почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой
Литературное чтение. 4 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 4 класс
Урок 11. А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и его анализ.
Инда – так что даже.
Сочельник – вечер накануне Рождества.
Девичник – праздник, на котором собираются девушки.
Горница – чистая, светлая половина крестьянской избы.
Под святыми – под иконами.
Изразцовый – плитка из обожжённой глины для (отделки) печей (изразцовая печь, изразцовый пол)
Полати – спальное место под потолком между печью и стеной.
Об нём хватилась – о нём вспомнила.
Клюка – палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе.
Стихотворение; литературный прием; сказка; олицетворение; сравнение.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Основное содержание урока
На прошлых уроках мы с вами познакомились с творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Мы изучили его биографию и знаем о его тесной связи с няней Ариной Родионовной. Поэт любил и уважал ее, заботился о ее здоровье, называл ее «мамой».
Долгими зимними вечерами он слушал сказки, которых Арина Родионовна знала великое множество и мастерски их рассказывала. Многие из этих сказок поэт изложил в прекрасных стихах.
Кто не зачитывается его сказками: «О попе и работнике его Балде», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане», и другими?!
Сегодня на уроке мы будем говорить об одной из наиболее известных его сказок. Возможно, эта сказка вам уже знакома, может быть, вы даже видели мультфильм. Написана она в 1833 году в Болдино. В основу этой сказки легла русская народная сказка, рассказанная няней поэта Ариной Родионовной.
Попробуйте по картинке догадаться, о какой сказке идёт речь?
Конечно же, это «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Сейчас мы вместе прочитаем эту замечательную сказку и поговорим о героях, их поступках, проанализируем и сделаем выводы, постараемся ответить на вопрос: Что важнее – красота внешняя или красота внутренняя?
Для того чтобы нам было понятнее читать «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», давайте узнаем значения некоторых устаревших слов. Сказка была написана очень давно, поэтому в ней встречаются такие слова:
Сочельник – канун Рождества Христова, то есть день перед праздником.
Обедня – главная церковная служба у христиан, которая совершается утром или в первой половине дня.
Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой? Пауза.
Потому что это выдуманная история, такого не случится в реальной жизни.
Кто главные герои пушкинского произведения?
Что можно сказать о них? Пауза.
Царевна, дочь царя, очень красивая и добрая, любила королевича Елисея, была честной и трудолюбивой.
Царь, после смерти старой царицы женился на молодой красавице
Царица, очень красивая, но злая, завистливая, гордая, своенравная.
Семь богатырей, витязи в полном расцвете сил, все влюбились в царевну, но вели себя с ней как братья
Королевич Елисей, жених царевны, искал ее по всему свету, спрашивал дорогу у солнца, месяца и ветра.
Далее мы посмотрим с вами фрагмент из мультфильма, созданного по одноимённой сказке А. С. Пушкина.
Подумайте, какой литературный приём применил Александр Сергеевич в этом эпизоде?
Пауза. Какой литературный приём вы узнали? Пауза.
Конечно же, олицетворение. Автор придал природным объектам свойства живых существ, наделил их речью, способностью мыслить и чувствовать. Пауза.
В: Какое впечатление произвела на вас сказка? Что вам понравилось, запомнилось? Почему?
О: Прежде всего, произведение нравится читателям тем, что добро побеждает зло. В сказке очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью. Также привлекает читателей чудесное зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов дети выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного пса Соколку. А ещё восхищаются мелодичными стихами.
Давайте дадим характеристику героям сказки.
В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют две противоположности: добро и зло.
Рассмотрим, как автор описывает царевну:
Мы можем сказать, что царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.
В: Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра?
О:Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер.
В: А кто воплощает силы зла?
О: Откровенно злой персонаж в сказке один — мачеха. Посмотрим, как Пушкин описывает её?
О царице-мачехе мы можем сказать, что она красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой – от этого полностью зависит её настроение и вся её жизнь.
Царица решила погубить царевну, потому что завидовала её красоте.
В: Смогла бы она в одиночку вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха? Кто ей помогал? Найдем ответы в тексте:
О: Помогала царице Чернавка. Сама по себе она злая или нет?
Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: «Та, в душе её любя … » Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но …
Чёрт ли сладит С бабой гневной?
Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса. А, спустя некоторое время, приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что неплохая по своей сути девушка совершает плохие, злые дела, страх помогает осуществляться злу, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути.
В: Почему же царица так ненавидела царевну?
О: Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её. Это и вызвало гнев мачехи. Ведь она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости.
В: Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно»
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
О: Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверно, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя.
В: Вспомните: когда у царевны появилась мачеха?
О: Через год после смерти родной матери:
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
В: Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери?
О: Нам ничего неизвестно об этом. Но мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. царевна росла «тихомолком» — значит, без внимания, сама по себе.
В: Когда же мачеха вспомнила о падчерице?
О: Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, «на девичник собираясь», задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ:
Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью. Но, несмотря на всё это, царевна «поднялась и расцвела».
В: Вспомните, как автор описал царевну. Какие слова применил?
О: Нраву кроткого такого (тихая, скромная, приветливая). Она не требовала к себе внимания, жила «тихомолком». Оказавшись в тереме богатырей, приняла это смиренно, была, как и прежде, добра, приветлива, верна своему жениху.
Откуда же эти качества у царевны? Конечно же, от матери. Обратимся к тексту, как ведёт себя родная мать царевны в ожидании мужа:
Из этих строк понятно, что главными качествами её характера были любовь и верность.
Умение любить, быть верной и терпеливой передались от неё и дочери.
В: Почему царице-мачехе не удалось погубить царевну?
О: Царевне помог её добрый нрав. Ведь кротким, терпеливым и смиренным героям в сказках оказывают помощь.
Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она
Богатыри приютили царевну в своём доме и всей душой полюбили её. Их пленила её красота и скромность.
А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить.
Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:
Богатыри не решились похоронить царевну, и это помогло Елисею вернуть её к жизни. Ради неё он был готов на всё и без
устали искал свою невесту — значит, заслужила она такую самоотверженную любовь своим
В: Давайте вспомним, как он искал свою невесту.
О: В сказках добрым героям всегда помогают силы природы. Следуя традициям народных сказок, Пушкин одушевляет такие явления природы, как солнце, месяц, ветер. Ветер сообщает королевичу Елисею печальную новость о смерти царевны.
От чего умерла царевна-мать? От счастья, что увидела мужа после долгой разлуки:
Таким образом, Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю.
О: Сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра.
Разбор типового тренировочного задания
Угадайте героев сказки по описанию. Соедините героев с их описанием линией.
С поля глаз она не сводит.
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя
Нраву кроткого такого.
И умом и всем взяла.
Всем вопрос его мудрен.
Разбор типового контрольного задания
Выбор элемента из выпадающего списка
Почему царевна отказалась стать женой одного из богатырей?
Варианты ответа: боялась обидеть остальных; не могла выбрать лучшего из них; хранила верность своему жениху.
Как богатыри догадались, что перед ними царская дочь?
Варианты ответа: по одежде; по речи; по осанке.
Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях Пушкина
Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях написал всеми нам известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он на основе всей сказки показывает что красота, которая скрыта внутри человека может сотворить чудо. Также он показывает, то, что у человека внутри дороже того, что у человека снаружи.
Основная завязка сказки это ссора между царицей и царевной. И зачинщиком этой ссоры является царица. Царица начала завидовать невиданной красоте юной падчерице. Она начинает ее считать главной своей конкуренткой. Царица всегда хотела быть самой красивой в своем государстве. Ради сохранения этого титула она готова на все. Царица начинает борьбу за красоту и одновременно пытается убрать со своего пути свою падчерицу. Вступив в эту гонку, она забыло о главном, внутренней красоте. Ее внутренний мир остался без важных человеческих качеств, таких как любовь родных и сострадание. Она начала ставить себя выше всех в государстве. Все эти действия породили враждебный мир между царицей и царевной.
Это женщина была неуверенна и всегда сомневалась в себе. Из-за этого она просила у волшебного зеркала комплементы в свою сторону. Зеркало постоянно поддерживало царицу и стало ей другом, но царица все ровно его разбила. Это еще один поступок, который портит внутренние качества царицы. После этого царица и сама умирает из-за возрождения царевны. Можно сказать, что царицу погубило чужое счастье, которая она хотела испортить.
Также содержание сказки касается достоинства человека. Когда царевна, бродя по лесу зашла в дом к богатырям она сразу принялась за уборку. Богатыри оценили труд девушки и сразу же полюбили ее. Царевна признается богатырям, что влюблена в царевича Елисея и что всю жизнь будет ему верна. В это время царевич Елисей отправляется в поиски царевны. И спустя время он ее находит.
В этой сказке получился счастливый конец. Царевна вышла замуж на Царевича Елисея. И всю жизнь они прожили в любви и согласии. Пушкин смог правильно описать и выразить, через что смогли пройти царевна и царевич для того чтобы создать свою сваю семью, которая была основана на счастье и любви. Иногда, чтобы проверить свою любовь на прочность судьба преподносит нам нелегкие испытания.
Анализ 2
Александр Сергеевич Пушкин в сказочной истории о царевне и семи богатырях рассказывает нам о том, как любовь творит чудеса, а внутренняя красота важнее, чем внешняя. В этой истории говорится о том как между двумя персонажами происходит ссора. Причём главным зачинщиком конфликта является царица. Из-за того что от природы царевна была красива внешним видом царица ей очень завидовала. Царица в падчерице видела свою главную соперницу, она мечтала быть самым прекрасным человеком, среди всех людей. Но в своем стремлении быть самым красивой и уничтожением соперницы, она позабыла о таких добродетелях как милосердие, дружелюбие, кротость.
Царица очень сомневалась в себе, что ей необходима была похвала от зеркала. Зеркало было её единственным другом, которое женщина в конце сказочной истории уничтожила. После этого царица умерла, она так и не могла спокойно смотреть на счастье других людей.
В сказке также описывается благородство и преданность. Убегая от мачехи, девушка приходит в дом где живут богатыри и находит дом без хозяев. Когда богатыри вернулись, они понимают кто передними, воспитание выдает происхождение. Она им очень нравится, но царевна любит только Елисея и хранит ему верность.
В сказке почти каждый герой симпатизирует царевне, это также стало причиной для зависти царицы. Царь очень грустит по дочери. Чем не предлог для ревности мачехи?! В произведении жизненные обстоятельства тесно переплетаются со сказочным мотивом. Это мотивирует читателя задуматься над происшедшим и возможно, научит не делать таких же промашек, которые совершили герои сказки. Конечно же, сказка оканчивается счастливо, и добро победило зло.
Все произведения Пушкина учат созиданию, и показывают читателям, до чего доводят недоброжелательное обращение к людям. Зло всегда будет повержено, а добро победит. В конце этой сказки молодая царевна выходит замуж за Елисея. В своём произведении писатель показывает, через какие жизненные испытания прошли влюблённые, чтобы быть вдвоём. Ведь не каждый раз отношения людей складываются хорошо.
Бывает так, чтобы проверить чувства, судьба преподносит влюблённым нелегкие испытания. И только крепкие и настоящие взаимоотношения смогут выстоять перед натиском. В жизни людям не дается не посильных испытаний. И как бы иногда не было очень тяжело и горестно, вера, дружба и любовь смогут сотворить настоящие чудеса.
3 вариант
В одной царской семье рождается дочь, но ее мать при родах умирает, а опечаленный царь через некоторое время женится второй раз.
Новая царица, несмотря на редкую красоту, отличается эгоизмом, гордыней, завистливостью и жестокостью. Ее единственным развлечением являются беседы с волшебным зеркальцем, которое всегда подтверждает ее исключительную красоту.
Годы идут и постепенно взрослеет молодая царевна, которая к своему совершеннолетию становится восхитительной красавицей, к которой сватается королевич Елисей.
Однажды царица в очередной раз обращается к зеркальцу и узнает, что она является не единственной красавицей, поскольку появляется конкуренция в виде ее падчерицы. Тогда мачеха отдает приказ служанке заманить царевну в лес и оставить нам связанную на съедение волкам. Однако добрая служанка не выполняет приказ царицы и оставляет девушку свободной в лесной глуши.
Царевна набредает на терем, в которой проживают семь богатырей. Юноши принимают девушку в свою семью в качестве сестры.
В это время королевич Елисей предпринимает попытки поиска пропавшей возлюбленной. Он призывает на помощь силы природы в лице солнца и месяца, однако они не могут ему помочь.
Царица же вновь берет в руки зеркало, но узнает, что царевна не погибла. Мачеха переодевается в старуху и отправляется в терем, где живет девушка. Там она обманом вручает царевне отравленное яблоко, откусив которое девушка умирает. Расстроенные богатыри изготавливают для царевны хрустальный гроб, в который помещают тело девушки.
Отчаявшийся Елисей обращается в последней надежде к ветру, который находит месторасположение царевны, но сообщает юноше о смерти возлюбленной. Королевич решает проститься с любимой. Подойдя к гробу, он не сдерживается и целует девушку и в этот момент царевна оживает.
Счастливые влюбленные возвращаются в царский дворец, при этом злая мачеха, увидев живую царевну, от гнева умирает.
Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. А.С.Пушкин
Ответы на вопросы по Сказке о мертвой царевне:
1. Над чем вас заставил задуматься поэт? В чём основной смысл произведения?
Сказка заставляет подумать над темой зависти. Ведь царица, так привыкшая быть единственной красавицей, не смогла ужиться с тем, что есть кто-то краше нее, и это чувство зависти толкнуло ее на самый отвратительный шаг, она решилась погубить царевну.Злость, зависть, желание быть лучше всех, не прикладывая никаких усилий-те негативные человеческие качества, которые толкают людей на ужасные поступки. Смысл произведения в том, что злость и зависть будут побеждены добротой человека.
2. Назовите основные признаки сказки.
Зачин, троекратные повторы, концовка.
3. Докажите, что прочитанное вами произведение является сказкой.
Произведение Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» является сказкой, потому что как и в русских сказках есть сказочные герои, добро побеждает зло, главный герой проходит испытания, есть присказка, зачин, мораль, сказочные слова, выражения и герои, счастливая концовка.
4. Какие события вы можете назвать сказочными, вымышленными, а что могло быть на самом деле?
5. Перечитайте сказку. Какой вам представляется царица? Справедливы ли о ней слова: «И умом и всем взяла»?
6. Какой волшебный предмет у неё был? Помогли ли ей волшебные силы?
Волшебное зеркальце. Зеркальце могло только говорить, кто самый красивый в целом свете. От него злая царица узнала о том, что она не самая красивая, и это послужило началом ее коварным замыслам.
7. Какие слова подобрал поэт для описания царицы?
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
8. Назовите качества, свойства души молодой царевны. Подтвердите словами сказки. Почему её полюбили братья? Почему она не приняла предложение братьев? Как этот поступок её характеризует?
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
9. Как вы понимаете выражение «краса царевны молодой погасла жертвой злобы»?
Это значит, что злоба и зависть царицы погубили царевну.
10. Подумайте, благодаря каким своим качествам королевич Елисей смог добиться своей цели и оживить прекрасную невесту.
Любовь к царевне, преданность, отвага, настойчивость.
11. К каким волшебным помощникам обращался королевич Елисей? Перечитайте их разговоры.
К солнцу, к месяцу, к ветру.
12. Назовите героев сказки. Какие они: добрые, злые, благородные; волшебники или обычные люди? Как автор относится к своим героям? Выскажите своё мнение о героях сказки.
13. Выберите одного героя и расскажите о его внешности, чертах характера, поступках.
Царевна очень красивая («белолица», «черноброва»), но не гордится своей красотой. Она скромная (имеет кроткий нрав), добрая (пес сразу признал в ней хорошего человека и впустил в дом, помогла нищенке), хорошо воспитана (богатыри сразу узнали в ней царевну по ее манерам), любезна со всеми. Царевна работящая и рукодельница (наводила порядок в доме богатырей, пряла), порядочная (осталась верной своему жениху Королевичу Елисею).
14. Попробуйте составить план, отражающий основные события сказки. Если затрудняетесь, то воспользуйтесь иллюстрациями и подписями к ним. Выделите слова писателя, которые используете в пересказе.
15. Выберите какую-либо часть сказки для выразительного чтения, воспроизведите сказочную интонацию.
Читаем выразительно, протяжно.
16. Как заканчивается сказка: грустно, весело, жизнеутверждающе? Обоснуйте своё мнение.
Сказка заканчивается жизнеутверждающе, потому что в ней добро побеждает зло.
17. Знаете ли вы, что у В. А. Жуковского есть стихотворное произведение «Спящая красавица»? Найдите его в библиотеке и прочитайте одну главу. Сравните. Что вы можете сказать?
18. Найдите в библиотеке сборник со сказками А. С. Пушкина. Составьте аннотацию на одну из сказок.
Аннотация к произведению «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина
Эта сказка является хорошим примером тех людей, кто любит деньги, власть и вместе с тем не считается с чувствами других людей, даже со своими близкими. Сказка с одной стороны вызывает добрые и светлые чувства у читателя, но с другой стороны она настораживает и даёт понять, что в мире не все так чудесно и прекрасно, есть люди хорошие и добрые, а есть злые и коварные. Хорошие герои этой сказки — это старик и золотая рыбка, а злой герой — это старуха. Старик и старуха жили бедно, но старик старался выжить, ловил рыбу и делал все для того, чтобы старуха была счастлива. Но старуха была злая и властная, она сделала своего старика рабом. Сказка повествует о неизбежном наказании за жадность, она давно стала фольклором и даже породила поговорку «остаться у разбитого корыта». Для младшего школьного возраста.