почему киевская русь была раннефеодальной монархией
Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси
Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При этом Киевская Русь имеет уже первые вышеперечисленные черты государственности, выделившие ее из ранее существовавшего племенного союза славян. Форма правления в Киевской Руси – раннефеодальная монархия. Главой Киевской Руси являлся Киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. На местах власть Великого князя Киева осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).
Органы власти не имели постоянных полномочий.
Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси в литературе, как правило, используется выражение «относительно единое государство», которое нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Постепенно в XI–XII вв. отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая в литературе получила название дворцово-вотчинной. Киевская Русь имела сильный центр – Киев, который с помощью дружины удерживал вокруг себя несколько десятков удельных княжеств.
Во главе всей Руси стоял Великий киевский князь, во главе отдельных княжеств – собственные князья. Отношения между киевским князем и всеми другими князьями строились по принципу «сюзеренетето-вассалитета» и закреплялись феодальными договорами.
Со временем власть местных феодалов (XI–XII вв.) значительно возрастает и образуется новый орган власти – феодальный съезд, в полномочия которого входило рассмотрение вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета.
Особая категория населения – это церковные служители. Они в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, так как церковь стала одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.
Политический режим в Киевской Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.
Почему киевская русь была раннефеодальной монархией
Изучая историю древнерусского государства, абитуриенты рано или поздно сталкиваются с проблемой определения степени развитости государственных институтов и устройства общества в целом. Прилагаем вашему вниманию два важнейших понятия, работа с которыми ведется при разборе заданий второй части ЕГЭ и ОГЭ по истории.
Раннефеодальное государство
Раннефеодальное государство — это государство, которое представляет собой наиболее раннюю форму монархического правления.
Данная форма правления характерна для государств, которые находились на этапе перехода от первобытно-общинного строя к феодальному. Данная форма монархии характерна для IX-XI вв.
Признаки раннефеодального государства.
Современные исследователи в области истории государства и права выделили следующие основные признаки раннефеодального государства:
Важным отличием от иных форм государственного управления было то, что государственные органы власти в Древней Руси не имели четких функций и прописанных полномочий, из-за чего происходила частая их смена.
Киевская Русь как раннефеодальное государство
Ярким примером раннефеодального государства является Киевская Русь (Древняя Русь), т.к. государственному устройству этого региона были присущи черты:
Древняя Русь: сохранение пережитков родоплеменного строя в Киевской Руси
С другой стороны, историки отмечают, что в Древней Руси сохранялись пережитки родоплеменного строя:
Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин. Предводителем становился обычно самый старший, сильный, опытный либо самый искусный в ораторском мастерстве. Власть старейшины осуществлялась в форме распоряжений, советов, приказов, которые отражали интересы всей группы, поэтому практически всегда исполнялись.
Племя – это макроструктура первобытного общества. Над ним почти ничего не возвышалось, если не считать образовавшихся позже надстроечных структур – конфедерации или союза племен. Зато внизу располагалось множество родов, объединенных в племенное целое родственными и хозяйственными узами, общей территорией, оборонительными функциями и общей культурой (культом предков, обычаями и традициями, отправлением религиозных ритуалов), наконец, управленческо-административной структурой (общий племенной совет).
Военная демократия в Киевской Руси
Дополнением понятия «родоплеменной строй» являлась характеристика общественного строя восточных славян как военной демократии. Ее признаками являлись:
Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины («верви», «мира») и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.
Добро пожаловать к нам в Instagram.
Пройти тесты ЕГЭ по истории вы можете здесь и здесь.
Пройти тесты ЕГЭ по обществознанию вы можете здесь и здесь.
Вот здесь у нас практика к ОГЭ по обществознанию и тесты базового уровня.
А уже здесь базовые тесты по истории для сдающих ОГЭ по предмету и хорошая практика для начала погружения в большой материал.
Раннефеодальная монархия: черты и особенности
Раннефеодальная монархия – одна из многих форм правления. За хронологическими данными, раннефеодальная монархия – первая из форм классической феодальной монархии.
Исторический словарь, говорит, что раннефеодальная монархия – это прежде всего форма политического режима в X веках. Также с термином раннефеодальная монархия сроднен термин государство раннего феодализма, где верховная власть находиться в руках монарха.
Развитие подобного типа правления развивается во время перехода к феодализму, взамен рабовладельческому строю, что и происходило, например, после распада Западной Римской империи в Европе. Также такая форма государства характерна для варварских государств, которые из первобытнообщинного строя переходят к феодальному.
Древнерусская раннефеодальная монархия
Как доказано большинством историком занимающимися историей Киевской Руси, Русь – это государство раннефеодального типа, то есть – раннефеодальная монархия. Доказательств этому более чем достаточно.
Одним из самых главных факторов и доказательств этому это то, что на Руси не завершился процесс формирования классов общества. К тому же на Киевской Руси только зарождалось феодальное землевладение, так как основная масса смердов (крестьяне) – были свободным от феодалов (князей).
При этом, на основе всех данных, ми видим, что начало феодальному строю уже положено. О чем речь?
•Формируется боярское землевладение;
•Все общинные земли понемногу начинают захватываться боярами и князьями;
•Великий князь начинает дарить и раздавать во владение большие земельные надели своим поданным. При этом вместе с землей под власть князя, боярина и т. д. попадают и все крестьяне, живущие на этой земле;
•Все крестьяне, попавшие под власть, например, князя уже должны платить ему натуральный оброк;
То есть, вы видим реальные черты феодального устройства, однако они только внедряются, так что ни о какой феодальной монархии не может быть и речи.
Также следует отметить еще одну важную черту, которая дает возможность понять, что Русь – раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял монарх – то есть, князь. И он опирался в первую очередь на свою дружину, то есть военную силу, а затем уже на совет старейшин. Великий князь был сюзереном для других, более мелких князей.
Черты раннефеодальной монархии
Как и любая другая форма правления государством, раннефеодальная монархия имеет свои уникальные черты, делающих ее не такой, как и иные формы правления.
И так, черты раннефеодальной монархии следующие:
•Существовал переход власти в порядке наследования престола, однако при этом не было никакого законодательного закрепления механизма этого самого перехода власти: от отца – к старшему сыну. То есть, все было на уровне обязательного обычая, не более;
•Правитель – монарх не нес никакой юридической ответственности за совершение своих действий перед государством (монарх мог совершить любое действие в своем государстве: казнь кого-то, захватить ту или иную область, собрать дань и за это он не нес никакой ответственности – это считалось вполне нормальным для такой формы правления, несколько позже, уже при феодальной монархии, сюзерен не был столь властен);
•В таком государстве не были сформированы институты власти;
•Полномочия и статус совета при князе (короле) нигде не были установлены;
Важным также являлось то, что органы власти никогда не имели постоянных полномочий, и они довольно часто менялись.
Кроме Киевской Руси, отличным примером раннефеодальной монархии можно считать Королевство франков в Западной Европе.
Киевская Русь как раннефеодальная монархия
Вы будете перенаправлены на Автор24
Киевская Русь — это государство в Восточной Европе, сформировавшееся в IX веке в результате объединения восточнославянских и финно-угорских племён под властью династии Рюриковичей.
Формирование феодальных отношений в Киевской Руси
Киев как военный и политический центр убеждениями, силой и договорами стремился подчинить соседние племена. Однако были конкретные обстоятельства, которые требовали установления единства — защита населения от набегов кочевников. Союзниками славян оказались варяжские княжества.
С IX века складывается феодальная поземельная собственность, имевшая две основные формы:
Правовыми основаниями владения землей были:
Существенное значение в начальный период имел захват пустующих земель.
Формирование правящего класса привело к появлению феодальных зависимых отношений. Княжеская дружина дифференцируется на «старшую» и «младшую». Из боевых соратников князя бояре превращаются в вотчинников, его вассалов. В XI—XII веках боярство оформляется как особое сословие.
Князь за службу жалует дружиннику землю, населенную крестьянами.
Для обеспечения боярского хозяйства использовался труд кабально зависимых людей.
Бояре усиливали эксплуатацию попавших к ним в зависимость крестьян-общинников, с помощью захвата и кабалы. Совершая походы, князь с дружиной захватывали пленных и превращали их в холопов. Рабы-холопы выполняли в хозяйстве вспомогательные функции, основной рабочей силой оставались крестьяне-общинники.
Устройство Киевской Руси
Государственный строй Древнерусского государства можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе ее стоял киевский князь. Он опирался в своей деятельности на дружину и совет старейшин. На местах управление осуществляли его наместники и волостели. Великий князь находился в феодальных отношениях с другими князьями. Усиление в XI—XII веках местных феодалов вызвало появление новой формы организации власти –феодального съезда. Такие съезды решали вопросы войны и мира, вассалитета, разделения земель.
Готовые работы на аналогичную тему
Основной обязанностью вассалов была военная служба.
Значительную роль в принятии государственных политических решений имели вечевые собрания.
По традиции киевский престол занимал старший член княжеского рода.
Одновременно проходил процесс территориального дробления: отдельные земли приобретали все больше независимости от Киева.
В XI—XII веках города с князьями заключали договоры, регламентировавшие княжескую власть. Местное управление осуществляли доверенные люди князя, его сыновья, опираясь на военные гарнизоны. Ресурсы для существования органы управления получали через систему кормлений.
Вервь оставалась основным органом местного крестьянского самоуправления.
Вервь – это территориальная община.
В компетенцию верви входили полицейский надзор, земельные переделы, налоги, судебные споры, расследование и исполнение наказаний.
В совет при князе входили бояре и «княжьи мужи». Управление отраслями княжеского хозяйства осуществляли тиуны. Складывались два центра власти — княжеский дворец и боярская вотчина.
Становление древнерусского права, его основные источники
Основным источником права Древней Руси был обычай. Закон не успел получить достаточного развития, а переходной формой к закону было право договоров, регламентировавшее отношения, которые не были охвачены обычным правом.
В IX—X веках отсутствовали письменные сборники обычного права. Оно использовалось при заключении сделок или осуществлении судебных действий в устной форме, с широким применением символики и священных формул.
Самые ранние памятники русского права — это договоры Руси и Византии (911, 944 и 971 годов). В текстах содержатся нормы византийского и русского права. В них есть ссылки на «закон русский», являвшийся устным сводом норм обычного права.
Договоры упоминают смертную казнь, штрафные санкции, регламент найма на службу, меры поимки беглых рабов. Они определяли юридическое положение в Византии русских купцов и воинов, пошлины и торговые льготы, положения о выкупе рабов.
«Право договоров» раньше обычного фиксируется в письменном виде. Его нормы содержатся в договорах с Византией (X век), договорах между князьями, договорах с Новгородом (XIII век).
Русская Правда: источники, система, редакции
Существовали три редакции Русской правды:
Древнейшей была Краткая Правда (подготовлена не позднее 1054 года), состоящая из Правды Ярослава, Правды Ярославичей. Связанная с именем Владимира Мономаха Пространная редакция возникла не ранее 1113 года и разделялась на Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха. Сокращенная редакция появилась из Пространной редакции в середине XV века.
В литературе существуют две оценки Русской Правды. Ее признают либо официальным сводом действующего на Руси княжеского права, либо частным сборником юридических обычаев.
По мнению В.О. Ключевского, Русская Правда была дополнением к Кормчей книге, а ее текст формировался в сфере церковного судопроизводства. В ее основу лег ряд источников церковного права византийского происхождения — Эклог, Номоканон, Прохирон, Закон судный людем.
Зачастую текст Правды является пересказом княжеских законов. При этом в пересказе отражалась идеологическая позиция кодификатора: в тексте опускались имевшие место в судопроизводстве состав преступлений, санкции и процессуальные действия; отсутствовал раздел о государственных преступлениях, отсутствовала смертная казнь и судебный поединок, против которых выступала Церковь.
Действие Русской Правды со временем вышло за пределы церковной юрисдикции и распространилось на княжеское судопроизводство. Но как сборник обычаев церковного законодательства, Правда была руководством для княжеских судей.
В Краткой редакции Русской Правды две части: первая содержит нормы об убийстве, о нарушении права собственности и способах его восстановления, о побоях. Вторая часть содержит решения, принятые на съезде потомков Ярослава, дополняющие статьи нормами пошлин и судебных расходов.
В Пространной редакции развиваются положения Краткой, выстраиваются в стройную систему, и добавляются к ним нормы, установленные законодательством Владимира Мономаха. Разделение на «Суд Ярослава» и «Устав Владимира» условное: с их именами князей связаны только первые статьи разделов, а остальные статьи заимствованы из разных источников.
Русскую Правду можно определить как кодекс феодального права.
Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Органы власти и управления.
Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Органы власти и управления.
На территории Восточной Европы более двух веков существовало сильное государство Киевская Русь. Начальный период образования государства нашел отражение только в летописях. Они писались, переписывались и дописывались в разное время, так что некоторые сюжеты истории выглядят как легенды.
Древнерусское государство – крупнейшая держава средневековой Европы. Русь сложилась и заняла «срединное» геополитическое положение в системе сопредельных цивилизаций: между католической Европой, арабским мусульманским Востоком, восточно-христианской Византийской империей, иудейским Хазарским каганатом, кочевниками-язычниками.
История государственности и государственного управления на Руси IX – XIII вв. нашла отражение в древнейшей общерусской летописи «Повесть временных лет», летописных сводах отдельных княжеств, уставах и других княжеских актах, произведениях общественно-политической мысли Древней Руси, житийной литературе, былинном эпосе. Отдельные стороны государственного управления и этапы его развития на Руси освещены в византийских и европейских хрониках, восточных нормативных источниках.
1. Верховная власть, органы власти
Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь. Он имел при себе совет (думу) из наиболее знатных князей и старших дружинников (бояр), выступавших в роли воевод, а также аппарат управления, который ведал сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов [6].
В этом аппарате обязанности чиновников исполняли младшие дружинники – мечники (судебные исполнители), вирники (сборщики штрафов) и т. п. В подвластных великому князю землях и городах функции управления осуществляли княжеские наместники – посадники и их ближайшие помощники – тысяцкие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение.
Для осуществления власти, над населением, расширения границ государства и защиты его от внешних врагов великий князь имел значительные военные силы. Они состояли прежде всего из дружины самого великого князя, а – также из войск вассальных князей, которые тоже имели собственные дружины.
Правовое положение отдельных социальных групп населения древнерусского государства.
В древнерусском государстве получило развитие княжеское, боярское, церковное и монастырское землевладение, значительная часть общинников попадает в зависимость к собственнику земли. Постепенно формируются феодальные отношения.
Становление феодальных отношений в Киевской Руси шло неравномерно. В Киевской, Черниговской, Галицкой землях этот процесс шел быстрее, чем у вятичей и дреговичей.
Феодальный общественный строй на Руси утвердился в IX веке. В результате социальной дифференциации населения сформировалась социальная структура общества. По занимаемому положению в обществе их можно назвать классами или социальными группами.
* феодалы (князья великие и удельные, бояре, церковь и монастыри);
* свободные общинники (сельские и городские «люди» и «людины»);
* закупы (человек, попавший в долговую кабалу и отрабатывающий «купу»);
* изгои (человек, вышедший из общины или освободившийся от холопства выкупом);
* челядь и холопы (придворные рабы);
* городское население (городская аристократия и городские низы);
Господствующий класс феодалов сформировался в IX веке. К ним относились великие князья, местные князья, бояре. Государственное и личное княжение не было разделено, поэтому княжеский домен был имением, принадлежащим не государству, а князю как феодалу.
Наряду с великокняжеским доменом существовало и боярско-дружинное земледелие.
Формой княжеского земледелия была вотчина, т.е. такая форма владения, при котором земля переходила по наследству.
Появление в Пространной редакции Русской правды, относящейся к концу XI-началу XII вв., статей, где упоминаются боярские тиуны, боярские рядовичи, боярские холопы и боярское наследование позволяет делать вывод о том, что к этому времени утвердилось и боярское землевладение.
Продолжительно группа феодалов-бояр сформировалась от более богатых дружинников князя и из родо-племенной знати. Формой их землевладения были:
2. держание (поместье).
Другая категория мелких и средних феодалов сформировалась из дворцовых слуг, получивших за службу земельные участки, и из общинников, захвативших общинные земли.
К феодалам следует отнести и церковь, и монастыри, которые после принятия христианства на Руси постепенно стали крупными землевладельцами.
Свободные общинники составляли основную массу населения Киевской Руси. Под термином «люди» в Русской правде подразумеваются свободные преимущественно крестьяне-общинники и городское население. Судя по тому, что в Русской правде (ст.3) «людин» противопоставлялся «княжу-мужу», он сохранил личную свободу.
Свободные общинники подвергались государственной эксплуатации, уплачивая дань, способом взимания которой было полюдье. Князья постепенно передавали право взимания дани своим вассалам, а свободные общинники постепенно попадали в зависимость к феодалу.
Смерды составляли основную массу населения Древнерусского государства. Это были крестьяне-общинники. Смерд был лично свободен, его личная неприкосновенность защищалась княжеским словом (ст. 78 пп.). Князь мог давать смерду землю, если он работал на него. Смерды имели орудия производства, лошадей, имущество, землю, вели общественное хозяйство, жили общинами.
По мнению историков Б.Д. Грекова и М.Б. Свердлова, смерды были свободные и зависимые. Зависимыми смердами были те, которые получили землю у феодала и работали на него.
«Изгои» бывали свободные и зависимые. Это были:
* выкупившиеся на волю холопы;
* выходцы из свободных слоев общества.
Они не были свободными до тех пор, пока не поступали на службу к хозяину. Жизнь изгоя защищается Русской правдой штрафом в 40 гривен.
Закон запрещал укрывать беглых холопов.
Правовая политика Советского государства и формирование основ советского права (1917-1920 гг.). «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» 1918 г.
Конституция СССР 1924 г.
Некоторые авторы, пишущие сегодня об истории Конституции РФ, от Конституции 1918 г. склонны сразу переходить к Конституции РСФСР 1925 г., а о Конституции СССР 1924 г., как впрочем и о последующих союзных конституциях, говорить поменьше и как бы попутно. Создается ощущение, что вроде бы Союза ССР и не было, а Россия подается как существовавшее и во времена СССР самостоятельное государство. Однако не следует заштриховывать страницы истории России, в том числе и истории ее Конституции. В СССР Россия была одной из союзных республик, что сказалось как на характере ее развития в целом, так и на особенностях российских Конституций того времени. С учетом этого и будем рассматривать страницы последующего конституционного строительства.
Решение о разработке первой союзной Конституции принял ЦИК СССР. На заседании 10 января 1923 г. в соответствии с этим решением были разработаны конкретные мероприятия, Президиум ЦИК создал шесть комиссий по подготовке нормативных основ новой Федерации, на базе которых должна была формироваться и Конституция СССР: по выработке предложений о Совнаркоме, СТО и наркоматах Союза ССР; бюджетной; по выработке Положений о Верховном Суде при ЦИК СССР и объединенного ГПУ при Совнаркоме СССР; по выработке предложений о государственном флаге и гербе СССР; по выработке Положений о ЦИК СССР и членах ЦИК СССР; по составлению проекта организации наркоматов и предложений по персональному составу наркоматов для внесения на утверждение апрельской сессии ЦИК СССР.
Во второй половине 1923 г. принимались важные, приближавшиеся по значению к конституционным, акты по статусу новых союзных органов. В частности, 12 ноября 1923 г. ЦИКом СССР были утверждены «Положения» о ЦИК*(73), о СНК*(74), о народных комиссариатах Союза ССР*(75); 23 ноября 1923 г. Президиум ЦИК принял «Положение» о Верховном Суде Союза ССР (при котором состояла прокуратура СССР)*(76).
Конституцию СССР 1924 г., формально говоря, составили краткая преамбула, Декларация и Договор об образовании Союза ССР. Но преамбула весьма кратка и лишь провозглашает, что Декларация и Договор составляют Основной Закон (Конституцию) СССР.
Съезд избирал Союзный Совет из представителей союзных республик пропорционально населению каждой (всего 414 членов). А Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик (по 5 от каждой) и от автономных областей (по 1 от каждой). Состав Совета Национальностей в целом утверждался съездом Советов СССР.
ЦИК работал в сессионном порядке, очередные сессии созывались его Президиумом три раза в год. ЦИК можно рассматривать как главенствующий орган в законотворчестве. Он издает кодексы, декреты, постановления и распоряжения, объединяет работу по законодательству и управлению, определяет круг деятельности Президиума ЦИК и СНК СССР. Все декреты и постановления, определяющие общие нормы политической и экономической жизни СССР, а также вносящие коренные изменения в существующую практику государственных органов СССР, должны вноситься на рассмотрение и утверждение ЦИК СССР.
С самого начала на союзном уровне была создана разветвленная система правоохранительных (в том числе и карательных) органов. Высшим органом правосудия стал Верховный Суд СССР. Наряду с этим Верховный Суд выполнял функции конституционного правосудия и контроля. К его ведению относились вынесение заключений по требованию ЦИК СССР о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции (ст. 43 п. «в»), разрешение судебных споров между союзными республиками (ст. 43 п. «г»). Учреждалась должность Прокурора Верховного Суда СССР. В «целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом» при СНК учреждалось ОГПУ (ст. 61 Конституции), имевшее своих уполномоченных при СНК союзных республик.
При создании Союза ССР и конституционном оформлении нового государственного устройства одним из острейших, ставший предметом споров и борьбы центра и республик, явился вопрос о соотношении компетенции Федерации и ее субъектов. Сопоставление Договора 1922 г. и соответствующих частей Конституции 1924 г. свидетельствует о том, что за короткий период сторонники концентрации важнейших полномочий на союзном уровне одержали победу. Так, именно к ведению Союза ССР Конституция отнесла следующие ключевые вопросы: определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, установление общесоюзных налогов и доходов, разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик, руководство транспортным делом, внешней торговлей, международные отношения, не говоря уже об организации и руководстве Вооруженными Силами.
Конституция объявляет (ст. 3), что РСФСР входит в состав СССР и передает ему полномочия, отнесенные к ведению органов Союза, согласно ст. 1 Конституции СССР.
Ко времени принятия Конституции в стране уходили в прошлое революционные эйфория и фразеология, упиравшие на передачу собственности и власти народу, и более ощутимой становилась перспектива огосударствления соответствующих общественных отношений. И это, конечно, отразилось на ряде конституционных положений. К примеру, во включенной в Конституцию 1918 года «Декларации» говорилось, что частная собственность на землю отменяется, весь земельный фонд объявляется «общенародным достоянием» и передается «трудящимся»; также объявлялись «национальным достоянием» леса, недра и воды общегосударственного значения и др. Конституция 1925 г. четко говорит о том, что вся земля, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи составляют «собственность рабоче-крестьянского государства» на основах, определяемых особыми законами Союза ССР и верховными органами РСФСР (ст. 15).
Конституция РСФСР 1918 г. не определяла конкретных полномочий Всероссийского съезда Советов и ВЦИКа, ограничиваясь общими положениями. Поскольку РСФСР стала союзной республикой в составе СССР, понадобилось сказать подробнее о компетенции указанных органов. Поэтому в Конституции 1925 г. появился раздел II «О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета».
К исключительному ведению съезда она отнесла установление, дополнение и изменение Конституции РФ, окончательное утверждение конституций автономных республик.
Остальные правомочия были отнесены к ведению и съезда, и ВЦИКа, в том числе: общее руководство всей политикой и народным хозяйством РСФСР, установление плана народного хозяйства на территории РСФСР и бюджета РСФСР, налогов, сборов и неналоговых доходов, заключение внешних и внутренних займов РСФСР, утверждение кодексов РСФСР и др. Причем фактор вхождения в СССР становится весьма ощутимым: почти в каждом случае указано, что полномочие осуществляется этими российскими органами в соответствии с Конституцией и законодательством Союза ССР. Кроме того, в Конституцию была включена специальная ст. 19, гласившая о том, что по предметам компетенции Союза имеют обязательную силу на территории РСФСР постановления верховных органов СССР.
Попытка государственного переворота 19-22 августа 1991 г. и её результаты. Распад СССР. Образование СНГ.
А́вгустовский путч — попытка отстранения М. С. Горбачёва с поста президента СССР и смены проводимого им курса, предпринятаяГосударственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП) — группой консервативно настроенных деятелей из руководства ЦК КПСС, правительства СССР, армии и КГБ — 19 августа 1991 года, приведшая к радикальным изменениям политической ситуации в стране: окончательной утрате Коммунистической партией Советского Союза своей власти, относительному усилению власти региональных лидеров по сравнению с центральными властными структурами СССР и необратимому ускорению распада СССР, завершившемуся его ликвидацией в декабре того же года.
Действия ГКЧП сопровождались объявлением чрезвычайного положения на 6 месяцев, вводом войск в Москву, переподчинением местной власти назначенным ГКЧП военным комендантам, введением жёсткой цензуры в СМИ и запретом ряда из них, отменой ряда конституционных прав и свобод граждан[9]. Руководство РСФСР (президент Б. Н. Ельцин[10][11] и Верховный Совет РСФСР[12]) и некоторых других республик, а впоследствии также законное руководство СССР (президент СССР Михаил Горбачёв[13] и Верховный Совет СССР[14]) квалифицировали действия ГКЧП как «государственный переворот».
Основная цель ГКЧП заключалась в том, чтобы не допустить развала СССР и подписания нового союзного договора, создающего вместо СССР федерацию/конфедерацию — Союз Советских Суверенных Республик (Союз Суверенных Государств)[1][2][15][16]. В 23-й статьe союзного договора говорилось:
Настоящий Договор одобряется высшими органами государственной власти государств, образующих Союз, и вступает в силу с момента подписания их полномочными делегациями.
Для государств, его подписавших, с той же даты считается утратившим силу Договор об образовании Союза ССР 1922 года[17].
С вступлением Договора в силу для государств, подписавших его, действует режим наибольшего благоприятствования.
Отношения Союза Советских Суверенных Республик и республик, входящих в состав Союза Советских Социалистических Республик, но не подписавших настоящий Договор, подлежат урегулированию на основе законодательства Союза ССР, взаимных обязательств и соглашений.
20 августа в Ново-Огарёво договор о создании ССГ должны были подписать представители Белорусской ССР, Казахской ССР, РСФСР, и Узбекской ССР, остальные будущие компоненты содружества в течение пяти встреч, вплоть до 22 октября[20]. На скорейшем подписании этого договора настаивал Ельцин[21].
Одним из первых заявлений ГКЧП, распространённым советскими радиостанциями и центральным телевидением, в стране вводилосьчрезвычайное положение:
в целях преодоления глубокого и всестороннего кризиса, политической, межнациональной и гражданской конфронтации, хаоса и анархии, которые угрожают жизни и безопасности граждан Советского Союза, суверенитету, территориальной целостности, свободе и независимости нашего Отечества; исходя из результатов всенародного референдума о сохранении Союза Советских Социалистических Республик; руководствуясь жизненно важными интересами народов нашей Родины, всех советских людей
— ГКЧП. Указ Вице-президента СССР, Заявление Советского руководства, Обращение к советскому народу Радио 18 августа 1991 г.
Закон СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения» был принят в апреле 1990 года. Согласно закону, чрезвычайное положение на территории союзных, автономных республик либо в их одной отдельной местности мог объявить Верховный совет этой союзной или автономной республики; на всей территории СССР чрезвычайное положение мог объявить Верховный совет СССР. Президент СССР (или исполняющий его обязанности) мог вводить чрезвычайное положение только в отдельных местностях и только с согласия Президиума Верховного совета СССР или Верховного совета союзной или автономной республики.[22]
В случае подписания нового договора и упразднения существовавшей структуры управления СССР члены ГКЧП могли лишиться своих высших государственных должностей.[23] В июле 1991 года на конфиденциальной встрече Горбачёва, Ельцина и Назарбаева была достигнута договорённость, что премьер-министром Союза должен стать Назарбаев, а состав кабинета министров должен быть радикально обновлён; разговор был записан сотрудниками КГБ и его содержание стало известно членам ГКЧП.[24]
Согласно опросу 1500 респондентов фондом «Общественное мнение», проведённому в 1993 году, наибольшее число респондентов (29 %) выбрали из предложенных на выбор вариантов, что целью ГКЧП был захват власти, а для этого они хотели «свергнуть Горбачева» и «не допустить Ельцина к власти», а 18 % выбрали вариант, что члены ГКЧП хотели изменить политическое устройство общества: «сохранить Советский Союз», «вернуть обратно прежний, социалистический строй», а для этого «установить военную диктатуру».[25]
Члены ГКЧП выбрали момент, когда Президент находился в отъезде — на отдыхе в госрезиденции «Форос» в Крыму, и объявили о временном отстранении его от власти якобы по состоянию здоровья.
Защитники Белого дома
По призыву российских властей, у Дома Советов Российской Федерации («Белого дома») собрались массы москвичей, среди которых были представители самых разных социальных групп — от демократически настроенной общественности, студенческой молодёжи, интеллигенции до ветеранов Афганской войны.
По словам лидера партии «Демократический союз» Валерии Новодворской, несмотря на то, что она в эти дни содержалась в СИЗО, члены её партии приняли активное участие в уличных акциях против ГКЧП в Москве[33].
Некоторые из участников обороны Дома Советов, входившие в отряд «Живое кольцо» 20 августа 1991 года, образовали одноименную общественно-политическую организацию Союз «Живое Кольцо»[34] (лидер К. М. Труевцев).
Другое общественно-политическое объединение, сформировавшееся возле Дома Совета в дни путча — «Общественно-патриотическое объединение добровольцев — защитников Белого дома в поддержку демократических реформ — отряд „Россия“».[35]
Среди защитников Белого Дома были Мстислав Ростропович, Андрей Макаревич, Константин Кинчев, Александр Городницкий, Маргарита Терехова, Анатолий Крупнов, будущий террористШамиль Басаев и руководитель компании «ЮКОС» Михаил Ходорковский[36], вице-мэр Москвы Ю. М. Лужков и его беременная жена Е. Н. Батурина
18 августа в 8 часов утра Язов сообщает своим заместителям Грачёву и Калинину о предстоящем введении чрезвычайного положения.
13:02. Бакланов, Шенин, Болдин, генерал В. И. Варенников и начальник 9-го управления КГБ Юрий Плеханов[2] вылетают с аэродрома «Чкаловский» на военном самолете ТУ-154(бортовой номер 85605)[39], закрепленным за министром обороны Язовым в Крым для переговоров с Горбачёвым, чтобы заручиться его согласием на введение чрезвычайного положения. Около 17 часов они встречаются с Горбачёвым. Горбачёв отказывается дать им своё согласие.[38][40][41]
Мы в Чрезвычайном Комитете договорились, что группа поедет в Крым к Горбачёву для того, чтобы его склонить к принятию решения о введении чрезвычайного положения. … Другой целью нашего приезда в Форос к Горбачёву было сорвать намеченное на 20 августа подписание нового союзного Договора, который, по нашему мнению, не имел никаких правовых основ. 18 августа мы с ним встретились, где, как известно, ни о чём не договорились.
— В. Варенников, интервью
Следует отметить, что Варенников настаивал на том, что Горбачёв все же не возражал против введения чрезвычайного положения, а лишь не хотел брать на себя такое решение:
Словом, наша встреча закончилась ничем. Её результаты были весьма туманными, как это бывало вообще в большинстве случаев, когда Горбачеву приходилось принимать решение по острым вопросам или просто говорить на тяжелую тему. В заключение он сказал: «Черт с вами, делайте, что хотите. Но доложите мое мнение». Мы переглянулись — какое мнение? Ни да, ни нет? Делайте что хотите — а мы предлагали ввести чрезвычайное положение в определенных районах страны, где гибли люди, а также в некоторых отраслях народного хозяйства (на железной дороге например). То есть он давал добро на эти действия, но сам объявлять это положение не желал.
— В. Варенников, В.Варенников. «Неповторимое», Книга 6
По словам О. Д. Бакланова, Горбачёв заявил членам ГКЧП, что не может ехать в Москву, потому что он сидит в корсете и у него отнялась нога. Также президент сказал им, что в любом случае прилетит в Москву на подписание договора, даже если ему отрежут ногу.[2]. В 16:32 на президентской даче были отключены все виды стационарной связи, включая канал, обеспечивавший управление стратегическими ядерными силами СССР[38]. По другим данным,[15] сохранялась мобильная связь в президентском автомобиле Горбачёва, которой тот воспользовался как минимум один раз, связавшись с Вольским.
Развитие основных событий
в 4 часа утра 19 августа Севастопольский полк войск КГБ СССР блокирует президентскую дачу в Форосе. По распоряжению начальника штаба войск ПВО СССР генерал-полковникаМальцева двумя тягачами перекрыта взлётная полоса, на которой расположены лётные средства Президента — самолёт Ту-134 и вертолёт Ми-8[4].