пограничные воеводы Вишневецкие, Острожские, Заславские (западнорусские княжеские и боярские семьи) организовывали и вооружали казаков, получив серьёзную силу для обороны своих огромных владений.
При Иване IV днепровские казаки признали себя поддаными Грозного царя. Но король Стефан Баторий смог расколоть казачество. Создал реестр. Казаки, записанные в него, числились на королевской службе, получали жалованье. Остальные казаки, которые не вошли в реестр, переводились на положение простых крестьян. Многие не смирились, ушли южнее, в Запорожье, создали там Сечь (засеку). Она стала центром «вольного» казачества. Жила по свои законам. До конца XVI века запорожцы ориентировались на Москву. Но затем их удалось переманить на сторону польского короля. В Смуту и в русско-польских войнах они воевали на стороне короля. Также казаки сдерживали экспансию и агрессию Турции и Крымского ханства. В итоге они оказались единственной военной организованной силой, которая была способна противостоять полному порабощению Украины.
Польское иго
На первых порах крепостные, рабовладельческие порядки в Польше были намного жестче, чем в русской окраине. На Украйне народ в силу исторических обстоятельств жил вольготнее. Но в XVII веке ситуация в Польской Украине резко изменилась. В 1596 году была принята Брестская церковная уния — решение ряда епископов Киевской митрополии во главе с митрополитом Михаилом Рогозой о принятии католического вероучения и переходе в подчинение римскому папе с сохранением богослужения византийской традиции. Католики в союзе с униатами и польские власти начали наступление на православных. Униаты захватывали лучшие, самые богатые церкви и монастыри. Храмы, в которых служили православные священники, не принявшие унии, закрывались, сами священники лишались приходов, а богослужения разрешалось проводить лишь священникам-униатам. Православные мещане (горожане) не допускались в состав городских магистратов, а ремесленники исключались из цехов. Западнорусская православная знать ради карьеры и материального благополучия принимала католичество, ополячивалась.
Панский гнёт значительно усилился. Раньше шляхте пограничных территорий так или иначе приходилось считаться с русскими. Поляки и русские вместе противостояли хищной крымской орде. Паны предоставляли большие льготы беглым крестьянам, чтобы заселять свои обширные, но пустующие земли. Да и сами пограничные вельможи, магнаты и паны были русскими по крови и вере. Однако ситуация изменилась. Магнаты саблями и пиками казаков, трудом крестьян-переселенцев сколотили целые «королевства в королевстве». Они были крупнейшими землевладельцами Речи Посполитой. Вишневецкий имел свою армию, владел 40 тыс. крестьянских дворов на Полтавщине; Заславскому принадлежало 80 городов и местечек, свыше 2700 сел; Конецпольскому – 170 городов и местечек, 740 сел в Брацлавщине; Жолкевским – большая часть Львовщины. Они были настоящими королями в своих владениях. Связь западнорусской знати с народом прервалась. Русские по происхождению магнаты полностью ополячились, перешли в католичество. Льготы для простого народа кончились. Вводились такие же порядки, как и в центральной части Польши.
Идейно-религиозный, национальный и социально-экономический гнёт (по сути, жесточайшая колонизация) привёл к серии крестьянских восстаний и казачьих мятежей. Польские власти и паны на эти «знаки» отреагировали ошибочно, усугубили ситуацию. Вместо постепенной, «полюбовной» интеграции русских окраин в Польшу ответили мечом и огнем. Карательными экспедициями, геноцидом русских. Восстания буквально топили в крови. Вырезали и выжигали целыми селениями. Не щадили ни женщин, ни детей, ни стариков. При этом сначала восставшие крестьяне и казаки не собирались отделяться от Речи Посполитой. Они ещё верили в «доброго короля» и «плохих панов». Направляли делегации, письма, просили смягчить их положение, законодательно защитить православие, увеличить реестр казаков, дать возможность православным дворянам, митрополиту, казакам войти в сейм и пр. То есть сделать Украину полноценной частью Польши.
Однако все попытки западнорусской верхушки нормально устроиться в рамках Польши (схожие мечты у современных «украинцев» насчёт Евросоюза и НАТО) польские власти, магнаты и католики отвергли. В Варшаве решили просто уничтожить казачество, русскую веру, террором и геноцидом пресечь любые попытки сопротивления. Навсегда сделать Киевскую Русь колонией Польши, по примеру западных держав, которые захватывали заморские владения в Америке, Африке и Азии. Народ ответил национально-освободительной войной. Выдвинул талантливого и ярого вождя – Богдана Хмельницкого. Большой кровью, через битвы, бойни и пожары западнорусские земли вернулись в состав единой русской державы. Иной путь сулил полное истребление русскости (русского языка, веры и культуры) в Малой Руси. Именно народ выбрал стезю борьбы и сохранения.
Вон из Польши, бандеровцы: украинцы и поляки сходятся в рукопашной
Массовая миграция украинских гастарбайтеров в Польшу приводит к регулярным межэтническим столкновениям украинцев с поляками. Приток заробитчан порождает рост уличной преступности, хулиганства, пьяных дебошей. Местное население реагирует на это волной ксенофобии и избиением украинцев. Особенно нетерпимы к украинцам поляки, семьи которых стали жертвами преступлений бандеровцев.
На днях связанный с Джорджем Соросом Центр мониторинга расистского и ксенофобского поведения сообщил о попытке покушения на украинцев, занятых в строительстве варшавского метро.
Согласно поступившей информации, злоумышленник бросил подожженную бутылку с бензином в окно арендованной заробитчанами квартиры.
На странице Центра обиженные украинцы разместили пост, где отметили, что они приехали в Польшу «за хлебом» и «очень усердно работают на глубине 25 метров под землей, чтобы заслужить заработанные деньги».
«Наши жены и сестры работают часто в качестве уборщиц и детских нянь; благодаря этому многие из Вас имеют возможность устроиться на более высокооплачиваемую работу и повысить свой уровень жизни. Поэтому мы не понимаем, почему мы осыпаны оскорблениями, дверь и стена вокруг нее окрашены спреем, а наша дверь обильно оплевана. Подожгли наш дом, мы чувствуем угрозу», — говорится в обращении.
Эта история была активно подхвачена либеральными польскими медиа и наделала много шума. В итоге на нее обратило внимание посольство Украины в Варшаве, которое выступило с осуждением «этого позорного и опасного поступка».
Украинские дипработники и обратились в полицию с требованием «выяснить все обстоятельства преступления, найти и привлечь виновных к ответственности».
Однако когда инцидентом занялась полиция, выяснились интересные подробности.
Во-первых, правоохранители сначала не смогли допросить пострадавших, потому что те находились в состоянии алкогольного опьянения, и оно, видимо, было достаточно сильным, раз полицейские отказались снимать показания.
Во-вторых, в квартире не было обнаружено никаких следов пожара, не была предъявлена и бутылка с бензином, так как, по словам украинцев, они не стали ее сохранять и выкинули в мусорный бак.
В то же время соседи в беседе с репортером телеканала TVN24 пожаловались на громкие пьяные вечеринки, которые постоянно происходят в нехорошей квартире.
В комментариях к этой истории в интернете многие поляки жалуются на повальное пьянство, которому подвержены большинство приезжих из Украины, и высказывают предположение, что в данной ситуации у кого-то из соседей просто сдали нервы, и они на эмоциях исписали лестничную клетку ругательствами.
«Мои соседи — украинцы. Они каждый день устраивают гулянки, чувствуется запах марихуаны. Громко матерятся, говорят на ужасном украинском языке и отливают со второго этажа прямо на газон, потому что им не хочется идти в туалет. Всем защитникам этой «доблестной и самоотверженной» нации желаю таких же веселых соседей. Неудивительно, что кто-то не выдержал и решил предложить этим непрошеным шумным гостям вернуться домой», — говорится в одном из типичных комментариев.
О еще одном жестком конфликте местных жителей с гостями с Украины сообщает либеральный портал Oko.press, основанный при поддержке спонсируемой Джорджем Соросом «Газеты Выборчей». Издание пишет о том, что в городе Гожув-Велькопольски, который находится на западе страны, напряженность между поляками и украинцами переросла в погром.
Все началось с того, что вечером десять украинцев пили пиво на лавочке в парке в центре города, и один из них «зачмокал», увидев проходящую мимо молодую польку. Девушке это не понравилось, и она резко ответила. Однако на этом не успокоилась и через некоторое время вернулась с поляком из находившейся по соседству компании.
Возмущенная полька разбила бутылку пива об голову одного из заробитчан. Шокированные украинцы были вынуждены несколько раз извиниться перед девушкой.
Но история на этом не закончилась. Через полчаса с разных сторон начали стекаться молодые поляки. Мужчины с криками «У*******е из Польши», «Долой украинцев», «Мы наведем с вами порядок» напали на гостей из Незалежной.
Четверым заробитчанам удалось убежать, оставшиеся же были жестоко избиты. В них бросали урнами, били их бутылками, колотили, пинали, а под конец и вовсе бросили в пруд.
У пострадавших были рассечены лица, разбиты надбровные дуги, а у одного сломана челюсть.
Некоторым пришлось обратиться за медицинской помощью.
Описывая этот инцидент, Oko.press особый упор делает на то, что избиение заробитчан произошло на почве национальной неприязни, и якобы их били именно за то, что они являются украинцами. Однако местная полиция имеет по этому поводу иную точку зрения.
«Утверждение, что «это был погром, людей избивали за то, что они были украинцами», не имеет связи с тем, что установлено на сегодняшний день. Ничто не подтверждает, что столкновения произошли на национальной почве», — говорится в заявлении правоохранителей.
Вместе с тем полицейские сообщили, что у заробитчан не было обнаружено серьезных повреждений, они отказываются сотрудничать с правоохранительными органами и не считают себя пострадавшими.
В свою очередь поляки, как в истории с «нападением» в Варшаве, придерживаются альтернативного мнения о произошедшем инциденте.
«С Украины приехали не ангелочки, а на 80% парни без женщин, и это зачастую элементы не первого сорта. В объективное отношение oko.press не верится, потому что это леволиберальное приложение Газеты Выборчей (достаточно посмотреть, кто их создал). К сожалению, вместе с приездом украинцев выросла также преступность: воровство, драки, хулиганство и даже убийства. Польские СМИ скрывают это, но полицейская статистика неумолима. Чем больше будет для них снисходительности и создания привилегий за счет других, тем больше мы можем ожидать роста преступности с их стороны, и тем больше будет неприязнь к ним коренных жителей», — говорится в одном из комментариев.
Стоит добавить, что в Гожуве у жителей действительно есть повод негативно относиться к приезжим с Украины. В конце апреля в результате драки между украинцами и поляками погиб местный житель.
Конфликт произошел возле магазина, где осуществляется продажа спиртного. Пьяные и агрессивно настроенные гости из Незалежной начали оскорблять продавщицу. За женщину заступились местные жители, что и привело к потасовке. Одного из поляков во время драки ударили головой о бетонную клумбу. Мужчина скончался в больнице.
О том, что напряженность между поляками и украинцами нарастает, свидетельствует и то, что конфликтные ситуации возникают даже между детьми.
15 июля представитель неправительственного фонда Ordo Iuris сообщила, что по инициативе руководства школы города Торунь в отношении родителей 10-летнего мальчика-поляка опекунским судом рассматривается дело об ограничении родительских прав из-за обвинений в национализме.
Руководство школы странным образом встало на сторону украинского ученика и обвинило поляка (в статье его называют Мацеком, имя изменено) в агрессии и пропаганде националистических лозунгов.
На Украине с согласия государства радикальные националисты занимаются воспитанием молодежи в военных лагерях / Фото: vlentu.ru
Спором о Бандере конфликт между детьми не ограничился. Украинец обзывал Мацека и оплевал его одежду, так как на ней были изображения «Проклятых солдат» (представители послевоенного антикоммунистического подполья являются героями для многих польских националистов).
Мацек старался не реагировать на эти провокации, но конфликт продолжал нарастать. В итоге все закончилось дракой между учениками за пределами школы.
По информации Ordo Iuris, позиция Мацека связана с историей его семьи. Отец мальчика — профессиональный военный, и патриотизм для него — ценность, которую он пытается передать своему сыну.
А предки мальчика, память о которых поддерживается в семье, пали жертвами Волынской резни.
Эта история буквально всколыхнула в Польше социальные сети. Пользователи стали активно высказывать возмущение позицией руководства школы. К делу подключились политики — в защиту мальчика выступили депутат Петр Лирой-Мажец и лидер Национального движения Роберт Винницкий. Также обращение к министру юстиции с просьбой разобраться с этим шокирующим случаем написал Станислав Сроковский (известный поэт и писатель, по мотивам его произведения «Ненависть» был снят фильм «Волынь»).
Социальные сети и интернет-порталы стали для многих поляков своего рода отдушиной, местом, где можно выплеснуть все свои эмоции по отношению к украинцам.
При этом некоторые поляки срываются и переходят границы дозволенного.
Недавно СМИ сообщили о суде над 42-летним инженером Ярославом Ф., который в комментариях на интернет-порталах оскорблял украинцев, немцев и евреев. Больше всего доставалось украинцам. В порыве национальной неприязни Ярослав Ф. называл их «примитивными дикарями», «свинским племенем», «свинским народом». Украинского посла в Польше Андрея Дещицу и экс-президента Петра Порошенко он окрестил «бандеровской мразью».
Ярослав Ф. пояснил, что писал свои комментарии под влиянием эмоций от опубликованных статей.
При этом мужчина ссылался на то, что его дед был единственным в семье из шести человек, кто выжил во время Волынской резни.
В целом же усиление напряженности в отношениях между поляками и украинцами имеет свое объяснение. С находящейся в состоянии экономического упадка Украины в Польшу приезжает все больше заробитчан. При этом в страну прибывают далеко не лучшие представители украинского общества.
Контрабанда через границу сигарет, езда в пьяном виде, воровство, бандитизм, пьяные драки, которые часто заканчиваются поножовщиной, — далеко не полный список преступлений и правонарушений украинцев, о которых чуть ли не ежедневно сообщают польские медиа.
«Раньше они нас резали, а теперь работать к нам едут» Почему поляки и украинцы не любят друг друга, но больше всего — Россию
Отношения украинцев и поляков никогда не были простыми: от любви до ненависти здесь всегда было полшага. Один из самых спорных моментов совместной истории — Волынская резня: геноцид поляков, устроенный в годы Второй мировой войны украинскими партизанами. По сей день этот эпизод вспоминается каждый раз, когда речь заходит об истории соседних народов. Корреспондент «Ленты.ру» отправился в Польшу, чтобы выяснить, помнят ли нынешние поляки обиды прошлого и что они думают об украинцах сегодня.
Тарас Бульба против бандеровцев
«Он надеялся, что родственники-украинцы его защитят. Но когда его пришли убивать, то семья об этом даже не узнала (. ). Он был на улице, к нему просто подошли и разрубили голову топором. Зашли в дом — в постели спала жена. Когда ее ударили топором по голове, то мальчик — ему было девять-десять лет — подскочил и начал кричать: «Степан, не убивай меня! Я тебе хлеба дам!» Видимо, он был знаком с убийцей, знал его имя. А тот взмахнул топором — и мальчик рухнул на пол», — сегодня страшные воспоминания очевидцев, переживших Волынскую резню, не дают забыть о тех преступлениях ни Варшаве, ни Киеву.
С 1921 по 1939 годы западная Волынь с преобладающим украинским населением входила в состав Польши. При этом власти страны в открытую проводили политику ассимиляции украинцев: массово закрывали православные церкви, раздавали волынские земли польским ветеранам войны. Украинцев не брали на престижную работу — они почти официально были людьми «второго сорта».
Жертвы Волынской резни
Причем тот же Тарас Бульба сотрудничал с немцами, но отказался участвовать в карательных операциях против евреев. Местные поляки и солдаты Армии Крайовой скорее сочувствовали СССР, а украинские националисты — немцам. Так, например, в местную полицию гитлеровцы набирали в основном украинцев, но не поляков.
Соперник Киева и Владимира
Во времена Киевской Руси Владимир-Волынский был столицей Галицко-Волынского княжества — одного из самых могущественных государств восточных славян того времени. По своей древности этот город может соперничать с Киевом, Владимиром и Великим Новгородом.
В городе и сегодня сохранились великолепный Успенский собор XII века и несколько шедевров православной архитектуры более поздних веков. Кстати, «Волынским» город стал называться только после присоединения к Российской империи, чтобы избежать путаницы со знаменитым «тезкой».
Успенский собор XII века в городе Владимир-Волынский
Впрочем, сейчас от былой славы в городе осталось не так уж и много. Сегодня 40-тысячный Владимир-Волынский — олицетворение западной украинской провинции. По сравнению с соседней Львовской областью и Закарпатьем, здесь практически нет зарубежных туристов, и город выглядит очень провинциально.
Местная архитектура представляет собой причудливую эклектику из древних православных соборов, польских костелов, советских хрущевок и преобладающей частной застройки.
«Убей свою жену»
Для того чтобы понять «польскую точку зрения», я решил посетить местный католический собор. Службу здесь ведет гражданин Польши — заросший бородой монах Лешик. «Чистых поляков на Волыни уже практически нет, а вот полукровки остались. Именно они и приходят к нам. Обычно на службу собирается около 70 человек, а по большим праздникам, Рождество или Пасху, до нескольких сотен», — рассказывает мне ксендз.
Пан Лешик категорически отказывается обсуждать со мной тему Волынской резни: «Вы поймите, это уж слишком деликатная тема. Мне как священнослужителю и к тому же иностранцу ее лучше не касаться. Вот, лучше возьмите в подарок шоколадное яйцо, я его из Польши привез».
К слову, позднее выяснилось, что осторожность проявлял не только господин Лешик, но и другие поляки, живущие на Волыни. Так, Марек Запур, вице-консул Польши в городе Луцке, согласился говорить со мной только не под запись: «Вы поймите, здесь слишком большая смена кадров. Я не хочу лишиться места из-за одного неверного слова». Я ответил ему, что понимаю: помню, что недавно был скандал с каким-то польским вице-консулом, заявившим, что Львов был польским городом.
«Это как раз был я. Меня спровоцировали. Я на самом деле лишь сказал, что до Второй мировой войны во Львове жили в основном поляки. Но это же общеизвестная истина, а ее представили так, что я считаю Львов польским городом», — признался Запур.
«Хотя бабушка и жила в деревне, она всегда подчеркнуто одевалась как городская. В перестройку, когда с продуктами было совсем худо, моя бабушка, нарядившись, пришла в сельпо, где уже стояла длинная очередь за хлебом. «О, наша польская пани пожаловала!» — стали иронизировать из очереди. «Я-то пани, а вы как были крестьянками, так ими и остались!» — парировала бабушка», — поделился Роман семейной историей.
Впрочем, сам он с национальной проблемой никогда не сталкивался: «Это было характерно для людей военного поколения. Чем меньше их остается в живых, тем меньше взаимного недоверия между поляками и украинцами». Он привел пример: во время войны недалеко от города немцы построили концлагерь для советских военнопленных. Еще лет двадцать назад туда регулярно приезжали родственники погибших, на братской могиле концлагеря всегда стояли цветы, а сейчас это место почти заброшено. То же самое происходит и с волынской трагедией — все большего числа ее очевидцев уже нет в живых, а молодежи эта проблема неинтересна.
В то же время, как утверждает Роман, сейчас Волынскую резню вновь пытаются использовать и в Польше, и на Украине, но уже как искусственно раздуваемую политическую проблему. Кстати, даже при потере интереса к ней полностью забыть о резне просто нереально. Так, в 1944 году всех волынских поляков депортировали в Польшу, а в их дома заселили украинцев из Польши — с тех пор там живут их потомки.
«Польская тема будет еще долго напоминать о себе. Так, например, мои родители живут в бывшем польском селе. От поляков здесь сохранилось многое: колодцы, яблоневые сады. Часто, копаясь в огороде, мы находим какие-то предметы, оставленные бывшими хозяевами. Но я не считаю, что в произошедшем виноваты украинцы. Бабушка мне рассказывала, что сначала они жили с поляками очень дружно, ну а потом Москва решила нас искусственно рассорить, применив свой излюбленный прием «разделяй и властвуй»», — рассказала мне 40-летняя продавщица из Владимира-Волынского.
Пугливые поляки
Когда я приехал туда, то с удивлением обнаружил рядом с ним живущих в палатках поляков. Старшим у них оказался заведующий отделом поиска захоронений польского Института национальной памяти из города Люблин Леон Попек. Он встретил меня очень приветливо — поздравил с православной Пасхой и провел небольшую экскурсию по кладбищу, показав в том числе и могилу своего деда.
Интересно, что на кладбище есть могила польских солдат и красноармейцев, погибших в боях друг с другом в 20-е годы прошлого столетия. «Мертвые все равны, поэтому и польских солдат, и красноармейцев мы похоронили вместе, поставив по кресту и тем, и другим», — рассказал мне ученый.
В общем, мое общение с польским активистом проходило очень хорошо, но ровно до того момента, как я начал фотографировать палатки поляков. Мои новые знакомые были этим очень недовольны, а Леон Попек даже вспомнил русский и сказал, что я им оказываю «медвежью услугу». И как не слишком охотно объяснили мне поляки, работают на кладбище они «не совсем официально».
Братская могила польских солдат и красноармейцев, погибших в боях друг с другом в 20-е годы прошлого столетия
Дело в том что эксгумацию поляков и заботу об их памятниках курирует украинский Институт национальной памяти. Этот институт, взявший на себя, по сути, функции министерства культуры, был создан по инициативе бывшего украинского президента Виктора Ющенко «для воссоздания справедливой истории украинской нации» и «формирования и реализации государственной политики в этом направлении».
Неправильные украинцы
Надо сказать, что предвзятость в работе украинского Института национальной памяти проявляется очень четко — он интересуется лишь «идеологически выдержанными покойниками». По словам председателя общества поляков Украины Владислава Зварича, он рассказывал местным ученым о ветхих могилах советских воинов Первого украинского фронта в Венгрии, — среди них большинство были украинцами. «Мне прямо ответили: «Да, это украинцы, но это червонные украинцы, то есть неправильные»», — жалуется он.
Для полноты картины следует отметить, что Украина сохраняет преимущественно памятники погибшим во Второй мировой войне, но их «деидеологизируют». Так, например, памятники советским воинам считаются «крамольными», и их убирают — шуму наделал и незаконный снос памятника Георгию Жукову в Харькове. Впрочем, случаются и исключения: так, в одном из закарпатских сел перед советским памятником солдатам Красной армии поставили большой крест и тем самым спасли его от уничтожения.
Из Владимира-Волынского я отправился в соседний польский городок Хелм (Холм). Город был основан в XIII веке князем Даниилом Галицким как резиденция правителя Галицко-Волынского княжества. После смерти Даниила в 1264 году Холмщина была поделена между его сыновьями, затем внуками. Холм упоминается в летописном «Списке русских городов дальних и ближних». Это был центр граничащей с Волынью исторической области Холмщина, где до 1944 года проживало значительное количество украинцев.
«С 1944-го по 1946 год из Холмщины насильно на Украину было выслано 530 тысяч украинцев. Еще 150 тысяч уже в послевоенные годы было депортировано в ходе операции «Висла» на запад Польши», — рассказывает мне переселенец из Польши, почетный председатель общества «Холмщина» Волынской области Николай Онофрийчук.
Сейчас Хелм выглядит небольшим типичным польским провинциальным городом, но напоминания о былом присутствии украинцев здесь все же есть. Так, например, я остановился в гостинице Кozak. Выяснилось, что это просто фамилия хозяина отеля, у которого есть очень далекие украинские корни. Впрочем, полностью о связях со своей исторической родиной владелец гостинцы все же не забывает: так, в столовой отеля висят портреты украинских казаков. Есть в Хелме и достаточно внушительная православная церковь. Ее священник отец Иоанн родом из польского Белостока, в окрестностях которого немало белорусских сел.
Польский город Хелм
Как мне признался отец Иоанн, в его семье общались на странной смеси из белорусских, польских и украинских слов. По словам священника, сейчас в Хелме осталось только 120 украинских семей, но в городе очень много мигрантов с Украины. «О волынской трагедии поляки, конечно, помнят. Например, около вокзала стоит памятник жертвам Волынской резни, и в годовщину трагедии у него собираются несколько сотен людей», — рассказывает мне отец Иоанн.
В то же время он уверен, что несмотря на волынские события, к украинцам в Польше относятся вполне доброжелательно: «Подавляющая часть поляков не винит в трагедии всех украинцев. Я часто посещаю студенческие общежития, где живут приезжие с Украины. Ребята живут с поляками очень дружно. Национальность здесь никого не волнует».
В целом мне показалось, что мнение священника соответствует действительности, хотя и с некоторыми несущественными оговорками. Украинские студенты хелмского кулинарного колледжа признались: на переменах им запрещают говорить по-украински, якобы чтобы они совершенствовали свой польский.
От самих «заробитчан» мне приходилось слышать, что поляки не любят, когда к ним обращаются на украинском: лучше говорить на ломаном польском или английском. Но в общем, по моему мнению, в Польше к мигрантам относятся «по-западному»: то есть гораздо терпимее, чем в России.
Что касается волынской трагедии, для большинства жителей Хелма она уже совсем не актуальна. Практически никто в городе не смог объяснить мне, где находится памятник жертвам резни. Более того, сотрудница местного краеведческого музея уверяла меня, что такого памятника просто нет — тем не менее он существует и даже содержится в идеальном состоянии.
Между большим и малым шайтанами
В свое время предводитель иранской революции аятолла Хомейни выделял трех «шайтанов»: «Большой шайтан» — США, «средний шайтан» — СССР и «малый шайтан» — Израиль. С некой натяжкой можно пошутить, что «Большой шайтан» для Польши — это Россия, а «малый» — Украина.
О былых войнах как с Украиной, так и с Россией в Польше прекрасно помнят. Например, здесь популярен такой анекдот: «Поляка спросили, что он думает о ближневосточном вопросе. Он подумал и ответил: «Ну, Киев мы уже однозначно потеряли, а вот за Львов можно еще и побороться»».
Однако сегодня большинство поляков воспринимают Россию гораздо более значительной угрозой, нежели Украину. Поэтому с самого начала Майдана в Польше однозначно поставили на «революцию достоинства» — ее поддерживали, пожалуй, все телеканалы страны. Сегодня Польша и прибалтийские страны — наиболее преданные союзники Украины в борьбе с «российской агрессией». Но постепенно симпатии к «свободной демократической Украине», борющейся против «страшной России», начинают давать сбои.
Так, в Венгрии и Румынии вызвали крайне негативную реакцию законы об образовании и языке, напрямую ущемляющие права украинских венгров и румын. Поляков же на Украине практически не осталось, так что эти украинские законы в Польше восприняли относительно равнодушно, однако в этой стране вызывает резкое недовольство возвеличивание на Украине украинских националистических организаций, повинных, по официальной формулировке Варшавы, в геноциде жителей Польши.
В этой ситуации многие в стране начинают задумываться, всегда ли верно выражение «враг моего врага — мой друг»? Не исключено, что скоро в справедливости этой фразы в европейских столицах начнут сомневаться.
Деятельность Украинской повстанческой армии (УПА) запрещена в России.