почему правления лжедмитрия 1 имело большое значение в истории нашей страны
Почему правления лжедмитрия 1 имело большое значение в истории нашей страны
Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело большое значение (важные последствия) в истории нашей страны.
Прочтите перечень из четырёх событий (процессов). Выберите ОДНО событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 10, 11, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс).
Перед выполнением каждого из заданий 10, 11 укажите букву, которой выбранное событие (процесс) обозначено в перечне. Указанные в заданиях 10, 11 буквы должны быть одинаковыми.
Перечень событий (процессов)
А) присоединение Рязани к Московскому государству
В) вторжение в пределы Московского царства отрядов Лжедмитрия I
Б) правление Василия Шуйского
Г) русско-польская война второй половины XVII века.
Укажите год (годы), к которому(-ым) относится выбранное Вами событие (процесс). Приведите два любых факта, характеризующих ход этого события (процесса).
1) год (годы): для события А — 1521 г.; Б — 1606−1610 гг.; В — 1604 г.; Г — 1654−1667 гг.;
2) два факта, например:
— присоединение Рязанского княжества к Москве произошло при Василии III; последним князем независимого Рязанского княжества был Иван Иванович, который попал в плен к Василию III, после чего Рязань утрачивает свою независимость и входит в состав Московского великого княжества (А);
— Василий Шуйский был «выкликнут» (избран) на Земском Соборе; в ходе правления Василия Шуйского произошло восстание И. Болотникова (Б);
— основу войска Лжедмитрия I составляли поляки и казаки, его поддерживал польский король; когда Лжедмитрий I вступил в пределы Московского царства, его войско стало быстро пополняться крестьянами, горожанами и казаками (В);
— война проходила в период правления в Московском государстве Алексея Михайловича; в ходе войны Россия использовала полки иноземного строя (Г).
Могут быть приведены другие факты.
В ответе должно быть дано объяснение, например:
— Присоединением Рязанского княжества завершился процесс объединения русских земель вокруг Москвы, Рязань было последним крупным независимым русским княжеством (А);
— правление Василия Шуйского привело к гражданской войне с Лжедмитрием II, открытой польской интервенции в Россию, в результате чего Шуйский был свергнут и насильно пострижен в монахи (Б);
— вторжение Лжедмитрия I в пределы Московского государства привело к началу польской интервенции и борьбы Бориса Годунова с войском самозванца, данное событие привело к началу Смутного Времени в России (В);
— русско-польская война завершилась победой России и освобождением Левобережной Украины, Смоленских земель от Речи Посполитой (Г).
Может быть дано иное объяснение.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Объяснение значимости выбранного события сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. Роль Лжедмитрия 1 в смутное времяКак все-таки неоднозначна и порой запутана российская история! Многие события в ней до сих пор остаются не до конца изученными и понятыми. Таковой является и история царя самозванца Лжедмитрия I. Происхождение и дата рождения Лжедмитрия неизвестны, по одной из версий он был монахом Григорием Отрепьевым. Бежав из монастыря и объявившись в Польше в 1601 году, Григорий сумел убедить людей, что он является царевичем Димитрием Иоанновичем, считавшимся убитым еще в детстве. Заручившись поддержкой польских магнатов и католического духовенства, в 1603-1604 гг. самозванец начал подготовку восхождения на российский престол. Осенью 1604 года Лжедмитрий с польским войском перешел российскую границу и направился к Москве. Как ни странно, но народ с неохотой противостоял царю-самозванцу, Лжедмитрий даже нашел поддержку среди части крестьян, русских феодалов, служилых людей, а также донских и запорожских казаков. Лжедмитрий въехал в Москву 20 июня 1605 года как царь. Он сидел верхом на белом коне в красивой одежде с дорогими украшениями. Народ с радостью и восторгом встретил молодого правителя, сопровождая его возгласами и здравицами. Согласно историческим документам, тот день в Москве был ясным и солнечным, но в момент, когда Дмитрий подъехал к Москворецкому мосту, как будто ниоткуда возник сильный ветер. Некоторые люди в толпе стали креститься, причитая о дурном знаке. Однако не все признали Дмитрия: по приказу Василия Ивановича Шуйского несколько человек распространили по Москве слух о том, что царь вовсе не Дмитрий, а беглый монах Гришка Отрепьев. Еще не так давно признавший царя, Шуйский, по-видимому, хотел руками молодого царя избавиться от ненавистного ему Годунова, а затем, явив народу истинное лицо Лжедмитрия, самому занять трон. Заговор был раскрыт, а Шуйского приговорили к смерти. Однако, когда над его головой палач занес топор, объявили о помиловании. Получив благословение от духовенства, Лжедмитрий не спешил венчаться на престол, ожидая приезда матери царевича Димитрия из монастыря. Лжедмитрий повстречался с ней 18 июля 1605 года, разговаривали они наедине, специально для этого близ дороги был раскинут шатер. Судя по всему, «мать» признала в Лжедмитрии сына, и 30 июля царя венчали на престол. Начало правления царя было ознаменовано многочисленными царскими милостями. Многие нежеланные Годуновым ссыльные были возвращены, среди них были Нагие и Романовы. Лжедмитрий был энергичен, умен, обладал гибким мышлением, однако его подход к управлению государствам казался россиянам необычным и непонятным. Лжедмитрий принимал участие во всех государственных делах, ежедневно он присутствовал в Думе, молниеносно решая сложные задачи. Несколько раз в неделю царь сам принимал и рассматривал челобитные, а вместо традиционного для русских послеобеденного сна выходил в город и беседовал с людьми. Во всех делах Лжедмитрия чувствовалась искренняя забота и доброта. Именно во время правления Лжедмитрия облегчилась участь крестьян, была отменена наследственная кабала, и в случае смерти хозяина холоп становился вольным, а не переходил по наследству. Свободным стало ремесло и торговля, так как все запреты на въезд и выезд из страны были отменены. К сожалению, реформы Лжедмитрия одобряли не все, бояре и сановники осуждали царя за молодость, легкомысленность и излишнюю простоту. 8 мая 1606 года Лжедмитрий женился на польской княжне Марии Мнишек, свадебные празднества длились целую неделю, и казалось, не будет им конца. За это время обстановка в Москве накалилась, москвичам не нравилось, как ведут себя польские гости, да и сама свадьба, отступив от традиций русского народа, казалась оскорбительной для национального достоинства. К середине мая в Москве началась смута против поляков, чем не мог не воспользоваться Василий Шуйский. И хотя Лжедмитрий знал о готовящемся заговоре, он категорически отказывался в это верить и продолжал буйное веселье. Конец Лжедмитрия был печальным и нелепым. На рассвете 17 мая Шуйский с толпой заговорщиков въехал в Кремль, в левой руке он держал крест, а в правой меч. Лжедмитрий пытался бежать, но, выпрыгнув из окна с большой высоты, разбил голову и вывихнул ногу, там он и был схвачен. Заговорщики долго издевались над царем, выбивая из него признание в обмане, но Лжедмитрий повторял лишь одну фразу: «Я царь, признанный вами и венчанный на царство». Два выстрела оборвали жизнь царя. Но даже над мертвым Лжедмитрием продолжили издеваться, отдав его на растерзание толпе. Три дня терзали тело Лжедмитрия, после чего похоронили за Серпуховскими воротами. Но после необычно сильных заморозков, которые приписывали волшебству царя, его тело выкопали и сожгли, а прах выстрелили из пушки в сторону Польши. Лжедмитрий Первый: недолгий триумф и мучительная смертьЛжедмитрий I, Федор и Ксения Годуновы, патриарх Игнатий, Марина Мнишек – эти имена первыми приходят на ум, когда мы вспоминаем о тяжелейшем для Российского государства периоде Смуты, когда трон буквально шатался под натиском самозванцев, народ бедствовал, а главы соседних государств присматривались к российским территориям, размышляя, нет ли возможности несколько увеличить количество своих земель за счет не имеющей возможности сопротивляться, раздираемой внутренними противоречиями Руси. Кто такой Лжедмитрий ПервыйОднажды в польских землях появился слух, будто нашелся царевич Димитрий, которому удалось уйти от кровавой расправы, запланированной над ним Борисом Годуновым в Угличе. Некий молодой человек, ныне известный нам под именем Лжедмитрий I, а тогда просто один из служащих сандомирского воеводы Юрия Мнишека, утверждал: он имеет кровное родство с Рюриковичами, являясь родным сыном Марии Нагой – супруги Ивана Грозного. Насколько это могло быть правдой – никто не знал. Кто придумал такую оригинальную легенду – история умалчивает. Ясно, что московским боярам, недовольным правлением Бориса Годунова, эта история оказалась на руку. Они стали всячески поддерживать идею о чудесном спасении царского отпрыска и бегстве его в польские земли. Полякам также понравилась мысль о возможности похода на Москву и утверждении господства над огромной Русью. Так беглый монах-расстрига Григорий Отрепьев (он же – Лжедмитрий Первый) заручился мощной поддержкой сильных мира сего и, возможно, не осознавая, что является лишь марионеткой в чужих руках, отправился на Русь, чтобы занять московский престол. Есть разные версии о происхождении Лжедмитрия. Некоторые отождествляют его с честолюбивым итальянским священнослужителем или сыном Стефана Батория (который, кстати, публично признал, что детей у него не было), иные склонны считать, что Лжедмитрий в самом для спасенный царевич. Но самой правдоподобной остается все-таки версия о монахе Чудова монастыря. Самозванец знал русскую грамоту, но писал с ошибками, польский же язык не знал вовсе. Был более-менее знаком с историческими событиями, хорошо разбирался в тонкостях православия. Для наибольшей убедительности Лжедмитрий после вторжения в Россию призвал к себе мать Дмитрия Марию Нагую, которая сразу же признала в нем сына. Что заставило женщину пойти на такой шаг? Вероятно, угрозы или обещания. На МосквуБудучи в Польше, самозваный царь щедро раздавал посулы своим сторонникам. Его целью было привлечение к себе большого количества единомышленников. Полякам он обещал земли – Новгород и Псков, которые должны были отойти во владение Марине Мнишек, дочери Юрия Мнишека, а также уверял, будто Русь станет католической. В Марину Мнишек, эту гордую красавицу, единственной страстью которой, по словам Пушкина, было честолюбие, Лжедмитрий Первый влюбился очень быстро. После воцарения беглого монаха она должна была стать его законной супругой. Итак, раздав обещания польскому королю и его приближенным, Лжедмитрий вышел в поход на Москву. В то время еще жив оставался Борис Годунов, очень желавший получить самозванца в свои руки. Лжедмитрий проходит Путивль, Крпомы, Рыльск. Калуга сдалась ему без боя, калужане поддержали лжецаря, надеясь, что с его приходом Смутное время закончится – в России установится мир, власть сосредоточится в одних руках. Отследить продвижение войска Лжедмитрия можно по карте. В конце концов он, потеряв немало своих воинов в крупном сражении под селом Добрыничи, вошел в столицу. В это время Борис Годунов скончался, а чуть позже были убиты его супруга и сын Федор. Так что победа осталась за Дмитрием. Правление ЛжедмитрияВоцарение Лжедмитрия состоялось в 1605 году, в июне. Тогда же на архиерейском соборе произошло избрание патриархом всея Руси Игнатия – таким образом Лжедмитрий пытался получить поддержку церкви. Игнатий повенчал самозванца на царство. Правление Лжедмитрия, как и жизнь, оказались недолгими. Выражение «годы правления» здесь не подойдет: всего 11 месяцев удавалось самозванцу удерживаться на престоле. После того как бывший монах стал русским царем, он попытался по мере сил решить ряд проблем, наиболее остро стоявших в этот сложный период. Внешняя политикаВнешнюю политику никак нельзя считать удачной. Правда, он пытался начать компанию по отвоеванию Азова, однако неуспешно. Он попробовал искать помощи у польского короля и у папы Римского, но из-за того, что не смог выполнить обещания по раздаче земель и обращении Руси в католичество, поддержки не получил. Никто не поддержал поход. Единственное его достижение на поприще внешней политики – Лжедмитрий сделал Россию открытой для въезда, что было по тем временам настоящим новаторством. Такой свободы не знало ни одно государство. Внутренняя политикаЧуть лучше обстояли дела по отношению к внутреннему правлению страной. Внутренняя политика в царствование Лжедмитрия претерпела изменения: были возвращены из ссылки бояре и князья, отправленные туда Борисом; служилым людям удвоили жалованье; помещикам раздавали большие наделы. Лжедмитрий пытался создать положительное впечатление и у крестьян: он разрешал им уходить к другому помещику, если тот, у кого они числились, плохо их кормил. Царь боролся со мздоимством. Лично принимал подданных с челобитными по всем вопросам, установив для этого специальные приемные дни. Дмитрий любил прохаживаться по городу и вступать в разговоры с простым народом, чтобы таким образом узнавать «из первых уст» о бедах и чаяниях подданных. При новом царе активно чеканили монету – это была копейка Лжедмитрия. Чеканка шла на трех дворах. Деньги постоянно требовались царю для раздачи милостей и выплаты долгов прежнего правителя. Конец царствования. СмертьРасплата оказалась ужасной. Лжедмитрия убили, причем казнь свершилась не по закону – случился отчаянный самосуд толпы. В среде высших бояр созрел заговор против самозванца. В мае 1606 года на него совершили нападение в покоях дворца. Дмитрий попытался бежать, выпрыгнув из окна. В результате падения он сломал ногу, разбил грудь и оказался лишенным возможности сопротивляться. Бояре пытались сдержать народ, однако ничего не вышло: разъяренная толпа, уверенная в том, что все беды пришли на Русь с этим самозванцем и его полячкой-женой, буквально растерзала Лжедмитрия. После этого тело еще долго таскали по улицам, глумились, надевали на него маски. Захоронили царя на кладбище в могиле для нищих. Однако вскоре пошли слухи, будто по ночам мертвец выходит из могилы и устраивает разные беды: пожары, убийства, распространяет эпидемии. Народ вытащил тело, сжег его, а прахом выстрелил из Царь-пушки в сторону Польши. Так был убит царь Дмитрий, настоящее имя которого – Григорий. Его век оказался коротким. Жене Лжедмитрия удалось спастись, чтобы через некоторое время вновь попытать счастья в качестве русской царицы, только теперь уже супруги Лжедмитрия Второго, Тушинского вора (такое презрительное прозвище дал следующему самозванцу народ). Свержение и гибель Лжедмитрия были закономерны. Какими бы побуждениями он ни руководствовался, этот лжецарь привел на Русь полчища иноземцев, грабивших и разорявших села и города, творивших произвол и убийства. Безусловно, личность бывшего монаха очень интересна для исследователей – необходимо обладать такими личными качествами, как отвага, бесстрашие и явная склонность к авантюризму, чтобы суметь в несколько месяцев проделать путь от монастыря до престола. Но вряд ли Лжедмитрий заслуживает от потомков положительной характеристики: этот царь принес на Русь много бед, к тому же он открыл целую череду Лжедмитриев, которые 20 лет подряд сотрясали и ранили Русь, способствуя упадку, хаосу и разгулу беззакония. Плюсы и минусы правления Лжедмитрия 1После смерти Бориса Годунова трон России остался без царя. Наряду с этим, страна переживала тяжелые времена. Голод в результате неурожайных годов, тяжелое экономическое положение, социальный разлад в стране. Все это не способствовало мирной жизни и развитию государства. Эти факторы вкупе со странной смертью Дмитрия Ивановича породили нашествие самозванцев, выдающих себя за погибшего царевича. Расцвело Смутное время. Первый авантюрист не заставил себя долго ждать. Уже в июне 1605 года Лжедмитрий I вступил в Москву. Лжедмитрий IПервый самозванец в череде желающих заполучить Российский трон. Правил Россией всего 11 месяцев. Выдавал себя за спасшегося сына Ивана Грозного. Считается, что настоящее имя Лжедмитрия Григорий Отрепьев, беглый монах Чудова монастыря. Свой поход на Москву он начинает в 1604 году с польско-литовским отрядом. Чтобы получить поддержку иностранных войск, Лжедмитрий принимает католическую веру и обещает ввести католичество на Руси в случае успеха предприятия. Находясь в Польше, влюбляется в Марину Мнишек. Дает слово ее отцу, что, став царем, даст ему 1 млн золотом и подарит Марине Новгород и Псков. После смерти Годунова и свержения с трона его сына Федора, большая часть российского войска переходит на сторону самозванца. Это дает Лжедмитрию I возможность занять Московский трон. 30 июня 1605 года происходит его венчание на царство. За время правления не было достигнуто каких-либо серьезных изменений в государственном строе. Небольшой срок правления и расхождения во взглядах с населением не дали правителю внести значительные изменения в уклад страны. Судить о политике самозванца очень сложно. Положительные итоги правления Лжедмитрия IЛжедмитрию любой ценой необходимо было заручиться поддержкой народа и знати, чтобы удержаться на троне. Поэтому придя к власти, он активно начал продвигать новшества, которые должны были, по его мнению, улучшить жизнь страны. Эти многочисленные меры должны были привести к укреплению позиций Лжедмитрия на троне. Однако большинство мероприятия имели обратный эффект. Отрицательные итоги правления Лжедмитрия IИтогиЛжедмитрий I был первым в череде самозванцев, желающих заполучить Российский трон. Его царствование закончилось заговором в результате которого его жестоко убили. Такова расплата за попытку обмануть народ. Попытки Лжедмитрия I завоевать доверие людей были неудачными из-за серьезных ошибок, допущенных с самого начала. Лжедмитрий любил шумные развлечения, позволял себе пренебрежительно относиться к традициям русского народа. Угрожал ввести чужую веру и раздарить русские земли иностранцам. Это настроило народ против самозваного царя. В его действительную принадлежность к царской крови мало кто верил. Все это подготовило благодатную почву для организации восстания. Этим воспользовался Василий Шуйский. И вскоре после свадьбы с Марией Мнишек Лжедмитрий I был убит. Трон остался без правителя. Лжедмитрий в истории России краткоПравление Лжедмитрия 1Испекли Самозванца в польской печке, а вот заквасили его в России. История Лжедмитрия берет свое начало в 1601 году в Польше. 1 ноября 1601 года к польскому королю Сигизмунду 3 пришел папский нунций и уведомил его о том, что в имении Адама Вишневецкого появился россиянин, который называет себя царевичем Дмитрием, выжившим после Углича, и который сейчас намеревается вернуть себе российский престол с помощью татар и казаков. Король приказал привести претендента в Краков для удостоверения его личности. Состоялась встреча, во время которой молодой человек, называвший себя царевичем Дмитрием, выказывал готовность перейти в католичество и начать подготовку к походу в Россию. Примерно в это же время о самозванце стало известно и в России. Борис Годунов прямо обвинил бояр в том что самозванец это их рук дело и результат их интриги. Было названо и конкретное имя предателя — Григорий Отрепьев. Это имя было связано Годуновым с Романовыми. Показательно, что бороьбу с самозванцем Годунов доверил тем боярам, которые ненавидели Романовых: Шуйские, Галицыны и Мстиславские. Лжедмитрий 1 это Григорй Отрепьев?Кем был самозванец Лжедмитрий 1? Версия что это был Григорий Отрепьев мягко говоря сомнительная. Отрепьев никак не тянул на роль самозванца, потому что Григорию было уже за 30, а самозванцу было чуть более 20 лет. Следовательно разница 10-12 лет. Да и прямых доказателсьтво того, что это одно и тоже лицо,нет. Поэтому следует различать Лжедмитрия 1 и Отрепьева, поскольку достоверных сведений о том, что это одно и тоже лицо, в истории России нет. История Григория Отрепьева такова. Его отец был сотник, которого по пьянке зарезали в драке. Гришка с молодых лет был очень способным человеком. У него был хороший почерк, он переписывал книги, отличался большим артистизмом, поступил на службу к Романову старшему, принимал участие в сражении на подворье Романовых в 1600 году, и спасаясь от виселецы. В 20 лет был пострижен в монахи. Из Суздаля непонятным образом попал в Чудов монастырь. В 1602 году оказался в Литве, где, как принято считать, объявил себя царевичем Дмитрием. Нужно сказать что Романовы очень здорово подчистили историю России за столетия своего правления. Многие документы того времени историки называют откровенными подделками. Поэтому вероятность, что Самозванец был Отрепьевым есть, но она крайне невелика. Но каким было на самом деле правление Лжедмитрия 1 и кем он был — достоверно мы до сих пор не знаем. И скорее всего никогда не узнаем. Связь Лжедмитрия с семьей МнишекОказавшись в Польше Лжедмитрий влюбился в дочь местного воеводы Марину Мнишек. Ее отец, Юрий Мнишек, был человек вороватый (его не раз на этом ловили). Поэтому Лжедмитрий обещал тому: Это были условия сделки между Лжедмитрием и семьей Мнишек. После этого состоялась помолвка. Поляки начали готовиться к походу. Очень интересно что Сигизмунд 3 от похода Лжедмитрия 1 в Россию дистанцировался, сразу же и написав письмо Борису Годунову о том, что здесь есть самозванец, который собирает людей, но это все волонтеры, а Сигизмунд 3 к этому отношения не имеет. Начало похода на РоссиюКарта движения ЛжедмитрияТем временем армия Лжедмитрия легко занимала территорию за территорией. Народ, особенно казаки, которые ненавидели Годунова радостно встречали его и говорили: «Встает наше красно солнышко, возвращается к нам Дмитрий Иванович!». И всего за 2 недели под властью Лжедмитрия оказались огромные территории под бассейном Десны и Северского Донца до верховьев Оки. Из крупных городов были взяты Моравск и Чернигов. То есть почти вся южная Русь поднялась против Годунова. Это был не столько успех Лжедмитрия, сколько поражений Годунова. Тут уже стало понятно, что ачало правления Лжедмитрия 1 в россии это просто вопрос времени. Бояре встают на сторону Лжедмитрия и ПольшиВ то время, как наставниками сына Годунова стали Пётр Басманов и Богдан Бельский (тот самый, которому выщипали по одному волосу из бороды), клан годуновых очень быстро утратил контроль над армией. А Басманов устроиз заговор против Годуновых. Царские войска бежали из под Кром, а самозванец, который уже спешил бежать из России, вернулся и начал двигаться на Москву. 1 июня посланец Лжедмитрия Гаврила Пушкин (предок поэта) прибыл в село Крсное под Москвой и подняли давно назревшее антигодуновское восстание. Богдан Бельский, который был главным следователем по делу о смерти Дмитрий в Угличе, и который клялся до этого, что Дмитрий умер, здесь всенародно сказал, что он лгал, потому, что он спас царевича, которого хотел извести мерзавец Годунов. Но Бельский спас мальчика. Въезд самозванца в Москву20 июня 1605 года москвичи с восторгом встречали торжественно въезжавшего в город Лжедмитрия (естественно, мы сейчас говорим, что это Лжедмитрий, а тогда народ встречал Дмитрия Ивановича). Новый царь сразу вернул ко двору Романовых и других бояр, которые пострадали при Годунове. Федор Романов, отец будущего царя Михаила, был также возвращен и назначен патриархом Ростовским. Фактически именно с 20 июня началось правление Лжедмитрия 1 в Москве. 8 мая 1606 года Лжедмитрий повенчался с Мариной Мнишек. Это произошло в пятницу и на Николин день, что было против устава православной церкви. В тоже самое время самозванец не спеши выполнять свои обещания перед поляками. Он не превратился в польского ставленника, и вообще (что удивительно) вел себя как природный царь, как будто он всю жизнь был царем: он прекрасно знал этикет, говорил на иностранных языках, называл себя императором задолго до Петра 1, выступал за расширение контактов с Западом, установил бесплатные суды. Боярам Лжедмитрий не нравился в виду своей большой активности, а также в виду того, что он максимально стал отдалять бояр от управления страной. Конец правления Лжедмитрия 1Лжедмитрий 1 не выполнил свои обещания полякам и не стал своим для московских бояр. Поэтому к лету 1606 года он оказался в вакууме. У Лжедмитрия больше не было поддержки за рубежом. Этим и решили воспользоваться бояре, устроив заговор. Его организовали Шуйские. Но заговор был раскрыт, а Шуйские были арестованы. Судьи приговорил Василия Шуйского к казни. Но по просьбе в Марии Нагой и других влиятельных бояр Лжедмитрий не только помиловал Василия Шуйского, но и полностью его простил. В результате Шуйский остался там где он и был, и тут же начал плести второй заговор. 16 мая 1606 года Шуйские пустили слух об опасности царю от поляков, а сами под шумок вошли в кремль 17 мая. Басманова и самозванца убили (нужно понимать, что это был тандем). Изуродованный труп Лжедмитрия оставили на лобном месте, привели Нагую, у которой в очередной раз спросили — ее это сын или нет. Она мастерски вывернулась, сказав: «Теперь, какой есть, — конечно не мой». Тело Лжедмитрия сожгли, прах забили в пушку и выстрелили в сторону Польши. Марина Мнишек бежала из Москвы. Под самозванством историки прежде всего понимают присвоение кем-либо имени представителя царствующей династии, хотя в обыденном значении слова самозванцами, конечно, могут быть лица из самых различных социальных слоев и групп. Имена царственных особ принимали и политические авантюристы, и вожди народных движений, однако в России самозванство обретало силу в первую очередь как выражение недовольства социальных низов существующим порядком вещей в целом и общественными отношениями в особенности. Самозванцы появились в России с начала XVII в., в Смутное время, когда социальная напряженность в стране резко обострилась из-за пресечения великокняжеской и царской династии Рюриковичей и закрепощения крестьян. Первым и самым известным самозванцем в нашей истории стал человек, которого большинство исследователей отождествляют с беглым монахом Григорием Отрепьевым. Сын мелкого дворянина из Галича Богдана Отрепьева Юрий постригся в монахи под именем Григория, но бежал в Польшу, где вновь стал мирянином, отсюда еще одно его прозвище — Расстрига. В 1603 г. он объявил себя спасшимся от гибели в 1591 г. сыном Ивана Грозного — царевичем Дмитрием. При поддержке влиятельных кругов Речи Посполитой Лжедмитрий с польско-казацким войском в октябре 1604 г. вторгся в Россию через Черниговщину и Брянщину. Война шла с переменным успехом, пока в апреле 1605 г. не умер Борис Годунов. Часть московского боярства и русской армии перешла на сторону Лжедмитрия с целью использовать его как орудие в борьбе против Годуновых. Став царем, самозванец своими симпатиями к полякам и открытыми нарушениями русских обычаев и общепринятых норм поведения вызвал недовольство москвичей. В мае 1606 г., вскоре после свадьбы с Мариной Мнишек, дочерью сандомирского воеводы, Лжедмитрий был убит в Москве во время антипольского восстания, инспирированного боярскими кругами во главе с В. И. Шуйским. Весной 1606 г. среди терских казаков появился новый самозванец — Илья Горчаков, принявший имя сына царя Федора Ивановича — Петра, в реальности не существовавшего. Происходил этот «царевич» из посадских людей Мурома, был «гулящим» и «работным» человеком, а прежде чем стать терским казаком, побывал в холопах. Он не признал смерти своего мнимого «дяди» и воевал за «царя Дмитрия». В 1607 г. Лжепетр был вместе с Болотниковым осажден в Туле армией Василия Шуйского и после сдачи города повешен. Летом 1607 г. в Стародубе объявился человек, выдававший себя за «царя Дмитрия», якобы избежавшего смерти в Москве. Вокруг него вновь собрались польские и казачьи отряды, а с подмогой из Астрахани прибыли и новые самозванцы, называвшие себя царевичами Августом, Лаврентием (Лавром) и Осиновиком. Однако Лжедмитрий II не потерпел конкуренции и казнил «родственников». В это же время среди казаков появлялись и другие «царевичи»: Клементий, Савелий, Ерошка, Гаврилка, Мартынка… В период Смуты такого рода авантюристы вообще исчислялись десятками. В мае 1608 г. Лжедмитрий II разбил войска Шуйского и летом осадил Москву, устроив лагерь в Тушино (отсюда его прозвище — Тушинский вор). Ему подчинилась значительная часть страны, но бесчинства тушинцев вскоре вызвали народные восстания, а открытая интервенция Речи Посполитой лишила Лжедмитрия II прежней поддержки поляков. В марте 1610 г. он отступил к Калуге, где в конце года был убит своей татарской охраной. В марте 1611 г. в Ивангороде появился якобы в третий раз спасшийся «царь Дмитрий» — дьякон Исидор (Сидорка), или Матюшка Веревкин, укрепившийся затем в Пскове. Весной 1613 г. Лжедмитрия III на короткий срок признали царем остатки Первого ополчения. Вскоре, однако, самозванство «псковского вора» было раскрыто, он бежал и затем бесследно исчез в Москве в польском плену. Последний представитель самозваной династии — малолетний сын Марины Мнишек Иван после разгрома атамана Заруцкого был в июне 1614 г. захвачен вместе с матерью и повешен. Его имя, однако, в дальнейшем тоже стало использоваться самозванцами. Спасшимся царевичем Иваном Дмитриевичем именовался в Польше шляхтич Ян Луба (Лжеивашка I), выданный после долгих переговоров в 1645 г., сознавшийся в самозванстве и помилованный. В Стамбуле за того же Ивана Дмитриевича выдавал себя в 1646 г. украинский казак из-под Полтавы Иван Вергуненок (Лжеивашка II). Но и позднее самозванцы еще не раз появлялись в соседних государствах. Вологжанин Тимофей Анкудинов, назвавшийся сыном, а затем внуком Василия Шуйского Симеоном (Лжесимеон I), искал поддержки в Турции, Швеции, у Богдана Хмельницкого, в конце концов был выдан Голштинией и в декабре 1653 г. четвертован в Москве. Такая же участь постигла в сентябре 1674 г. некоего Воробьева — выходца из Варшавы, объявившего себя в Запорожской Сечи сыном царя Алексея Михайловича Симеоном (Лжесимеон II) и отправленного казаками в Москву. По-прежнему не обходились без самозванцев народные движения. Так, разинского атамана Максима Осипова называли царевичем Алексеем, сыном царя Алексея Михайловича. В начале XVIII в. среди самозванцев стало популярным имя царевича Алексея Петровича, сына Петра I. В 1725 г. им объявляли себя солдаты Евстифей Артемьев в Астрахани и Александр Семиков на Украине. В 1732 г. нищий Тимофей Труженик под именем царевича Алексея Петровича и беглый солдат Ларион Стародубцев под именем царевича Петра Петровича организовали выступления крестьян под Тамбовом и Самарой. Под Черниговом царевичем Алексеем Петровичем назвал себя в 1738 г. работный человек Иван Миницкий. Имя императора Петра III, свергнутого Екатериной II в 1762 г., стало удобным для новых самозванцев. Сразу несколько Лжепетров объявилось в 1764—1765 гг.: беглые солдаты Гаврила Кремнев в Воронежской губернии и Петр Чернышев в Изюмской провинции, армянин Антонон Асланбеков и украинец Николай Колченко. В марте — июне 1772 г. на Волге, в районе Царицына, «возмущал» народ еще один «Пётр III» — беглый крепостной крестьянин Федот Богомолов. Не обходилось и без курьезов. В 1767—1773 гг. Черногорией под именем русского царя Петра III правил Степан Малый, которого из-за войны с Турцией российское правительство неофициально даже поддерживало. На завершающем ее этапе среди повстанцев появился еще один «Петр III» — крестьянин Евстафьев, отряд которого занял города Инсар и Троицк. Благодаря художественной литературе широко известна история «княжны Таракановой» — авантюристки, выдававшей себя во Франции и Италии за дочь императрицы Елизаветы — Елизавету Алексеевну. «Княжна Тараканова» намеревалась при поддержке «брата Петра III», т. е. Пугачева, заполучить российский престол, но в конце 1774 г. была заманена в Ливорно на русский корабль, арестована и доставлена в Петербург, где умерла от чахотки в декабре 1775 г. (Настоящая дочь императрицы Елизаветы и А. Г. Разумовского, постриженная в монахини, скончалась в 1810 г.) Еще одним представителем правящей династии, с именем которого в народе связывались надежды на «волю», был брат императора Николая I великий князь Константин Павлович. После его смерти в 1831 г. самозваный «царский брат» появился в Тамбовской губернии. За Константина Павловича выдавал себя и последний в истории России сколько-нибудь значимый политический самозванец, объявившийся в 1842 г. среди уральских казаков. Как историческое явление самозванство могло существовать лишь при определенных условиях и в определенное время. Помимо наличия в стране острого политического и духовного кризиса, подрывающего традиционные устои и морально-этические нормы, главной предпосылкой появления самозванцев было общество, сверху донизу пронизанное монархической идеей, не подвергающее сомнению законность прав на высшую власть в государстве (царский трон) в силу лишь одного факта рождения. С безвозвратным уходом этого времени, с повышением уровня грамотности, информированности и общей культуры населения не могло не отойти в небытие и самозванство.
|