почему ты хочешь быть наставником по истории
Хороший наставник: кто он и как им стать.
История происхождения наставничества.
Наставничество – модная нынче тема. Забытая несколько десятилетий назад и вспыхнувшая с новой силой в 21-м веке.
Понятие «Наставничество» («Mentoring» по-английски) уходит корнями в греческую мифологию. Ментором был друг Одиссея.
Одиссей, отправляясь в поход в Трою, поручил Ментору присматривать за своим юным сыном Телемахом, заботиться о нем, так как Ментор пользовался всеобщим доверием и был мудрым советником. Одиссей знал, на кого можно положиться в вопросе воспитания подрастающего поколения.
С тех пор имя Ментора служит нарицательным образом наставника и руководителя всех молодых. Считалось, что наставники приходят на смену родителям. Они помогают обществу формировать его новых членов. Сегодня в слово «наставник» вкладывают и другие смыслы.
В России система наставничества зародилась в 20-30-е годы прошлого века. В эти годы в стране выстраивалась система передачи опыта и знаний не только в формате обучения в образовательных учреждениях, но и на производстве, в иных отраслях экономики.
Расцвет системы пришелся на 70-е годы 20-го века. Однако вместе с распадом Советского Союза была утрачена и система наставничества. Конечно, в отдельно взятых коллективах с сильными традициями, со значительной долей руководителей с пионерским детством и комсомольской юностью наставничество сохранялось.
В более молодых коллективах тоже иногда пытались по-максимуму использовать знания и опыт сотрудников.
Сегодня наставничеству в компаниях уделяется большое внимание. Многие хотят его внедрить, сделать частью корпоративной культуры.
Теперь поговорим о том, какими качествами должен обладать настоящий наставник, что его отличает от других сотрудников.
Что отличает наставника?
Кто-то в компании с радостью готов делиться своими знаниями и опытом. Кого-то из сотрудников перспектива быть наставником совсем не вдохновляет. Чем первые отличаются от вторых? – Наличием желания.
Откуда берется желание? – Из мотивации.
Если желания нет, важно понять, что препятствует.
Одни просто не хотят и сами не понимают, почему.
Другие хотят, но не могут, и так дел невпроворот.
Третьи не видят пользы для себя в этом процессе, зачем им это надо.
За «не хочу» могут стоять и сомнения в своих компетенциях, и неуверенность в собственных силах, и неверие в способности наставляемого с нежеланием бесполезно потратить на него драгоценное время, и много чего еще.
За «не могу» могут скрываться также разные причины, в том числе чрезмерная нагрузка, усталость.
А когда звучит: «Зачем мне это надо?», значит человек не видит ничего полезного для себя в этом процессе.
Прежде чем выводы делать и отказываться от роли наставника, важно с мотивами отказа поработать, разобраться с убеждениями. Это поможет либо поднять мотивацию, либо снять сомнения в правильности принятого решения не становиться наставником.
Как стать хорошим наставником?
Чтобы стать хорошим наставником, нужно желание делиться знаниями и опытом.
Хороший наставник не только умеет хорошо говорить, структурируя свои знания и опыт, но и слушать и слышать своего подопечного. Это навыки, а значит, их можно развить.
Хороший наставник умеет или учится давать обратную связь. Не просто: «плохо», «хорошо», «молодец», «правильно», «не правильно», а давать развивающую конструктивную обратную связь, делать это безоценочно. Чтобы подопечному она была полезна, услышана им, помогала двигаться вперед к мастерству.
Хороший наставник не боится и просить у наставляемого обратную связь о своей работе, он прислушивается к сказанному. Потому что заинтересован в собственном саморазвитии, думает, как сделать еще эффективнее процесс передачи знания и навыков.
Хороший наставник умеет создавать комфортную психологическую обстановку для развития своего подопечного.
Что вдохновляет наставляемых? Личный пример. Если наставник равнодушен к своей работе, не лоялен компании, он не сможет поделиться своим вдохновением, разжечь или поддерживать интерес подопечного к делу, в котором тот развивается.
Поэтому прежде чем стать наставником, важно разобраться со своим отношением к работе, к делу. В книге «Работа как внутренняя игра» Тимоти Голви пишет про треугольник работы, в котором три стороны: удовольствие, обучение, результативность.
«Треугольник работы» наставника или как разобраться, почему наставник не хочет быть наставником?
Желание заниматься тем или иным делом есть тогда, когда в нем присутствуют все три вершины.
Например, наставничество наставнику в радость, когда:
И в процессе наставничества, и до него наставнику важно посмотреть на свой треугольник работы наставником: все ли вершины есть? Из чего они состоят?
Понять это помогут вопросы:
Про «Обучение»: «Что нового я узнаю или получу?». Одни наставники в процессе наставничества развивают коуч-компетенции (учатся активному слушанию, умению задавать сильные вопросы, говорить безоценочно), другие начинают разбираться в психологии, третьи обретают преподавательские навыки.
Про «Удовольствие»: «Чем мне нравится/ может понравиться в процессе передачи знания и навыков?». Для одних это может быть получение признания, для других – проявление лидерских качеств, для третьих – повышение самооценки. Важно просить обратную связь у своих наставляемых. Она, конечно, не всегда удовольствие доставит. Но польза будет точно, если ее для саморазвития использовать.
Про «Результативность»: «Какой результат я хочу видеть через 3, 6, 9, 12 месяцев?», «Как я пойму, что наставничество было эффективным?». Благодаря этим вопросам, заданным в начале наставнического пути, результаты его будут яснее и измеримее.
«Треугольник работы» наставляемого или откуда берется мотивация у тех, кто учится и перенимает опыт.
Рассмотрим «треугольник работы» Голви и три его вершины: «Обучение», «Удовольствие» и «Результативность» по отношению к наставляемому. Посмотрим, откуда берется мотивация у него и почему ее иногда нет.
Первая вершина треугольника работы – «Обучение».
Можно прокладывать и прокладывать свой путь к мастерству, учиться и учиться, а результатов не замечать. Поэтому роль наставника в этом процессе очень важная: нужно помочь подопечному увидеть изменения. Например, с помощью вопросов: «Что нового ты сегодня (за неделю, за месяц) узнал?», «Чему эта ситуация тебя научила?», «Где и как ты можешь еще использовать эти навыки или знания?». Когда знания и тренировка навыков ведут к саморазвитию, мотивация растет.
Вторая вершина «Удовольствие».
Когда передача знаний и навыков проходит в психологически комфортной обстановке, т.е. когда наставляемому не страшно лишний раз задать наставнику вопрос или признаться в ошибке, мотивация учиться и перенимать опыт сохраняется. Важно, чтобы он делился своим мнением, знал, что его слушают и слышат. Рассмотреть вторую вершину помогают вопросы: «Что хорошего в этом процессе для тебя?», « Что тебе особенно нравится?», «Что бы ты предложил?».
Третья вершина «Результативность».
Чтобы был результат и результативность, важно понимать, к чему стремится подопечный, какая у него цель, совпадает ли она с целью наставника? В какие сроки они хотят ее достичь? Чем конкретнее цель, тем яснее будет видна третья вершина. Важно большую цель разбить на несколько этапов, чтобы достижения наставляемого были очевиднее и ему самому, и его наставнику. Можно использовать вопросы: «Что для тебя будет наилучшим результатом?», «В какие сроки ты хочешь его получить?», «Что может быть первым достижением?»
Когда наставляемому очевидны результаты его обучения, он получает удовольствие от процесса, обучение и саморазвитие открывает перед ним новые возможности, тогда с мотивацией у него все в порядке.
Если хотя бы одна из вершин пропадает, мотивация перенимать знания и опыт испаряется.
Раскрыть потенциал: зачем школьнику нужен наставник
Менторы в бизнес-среде уже никого не удивляют. Активные предприниматели, как минимум, посещают тренинги по личной эффективности, а иногда нанимают персональных коучей, которые помогают им добиваться поставленных целей. В последние пару лет наставничество становится популярным и в школе, а некоторые специалисты занимаются исключительно поддержкой и мотивацией подростков.
Что конкретно делает наставник и в каких ситуациях он нужен, рассказала Юлия Шароватова, руководитель экстерната и домашней школы «Фоксфорда».
Кто может быть наставником для подростка
Нужно разделять понятия «наставник» и «тьютор». Наставник — человек, обладающий опытом и готовый делиться им на равных. Чтобы быть наставником, достаточно находить общий язык с подопечными и раскрывать их сильные стороны. Тьютором можно стать, получив специальное образование. Это проще сделать человеку с наставническим опытом, но иногда тьюторами становятся по призванию. Фактически «тьютор» — это официальное название специалиста.
Наставник — это своего рода стратег, который помогает школьникам в учебе и выборе будущей профессии. Поэтому чаще всего ими становятся педагоги, психологи и студенты с соответствующим образованием, которые хотят делиться опытом и помогать подросткам найти себя.
Можно сказать, что любой школьный психолог или учитель отчасти занимается наставничеством: отвечает на вопросы, дает индивидуальные задания, направляет ученика, предлагает разные методы обучения, следит за успеваемостью. Только профессиональный наставник делает это прицельно и регулярно.
На профильных курсах и тренингах наставники закрепляют ключевые знания: как ставить цели, находить призвание, выстраивать личные границы, бороться с выгоранием, развивать сильные стороны личности ребенка. Например, тренинг может быть направлен на переживание своего подросткового опыта заново — это позволяет смотреть на окружающий мир глазами взрослого и ребенка одновременно. Такие курсы расширяют представление о подростковом возрасте и его проблемах.
Наталья Смелова, наставник-тьютор:
«Я психолог по образованию, и раньше работала как наставник только со взрослыми. Но в какой-то момент поняла, что подростки — интересная аудитория: они любознательные и искренние плюс ищут свое место в жизни. Это возраст на пороге взросления, когда особенно важен непредвзятый взгляд со стороны. Желание помочь подросткам разобраться в себе и привело меня в наставничество».
Юлия Спорышева, наставник-тьютор:
«Мне очень близки помогающие профессии. Известная фраза про руку, качающую колыбель, дает мне надежду, что я смогу повлиять на наше будущее. И сделать это через наставничество, давая ребятам возможность говорить, мечтать, пробовать, ошибаться и искать новые пути».
Чем занимается наставник: три направления
Все школьники разные: одни хорошо учатся, но не задумываются о будущей профессии, вторые с трудом выполняют домашние задания, зато увлекаются творчеством, третьи испытывают выгорание и страх перед грядущей самостоятельной жизнью. Поэтому наставники в школе обычно делятся на кураторов, тьюторов и психологов.
Контроль учебного процесса — ежедневная функция наставника-куратора. Он следит за выполнением домашних заданий, успеваемостью и мотивацией. Если школьник выбивается из расписания, отстает по каким-то предметам или ленится, наставник общается с ним и его родителями, выявляет причины затруднений и подсказывает пути решения.
Алевтина Антонова, наставник-куратор:
«В учебном процессе иногда случаются сбои даже у дисциплинированных учеников. Например, семиклассница Аня достаточно организована, но периодически накапливает онлайн-занятия и домашние задания за два-три дня, а затем старается экстренно все наверстать. На протяжении года мы вели чек-листы, планы на день и составляли расписание. В результате Аня успешно закончила учебный год. Сказала, что прошла этот класс с удовольствием».
Персональный маршрут в обучении наставники-тьюторы рекомендуют, опираясь на сильные стороны конкретного ученика. Один хорош в гуманитарных предметах, другой — в естественнонаучных, третий любит математику. Чтобы определить программу, школьнику сначала предлагают пройти тесты, а затем добавляют в расписание предметы, которые даются ему лучше всего.
Наталья Смелова, наставник-тьютор:
«Перед составлением персонального трека ученик должен исследовать варианты профессий и самого себя. Результатом такого исследования может быть личностно-ресурсная карта подростка. Мы намечаем ключевые точки для профессиональных проб, посещения вузов, подготовки к поступлению на определенные специальности и проработки индивидуальных особенностей. Например, если подросток часто испытывает волнение, мы работаем над стрессоустойчивостью перед важными событиями. Главное правило в такой работе — равномерно распределять силы и ресурсы».
При выборе профессии наставник-тьютор делится собственным опытом, указывает на неочевидные возможности, организует пробные занятия по разным специальностям — по-другому их называют профпробами. При этом специалист работает только с теми, кому интересно понять себя и окружающий мир. Когда мотивация у школьника отсутствует, ему не навязывают дополнительные занятия, но предлагает поискать ресурсы в себе, сформировать самооценку и обратить внимание на происходящее вокруг. Если подросток следует этим советам, то заинтересованность постепенно вырабатывается.
Наталья Смелова, наставник-тьютор:
«Одна из учениц 6-го класса захотела разобраться в себе и выбрать будущую профессию. Чтобы это сделать, мы провели несколько встреч. На первой выяснили, что она посещала театральную студию, музыкальную школу, уроки рисования. Но только на основании этого делать какие-то выводы было еще рано. Тогда мы выдвинули гипотезу, чтобы понять, действительно ли ученице подходит творческая сфера.
На следующих встречах мы рассмотрели не один десяток профессий: изучали разные компании, смотрели портфолио, обсуждали перспективы, проходили тесты. Ученица открыла для себя графический дизайн и заинтересовалась этой специальностью. Тогда мы решили развивать один из навыков XXI века — креативное мышление. На заключительных встречах мы сосредоточились на тех ресурсах, которые есть у нее сейчас, и как бы заглянули в будущее. Шестиклассница, в результате, решила поступать в художественную школу».
В каких ситуациях нужен наставник: успешные кейсы
Во время учебы случаются разные ситуации: кто-то меняет школу в середине года, кто-то теряет мотивацию, кто-то не может определиться с будущей профессией. В каждом случае наставник подбирает решение проблемы и помогает справиться с трудностями.
Кейс №1
Ситуация: Лиза хотела стать ветеринаром, а ее родители мечтали о юридической карьере для дочери.
Задача: осознанно выбрать профессию.
Решение: наставник-тьютор организовала профессиональные пробы: нашла ветеринаров, готовых поделиться опытом, и помогла Лизе встретиться с ними, чтобы она могла задать все интересующие вопросы и составить реалистичное представление о профессии. В результате Лиза поняла, что работа ветеринара ей не подходит, зато она может объединить свою любовь к животным и желание родителей и стать юристом по правам животных.
Кейс №2
Ситуация: Слава перешел на онлайн-обучение из обычной школы, где ему постоянно напоминали, что, как и когда нужно делать. В первые месяцы он растерялся, не смог самостоятельно отслеживать учебную нагрузку и накопил много «хвостов».
Задача: догнать программу.
Решение: родители подключили персональное сопровождение наставника-куратора. Он помог составить таблицу с задолженностями и график их устранения, показал приемы тайм-менеджмента и помог выстроить учебный процесс по-новому.
Кейс №3
Ситуация: Катя закончила 9 класс с большим количеством троек в аттестате и негативным отношением к учителям.
Задача: улучшить оценки и повысить мотивацию.
Решение: Кате помог формат домашнего обучения и плотная работа с наставником-куратором. Она смогла наладить режим, полюбила некоторые предметы и стала активно общаться с другими учениками. В результате ученица вытянула на пятерки практически все оценки, начала изучать немецкий язык и готовиться к поступлению в зарубежный вуз.
В широком смысле наставник нужен каждому школьнику, поскольку он помогает перейти из детского состояния во взрослое. Это связано не только с выбором профессии, но и с более осознанным взглядом на окружающий мир и самого себя. Наставник играет в этом осмыслении ключевую роль, ведь именно он прямо или косвенно демонстрирует большое количество возможностей, которые открываются во взрослой жизни. И здесь главное — не вести подростков за собой, а помочь им увидеть собственный путь.
Как однажды сказал Стивен Спилберг: «Тонкий баланс наставничества заключается не в том, чтобы взращивать людей по собственному образу, а в том, чтобы дать им возможность найти самих себя».
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Наставничество GeekBrains
Так выглядит раздел наставничества. Во вкладке «Обучение» описаны ключевые моменты — что это такое, как стать наставником и какая от этого польза
В GeekBrains можно стать наставником по программированию, маркетингу и дизайну. Помогать учащимся других потоков могут студенты, которые прошли курс, тестирование и сдали шесть из восьми домашних заданий на «хорошо» и «отлично».
Как стать наставником
Если вы выполнили эти условия, в разделе «Обучение» откроется страница «Наставничество». Внутри — вводная информация и списки доступных потоков. Выберите из них приглянувшийся и нажмите кнопку «Стать наставником». Вы увидите pop-up с описанием задания для потенциального наставника: записать короткое видео о том, почему вас интересует эта миссия и понравилось ли вам учиться в GeekBrains.
В доступных потоках перечислены курсы, к которым студент подходит по критериям: прошел курс, сдал шесть из восьми заданий на 4 и 5, успешно справился с тестом и прикрепил ролик
Простое задание для тех, кто хочет стать частью команды наставников GeekBrains
Наставниками смогут стать не все — претендентов рассматривает команда GeekBrains и выбирает тех, кто вписывается в комьюнити. Не волнуйтесь, что вашу заявку пропустят — их внимательно модерируют вручную, потому что наставники — это часть команды.
Когда заявка пройдет модерацию, вы официально станете наставником GeekBrains. Студенты будут обращаться к вам, когда преподаватель не отвечает на срочный вопрос, нужна помощь с домашним заданием или вопросом по теме, которую они не до конца понимают.
Недавно мы ввели систему оценок наставникам и отзывов о них
Почему быть наставником круто
Сейчас в GeekBrains 663 наставника, некоторые провели уже больше десяти потоков. Их профит в том, что благодаря вопросам от студентов они упражняются в сфере, которую недавно изучили, и прокачивают профессиональные навыки. Особо любознательные ученики задают сложные вопросы, на которые наставник не может ответить сразу — тогда они вместе разбираются и находят ответ. Так наставник углубляет свои знания и развивается как преподаватель — вникает в вопрос и учится понятно объяснять.
Что говорят сами наставники
Павел Пимкин, 43 года, Москва
«Я окончил курс «Frontend-разработчик». Стал наставником в феврале и провел уже 14 потоков. Эта практика помогает мне лучше изучить и закрепить тонкости языка, создать сеть людей, которые работают в IT. Но самое важное — когда помогаешь другим, чувствуешь себя нужным.
Бывали и необычные случаи. Я был наставником на курсах Java-1 и Java-2, и после их окончания одна из студенток попросила меня помогать ученикам на курсе по React. Я согласился, но в GeekBrains нет возможности стать наставником этого курса. Тогда я предложил студентке написать письмо в техподдержку с просьбой назначить меня. Через несколько дней это случилось — и было очень приятно, что я стал одним из немногих наставников на курсе React».
Артем Еремин, 29 лет, Москва
«Я учусь на факультете Java-разработки, был наставником на пяти потоках. Зачем мне это нужно? Приятно помогать людям, и полезно для меня — когда отвечаешь на вопросы студентов, глубже погружаешься в тему, которую уже проходил, освежаешь ее в памяти. Надеюсь, наставничество приносит пользу и студентам.
Фрагмент моего наставничества — помогаю студенту разобраться с домашним заданием
Больше всего студенты спрашивают по теме недели и домашним заданиям. Бывает, что вопросы прилетают рабочее время и немного отвлекают от дел. Иногда одновременно случается завал на работе и приходит куча сообщений от студентов. Все же начинают делать домашнее задание в последний момент, поэтому вопросы сыплются один за другим. Но все-таки это не мешает моим делам или работе».
Дмитрий Бронских, 22 года, Новоуральск
«Закончил две GeekBrains-профессии: «Программист PHP» и «Программист Android» — и сейчас учусь на факультете веб-разработки. Наставничество сразу заинтересовало. Ознакомился с описанием программы и решил, что будет интересно. Выполнил условия задания, стал наставником и сразу взялся курировать первый поток. На сегодняшний день я провел 24 потока. И уже заявился на несколько еще не стартовавших.
В наставничестве всегда присутствует элемент неожиданности. В любой момент может написать незнакомый человек и поставить задачу, от которой будешь в ступоре. Вот тут и начинается самое интересное — думаешь над ней, заново знакомишься с материалами урока и понимаешь, что другие преподаватели много нового привносят в учебную программу.
В итоге я сам лучше разбираюсь в материале, получаю новый опыт, нетипичный взгляд на решение задачи и благодарность от студентов — это всегда приятно. С некоторыми поддерживаем связь и вне обучения».
Валерий Туров, 28 лет, Балашиха
«Я окончил профессию «Программист Java» и после двух курсов устроился на работу по специальности. Наставником решил стать из «корыстных» целей — слышал, что человек, который объясняет тему, начинает сам лучше разбираться в ней. Было интересно углубить знания по Java, и наставничество рассматривал больше как пинок лично мне. Пинок, который поможет преодолеть лень, занятость и нехватку времени, чтобы узнать новое о языке и программировании.
Всегда приятно видеть, как у ребят, которым помогаешь, начинает получаться. Плюс я считаю, что тот, кто не только берет, но и умеет отдавать, кто может не только самообучаться, но и обучить других, становится счастливее. У такого человека в жизни больше получится.
Мне нравится помогать людям. Студент приходит со словами: «Слушай, у меня не получается, не могу понять» — и мы вместе разбираемся. Тогда я вижу, как у него появляется понимание темы. Для меня это заряд бодрости и уверенности в себе — нравится это чувство.
Вместе со студентами я сам лучше осваиваю предмет. Часто бывает, что человек спрашивает о чем-то элементарном. Объясняю, как меня учили, — не понимает. Начинаю по-другому и чувствую, что самому нужно больше данных. Лезу в исходный код в библиотеке, за дополнительной документацией, примерами — и начинаю лучше ориентироваться в теме, могу объяснить с другого ракурса.
На странице с отзывами обо мне как наставнике оставили комментарий о том, как я рассказываю о терминах программирования. Парень написал, что я захожу сильно издалека, но в итоге студент все понимает. Действительно: данные, переменные, функции оператора могу объяснить на тортах и автобусах. Студент первого курса ожидает услышать заумные определения, а ты говоришь: «Представь автобус, а в нем злого кондуктора». У человека подвисание происходит: «Мы сейчас точно о программировании говорим?»
«Осознал, что в объяснении терминов захожу издалека, только после этого отзыва»
Такой подход дает результат — студенты действительно понимают, если объяснять на аналогиях и нестандартных примерах. Неподготовленным людям, которые решили стать программистами, сложно оперировать абстрактными понятиями. Студенту проще, если сравнивать термины с тем, что он видит каждый день и может потрогать: со ступеньками лестницы, деревьями. Мы живем в физическом мире и привыкли видеть ручку, бумагу, клавиатуру, мышку.
Когда мы работаем с компьютером, на экране выводится результат действий. В программировании мы пишем код — инструкцию, которую выполняет компьютер. Как он это делает, как преобразует данные? Сложно сходу проделать путь от инструкции к действию вместе с машиной. Если я написал десять инструкций, то должен понимать, что компьютер выдаст в конце. Некоторым людям сложно мыслить такими абстракциями, поэтому примеры «на кошках» помогают.
Однажды я был наставником на курсе Java-2. Со студентами сложились приятельские отношения, но после курса общение в чате прекратилось. Чуть позже мне написал один из ребят: «Валера, ты был наставником у нас на курсе. Может еще побудешь?» Оказалось, они хотят сделать собственный проект — построить приложение под iOS и Android. Говорят: «После курса и стажировки начали делать, но не доделали, а забрасывать не хотим. Чувствуем, что нужна твердая рука. Ты уже работаешь программистом, давай с нами». Я согласился, начали вместе пилить приложение.
Потрясающее было время — для меня это был курс IT-менеджера, тимлидера, скрам-мастера и product owner-а в одном флаконе. Приложение не довели до конца, но остался его скелет на iOS и Android. Надеюсь, что знания у ребят не пропали даром, а исходный код сохранился — может быть, когда-то они закончат».
Кто такие наставники
Чтобы ученики могли лучше прорабатывать материал и справляться со сложностями в обучении, мы придумали наставничество. Наставники помогают студентам GeekBrains осваивать программу, выполнять домашние задания и делать учебные проекты.
Так выглядит раздел наставничества. Во вкладке «Обучение» описаны ключевые моменты — что это такое, как стать наставником и какая от этого польза
В GeekBrains можно стать наставником по программированию, маркетингу и дизайну. Помогать учащимся других потоков могут студенты, которые прошли курс, тестирование и сдали шесть из восьми домашних заданий на «хорошо» и «отлично».
Как стать наставником
Если вы выполнили эти условия, в разделе «Обучение» откроется страница «Наставничество». Внутри — вводная информация и списки доступных потоков. Выберите из них приглянувшийся и нажмите кнопку «Стать наставником». Вы увидите pop-up с описанием задания для потенциального наставника: записать короткое видео о том, почему вас интересует эта миссия и понравилось ли вам учиться в GeekBrains.
В доступных потоках перечислены курсы, к которым студент подходит по критериям: прошел курс, сдал шесть из восьми заданий на 4 и 5, успешно справился с тестом и прикрепил ролик
Простое задание для тех, кто хочет стать частью команды наставников GeekBrains
Наставниками смогут стать не все — претендентов рассматривает команда GeekBrains и выбирает тех, кто вписывается в комьюнити. Не волнуйтесь, что вашу заявку пропустят — их внимательно модерируют вручную, потому что наставники — это часть команды.
Когда заявка пройдет модерацию, вы официально станете наставником GeekBrains. Студенты будут обращаться к вам, когда преподаватель не отвечает на срочный вопрос, нужна помощь с домашним заданием или вопросом по теме, которую они не до конца понимают.
Недавно мы ввели систему оценок наставникам и отзывов о них
Почему быть наставником круто
Сейчас в GeekBrains 663 наставника, некоторые провели уже больше десяти потоков. Их профит в том, что благодаря вопросам от студентов они упражняются в сфере, которую недавно изучили, и прокачивают профессиональные навыки. Особо любознательные ученики задают сложные вопросы, на которые наставник не может ответить сразу — тогда они вместе разбираются и находят ответ. Так наставник углубляет свои знания и развивается как преподаватель — вникает в вопрос и учится понятно объяснять.
Что говорят сами наставники
Павел Пимкин, 43 года, Москва
«Я окончил курс «Frontend-разработчик». Стал наставником в феврале и провел уже 14 потоков. Эта практика помогает мне лучше изучить и закрепить тонкости языка, создать сеть людей, которые работают в IT. Но самое важное — когда помогаешь другим, чувствуешь себя нужным.
Бывали и необычные случаи. Я был наставником на курсах Java-1 и Java-2, и после их окончания одна из студенток попросила меня помогать ученикам на курсе по React. Я согласился, но в GeekBrains нет возможности стать наставником этого курса. Тогда я предложил студентке написать письмо в техподдержку с просьбой назначить меня. Через несколько дней это случилось — и было очень приятно, что я стал одним из немногих наставников на курсе React».
Артем Еремин, 29 лет, Москва
«Я учусь на факультете Java-разработки, был наставником на пяти потоках. Зачем мне это нужно? Приятно помогать людям, и полезно для меня — когда отвечаешь на вопросы студентов, глубже погружаешься в тему, которую уже проходил, освежаешь ее в памяти. Надеюсь, наставничество приносит пользу и студентам.
Фрагмент моего наставничества — помогаю студенту разобраться с домашним заданием
Больше всего студенты спрашивают по теме недели и домашним заданиям. Бывает, что вопросы прилетают рабочее время и немного отвлекают от дел. Иногда одновременно случается завал на работе и приходит куча сообщений от студентов. Все же начинают делать домашнее задание в последний момент, поэтому вопросы сыплются один за другим. Но все-таки это не мешает моим делам или работе».
Дмитрий Бронских, 22 года, Новоуральск
«Закончил две GeekBrains-профессии: «Программист PHP» и «Программист Android» — и сейчас учусь на факультете веб-разработки. Наставничество сразу заинтересовало. Ознакомился с описанием программы и решил, что будет интересно. Выполнил условия задания, стал наставником и сразу взялся курировать первый поток. На сегодняшний день я провел 24 потока. И уже заявился на несколько еще не стартовавших.
В наставничестве всегда присутствует элемент неожиданности. В любой момент может написать незнакомый человек и поставить задачу, от которой будешь в ступоре. Вот тут и начинается самое интересное — думаешь над ней, заново знакомишься с материалами урока и понимаешь, что другие преподаватели много нового привносят в учебную программу.
В итоге я сам лучше разбираюсь в материале, получаю новый опыт, нетипичный взгляд на решение задачи и благодарность от студентов — это всегда приятно. С некоторыми поддерживаем связь и вне обучения».
Валерий Туров, 28 лет, Балашиха
«Я окончил профессию «Программист Java» и после двух курсов устроился на работу по специальности. Наставником решил стать из «корыстных» целей — слышал, что человек, который объясняет тему, начинает сам лучше разбираться в ней. Было интересно углубить знания по Java, и наставничество рассматривал больше как пинок лично мне. Пинок, который поможет преодолеть лень, занятость и нехватку времени, чтобы узнать новое о языке и программировании.
Всегда приятно видеть, как у ребят, которым помогаешь, начинает получаться. Плюс я считаю, что тот, кто не только берет, но и умеет отдавать, кто может не только самообучаться, но и обучить других, становится счастливее. У такого человека в жизни больше получится.
Мне нравится помогать людям. Студент приходит со словами: «Слушай, у меня не получается, не могу понять» — и мы вместе разбираемся. Тогда я вижу, как у него появляется понимание темы. Для меня это заряд бодрости и уверенности в себе — нравится это чувство.
Вместе со студентами я сам лучше осваиваю предмет. Часто бывает, что человек спрашивает о чем-то элементарном. Объясняю, как меня учили, — не понимает. Начинаю по-другому и чувствую, что самому нужно больше данных. Лезу в исходный код в библиотеке, за дополнительной документацией, примерами — и начинаю лучше ориентироваться в теме, могу объяснить с другого ракурса.
На странице с отзывами обо мне как наставнике оставили комментарий о том, как я рассказываю о терминах программирования. Парень написал, что я захожу сильно издалека, но в итоге студент все понимает. Действительно: данные, переменные, функции оператора могу объяснить на тортах и автобусах. Студент первого курса ожидает услышать заумные определения, а ты говоришь: «Представь автобус, а в нем злого кондуктора». У человека подвисание происходит: «Мы сейчас точно о программировании говорим?»
«Осознал, что в объяснении терминов захожу издалека, только после этого отзыва»
Такой подход дает результат — студенты действительно понимают, если объяснять на аналогиях и нестандартных примерах. Неподготовленным людям, которые решили стать программистами, сложно оперировать абстрактными понятиями. Студенту проще, если сравнивать термины с тем, что он видит каждый день и может потрогать: со ступеньками лестницы, деревьями. Мы живем в физическом мире и привыкли видеть ручку, бумагу, клавиатуру, мышку.
Когда мы работаем с компьютером, на экране выводится результат действий. В программировании мы пишем код — инструкцию, которую выполняет компьютер. Как он это делает, как преобразует данные? Сложно сходу проделать путь от инструкции к действию вместе с машиной. Если я написал десять инструкций, то должен понимать, что компьютер выдаст в конце. Некоторым людям сложно мыслить такими абстракциями, поэтому примеры «на кошках» помогают.
Однажды я был наставником на курсе Java-2. Со студентами сложились приятельские отношения, но после курса общение в чате прекратилось. Чуть позже мне написал один из ребят: «Валера, ты был наставником у нас на курсе. Может еще побудешь?» Оказалось, они хотят сделать собственный проект — построить приложение под iOS и Android. Говорят: «После курса и стажировки начали делать, но не доделали, а забрасывать не хотим. Чувствуем, что нужна твердая рука. Ты уже работаешь программистом, давай с нами». Я согласился, начали вместе пилить приложение.
Потрясающее было время — для меня это был курс IT-менеджера, тимлидера, скрам-мастера и product owner-а в одном флаконе. Приложение не довели до конца, но остался его скелет на iOS и Android. Надеюсь, что знания у ребят не пропали даром, а исходный код сохранился — может быть, когда-то они закончат».