почему появилось неравенство между людьми история
История неравенства
На протяжении мировой истории высокая степень неравенства являлась нормальным состоянием. 50 лет тому назад мы, возможно, подумали бы, что уже прошли эту стадию, что это уже не распространяется на наше современное общество, но тут неравенство вновь резко возросло», — говорит Вальтер Шайдель (Walter Scheidel) в беседе с Aftenposten.
Историк проанализировал развитие экономического неравенства, начиная с тех пор, когда люди занимались охотой и собирательством, и вплоть до наших дней. Его выводы, содержащиеся в книге «Великий уравнитель» (The Great Leveller), — чтение поистине невеселое.
«Катастрофические эпидемии, падение государств, войны с их всеобщей мобилизацией и изменяющие все революции — вот единственные силы, которые когда-либо масштабно выравнивали различия. Никакие иные — менее кровавые — механизмы и рядом с ними не стояли», — пишет Шайдель, работающий в Стэнфордском университете в Калифорнии
Пока не вмешаются эти «четыре всадника Апокалипсиса», пропасть между богатыми и бедными имеет тенденцию расти до невиданных высот. В целом ряде случаев различия достигали границы того, что вообще является теоретически возможным, при условии, что толпы рабочих и рабов, т.е. общественных производителей, не умрут с голода.
Большие различия во времена Рима
Если брать Европу, то здесь первый большой предел был достигнут во времена Рима, когда невероятно богатая элита управляла огромной империей, в которой проживали около 70 миллионов. Но потом все рухнуло. Волнения, вторжения варваров, изменения климата и, в конце концов, чума привели к первому мощному выравниванию в нашей части света. Состояния исчезали, значение стран резко падало, в то время как в отдельных местах резко возрастала ценность рабочей силы как следствие нехватки людей в результате эпидемий, указывает Шайдель.
Он подчеркивает, что выравнивание имело свою цену: исчезали города, пересыхали торговые потоки, на смену римскому порядку приходили войны между местными военачальниками.
Но стоило только пыли улечься, а новой элите взять все под свой контроль, различия опять начинали резко расти.
«В 1300 году, высшей точке Средневековья, в христианской Европе вновь были практически такие же различия, что и во времена Римской империи», — делает вывод ученый. И появился новый всадник Апокалипсиса: «черная смерть», чума.
Для того, чтобы проанализировать, как меняются различия между богатыми и бедными, использовалось все: от ценных предметов из могильных курганов и списков в папирусах до современных статистических данных национальных государств.
Огромные различия накануне мировых войн
Не вдаваясь в детали, можно отметить, что, по мнению исследователя, за тысячи лет своего развития Европа достигла последней большой вершины неравенства в начале 20-го века.
«Накануне Первой мировой войны возник дисбаланс, превосходивший все, существовавшее ранее. В Англии и Франции 1% самых богатых людей владел почти ¾ богатств, в то время как у большинства граждан этих стран не было фактически ничего», — пишет ученый.
После двух мировых войн и одной коммунистической революции ситуация в Европе и во многих других местах на планете была совершенно иная. Шайдель описывает то, что произошло, как «великую компрессию».
«После того, как компрессия закончилась, неравенство и в развитых странах, и в растущих экономиках Азии упало до уровней, невиданных со времен перехода к земледелию тысячи лет тому назад», — пишет он.
От абсурдно высокого уровня неравенства до высокого
Шайдель делает вывод, что существует мало примеров — если вообще существует — стран и регионов, которые смогли добиться существенного выравнивания без катастроф. Такие вещи, как право голоса, регулирование и образование имели, оказывается, лишь ограниченный эффект.
«То, как развивалась Латинская Америка после 2002 года, возможно, наилучший пример мирного выравнивания. Странам удалось несколько сравнять различия, но лишь от абсурдно высокого до очень высокого уровня. Я не могу увидеть там путь, который вел бы к устойчивым и низким уровням неравенства», — говорит Шайдель.
«В 20-м веке что-то изменилось»
Эммануэль Саес (Emmanuel Saez), профессор Университета Беркли в Калифорнии, называет книгу Шайделя «потрясающим анализом исторического выравнивания», но считает, что мрачные выводы исследователя сегодня уже не действуют в той же степени, как раньше.
«В 20-м веке что-то радикально изменилось. Современное общество обнаружило, что может достичь низкого уровня неравенства мирным путем благодаря политике, и рост при этом продолжается», — говорит он.
В качестве примера Саес приводит Швецию.
«Страна достигла равенства и благосостояния, избежав потерь во время Второй мировой войны».
Ролф Оберге (Rolf Aaberge), старший исследователь в Центральном статистическом агентстве (SSB), ссылается на то, что в США и многих странах Европы после войны существовал вполне сопоставимый уровень экономического неравенства, а то, что с тех пор все так изменилось, объясняется политическим выбором.
«История говорит нам о том, что политика срабатывает», — говорит Оберге.
Он указывает на то, что немецкая оккупация Норвегии не привела к материальным разрушениям того же рода, что на континенте.
«Тем не менее, война способствовала значительному уменьшению неравенства в уровне доходов. Это объясняется жесткой экономической политикой немецких оккупационных властей, которая после войны была продолжена в управлении с использованием плановой экономики и более высокими маргинальными налогами. Это вело к тому, что различия существенно снижались вплоть до 1953 года. Низкий уровень неравенства держался вплоть до начала 1980-х годов», — говорит Оберге.
Шайдель не исключает того, что политическое развитие в течение 20-го века могло бы привести к выравниванию и без двух мировых войн, но не думает, что это произошло бы в таких же масштабах. Он полагает, что массовая мобилизация населения и государственный контроль, которые влекли за собой войны, создали основу появившихся потом государств всеобщего благосостояния.
«Маловероятно, чтобы правительства могли бы вводить маргинальный налог более чем на 90%, забирать у людей собственность или вмешиваться в частный сектор, как они и поступали, не будь (мировых) войн», — говорит Шайдель.
Он полагает совершенно очевидным, что развитие на континенте сказалось и на Норвегии и Швеции, и что это — основная причина сравнительно небольших различий между богатыми и бедными, о чем Aftenposten писала накануне.
«Страны Скандинавии — хороший пример того, что на низком уровне можно затормозить рост неравенства, но в том, что касается уменьшения различий, они вряд ли могут многому научить страны, например, в Латинской Америке», — говорит Шайдель.
Историк подчеркивает также, что страны Северной Европы представляют собой глобальное исключение.
«Подавляющее большинство людей на земном шаре сегодня живут в странах с высоким уровнем неравенства. Это не является чем-то, характерным исключительно для прошлого».
Несмотря на свои довольно мрачные выкладки, Шайдель говорит, что ему не хотелось бы подталкивать читателей книги к выводу, что сделать ничего невозможно, остается просто сдаться.
«Правильный вывод, по моему мнению, заключается в том, что уменьшить различия гораздо сложнее, чем думают многие. Это не означает, что мы должны сдаться, но мы гораздо активнее должны думать о том, как решать появляющиеся задачи. Слишком многие предложения, поступающие от экономистов, носят совершенно теоретический характер, они не учитывают то, что возможно в действительности», — говорит Шайдель.
Эйстейн Клёвстад Лангберг (Øystein Kløvstad Langberg)
У кого-то жемчуг мелок, у кого-то суп жидок
Я никогда не считал деньги в чужом кармане. Более того, я убеждён, что частный бизнес вправе устанавливать такую зарплату своему, так сказать, командному составу, какую посчитает нужным.
Тем не менее, выскажусь.
Я не знаю, много это, или мало.
Моя подруга живёт и работает в большом городе, в частной гимназии. Состав родителей несложно представить, о некоторых есть даже статьи в Википедии.
И вот звоню я ей, рассказываю про наши деревенские дела, и тут она спрашивает:
— А как ты думаешь, сколько в месяц получает одна моя родительница, коммерческий директор крупного (но не градообразующего) предприятия, имеющего отношение к пищевой промышленности?
— (Медленно, с расстановкой). Два. С половиной. Миллиона. В месяц.
Ещё раз: я ничего не имею против. Я даже не могу завидовать: если меня завтра назначат коммерческим директором любого предприятия, то максимум через полгода оно уйдёт с молотка.
Но я не понимаю, как годовой бюджет не самого маленького сельсовета может равняться двухмесячной зарплате топ-менеджера не нефтегазового гиганта, а обычного завода, которые есть в каждой столице субъекта Федерации, а то и не по одному?
Прошу не приплетать политику. Чистая экономика.
Миллиардеры и мир. Откуда и почему?
Данные к моему посту я беру из книги французского экономиста Томаса Пикетти «Капитал в 21 веке». Эта работа посвящена неравенству в мире, спойлер – растущем.
Из прошлого поста приведу несколько графиков, отражающих доходность капиталов разного масштаба.
Если сделать ось «Капитал» линейной, то получится так:
Однако если взять не доходность, а именно рост капиталов, то цифры, на первый взгляд, не будут казаться настолько ошеломительными.
Почему на первый взгляд? Потому что прирост состояния на 6,8% за год и 1,9%, то кажется, это не так много. Однако за 10 лет разница будет существенной: 1,068^10=1,93; в тоже время 1,019^10=1,207. Более того, за 25 лет: 1,068^25=5,18; 1,019^25=1,6. Разница, как говорится, налицо. 25 лет – это всего лишь одно поколение.
Наконец, я хочу показать вам вишенку на торте, а именно график роста количества миллиардеров и их совокупного состояния относительно мирового частного имущества.
Пикетти отмечает, что если на мировом уровне не будет принято кардинальных налоговых мер для крупнейших состояний, то вполне вероятен рост относительного имущества миллиардеров до 10 или даже 20%.
Экономист-француз не без сожаления отмечает, что неравенство в мировом масштабе сравнимо с неравенством старушки-Европы в начале 20 в., а это чудовищное неравенство. Никакого среднего класса, которым так любят хвалиться Европа и США и который активно в них пропадает, в мировом масштабе нет. Доля верхней тысячной (0,1%) в частном имуществе составляет 20%, верхнего центиля (1%) – 50%, а верхнего дециля (10%) – от 80 до 90%, беднейшая половина человечества владеет, вне всякого сомнения, меньше 5% имущества. Более того, мировые тенденции показывают дальнейший рост неравенства, причём достаточно быстрый.
Если вам стало интересно, можете подписаться, я сделаю ещё несколько постов по этой книге. В общем-то, не только по ней)
Другие мои посты. ну так, на всякий случай)
Про общественные классы.
Наверное, всех, по крайней мере меня точно, хоть изредка интересует один вопрос, который поднимается недостаточно часто и, уже конечно, недостаточно глубоко в наш просвещённый 21 век. А именно, как так получается, что в мире растёт имущественное расслоение, причём не только между гражданами внутри страны, но и между государствами?
Совсем недавно в российских СМИ была информация, что 3% самых состоятельных людей в нашей стране владеют 92% срочных вкладов и 89% финансовых активов страны. При этом оставшиеся 97% граждан стали жить хуже. [1]
Я, не затрагивая в этом посте классовой природы государства, приведу примеры из книги «Капитал в 21 веке» французского экономиста Томаса Пикетти и на их основе попытаюсь показать неравенство в доходности капиталов разных размеров: от обычного для рядового француза имущества, оцениваемого в 200 т. евро, до фондов богатейших американских университетов и состояния Билла Гейтса.
Итак, Пикетти приводит такую таблицу.
Из всех университетов наиболее крупным капиталов владел Гарвард на начало 2010 годов: 30 млрд. долларов. Йель – 20 млрд., Принстон – 15 млрд.
В чём причина такого расхождения? В количестве денег, которые может выделить университет для управления собственными финансами. Чем больше капитал университета, тем больше высокодоходных вложений; разрабатывается более сложная инвестиционная стратегия.
Гарвард тратит на управление финансами 100 млн. долларов, то есть это 0,3% в год.
Относительно общего состояния в 30 млрд. это совсем немного. Понятное дело, что университет с капиталом в 100 млн. вынужден тратить на управление гораздо меньше, например, 1 млн. в год (обычные затраты на управление финансами в американских университетах 0,5-1%). Штат специалистов по инвестированию, которому можно платить 100 млн., и несколько сотрудников с суммарной зарплатой 1 млн. в год будут управлять деньгами с несколько разной эффективностью.
Доходности миллиардеров Форбс в последние 3 десятилетия, указывает Пикетти, была примерно 6-7%, а у сверх богатых людей, таких как Билл Гейтс или Лилиан Беттанкур (владелица L’Oreal) значительно больше – 10-11%.
Таким образом, я нарисую примерный! график доходностей капиталов разного размера.
Уточню, что доходность, указываемая Пикетти, – очищенная реальная доходность, после вычета инфляции и налогов.
Но самое главное, что 90% французов не имеют такого капитала, который мог бы обладать значимой доходностью, за исключением относительно небольших банковских вкладов. Тем более, крайне невелико число тех, у кого доходы с капитала превосходят остальные. На 2005 г. во Франции таких людей было всего
Таким образом, количество людей, обладающих серьёзным капиталом крайне мало, но именно их состояния растут значительно быстрее остальных. Конечно, относительное число таких людей будет колебаться от страны к стране, но в Европе с равенством ситуация наиболее благополучная, так что приведённые цифры можно рассматривать как одни из самых небольших в мире.
Если вам стало интересно, можете подписаться, я сделаю ещё несколько постов по этой книге. В общем-то, не только по ней)
Другие мои посты. ну так, на всякий случай)
Появлению неравенства способствовали изменения в хозяйственной жизни человеческого общества. Усовершенствование орудий производства привело к повышению производительности труда и освобождению от участия в сельскохозяйственных работах части населения общины.
Появление пашенного земледелия
С появлением деревянного плуга отпала необходимость в большом количестве рабочих рук во время обработки поля. Теперь достаточно было двух человек. Один управлял запряженными в плуг волами, второй управлял плугом. Освободившиеся от работы люди могли заняться другими делами. К тому же в общине стали выделяться мастера, хорошо изготавливающие средства производства, домашнюю утварь. От соплеменников им стали поступать заказы на их работу. А в ответ мастера получали продукты питания. Таким образом мастер не принимал участие в обработке земли или выращивании скота, у него появлялась возможность оттачивать свои навыки в определенном деле. Таким образом из среды скотоводов и земледельцев стали выделяться ремесленники.
Совершенствование средств производства
Со временем в производстве стали появляться приспособления и техники, способствующие повышению качества изделий и облегчению труда мастера. Были изобретены веретено, гончарный круг, печи для обжига керамики. Вскоре ремесленники научились обрабатывать медь и драгоценные металлы (золото и серебро). Была открыта технология литья меди в глиняные формы. Около 5 тысяч лет назад изобретен сплав меди и олова — бронза. В 1500 году хетты научились обрабатывать железо путем плавки руды в печах и удаления из него частичек шлака методом ковки. В 500 году до н.э. в Китае научились работать с чугуном.
Улучшение технологий орудий производства, их усовершенствование сказались на производительности труда крестьян. Территория пахотных земель увеличивалась, рос объем урожаев. Чтобы прокормить себя, одной семье не требовалась помощь сородичей. Ей под силу было справиться самостоятельно. Постепенно в общине стали появляться более и менее зажиточные семьи. Появилась возможность выменивать излишки урожая на необходимые предметы быта, вещи и украшения.
Увеличению неравенства и зарождению знати также способствовали грабительские набеги на соседние поселения и племена. Наиболее успешные и удачливые воины стали пользоваться особым почетом и популярностью. Им доверялись общиной защита от набегов соседей и управление принадлежавшими им землями. Так стали появляться вожди. Лидеры окружали себя преданными людьми, на которых могли положиться в бою, обладавшими особыми талантами. За заслуги приближенные получали большую часть добычи в качестве вознаграждения. Из их числа появлялась первая знать.
Члены общины, имевшие особые военные таланты освобождались от необходимости самостоятельно производить средства существования и пропитания. Община соглашалась их содержать, а воины обязались защищать жителей и территорию общины от врагов. Тем самым неравенство, основанное на разнице хозяйственной деятельности людей все больше увеличивалось.
Постепенно люди, не занятые в сельскохозяйственном производстве концентрировались в одном поселении, впоследствии становившееся городом. Первые города появились в долинах рек Тигра и Евфрат, Нил, Инд, Хуанхэ. Их население составляли в основном ремесленники и воины. Долины рек были богаты плодородными почвами. На них крестьяне выращивали урожай, затем обменивали его в городе на необходимые предметы и вещи у ремесленников и защиту от нападения соседей у военных вождей городов. Города становились центрами государств, военные вожди — первыми царями.
Урок истории (5-й класс) «Появление неравенства и знати»
Класс: 5
Цель урока: Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе.
Задачи урока:
Основные понятия темы: плуг, ремесло, ремесленник, соседская община, неравенство, знать, классы, государство.
Учебное оборудование: ИКТ.
Используемый учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009 г.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».
1. Беседа по вопросам:
2. Вставьте пропущенные слова:
Земледелие и скотоводство возникли в Западной … (Азии) более … (10 тысяч) лет назад. Первые земледельцы вспахивали землю деревянной … (мотыгой), колосья срезали … (серпом), растирали зёрна на … (зернотёрках), деревья рубили … (деревянным топором), из глины научились делать … (посуду), женщины научились … (ткать и прясть).
II. Переход к изучению новой темы.
Решение творческой задачи.
Во время археологических раскопок были найдены два захоронения.
В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы.
В другом захоронении обнаружили только медный топор.
Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (В обществе существовало неравенство)
У.: Вы сделали верный вывод. Теперь скажите, о чём пойдёт речь у нас сегодня на уроке? (О неравенстве)
У.: Правильно. Сегодня мы говорим о неравенстве.
Как вы думаете, что вы должны сегодня узнать? На какие вопросы ответить?
У.: Верно. Именно на эти вопросы вы должны сегодня на уроке получить ответы. Теперь попробуйте сформулировать тему урока.
Учащимся сообщается тема урока. Они фиксируют её в тетради.
Появление неравенства и знати.
III. Изучение новой темы.
План.
1. Обработка металлов и совершенствование орудий труда.
Рассказ учителя: Земледелие и скотоводство дало человеку новые продукты питания, одежду. Теперь многое зависело от самого человека: каким видом деятельности он будет заниматься, активно ли будет трудиться. Постепенно в первобытном обществе стали появляться люди, качественно выполнявшие какую-то определённую работу: изготовляли горшки, или занимались ткачеством и т.п.
Работа с иллюстрациями учебника (с.24)
Ремесленник – человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.
Ремесло – изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.
Рассказ учителя: Однажды разминая глину для изготовления горшка, гончар заметил очень твёрдый кусок глины. Этот кусок никак не размягчался. Положив его ближе к огню, гончар через некоторое время с удивлением обнаружил, что кусок исчез, а на его месте осталась небольшая лужица. Остыв, она сохранила эту же форму. Так был обнаружен первый металл – медь.
Слайд 10 (1-й клик мышки), приложение 1.
Произошло это в Западной Азии около 9 тысяч лет назад. Из меди научились делать орудия труда.
Работа с иллюстрациями учебника «Отливка топора» (с. 25)
Работа с текстом учебника. § 5 п.2
Задача: выяснить, как появился плуг.
Слайд 10 (2-й клик мышки), приложение 1.
У.: Мастера научились работать и с драгоценными металлами – серебром, золотом. Изготовленные из них украшения выгодно обменивались. Чем выше было мастерство ремесленника, тем больше продуктов или необходимых предметов он мог получить за свой труд. Земледельцы тоже старались приобрести новые орудия труда, чтобы обработать больше земли и сделать это более качественно, с меньшими затратами.
Таким образом, некоторые люди стали жить лучше. У них появились излишки.
У.: К чему это привело? (Одни люди становились богатыми, другие – оставались бедными.)
Вывод: в обществе появляется неравенство.
2. Появление неравенства и знати.
Неравенство – деление в обществе на богатых и бедных.
Позже эти группы людей стали называть классами.
Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, чтоони имеют.
В результате появления неравенства изменяется и форма сожительства людей.
3. Переход от родовой общины к соседской.
От родовой общины первобытные люди перешли к соседской. Племена начали враждовать за обладание более плодородными землями. Каждое племя стремилось увеличить свою территорию за счёт других племён. Главенствующую роль в племени теперь играет не старейшина, а вождь. Он собирает войско, разрабатывает стратегию, делит добычу. Себе берёт самое ценное, а остальное раздаёт по своему усмотрению.
Вождь – глава племени, руководитель военных действий племени.
Знать – богатые и влиятельные люди государства.
У.: Появление неравенства – первый признак зарождения государства.
IV. Закрепление изученного материала
Закрепление изученного на уроке по схеме «Зарождение государства».
Схема фиксируется в тетради.
Объяснение к схеме.
Человек научился обрабатывать металл. Благодаря этому он освоил новое занятие – ремесло. Произошло усовершенствование и изобретение новых орудий труда. У некоторых людей появляются излишки. В обществе возникает неравенство. Этот процесс указывает на зарождение государства.
Слайд 16 (кроссворд), слайд 17 (проверка), приложение 1.
Ключевое слово (по вертикали): появление в обществе богатых и бедных людей. (Неравенство)
V. Итог урока.
— Что нового вы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т. е. появление богатых и бедных людей. Неравенство – признак зарождения государства).
Домашнее задание