почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух

Анализ текста «Прощание с Матерой»

В повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой» воплотилась дорогая для писателя русская идея соборности, проповедующая слияние человека с родом, миром и всей Вселенной.

Раздумья Дарьи о продолжении рода и своей персональной ответственности за него перемешиваются у нее с тревогой о «полной правде», о необходимости памяти, сохранения ответственности у потомков. Эта тревога как никогда сопряжена с трагическим осознанием эпохи.

Уже на первых страницах повести присутствует трагическое противоречие, сгущенное до символической картины. Согласию, покою и миру, прекрасной полнокровной жизни, которой дышит Матера, противостоит запустение, оголение, истечение (любимое слова автора). «Темь пала» на Матеру, утверждает Распутин, многократными повторами этого словосочетания вызывая ассоциации с традиционными текстами Древней Руси и с апокалипсическими картинами Откровения Иоанна Богослова. Именно здесь появляется эпизод пожара, а перед этим событием «звезды срываются с неба».

Хранителям народных, родовых ценностей писатель противопоставляет современных «обсевков», которых он рисует в крайне жесткой манере. Лишь внука Дарьи Пинигиной Распутин наделил более или менее сложным характером. Так, Андрей уже не чувствует себя ответственным за род, за землю предков. В свой последний приезд перед отъездом он так и не обошел родную Матеру, не простился с ней. Андрея манит суета грандиозной стройки. Он чуть ли не до хрипоты спорит с отцом и бабушкой, отрицая то, что для них является исконными ценностями.

Однако в нем еще не совсем умерло единение с природой. «Минутное пустое глядение на дождь», завершивший семейную дискуссию, «сумело снова сблизить» Андрея, Павла и Дарью. Столь же объединяет их и работа на сенокосе. Для Распутина характерно наделять уничижительными именами и фамилиями персонажей, изменивших национальным традициям. В душе Андрею жалко остров. Потому он и не поддерживает Клавку Стригунову, радующуюся исчезновению родной Матеры. Несмотря на свое несогласие с Дарьей, он, в то же время, ищет бесед с ней, «ему для чего-то был ее ответ» о сущности и предназначении человека

Источник

УХОДЯЩИЕ СТАРИКИ ВАЛЕНТИНА РАСПУТИНА

Даже споры как никак других родственных распутинским двух героев «Плотницких» рассказов Белова ведутся по поводу больше социальных вопросов, нежели касаются сферы морально-нравственной. Что уж говорить о мечущихся, расколотых внутри себя героев Шукшина или о свыкании, а то и полном погружении в непостижимый и внутренне чуждый для них социум советской действительности персонажей Можаева и Абрамова.

Не то у героев Распутина, пытающихся жить по тем же меркам, по каким жили деды и прадеды, с недоумением, до боли сердца, вглядывающихся в новое наступающее время – и не могущих, даже если бы и захотели, жить по законам этой чуждой и непонятной жизни.

По этой, очевидно, причине, в качестве исследования русского характера и натуры Распутин предпочитает не более поддающийся и предающийся социальным влияниям мужской тип, а тип женский, где эти влияния ослаблены, а то и сведены к нулю уже в силу его второстепенности в отношении превалирующего в общественной жизни мужского, более теневому, скрытому, да и просто обладающему более глубокими, в сравнении с мужским, течением в смысле народного и национального. В частности и советскость, которая с течением времени постепенно заразила и подчинила большую часть мужского населения, став в нем главным слагаемым его натуры, женщин задела меньше и мало затронула глубинные гены именно русской сущности.

Действительно, если многочисленные персонажи Абрамова, Белова, Шукшина, Можаева это, бесспорно, советские люди – то распутинские немногочисленные, остающиеся в меньшинстве и по этой причине и интересные Распутину Анна, Дарья и другие старухи – где и в чем, кроме работы в колхозе, их советскость?

Героини эти воплощают достигшую своего гармонического предела крестьянскую русскую жизнь, не хотящуюся и не могущую отказаться от себя.

Где, как и когда сумел писатель так глубоко почувствовать это? Или же, если он обладал этими чертами сам, то как удалось ему их сохранить в себе?

Этот главный критерий – цельность: цельная, не расколотая человеческая натура, цельность и неделимость социального уклада, в котором она живет, цельность мира, который ее окружает, чья цельность воспринимается через цельность личного восприятия. То есть, всего того, о чем нам можно только мечтать.

Нарушение или деформация хотя бы одного из идеально подогнанных друг к другу слагаемых уже подразумевает некий подтачивающий эту цельность элемент, вследствие чего в гармоничном мироздании появляется все больше расширяющихся трещин, способствующих распаду его на несочетающиеся между собою куски.

Поэтому с такой горечью фиксирует писатель его исчезновение.

Поэтому и людей, представляющих его, Распутин берет уже на излете, существование их изначально определяет мотив ухода, варианты которого небезынтересно проследить.

Старуха Анна в Последнем сроке помирает хотя и не без смутных томящих догадок по поводу судьбы оставляемых ею детей, но, по крайней мере, все таки в мирном устроении духа; но вот материнских старух, ждущих неизвестно чего на обреченном на затопление острове, Распутин помещает уже в какую-то предапокалиптическую мглу на грани жизни и смерти, а их разговоры корреспондирует с разговорами лукиановских мертвецов, дожидающихся разрешения своей участи на берегу Стикса:

«В окне стоял мглистый и сырой, как под водой, непроглядный свет, в котором что-то вяло и бесформенно шевелилось – будто проплывало мимо.

— Это че – ночь уже? – озираясь, спросила Катерина.

— Где мы есть-то? Живые мы, нет?

— Однако, что не живые.

— Ну и ладно. Вместе – оно и ладно. Че ишшо надо-то?

— Ты не ложилась, Дарья?

— Я с тобой рядом сидю. Не видишь ли, че ли? Это ить я сидю-то.

— Потеперь вижу. Я куды-то летала, меня тут не было. Ниче не помню.

— Куды летала – там люди есть, нет?

— Не видала. Я летала по темени, я на свет не выглядывала.

— А ты кто такая будешь-то? С этого-то боку кто у меня?

— Это которая с Матеры?

— Это кто рядом-то со мною жила?

— Я ить тебя, девка признала.

— Дак я тебя поперед признала.

— Вы че это? Че буровите-то? Рехнулись, че ли?

В два голоса ответили:

Уставились в окно и увидели, как в тусклом размытом сиянии проносятся мимо, точно при высшем сильном движении, большие и лохматые, похожие на тучи, очертания».

Уходам этим предшествует повсеместное разложение – разложение привычной жизни, привычных устоев, даже привычных человеческих характеров; поэтому так безнадежно звучат слова Анны в Последнем поклоне, обращенные к единственной остающейся в живых ровеснице: мы – последние из тех, которые жили до нас; а те, которые будут жить после нас – это будут совсем другие люди.

«– Раньше как бывало, – сказала старуха. – Кто где родился, там и пригодился. А тепери никак на месте не держатся. Ездют, ездют, а куды, зачем?

– Ничё мы, старуня, с тобой не понимаем.

– Моить, и не понимаем. Мы с тобой, однако, уж две последние старинные старухи на свете остались. Боле нету. После нас и старухи другие пойдут – грамотные, толковые, с понятием, чё к чему в мире деется. А мы с тобой заблудилися. Тепери другой век идет, не наш.

– Однако что так, старуня.

– А пошто не так? Так. От помяни мое слово».

То, что придут другие – заметить нетрудно. У уходящих остаются и дети, и внуки, но уже мало кто из них имеет с ними что-то общее: ни в ком из них не остается самого главного – ощущения жизни в русском ее понимании. И хотя русскость эта еще как-то брезжит, но уже в едва уловимых рецидивах.

И дело тут не просто в разрушении привычного уклада.

Что же будет, когда уйдет в землю последний истинно русский человек – из тех, кто ее берег?

Bопрос этот, опять-таки, решается Распутиным не социологически, а философски. Поэтому самая короткая из всех его повестей – «Пожар», почти лишена сюжета; это, скорее – цепь авторских эссе, порожденных характером главного героя и той действительности, которая его окружает, которой он, в меру своих сил, противостоит и закономерности которой пытается осмыслить.

И если бы только пришлые; но ведь и в своих земляках Иван Петрович видит все то же поглощающее их жизнь равнодушие:

«Иван Петрович исступленно размышлял: свет переворачивается не сразу, не единым махом, а вот так, как у нас: было не положено, не принято, считалось за позор, за смертный грех – почитается за ловкость и доблесть. И до каких же пор мы будем сдавать то, на чем вечно держались? Откуда, из каких тылов и запасов придет желанная подмога?»

И, похоже, что его сомнения разделяет и сам автор.

«Правда проистекает из самой природы, ни общим мнением, ни указом поправить ее нельзя…Совесть и правда, существующие сами по себе, меж собой сообщаясь и друг друга дополняя – или они не самостоятельны и склоняются перед чем-то более важным? Перед чем? Перед душой? А что душа, хлопочущая о примирении, готовая служить и вашим, и нашим? Но если и вашим тоже, если она ищет правду и совесть там, где они не ночевали, значит, и правда не правда, и совесть не совесть, а только ищущая и страдающая душа. И как быть, если совесть и правда скособочены по ее милости? В чем найти ей поддержку?»

Эти вопросы, мучащие Ивана Петровича, еще ни один человек не разрешил без помощи Божьей. И Иван Петрович – не исключение. Вот почему « додолбившись в этих бесконечных как и почему, не державших ответа, соскальзывающих с ответа, как с отвесной скалы, додолбившись до глухого тупика, до какого-то остростенного безжизненного узика – отступал Иван Петрович, ничего не поняв».

«Я работаю честно, живу честно, не ворую и не ловчу – и хватит. У кого глаза есть, тот видит, как я живу и другие живут. Кто куда расположен, тот туда и придет. Наше дело – жить правильно, пример жизнью подавать, а не загонять палкой в свою отару. От палки толку не будет.

— Да ведь опоздали, опоздали с примером-то! Поздно!

Кто из этих двоих прав? И прав ли кто?

Как бы то ни было, но в свой загон силком действительно никого не загонишь – с этой единственно оставшейся у него мыслью душевно опустошенный Иван Петрович вырывается, наконец, из заколдованного круга социума, который он надеялся исправить – на прямую дорогу, ведущую к живому Богу, впервые в жизни видя себя сверху, таким, каким он есть: маленького, одинокого человека, затерянного среди большой земли.

«Иван Петрович все шел и шел, уходя из поселка, и, как казалось ему, из себя, вдавливаясь и вступая в обретенное одиночество. И не только потому это ощущалось одиночеством, что не было рядом с ним никого из людей, но еще и потому, что и в себе он чувствовал пустоту и однозвучность. Согласие это было или усталость, недолгая завороженность или начавшееся затвердение – как знать! – но легко, освобождено и ровно шагалось ему, будто случайно отыскал он и шаг свой и вздох, будто вынесло его наконец на верную дорогу. Пахло смолью, но не человек в нем чуял этот запах, а что-то иное, что-то сливавшееся воедино со смоляным духом; стучал дятел по сухой лесине, но не дятел это стучал, а благодарно и торопливо отзывалось чему-то сердце. Издали-далеко видел он себя: идет по весенней земле маленький заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом, и вот зайдет он сейчас за перелесок и скроется навсегда.

Молчит, не то встречая, не то провожая его земля.

Финал, предложенный Распутиным, вроде бы мало оптимистичен: молчащая земля, заблудившийся на ее безбрежных просторах одинокий маленький человек, которому вскоре предстоит исчезнуть с нее навсегда. Но главное здесь – в звучащем внутри его голосе. Голосе, прислушиваться к которому, может быть – с напряжением, ввиду невыработанного внутреннего слуха, предстоит в конце жизни каждому из нас.

И тут еще вопрос: что он скажет нам, отходящим? Примем ли мы сказанное так, как принял его герой Распутина – с легким сердцем и освобожденной душой?

Мне почему-то кажется – вряд ли.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник

«Прощание с Матерой» краткое содержание и анализ

почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух. Смотреть фото почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух. Смотреть картинку почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух. Картинка про почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух. Фото почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух

В повести «Прощание с Матерой» анализ помогает уловить объективное отражение субъективной действительности, оценить место и роль человека в современном мире, влияние научно-технического прогресса на природу и взглянуть по-новому на проблему взаимопонимания в обществе и семье.

Валентин Распутин «Прощание с Матерой»

Валентин Распутин родился в 1937 году на реке Ангара, как и главные герои повести «Прощание с Матерой». Малая родина писателя – поселок, расположенный недалеко от Иркутска. Произведения Распутина автобиографичны и пронизаны любовью к родному краю.

почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух. Смотреть фото почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух. Смотреть картинку почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух. Картинка про почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух. Фото почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух

Валентин Григорьевич Распутин (15 марта 1937 14 марта 2015)

Работа над «Прощанием с Матерой» была окончена в 1976 году. Истории создания предшествовал очерк об участи деревни в зоне подтопления вверх и вниз по течению.

Краткое содержание по главам

В кратком пересказе передается картина конца существования деревни Матера. В рассказе автор описывает судьбы жителей, ищущих ответы на извечные вопросы о смысле жизни, взаимоотношении поколений, нравственности и памяти.

Глава 1

Описывается последняя весна деревни и острова, носящих одно название, Матера. В воздухе царит дух неопределенности: некоторые жилища опустели, в других сохраняется видимость обычной жизни.

За трехсотлетнюю историю деревня повидала и бородатых казаков, и арестантов, и бои колчаковцев, и партизан. Сохранилась на острове и церквушка, и мельница обеспечивает жителей, в последние годы даже прилетает самолет. И вот со строительством электростанции наступило последнее время для Матеры.

Глава 2

Обычный день старые жительницы деревни проводят в разговорах за самоваром у Дарьи. Старухи вспоминают прошлое, но мысли всех заняты будущим. Всех страшит перспектива городской жизни в тесных квартирах, лишенных души. Настасья с Егором, похоронившие всех четверых детей, должны были первые перебраться в город, но все откладывали.

Старуха Сима не знает, как сложится ее жизнь с пятилетним внуком. Не так давно ее немая дочка Валька загуляла и пропала. Сама же Сима оказалась в Матере случайно, пытаясь устроить свою жизнь с местным дедом Максимом. Но сватовство не удалось и теперь старуха живет в избенке на нижнем краю с внуком Колькой.

В дом приходит старик по прозвищу Богодул и выкрикивает о чужих, хозяйничающих на кладбище.

Глава 3

почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух. Смотреть фото почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух. Смотреть картинку почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух. Картинка про почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух. Фото почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старухНа кладбище за деревней двое рабочих по распоряжению санэпидстанции готовят к сожжению спиленные могильные памятники и кресты.

Прибежавшие старухи и Богодул, а затем и все жители препятствуют разорению. Не помогают уговоры председателя Воронцова и товарища Жука из отдела по затоплению.

Жители выпроваживают чужаков и восстанавливают порушенные памятники.

Глава 4

Рассказывается история появления в деревне Богодула и его отношения с местными старухами.

На утро после переполоха с кладбищем Дарья с Богодулом пьет чай, вспоминает прошлое, родителей и опять возвращается к переселению. Мысли гонят старуху из дома. Она оказывается на горе и оглядывает родные окрестности. Ее охватывает предчувствие конца и собственной ненужности. Жизнь прожита, а так и не понята.

Глава 5

Вечером к Дарье приезжает теперь старший пятидесятилетний сын Павел. Первый сын погиб на войне и похоронен в неизвестных краях, младший сын в военные годы погиб на лесоповале и похоронен в Матере в закрытом гробу. Старшая дочь умерла в Подволочной во время вторых родов, а другая дочь живет в Иркутске. Еще один сын живет в леспромхозе недалеко от родной деревни.

Разговор заходит о туманном будущем и о становлении хозяйства на новом месте. Молодежь торопится избавиться от деревенского жилья и получить деньги. Новая жизнь привлекает Клавку Стригунову и Никиту Зотова, по прозвищу Петруха.

Глава 6

Ночью Матеру обходит таинственный хозяин, маленький зверек, домовой острова. Хозяин обегает спящую деревню, зная, что скоро настанет конец всему и остров перестанет существовать.

Глава 7

Проходит две недели, и в среду Настасья и дед Егор покидают деревню. Старуха планирует приехать копать картошку осенью и переживает за свою кошку. Проходит тяжелое прощанье с односельчанами, и старики отплывают на лодке вниз по реке.

Глава 8

Ночью за два часа сгорела Петрухина изба. Перед этим он переправил мать Катерину жить к Дарье. Подавленные люди наблюдали за огнем, предполагая, что избу поджег сам Зотов.

Видел все и Хозяин, и видел будущие пожары, и дальше…

Глава 9

почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух. Смотреть фото почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух. Смотреть картинку почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух. Картинка про почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух. Фото почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старухПавел редко навещает мать, оставшуюся с Катериной. Его одолевает работа и печаль по пропадающей богатой родной земле.

Ему тяжело дался переезд, в отличие от жены Сони, быстро освоившейся в городе.

Он переживает за мать, не представляющую жизни вне Матеры.

Глава 10

После пожара Петруха пропал, оставив мать без всего на Дарьино попечение. Катерина родила сына от женатого односельчанина Алеши Звонникова. Легкостью и разговорчивостью сын пошел в отца, но все у него было на пустом месте. К сорока годам Петруха так и не остепенился, за что мать винила себя.

Глава 11

На Матере начинается последний сенокос, собравший полдеревни. Всем хочется продлить эти счастливые дни.

Неожиданно возвратился Петруха и вручил матери 15 рублей, а после укоров с ее стороны, прибавляет еще 10. Он продолжает кутить то в поселке, то дома.

Глава 12

В первый дождливый день к Дарье приезжает внук Андрей, один из трех сыновей Павла. Он торопится все успеть в жизни, везде побывать и хочет поучаствовать в большой стройке ГЭС на Ангаре. Но пока соглашается остаться и помочь в сенокосе и переносе могил.

Глава 13

Наступили дождливые дни, усиливающие тревожное состояние людей. В распогодившийся с утра день все пришли к Павлу, как к бригадиру, справиться о работе. Но вновь полило, и люди разговорились. Афанасий Кошкин, Клавка Стригунова, Вера Носарева, Дарья, Андрей вновь говорят о судьбе Матеры.

В один из дней приезжает Воронцов с представителем из района Песенным. Председатель сообщает на собрании, что к половине сентября остров должен быть очищен, а двадцатого приедет комиссия.

Глава 14

Андрей сообщает бабушке, о чем говорилось на собрании. Дарья не может смириться с участью острова и говорит об этом с внуком. Она вспоминает о смерти, но подняв глаза видит проглянувшее из-за туч солнце. Ее лицо светлеет, ведь кругом продолжает бить ключом жизнь.

Глава 15

Дожди прекращаются, и люди приступают к работе. Дарья волнуется за уехавшего сына и отправляет Андрея разузнать в чем дело.

Шел август, все вокруг спело, в лесах появилось множество грибов.

Глава 16

Приехали из города на уборку хлеба, а позже другая бригада переправляла с соседней Подмоги скот. Затем остров Подмога, очищая, подожгли. Чужие спалили мельницу, потом по просьбе Клавки ее избу.

Дарья и Катерина, вернувшись с прощания с горевшей мельницей, обнаружили на крыльце напуганных Симу с Колькой. Ночевали все вместе.

Глава 17

Вечерами у Дарьи ведутся долгие разговоры обо всем. Катерина огорчена из-за сына, получающего деньги за поджог чужих изб. Сима по-прежнему мечтает о каком-нибудь старичке, она считает, что вместе жить было бы легче.

Глава 18

Хлеб убрали, и приезжие, к радости местных, уехали. На совхозную картошку привезли школьников. Приехали леспромхозовские мужики жечь лес.

Картошки уродилось много, приехали Павел и Соня с хохотушкой подругой Милой. Урожай собрали, Настасья так и не приехала, убрали и ее огород. Все потихоньку перевозились. За коровой Павел приехал последний, а до могилок очередь так и не дошла.

Дарья идет на кладбище прощаться с родными и наблюдает вокруг дымы от пожаров.

Глава 19

Очищая остров рабочие принимаются и за царский листвень. Но не под силу людям с ним совладать, и остается дерево непреклонно стоять среди разрушений.

Глава 20

Дарья в последний раз приводит в порядок избу: белит потолок, стены, подмазывает русскую печку. В последнее утро сама белит забытые ставни. Во всей Матере остаются только старухи и Богодул.

Последнюю ночь Дарья проводит дома одна в убранной и украшенной пихтовыми ветвями избе. Наутро она дает поджигателем разрешение зажигать, а сама уходит из деревни. Вечером приплывший Павел находит ее у царского лиственя. Приехала Настасья.

Глава 21

Старик Павел оставляет на два дня старушек на острове, чтоб потом забрать всех вместе на катере. Ночь проводят в колчаковском бараке у Богодула. Настасья рассказывает о житье в городе и о том, как умер от тоски дед Егор.

Глава 22

почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух. Смотреть фото почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух. Смотреть картинку почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух. Картинка про почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух. Фото почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старухК вернувшемуся из Матеры Павлу Мироновичу приходят Воронцов с Петрухой. Председатель ругается из-за того, что не привезли людей и велит тотчас собираться за стариками.

На Ангару опустился туман, заставляя моториста Галкина идти на малых оборотах. В ночи катер никак не может найти остров, они блуждают в тумане, кричат и зовут оставшихся на Матере.

Старики просыпаются и слышат в начале прощальный вой Хозяина, а потом шум мотора.

Какие проблемы поднимает автор в произведении

На страницах книги Распутин наглядно демонстрирует проблематику современного мира. Это экологические вопросы и обеспокоенность о дальнейшем пути цивилизации, о цене научно-технического прогресса. Автор поднимает нравственные проблемы, отрыв от малой родины и конфликт поколений.

Анализ произведения

Распутин написал о реальных исторических событиях через призму восприятия деревенских обывателей. В жанре философской притчи автор описывает колоритный быт и судьбы жителей Матеры.

Он приводит аргументы в пользу семейственности, связи с корнями, малой родиной и старшим поколением.

Характеристика героев

Герои повести – люди, связанные с Матерой и наблюдающие последние месяцы существования острова:

Заключение

Произведение несет в себе глубокий нравственный смысл и требует вдумчивого, осмысленного прочтения. Цитаты из книги проникнуты многолетней народной мудростью. Жизнь, на то она и жизнь, чтоб продолжаться, она все перенесет и примется везде….

Источник

Анализ повести «Прощание с Матерой» Распутина

Повесть «Прощание с Матёрой» входит в группу произведений, относящихся к «деревенской прозе». Такие авторы, как Ф.Абрамов, В.Белов, В. Тендряков, В.Распутин, В.Шукшин поднимали проблемы советской деревни. Но в центре их внимания не социальные, а нравственные вопросы. Ведь именно в деревне, по их мнению, ещё сохранились духовные основы. Анализ повести «Прощание с Матерой» помогает лучше понять эту мысль.

Сюжет произведения построен на реальных событиях. В 1960 году во время строительства Братской ГЭС была затоплена родная деревня писателя – Старая Аталанка. Жителей многих окрестных сёл переместили на новую территорию из зоны затопления. Подобная ситуация описана в повести «Прощание с Матёрой», созданной в 1976 году: деревня Матёра, находящаяся на одноимённом острове, должна уйти под воду, а её жителей отправляют в недавно построенный посёлок.

почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух. Смотреть фото почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух. Смотреть картинку почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух. Картинка про почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух. Фото почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух

Смысл названия повести «Прощание с Матёрой»

Название повести символично. Слово «Матёра» связано с понятиями «мать» и «матёрый». Образ матери сопряжён с центральным персонажем – старухой Дарьей, хранительницей традиций, на которых держится жизнь дома, семьи, деревни, мира. Кроме того, Матёра связана с фольклорной и мифологической фигурой – Мать-Сыра Земля, которая считалась у славян символом женского начала и плодородия. «Матёрый» значит крепкий, опытный, много повидавший.

Слово «прощание» вызывает ассоциации с вечной разлукой, смертью и памятью. А также соотносится со словом «прощение», с последним раскаянием. Продолжим ниже анализ «Прощание с Матерой».

Проблематика повести Распутина

Повесть «Прощание с Матёрой» Распутина затрагивает широкий диапазон проблем, прежде всего проблем нравственных. Центральное место занимает вопрос о сохранении духовной памяти, об уважении к тому, что создано на земле созидательным трудом многих поколений.

С этим связан и вопрос о цене прогресса. Недопустимо, по мнению писателя, совершенствовать технические достижения путём разрушения памяти о прошлом. Прогресс возможен только тогда, когда движение вперёд техники неразрывно связано с духовным развитием человека.

Немаловажен и вопрос о духовных скрепах людей, об отношениях «отцов и детей». Мы видим в произведении три поколения. К старшему относятся старухи (Настасья, Сима, Катерина, Дарья). Именно они хранительницы памяти, семьи, дома, земли.

К среднему – Павел Пинигин, Петруха, Клавдия. Среди них есть люди, не испытывающие уважения к прошлому, и это одна из ключевых мыслей в анализе «Прощание с Матерой». Так, Петруха ради получения денег поджёг собственную избу, которую собирались вывезти в музей. Даже свою мать он «забывает» на острове. Неслучайно старуха Дарья называет его беспутным. В этом слове заложена мысль о том, что человек сбился с жизненной дороги. Символично, что Петруха почти забыл собственное имя (ведь Петруха – кличка, на самом деле его зовут Никита Алексеевич). То есть без уважения к своим предкам, без памяти о прошлом у человека нет и будущего. Гораздо сложнее образ Павла Пинигина. Это сын старухи Дарьи. Он любит Матёру, он хороший сын и хороший работник на своей земле. Но Павел, как и все, вынужден переехать в новый посёлок. Он постоянно ездит через Ангару в Матёру, чтобы навестить мать и закончить дела, но работать должен уже в посёлке. Павел показан как будто на перепутье: со старой жизнью почти разорваны связи, на новом месте ещё не обжился. В финале повести он заблудился в густом тумане на реке, что символизирует неясность, неопределённость дальнейшей жизни.

Молодое поколение – Андрей, внук Дарьи. Он устремлён в будущее, стремится быть в водовороте событий, хочет успеть и тоже поучаствовать в строительстве ГЭС. С его образом связаны такие понятия, как молодость, энергия, сила, действие. Он любит Матёру, но она для него осталась в далёком прошлом. Старуху Дарью особенно задевает, что, уезжая из деревни, Андрей не попрощался с ней, не прошёлся по острову, не посмотрел в последний раз места, где он вырос и провёл детство.

«Распутинские старухи» в анализе повести «Прощание с Матёрой»

Дарья считает, что она обязана сохранить память о прошлом, ведь пока она жива, не исчезли бесследно те, о ком она помнит: её родители, сват Иван, погибший сын и многие другие. Неслучайно и свою избу Дарья обряжает в последний путь, как покойника. А после этого уже не разрешает никому входить в неё.

Всю жизнь Дарья старалась следовать завету отца о том, что жить надо по совести. Сейчас ей трудно не от старости, а от тяжести мыслей. Она пытается найти ответы на главные вопросы: как правильно жить, каково место человека в этом мире, возможна ли связь между прошлым, настоящим и будущим, или каждое следующее поколение должно идти своим путём.

Символика в повести Распутина «Прощание с Матёрой»

Немалую роль в произведении играют образы-символы. Если вы делаете анализ «Прощание с Матерой», не упустите эту мысль. К таким символам можно отнести образ Хозяина острова, царского лиственя, избы, тумана.

Хозяин в повести «Прощание с Матёрой» – это маленький зверёк, охраняющий и стерегущий остров. Предчувствуя всё, что произойдёт здесь, он обходит свои владения. Образ Хозяина соединяется с представлениями о домовых – добрых духах, берегущих дом.

Царский листвень – необъятное, могучее дерево. Его не смогли спилить рабочие, приехавшие уничтожить лес перед затоплением. Листвень соотносится с образом мирового древа – первоосновы жизни. Это ещё и символ борьбы человека с природой и невозможности победы над ней.

Изба – дом, основа жизни, хранительница очага, семьи, памяти поколений. Неслучайно Дарья относится к своей избе, как к живому существу.

Туман символизирует неясность, размытость будущего. В конце повести люди, поплывшие на остров за старухами, долго блуждают в тумане и не могут найти дороги.

Надеемся, что приведенный в этой статье анализ повести «Прощание с Матерой» Распутина оказался полезным и интересным для вас. В нашем литературном блоге вы найдете сотни статей с подобной тематикой. Возможно вас также заинтересуют статьи по теме:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *