почему правостороннее движение история
Почему есть правостороннее движение и левостороннее Откуда это взялось?
Почему есть правостороннее движение и левостороннее Откуда это взялось?
Почему в некоторых странах мира «правый» руль и левостороннее движение
Истоки
Вы никогда не задумывались, почему не на всех автомобилях руль слева? Англичане, например, задали бы прямо противоположный вопрос – почему не у всех руль справа? И в какой-то мере были бы правы. Потому что левостороннее движение имеет более глубокие корни, чем правостороннее, можно даже сказать, с него-то все и началось…
Как же произошел переход к правостороннему движению?
По некоторым источникам, воинствующие пешеходы и всадники стали передвигаться по правой стороне дороги и поворачиваться друг к другу левым плечом с появлением щитов. Именно щит, а не меч призван был теперь в первую очередь защитить своего хозяина от возможного нападения встречных путников.
Что касается Японии – законодательницы мод на Востоке, то здесь время от времени пытались менять правила. Выходили различные указы, изменяющие режим движения пешеходов, всадников и конных повозок, что вносило изрядную сумятицу в поведение участников дорожного движения и порой заканчивалось плачевно. В итоге в пользу «правого» руля решающую роль сыграла… железная дорога. Три страны – Франция, Америка и Великобритания – в конце XVIII века предлагали японскому правительству свои услуги по строительству железной дороги. Победило в этом «тендере» Объединенное королевство, и железнодорожная сеть, естественно, левосторонняя, была построена. Впоследствии схема движения по железной дороге стала определяющей и для перемещения всего остального транспорта по обычным дорогам. А если бы в тендере победила, скажем, Америка, возможно, сегодня японцы ездили бы, как и мы – с «левым» рулем. Впрочем, со времени строительства железной дороги и до нашего века правила, обуславливающие, по какой стороне дороги двигаться пешеходам и экипажам в Японии, еще несколько раз менялись. Окончательно решение ездить по левой стороне было принято японским правительством в 1924 году и вписано во все касающиеся дорожного движения законы государства.
Почему правый руль проиграл левому и причем здесь Наполеон?
72% всех дорог в мире ориентированы под правосторонние, 28% — под левосторонние
Так уж сложилось, что с незапамятных времен большинство людей в мире правши. Но сказать, что именно это причина того, что сегодня 72% стран имеют правостороннее движение будет в корне не верно. Все гораздо сложнее и интереснее.
Здесь стоит сказать, что Япония пошла по пути левостороннего движения также из-за воинов, но по мирной причине. Японские традиционные мечи (катаны) было принято носить за поясом. И дабы торчащие сбоку ножны не задели другого самурая, тем самым спровоцировав драку, было принято расходиться правыми сторонами. С 1603 по 1867 года в городе Эдо (ныне Токио), резиденции сёгуната Токугава, управлявшего Японией, действовал указ о левостороннем движении. Постепенно такая система распространилась на всю Японию.
Но вернемся в Европу. Когда махать мечами стали реже, во многих государствах стало складываться правостороннее движение. Главную роль в этом снова сыграла физиология. Оказалось, что при необходимости разъехаться, тяжелый конный экипаж, запряженный несколькими лошадьми, проще отправить на правую обочину натянув вожжи более развитой правой рукой. Постепенно традиция переросла в норму. Но не для всех.
Доводы у британцев весьма интересные. Во-первых, есть теория, что на сохранение левостороннего движения повлияло появление конных упряжек, в которых кучер располагался наверху. И чтобы кучер, погоняющий лошадей кнутом в правой руке, не попал по прохожим, экипажи держались левой стороны.
Во-вторых, англичане уповают вновь на физиологию человека. При левостороннем движении активнее используется более развитая правая часть тела (не забываем, что большинство людей правши). Соответственно при левостороннем движении в автомобиле с правым рулем, водитель управляет машиной правой более развитой рукой, и оценивает ситуацию на дороге, в том числе для обгона, правым глазом. Здравый смысл в этом действительно есть. Подтверждение этой теории можно найти у военных. На всех авианосцах диспетчерская вышка находится справа от взлетно-посадочной полосы. Таким образом, пилот, заходя на посадку, видит единственное потенциально опасное строение, в которое он может врезаться, правым глазом. Кроме того, есть данные исследования 1969 года, проведенного британским инженером по дорожному движению Джоном Джозефом Лимингом, в которых говорится, что в странах с левосторонним движением случается меньше аварий.
В этом есть здравый смысл и логика. Но почему же тогда 72% стран приняли правостороннее движение? И вот тут начинаются весьма смелые заявления от некоторых современных подданных Великобритании. В том, что доминирующая часть стран выбрала правостороннее движение они обосновывают желанием политиков других государств, с которыми Англия конфликтовала, сделать что-то на свой манер, не имея для этого объективной причины. В частности, это касается Франции и Наполеона. А Бонапарт, как известно, был левшой и стремился свести на нет господство Англии. И именно Наполеон закрепил официальным указом правостороннее движение на территории своих владений. Страны-союзники Франции (Германия, Голландия, Швейцария, Италия, Польша и Испания) также приняли правостороннее движение.
Американцы перешли на французский манер после провозглашения независимости от Великобритании. Есть мнение, что французский генерал Мари-Жозеф Лафайет, внесший значительный вклад в победу США в войне, убедил американцев поменять направление движения. При этом, в соседней Канаде до 1923 года ряд провинций сохраняли левостороннее движение.
Сент-Джон, Канада. 1898 год.
По политическим соображениям
Смена направления движения в США после войны продиктована исключительно политическими мотивами – нужно было избавиться от любого наследия бывших колонизаторов. В истории немало случаев, когда страна переходила от лево- к правостороннему движению по причинам, не связанным с физиологией. Корея перешла к правостороннему движению в 1946 году после освобождения от оккупации Японией. В том же году материковая часть Китая приняла правостороннее движение. При этом, в Гонконге и Макао используется левостороннее движение.
Развязка меняющая направление движения на мосту «Лотус», который связывает Макао с островом Хэнцинь.
Швеция. Последствия смены направления движения транспорта в 1967 году.
Одной из последних стран, сменивших направление движения транспорта, стала Швеция. Чтобы нивелировать неудобства при пересечении границ с соседними странами в Швеции 3 сентября 1967 года был назначен день перехода с левостороннего на правостороннее движение. Более известный, как День “Н”. Переход был назначен на 5 часов утра. Движение личного транспорта граждан было запрещено с часа ночи до 6 часов утра. Работали только экстренные службы, коммерческие перевозки и общественный транспорт. В 04:50 всему транспорту было предписано остановиться, поменять полосу движения и в 05:00 возобновить движение по правой стороне дороги. Чтобы избежать роста ДТП, на первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.
Правостороннее движение на территории России стало складываться еще в Средние века. Первые документальные упоминания правостороннего движения встречаются в период правления Петра I. Однако лишь в 1752 году императрица Елизавета Петровна издала указ о введении на дорогах Российской империи правостороннего движения.
Почему в мире существует левостороннее и правостороннее движение
Как появилось правостороннее и левостороннее движение на дороге.
Переходи на правую сторону дороги…
Впервые посещая страну в которой водители ездят по противоположной от принятой у нас стороны дороги, этот человек (водитель) хочет или не хочет того, тут же впадает в определенный ступор. Это не только странно выглядит со стороны но и ощущается самим водителем. Ему в первые минуты кажется, что весь мир перевернулся и встал с ног на голову, что он попал в зазеркалье, настолько велика разница, что в первые минуты водитель действительно может остолбенеть.
Задумывались ли Вы друзья когда-нибудь над тем, почему так произошло или происходит? Почему так исторически сложилось, что одни страны (большинство) взяли для себя правостороннюю модель движения, а оставшиеся государства построили дороги и начертили разметку по левостороннему образцу? Ответы на эти вопросы унесут нас с вами друзья в далекое прошлое и вероятно они действительно нас (вас) потрясут когда окажется, что современные автомобилисты обязаны такой схеме передвижения по дорогам именно,- кнутам, военной тактике древности и самим морякам.
Сегодня около 66% населения земного шара передвигается по правой стороне дороги, при этом 72% всех в мире дорог имеют правостороннюю схему движения, а 28% соответственно, левостороннюю. Интересно, что в современном сегодняшнем мире до сих пор продолжается та эволюция правил движения по дорогам. Предпочтение движению во многих странах мира и европы отдается правой стороне дороги. Так, в 2009 году островное тихоокеанское государство Самоа перешло на левостороннее движение, таким образом в полку приверженцев правого руля прибавилось 187 тыс. человек. Поговаривают, что властям пришлось это сделать из-за большого количества подержанных машин с правым рулем. В газете New York Times писали следующее,- «для того чтобы люди привыкли к изменениям, в стране был объявлен двухдневный выходной.
Ранее другие страны также массово переходили на другую сторону движения по дороге и в основном на правосторонний ее вариант.
Самый знаменитый в этом плане исторический переход был осуществлен в Швеции. Когда-то на дорогах этой скандинавской страны как ни странно, двигались по левой стороне. Но в связи с тем что все их соседи имели диаметрально противоположный взгляд на движение по дорогам, а именно, на то, по какой стороне дороги нужно ездить (двигаться), шведам все-же пришлось капитулировать и принять новые правила игры. Переход был осуществлен 03 сентября 1967 года. В историю этот день вошел под названием «День «H»».
Некоторые другие страны совершали такие переходы на правостороннее или наоборот на левостороннее движение по тем же самым причинам, как и шведы, в основном из-за неудобств общения с соседними странами.
Правши правят миром. Теория правой руки гласит о том, что правостороннее движение появилось прежде всего из-за того, что правшам было удобнее управлять именно правой рукой, бить хлыстом по крупу лошади было безопаснее при движении по правой стороне дороги. Да и крестьяне всегда прижимались влево от быстро несущегося экипажа или человека на коне, чтобы тем было в случае чего сложнее ударить их хлыстом. По той же причине и рыцарские турниры проводились по правилам правостороннего движения.
Во многих странах правостороннее движение сложилось стихийно, что в итоге было закреплено в законодательстве. В Российской Империи при Елизавете I правостороннее движение тоже было официально узаконено. Однако и ранее в Старой России при встречном разъезде двух конных экипажей люди и экипажи прижимались к правой стороне дороги.
В Англии, и это чуть позже, был принят свой закон, т.е. «Дорожный акт», с которым вводился свой вид движения, оно было левостороннее. Вслед за владычицей морей левшами на дороге стали и все ее колонии и подвластные им земли. Великобритания серьезнейшим образом повлияла на популяризацию левостороннего движения.
А на саму Англию в этом плане в древности вероятно повлияла Древнеримская Империя. После завоевания Туманного Альбиона римляне, у которых было принято ездить по левой стороне дороги, распространили эту традицию на всей завоеванной территории.
Распространение правостороннего движения исторически приписывают Наполеону и его военной экспансии в Европе. Сыграл свою роль политический фактор. Поддерживавшие Императора Франции такие страны, как Германия, Италия, Польша, Испания, Голландия и Швейцария, тоже начали ездить по правой стороне дороги. А те страны, которые считались их политическими оппонентами, а именно, Англия, Австро-Венгрия и Португалия остались на левой стороне доржного движения.
Также этот политический фактор сыграл свою роль и в случае с недавно появившимися независимыми Соединенными Штатами Америки. После получения независимости от Великобритании американцы поспешили перейти на правостороннее движение, чтобы ничто не напоминало им о прошлом.
Тоже самое проделали и в Корее, случилось это после окончания японской оккупации в 1946 году.
Вот друзья, такие исторически факты поведали нам сегодня интересную историю об истоках разного движения на дорогах мира.
История появления левостороннего движения
Большой разницы между тем, по какой стороне дороги ездить, нет. Это скорее дело привычки. Логического обоснования, почему так, а не иначе, тоже нет. Универсальный ответ — так сложилось исторически.
Почему в России правостороннее движение?
В России, как и в большинстве стран, правостороннее движение. У нас долго не спорили, по какой стороне ездить, потому что ещё в допетровские времена (до Петра I) сани зимой держались правой стороны и разъезжались левыми боками. А потом в 1752 году императрица Елизавета Петровна издала указ о введении в России правостороннего движения. С тех пор у нас ничего не менялось.
Почему в Великобритании левостороннее движение?
В Британии левостороннее движение законодательно закрепили примерно в то же время, что и в России правостороннее. В 1756 году всех на дорогах в королевстве обязали придерживаться левой стороны. Штраф за нарушение был весьма внушительным — фунт серебра.
Вопрос в другом — почему решили ездить по левой стороне?
Тут версий несколько. Первая версия морская. Великобритания — островное государство и добраться туда можно было только морем. А в старинные времена в английском судоходстве было принято расходиться с другим кораблем правым бортом (то есть левостороннее движение). Сейчас в судоходстве правостороннее движение, но в те времена Англия была очень зависима от моря и на суше переняли морские традиции, которые потом не стали менять.
Кстати, археологические раскопки подтверждают эту версию. Не так давно археологи раскопали старинную римскую каменоломню и там более укатанной была как раз левая колея, по которой ехали тележки с камнем.
Почему в Австралии левостороннее движение?
С Австралией всё просто. До недавнего времени она была английской колонией, так что правила там были такие же, как в Британии. После обретения независимости там просто не захотели ничего менять, поэтому левостороннее движение так и осталось. И такая ситуация, кстати, сохранилась в большинстве бывших английских колоний. В Индии, например.
Почему в Японии левостороннее движение?
Но почему тогда в Японии левостороннее движение, ведь Япония никогда не была английской колонией и тем более не попадала под влияние Римской империи?
Тут дело в политике. Во-первых, при создании железных дорог в Японии были наняты английские специалисты. Они сделали всё на свой лад, по принципу левостороннего движения. Во-вторых, в 1859 году посол королевы Виктории убедил японское правительство принять левостороннее движение и на дорогах.
Почему в одних странах правостороннее движение, а в других — левостороннее
В современном мире водители 140 стран перемещаются по дорогам, придерживаясь правой стороны. В остальных 53 странах транспортные средства ездят по левой стороне, что создаёт определённые проблемы при пересечении водителями границ.
Но из-за чего произошло разделение движения, да ещё и такое неравномерное? Давайте взглянем на старинные ПДД и дорожные колеи и узнаем, в чём же там было дело.
Исторические предпосылки разделения на право- и левостороннее движение
Как известно, правшей в нашем мире преобладающее количество — около 80–90% от всего населения Земли. Левшой же является только каждый седьмой человек, а амбидекстеров — людей, одинаково хорошо владеющих и левой, и правой рукой — и того меньше. Так что издавна весь мир был подчинён правшам, а значит, правила устанавливались ими же. Касалось это и передвижения по дорогам на каком-либо животном или транспорте.
До появления мало-мальски надёжных и удобных повозок человек вынужден был передвигаться между селениями на своих двоих. И, конечно же, шёл он не с пустыми руками, а с мешком или тюком на правом плече — так было сподручнее. К тому же, справа от себя, поближе к обочине дороги крестьяне привыкли вести дорогое сердцу и кошельку вьючное животное. Правой стороны по ходу своего перемещения придерживались и средневековые рыцари, но только на турнирах. Такое правило было из-за особенностей держания щита и меча. Во всех остальных случаях всадники ездили ближе к левой обочине.
Вооружённые всадники всегда приторачивали меч с правой стороны луки седла. Заметив опасность, меч быстро выхватывали и отражали атаку. К тому же, залезали в седло на лошадь слева, вставляя левую ногу в стремя. В противном случае всадник оказался бы в седле задом наперёд. Так что перемещались кавалеристы по левой стороне широкой дороги. Так же ездили кучеры, управлявшие экипажами. Однако отнюдь не все.
Долгое время упряжками управляли форейторы, сидящие на одной из запряжённых лошадей. Как правило, это была левая лошадь, расположенная ближе к самой повозке. В таком положении кучер лучше чувствовал габариты своего транспортного средства и мог эффективнее управлять лошадьми правой рукой. А ещё такое расположение кучера было удобнее для его посадки и высадки с лошадиной спины. А вот многоместными экипажами, например, открытыми ландо, кучер управлял, сидя справа на специальном месте в передней части. Только так возница не задевал пассажира своим хлыстом. Левой стороны придерживались и древние римляне.
Как происходило внедрение разных сторон движения
Сегодня у исследователей нет подтверждённых данных, по какой стороне передвигались в древних государствах, где была развитая система дорог. Зато есть неоспоримое доказательство того, что древние римляне соблюдали левостороннее движение. В ходе раскопок в британском графстве Уилтшир откопали древнюю римскую каменоломню и дорогу.
Во Франции до 1789 года простолюдины передвигались исключительно по правой стороне дорог. Знатные господа же ездили в своих каретах по другой стороне. А уже после свершившейся революции аристократы, чтобы замаскироваться, тоже стали придерживаться правой стороны. Позднее такая маскировка превратилась в традицию. А после завоевания множества территорий Наполеоном там также стало вводиться правостороннее движение. Так случилось в Швейцарии, Германии, Испании, Голландии и Польше. Страны-противники Наполеона в пику французскому императору ввели у себя движение наоборот — с левой стороны трасс.
Дорожное движение Лондона в XIX веке
Первые ПДД и штрафы за их несоблюдение
В 1756 году в Великобритании был введён специальный билль о левостороннем движении. За его несоблюдение, особенно на мостах, полагался крупный штраф. Левой стороны придерживались и в многочисленных колониальных владениях Великобритании — на островах-колониях, а также в Австралии, Пакистане и Индии. Билль, а также штрафы по нему действовали на всех территориях. Полагались штрафы за несоблюдение правил и в дореволюционной России.
Чтобы ответить на вопрос, почему в России правостороннее движение, стоит вернуться в прошлое на три века. Хотя по правой стороне в нашей стране перемещались ещё во времена Петра I, официально её утвердила императрица Елизавета. Она в 1752 году подписала Указ о правостороннем движении для конных экипажей. Примерно в тот же период появились и первые правила передвижения по дорогам в нашей стране. Правой стороны в ходе езды на авто в России придерживаются и сегодня. А вот в ряде некоторых государств правила, по которым движение транспорта происходило по той или иной стороне, менялись.
Дорожный знак в Австралии, напоминающий о том, что здесь левостороннее движение
Какие страны совершили переход на правостороннее движение
В XVIII веке давление, оказываемое Францией на многие другие государства, оставалось очень большим. Находясь под ним, даже страны-союзники Великобритании всё-таки отказывались от движения по левой стороне и изменяли правила. Поменяли левую на правую сторону дороги и жители США. Случилось это только после окончательного освобождения от власти британской короны. А одним из последних государств Европы, где стали ездить по правой стороне, была Швеция.
Третье сентября 1967 года стало Днём «Н» в Швеции. Программа по изменению стороны движения вводилась не с бухты-барахты, ей предшествовала серьёзная подготовка. О переходе сообщалось в газетах, журналах и новостях. Шведы даже провели рекламную кампанию, напечатав логотип Дня «Н» на женских трусиках и бюстгальтерах. Сам день перехода обошёлся без серьёзных ДТП. В 4:50 утра все шведские водители остановились и сменили полосу движения, а через десять минут движение по дорогам Швеции окончательно стало правосторонним.
К движению по правой стороне трасс пришли в некоторых африканских государствах, к примеру, в Гане, Нигерии и Гамбии ввиду близости со странами, где действовало правостороннее движение. А в 1946 году, избавившись от оккупации Японией, Корея тоже «встала на правую сторону». Впрочем, и правосторонние страны тоже изменили направление движения по своим дорогам.
В Мозамбике, соседствующим с бывшими британскими колониями, относительно недавно был осуществлён переход с право- на левостороннее движение. А небольшое островное государство Самоа перекинулось «налево» по причине обилия на острове авто с правым рулём. Произошло это в 2009 году. В некоторых регионах России, которая относится к странам с правосторонним движением, также можно найти много машин с правым рулём.
В Хабаровске, на Камчатке и в Магадане авто с левым рулём — большая редкость, всё больше с правым. Впрочем, местные водители быстро приспособились и без проблем ездят по правой стороне. Кстати, почти год на двух улицах Владивостока действовало левостороннее движение. Но эксперимент признали неудачным и закрыли. Имеются в нашей стране, в Санкт-Петербурге и Москве, левосторонние разъезды, сделанные для удобства водителей.