почему крестовые походы провалились
Закат эпохи крестовых походов
Последние десятилетия существования Святой земли были печальным временем в истории крестовых походов. Остатки Иерусалимского королевства попали в зависимость от купеческих республик и городских коммун. Короли без королевств, князья без княжеств, графы без графств были привычным явлением той эпохи. От защиты Святой земли крестоносные государства перешли к гораздо более мирским занятиям. Меж тем правители соседнего Египта не дремали, и над иерусалимским престолом нависла зловещая тень мусульманской угрозы.
Последние годы мира
Отсутствие капиталов и земель не способствовало росту благосостояния рыцарства. Ещё никогда защитников святых мест не было так мало. Дошло до того, что во Франции осуждённым предоставлялся выбор между исполнением приговора и отбытием в Землю Обетованную — так рекрутировались новые бойцы для крестоносных государств.
Если первое Иерусалимское королевство (1099–1187), не отличаясь особым богатством, всё же могло покрыть текущие издержки, то синьория Акры не имела даже собственных сельскохозяйственных угодий, способных прокормить её же население, и часть продуктов приходилось покупать у мусульман. Развитое ремесло (военное и красильное) приносило мало дохода из-за многочисленных льгот и привилегий, розданных итальянцам и церквям. Это касалось и таможенных пошлин. Акра всё больше переходила на содержание Европы и особенно Рима. Короли Людовик IX Святой, Альфонс Кастильский, Эдуард I Английский, папы Адриан V и Николай IV отправляли немалые суммы на помощь Святой земле.
Военная сила держалась на рыцарских орденах, не подвергшихся сильной деградации, и французском отряде, который Людовик после Седьмого крестового похода оставил на Ближнем Востоке, и тот регулярно пополнялся. Собственных сил у Иерусалимского королевства почти не было. Каждый город — Тир, Акра, Бейрут и другие — самостоятельно вёл дела с мусульманами. И в то же время эта обуза для Европы процветала, принося огромные прибыли итальянским факториям. В Акре проживало до 40 000 человек, и единственным городом Сирии, который мог бы тогда с ней поспорить в этом аспекте, был Дамаск. Но если раньше смыслом существования крестоносных государств была защита святых мест, то теперь осталась одна торговля.
Обратный отсчёт
Падение Маргата
В 1285 году Калаун обвинил рыцарей-госпитальеров в нарушении перемирия и начал военную кампанию против Маргата (Маркаба) — главного после падения Крак-де-Шевалье замка ордена. Этот могущественный оплот христианства устоял против атаки Бейбарса, но на этот раз ему суждено было пасть.
В апреле Калаун выступил из Дамаска в сопровождении сильной армии и большого парка осадных орудий. Был пущен слух, что целью похода является замок Калат в верховьях Евфрата, но 17 апреля мамлюки появились перед стенами Маргата. Численность армии позволила взять замок в плотное кольцо, и мощные катапульты принялись за своё смертоносное дело. Госпитальеры поначалу оказывали ожесточённое сопротивление. С помощью артиллерии они смогли разрушить многие орудия сарацин и провести несколько вылазок. Однако параллельно с артиллерийской борьбой Калаун начал подкоп под башни Маргата. 25 мая одновременно со всеобщим штурмом мамлюки подожгли деревянные опоры в одном из подкопов. Штурм был отбит, и Калаун был близок к общему отступлению, но вечером внезапно рухнула угловая башня — как оказалось, огонь долго тлел и разгорелся только через много часов. Госпитальеры решили, что подкопы зашли так далеко, что под угрозой находятся все стены (в действительности это было не так), и согласились на капитуляцию в обмен на сохранение жизней.
Овладение Маргатом позволило Калауну взять под стратегический контроль район Антиохии и Лаодикеи (Латакии).
Итальянские интересы на Ближнем Востоке
В 1287 году вновь обострились отношения между Генуей и Венецией. В Восточное Средиземноморье отправились эскадры Томаса Спинолы и Орландо Аскьери. Генуэзцы заручились нейтралитетом Калауна и начали блокаду сирийского побережья. 31 апреля 1287 года они разгромили венецианско-пизанский флот и начали осаду Акры. О том, насколько это было подходящее время, говорит захват 20 апреля мамлюкскими войсками Лаодикеи (Латакии) — последнего независимого города бывшего Антиохийского княжества. Только совместные просьбы трёх военных орденов «прекратить эту гнусность» заставили генуэзцев снять осаду Акры и уйти в Тир.
Но ничто не могло помешать Генуе вмешаться в наследственные дела Триполийского графства. 19 октября умер бездетный Боэмунд VII, и династический кризис перерос в холодную войну. С одной стороны, на власть претендовала сестра покойного графа Люсия, с другой — его мать Сибилла, с третьей — городская коммуна, решившая заручиться поддержкой Генуи. За всем этим ревниво наблюдали венецианцы и мамлюки. В апреле 1288 года принцесса Люсия подтвердила привилегии как коммуны, так и Генуи и обосновалась в Триполи.
Успехи Генуи заставили венецианцев и пизанцев направить послов к султану Калауну, чтобы объяснить тому, какую опасность для торговли Ближнего Востока несёт доминирование республики святого Георгия. Калаун воспринял посольство как приглашение к завоеванию. Когда 25 марта 1289 года армия Калауна осадила Триполи, враждующие стороны примирились и отправили на поддержку города несколько отрядов. Но было уже поздно.
Падение Триполи
Триполи располагался на выступе, с трёх сторон окружённом морем, и был очень сильно укреплён, однако мощь стенобитных и камнемётных машин мамлюков не позволила ему продержаться больше месяца. Мусульманский историк Макризи сообщает, что при осаде Триполи было применено 19 больших катапульт, которые обслуживали 1500 человек. 27 апреля состоялся общий штурм, и сарацины ворвались в город. После яростного сражения, в котором погибло два мамлюкских эмира и несколько христианских баронов, защитники в ужасе бежали в гавань, пытаясь спастись на кораблях или на близлежащем острове. Было много погибших и ещё больше пленных. Калаун приказал разрушить Триполи и основать невдалеке новый город с тем же названием, который существует до сих пор.
Генуэзский адмирал Бенито Заккария в отместку за Триполи совершил нападение на египетский порт Тиннис. В ответ султан Калаун летом 1289 года приказал закрыть Александрию для генуэзских судов, и тогда центральное правительство Генуи распорядилось прекратить все враждебные действия против Египта. Призывы папы Николая IV к новому крестовому походу провалились: европейские государи пришли в ужас от судьбы Триполи и продолжили свои войны за Сицилию и Шотландию. Предоставленная сама себе Акра вымолила 10-летнее перемирие с мамлюками.
Наибольшие усилия для укрепления города приложила Венеция, что понятно, ведь это была её главная фактория в Сирии. Зимой 1289–1290 годов в Италии было завербовано 1600 наёмников из Ломбардии и Тосканы, а также оснащено 20 галер. Флот под предводительством Никколо Тьеполо, сына венецианского дожа, вошёл в гавань Акры 2 апреля 1290 года.
Именно эта помощь и стала причиной последнего акта трагедии. После заключённого перемирия Акра наполнилась мусульманскими купцами и торговцами. Пьяная солдатня, незадолго до того прибывшая из Италии, решила начать войну с неверными прямо сейчас. Наёмники устроили погром, убив несколько десятков мусульман и христиан, похожих на мусульман.
Калаун потребовал выдать ему виновников преступления. Коронный совет отказался выполнить просьбу султана, заявив, что обвиняемые, будучи крестоносцами, подлежат юрисдикции папы римского. Более того, в отправленном Калауну письме вина за беспорядки возлагалась на мусульман. Султан созвал в Каире собрание имамов-правоведов. Те рассмотрели дело и пришли к выводу, что перемирие нарушено франками и более не действительно. Калаун объявил мобилизацию сирийской и египетской армии.
Почему война за Святую землю обернулась для христиан полным провалом: Крестовый поход бедноты
Тот факт, что Святая земля находилась в руках сарацин сильно беспокоил католическую церковь. В 1096 году папа Урбан II призвал всех христиан отправиться в крестовый поход. Тогда он и понятия не имел, какой катастрофой обернется эта затея.
В ожидании кары небесной
В 1096 году состоялся Клермонский собор. В историю он вошел благодаря выступлению папы римского Урбана II, который прямым текстом заявил, что Святую землю необходимо освободить от всех неверных. Ключевым в той речи являлось то, что под папскую «репрессию» попадали не только мусульмане, но и приверженцы всех других религий.
Понимал ли Урбан, что его слова приведут к массовой истерии большинства христиан, проживавших в Европе? Ответа на этот вопрос нет. Из-за неосторожных слов хрупкий мир на Западе рухнул. Христиане решили, что поначалу им требуется разобраться со со всеми жителями Европы, которые придерживались иных религиозных взглядов. Священнослужители эту затею поддержали.
Надо сказать, что папа римский рассчитывал, что европейцы отправятся бить сарацинов ближе к осени 1096 года. Но просчитался. Тысячи людей сразу после пламенной речи решили, что им пора в путь. В первом официальном крестовом походе приняли участие наиболее бедные слои населения: крестьяне и разорившиеся рыцари. Первые и вторые изначально видели в дальних землях лишь возможность поправить свое бедственное финансовое положение, а речи священников служили лишь поводом.
Вообще, конец одиннадцатого века для Европы выдался, мягко говоря, непростым. Людей сильно покосили засуха и голод. А венцом страданий стала разразившаяся эпидемия чумы. Проповедники на всех углах без устали твердили о приближающемся конце света и каре божьей. Кто-то рассказывал истории о несущихся всадниках апокалипсиса. В общем, жители Европы готовились к худшему. Когда произошло лунное затмение, а спустя короткое время прошел еще и метеоритный дождь, то массовая истерия достигла своего апогея.
Неожиданно в дело вступили священнослужители. Оба природных явления они объяснили как «божественные знамения», которые следовало толковать так: господь хочет, чтобы христиане объединились и отправились на Восток для освобождения Священной земли от мусульман. И еще вчера обреченный на верную погибель народ ухватился за эту мысль. Что не удивительно, ведь в конце туннеля забрезжил свет — надежда на спасение.
Исследователи и историки и по сей день не могут придти к единому мнению на счет количества людей, принявших участие в первом крестовом походе. По разным данным бедняков-крестоносцев могло быть около трехсот тысяч. Причем воевать с неверными отправились не только мужчины, но и женщины, и даже дети.
Огромной разношерстной армией нужно было кому-то руководить. Формально лидером являлся Урбан, но он в походе участие не принял. И поэтому роль командира достала Петру Амьенскому, по прозвищу Пустынник. Известно, что он являлся монахом-отшельником, который до Клермонского собора вел скромную и ничем не примечательную жизнь.
Призыв папы римского воодушевил Петра, и он с проповедями начала посещать города и деревушки северной Франции и Фландрии. Перед людьми монах всегда выступал в белых одеждах, чтобы сыграть на психологическом факторе. К тому же, его слова были настолько красноречивы, что измученные и нищие жители Европы видели в нем чуть ли не божьего пророка.
Надо сказать, что Петр для своего времени был человеком умным и дальновидным. Когда до него дошли слухи о «пророке», Пустынник начал всячески их поддерживать. Поэтому начал рассказывать о видении, в котором бог призывал отправиться его на Восток.
Народ Петру верил. И вскоре он стал признанным лидером Крестового похода. Под его руководством собралась огромная, но невооруженная и не обученная толпа, которая в основной своей массе мечтала лишь о шальном богатстве. Пустынник, конечно, все понимал, но закрывал глаза на это. Выбора-то у него не было.
Поскольку сам Петр был хорош только в ораторском искусстве, ему потребовался помощник из военной среды. И такой быстро нашелся в лице французского рыцаря Вальтера. Представитель дворянства погряз в долгах, за что и получил прозвище Голяк. Единственным выходом из затруднительного положения для Вальтера стал Крестовый поход.
Разношерстное войско отправилось в Иерусалим. Помимо отсутствия подходящего вооружения и доспехов, у армии была еще одна серьезная проблема – острая нехватка припасов. Дело в том, что у бедняков просто не хватало на это средств.
Крестовый поход бедняков. Миниатюра Жана Коломба.
Выход из ситуации крестоносцы нашли быстро. Они просто начали грабить все деревни и города, которые попадались на пути. Естественно, сначала воины пытались дипломатично «уговорить» градоначальников выделить средства на «дело божие», но, когда те отказывались, в дело шла грубая сила. После себя крестоносцы оставляли дымящиеся развалины и груды трупов. Причем вероисповедание жертв не играло никакой роли. Но особо досталось евреям.
Межнациональный конфликт назревал давно. За год до выступления Урбана II во Франции мелкие стычки переросли в полноценное противостояние. Христиане с особой злостью устроили погромы в еврейских общинах крупнейших городов. Но тогда священнослужителям кое-как удалось примирить противников. Но теперь все изменилось. Христианине, помня слова папы римского о войне со всеми неверными, оторвались по полной программе. Маховик религиозных репрессий остановить уже никто не мог. Что евреи, что мусульмане – все они стали главными врагами крестоносцев.
Наиболее ожесточенные бои шли во Франции и Германии. Причем на сторону крестоносцев встали богатые и влиятельные люди. Во Франции, например, герцог Готфрид Бульонский и вовсе заявил, что сначала нужно разделаться со всеми евреями, а уже потом со спокойной душой идти на Иерусалим.
Евреев грабили и убивали без малейшего сожаления. Казалось, что христианам уже не нужен никакой Крестовый поход и Святая земля. Особо «благородные» крестоносцы ставили иудеев перед выбором: либо они принимают христианство, либо их ждет казнь.
Конечно, иудеи пытались откупиться. Но чем больше денег они давали, тем больше требовали от них крестоносцы.
Среди католического безумия все же были и те христиане, кто сумел сохранить разум. Император Генрих IV пытался защитить евреев, но у него не вышло. Епископ немецкого Майнца Рутхард укрыл несчастных в замке, а затем попробовал остановить озлобленную толпу. В итоге: замок был взят, евреи убиты. Неизвестно выжил ли сам епископ или нет.
Кровавые следы крестоносцев растянулись по всей западной Европе. Сколько иудеев они убили – никому не известно. В подсчетах запутались даже еврейские хронисты.
Медленно, но верно христиане продвигались на Восток. На их пути лежали земли Венгрии. Король Кальман I Книжник прекрасно знал, что приход крестоносцев принесет его земле только беды и разрушения. И он отправил им на встречу своих рыцарей. Кальман лично встретился в Вальтером Голяков, чьи солдаты первыми подошли к венгерской границе. Король потребовал соблюдать мир, пообещав, что в противном случае крестоносцев ждет встреча с его рыцарями. Голяк, естественно, согласился. Но выполнить условие не смог. Армия просто игнорировала его приказы.
Следом в Венгрию пришла армия, ведома Пустынником. Его солдаты знали об участи предшественников, поэтому на сей раз путь по владениям Кальмана прошел без серьезных эксцессов.
Бой за Святую землю: печальный финал
Осенью 1096 года под стенами Константинополем разбила лагерь разношерстная армия крестоносцев. По предположительным подсчетам у столицы Византии собралось более ста пятидесяти тысяч человек. Но армией их назвать было нельзя. Усталость и злость достигли своего апогея. То и дело вспыхивали мятежи, которые заканчивались тем, что от войска откалывался отряд, уходивший в «свободное плавание».
Такие союзники были ни к чему византийскому императору Алексею Коминину. Он ждал из Европы могучую армию рыцарей, а дождался алчных и злых крестьян, которые понятия не имели как воевать. Из-за крестоносцев сильно испортились отношения между императором Византии и парой римским. Комнин такую «помощь» посчитал личным оскорблением.
Тем временем обстановка у стен Константинополя накалялась. Крестьяне совершали набеги не только на близлежащие деревни, но и прорывались в сам город. Они грабили купеческие кварталы, оскверняли церкви… Комнин был в ярости. Договориться с Пустынником и Голяком не получилось. Лидеры Крестового похода бедноты лишь разводили руками и просили потерпеть. Терпеть император не стал. Его воины заставили европейцев сесть на корабли и высадиться на противоположной стороне Босфора, то есть, в землях, граничащих с владениями мусульман.
Крестоносцы разбили лагерь у города Цивитот. Петр и Вальтер попытались объединить армию в единый кулак, чтобы отправиться на освобождение Святой земли, но затея провалилась. Каждый день войско буквально таяло. Отряды бедняков превращались в шайки бандитов, промышлявших убийствами и грабежами. Постепенно они добирались до мусульманских земель, где и бесследно пропадали. Оказалась, что сарацины – это не жители деревень и воевать с ними не так-то просто. В этом лично убедился рыцарь Рено де Брей. Он поднял восстание против Пустынника, собрал вокруг себя армию из нескольких десятков тысяч крестьян и пошел на главный город сельджуков – Никею. Его лично встретил султан Кылыч-Арслан I. Боя, по факту, не было. Мусульмане в считанные минуты разделались с крестоносцами. А спустя пару недель сарацины уничтожили и войско Вальтера. Почти все крестоносцы погибли, в том числе и Голяк. Так печально завершился Крестовый поход бедноты.
Что же касается Петра Амьенского, то он в том сражении не участвовал. Пустынник остался в Цивитоте. А когда узнал о поражении, так и вовсе вернулся в Европу. Петр обосновался на севере Франции, основал монастырь и больше не будоражил умы простых людей проповедями. Известно, что умер духовный лидер первого Крестового похода в 1115 году.
Причины неудач крестовых походов
Определение понятия «Крестовый поход», появление и основная цель походов
Крестовые походы – это военные кампании, организованные западноевропейскими народами. Такие походы преследовали религиозные цели и были направлены на уничтожение всех некатолических верующих. Впоследствии поздние походы стали проводиться с целью обращения языческих территорий в христианство. Также эти действия были направлены на подавление возникавших в XII- XV века еретических течений.
Территории Средиземного моря были наполнены жителями, исповедующими христианство. Мир, располагавшийся за пределами Средиземноморья был чужд и неизвестен им. На севере этих земель также находились Рим с Константинополем, имеющие огромное значение для верующих. Не все близлежащие к северным землям исповедовали ту же религию, что в дальнейшем послужило поводом для вытеснения иноверцев. Иногда даже общая вера не помогала наладить хорошие связи: так, два центра христианства, расположенных на западном и восточном краях северных земель Средиземноморья, находились в весьма напряженных отношениях.
Первые предпосылки к объявлению крестовых походов начались ещё с завоевательными движениями тюркских племен и арабов, исповедовавших ислам. В своих походах вместе с новыми землями под их власть уходили ещё и христианские святыни.
В конце 11 века Папой – главой церкви, становится Урбан 2, преследующий цель в возвышении католической церкви и её полной власти над государствами. По счастливому стечению обстоятельств, Алексей 1, являвшийся императором Византии, обратился к Папе за помощью в борьбе с «неверными» тюркскими племенами, на что сразу же получил согласие. В 1095 году Урбан 2 выходит на улицу с целью организации Первого крестового похода, он призывает отвоевать святые земли и уничтожить иноверцев. Дабы придать дополнительной мотивации гражданам, он обещает прощение всех грехов тем, кто согласится участвовать в походе.
200 лет – именно столько длились крестовые походы. Своё название они получили из-за красных нашивок в форме креста на снаряжении воинов. Несмотря на основную цель – освобождение Святых земель – места, где сын божий прожил свою недолгую жизнь, от иноверцев, поступки, совершаемые ими в этот момент, были отнюдь не святыми. Так как помимо рыцарей в походе принимали участие ещё и простые люди, продовольствия и ресурсов на долгосрочные странствия было недостаточно. Эта проблема стала приводить к постепенно набирающим обороты грабежам и разбоям земель, по которым проходили крестоносцы. Кража скота, продовольствия, выжигание полей, домов, проявление насильственных действий по отношению к девушкам, присвоение драгоценного имущества – всё это не то что не наказывалось, а скорее поощрялось. Аргументом для позволения такого поведения было всё ещё то, что оно совершается против иноверцев.
Результат крестовых походов
Несмотря на большое количество крестоносцев, успеха в своих завоевательных походах достичь им так и не удалось. Неорганизованность, жадность и эгоизм стали ключевыми факторами их поражений. Также не следует забывать про мусульман, чья сила на тот момент росла, а число желающих участвовать в новых трудных и изнурительных крестовых походах, наоборот, падало. Успеха от задуманного не следовало ожидать ещё и потому, что население на подвергавшихся походам землях вовсе не приветствовало своих «освободителей», несущих новую веру.
Так, Папы, преследовавшие личные цели распространения своего авторитета в новых землях под религиозным прикрытием, не смогли достичь желаемых результатов.
Немного о крестовых походах
Введение
Крестовые походы XI–XV веков стали одним из определяющих событий Cредневековья, как в Европе, так и на Ближнем Востоке. Кампании крестоносцев принесли значительные последствия, где бы они ни происходили, но также подтолкнули к изменениям внутри тех государств, которые организовали их и боролись с ними. Даже когда крестовые походы закончились, их влияние продолжалось через литературу и другие культурные средства.
Влияние крестовых походов в общих чертах можно охарактеризовать следующим образом:
– увеличение присутствия христиан в Леванте в Средние века;
– разработка военных заказов;
– поляризация Востока и Запада, основанная на религиозных различиях;
– особое применение религиозных целей к ведению войны в Леванте, на Пиренейском полуострове и в Прибалтике;
– возросший престиж пап и активизация роли католической церкви в светских делах;
– ухудшение отношений между Западом и Византией привело, в конечном счете, к ее разрушению;
– усиление могущества королевских домов Европы;
– появление более сильной коллективной культурной идентичности в Европе;
– всплеск ксенофобии и нетерпимости между христианами и мусульманами, между христианами и иудеями, еретиками и язычниками;
– рост международной торговли и обмена идеями и технологиями;
– повышение могущества таких итальянских государств, как Венеция, Генуя и Пиза;
– использование религиозного исторического прецедента для оправдания колониализма, войны и терроризма.
Ближний Восток и мусульманский мир
Непосредственным геополитическим результатом крестовых походов стало возвращение Иерусалима 15 июля 1099 года, но для того, чтобы город оставался в руках христиан, необходимо было основать в Леванте различные поселения (все вместе известные как Латинский Восток, государства крестоносцев или Утремер).
Для их защиты потребуются постоянные поставки новых крестоносцев и создания военных орденов профессиональных рыцарей, таких как рыцари-тамплиеры и рыцари-госпитальеры. Это вдохновило формирование рыцарских орденов, таких как Орден Подвязки в Англии (основан в 1348 году), который пропагандировал преимущества крестовых походов для своих членов.
Несмотря на милитаризованное присутствие на Святой Земле, продолжающуюся вербовку в Европе и растущее участие королей и императоров, оказалось невозможным удержать завоевания Первого крестового похода и потребовалось больше кампаний, чтобы вернуть такие города, как Эдесса и сам Иерусалим после его падения в 1187 году.
В XII и XIII веках было восемь официальных Крестовых походов и еще несколько неофициальных, но все они закончились скорее неудачей, чем успехом.
Расширение крестовых походов
Движение крестоносцев распространилось на Испанию, где в XI–XIII веках была начата так называемая реконкиста – возвращение земель Испании от мусульман.
Пруссия и Прибалтика (Северные крестовые походы), Северная Африка и Польша среди многих других мест также стали местами появления крестоносных армий с XII по XV век, так как идеалы крестоносцев, несмотря на сомнительные военные успехи, продолжали привлекать королей, солдат и простых людей на Западе.
Византийская империя
Крестовые походы вызвали разрыв западно-византийских отношений.
Во-первых, византийцы испытывали ужас перед неуправляемыми группами воинов, сеющими хаос на их территории. Вспышки боевых действий между крестоносцами и византийскими войсками были обычным делом.
Это вскоре только ухудшилось, когда посыпались обвинения в том, что ни одна из сторон не пытается изо всех сил защищать интересы другой.
Кульминацией ситуации стало шокирующее разграбление Константинополя в 1204 году н. э. во время Четвертого крестового похода.
Европа
Завоевание мусульманских территорий в Южной Италии, Сицилии и на Пиренейском полуострове открыло доступ к новым знаниям, так называемой «Новой логике». Возникло более сильное ощущение того, что они «европейцы», что, несмотря на различия между государствами, народы Европы имеют общую идентичность и культурное наследие.
Другой стороной монеты был рост ксенофобии. Религиозная нетерпимость проявлялась во многих отношениях, но наиболее жестоко – в погромах против евреев (особенно в Северной Франции и Рейнской Области в 1096–1097 годах н. э.) и жестоких нападениях на язычников, раскольников и еретиков по всей Европе.
Значительно возросла торговля между Востоком и Западом. В Европу поступало больше экзотических товаров, чем когда-либо прежде, таких как: специи (особенно перец и корица), сахар, финики, фисташки, арбузы и лимоны, хлопчатобумажная ткань, персидские ковры и восточная одежда.
Итальянские государства Венеция, Генуя и Пиза разбогатели, благодаря своему контролю над ближневосточными и византийскими торговыми путями, что было дополнением к деньгам, которые они зарабатывали на транспортировке армий крестоносцев. Крестовые походы, вероятно, ускорили процесс международной торговли через Средиземное море.