почему нельзя класть локти на стол во время еды история
Почему считается невежливым есть, положив локти на стол
Правилам столового этикета нас обучают еще с детства. Так, мы знаем, что жевать нужно с закрытым ртом, поскольку это избавляет от внимания окружающих, а салфетка на коленях препятствует попаданию пищи на них. Ну с этими двумя, самыми элементарными, все предельно ясно.
Но вот почему нас отучивают держать локти на столе, когда так, казалось бы, есть удобнее? Все дело в том, что этому есть вполне адекватное объяснение, и в этом материале вы его узнаете.
Невоспитанным не доверяли
Так уж исторически сложилось, что соблюдение манер поведения за столом свидетельствовало о проявлении внимательности или даже усердии. Человек, нарушающий эти правила, пугал людей, ну или во всяком случае, вызывал у них недоверие, поскольку его действия для них были непредсказуемы.
В прежние времена, когда социальные нормы были единственной вещью, удерживающей людей в строю, пересечение этой невидимой границы можно было истолковать как пренебрежение порядком. Такие люди считались опасными и способными на все.
Более того, в Книге Екклесиаста и вовсе локти на столе приравнивались к самым грубым ошибкам, которые только мог совершить человек, а именно — нарушению клятвы или правил Ветхого Завета.
В настоящее время
Сейчас вряд ли кто-то будет сравнивать локти на столе с нарушением клятвы, но, придерживаясь этого правила, мы не просто избегаем лишних ссор за столом, а предотвращаем возможные неприятности.
Так, к примеру, у нас не всегда получается аккуратно есть: запросто в спешке или по неопрятности можно испачкать рукава в еде, стоящей на столе. К тому же, опираясь на локти во время трапезы, мы не только выглядим сутулыми (что не очень-то и красиво со стороны), но и мешаем людям, если те сидят по обе стороны и ведут разговор.
Собственно говоря, соблюдать правила столового этикета или нет, — дело исключительно каждого человека. Но все же знать не помешает, почему это принято считать невежливым.
Почему нельзя класть локти на стол?
Экскурс в устройство традиционного дома
Наверное, всех нас в детстве, а кого-то и далеко не в детстве, одергивали: мол, локти на стол не кладут! Неприлично это! И все мы это правило усвоили. А все ли задумывались, почему локти на стол не кладут?
Понятно, что так не принято по этикету. Но, честно говоря, по этикету не принято много чего, о многих его правилах мы и не подозреваем. И не следуем им. А вот что на стол не кладут локти — знает каждый.
Самое простое и рациональное объяснение этому правилу поведения за столом: расставленные в стороны локти мешают соседям по столу. Если и соседи локти растопырят — за столом и вовсе будет не поместиться.
Обычай идет издревне, когда семьи были большими, а дома тесными, а на пирах гости плотно сидели за одним столом. Растопыренные локти здесь могли бы стать лишним источником конфликтов, а оно кому-то надо? Вот и придумали не класть их на стол.
Хорошо, а почему тогда локти нельзя на стол и ставить? Кому они помешают, если поставить их на ширине плеч, не выходя за рамки своего личного пространства? Неужели «заодно» и «на всякой случай»? Типа, раз сказано локти со стола убрать — значит, им вообще там не место.
Буквально — сакральному, священному. Стол в традиционной русской культуре прямо ассоциируется с церковным алтарем. Вплоть до того, что это могло прямо проговариваться, как «стол — все равно что Престол Божий»; «стол — Божья ладонь». Второе утверждение во многом связано с функцией стола как места, куда кладут пищу.
Пища же в земледельческой культуре — во многом сакральна. Так, традиционное почтительное отношение к хлебу, как к чему-то священному, мы помним и сейчас. А в традиционной культуре мистическое значение придавали почти всему. Вся жизнь была пронизана обрядовостью, приметами, мистическим смыслом. Естественно, все это имеет дохристианские истоки. В православной же культуре отношение к некоторым элементам окружающего мира приняло иные формы, сохранив сакральную суть.
Стол в традиционной избе помещался вблизи или в самом «красном углу».
Вдумаемся: в одном месте находятся иконы (никто ведь не сомневается, что к иконам в традиционном и насквозь религиозном обществе было особое отношение?) и стол? Наверное, очевидно, что этот стол — уже не просто предмет мебели? И. С. Куликов, «Чаепитие»
Фото: avto.goodfon.ru
И например, почему нельзя сидеть на углу — мы знаем. Потому, что не женишься. Правда, почему — никто не задумывается.
Последствия втыкания ножа в хлеб или оставления его там и вовсе мало кто объяснит. И уж тем более не объяснит, почему столь безобидное действие должно привести к таким именно последствиям.
Другие «застольные» запреты, типа «не разговаривать за едой», вроде бы рационально объяснимы… Вроде бы.
Стол — действительно один из двух сакральных центров дома. И не образно, а буквально. Ведь что такое алтарь? Место связи нашего мира с миром вышним, божественным. Ровно та же функция у стола. Конечно, алтарь — освящен, и прямо равнять с ним стол нельзя… Но можно.
Можно, учитывая, что вся эта обрядовость, все наши бытовые верования идут из дохристианских времен, когда не было ни упорядоченных религиозных представлений, ни священнической иерархии, когда носителем религии был сам народ. Н. П. Петров, «Смотрины невесты», 1861 г.
Фото: ru.wikipedia.org
Выходит, что стол — место, где человеческий мир соприкасается с миром потусторонним. В христианской парадигме — с миром божественным. Но возникли-то застольные обычаи не в христианской культуре! Отсюда и все окружающие стол и трапезу приметы, поверья и многие обычаи.
Часть из них мы уже разбирали, например, что оставленные на столе ключи могут «пропасть», потому что их «заберут духи» — тот же домовой. Это становится понятным, если исходить из того, что стол — место, принадлежащее двум мирам, «проводник» в мир духов.
Не думаю, что крестьянские дети, сызмальства приученные к работе, так легко порезались бы ножом, и что этому придали бы такое значение. Ну, а у воров или грабителей уж точно были собственные ножи. А вот то, что может пораниться домовой, для которого на столе оставляли угощение, вполне укладывается в представления о верованиях наших предков.
А почему за едой нельзя разговаривать? Как иногда говорят детям, «пока ты говоришь — тебе в ложку бес какает». Прием пищи воспринимается как священнодействие. И логично, что нечистая сила старается этому помешать.
На самом же деле, любое отверстие — это проход, в который может проникнуть враждебная сущность. Поэтому все входы в дом в русской культуре оформлялись орнаментами, символами, защищались иными способами.
И «входы» в одежду — ворот, обшлага, все кромки — принято было украшать защитными символами. Да тот же носимый на шее на шнуре или цепочке оберег как раз и прикрывает «вход» под одежду. Снизу это делает пояс.
Ну, а рот во время еды наиболее уязвим, ведь мы «принимаем» что-то внутрь. Вот и нужно стараться, чтобы вместе с едой в рот не залетела какая-нибудь сущность. Тем более, повторю, хлеб, каша — священны, и значит, бесы неизбежно станут стремиться помешать есть их.
Вот такой причудливый сплав языческих и христианских представлений! Вплоть до того, что к столу звали как-нибудь типа: «Крещеные, садитесь обедать!» Так, чтобы случайно не пригласить к столу нечисть. Михаил Шибанов, «Крестьянский обед», 1774 г.
Фото: artchive.ru
Именно поэтому (а не потому, что пол грязный — едва ли земледельцы так уж этого боялись!) упавший под стол кусок лучше отдать животным.
Запрет же сидеть на столе, класть и даже ставить туда локти исходит из другого обычая: ставить на стол гроб с умершим. Вероятно, положивший на стол локти ассоциировался с лежащим, а лежать на столе мог только покойник. Да и то не повсеместно. В некоторых регионах гроб ставили как раз в стороне от стола, на лавку.
В других же местностях гроб ставили не прямо на стол, а подкладывая поленья, которые после похорон сжигали. Возможно, чтобы мертвое не контактировало непосредственно с сакральным. Хотя само по себе помещение покойного на стол, как зону соприкосновения с потусторонним миром, вполне логично.
А вот живому на столе делать нечего, его место — за столом. Хотя и здесь есть нюансы.
Стол располагался в «красном углу». При этом место главы семьи традиционно находилось ближе всего к собственно «красному углу», под божницей-иконостасом. В. М. Максимов, «Красный угол в избе», 1869 г.
Фото: artchive.ru
Хозяйка сидела с противоположной от хозяина стороны стола.
Сразу оговорюсь, что здесь есть региональные особенности. Но, в общем, можно считать, что стандартное место расположения «красного угла» — на юго-востоке дома, примерно аналогично церковному алтарю.
Другой ориентир — «красный угол» располагался по диагонали от печи, которая часто располагалась сбоку (чаще справа) от входа. Угол, где стояла печь, именовался печным, с другой стороны от входа — мужской угол, по диагонали от него — женский угол.
Таким образом, изба условно делится на две половины: мужскую и женскую. Получается, что по одну сторону избы мужчина работал и отдыхал на «конике» — широкой лавке. Напротив, на женской половине, хозяйка топила печь и готовила пищу.
Но нам сейчас важнее деление избы по диагонали: от печи к «красному углу», от «материального» к «духовному».
И снова — от женского к мужскому. Поскольку «красный угол» символизирует мужское начало (мы помним, что здесь за столом сидит хозяин дома!), печь же — второй сакральный центр дома, олицетворяющий женское начало. «Красный угол» — центр мужской половины дома, печь — женской. Пространство между устьем печи и стеной так и именовалось «бабьим углом».
Но ограничиваться этим означало бы слишком упрощать картину традиционного дома. Если «красный угол» соотносится с небесным началом, в православной картине мира — с церковным престолом, то печь — это все еще часть языческого мира. Здесь, например, обитает домовой — тот из представителей язычества, которому не вредит освящение жилища. Больше того, домовой может забираться на стол. Франсиско Гойя, серия «Капричос», лист 49: «Маленькие домовые», 1799 г.
Фото: artchive.ru
Печь и стол — два полюса избы, одновременно и противоположности, и взаимодополнения. Даже физическая структура «красного угла» антропоморфна мужскому телу, а печи — женскому.
Но о печи, связанной с ней мифологией, ее месте в структуре дома нужно говорить отдельно. В контексте же этой темы важно, что стол расположен в юго-восточной части дома, со стороны восхода (в языческой картине мира) и грядущего прихода Христа (в христианской парадигме). На юг и восток в доме обычно выходили и окна.
Конечно, прежде всего это объясняется тем, что с этой стороны светлее и теплее. И вслед за этим восточная сторона ассоциировалась с жизненной силой, рождением и возрождением.
Противоположное, северо-западное, направление как бы должно ассоциироваться с холодом, приходом зимы и иными нехорошестями. Вот только к печи это отношения не имеет. Точнее, сама печь не имеет никакого отношения к враждебным силам. Но и расположение ее ни у входа, ни с северной стороны — не случайно.
Печь, языческий центр дома и несомненно благая, согревающая и кормящая сила, прямо наследует самым древним очагам. И далее кострам палеолита, когда овладение огнем выделило человека из животного мира.
Может ли печь (очаг) быть связанной с враждебными силами? Ю. Н. Волков, «Интерьер с русской печью. Тарнога», 1984 г.
Фото: artchive.ru
С языческими, природными — да, безусловно. А также с духами предков — очень вероятно, что под печью в древности хоронили умерших. Возможно, в небольших ячейках-углублениях непонятного назначения изначально помещали урны с прахом.
Весьма вероятно, что обитающий у печи домовой — позднейшее преломление воспоминаний о похороненных тут предках. А предки не могут нести нам вреда.
Печь помещена в северной части избы по другой причине: она защищает дом от приходящих с этой стороны враждебных сил. Если здесь же расположена дверь, защита распространяется и на нее. Другая «уязвимость» — окна, они традиционно находились с «благих» южной и восточной сторон, с другой — прикрывались «красным углом».
И есть у этой «биполярности» еще одно значение.
Печь, очаг — самый древний атрибут жилища. В древней пещере не было ни окон, ни дверей, ни стола. И о предметах поклонения, символизирующих божества, мы ничего не знаем. А очаг был. И расположить его ближе к входу было логично: и дыму выходить ближе, и хищник забраться остережется. Связь с архаикой, с природными силами, равно как и с материнским, женским началом, очаг сохраняет и позже.
«Красный» же угол — символ мужского начала. Отхода от природно-материального к духовному, ко все более развитой религии, к культуре, к развитию.
Женское начало можно ассоциировать с сохранением, мужское — с развитием в самом широком понимании.
Конечно, вряд ли это все осмыслялось нашими предками. Но все это заложено в символике традиционного дома. И значит, не могло не влиять на психологию наших пращуров.
Почему нельзя класть локти на стол во время еды история
Мама в детстве объясняла мне запрет есть, поставив локти на стол, тем, что можно, неловко повернувшись, столкнуть со стола соседскую тарелку или чашку. Как-то раз в передаче «Что? Где? Когда?» один молодой человек показывал, как юнкеров в Германии учили прилично есть с помощью двух книг. Книги полагалось прижать локтями к бокам и в таком положении орудовать ножом и вилкой. Благодаря такому навыку в дальнейшем у воспитанного юноши не было опасности невежливо толкнуть локтем соседа за столом или, не дай бог, соседку, а также избавляло от конфуза опрокинуть свою или соседскую рюмку или влезть рукавом в чужую тарелку.
Вот что записали мы в Нижегородской области от старообрядцев-спасовцев:
Информантка: На локтях [поставив локти на стол — изд.] никогда не ешь!
Собирательница: А почему?
Инф.: Иуда ел на локтях! И Христос ёго осудил. И пророки-ти писали не есть на локтях!
Ещё вот писано — в солоницу хлеб не макать, потому что Иуда макал.
Кстовский р-н, Анна Фёдорова, 1911 г. р.,спасовское согл., «большой начал». Запись 05.08.1994 Савельевой О. А., Точилиной Л. Н.
Всё дело в том, что высокий стол (в отличие от бытовавших у различных групп славян низких столиков, столов-скрынь, приступочек из глины) рассматривался как сакральны центр дома, как своего рода престол вне церкви. В русской избе, предназначенной, как и всякое человеческое жилище, для жизни живых, был ряд локусов, связывающих мир воплощённых людей и иные миры. Одним из них был стол, который одним из своих торцов был обращён в красный угол, где висели иконы, так что туда, под образа, мог сесть либо хозяин дома, либо быть посажен почётный гость. Там было самое престижное место, но дело не только в престиже. Возможно, что человек, который занимал его, был своего рода «связным» между живыми и предками, «родителями». Но не будем забегать вперёд.
Собирательница: А почему нельзя есть на локтях?
Информантка: А стол — это как престол. А на престол-ат нельзя даже от так [кладет на стол пальцы] опирацце!
Арзамасский р-н, Устинья Михайлова, 1914 г.р., спасовское согл., «большой начал». Запись 08.08.1994 СавельевойО. А., Точилиной Л. Н.
Многие исследователи указывают, что «святость» столу сообщает стоящий на нём хлеб, приводя пословицу: «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска». Действительно, хлеб на столе надо было держать всегда, как и соль (за вычетом нахождения на столе гроба с покойником). Кстати, в Каргополье можно было тонко дать понять гостю, что его визит нежелателен: гость понимал это, видя, что на столе нет соли.
Престижность стола как сакрального локуса повышалась в праздники. За праздничный стол вместе со взрослыми не садились дети и подростки (лет примерно до 14-16), а также, если собиралось много гостей, за столом полагалось сидеть мужчинам как персонам более статусным, а женщины могли сидеть «в углу» или даже вовсе обедать стоя. Экспедиция РГГУ установила, что в Каргопольских деревнях мужчины и женщины стали вместе садиться за праздничный стол только с 20-х годов прошлого века. Любопытно, что в конце XIX в. крестьяне в этой местности предпочитали на праздники не пойти в церковь, но ни в коем случае не пропустить праздничное застолье. Так что получалось, что стол иной раз почитался выше престола в храме.
И вы, я думаю, теперь тоже поняли, почему нельзя ставить локти на стол. Вот ведь действительно: тут люди едят, а вы растопырились локтями, изображая то ли покойника, то ли невесту на посаде! И как прикажете к вам относиться, если даже непонятно, живыми вас считать или не очень?!
Почему нельзя класть локти на стол во время еды история
«Если не знаете, как
поступайте по этикету»,
Прием пищи является одним из базовых процессов, которые неизбежно сопровождают людей на протяжении всей жизни.
Правила столового этикета
1. Садиться за стол надо не очень далеко и не слишком плотно к краю, также нельзя на него класть локти, можно только кисти.
2. На стуле необходимо сидеть прямо, не склоняясь над тарелкой с едой.
3. Положите салфетку себе на колени.
4. Есть следует в спокойном темпе, небольшими порциями.
5. Не тянитесь за блюдом, если оно далеко, попросите других участников трапезы передать его.
6. Не принято дуть на горячие блюда. Можно немного подождать, пока еда остынет сама.
7. Принимать пищу следует бесшумно, чтобы не испортить аппетит окружающим.
9. Супы следует черпать ложкой от себя. Этот способ убережет от брызг на одежде.
10. Масло сливочное и оливковое нужно отрезать или отливать в свою тарелку из общего сосуда. Также следует намазывать не весь кусок хлеба, а тот, который сможете положить себе в рот.
По правилам этикета сумки не должны находиться на обеденном столе ни при каких обстоятельствах. Это же правило справедливо для ключей, шляп, перчаток, очков и футляров для них, пачек сигарет. В общем, если предмет не является частью обеда, он не должен находиться на столе.
Ресторанный этикет
1. Приступать к еде можно тогда, когда всем принесли еду или напитки.
2. По ресторанным правилам этикета за столом бутылки с алкоголем открывает официант.
4. Правила поведения в ресторане гласят, что не стоит каждый раз громко чокаться, это делают только во время важных, торжественных тостов.
5. Бокал с вином держите тремя пальцами за ножку. Во-первых, Вы не запачкаете бокал пальцами, а во-вторых, температура и вкус вина не поменяются от тепла рук.
6. Наполняйте бокалы с вином меньше чем наполовину.
7. При передаче блюда следует ставить его на стол рядом с соседом, а не отдавать в руки.
8. Соль и перец мы передаем в одной подставке, не вытаскивая отдельно соль или перец.
9. Некрасиво и негигиенично пользоваться одним бокалом с соседом, брать еду из его тарелки даже при близком знакомстве.
10. Если в каком-то блюде Вам попался хрящик или косточка, нужно аккуратно вернуть несъедобный элемент обратно в ложку и переместить на тарелку (или салфетку).
11. В том случае, если кусок не прожевывается, нужно поднести бумажную салфетку к губам и незаметно избавится от него.
12. Сигналом к забору официантом тарелки послужат правильно сложенные приборы на ней.
13. Не забывайте, что приборы, если Вы ими уже пользовались, ни в коем случае нельзя класть на стол. Только на тарелку, независимо от того, будете вы ими еще пользоваться или нет.
15. Садиться за стол с сигаретой – недопустимо.
Правила поведения детей за столом
1. Детей следует приучать к этикету с самых ранних лет. Прежде всего, ребенка нужно научить мыть руки перед каждым приемом пищи. Сначала родители сами подают пример и помогают малышу, а затем это действие закрепится.
2. Во время обеда не рекомендуется включать телевизор, который будет отвлекать от еды.
3. За воротник можно заправить текстильную салфетку. Она предотвратит попадание кусочков еды и напитков на одежду. Для маленьких детей придуманы специальные пластиковые вилки и ножи. У них нет острых лезвий и зубцов, так что ребенок не нанесет себе травмы, а яркая расцветка вызовет интерес.
4. За столом следует сидеть ровно, нельзя раскачиваться на стуле и мешать другим, сидящим за столом. Недопустимы крики и громкие разговоры.
5. Важным моментом в процессе обучения ребенка хорошим манерам за столом является запрет на игры с пищей. Нужно объяснить детям, что такое поведение неприемлемо, и нельзя размазывать еду по столу.
6. После еды нужно поблагодарить за вкусный обед и попросить разрешение выйти из-за стола. Одним из способов научить ребенка правильной сервировке является привлечение его к процессу накрывания стола. Пусть малыш помогает расставлять тарелки и раскладывать столовые приборы.
7. Самое главное – быть терпеливым и не повышать голос. Возможно, ребенок не с первого раза поймет непривычные для него правила, но не стоит опускать руки и нервничать. Пример других членов семьи поможет ему быстрее адаптироваться и правильно себя вести.
Этикет за столом для взрослых и детей
Этикет за столом в ресторане: Pxhere
Этикет за столом — важная составляющая культуры человека. Чтобы избежать конфузов, проявить себя воспитанным человеком, детям и взрослым следует выучить правила поведения за столом. Усвойте их, сделайте привычными, чтобы чувствовать себя уверенно и в компании друзей, и на официальных приемах.
Как надо вести себя за столом: правила для взрослых
Еда — одно из удовольствий в жизни, и нам хочется дополнить ее прием комфортом. В повседневности сложилась привычка есть на бегу, у телевизора или компьютера. В этом случае об этикете не задумываются. Но как быть, если участвуете в семейном застолье или пришли на банкет, прием?
Манеры за столом — показатель культуры человека. Общие правила этикета за столом сложились давно, на них влияют традиции и национальные особенности. Их полезно усвоить и сделать нормой жизни.
Правила этикета
Не испортить настроение и аппетит себе и другим помогают усвоенные заранее элементарные правила этикета:
Помните, что в компании за общим столом нельзя затевать разговоры на острые темы, обсуждать диеты. Не следует даже тихо вести отдельную беседу с соседом. Кстати, это касается и разговоров по мобильному телефону: поставьте его заранее на виброрежим, а если надо ответить, то извинитесь и отойдите ненадолго в сторонку.
Этикет за столом: Pxhere
Как правильно есть разные блюда
Сложились определенные правила, как употреблять блюда. Это предусматривает этикет за столом. Приборы для них подаются специальные:
Помните, что хлеб не режут, а отламывают маленькими кусочками. Неприемлемо есть с ножа.
Как вести себя за столом детям
Есть первые блюда ложкой, а вторые — вилкой, не разговаривать во время приема пищи — таков элементарный детский этикет за столом. Для детей уроки этикета начинаются с 11–12 месяцев, когда они осваивают столовые приборы, учатся самостоятельно есть каши и супы.
В дальнейшем дети подражают взрослым. Лучший пример для них — это то, как ведет себя семья за столом. Правильное поведение за столом лучше усваивается в игровой форме, без окриков и наказаний. Наглядный урок — сервировать вместе с ребенком стол для кукол, учить на их примере, как красиво есть, или разыгрывать в ролях сценки посещения кафе.
Этикет за столом для детей: Pxhere
Правила этикета для детей начинаются с простого:
Усвоив базовые требования, ребенок с возрастом запомнит и более сложные правила поведения за столом:
Будьте снисходительны к малышу, если он что-то уронил, разлил: такое случается со всеми. Ребенок должен испытывать удовольствие от правильного поведения за столом, а не страх что-то нарушить.
Терпение и последовательность родителей, приучающих детей к правильному поведению за столом, дадут стойкий результат. Не надо пытаться научить ребенка всему сразу, знакомьте его с правилами постепенно, от простых к более сложным. Воспитанный ребенок не осрамит во время посещения кафе или в гостях.
Этикет за столом, как и в других жизненных ситуациях, создает комфортную обстановку для всех. Человек, который обладает элементарными навыками, чувствует себя уверенно, не боится ошибиться. Тогда время за столом пройдет в приятном легком общении.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.