почему кирибеевич не сказал всей правды царю
Почему Кирибеевич не говорит всю правду царю?
Почему Кирибеевич не говорит всю правду царю?
Рабская натура, угодничество Кирибеевича породили в нём
желание властвовать, ни в чём не знать отказа.
Алёну Дмитревну он выбирает только потому, что не смотрит она в его сторону.
Его уязвляет её независимость, безразличие к нему, царскому
1. Как ведет себя Кирибеевич перед кулачным боем?
1. Как ведет себя Кирибеевич перед кулачным боем?
И почему с ним никто не хочет драться?
2. Почему Кирибеевич услышав слова Колашникова побледнел в лице как осинный лист?
(Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова).
Почему Калашников не открыл царю всей правды?
Почему Калашников не открыл царю всей правды?
Песнь про царя Ивана Васильевича.
1) как ведут себя кирибеевич и почему?
1) как ведут себя кирибеевич и почему?
Какую помощь ему предлагает царь?
2) о чем умалчивает кирибеевич за столом царя?
Какой нравственный закон он преступает?
3) характеристика купца калашникова
4) где Калашников ищет помощи и поддержки в трудную минуту?
Как это его характеризует?
Почему Кирибеевич не сказал царю, что Алёна Дмитриевна жена Калашникова?
Почему Кирибеевич не сказал царю, что Алёна Дмитриевна жена Калашникова?
Песнь про купца Калашникова?
Песнь про купца Калашникова.
Почему Кирибеевич не сказал всей правды царю?
Помог бы ему царь, если б знал, что Алена Дмитриевна – замужняя женщина?
Написать небольшое размышление в виде ответа на вопрос «Почему Калашников не сказал всей правды царю?
Написать небольшое размышление в виде ответа на вопрос «Почему Калашников не сказал всей правды царю?
1. Почему Калашников, выиграв бой у опричника, был казнён?
1. Почему Калашников, выиграв бой у опричника, был казнён?
Почему Кирибеевич презрительно относится к людям и совершает бесчестный поступок?
2. Почему поведение Алёны Дмитриевны вызвало гнев мужа?
Почему боится она мужа, в чём виновата?
3. Милостив или жесток царь?
4. Почему Калашников не рассказал всей правды царю?
Почему калашников не рассказал царю всю правду про кирибеевича?
Почему калашников не рассказал царю всю правду про кирибеевича.
Почему купец Калашников не открывает царю правду о причинах поединка?
Почему купец Калашников не открывает царю правду о причинах поединка?
Зимнее утро необычайно красиво, особенно в хорошую погоду. С самого утра, как правило, деревья покрыты инеем. Словно заколдованные, они стоят в серебре. Но как только начинает подыматься солнце, то все меняется. Деревья уже усыпаны миллионами раз..
Гоголь моголь боголь))))))))))).
О, ну так это же полный простор вашей фантазии! Только учтите, что совершенная «отсебятина» не пойдет, рассказ составляется С ОПОРОЙ НА САМО ПРОИЗВЕДЕНИЕ! Эти два человека (Ваня и А. Соколов) оба пострадали в военное время. Судьба сделала их один..
Была кошка по имени пушистик она была очень талантлива и хотела быть в цирке и она потерялась тогда было холодно и ее нашла фея она пожилала чтоб она была в цирке пушистик стала знаменитой.
Родился Александр Сергеевич в 1795 г. В Москве, в обеспеченной родовитой семье. Окружающих поражало его необыкновенно раннее и стремительное умственное развитие. В 1806–1812 гг. Он учится в Московском университете и заканчивает юридический и фило..
По моему мнению в этих словах автор пытается сказать о том что даже самые простые вещи полны загадок и наш мир в целом полон загадок сам автор также был загадочной личностью той эпохи.
Песнь про купца Калашникова. Почему Кирибеевич не сказал всей правды царю? Помог бы ему царь, если б знал, что Алена Дмитриевна – замужняя женщина?
Во время царского пира молодой опричник Кирибеевич рассказывает о своей любви к красавице Алёне Дмитриевне. На что царь Иван Грозный повелел ему посвататься к своей возлюбленной и даже предлагает ему драгоценности, чтобы он преподнёс их в дар любимой женщине. Иван намеревается устроить свадьбу Кирибеевича и Алёны Дмитриевны. Однако Кирибеевич не говорит о самом главном, о том, что она венчана в церкви по закону христианскому с купцом Калашниковым. Он отправляется на свидание к Алёне Дмитриевне в церковь, где она была на вечерне. Но мы не знаем, послал ли Кирибеевича на свидание сам царь или же это было личным порывом молодого опричника.
Трудно сказать как бы поступил царь, знай он о том, что Алёна Дмитриевна уже замужем.
Добрая собака
Действующие лица: Трезор, Танечка, Прохожие, Мальчик, Мама мальчика.
Посредине сцены стоит Трезор. Прохожие пытаются пройти мимо него.
Убегают. Появляется Танечка.
Вновь появляются Прохожие. Идут так же, как и в начале, стараясь обойти Трезора.
Вбегает Мама мальчика.
Трезор спешит на помощь (выбегает на мгновение за кулисы). Появляется вновь, ведя за руку Мальчика.
5.- С тех пор все жители улицы называют Трезора по имени и всегда уважительно кивают ему при встрече.
1.- То есть и человека начинают уважать благодаря его поступкам?
3.- А какие поступки надо совершать, чтобы тебя стали уважать другие?
4.- Ответить на этот вопрос нам помогут ребята. Ребята, я сейчас буду называть поступки детей, а вы помогите мне: если поступок достоин уважения, хлопните в ладоши, а если не достоин – топните ногой. Хорошо? Итак, слушайте внимательно!
• Самый сильный мальчик во дворе бьет тех, кто с ним не согласен;
• Человек кормит бездомных животных;
• Мальчик защитил девочку от хулиганов;
• Девочка не пошла навещать больную подругу, потому что по телевизору показывали интересный фильм;
• Мальчик не пошел играть с друзьями в футбол, потому что папа попросил помочь ему починить полку;
• Мальчик, наконец, согласился помочь сестре помыть посуду, после того как она пообещала купить ему мороженое.
Почему кирибеевич не сказал всей правды царю
Почему Кирибеевич заявляет, что готов принять кару грозного царя?
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие –
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Позади его стоят стольники,
Супротив его всё бояре да князья,
По бокам его всё опричники;
И пирует царь во славу Божию,
В удовольствие своё и веселие.
Улыбаясь, царь повелел тогда
Вина сладкого заморского
Нацедить в свой золочёный ковш
И поднесть его опричникам.
И все пили, царя славили.
Лишь один из них, из опричников,
Удалой боец, буйный молодец,
В золотом ковше не мочил усов;
Опустил он в землю очи тёмные,
Опустил головушку на широку грудь –
А в груди его была дума крепкая.
Вот нахмурил царь брови чёрные
И навёл на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого, –
Да не поднял глаз молодой боец.
Вот об землю царь стукнул палкою,
И дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил оконечником –
Да не вздрогнул и тут молодой боец.
Вот промолвил царь слово грозное –
И очнулся тогда добрый молодец.
«Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,
Аль ты думу затаил нечестивую?
Али славе нашей завидуешь?
Али служба тебе честная прискучила?
Когда входит месяц – звёзды радуются,
Что светлей им гулять по поднебесью;
А которая в тучку прячется,
Та стремглав на землю падает.
Неприлично же тебе, Кирибеевич,
Царской радостью гнушатися, –
А из роду ты ведь Скуратовых,
И семьёю ты вскормлен Малютиной. »
Отвечает так Кирибеевич,
Царю грозному в пояс кланяясь:
«Государь ты наш, Иван Васильевич!
Не кори ты раба недостойного:
Сердца жаркого не залить вином,
Думу чёрную – не запотчевать!
А прогневал я тебя – воля царская:
Прикажи казнить, рубить голову, –
Тяготит она плечи богатырские,
И сама к сырой земле она клонится».
И сказал ему Царь Иван Васильевич:
«Да об чём тебе, молодцу, кручиниться?
Не истёрся ли твой парчевой кафтан?
Не измялась ли шапка соболиная?
Не казна ли у тебя поистратилась?
Иль зазубрилась сабля закалённая?
Или конь захромал, худо кованный?
Или с ног тебя сбил на кулачном бою,
На Москве-реке, сын купеческий?»
Отвечает так Кирибеевич,
Покачав головою кудрявою:
«Не родилась та рука заколдованная
Ни в боярском роду, ни в купеческом;
Аргамак мой степной ходит весело;
Как стекло, горит сабля вострая;
А на праздничный день твоею милостью
Мы не хуже другого нарядимся.
Как я сяду-поеду на лихом коне
За Моску-реку покатитися,
Кушачком подтянуся шёлковым,
Заломлю на бочок шапку бархатную,
Чёрным соболем отороченную, –
У ворот стоят у тесовыих
Красны девушки да молодушки
И любуются, глядя, перешёптываясь;
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается. »
Укажите род литературы, к которому относится произведение М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова».
Эпос — литературный род, в котором объектом изображения могут быть любые явления внешнего мира (люди, события, предметы) в их сложных отношениях и взаимосвязях, а также внутренний мир людей. Основа эпоса — повествование, в принципе не имеющее ограничений во времени и пространстве. Возможности изображения предметного мира, психологии людей, идей и настроений самих писателей тоже практически безграничны. Основные эпические жанры: роман, повесть, рассказ, новелла, поэма.
Возможно ответить: лироэпос или лироэпический
В «Песне про… купца Калашникова» отразились особенности литературного направления, для которого характерно изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах. Назовите это направление.
Романтизм — явление европейской культуры в XVIII−XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.
Установите соответствие между персонажами данного произведения и их высказываниями, касающимися Алёны Дмитриевны: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | ВЫСКАЗЫВАНИЯ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А) Иван Васильевич — 2) «Твоему горю пособить постараюся
Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый
Да возьми ожерелье жемчужное.
Прежде свахе смышлёной покланяйся
И пошли дары драгоценные
Ты своей Алёне Дмитревне…»
Б) Калашников — 1) «Как запру я тебя за железный замок,
За дубовую дверь окованную,
Чтоб свету Божьего ты не видела,
Моё имя честное не порочила…»
В) Кирибеевич — 3) «На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно — будто лебёдушка,
Смотрит сладко — как голубушка,
Молвит слово — соловей поёт…»
В основе сюжета «Песни…» лежит острое столкновение персонажей. Каким термином оно обозначается?
Такое столкновение называется конфликтом. Дадим определение.
Конфликт — это столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, в произведениях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней присутствует сюжет. Конфликт реализуется в словесных и физических действиях действующих лиц. Конфликт разворачивается благодаря сюжету.
В каких произведениях русской литературы любовь героев сталкивается с непреодолимыми обстоятельствами и в чём эти произведения можно сопоставить с произведением М. Ю. Лермонтова?
У Лермонтова в «Песне про купца Калашникова» звучит тема любви всеобъемлющей, захватывающей человека всего, без остатка. Такова любовь и Татьяны Лариной из «Евгения Онегина».
Кирибеевич, любимец царя, привык служить ему верою-правдою. Для царя-батюшки опричник готов жертвовать собой, он не боится смерти. Однако любовь к Алёне Дмитриевне, которая заполнила сердце Кирибеевича, сильнее его самого, сильнее страха, сильнее любви к царю, а переживания его страшнее кары царя. С тоской о неразделенной любви говорит опричник царю:
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается. »
Кирибеевич не думает ни о чувствах Алёны Дмитриевны, ни о чувствах её мужа — для него существует только его личное переживание, а всё остальное неважно.
Татьяна Ларина, любимая героиня Пушкина, влюблена в Онегина и готова даже ради него переступить через собственную гордость — первой признается в любви Онегину.
Татьяна — высоко нравственный человек, поэтому она не способна предать мужа, когда Онегин наконец-то ответил ей взаимностью:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Её поступок достоин уважения, в отличие от поступка Кирибеевича.
Таким образом, тема любви у разных авторов при наличии особенностей в подходах к её раскрытию всё же имеет немало общего.
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
В основе сюжета «Песни…» лежит острое столкновение персонажей, обозначающееся в литературе термином «_______». Образы Кирибеевича и купца Калашникова даны в сопоставлении на ______.
В основе сюжета «Песни…» лежит острое столкновение персонажей, обозначающееся в литературе термином «конфликт». Образы Кирибеевича и купца Калашникова даны в сопоставлении на контрасте|антитезе.
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Почему Кирибеевич заявляет, что готов принять кару грозного царя?
5.2. Критик В. Г. Белинский о «Песне про купца Калашникова» писал: «Содержание поэмы, в смысле рассказа происшествия, само по себе полно поэзии». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
5.1. Кирибеевич, любимец царя, привык служить ему верою-правдою. Для царя-батюшки опричник готов жертвовать собой, он не боится смерти. Гнев царя для Кирибеевича страшен, потому что ему не в чем виниться перед Иваном Грозным. Однако любовь к Алёне Дмитриевне, которая заполнила сердце Кирибеевича, сильнее его самого, сильнее страха, сильнее любви к царю, а переживания его страшнее кары царя:
А прогневал я тебя — воля царская:
Прикажи казнить, рубить голову, —
С тоской о неразделенной любви говорит опричник в ответ царю:
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается. »
5.2. Чтобы разобраться в оценке поэмы Лермонтова В. Г. Белинским, дадим определение слова «поэтический». Поэтический — значит очаровательный, изящный, поражающий чувство и воображение. Исходя из определения, можно сделать вывод, что Белинский, называя содержание поэмы поэтическим, подчеркивал, что «Песня по купца Калашникова» — произведение высокохудожественное, «поражающее воображение». Действительно, и сюжет, в основе которого столкновение сильных личностей, противостояние романтического героя Калашникова деспотизму Ивана Грозного и страсти Кирибеевича, и стилизация под фольклор делает текст исключительно своеобразным и привлекательным. Художественные средства, которые использовал автор для написания поэмы, близкие народному творчеству, прослеживаются и в приведённом отрывке: это традиционно яркие эпитеты (очи темные, буйный молодец), сравнения (сабля, как стекло), старинные формы народной лексики: просторечные слова (гей ты, гнушатися) и другие. Художественные средства создают неповторимые образы и стиль. «Песня» звучит торжественно и благодаря тонической системе стихосложения:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие –
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Поэтому точка зрения В. Г. Белинского о поэме М. Ю. Лермонтова, на наш взгляд, вполне обоснована.
Почему кирибеевич не сказал всей правды царю
Тема. Концепция героической личности в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
1.Ознакомить учеников с историей создания «Песни…».
3.раскрыть содержание конфликта между героями «Песни…».
5.Совершенствовать навыки анализа художественного текста.
М.Ю.Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырского духа, ярких личностей, которых так не хватало среди его современников. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них было мало достойных людей, героев, поэтому поэт искал их в русской истории. Тема истории отразилась, в частности, в стихотворении «Бородино» и в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе – «от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволявшей ему выходить из комнаты» (свидетельство А.А.Краевского).Так, не выходя из комнаты, Лермонтов переносится во времени, становится свидетелем давно минувших событий, усваивает склад старинной речи. Поэма приближена к народной поэзии, в ней использованы характерные для фольклора эпитеты, зачины, повторы.
«Песня…» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного, «бездну ужасов и тиранства»(Н.М.Карамзин)
3.Краткая историческая справка о времени правления Ивана Грозного.
Какое значение имела опричнина для уклада русской жизни?
Каким предстаёт перед нами купец Калашников?
По каким приметам можно утверждать, что купец предчувствовал беду?
«Недобрый день задался», «заря туманная», «набегают тучки на небо», «метелица», то есть явления природы подсказывают и герою, и читателю, что впереди будут тревожные события.
Что заставило «смутиться думой крепкою» Калашникова, вернувшегося домой?
Нарушился порядок в доме, потому что нет ещё жены.
В чём подозревает свою жену Калашников? Почему он так строго её встречает?
Он сурово разговаривает с женой. Но давайте вспомним законы того времени: жена должна бала беспрекословно подчиняться мужу. Доказательством того является книга «Домострой”.Послушайте «Поучение мужа жене”:»Подобает поучити мужем жен своих с любовью и благорассудным наказанием, жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии: како душу спасти, богу и мужу угодити и дом свой добре строити и во всём ему покоряться и что муж накажет, то с любовью примати и со страхом внимати, и творити по его наказанию.А коли ослушается жена мужа, тот может побить её плёткою”. Раньше брак заключался в церкви, считалось, что муж с женой должны быть верны друг другу до гробовой доски. Не случайно Калашников так строго разговаривает с Алёной Дмитриевной.
Не на то пред святыми иконами
Мы с тобою жена обручалися,
Золотыми кольцами менялися.
Как объясняет Алёна Дмитриевна своё долгое отсутствие? Как она реагирует на обвинения мужа?
В семье Калашниковых было счастье до тех пор, пока опричник Кирибеевич не разрушил его, оскорбив Алёну Дмитриевну.
Не случайно она обращается именно к мужу с просьбой защитить её.
На кого, кроме тебя, мне надеяться?
У кого просить стану помощи?
На белом свете я сиротинушка.
Муж для неё «красно солнышко”, его немилости она боится больше, чем «смерти лютой”.
Почему купец Калашников принимает решение биться с царским опричником? У кого ищет помощи?
Почему Кирибеевич не сказал всей правды царю?
Как проявляется у Кирибеевича и Калашникова любовь к Алёне Дмитриевне?
У ворот стоят у тесовых
Красны девушки да молодушки,
И любуются, глядя, перешёптываясь,
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается.
Соблазняя Алёну Дмитриевну, Кирибеевич прельщает её завидным положением, богатством: «Станут все тебе завидовать…” Слова Кирибеевича перед поединком звучат дерзким вызовом уверенного в своей победе царского любимца.
Вместе с тем Кирибеевич по-своему незаурядная, яркая личность. Его не назовёшь безликим прихлебателем, в нём, как и в Калашникове, есть удалое начало.
Что отстаивает Степан Калашников в битве с Кирибеевичем?
Как гибнет каждый из героев и какую память о себе оставляет?
Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою?
Каковы ваши впечатления об Иване Грозном?
5.Рефлексия. Работа в группах.
1 группа. Проанализируйте сцену, когда герои кланяются перед боем. Кому и чему кла няется каждый из них? Почему?
А зовут меня Степан Калашников,
А я родился от честного отца,
И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью тёмною,
Не таился от свету небесного.
Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов «стоять за правду до последнего”. Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, «народу русскому”, выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям
2 группа. Почему Калашников не открыл царю всей правды?
3 группа. Кто вершит суд над Калашниковым? Зачем в эту сцену введён грозный царь Иван Васильевич? Справедлив ли его суд?
Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и «оклеветанный молвой”, становится народным героем
7 Домашнее задание
Кодекс чести русича
штуки,олицетворение 2-3,уменьшит.ласкательное сущ. 2-3 штуки
Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?
Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
И велел растянуть цепь серебряную,
Чистым золотом в кольцах спаянную.
Оцепили место в двадцать пять сажень,
Для охотницкого бою, одиночного.
И велел тогда царь Иван Васильевич
Клич кликать звонким голосом:
«Ой, уж где вы, добрые молодцы?
Вы потешьте царя нашего батюшку!
Выходите-ка во широкий круг;
Кто побьет кого, того царь наградит;
А кто будет побит, тому бог простит!»
На просторе опричник похаживает,
Над плохими бойцами подсмеивает:
«Присмирели, небось, призадумались!
Так и быть, обещаюсь, для праздника,
Отпущу живого с покаянием,
Лишь потешу царя нашего батюшку».
И сказал ему Кирибеевич:
«А поведай мне, добрый молодец,
Ты какого-роду племени,
Каким именем прозываешься?
Чтоб знать, по ком панихиду служить,
Чтобы было чем похвастаться».
И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег;
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло.
Вот молча оба расходятся,-
Богатырский бой начинается.
И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная,
И, увидев то, царь Иван Васильевич
Прогневался гневом, топнул о землю
И нахмурил брови черные;
Повелел он схватит удалова купца
И привесть его пред лицо свое.
В данной статье представлена система уроков по изучению поэмы М.Ю. Лермонтова, сочетающая комплекс педагогических технологий: метод творческого чтения, проблемного изложения материала, технологию системы РО (Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова). Поэма М.Ю. Лермонтова изучается на четырех уроках. После изучения проводится урок развития речи – обучение написанию сочинения “Интересный герой”. Решая проблемные задачи, ученики работают с различными источниками информации, знакомятся с историческими документами, критическими статьями о творчестве поэта, научно-популярными статьями о быте, нравах, обычаях Руси 16 века; репродукциями картин, иллюстрациями к произведению, фрагментами кинофильма “Иван Грозный”.
В нашем опыте работы дидактический материал для самостоятельной деятельности был представлен на учебном сайте. На уроках использовалась презентация, позволяющая сделать акцент на выводы по изученному материалу.
В Приложениях к данной статье представлена часть дидактического материала.
Тема. М.Ю. Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. История создания поэмы. Художественный мир произведения. Сюжет и композиция.
Образовательная – способствовать формированию понятий “художественный мир произведения”, “сюжет произведения”.
Развивающая – формирование умения акцентного вычитывания произведения, выделения ключевых эпизодов произведения.
Воспитательная – воспитание уважительного отношение к произведениям русской классике.
Метод обучения : метод творческого чтения.
План урока.
I. Постановка целей урока.
II. Изучение нового материала. Информация об истории создания поэмы. Чтение учителем поэмы.
По ходу чтения учителем делается небольшой комментарий по содержанию и композиции произведения, обращается внимание на запев, припевы, концовку, напоминающие произведения устного народного творчества, выполняется словарная работа.
III. Осмысление нового материала. Определение составляющих художественного мира произведения и элементов сюжета.
Задание 1. Определите художественное время, художественное пространство поэмы, назовите главных героев произведения.
Задание 2. Определите эпизоды, соответствующие основным элементам сюжета.
2. Проверка выполнения заданий. Обсуждение выполненной работы. (См. Вариант записи в ученической тетради.)
Примечание. На данном этапе уроке по ходу выполнения заданий идет повторение теоретических понятий: “поэма”, “художественный мир произведения”, “художественное пространство”, “художественное время”, “сюжет”, “композиция”, “конфликт”.
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Отзыв о произведении по первым впечатлениям.
Примечание. Отзывы показывают, что произведение не оставляет никого равнодушным к судьбе героев. Ученики понимают несправедливость царя, одобряют поведение Калашникова и осуждают Кирибеевича. В отзывах встречаются удачные рассуждения по поводу силы характера и героев. Некоторые ученики отмечают художественные особенности поэмы. Поражает искренность и непосредственность учеников, что намного реже встречается в сочинениях после изучения произведений. Например: «Надо песню продолжить, чтобы, как в былине, герой жив остался». «Они как могли боролись за любовь, вот бы в наше время так!» «А мне жалко и Кирибеевича. Может, он бы и одумался». «Винить царя легко, но Калашников ведь ему не рассказал всей правды”. «Калашников – герой, но оставлять жену и детей тоже нельзя».
Отзывы показывают непонимание учениками мотивов поведения героев, жанровых особенностей данной поэмы, что и становится предметом пристального изучения и обсуждения на следующих уроках.
Вариант записи в ученической тетради. 1 урок.
Тема.М.Ю. Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Художественный мир произведения. Сюжет и композиция поэмы.
Цель: научиться определять составляющие художественного мира произведения М.Ю. Лермонтова.
Дата написания произведения – 1837 год. Была напечатана в 1838 году.
Национально-историческая поэма. Почему?
Художественное время – 16 век, годы опричнины (1565 – 1572).
Художественное пространство – Москва (царский дворец, торговые ряды, дом купца, площадь, где произошел кулачный бой).
Иван Грозный – историческая личность.
Герои произведения: царь Иван Грозный, купец Калашников, его жена Алена Дмитриевна, опричник Кирибеевич, московский люд.
Рассказчики – гусляры, ведут повествование – “песню”. Особенности: запев, припев, концовка. Тонический стих.
Тема занятия. Система образов в поэме М.Ю. Лермонтова
1. Образовательная – способствовать формированию понятий, “художественный образ”, “героический характер”.
2. Развивающая – создать условия для развития у семиклассников умения анализировать образную систему произведения.
3. Воспитательная – помочь ученикам правильно оценивать поступки людей.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый
План урока.
I. Постановка целей урока.
II. Обсуждение письменных отзывов о произведении по первым впечатлениям.
III. Работа с теоретическими понятиями “художественный образ”, “героический характер”.
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: найти исторические детали в поэме, выразительно читать эпизоды произведения.
Вариант записи в ученической тетради. 2 урок.
Тема.М.Ю. Лермонтов “Песня про … купца Калашникова”. Система образов произведения.
Цель: научиться характеризовать героев произведения М.Ю. Лермонтова.
Иван Грозный – царь, подозрительный, властный, добрый к опричнику, казнит Калашникова, обещает позаботиться о семье купца.
Милостив или жесток?
Кирибеевич – любимый царский опричник, богатый, хитрый, страстно любит замужнюю женщину “удалой боец”, убит на кулачном бою Калашниковым.
Презрительно относится к людям, совершает бесчестный поступок. Почему?
Калашников Степан Парамонович– купец, русский богатырь, “статный молодец”, удалой боец”, честный, отважный, непреклонный, у него героический характер: жертвует своей жизнью ради спасения чести жены, семьи.
Не говорит все правды царю. Почему?
Алена Дмитриевна – верная жена, русская красавица, любит мужа, семью, ухаживания Кирибеевича считает своим страшным позором.
Почему очень боится мужа?
Тема занятия. Произведение М.Ю. Лермонтова как историческая поэма. Система образов поэмы.
1. Образовательная – способствовать формированию понятий “историческая поэма”, “художественное время произведения”, “художественный образ”, “героический характер”.
2. Развивающая – создать условия для развития у семиклассников умения сопоставительного анализа при работе с различными источниками информации.
3. Воспитательная – способствовать воспитанию у школьников уважительного отношения к истории.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
2. Компьютерные прикладные программы: презентация, учебный сайт с материалами о жизни, нравах, обычаях Руси 16 века.
План урока
I. Постановка целей урока.
Учитель обращает внимание учеников на проблемные вопросы, возникшие в ходе чтения и анализа поэмы, сосредотачивает внимание на теме урока и основополагающем вопросе: какой предстает эпоха Ивана Грозного в поэме?
II. Работа с понятием “историческая поэма”.
Обсуждение выполнения домашнего задания – нахождение в произведение исторических деталей.
Ученики зачитывают цитаты из произведения о жизни купечества, обычаях и нравах, описание пира у царя, кулачного боя, описание казни и т.д.
III. Углубление знаний о героях произведения. Выявление мотивов их поступков.
Работа над проблемными вопросами. Изучение исторических материалов, статей о жизни, и нравах и обычаях Руси 16 века. (Приложение 1)
1. Самостоятельная работа в группах с дополнительной информацией (Приложение 1).
Проблемные вопросы. Почему Калашников, выиграв бой у опричника, был казнен? Почему Кирибеевич презрительно относится к людям и совершает бесчестный поступок?
Тема мини-исследования. Положение царского опричника.
Статьи. “Опричнина и земщина”, “Из “Истории государства Российского”, “Кулачный бой”.
Проблемные вопросы. Почему поведение Алены Дмитриевны вызвало гнев мужа? Почему боится она мужа, в чем виновата?
Тема мини-исследования. Положение женщины в семье
Статьи. “Доля женщины в Древней Руси”, “Из наставлений Домостроя”.
Проблемные вопросы. Милостив или жесток царь?
Тема мини-исследования. Царь Иван Грозный.
Статьи. “Историк Карамзин о личности царя”, “Исторические песни о царе”.
Примечание. Работая с дополнительной информацией о личности царя, ученики знакомятся с теми материалами, которые изучал Лермонтов при написании своего произведения, а именно с историческими песнями и с трудом Карамзина “История государства Российского”. Учащиеся должны сравнить образ царя в народных песнях и историческом труде и соотнести с образом поэмы. Интересным представляется и сравнение данного героя с образом царя в фильме режиссера С.Эйзенштейна “Иван Грозный”, где данный персонаж предстает положительным героем. Выводы, к которым ученики должны прийти в результате работы над образом Ивана Грозного, зафиксированы на слайдах презентации, ее можно также использовать на данном уроке. (Приложение 3)
2. Обсуждение изученных материалов и ответов на проблемные вопросы.
3. Работа над образом купца Калашникова. Решение проблемной задачи “Почему Калашников не сказал всей правды царю?”
Ученики, обращаясь к тексту произведения (диалогу Калашникова с царем), осмысливают под руководством учителя важнейшую черту характера героя – он не признает царского суда в делах совести, он живет “по закону христианскому”.
4. Закрепление изученного материала. Заполнение таблицы в тетради.
Ученики пишут ответы на проблемные вопросы и проверяют себя по листу самоконтроля.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание: выучить отрывок из поэмы, ее финал; заполнить таблицу “Фольклорные художественно-выразительные средства” (Приложение 2).
Вариант записи в ученической тетради. 3 урок.
Тема. Произведение М.Ю. Лермонтова как историческая поэма. Система образов произведения.
Основной вопрос: какой предстает эпоха Ивана Грозного в поэме?
Цель: узнать об эпохе Ивана Грозного, установить причины поступков героев.
Историческая поэма. Произведение об историческом прошлом Руси. Историческая личность – царь Иван Грозный.
Исторические детали: пир у царя Ивана Грозного, положение опричника, жизнь купечества, обычаи и нравы, семейные отношения, кулачные бои, описание казни, религиозные обряды, одежда.
1.Почему Калашников, выиграв бой у опричника, был казнен? Почему Кирибеевич презрительно относится к людям и совершает бесчестный поступок?
Опричник находился под особой защитой царя. Ему было позволено все.
Он не считает себя преступником. Он развращен царской властью.
2. Почему поведение Алены Дмитриевны вызвало гнев мужа? Почему боится она мужа, в чем виновата?
Правила Домостроя были очень строги по отношению к женщине. Опоздание домой считалось преступлением. Жена должна быть наказана.
3. Милостив или жесток царь?
В поэме царь велик и жесток. Называет казнь без пыток милостью. Свой суд считает абсолютно высшим судом.
4.Почему Калашников не рассказал всей правды царю?
Калашников живет по закону христианскому. Он не признает царского суда в делах совести.
Тема занятия. Идейно-художественное своеобразие произведенияМ.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.
Осмысление настоящего через изображение прошлого.
Образовательная – способствовать формированию понятия “художественное время произведения”, “героический характер”, “идея произведения”; выявить взаимосвязь художественного мира поэмы с эпохой 19 века и с мировосприятием автора.
Развивающая – формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.
Воспитательная – помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах.
Метод обучения: частично-поисковый, проблемный.
1. М.Ю. Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.
2. Таблицы: “Былина как жанр”, “Фольклорные художественно-выразительные средства”.
3. Компьютерные прикладные программы: учебный сайт с материалами о мировосприятии эпохе Лермонтова, слайды презентации “Век XVI”, “Век XIX”.
План урока.
I. Постановка целей урока. Основополагающие вопросы урока:
Почему поэт обратился к изображению прошлого? Почему поэт назвал поэму песней?
II. Актуализация знаний. Повторение материала прошлого урока.
1. Работа с понятием “Историческая поэма”.
Вопросы для повторения:
Почему ученые называют произведение Лермонтова исторической поэмой?
Какой представлена эпоха 16 века в произведении Лермонтова?
2. Самостоятельная работа на повторение основных понятий (поэма, былина, историческая песня, героический характер). Проверка выполнения задания по листу самоконтроля.
III. Изучение нового материала.
Идейно-художественное своеобразие произведения. Авторский замысел. Идея произведения. Фольклорные мотивы
Самостоятельная работа с дополнительной информацией. Обсуждение материалов.
Проблемный вопрос: Почему поэт обратился к изображению прошлого?
Ученики знакомятся с материалами об эпохе Лермонтова и мировосприятии поэта. Статьи И. Андронникова, В.Г. Белинского, стихотворения поэта о своем поколении (Приложение 1 ) сопоставляют данные статей, формулируют ответ на проблемный вопрос. Делают записи в тетради.
2. Определение идеи произведения. Образ гусляров.
Проблемный вопрос: почему повествование в поэме ведут гусляры?
Идея произведения. “Подвиг не только делает человека бессмертным, но и рождает новых героев, пробуждает в людях лучшее. Нельзя мириться с бесчестием и несправедливостью”.
3. Жанровое своеобразие произведения. Фольклорные мотивы.
Обсуждение выполнения опережающего домашнего задания – заполнение таблицы “Фольклорные художественно-выразительные средства” (Приложение 2).
Проблемный вопрос: “Почему поэт назвал свое произведение песней?”
Ученики зачитывают цитаты, дополняют записи, Делают вывод о значении фольклорных художественно-выразительных средств для создания образности изображения прошлого, придания поэме лиризма. Записывают выводы в тетрадь.
IV. Закрепление изученного материала.
Сравнение произведения М.Ю.Лермонтова с жанровыми особенностями былины.
1. Самостоятельная работа.
Задание. Пользуясь таблицей “Былина как жанр” (Приложение 2), найдите сходства произведения Лермонтова с былиной.
2. Обсуждение выполнения задания.
Вывод о воплощении в произведении Лермонтова героической идеи былины ученики записывают в тетрадь.
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.
Письменные ответы на вопросы: о чем заставляет задуматься поэма, чему учит произведение нас, живущих в 21 веке? Наизусть отрывок из поэмы (начало кулачного боя).
Вариант записи в ученической тетради. 4 урок.
Тема. Идейно-художественное своеобразие поэмы М.Ю. Лермонтова. Осмысление настоящего через изображение прошлого.
Основные вопросы: Почему поэт обратился к изображению прошлого? Почему назвал поэму песней?
Цель: определить идею, художественные особенности произведения, установить причины обращения автора к изображению прошлого.
1. Поэт обратился к изображению прошлого, чтобы показать народного героя, борьбу правды со злом власти, справедливый суд народа, что, к сожалению, было не свойственно поколению 19 века.
2. Героический поступок купца Калашникова вызывает восхищение и одобрение народа. Гусляры песенники не только ведут повествование, под “гуслярный звон” “причитывают и присказывают”, но и дают народную оценку событиям и героям.
3. Идея произведения: пока есть на Руси героические характеры, которые отстаивают правду жизни по совести, жива нравственность в народе, несмотря на произвол царской власти. Подвиг не только делает человека бессмертным, но и рождает новых героев, пробуждает в людях лучшее. Нельзя мириться с бесчестием и несправедливостью.
4. Поэма написана в фольклорной традиции, народным языком. Фольклорные художественно-выразительные средства помогают создать яркую картину прошлого, делают повествование лиричным, похожим на русскую песню.
5. В произведении Лермонтова воплотилась героическая идея былины. Герой народен, народ героичен.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение-
Средняя образовательная школа № 13
Почему Калашников не объясняет
Ивану Грозному причину гибели Кирибеевича?
(по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
выполнил ученик 7 а класса
Учитель Шаталова О.В.
§ 1. Сюжет и композиция произведения …………………………………. …с. 4
§ 2. Характеристика главных героев поэмы ……………………. …………..с. 6
§ 3. Анализ ключевых сцен поэмы: сцены кулачного боя на Москве-реке и диалога царя Грозного с купцом Калашниковым……..… ………………….с. 8
§ 4. Почему Калашников не объясняет Ивану Грозному причину гибели Кирибеевича…………………………………………………………………. с. 11
Использованная литература ……………………………………………… с. 15
Цель работы : исследовать текст поэмы М.Ю.Лермонтова и представить ответ на проблемный вопрос: « Почему Калашников не объясняет Ивану
Грозному причину гибели Кирибеевича?»
§ 1. Сюжет и композиция произведения.
В основе произведения лежит фольклорный сюжет, восходящий к народным песням о царе Иване Грозном, многие из которых к XIX веку сохранились и были записаны.
Сюжет поэмы вполне распространённый для романтического произведения и на первый взгляд достаточно прост. Во время царского пира молодой опричник Кирибеевич рассказывает о своей любви к красавице Алёне Дмитриевне. На что царь Иван Грозный повелел ему посвататься к своей возлюбленной и даже предлагает ему драгоценности, чтобы он преподнёс их в дар любимой женщине. Иоанн намеревается устроить свадьбу Кирибеевича и Алёны Дмитриевны. Однако Кирибеевич не говорит о самом главном, о том, что она венчана в церкви по закону христианскому с купцом Калашниковым. Он отправляется на свидание к Алёне Дмитриевне в церковь, где она была на вечерней молитве.
Далее действие переносится в лавку к Степану Парамоновичу. В этот день не пошла у него торговля и он собирается уходить. Однако придя к себе домой, купец не застаёт молодую супругу дома, а детей находит заплаканными. Только поздним вечером оскорблённая и простоволосая Алёна Дмитриевна возвращается к взволнованному мужу и рассказывает ему о том, что надругался над ней молодой опричник Кирибеевич и опозорил её перед честным людом прямо на улице. Она падает в ноги к мужу и просит его защитить её доброе имя.
Композиция поэмы такова: произведение состоит из вступления и 3 частей. 1 часть – завязка (любовь Кирибеевича к Алене); 2 часть – развитие действия (встреча Кирибеевича с Аленой, рассказ Алены о своем позоре);
§ 2. Характеристика главных героев поэмы.
Кирибеевич – натура сильная и страстная. Его любовь к Алене Дмитриевне поглощает все его думы. Он совершает подлый поступок – оскорбляет честную жену, но мы понимаем, что чувство сильнее его и совладать с ним ему тяжело, поэтому он и решается на встречу с Аленой. Как будто бы Кирибеевич – отрицательный герой, но автор так не думает. Об этом свидетельствуют следующие строчки:
Закачался, упал замертво;
Будто сосенка во сыром бору
Об отрицательном герое не скажут «сосенка» и не будут употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Степан Калашников – человек с высокой честью. Как только он узнал о том, что Кирибеевич оскорбил его жену, он сразу решил защитить Алену, своих детей, свое честное имя. Он решается на кулачный бой с опричником. Калашников понимает, что может погибнуть, но это не останавливает его: честь дороже жизни.
Алена – идеальная жена, честная и верная. Она ничего не скрывает от мужа и видит в нем защиту и опору. Степан и Алена представляют на страницах поэмы идеальных супругов.
Иван Грозный представлен в поэме как идеальный царь: он по-доброму разговаривает со своими подданными, дает им советы, искренне интересуется их жизнью. У Калашникова он спрашивает, почему купец убивает опричника. И если бы Степан все честно рассказал, царь помиловал бы его.
§ 3. Анализ ключевых сцен поэмы: сцены кулачного боя на Москве-реке и диалога царя Грозного с купцом Калашниковым.
Третья часть текста поэмы интересна двумя ключевыми эпизодами: здесь представлена сцена кулачного боя между Калашниковым и Кирибеевичем, а также диалог купца Калашникова с царем Иваном Грозным.
Рассмотрим первый ключевой эпизод, безусловно, важный в понимании идеи текста – сцену кулачного боя между Калашниковым и Кирибеевичем. Начинается картина с пейзажа:
Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?
Финальные вопросы отрывка задают тревожные ноты. И вот в присутствии царя начинается кулачный бой. Верней, не начинается, потому что против Кирибеевича, который первый ищет соперника, никто не решается выйти. Опричник самоуверен, не ждет сильного отпора. И вот выходит Калашников, говорит Кирибеевичу о честности и позоре, о причинах боя: он хочет защитить честь семьи:
А родился я от честного отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного.
И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег;
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло.
Изловчился он, изготовился,
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.
И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная …
Калашников победил, защитил честь семьи, правда на его стороне. Но читатель испытывает сочувствие и к опричнику: его погубила его непобедимая страсть и привычка достигать невозможного.
Степан Калашников готов держать ответ только перед Богом. Иван соглашается с его позицией и казнит купца.
§ 4. Почему Калашников не объясняет Ивану Грозному причину гибели Кирибеевича?
Почему же Степан Калашников не объясняет царю причину гибели Кирибеевича, ведь в момент диалога с царем решается главный вопрос – жить ему или умереть? Кажется, что он должен спасти свою жизнь любыми способами, тем более, что правда на его стороне, – он защищает оскорбленную жену, опозоренную семью.
Степан – личность, обладающая высокими нравственными качествами. У купца, человека недворянского круга, имеется кодекс чести: имей совесть, защити обиженного, служи опорой жене и детям. Мы заметили, что в образе Степана реализуются христианские взгляды на жизнь. Купец – глубоко верующий человек. Крест, висящий у него на груди, спасает его во время кулачного боя. Он из тех людей, которые не могут спасти свою жизнь любым способом. Жизнь для Калашникова немыслима без незапятнанной чести. Поэтому он принимает решение умереть.
Существует известная поговорка: «Богу – Богово, царю – царево». На страницах «Песни» это высказывание реализовано в полной мере. Степан не может открыть царю свою личную жизнь, не хочет еще раз упомянуть имя жены, не хочет рассказать о её позоре, не хочет, чтобы этот позор лёг на имя его детей и преследовал его семью и дальше. Это слишком личная история, поэтому только перед Богом готов Степан открыть эту боль. Царю же он может дать ответ только в пределах его государственного влияния, но не личного. Купец мог спасти свою жизнь, рассказав всю историю, и Иван, как справедливый царь (такова народная точка зрения на царя Грозного), помиловал бы Степана. Но герой принимает другое решение. В последней сцене Степан в человеческом отношении превосходит царя. Таким образом, именно Степан Калашников является главным героем «Песни», именно с этим человеком связывает Лермонтов истинную честность и высокие требования к себе и к людям.
При исследовании сюжета поэмы М.Ю.Лермонтова возникает основной проблемный вопрос: « Почему Калашников не объясняет Ивану Грозному причину гибели Кирибеевича?» После кулачного боя решается главный вопрос для Калашникова – жить или умереть.
Степан – личность, обладающая высокими нравственными качествами. У купца, человека недворянского круга, имеется кодекс чести: имей совесть, защити обиженного, служи опорой жене и детям. Мы заметили, что в образе Степана реализуются христианские взгляды на жизнь. Жизнь для Калашникова немыслима без незапятнанной чести. Поэтому он принимает решение умереть.
Существует известная поговорка: «Богу – Богово, царю – царево». Степан не может открыть царю свою личную жизнь, не хочет еще раз упомянуть имя жены, не хочет рассказать о её позоре, не хочет, чтобы этот позор лёг на имя его детей и преследовал его семью и дальше. Это слишком личная история, поэтому только перед Богом готов Степан открыть эту боль. Царю же он может дать ответ только в пределах его государственного влияния, но не личного. Купец мог спасти свою жизнь, рассказав всю историю, и Иван, как справедливый царь (такова народная точка зрения на царя Грозного), помиловал бы Степана. Но герой принимает другое решение. В последней сцене Степан в человеческом отношении превосходит царя. Таким образом, именно Степан Калашников является главным героем «Песни», именно с этим человеком связывает Лермонтов истинную честность и высокие требования к себе и к людям.
Тема. Концепция героической личности в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
1.Ознакомить учеников с историей создания «Песни…».
3.раскрыть содержание конфликта между героями «Песни…».
5.Совершенствовать навыки анализа художественного текста.
проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырского духа, ярких личностей, которых так не хватало среди его современников. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них было мало достойных людей, героев, поэтому поэт искал их в русской истории. Тема истории отразилась, в частности, в стихотворении «Бородино» и в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе – «от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволявшей ему выходить из комнаты» (свидетельство).Так, не выходя из комнаты, Лермонтов переносится во времени, становится свидетелем давно минувших событий, усваивает склад старинной речи. Поэма приближена к народной поэзии, в ней использованы характерные для фольклора эпитеты, зачины, повторы.
«Песня…» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного, «бездну ужасов и тиранства»()
Какие исторические детали использованы автором для того, чтобы передать эпоху Ивана Грозного?
Какое значение имела опричнина для уклада русской жизни?
Каким предстаёт перед нами купец Калашников?
По каким приметам можно утверждать, что купец предчувствовал беду?
«Недобрый день задался», «заря туманная», «набегают тучки на небо», «метелица», то есть явления природы подсказывают и герою, и читателю, что впереди будут тревожные события.
Что заставило «смутиться думой крепкою» Калашникова, вернувшегося домой?
Нарушился порядок в доме, потому что нет ещё жены.
В чём подозревает свою жену Калашников? Почему он так строго её встречает?
Он сурово разговаривает с женой. Но давайте вспомним законы того времени: жена должна бала беспрекословно подчиняться мужу. Доказательством того является книга “Домострой”.Послушайте “Поучение мужа жене”:“Подобает поучити мужем жен своих с любовью и благорассудным наказанием, жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии: како душу спасти, богу и мужу угодити и дом свой добре строити и во всём ему покоряться и что муж накажет, то с любовью примати и со страхом внимати, и творити по его наказанию. А коли ослушается жена мужа, тот может побить её плёткою”. Раньше брак заключался в церкви, считалось, что муж с женой должны быть верны друг другу до гробовой доски. Не случайно Калашников так строго разговаривает с Алёной Дмитриевной.
Не на то пред святыми иконами
Мы с тобою жена обручалися,
Золотыми кольцами менялися.
Как объясняет Алёна Дмитриевна своё долгое отсутствие? Как она реагирует на обвинения мужа?
В семье Калашниковых было счастье до тех пор, пока опричник Кирибеевич не разрушил его, оскорбив Алёну Дмитриевну.
Не случайно она обращается именно к мужу с просьбой защитить её.
На кого, кроме тебя, мне надеяться?
У кого просить стану помощи?
На белом свете я сиротинушка.
Муж для неё “красно солнышко”, его немилости она боится больше, чем “смерти лютой”.
Почему купец Калашников принимает решение биться с царским опричником? У кого ищет помощи?
Почему Кирибеевич не сказал всей правды царю?
Как проявляется у Кирибеевича и Калашникова любовь к Алёне Дмитриевне?
У ворот стоят у тесовых
Красны девушки да молодушки,
И любуются, глядя, перешёптываясь,
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается.
, Кирибеевич прельщает её завидным положением, богатством: “Станут все тебе завидовать…” Слова Кирибеевича перед поединком звучат дерзким вызовом уверенного в своей победе царского любимца.
Вместе с тем Кирибеевич по-своему незаурядная, яркая личность. Его не назовёшь безликим прихлебателем, в нём, как и в Калашникове, есть удалое начало.
Что отстаивает Степан Калашников в битве с Кирибеевичем?
Как гибнет каждый из героев и какую память о себе оставляет?
Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою?
Каковы ваши впечатления об Иване Грозном?
5.Рефлексия. Работа в группах.
А зовут меня Степан Калашников,
А я родился от честного отца,
И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью тёмною,
Не таился от свету небесного.
Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов “стоять за правду до последне го ”. Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, “народу русскому”, выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям
Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и “оклеветанный молвой”, становится народным героем