почему крещение руси дало мощный толчок развитию письменности и грамотности
Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 10
КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕВРОПЫ И КУЛЬТУРА РУСИ
1. Соотнесите понятия и определения.
1 | Боярин | Д |
2 | Смерд | Г |
3 | Закуп | В |
4 | Рядович | Б |
5 | Холоп | А |
А. Человек, находящийся в полной зависимости от господина, раб
Б. Человек, заключивший договор о выполнении определенных работ в пользу господина
В. Общинник, попавший в долговую кабалу за ссуду, которую он отрабатывает на поле у человека, ссудившего его деньгами
Г. Сельский житель, выполняющий повинности в пользу князя
Д. Владелец вотчины, принадлежащий к высшему слою общества на Руси
Вопросы в тексте параграфа
1. В чём состояли главные особенности древнерусской культуры?
Древнерусская культура действительно была особенной. Основой культуры Руси являлось культурное наследие восточных славян: мифы, сказания, традиции ремесленничества, искусство древних кузнецов, песни, сказки, былины. Благодаря богатому опыту взаимоотношений с соседскими народами, древнерусская культура впитывала в себя и перерабатывала культурные достижения и традиции соседей: западных и южных славян, балтов, финно-угров, хазар, булгар, печенегов, половцев. Большое влияние на культуру Древней Руси оказывала Византия. Из Константинополя приглашали мастеров для строительства храмов, создания икон и росписей, привозились книги и произведения искусства. Сначала русские мастера копировали изделия византийских учителей, но со временем они стали создавать собственные произведения, воплощая в них свои мысли, надежды, настроения. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению сил против иноземных врагов. Древнерусская культура стала отражением национального самосознания и определила мировоззренческие и эстетические идеалы русского народа на несколько веков.
2. Что изучали в средневековых университетах?
Средневековое образование в Европе базировалось на популярных в те времена направлениях культуры: христианском и античном. Так, в первых университетах Византии преподавали не только христианское учение, но и работы античных авторов: Гомера, Платона, Аристотеля и др.
3. Какие страны и народы, по вашему мнению, больше всего влияли на культуру Руси IX-XII вв.?
Самое большое влияние на культуру Руси XI-XII веков на мой взгляд оказала Византия. Однако, из-за своего географического положения и богатому опыту взаимоотношений с соседними племенами и государствами Русь всегда была многокультурным государством. Русь перенимала и перерабатывала культуру и традиции многих народов – балтов, финно-угров, хазар, булгар, печенегов, половцев, южных и западных славян. Кроме того, естественно, одним из самых важных факторов, влияющих на развитие русской культуры стало культурное наследие восточнославянских племен.
4. Как вы понимаете понятие «патриотизм»? Приведите из истории несколько примеров патриотического поведения людей
Я понимаю патриотизм как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу, Патриотизм – это также и желание сделать свою страну лучше. Это не тот показной патриотизм, когда люди говорят о любви к Родине, требуют такого же поведения от других, наказывают инакомыслящих. Настоящий патриотизм, как и настоящая дружба, или настоящая любовь проверяется в деле. Настоящий патриотизм – в душе, а не на словах. На мой взгляд яркий пример патриотизма в изучаемый нами период продемонстрировал князь Святослав, когда он своим примером воодушевил русских воинов и разбил превосходящие силы Византийского императора Иоанна Цимисхия. «Да не посрамим земли русской, но ляжем костьми, мертвые сраму не имут», — вот что сказал легендарный Святослав своим воинам. Для него важно было не подвести свою страну, ради этого он был готов отдать жизнь, в первую очередь именно свою жизнь. Он доказал не на словах, а делом и собственным примером свою любовь к Родине.
В истории есть много примеров патриотического поведения русских людей. И это не только героизм и самопожертвование на поле боя. Возьмем, например, князя Ярослава или князя Владимира Мономаха. Они при всех своих недостатках проявили настоящий патриотизм и любовь к Родине своим правлением, своими решениями, стремясь улучшить жизнь русских людей и защитить их от внешней угрозы.
5. Кто является создателем нашего алфавита?
Создателями алфавита (глаголица) являются византийские монахи Кирилл и Мефодий. По мнению ученых, в основе азбуки Кирилла и Мефодия лежала азбука, существовавшая у славян еще до их крещения. Некоторые исследователи считают, что более поздний и более привычный нам алфавит создал ученик Кирилла и Мефодия Климент Охридский в первом Болгарском царстве.
6. Когда была создана славянская письменность? Как назывались славянские алфавиты?
Славянская азбука была создана во второй половине IX века. Кирилл и Мефодий создали глаголицу, которая затем была преобразована в кириллицу. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.
7. Какие идеи были ведущими в древнерусской литературе? Почему?
Академик Д.С.Лихачев называл одно из первых литературных произведений на Руси «Повесть временных лет» «монументальным произведением», поражающим строгой продуманностью композиции, единством и грандиозностью идеи, всепроникающим патриотизмом содержания. Другое известное произведение «Слово о Законе и Благодати» первого Киевского митрополита проникнуто идеей величия Руси и ее особой роли в христианстве. Таким образом можно сказать, что ведущими идеями в древнерусской литературе были патриотизм, величие и единство Руси.
8. Какие ещё былинные герои вам известны?
В период становления Древнерусского государства и непрекращающейся борьбы с кочевниками появилось много произведений устного народного творчества: сказания, былины, сказки, песни. Былины – героические песни, рассказывающие о подвигах воинов-богатырей. Русские былинные персонажи и их прообразы: Вольга — сын Святослава Олег, Владимир Красное Солнышко — Владимир Святой и его правнук Владимир Мономах, Волх Всеславич — Всеслав Полоцкий, Добрыня Никитич — дядя Владимира Святого новгородский посадник Добрыня, Апраксна-королевишна — сестра Владимира Мономаха Евпраксия, Чурило — Всеволод Ольгович. Также нам известны и другие герои былин: Илья Муромец, Алеша Попович, Святогор, Микула Селянинович.
9. Используя интернет, сделайте подборку изображений древнерусских украшений.
Вопросы к тексту параграфа
1. Как принятие христианства повлияло на древнерусскую культуру?
Принятие христианства обогатило древнерусскую культуру, открыв для нее искусство христианского мира.
2. Как вы думаете, почему среди горожан Древней Руси было много грамотных людей?
Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Православие, в отличие от католичества, допускало проведение церковных служб на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке. Развитие письменности и практика образования школ при соборах и монастырях, где людей обучали чтению и письму, в свою очередь привело к распространению грамотности среди городского населения.
3. Какие жанры существовали в древнерусской литературе? Приведите примеры.
4. Каковы достижения древнерусского зодчества и живописи?
Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других соседей, формируя свои самобытные культурные традиции. С древнейших времен на Руси преобладало деревянное зодчество. С принятием христианства начали появляться каменные постройки. Первая известная каменная постройка – Десятинная церковь в Киеве. Первые храмы на Руси строились в византийской традиции. Однако затем стали появляться соборы, которые сочетали византийские и славянские традиции. Яркий пример — Софийские соборы в Киеве и в Новгороде. В них уже начала проявляться так называемая многокупольная пирамида, характерная именно для Руси.
У византийских художников русские мастера научились работать с разноцветной непрозрачной эмалью – стеклообразной массой, которую наносили на металл. Потом была освоена более сложная техника перегородчатой эмали. Древнерусские эмали по цвету существенно отличались от греческих. Русские предпочитали теплую цветовую гамму: коричневый, бордовый, красный, зеленый. Основными произведениями древнерусской живописи являются храмовые фрески и иконопись. На фресках изображались сцены из жизни, а на иконах – изображения святых по строго определенным канонам. Очень известна мозаика Георгиевского собора Юрьевского монастыря. На ней камешки вдавливались в сырую штукатурку под разными углами. Под лучами света изображение искрилось, переливаясь разными цветами.
1. Выясните, где находится описанный Н. И. Костомаровым храм — в Киеве или в Новгороде.
Автор описал храм Святой Софии в Киеве. Конечно, храм Святой Софии в Новгороде строился по образу киевского, но в тексте даны явные указания на местоположение описываемого храма.
2. Каковы были особенности древнерусского храмового зодчества?
Если первые русские храмы в конце Х века были построены в строгом соответствии с византийскими правилами, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянской и византийской традиций. Пирамидальная композиция храма, многоглавие, наличие галерей, угловых башен – черты, характерные для русского деревянного зодчества. В XI веке – веке расцвета зодчества Киевской Руси – во многих городах были построены монументальные многокупольные храмы с толстыми, мощными стенами, маленькими оконцами, великолепным внутренним убранством – свидетельством красоты, мощи и величия государства. Архитектурный стиль Киевской Руси (конец Х – начало ХII веков) исследователи называют стилем «монументального историзма», наиболее адекватно выразившим «дух эпохи» – идею об общерусском могуществе.
3. Используя Интернет, создайте словарь терминов, встречающихся в документе
Зодчество — это вид искусства, оказывающий непосредственное влияние на духовное развитие общества, формирование эстетических взглядов человека.
Хоры — в архитектуре верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви (обычно на уровне второго этажа).
Алтарь — самое сакральное место в храме, отгороженное иконостасом от основной части храма. В середине алтаря находится Престол, который применяется для приготовления святых даров (причастия). В престоле присутствуют мощи святых, Евангелие и Крест.
Мозаика – изображение, составленное из скреплённых между собой цветных камушков или стекла.
Паперть – непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором (входом) храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Дайте характеристику европейского культурного пространства в IX—XI вв. В чём проявлялось влияние культуры европейских стран на культуру Руси?
В IX—XII вв. в Европе существовало несколько культурных очагов, связь между которыми была довольно слабой. Европейская культура как единое целое лишь начинала формироваться. Страной с наиболее развитой культурой долго оставалась Византия. Унаследовав многое из Античности, она сумела создать собственную своеобразную культуру. В 855 г. в Константинополе была открыта школа в Магнаврском дворце, которую многие учёные считают первым европейским университетом. Здесь на греческом языке и латыни преподавали крупнейшие деятели культуры. Образование основывалось не только на христианском учении, но и на трудах античных авторов — Гомера, Платона, Аристотеля и др. В XI—XII вв. византийская культура достигла своего наивысшего расцвета в живописи, архитектуре, скульптуре, литературе. Византия оказала огромное влияние на становление культуры многих стран — Руси, Грузии, Болгарии, Сербии, Италии и др. Из Константинополя на Русь приглашали мастеров для строительства храмов, создания икон и росписей, привозились книги и произведения искусства. Сначала русские мастера копировали изделия византийских учителей, но со временем они стали создавать собственные произведения, воплощая в них свои мысли, надежды, настроения. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению сил против иноземных врагов. Древнерусская культура стала отражением национального самосознания и определила мировоззренческие и эстетические идеалы русского народа на несколько веков.
2. Что, по вашему мнению, было главной темой древнерусского искусства?
По моему мнению, главными темами древнерусского искусства были христианские ценности, патриотизм и единство Руси.
3. Используя Интернет и дополнительную литературу, проведите исследование и выясните, почему Крещение Руси дало мощный толчок развитию письменности и грамотности.
Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Если в католических странах Европы языком богослужения, христианской литературы и культуры в целом был латинский, и там, чтобы стать грамотным, нужно было изучить именно латинский язык, то на Руси все эти функции выполнял древнерусский язык. Язык переведенной православной литературы был понятен каждому. Поэтому если в Западной Европе грамотность была уделом лишь незначительной части населения, то ее уровень на Руси был чрезвычайно высок для Средневековья. Интересно отметить, что одна из дочерей Ярослава Мудрого, Анна, вышедшая замуж за французского короля Генриха I и ставшая королевой Франции, умела читать и писать (сохранилась ее подпись), а ее муж — французский король — ставил вместо подписи крест.
Крещение и проведение богослужений на родном для русских языке создавали благоприятные условия для развития письменности и грамотности. А практика образования школ при соборах и монастырях, где людей обучали чтению и письму, в свою очередь привело к распространению грамотности среди городского населения. Вскоре, после принятия христианства, возникла первые школы, в которых из детей «нарочитой чади», т.е. дружинников, готовили кадры будущих церковных иерархов. Школьное образование получило определенное развитие и при сыне Владимира Ярославе Мудром. Стали возникать школы при монастырях. Примечательно, что в Древнерусском государстве образованность не была уделом только мужчин. Знали грамоту и славянские женщины, а в 1068 г. при одном из киевских монастырей была открыта школа для девушек.
4. Начните заполнение в тетради таблицы «Важнейшие памятники русской культуры X — начала XVI в.»
Возможные вопросы на уроке
1. Как вы думаете, продолжали ли воздействовать языческие традиции на развитие русской культуры после принятия христианства?
Считается, что в рассматриваемый период наблюдалось три этапа развития русской культуры:
Однако я считаю, что древние языческие традиции прошли через все времена и сохранились до настоящего времени — гадания, вера в приметы, духов, масленица, крашеные яйца на Пасху и т. д.
2. Что повлияло на развитие русской культуры?
На развитие русской культуры повлияло:
3. Как вы думаете, почему на Руси особенное развитие получили оружейное и ювелирное дело?
Развитие оружейного дела связанно с тем, что жителям Древней Руси приходилось много воевать. Победоносные войны всегда сопряжены с захватом добычи, в том числе драгоценных металлов, которые шли на изготовление украшений. Воины одаривали ими своих жен, дочерей, матерей
4. Почему в центре Москвы установлен памятник двум византийцам — Кириллу и Мефодию?
Кирилл и Мефодий считаются авторами славянской азбуки (глаголицы) и старославянского церковного языка.
5. Где и как писались древние книги?
Обычно древние книги писались и переписывались в монастырях и при соборах. Первые русские книги были рукописными. Каждая буква была тщательно выписана по строгим правилам – уставу. Листы книг изготавливались из специально выделанной телячьей кожи. Книги украшались небольшими изящными картинками – миниатюрами. Стоили такие книги очень дорого, поэтому их заказчиками могли быть только богатые люди.
6. Какими жанрами была представлена древнерусская литература?
7. Как, на ваш взгляд, появились первые былины?
Первые былины появились как героические песни, рассказывающие о подвигах воинов. До нас былины дошли в сильно переработанном виде. Зачастую герои былин – собирательные образы, говорящие о героизме, храбрости и единстве русского народа перед лицом врага.
8. Чем летописание отличается от легенд, былин, современных исторических исследований?
Летопись – это образец письменного творчества. Летописи составлялись как правило монахами и представляли собой хронику событий года. Самый известный пример летописи «Повесть временных лет» составленный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором на рубеже XI—XII веков. Былина, в свою очередь относится к образцу устного народного творчества. И являет собой, скорее сказку, основанную на реальных событиях. Отсюда ее название, подразумевающее, что это все-таки «быль», а не выдумка. Впрочем, передаваемый из уст в уста, текст менял свой первоначальный облик. Обрастая новыми подробностями или теряя некоторые детали. Современные исторические исследования основываются на изучении исторических документов (летописей) и произведений устного народного творчества (былин).
9. Какие жанры искусства были известны на Руси?
10. Какие храмы называют крестово-купольными?
Крестово-купольный — архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского Востока в V—VIII веках. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объём, центр которого разделен четырьмя столбами на девять ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом. Центральный купол расположен над пересечением двух главных помещений храма – нефов. Если смотреть сверху, то эти два нефа образуют крест.
11. Какие техники использовали русские ювелиры?
1. Подготовить сообщение на тему «Софийский собор — символ Древней Руси».
Собор Святой Софии в Киеве – это символ Древней Руси и свидетель истории древнерусского государства. Попав в собор впервые, человек начнет удивленно оглядываться в разные стороны, ведь широкое и низенькое снаружи строение внезапно величаво возносится кверху, площадь становится большей, а прямиком на прихожанина смотрит Оранта – Богоматерь в золотом сиянии. Внутреннее убранство Софийского собора отличалось изысканностью и богатством. Стены были покрыты фресками. В центральном куполе изображен Христос Вседержитель. Поражают золотым сиянием и яркостью мозаики. Самая известная мозаика собора – Богородица Нерушимая Стена. Центральный купол киевского Софийского собора окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых куполов.
Софийский собор был возведен и освящен в первой половине XI столетия. Но и сегодня ученые-историки выдвигают несколько дат его создания. Так, предполагается, что достопримечательность была воздвигнута на протяжении одного их этих годов: 1011-го, 1017-го или 1037-го. Две последние даты основаны на записях разнообразных хроник – Новгородской летописи и «Повести временных лет» соответственно. Подтверждением первой считаются результаты исследования пометок на стенах храма, а также пересмотр нескольких фактов старинных письменных записей. Также неоспоримым является тот факт, что история идеи и воздвижения церкви имеет неразрывное отношение к христианству на Руси. Общепринятым считается, что Софийский собор был построен в 1037 году Ярославом Мудрым.
Архитектурным, политическим и духовным прообразом храма стал собор Софийский в Константинополе. Он впечатлял своим внешним видом и, вероятнее всего, являлся незабвенной памятью для княгини Ольги. И если допустить факт крещения женщины, то следует отталкиваться от того, что происходило это именно в Константинополе, в церкви Святой Софии. А в корсуньской церкви Святой Софии увенчивали и крестили собственно князя Владимира. Именно потому возведение храма на Руси не было случайностью. При Ярославе храм должен был достичь своего наивысшего расцвета и подчеркивать независимость и силу Древней Руси.
Запоминаем новые слова
Граффити — надписи или рисунки, нацарапанные на стенах зданий, сосудах.
Житие — повествование о жизни святого.
Миниатюра — художественное произведение, обычно живописное, малых размеров.
Мозаика — изображение, составленное из скреплённых между собой цветных камушков или стекла.
Патриотизм — любовь к родине, преданность своему Отечеству, своему народу.
Самобытный — своеобразный, идущий своими путями, самостоятельный в своём развитии.
Фреска — изображение, сделанное водяными красками по мокрой штукатурке.
Практически новая религия на Руси так и не смогла до конца вытеснить язычество и утвердиться в ортодоксально-догматическом виде. Элементы языческой веры в своеобразном виде как бы влились в христианство, особенно четко проявляясь в быту, некоторых обычаях. Некоторые исследователи даже считают, что древнерусское христианство можно определить как охристианенное язычество. Христианская религия, существенно трансформируясь под воздействием язычества, в то же время оказала огромное воздействие на мировоззрение населения Древней Руси.
Новая религия способствовала консолидации восточных славян и формированию древнерусской народности, развитию и укреплению государственности, расширению культурных связей с другими христианскими странами, приобщению к культурному достоянию всего европейского мира. Возникшая русская православная церковь в тот период сыграла существенную роль в распространении письменности и «книжности». По мере усиления церкви усиливалось и религиозное влияние на все стороны жизни и культуры. Религия стала играть роль идеологии, которой все должны были придерживаться, отход от ее канонов сурово карался. Однако в период Древней Руси влияние церкви и религии, несомненно, не было столь сильным.
Принятие христианства имело для Руси долговременные последствия. Прежде всего, она определила свое дальнейшее развитие как европейская страна, стала составной частью христианского мира и играла заметную роль в тогдашней Европе. Об этом достаточно красноречиво говорят и династические связи русских князей. Примечательно замужество одной из дочерей Ярослава Мудрого, Елизаветы, ставшей женой знаменитого викинга Гарольда Смелого. Это прозвище он получил не случайно — слава о его подвигах гремела по всей Европе. Руки Елизаветы ему пришлось долго и упорно добиваться. Гарольд был не только отважным воином, но и поэтом. В честь своей избранницы он сложил песню, повествующую о собственных подвигах. Каждая из шестнадцати ее строф заканчивалась словами: «Только русская дева с золотой гривой пренеб-
регает мною». По этой самой золотой гриве Елизавету можно узнать среди других дочерей Ярослава, изображенных на фресках Софийского собора в Киеве.
Уже при Владимире, вскоре после принятия христианства, возникла первая школа, в которой из детей «нарочитой чади», т.е. дружинников, готовили кадры будущих церковных иерархов. Школьное образование получило определенное развитие и при сыне Владимире — Ярославе Мудром. Стали возникать школы при монастырях. Примечательно, что в Киевской Руси образованность не была уделом только мужчин. Знали грамоту и славянские женщины, а в 1068 г. при одном из киевских монастырей была открыта школа для девушек.
Основными центрами «книжности» были монастыри и соборные церкви. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные деятели, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого, многочисленные переводы греческих и болгарских книг церковного и светского содержания. Переводятся византийские исторические сочинения, жизнеописания христианских святых. В XI в. были популярны такие переводные сочинения, как «Александрия» (легенды и предания о жизни Александра Македонского), «Девгениево деяние» (перевод византийской эпи-
ческой поэмы о подвигах воина Дигениса). Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, открытых при церквах.
кой публицистической форме изложил свое понимание места Руси на мировой исторической арене. В произведении прославляется Русская земля и проводится мысль о равенстве «всех христианских народов». Илларион объявил русских князей равными византийским правителям, именуя их «каганами». По мнению современных исследователей, не исключено, что «Слово» написано по случаю собора епископов в качестве своеобразной «программы» кандидата в митрополиты, что объясняет его ярко выраженную политическую направленность.
Глубоким чувством патриотического долга проникнуто « Поучение » князя Владимира Мономаха, ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего Средневековья. «Поучением» можно назвать только первое сочинение, потом следует автобиография князя, а затем его письмо своему злейшему врагу Олегу Святославовичу. Все три сочинения написаны в различной стилистической манере и, по-видимому, в разное время, но они связаны одной идеей и составляют как бы единое целое. Мономах призывает всех князей отказаться от междоусобиц, ради достижения этой цели он даже готов простить Олега Святославовича — фактического убийцу своего сына Изяслава.
В начале XII в. один из сподвижников Монамаха, игумен Даниил, совершил путешествие в «святую землю» Палестину и написал знаменитое « Хожде-
ние игумена Даниила в Святые места ». Даниил подробно описал весь свой путь, рассказал о пребывании при дворе иерусалимского короля, о походе с ним против арабов. Даниил молился у гроба Господня, поставил там лампаду от всей Русской земли: около гроба Христа он отпел пятьдесят литургий «за князей русских и за всех христиан».
XII – начало XIII вв. дали немало и других ярких религиозных и светских сочинений. « Слово о князьях » повествует о гибели князей Бориса и Глеба, сыновей Владимира I, убитых Святополком Окаянным в 1015 г. и ставших первыми национальными святыми. Главная тема «Слова» — современные автору княжеские усобицы, раздирающие русские земли. « Повесть об убиении Андрея Боголюбского» рассказывает о событиях, связанных с гибелью второго
котором мало известно, побывав в заточении, испытав ряд других житейских драм, размышляет о смысле жизни, об идеальном правителе. Обращаясь к своему князю, Даниил говорит о том, что настоящий человек должен сочетать в себе силу Самсона, храбрость Александра Македонского, разум Иосифа, мудрость Соломона, хитрость Давида.
Ярчайшим и крупнейшим памятником древнерусской литературы было летописание («лето» означало год). Продолжаются дискуссии о самых ранних этапах создания летописей. Отдельные летописные записи, по-видимому, возникли еще в X в., но свою литературную форму они приобрели примерно в 40-е годы XI в. Древнейшая, дошедшая до нас летопись, основанная на предшест-
В дальнейшем, по мере политического распада Руси и возвышения отдельных русских центров (XII—XIII вв.), летописание стало дробиться. И хотя в списках по-прежнему существует общерусская канва, все же каждый центр все больше внимания уделяет своим местным особенностям, вырабатывая свои летописные традиции.
История была доминирующей темой в литературе домонгольского периода. Авторы постоянно стремились подчеркнуть связь настоящего с прошлым, многие события сравнивались с событиями Ветхого и Нового Заметов. Поэтому настоящее всегда воспринималось как продолжение прошлого. Историческая действительность лежала в основе каждого произведения, а некоторые из них даже включались в списки летописей.