почему песню про царя ивана васильевича обычно называют поэмой
М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
Почему «Песня про царя Ивана Васильевича…» обычно называют поэмой?
Поэма — один из жанров лиро-эпического рода литературы, стихотворное сюжетное повествование. В основе лирического повествования Лермонтова — сюжет о конфликте купца Степана Парамоновича Калашникова и молодого опричника Ивана Грозного — Кирибеевича.
Как вы объясните такое длинное и обстоятельное название этого произведения?
В полном названии поэмы на первые места выведены царь Иван Грозный и его опричник (без упоминания имени), что точно указывает на отраженную в поэме эпоху, ее реалии. Название показывает влияние этих персонажей на судьбу главного героя — купца Калашникова, героя вымышленного, но отразившего нравственные представления, образ жизни, характерные для российского купечества.
В заглавии названы три героя. По сюжету же происходит столкновение только двух соперников. Какую роль в этом произведении играет царь Иван Васильевич?
Иван Грозный воплощает идею деспотической, тиранической власти. В эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана с Россией, управляемой «просвещенным» государем Николаем I. Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личных отношений, оно становится причиной столкновения частного человека и всей государственной машины, олицетворением которой является Иван Грозный. Готовясь отомстить обидчику, Калашников вступает в открытый конфликт с государем, ибо борется против его установлений, воли, против вседозволенности приближенных царя.
Выделите важнейшие события сюжета этого произведения. Найдите завязку, кульминацию и развязку. Есть ли в этой поэме экспозиция и эпилог?
Завязка — пир у Ивана Грозного.
Кульминация — бой Калашникова с Кирибеевичем.
Развязка — казнь Калашникова.
Эпилогом можно считать строфу, в которой говорится о том, какую память оставил Степан Парамонович в народе.
Своеобразной экспозицией можно назвать зачин поэмы.
Как проявилась в поэме связь с фольклором? Выпишите из текста примеры, иллюстрирующие художественные приемы фольклора.
Произведение написано в особом жанре — песни. Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются герои, не авторские, а обобщенно-народные.
Художественная структура поэмы приближает ее к произведениям устного народного творчества: традиционные эпитеты (вино сладкое заморское, очи зоркие, буйный молодец, дума крепкая, заря алая, красны девушки, косы русые, буйная головушка, тучки синие, солнце красное и др.); сравнения (ходит плавно — будто лебедушка, молвит слово — соловей поет); инверсии (плечи богатырские, слово грозное и т. д.); многочисленные случаи синтаксических повторов и прямого и отрицательного параллелизма:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич…
М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
Почему “Песня про царя Ивана Васильевича…” обычно называют поэмой?
Поэма – один из жанров лиро-эпического рода литературы, стихотворное сюжетное повествование. В основе лирического повествования Лермонтова – сюжет о конфликте купца Степана Парамоновича Калашникова и молодого опричника Ивана Грозного – Кирибеевича.
Как вы объясните такое длинное и обстоятельное название этого произведения?
В полном названии поэмы на первые места выведены царь Иван Грозный и его опричник (без упоминания имени), что
В заглавии названы три героя. По сюжету же происходит столкновение только двух соперников. Какую роль в этом произведении играет царь Иван Васильевич?
Иван Грозный воплощает идею деспотической, тиранической власти. В эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен
Выделите важнейшие события сюжета этого произведения. Найдите завязку, кульминацию и развязку. Есть ли в этой поэме экспозиция и эпилог?
Завязка – пир у Ивана Грозного.
Кульминация – бой Калашникова с Кирибеевичем.
Развязка – казнь Калашникова.
Эпилогом можно считать строфу, в которой говорится о том, какую память оставил Степан Парамонович в народе.
Своеобразной экспозицией можно назвать зачин поэмы.
Как проявилась в поэме связь с фольклором? Выпишите из текста примеры, иллюстрирующие художественные приемы фольклора.
Произведение написано в особом жанре – песни. Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества.
Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются герои, не авторские, а обобщенно-народные.
Художественная структура поэмы приближает ее к произведениям устного народного творчества: традиционные эпитеты (вино сладкое заморское, очи зоркие, буйный молодец, дума крепкая, заря алая, красны девушки, косы русые, буйная головушка, тучки синие, солнце красное и др.); сравнения (ходит плавно – будто лебедушка, молвит слово – соловей поет); инверсии (плечи богатырские, слово грозное и т. д.); многочисленные случаи синтаксических повторов и прямого и отрицательного параллелизма:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич…
Related posts:
Вопросы и ответы к поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
В поэме отражен XVI век, время деспотического правления Ивана Грозного. Произведение прозвучало как глубоко современное: только что на дуэли с «царским опричником» погиб А. С. Пушкин, защищавший честь жены и своей семьи. Поэма, написанная после поражения декабристов, учила упорству и мужеству в борьбе с деспотизмом, воспитывала уважение к человеку, его чести и достоинству, поддерживала веру в идеалы. Не видя героев в настоящем, поэт ищет их в прошлом.
Непосредственной вины царя в этом нет. Но царь повинен в том, что сделал возможным такое поведение своего любимца, оградив опричников от народного гнева, поставив их над законом, в том, что поощрял их произвол и безнаказанность.
Суров быт, суровы люди, суровы отношения между ними. Подозревая жену в неверности, Калашников грозит упрятать ее «за железный замок за дубовую дверь окованную». Для Алены Дмитриевны муж — «государь», «красно солнышко»; его немилость для нее — горше людской молвы, страшнее смерти. «Вторым отцом» считают купца младшие братья, готовые во всем поддержать его. Власть Калашникова в семье неоспорима, но под покровом суровости в нем живет доброта, забота о близких, о чести и достоинстве семьи.
Поэма — один из жанров лиро-эпического рода литературы, стихотворное сюжетное повествование. В основе лирического повествования Лермонтова — сюжет о конфликте купца Степана Парамоновича Калашникова и молодого опричника Ивана Грозного — Кирибеевича.
В полном названии поэмы на первые места выведены царь Иван Грозный и его опричник (без упоминания имени), что точно указывает на отраженную в поэме эпоху, ее реалии. Название показывает влияние этих персонажей на судьбу главного героя — купца Калашникова, героя вымышленного, но отразившего нравственные представления, образ жизни, характерные для российского купечества.
Иван Грозный воплощает идею деспотической, тиранической власти. В эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана с Россией, управляемой «просвещенным» государем Николаем I. Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личных отношений, оно становится причиной столкновения частного человека и всей государственной машины, олицетворением которой является Иван Грозный. Готовясь отомстить обидчику, Калашников вступает в открытый конфликт с государем, ибо борется против его установлений, воли, против вседозволенности приближенных царя.
Завязка — пир у Ивана Грозного.
Кульминация — бой Калашникова с Кирибеевичем.
Развязка — казнь Калашникова.
Эпилогом можно считать строфу, в которой говорится о том, какую память оставил Степан Парамонович в народе.
Своеобразной экспозицией можно назвать зачин поэмы.
Произведение написано в особом жанре — песни. Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются герои, не авторские, а обобщенно-народные.
Художественная структура поэмы приближает ее к произведениям устного народного творчества: традиционные эпитеты (вино сладкое заморское, очи зоркие, буйный молодец, дума крепкая, заря алая, красны девушки, косы русые, буйная головушка, тучки синие, солнце красное и др.); сравнения (ходит плавно — будто лебедушка, молвит слово — соловей поет); инверсии (плечи богатырские, слово грозное и т. д.); многочисленные случаи синтаксических повторов и прямого и отрицательного параллелизма:
В народных песнях образ Ивана Грозного идеализируется, в них воплотилась вера народа в сурового, но справедливого царя. В народной традиции царь предстает перед нами справедливым, грозным и милостивым одновременно. В поэме Лермонтова Грозный убежден в своей власти не только над жизнью и смертью, но и над душами своих подданных. Воля царя считалась проявлением воли Бога на земле, царь стоял выше всякого суда и следствия. Но царская милость проявляется в том, что, казнив Калашникова, царь жалует его семью и освобождает его братьев от уплаты налогов в царскую казну. Он казнит Калашникова и по неведению, и потому, что тот прямо отказался открыть причину убийства; об этом он скажет «только Богу единому».
Наиболее напряженными и важными для развития действия поэмы являются бой Калашникова с Кирибеевичем и разговор Калашникова с Иваном Грозным.
Захватывающий сюжет лермонтовской «Песни…», ее глубокое проникновение в дух эпохи не раз привлекали многих русских художников XIX-XX веков. В 1862-1864 годах поэму иллюстрировал В. Г. Шварц. Его рисунки отличаются выразительностью характеристик персонажей, точностью бытовых деталей. В 1865 году иллюстрации к произведению создал А. И. Шарлемань. Его трактовка образов более поверхностна, но нельзя не отметить высокую технику рисунка художника и удачную компоновку с текстом поэмы. В 1868 году выразительные иллюстрации к «Песне…» нарисовал И. Е. Репин, в 1888 году — М. В. Нестеров. В начале XX века образы поэмы воспроизвел Б. М. Кустодиев, в 30-е годы того же века изящную стилизацию создал И. Я. Билибин. Декоративность рисунка художника не противоречит реалистической трактовке образов произведения Лермонтова.
Тематика отрывков — прославление Москвы — сердца России и близость их по своей структуре народной песне обусловливают такой выбор.
Вы знаете, что события этих произведений относятся примерно к одному времени — XVI-XVII векам. Но это обстоятельство быстро забывается, поскольку сюжеты произведений развертываются в разных местах и не включают никаких общих исторических фигур. В памяти остается общее представление о средневековье с его бытом, нравами, системой отношений. Однако ощущение встречи с героическим временем сохраняется прочно, поскольку перед нами проходят героические судьбы и сильные характеры.
В этих трех произведениях Иван IV — грозный и жестокий царь. Но все же при общей характеристике и оценке образ, который создается у читателя, различен. В «Песне…» Лермонтова Иван Грозный показывает лишь свою приязнь к опричнине, в «Василии Шибанове» — жестокость, в «Князе Серебряном» дается более обстоятельная характеристика царя, показано, как он меняется со временем и как нарастают в его характере зловещие черты деспота и самодура.
Хотя события «Песни…» исторические, но смысл произведения актуален: в условиях деспотизма человек должен защищать свою честь и достоинство любыми способами.
Вопросы и ответы к поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”
Какой период русской истории отражен в “Песне…”? Почему поэт обратился к далекому прошлому?
В поэме отражен XVI век, время деспотического правления Ивана Грозного. Произведение прозвучало как глубоко современное: только что на дуэли с “царским опричником” погиб А. С. Пушкин, защищавший честь жены и своей семьи. Поэма, написанная после поражения декабристов, учила упорству и мужеству в борьбе с деспотизмом, воспитывала уважение к человеку, его чести и достоинству, поддерживала веру в идеалы.
Не видя героев в настоящем, поэт
Что вы знаете об эпохе Ивана Грозного (о его царствовании, об опричнине)? Каким предстают Иван Грозный и Кирибеевич в первой картине поэмы (пир у Ивана Грозного)? Повинен ли царь в преступной попытке Кирибеевича разрушить семью Калашниковых?
Непосредственной вины царя в этом нет. Но царь повинен в том, что сделал возможным такое поведение своего любимца, оградив опричников от народного гнева, поставив их над законом, в том, что поощрял их произвол и безнаказанность.
Какой представляется вам семья Калашниковых во второй картине поэмы?
Суров быт, суровы люди, суровы отношения между
Власть Калашникова в семье неоспорима, но под покровом суровости в нем живет доброта, забота о близких, о чести и достоинстве семьи.
Почему “Песня про царя Ивана Васильевича…” обычно называют поэмой?
Поэма – один из жанров лиро-эпического рода литературы, стихотворное сюжетное повествование. В основе лирического повествования Лермонтова – сюжет о конфликте купца Степана Парамоновича Калашникова и молодого опричника Ивана Грозного – Кирибеевича.
Как вы объясните такое длинное и обстоятельное название этого произведения?
В полном названии поэмы на первые места выведены царь Иван Грозный и его опричник (без упоминания имени), что точно указывает на отраженную в поэме эпоху, ее реалии. Название показывает влияние этих персонажей на судьбу главного героя – купца Калашникова, героя вымышленного, но отразившего нравственные представления, образ жизни, характерные для российского купечества.
В заглавии названы три героя. По сюжету же происходит столкновение только двух соперников. Какую роль в этом произведении играет царь Иван Васильевич?
Иван Грозный воплощает идею деспотической, тиранической власти. В эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана с Россией, управляемой “просвещенным” государем Николаем I. Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личных отношений, оно становится причиной столкновения частного человека и всей государственной машины, олицетворением которой является Иван Грозный. Готовясь отомстить обидчику, Калашников вступает в открытый конфликт с государем, ибо борется против его установлений, воли, против вседозволенности приближенных царя.
Выделите важнейшие события сюжета этого произведения. Найдите завязку, кульминацию и развязку. Есть ли в этой поэме экспозиция и эпилог?
Завязка – пир у Ивана Грозного.
Кульминация – бой Калашникова с Кирибеевичем.
Развязка – казнь Калашникова.
Эпилогом можно считать строфу, в которой говорится о том, какую память оставил Степан Парамонович в народе.
Своеобразной экспозицией можно назвать зачин поэмы.
Как проявилась в поэме связь с фольклором? Выпишите из текста примеры, иллюстрирующие художественные приемы фольклора.
Произведение написано в особом жанре – песни. Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры играют важнейшую роль в структуре поэмы.
Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются герои, не авторские, а обобщенно-народные.
Художественная структура поэмы приближает ее к произведениям устного народного творчества: традиционные эпитеты (вино сладкое заморское, очи зоркие, буйный молодец, дума крепкая, заря алая, красны девушки, косы русые, буйная головушка, тучки синие, солнце красное и др.); сравнения (ходит плавно – будто лебедушка, молвит слово – соловей поет); инверсии (плечи богатырские, слово грозное и т. д.); многочисленные случаи синтаксических повторов и прямого и отрицательного параллелизма:
Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие:То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич… Сравните образ Ивана Грозного в исторической песне “Правеж” с тем же образом в поэме Лермонтова. В чем вы видите основные различия этих образов?
Подтвердите ответ текстом.
В народных песнях образ Ивана Грозного идеализируется, в них воплотилась вера народа в сурового, но справедливого царя. В народной традиции царь предстает перед нами справедливым, грозным и милостивым одновременно. В поэме Лермонтова Грозный убежден в своей власти не только над жизнью и смертью, но и над душами своих подданных. Воля царя считалась проявлением воли Бога на земле, царь стоял выше всякого суда и следствия.
Но царская милость проявляется в том, что, казнив Калашникова, царь жалует его семью и освобождает его братьев от уплаты налогов в царскую казну. Он казнит Калашникова и по неведению, и потому, что тот прямо отказался открыть причину убийства; об этом он скажет “только Богу единому”.
Подготовьте чтение наизусть одного из важнейших эпизодов поэмы.
Наиболее напряженными и важными для развития действия поэмы являются бой Калашникова с Кирибеевичем и разговор Калашникова с Иваном Грозным.
Многие художники иллюстрировали поэму. Какие иллюстрации привлекли ваше внимание? Кто из художников, на ваш взгляд, наиболее точно передал атмосферу поэмы?
Захватывающий сюжет лермонтовской “Песни…”, ее глубокое проникновение в дух эпохи не раз привлекали многих русских художников XIX-XX веков. В 1862-1864 годах поэму иллюстрировал В. Г. Шварц. Его рисунки отличаются выразительностью характеристик персонажей, точностью бытовых деталей.
В 1865 году иллюстрации к произведению создал А. И. Шарлемань. Его трактовка образов более поверхностна, но нельзя не отметить высокую технику рисунка художника и удачную компоновку с текстом поэмы. В 1868 году выразительные иллюстрации к “Песне…” нарисовал И. Е. Репин, в 1888 году – М. В. Нестеров. В начале XX века образы поэмы воспроизвел Б. М. Кустодиев, в 30-е годы того же века изящную стилизацию создал И. Я. Билибин.
Декоративность рисунка художника не противоречит реалистической трактовке образов произведения Лермонтова.
На сюжет “Песни…” написана опера А. Г. Рубинштейна “Купец Калашников”. Многие отрывки из поэмы также были положены на музыку. Как вы могли бы объяснить такой выбор отрывков: “Над Москвой великой…”, “Заря над Москвой”, “Ох ты гой еси…”?
Тематика отрывков – прославление Москвы – сердца России и близость их по своей структуре народной песне обусловливают такой выбор.
События “Песни про… купца Калашникова” Лермонтова и “Тараса Бульбы” Гоголя происходят примерно в одно историческое время. Вспоминали ли вы про это, когда знакомились с текстами произведений, или об этом вы даже и не задумывались? Ответ обоснуйте.
Вы знаете, что события этих произведений относятся примерно к одному времени – XVI-XVII векам. Но это обстоятельство быстро забывается, поскольку сюжеты произведений развертываются в разных местах и не включают никаких общих исторических фигур. В памяти остается общее представление о средневековье с его бытом, нравами, системой отношений.
Однако ощущение встречи с героическим временем сохраняется прочно, поскольку перед нами проходят героические судьбы и сильные характеры.
В поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про… купца Калашникова” и в произведениях А. К. Толстого “Василий Шибанов” и “Князь Серебряный” один из героев – Иван Грозный. Попробуйте создать собирательный образ царя или указать на различия в его характеристике.
В этих трех произведениях Иван IV – грозный и жестокий царь. Но все же при общей характеристике и оценке образ, который создается у читателя, различен. В “Песне…” Лермонтова Иван Грозный показывает лишь свою приязнь к опричнине, в “Василии Шибанове” – жестокость, в “Князе Серебряном” дается более обстоятельная характеристика царя, показано, как он меняется со временем и как нарастают в его характере зловещие черты деспота и самодура.
Как начинается третья часть поэмы – картина кулачного боя? Какое значение имеет описание утра, алой зари? Одинаково ли ведут себя противники?
Кому принадлежит окончательная и верная оценка разыгравшейся трагедии? Что сближает поэму Лермонтова с народной песней? Какие художественные приемы народной поэзии использовал автор? Привести примеры метафор, сравнений, постоянных эпитетов.
Какова главная идея “Песни про купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова?
Хотя события “Песни…” исторические, но смысл произведения актуален: в условиях деспотизма человек должен защищать свою честь и достоинство любыми способами.
Related posts:
Анализ «Песня про царя Ивана Васильевича»
сочинение по литературе 7 класса
История создания
Поначалу цензура не хотела пропускать в печать поэму человека, осужденного за либеральные убеждения. «Песня…» была опубликована (без указания авторства) только после личного обращения Жуковского к министру народного просвещения графу Уварову.
Смысл названия
Полное название поэмы — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В названии не только перечислены главные герои, но им дана определенная характеристика. На первом месте стоит царь, уважительно называемый по имени-отчеству. Опричник остается безымянным, его главное отличительное качество — молодость. Положительный герой назван последним только по фамилии. Несмотря на удальство купец практически бесправен.
Главная тема произведения
Главная тема произведения — величие исторического прошлого.
Большая часть творчества Лермонтова была связана с неудовлетворенностью современной действительностью. Ранние юношеские сюжеты постепенно сменяются конкретно-историческими народными темами. В «Песне» поэт переносится в далекую героическую эпоху, полную славы и великих дел.
Период Опричнины оставил глубокий след в русской истории. Иван Грозный, провозгласив себя первым русским царем, добился ничем не ограниченной власти. Любой неугодный ему человек мог быть схвачен опричниками и немедленно казнен.
Роскошный пир государя подчеркивает его могущество. Ивана не случайно прозвали Грозным. Его приводит в гнев невнимание молодого опричника. Родственник Малюты Скуратова Кирибеевич жалуется господину, что полюбил жену купца.
Опасаясь цензурных нападок, Лермонтов не приводит ответ могущественного монарха. Логично предположить, что именно государь посоветовал своему любимцу Кирибеевичу завладеть женщиной хитростью или силой.
Алене Дмитриевне с трудом удается вырваться из объятий Кирибеевича, который уверен, что останется безнаказанным. Однако купец Калашников не намерен терпеть бесчестье даже от царских приближенных («А такой обиды не стерпеть душе да не вынести сердцу молодецкому»). Чтобы решиться на месть Кирибеевичу, нужно было обладать огромным мужеством. Степан Парамонович становится символом сопротивления деспотизму и произволу.
Калашников не намерен действовать исподтишка. Он выбирает самый прямой путь — честный кулачный поединок. Кулачные бои в то время являлись одним из главных развлечений. Они нередко заканчивались смертью одного из противников.
Поведение Степана Пармоныча вызывает неподдельное уважение. Его «лютая» и «позорная» казнь служит укором деспотичному царю, при котором расцветает произвол знати над честными людьми.
Проблематика
В «Песне» Лермонтов ставит проблему, ярко выраженную впоследствии в стихотворении «Дума». Современное поэту поколение не идет ни в какое сравнение со своими великими предками. В прошлом наравне с могущественными тиранами стояли мужественные простые люди, отважно бросавшие вызов деспотизму. Поступок Степана Парамоныча заслуживает славы и будет увековечен в народной памяти. В эпоху николаевской реакции таких людей уже нет.
Композиция
По структуре поэма также максимально приближена к исторической песне. Она состоит из трех основных частей (пир Ивана Грозного, нападение Кирибеевича на Алену Дмитриевну, кулачный бой и казнь Калашникова), разделенных традиционными «присказками» гусляров.