почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница

Мавзолей в Галикарнасе

почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Смотреть фото почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Смотреть картинку почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Картинка про почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Фото почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Смотреть фото почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Смотреть картинку почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Картинка про почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Фото почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница

Мавзолей в Галикарнасе входит в список Семи чудес света. Это древнее сооружение, которое сегодня лежит в руинах, является одним из самых известных и величественных творений архитектуры Древнего Мира. Название «мавзолей» сооружение получило по имени правителя древнего города царя Мавсола. Сегодня это слово встречается в разных языках по всему миру.

Согласно историческим сведениям, мавзолей был построен в IV веке до нашей эры. Простояло сооружение больше XVI веков. Окончательно разрушен мавзолей был в XIV веке. Из источников, дошедших до наших дней, стало известно, что в высоту это строение было примерно 45 метров.

Мавзолей в Галикарнасе имел предназначение схожее с пирамидами в Древнем Египте. Нижняя часть сооружения отводилась под гробницу, а верхняя должна была служить храмом для поклонения.

Руины Галикарнасского мавзолея на панорамах Google maps

Интересные факты о мавзолее в Галикарнасе

почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Смотреть фото почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Смотреть картинку почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Картинка про почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Фото почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница

Мавзолей в Галикарнасе сейчас

На сегодняшний день строение находится в руинах. Все что осталось от него — часть фундамента, камни и остатки колонн. Немного больше можно увидеть в замке Бодрум. В стенах замка по сегодняшний день находятся части каменных и мраморных блоков Галикарнасского мавзолея. Большая часть артефактов, найденных при археологических раскопках этого сооружения, находятся в Британском музее.

Согласно информации с официального сайта, попасть на территорию древних руин можно только через музей Галикарнасского мавзолея. Стоимость входного билета — 14 турецких лир. Русскоговорящего гида при музее нет. Открыта территория мавзолея каждый день, кроме понедельника. В летний период часы работы с 08:30 до 19:00, в зимний — с 08:30 до 17:00.

Кто создал Галикарнасский мавзолей

Инициатива создания такого сооружения исходили от правителей Карии — Мавсола и Артемисии. Для строительства этого архитектурного шедевра были приглашены архитекторы Сатирос и Пифей Приенский. Согласно историческим сведениям, над созданием скульптур работали Леохар, Бриаксис, Скопас, Тимофеос.

Внешний вид сооружения был нехарактерен для древнегреческой архитектуры. Есть предположение, что экстерьер мавзолея несет в себе некоторые черты гробниц соседнего царства Ликии, которое было завоевано Мавсолом.

почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Смотреть фото почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Смотреть картинку почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Картинка про почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Фото почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница

Архитектура

Согласно описаниям, сохранившимся до наших дней, Галикарнасский мавзолей внешне был совсем нетипичным сооружением Древней Греции. В плане гробница представляла собой почти квадрат, со сторонами примерно 33 и 39 метров.

Здание было украшено множеством статуй. В верхней части сооружения были установлены 36 колонн, между каждой из которых стояли статуи. Крыша была выполнена в форме пирамиды. На ее вершине была установлена статуя в виде колесницы, которой управлял царь и его жена. Во время археологических раскопок были найдены около 20 статуй львов, длиной в 1,5–1,6 метра. Фундамент здания был углублен примерно на 2,5 метра в землю.

почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Смотреть фото почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Смотреть картинку почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Картинка про почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Фото почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница

Как добраться до Галикарнасского мавзолея в Бодруме

Одно из Семи чудес света находится в городе Бодрум в юго-западной части Турции. С южной стороны город омывают воды Эгейского моря. Территориально мавзолей расположен в самом центре Бодрума. Попасть на территорию одного из Семи античных чудес света можно со стороны улицы Turgut Reis Cd через музей Галикарнасского мавзолея.

Из международного аэропорта Милас-Бодрум в курортный город Бодрум можно доехать на шаттл-басе Havaş. Этот автобус идет по маршруту Bodrum Milas Havalimanı, Güvercinlik, Torba yolu, Otogar.

В Бодруме шаттл-бас останавливается на центральном автовокзале города. Оттуда до музея Галикарнасского мавзолея можно дойти пешком примерно за 15 минут.

Схема пешего маршрута автовокзал Бодрума-мавзолей в Галикарнасе

Также в аэропорту Милас-Бодрум можно арендовать автомобиль и доехать на нем до мавзолея. Вся поездка займет около 40 минут. Маршрут будет проходить по автодороге D330.

Для поездок по городу можно воспользоваться местными службами такси: Azmakbasi Taxi, hill Taxi, Zetaş Taksi.

Видео о мавзолее в Галикарнасе, Бодрум

Источник

Галикарнасский мавзолей. История создания и разрушения

Галикарнас – столица Карийского царства – был одним из знаменитейших городов Греции. Здесь родился и провел молодость Геродот, автор знаменитой «Истории». Путешественников привлекала древняя слава и архитектура одного из красивейших городов Малой Азии. Местом паломничества был огромный храм бога войны Ареса с величественной статуей из мрамора и золоченого дерева. Женщины стремились к храму Афродиты – богини любви и красоты, – возле которого бил чудесный фонтан, возвращающий любовь покинутым, дарящий счастье любящим и пробуждающий чувства у тех, чье сердце еще не ведало власти Афродиты. Но более всего манила в Галикарнас усыпальница царя Мавсола (умершего в 353 году до н. э.), считавшаяся одним из чудес света. Эта гробница сочетала в себе черты греческого храма и восточной пирамиды. Зовется эта усыпальница Галикарнасский мавзолей.

Царь Мавсол присоединил к Карии ряд близлежащих областей и островов. Все подвластное население было обложено многочисленными налогами, а полученные таким образом средства тратились на возведение великолепной усыпальницы, она одновременно должна была служить храмом, в котором и после смерти чтили бы царя. Для ее строительства Мавсол пригласил в Карию лучших архитекторов и скульпторов того времени: Сатира, Пифея, Скопаса, Лeoxapa, Тимофея и Бриаксида.

Проект мавзолея

Согласно проекту, мавзолей должен был представлять собой прямоугольник 66 метров шириной, 77 метров длиной и 46 метров высотой. По композиции он делился на три части:

В верхнем и нижнем помещении намеревались установить по 15 колонн. В нижнем они должны быть дорийские – более массивные, в верхнем – более легкие, коринфские. Наружную колоннаду должны составлять 36 ионийских колонн. Таким образом, при строительстве мавзолея собирались использовать все три архитектурных ордера.

Возвести мавзолей предполагалось в центре города, на одной из самых широких его улиц, и по замыслу он должен был стать главной достопримечательностью Галикарнаса.
почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Смотреть фото почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Смотреть картинку почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Картинка про почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Фото почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница

Галикарнасский мавзолей (реконструкция)

Строительство мавзолея

Мрамор для строительства мавзолея добывали в каменоломнях. Глыбы вырубали и выпиливали особой пилой и на специальных деревянных тележках спускали вниз. Здесь производилась первичная обработка мрамора, для того чтобы уменьшить его вес при перевозке. Затем на телегах, запряженных волами, глыбы перевозили в каменотесные мастерские.

Когда отдельные детали были готовы, а мраморные глыбы отполированы, началось возведение стен постамента и установка колонн на втором этаже. Для того чтобы поднять колонны наверх, были построены деревянные платформы на подпорках и особые наклонные плоскости, тоже из дерева. На колонны был установлен массивный, богато украшенный карниз.

В разгар работ внезапно умер царь Мавсол. Его вдова, царица Артемисия, продолжила начатое мужем дело. Архитектору и скульптору Пифею надлежало изваять из мрамора огромную статую царя. Статуя царицы, по всей видимости, была создана знаменитым скульптором Скопасом, хотя ряд ученых подвергает сомнению его авторство. Им же, вероятно, была выполнена и часть рельефного фриза, украсившая западную стену гробницы. На этом фризе запечатлен очень популярный мифологический сюжет амазономахии: битвы греческих героев с женщинами-воительницами.почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Смотреть фото почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Смотреть картинку почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Картинка про почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Фото почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница

Царь Мавсол. Мраморная статуя из Галикарнасского мавзолея (высота 3 м)

Внизу: Битва греков с амазонками. Фриз Галикарнасского мавзолея
почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Смотреть фото почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Смотреть картинку почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Картинка про почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Фото почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница

Фризы южной и восточной сторон были созданы скульпторами Бриаксидом, Тимофеем и Лeoxaром и изображали битву лапифов с кентаврами. И хотя строительство еще не было завершено, в Галикарнас стали стекаться толпы любопытных путешественников.

Авторы проекта не увидели его завершение

Царица Артемисия не дожила до окончания строительства. Работы продолжились при их с Мавсолом сыне (ставшем правителем Галикарнаса), а закончились при внуке. Усыпальница вызывала восхищение и почиталась как чудо света.

После разгрома персов войском Александра Македонского Галикарнас был разграблен и разрушен македонскими воинами. Но Галикарнасский мавзолей, как ни странно, не тронули. Он простоял в опустевшем городе 1800 лет, до XV века, и, несмотря на частые землетрясения, остался невредимым. В XV веке побережье Малой Азии было захвачено крестоносцами, которые разобрали мавзолей и построили на развалинах Галикарнаса опорную крепость – замок Святого Петра. Творения великих мастеров древности использовали для сооружения стен крепости. После того как крестоносцы были изгнаны из Малой Азии турками, на месте древнего Галикарнаса появилась турецкая крепость Будрун.

В середине XIX века путешественники обратили внимание на то, что в стенах турецкой крепости встречаются плиты с античными барельефами, изображающими битву героев с амазонками. Всего насчитали 12 таких плит. Английский посол в Османской империи добился разрешения выломать их из стены и отправить на экспертизу в Британский музей. Ученые узнали знаменитый фриз Скопаса, некогда украшавший стены одного из прославленных чудес света – усыпальницы царя Мавсола

Галикарнасский мавзолей. Новая жизнь развалин

В Будрун отправился известный ученый-археолог, хранитель Британского музея Чарльз Ньютон. После того как он обнаружил в стенах крепости две мраморные статуи львов, когда-то стоявших у подножия мавзолея, у него исчезли последние сомнения.

В течение девяти месяцев, пока решался вопрос с разрешением на выемку фрагментов усыпальницы из стен крепости, Ньютон искал место, на котором когда-то стояла гробница. За это время из толщи ила и строительного мусора были извлечены фрагменты мраморной колесницы, обломки статуй людей, лошадей и львов. В результате настойчивой и кропотливой работы была почти целиком восстановлена статуя царя Мавсола, достигавшая 3 метров в высоту, а также статуя Артемисии – высотой более 2,5 метра.

После того как Галикарнасский мавзолей был найден, началось тщательное изучение его остатков. Были собраны все упоминания древних авторов о мавзолее. На основе этого материала ученые совместно с архитекторами попытались восстановить внешний облик усыпальницы царя Карии. И тут не обошлось без разногласий.

Исследования

По одному варианту Галикарнасский мавзолей представлял собой храм с крышей в виде ступенчатой пирамиды, на вершине которой возвышалась квадрига в виде колесницы и четверки лошадей, в которой находились огромные статуи Мавсола и Артемисии. Сам храм, по мнению этих исследователей, стоял на высоком постаменте, в зале которого и помещались саркофаги царя и царицы. А вокруг постамента, являвшегося первым этажом, находились статуи львов и всадников. Но такой вариант встретил серьезные возражения авторитетных ученых, тщательно изучивших все письменные источники и археологические материалы по данной проблеме и осуществивших математические расчеты.почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Смотреть фото почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Смотреть картинку почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Картинка про почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Фото почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница

Но главным аргументом в пользу того, что статуи были помещены не на колесницу, а стояли на невысоком постаменте, является манера их исполнения. Особенно это бросается в глаза при сравнении их с фигурой лошади из квадриги. Лошадь выполнена с учетом того, что на нее будут смотреть снизу с большого расстояния. А статуи царской четы созданы в обычном ракурсе, без учета особенностей местоположения.

После того как по фрагментам колесницы были вычислены ее размеры, стало ясно, что для нее статуи слишком тяжелы и массивны. Кроме того, у статуй тщательно разработаны черты лица, детали одежды и даже обувь, что было бы совершенно ненужным, если бы они размещались в квадриге на большой высоте. А отделывать нижнюю часть статуй тогда вообще не имело бы смысла, так как борта колесницы скрывали бы ее до линии бедер.

Все это свидетельствует о том, что статуи царя и царицы помещались не в колеснице, а стояли на пьедестале где-то на нижней площадке, среди множества других статуй, обломки которых были обнаружены в толще ила и строительного мусора, скрывшей то место, на котором когда-то возвышалось одно из величайших чудес Древнего мира. Данная точка зрения признается на сегодняшний день наиболее верной.

Источник

Гробница царя Мавсола

Гробница царя Мавсола

Галикарнас — Бодрум

В отличие от Эфеса город Галикарнас существует и сейчас, но называется теперь Бодрум. Это небольшой турецкий порт, отрезанный от материка лесистыми горами и безводными равнинами. Сам город раскинулся на склонах холмов, поросших редкими виноградниками и садами, среди которых тянется извилистая линия античных стен.

Царь Мавсол и Артемисия

Царь Мавсол перенёс столицу Карии из древнего Миляса в прибрежный Галикарнас, тем самым подчеркнув своё намерение расширять пределы владений за счёт близлежащих греческих островов. Ему удалось подчинить себе часть Ликии и некоторые греческие города Ионии. С целью распространить своё влияние на Родос и Кос он поддержал островитян в Союзнической войне с Афинами. Добился независимости Галикарнаса от персидского владычества, а также захватил всю юго-восточную часть Малой Азии. Сам Мавсол по происхождению был карийцем, но очень способствовал распространению греческой философии и особенно греческого искусства. Свою столицу он украсил зданиями, равными которым почти не было в мире.

почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Смотреть фото почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Смотреть картинку почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Картинка про почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Фото почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальницаЦарь Мавсол и Артемисия

«Мавсол умел выжимать соки из подвластных ему народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, не умел глаже стричь своё стадо. В своих владениях он извлекал доходы из всего: даже на погребение он установил особый налог… Он ввел налог на волосы. Он накопил огромные богатства. Этими-то богатствами и постоянными сношениями карийцев с греками объясняется, почему гробница царя Мавсола была причислена к семи чудесам света».

В современном мире имя Мавсола чаще всего вспоминают в связи с понятием «мавзолей»: благодаря своей знаменитости, мавзолей в Галикарнасе приобрёл статус имени нарицательного.

Преклонение Мавсола перед эллинской культурой позволяет считать его важнейшим предтечей эллинизма. При его дворе процветали греческие искусства и науки.

Пятое из семи чудес света

Его сестра и супруга Артемисия III назначила награду тому, кто сочинит лучшее похвальное слово в честь Мавсола. В сочинении этой эпитафии приняли участие Навкрат, Исократ, Теодект и Феопомп: победил последний. Артемисия заняла трон после смерти мужа. Она царствовала до 348 года до н. э. и, хотя немало скорбела об умершем супруге, не забывала и о своих обязанностях правительницы.

Артемисия выстроила в честь мужа в Галикарнасе великолепный Мавзолей: надгробный памятник, причисленный к семи чудесам света.

почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Смотреть фото почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Смотреть картинку почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Картинка про почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Фото почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальницаМавзолей в Галикарнасе (Стамбул, Парк миниатюр) современная реконструкция уменьшенных размеров.

Покорение Родоса

«Когда после смерти Мавсола, — писал Витрувий, — на трон вступила его жена Артемисия, жители Родоса возмутились, что всеми городами Карий владеет женщина, и послали весь свой военный флот завоевать её царство.

Получив это сообщение, Артемисия приказала своему флоту спрятаться в тайной гавани, а остальным жителям занять крепостные стены. Когда родосцы пристали со своей военной флотилией к пристани, царица повелела, чтобы их приветствовали с крепостных стен, обещая сдать город. Родосцы оставили свои корабли и вошли в город, а Артемисия в это время внезапно появилась из тайной гавани со своим флотом и напала на родосцев. Родосцам некуда было бежать, они были окружены и перебиты прямо на площади. Воины и гребцы Артемисии заняли родосские корабли и отправились по направлению к Родосу. Жители острова увидели свои корабли, увенчанные лавровыми венками, и решили, что это с победой возвращаются их сограждане. Они разрешили кораблям пристать к берегу.

Артемисия захватила Родос, приказала казнить его правителей и в честь своей победы повелела соорудить в Родосе памятник с двумя бронзовыми скульптурами. Одна из них символизировала родосскую державу, а другая — ее собственную особу. По велению мстительной Артемисии скульптура изображала, как она, Артемисия, выжигает знак рабства на теле Родоса. Религиозные представления родосцев мешали им разрушить памятник (ибо уничтожать священные памятники, поставленные в честь победы, — святотатство). Они обнесли впоследствии это место стеной и приставили стражу из лучших греческих воинов, чтобы никто этот памятник не увидел».

Больше в Галикарнасе не произошло никаких событий, которые имели бы историческое значение. У Мавсола и Артемисии не было детей, и Мавзолей был единственным свидетельством их любви, благодаря которому Галикарнас вошел в историю.

Мавзолей в Галикарнасе (Бодрум) современная реконструкция уменьшенных размеров:

почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Смотреть фото почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Смотреть картинку почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Картинка про почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Фото почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница

почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Смотреть фото почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Смотреть картинку почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Картинка про почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Фото почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница

Этимология слова мавзолей

Происходит от французского mausolée, из латинского mausoleum, далее от имени собственного Мавзол — младшего сына Гекатомна, тирана Галикарнаса с 377 г. по 353 г. до н.э., которому его вдова Артемисия воздвигла великолепный памятник-гробницу (древне-греческий τὸ Μαυσώλειον) которая по своему великолепию считалась одним из семи чудес света. Русское мавзолей заимствовано в XVIII в. из французского языка.

Ваше мнение Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Как гробница древнего тирана стала популярным курортом Турции

почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Смотреть фото почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Смотреть картинку почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Картинка про почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница. Фото почему место где похоронен царь мавсол называется усыпальница

Незадолго до восхождения Александра Македонского как полководца и завоевателя Карией (нынешняя Турция) правил наместник персидского царя Артаксеркса II — Мавсол. История его правления, как и история его смерти, полна удивительных и неожиданных моментов: начиная от налогов на волосы и заканчивая поеданием сестрой Мавсола праха своего же собственного брата. В итоге 24-летнего правления персидского сатрапа в Карии столица государства была перенесена из древнего города Милас в более современный порт Галикарнас. Мавсол хоть и облагал граждан большими налогами, но украшал новую столицу, развивал морскую торговлю и даже успел проявить себя как завоеватель. И, как и большинство чрезмерно уважающих себя тиранов древности, Мавсол решил красиво и громко умереть, поэтому поручил построить знаменитый Мавзолей в Галикарнасе, который достраивала уже его жена, а после её смерти — зодчие.

Здание настолько впечатлило древних любителей искусства, что стало нарицательным: само слово «мавзолей» пошло от имени гробницы Мавсола. Как так вышло, что нынешние, в частности российские, туристы ежегодно толпами «танцуют на костях» карийского тирана — будем разбираться в этой статье.

Жадный Мавсол и скорбящая Артемисия

В 385 году до нашей эры царь Персии Артаксеркс II отправил в одну из провинций — Карию своего сатрапа Гекатомна. Наследники того самого Гекатомна правили государством вплоть до 334 года до нашей эры, когда эту область захватил Александр Македонский со своим войском. У Гекатомна было три сына: старший Мавсол, средний Идрей и младший Пиксодар. Также у персидского наместника родились две дочери: Артемисия и Ида.

В то время браки между членами семьи не считались чем-то противоестественным, поэтому, недолго раздумывая, Мавсол женился на Артемисии, а Идрей на Иде, в то время как для Пиксодара сестры не нашлось. Их отец, Гекатомн, просидел на престоле не очень долгие 8 лет, после чего скоропостижно скончался, оставив царское место старшенькому. Тот, в свою очередь, перенёс столицу из Миласа в Галикарнас и начал обустраивать город по своему повелению.

В первую очередь стоит отметить, что Мавсол всячески выказывал верность Артаксерксу II, своему повелителю, несмотря на то, что по версии Диодора именно он возглавил Великое восстание сатрапов против персидского владыки. Карийский тиран был жестоким, но справедливым: он увеличивал владения Артаксеркса, собирал налоги, содержал дорожные тракты и отправлял войска своему сюзерену. Он находился в хороших отношениях со многими близлежащими городами. В ионийских Эрифрах ему даже дали гражданство и воздвигли бронзовую статую на главной площади в его честь. По некоторым данным, под обаяние Мавсола попал даже крупнейший город Ионии Милет. Дело в том, что серебряные монеты, которые чеканились в Галикарнасе, производились по тому же принципу, что и ионийская валюта.

В целом Мавсол поддерживал олигополию — режим, при котором в полисах, регионах или государствах правящей властью обладали только местные богачи. Свою внешнюю политику он развивал не очень широко, но достаточно мудро, оплетая дипломатическими щупальцами доверчивые умы наместников близлежащих городов. Так, ему удалось подавить восстание против себя в городе Иасосе: заговорщиков вычислили, сослали в изгнание, а их собственность распродали, чтобы добру не пропадать. При поддержке Мавсола на островном полисе Книде удалось установить такой любимый правителем Карии олигархический режим.

Помимо этого, Мавсол облагораживал новую столицу, смешивал греческую, карийскую и ионийскую культуры, развивал искусство и, так сказать, проводил выгодную экономическую политику, извращаясь в сборе налогов с собственных граждан всеми возможными методами. Как писал французский писатель Проспер Мериме: «Мавсол умел выжимать соки из подвластных ему народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, не умел глаже стричь своё стадо. В своих владениях он извлекал доходы из всего: даже на погребение он установил особый налог… Он ввёл налог на волосы. Он накопил огромные богатства. Этими-то богатствами и постоянными сношениями карийцев с греками объясняется, почему гробница Мавсола была причислена к семи чудесам света». Царствование Мавсола было активным, жёстким и противоречивым, но его до сих пор считают самым именитым и достойным из всех правителей Карии.

330 статуй на могиле тирана

Мавсол активно насаждал в Карии греческую культуру, да и сами карийцы вдохновлялись эллинами, вступая с ними в брак и награждая своих детей исконно греческими именами. Карийцы даже переименовывали города: к примеру, Латмос стал Гераклеей, в честь героя древнегреческих мифов Геракла. Гекатомниды приглашали к своему двору греческих философов, писателей, ремесленников и прочих мастеров, которые могли бы оставить часть своей культуры в Карии.

Мавзолей в Галикарнасе начали строить за 5 лет до смерти карийского тирана — в 353 году до нашей эры. Очевидно, Мавсол во многом вдохновлялся египетскими фараонами, которые начинали облагораживать свою могилу ещё при жизни, выстраивая огромные пирамиды ради вознесения души к звёздам. В работе над мавзолеем были задействованы шесть основных действующих лиц: греческие архитекторы Пифей и Сатир, а также скульпторы Леохар, Скопас, Бриаксид и Тимофеос. Согласно античным записям, проектом руководил не сам Мавсол, а его жена и сестра Артемисия, которая, в общем-то, старалась и для себя в том числе — её похоронили рядом с мужем.

В работе над мавзолеем в Галикарнасе скульпторы и архитекторы смешали ионический, греческий и коринфские стили, что в совокупности дало необыкновенный, но изысканный результат. Каждый из скульпторов занимался строго отведённой ему частью света: восток достался Скопасу, Бриаксиду — север, Тимофеосу — юг, ну а западной частью занимался Леонхар.

Внутренняя планировка трёхэтажного комплекса выглядела следующим образом: на первом этаже площадью в 5 тысяч квадратных метров располагался траурный зал, на втором этаже находилась мраморная колоннада из 36 колонн с множеством статуй, а третий этаж — конусовидная могила Мавсола и Артемисии, стены которой были украшены барельефами с изображениями военных походов монарха. На самой верхушке находилась та самая колесница, на которой правитель Карии мчался прямиком в загробное царство.

Общая идеологическая концепция усыпальницы заключалась не только в прославлении Мавсола, но и в утверждении преемственности власти его наследников: архитектура была подчинена идее того, что династия Гекатомнидов будет ещё долгое время править Карией, что и произошло: на карийском престоле успели отсидеть свой срок все сёстры и братья покойного Мавсола, даже после захвата области Александром Македонским.

Монарх не дожил до завершения строительства своей гробницы, поэтому её достраивала Артемисия, которая так скорбела по мужу, что смешивала с едой и питьём его прах, чтобы поскорее отправиться вслед за Мавсолом в загробный мир, и помочь ему в управлении той самой пресловутой колесницей. Оставшись без непосредственного руководства, греческие мастера решили, что мавзолей в Галикарнасе — уже не просто заказ, а очередной шедевр греческой архитектуры, а значит, оставлять его незаконченным — всё равно, что унизить себя как творца, поэтому творческая команда всё-таки довела гробницу до ума спустя несколько лет после смерти Артемисии, которую захоронили рядом с мужем.

Прощальный подарок Мавсола современным туркам

Мавзолей в Галикарнасе простоял 16 веков, что достаточно долго по сравнению с другими чудесами света (Колосс Родосский, например, простоял всего полвека). В 13-ом столетии нашей эры гробница Мавсола рухнула из-за прогремевшего в Галикарнасе землетрясения, однако, на останки храма никто не обращал внимания до тех пор, пока туда не пришли рыцари-иоанниты в начале 15-го века.

Европейский архитектор Генрих Шлегелот задумал соорудить крепость для обороны от турков и в качестве строительного материала решил использовать останки галикарнасского мавзолея, потому что, а почему бы и нет. Бравые госпитальеры, они же в будущем — Мальтийский орден, сначала соорудили часовню, а через 30 с небольшим лет справились и с замковой стеной.

Однако крепость Святого Петра, построенная госпитальерами, в некотором роде дала вторую жизнь разрушенному Македонским Галикарнасу. После завоевания султаном Сулейманом Родоса и Галикарнаса, рыцари были вынуждены отступить на Мальту, а сам город навсегда (с редкими перерывами) закрепился в турецких владениях. В 2021 году большинство туристов, в особенности российских, даже не осознают, что посещая современный Бодрум, они стоят на той самой земле, на которой скорбящая Артемисия ела прах своего мужа-брата-Мавсола, и воришки-рыцари растаскивали статуи с гробницы жадного тирана во имя Христа.

От храма Святого Петра сейчас остались лишь камни, которые и близко не отражают былого величия мавзолея в Галикарнасе, но тем не менее являются главной достопримечательностью Бодрума. Из наиболее видных артефактов, сохранившихся с того времени, можно выделить статую Артемисии, и, предположительно, Мавсола, которую собирали из 74 различных фрагментов. Сейчас брат с сестрой снова воссоединились в Британском музее в качестве оригиналов разрушенных статуй мавзолея. Русскую копию Мавсола, изготовленную в 19-ом веке, можно увидеть в музее имени Пушкина.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *