почему главными персонажами своих произведений распутин делает старинных старух
Анализ текста «Прощание с Матерой»
В повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой» воплотилась дорогая для писателя русская идея соборности, проповедующая слияние человека с родом, миром и всей Вселенной.
Раздумья Дарьи о продолжении рода и своей персональной ответственности за него перемешиваются у нее с тревогой о «полной правде», о необходимости памяти, сохранения ответственности у потомков. Эта тревога как никогда сопряжена с трагическим осознанием эпохи.
Уже на первых страницах повести присутствует трагическое противоречие, сгущенное до символической картины. Согласию, покою и миру, прекрасной полнокровной жизни, которой дышит Матера, противостоит запустение, оголение, истечение (любимое слова автора). «Темь пала» на Матеру, утверждает Распутин, многократными повторами этого словосочетания вызывая ассоциации с традиционными текстами Древней Руси и с апокалипсическими картинами Откровения Иоанна Богослова. Именно здесь появляется эпизод пожара, а перед этим событием «звезды срываются с неба».
Хранителям народных, родовых ценностей писатель противопоставляет современных «обсевков», которых он рисует в крайне жесткой манере. Лишь внука Дарьи Пинигиной Распутин наделил более или менее сложным характером. Так, Андрей уже не чувствует себя ответственным за род, за землю предков. В свой последний приезд перед отъездом он так и не обошел родную Матеру, не простился с ней. Андрея манит суета грандиозной стройки. Он чуть ли не до хрипоты спорит с отцом и бабушкой, отрицая то, что для них является исконными ценностями.
Однако в нем еще не совсем умерло единение с природой. «Минутное пустое глядение на дождь», завершивший семейную дискуссию, «сумело снова сблизить» Андрея, Павла и Дарью. Столь же объединяет их и работа на сенокосе. Для Распутина характерно наделять уничижительными именами и фамилиями персонажей, изменивших национальным традициям. В душе Андрею жалко остров. Потому он и не поддерживает Клавку Стригунову, радующуюся исчезновению родной Матеры. Несмотря на свое несогласие с Дарьей, он, в то же время, ищет бесед с ней, «ему для чего-то был ее ответ» о сущности и предназначении человека
УХОДЯЩИЕ СТАРИКИ ВАЛЕНТИНА РАСПУТИНА
Даже споры как никак других родственных распутинским двух героев «Плотницких» рассказов Белова ведутся по поводу больше социальных вопросов, нежели касаются сферы морально-нравственной. Что уж говорить о мечущихся, расколотых внутри себя героев Шукшина или о свыкании, а то и полном погружении в непостижимый и внутренне чуждый для них социум советской действительности персонажей Можаева и Абрамова.
Не то у героев Распутина, пытающихся жить по тем же меркам, по каким жили деды и прадеды, с недоумением, до боли сердца, вглядывающихся в новое наступающее время – и не могущих, даже если бы и захотели, жить по законам этой чуждой и непонятной жизни.
По этой, очевидно, причине, в качестве исследования русского характера и натуры Распутин предпочитает не более поддающийся и предающийся социальным влияниям мужской тип, а тип женский, где эти влияния ослаблены, а то и сведены к нулю уже в силу его второстепенности в отношении превалирующего в общественной жизни мужского, более теневому, скрытому, да и просто обладающему более глубокими, в сравнении с мужским, течением в смысле народного и национального. В частности и советскость, которая с течением времени постепенно заразила и подчинила большую часть мужского населения, став в нем главным слагаемым его натуры, женщин задела меньше и мало затронула глубинные гены именно русской сущности.
Действительно, если многочисленные персонажи Абрамова, Белова, Шукшина, Можаева это, бесспорно, советские люди – то распутинские немногочисленные, остающиеся в меньшинстве и по этой причине и интересные Распутину Анна, Дарья и другие старухи – где и в чем, кроме работы в колхозе, их советскость?
Героини эти воплощают достигшую своего гармонического предела крестьянскую русскую жизнь, не хотящуюся и не могущую отказаться от себя.
Где, как и когда сумел писатель так глубоко почувствовать это? Или же, если он обладал этими чертами сам, то как удалось ему их сохранить в себе?
Этот главный критерий – цельность: цельная, не расколотая человеческая натура, цельность и неделимость социального уклада, в котором она живет, цельность мира, который ее окружает, чья цельность воспринимается через цельность личного восприятия. То есть, всего того, о чем нам можно только мечтать.
Нарушение или деформация хотя бы одного из идеально подогнанных друг к другу слагаемых уже подразумевает некий подтачивающий эту цельность элемент, вследствие чего в гармоничном мироздании появляется все больше расширяющихся трещин, способствующих распаду его на несочетающиеся между собою куски.
Поэтому с такой горечью фиксирует писатель его исчезновение.
Поэтому и людей, представляющих его, Распутин берет уже на излете, существование их изначально определяет мотив ухода, варианты которого небезынтересно проследить.
Старуха Анна в Последнем сроке помирает хотя и не без смутных томящих догадок по поводу судьбы оставляемых ею детей, но, по крайней мере, все таки в мирном устроении духа; но вот материнских старух, ждущих неизвестно чего на обреченном на затопление острове, Распутин помещает уже в какую-то предапокалиптическую мглу на грани жизни и смерти, а их разговоры корреспондирует с разговорами лукиановских мертвецов, дожидающихся разрешения своей участи на берегу Стикса:
«В окне стоял мглистый и сырой, как под водой, непроглядный свет, в котором что-то вяло и бесформенно шевелилось – будто проплывало мимо.
— Это че – ночь уже? – озираясь, спросила Катерина.
— Где мы есть-то? Живые мы, нет?
— Однако, что не живые.
— Ну и ладно. Вместе – оно и ладно. Че ишшо надо-то?
— Ты не ложилась, Дарья?
— Я с тобой рядом сидю. Не видишь ли, че ли? Это ить я сидю-то.
— Потеперь вижу. Я куды-то летала, меня тут не было. Ниче не помню.
— Куды летала – там люди есть, нет?
— Не видала. Я летала по темени, я на свет не выглядывала.
— А ты кто такая будешь-то? С этого-то боку кто у меня?
— Это которая с Матеры?
— Это кто рядом-то со мною жила?
— Я ить тебя, девка признала.
— Дак я тебя поперед признала.
— Вы че это? Че буровите-то? Рехнулись, че ли?
В два голоса ответили:
Уставились в окно и увидели, как в тусклом размытом сиянии проносятся мимо, точно при высшем сильном движении, большие и лохматые, похожие на тучи, очертания».
Уходам этим предшествует повсеместное разложение – разложение привычной жизни, привычных устоев, даже привычных человеческих характеров; поэтому так безнадежно звучат слова Анны в Последнем поклоне, обращенные к единственной остающейся в живых ровеснице: мы – последние из тех, которые жили до нас; а те, которые будут жить после нас – это будут совсем другие люди.
«– Раньше как бывало, – сказала старуха. – Кто где родился, там и пригодился. А тепери никак на месте не держатся. Ездют, ездют, а куды, зачем?
– Ничё мы, старуня, с тобой не понимаем.
– Моить, и не понимаем. Мы с тобой, однако, уж две последние старинные старухи на свете остались. Боле нету. После нас и старухи другие пойдут – грамотные, толковые, с понятием, чё к чему в мире деется. А мы с тобой заблудилися. Тепери другой век идет, не наш.
– Однако что так, старуня.
– А пошто не так? Так. От помяни мое слово».
То, что придут другие – заметить нетрудно. У уходящих остаются и дети, и внуки, но уже мало кто из них имеет с ними что-то общее: ни в ком из них не остается самого главного – ощущения жизни в русском ее понимании. И хотя русскость эта еще как-то брезжит, но уже в едва уловимых рецидивах.
И дело тут не просто в разрушении привычного уклада.
Что же будет, когда уйдет в землю последний истинно русский человек – из тех, кто ее берег?
Bопрос этот, опять-таки, решается Распутиным не социологически, а философски. Поэтому самая короткая из всех его повестей – «Пожар», почти лишена сюжета; это, скорее – цепь авторских эссе, порожденных характером главного героя и той действительности, которая его окружает, которой он, в меру своих сил, противостоит и закономерности которой пытается осмыслить.
И если бы только пришлые; но ведь и в своих земляках Иван Петрович видит все то же поглощающее их жизнь равнодушие:
«Иван Петрович исступленно размышлял: свет переворачивается не сразу, не единым махом, а вот так, как у нас: было не положено, не принято, считалось за позор, за смертный грех – почитается за ловкость и доблесть. И до каких же пор мы будем сдавать то, на чем вечно держались? Откуда, из каких тылов и запасов придет желанная подмога?»
И, похоже, что его сомнения разделяет и сам автор.
«Правда проистекает из самой природы, ни общим мнением, ни указом поправить ее нельзя…Совесть и правда, существующие сами по себе, меж собой сообщаясь и друг друга дополняя – или они не самостоятельны и склоняются перед чем-то более важным? Перед чем? Перед душой? А что душа, хлопочущая о примирении, готовая служить и вашим, и нашим? Но если и вашим тоже, если она ищет правду и совесть там, где они не ночевали, значит, и правда не правда, и совесть не совесть, а только ищущая и страдающая душа. И как быть, если совесть и правда скособочены по ее милости? В чем найти ей поддержку?»
Эти вопросы, мучащие Ивана Петровича, еще ни один человек не разрешил без помощи Божьей. И Иван Петрович – не исключение. Вот почему « додолбившись в этих бесконечных как и почему, не державших ответа, соскальзывающих с ответа, как с отвесной скалы, додолбившись до глухого тупика, до какого-то остростенного безжизненного узика – отступал Иван Петрович, ничего не поняв».
«Я работаю честно, живу честно, не ворую и не ловчу – и хватит. У кого глаза есть, тот видит, как я живу и другие живут. Кто куда расположен, тот туда и придет. Наше дело – жить правильно, пример жизнью подавать, а не загонять палкой в свою отару. От палки толку не будет.
— Да ведь опоздали, опоздали с примером-то! Поздно!
Кто из этих двоих прав? И прав ли кто?
Как бы то ни было, но в свой загон силком действительно никого не загонишь – с этой единственно оставшейся у него мыслью душевно опустошенный Иван Петрович вырывается, наконец, из заколдованного круга социума, который он надеялся исправить – на прямую дорогу, ведущую к живому Богу, впервые в жизни видя себя сверху, таким, каким он есть: маленького, одинокого человека, затерянного среди большой земли.
«Иван Петрович все шел и шел, уходя из поселка, и, как казалось ему, из себя, вдавливаясь и вступая в обретенное одиночество. И не только потому это ощущалось одиночеством, что не было рядом с ним никого из людей, но еще и потому, что и в себе он чувствовал пустоту и однозвучность. Согласие это было или усталость, недолгая завороженность или начавшееся затвердение – как знать! – но легко, освобождено и ровно шагалось ему, будто случайно отыскал он и шаг свой и вздох, будто вынесло его наконец на верную дорогу. Пахло смолью, но не человек в нем чуял этот запах, а что-то иное, что-то сливавшееся воедино со смоляным духом; стучал дятел по сухой лесине, но не дятел это стучал, а благодарно и торопливо отзывалось чему-то сердце. Издали-далеко видел он себя: идет по весенней земле маленький заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом, и вот зайдет он сейчас за перелесок и скроется навсегда.
Молчит, не то встречая, не то провожая его земля.
Финал, предложенный Распутиным, вроде бы мало оптимистичен: молчащая земля, заблудившийся на ее безбрежных просторах одинокий маленький человек, которому вскоре предстоит исчезнуть с нее навсегда. Но главное здесь – в звучащем внутри его голосе. Голосе, прислушиваться к которому, может быть – с напряжением, ввиду невыработанного внутреннего слуха, предстоит в конце жизни каждому из нас.
И тут еще вопрос: что он скажет нам, отходящим? Примем ли мы сказанное так, как принял его герой Распутина – с легким сердцем и освобожденной душой?
Мне почему-то кажется – вряд ли.
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
«Прощание с Матерой» краткое содержание и анализ
В повести «Прощание с Матерой» анализ помогает уловить объективное отражение субъективной действительности, оценить место и роль человека в современном мире, влияние научно-технического прогресса на природу и взглянуть по-новому на проблему взаимопонимания в обществе и семье.
Валентин Распутин «Прощание с Матерой»
Валентин Распутин родился в 1937 году на реке Ангара, как и главные герои повести «Прощание с Матерой». Малая родина писателя – поселок, расположенный недалеко от Иркутска. Произведения Распутина автобиографичны и пронизаны любовью к родному краю.
Валентин Григорьевич Распутин (15 марта 1937 14 марта 2015)
Работа над «Прощанием с Матерой» была окончена в 1976 году. Истории создания предшествовал очерк об участи деревни в зоне подтопления вверх и вниз по течению.
Краткое содержание по главам
В кратком пересказе передается картина конца существования деревни Матера. В рассказе автор описывает судьбы жителей, ищущих ответы на извечные вопросы о смысле жизни, взаимоотношении поколений, нравственности и памяти.
Глава 1
Описывается последняя весна деревни и острова, носящих одно название, Матера. В воздухе царит дух неопределенности: некоторые жилища опустели, в других сохраняется видимость обычной жизни.
За трехсотлетнюю историю деревня повидала и бородатых казаков, и арестантов, и бои колчаковцев, и партизан. Сохранилась на острове и церквушка, и мельница обеспечивает жителей, в последние годы даже прилетает самолет. И вот со строительством электростанции наступило последнее время для Матеры.
Глава 2
Обычный день старые жительницы деревни проводят в разговорах за самоваром у Дарьи. Старухи вспоминают прошлое, но мысли всех заняты будущим. Всех страшит перспектива городской жизни в тесных квартирах, лишенных души. Настасья с Егором, похоронившие всех четверых детей, должны были первые перебраться в город, но все откладывали.
Старуха Сима не знает, как сложится ее жизнь с пятилетним внуком. Не так давно ее немая дочка Валька загуляла и пропала. Сама же Сима оказалась в Матере случайно, пытаясь устроить свою жизнь с местным дедом Максимом. Но сватовство не удалось и теперь старуха живет в избенке на нижнем краю с внуком Колькой.
В дом приходит старик по прозвищу Богодул и выкрикивает о чужих, хозяйничающих на кладбище.
Глава 3
На кладбище за деревней двое рабочих по распоряжению санэпидстанции готовят к сожжению спиленные могильные памятники и кресты.
Прибежавшие старухи и Богодул, а затем и все жители препятствуют разорению. Не помогают уговоры председателя Воронцова и товарища Жука из отдела по затоплению.
Жители выпроваживают чужаков и восстанавливают порушенные памятники.
Глава 4
Рассказывается история появления в деревне Богодула и его отношения с местными старухами.
На утро после переполоха с кладбищем Дарья с Богодулом пьет чай, вспоминает прошлое, родителей и опять возвращается к переселению. Мысли гонят старуху из дома. Она оказывается на горе и оглядывает родные окрестности. Ее охватывает предчувствие конца и собственной ненужности. Жизнь прожита, а так и не понята.
Глава 5
Вечером к Дарье приезжает теперь старший пятидесятилетний сын Павел. Первый сын погиб на войне и похоронен в неизвестных краях, младший сын в военные годы погиб на лесоповале и похоронен в Матере в закрытом гробу. Старшая дочь умерла в Подволочной во время вторых родов, а другая дочь живет в Иркутске. Еще один сын живет в леспромхозе недалеко от родной деревни.
Разговор заходит о туманном будущем и о становлении хозяйства на новом месте. Молодежь торопится избавиться от деревенского жилья и получить деньги. Новая жизнь привлекает Клавку Стригунову и Никиту Зотова, по прозвищу Петруха.
Глава 6
Ночью Матеру обходит таинственный хозяин, маленький зверек, домовой острова. Хозяин обегает спящую деревню, зная, что скоро настанет конец всему и остров перестанет существовать.
Глава 7
Проходит две недели, и в среду Настасья и дед Егор покидают деревню. Старуха планирует приехать копать картошку осенью и переживает за свою кошку. Проходит тяжелое прощанье с односельчанами, и старики отплывают на лодке вниз по реке.
Глава 8
Ночью за два часа сгорела Петрухина изба. Перед этим он переправил мать Катерину жить к Дарье. Подавленные люди наблюдали за огнем, предполагая, что избу поджег сам Зотов.
Видел все и Хозяин, и видел будущие пожары, и дальше…
Глава 9
Павел редко навещает мать, оставшуюся с Катериной. Его одолевает работа и печаль по пропадающей богатой родной земле.
Ему тяжело дался переезд, в отличие от жены Сони, быстро освоившейся в городе.
Он переживает за мать, не представляющую жизни вне Матеры.
Глава 10
После пожара Петруха пропал, оставив мать без всего на Дарьино попечение. Катерина родила сына от женатого односельчанина Алеши Звонникова. Легкостью и разговорчивостью сын пошел в отца, но все у него было на пустом месте. К сорока годам Петруха так и не остепенился, за что мать винила себя.
Глава 11
На Матере начинается последний сенокос, собравший полдеревни. Всем хочется продлить эти счастливые дни.
Неожиданно возвратился Петруха и вручил матери 15 рублей, а после укоров с ее стороны, прибавляет еще 10. Он продолжает кутить то в поселке, то дома.
Глава 12
В первый дождливый день к Дарье приезжает внук Андрей, один из трех сыновей Павла. Он торопится все успеть в жизни, везде побывать и хочет поучаствовать в большой стройке ГЭС на Ангаре. Но пока соглашается остаться и помочь в сенокосе и переносе могил.
Глава 13
Наступили дождливые дни, усиливающие тревожное состояние людей. В распогодившийся с утра день все пришли к Павлу, как к бригадиру, справиться о работе. Но вновь полило, и люди разговорились. Афанасий Кошкин, Клавка Стригунова, Вера Носарева, Дарья, Андрей вновь говорят о судьбе Матеры.
В один из дней приезжает Воронцов с представителем из района Песенным. Председатель сообщает на собрании, что к половине сентября остров должен быть очищен, а двадцатого приедет комиссия.
Глава 14
Андрей сообщает бабушке, о чем говорилось на собрании. Дарья не может смириться с участью острова и говорит об этом с внуком. Она вспоминает о смерти, но подняв глаза видит проглянувшее из-за туч солнце. Ее лицо светлеет, ведь кругом продолжает бить ключом жизнь.
Глава 15
Дожди прекращаются, и люди приступают к работе. Дарья волнуется за уехавшего сына и отправляет Андрея разузнать в чем дело.
Шел август, все вокруг спело, в лесах появилось множество грибов.
Глава 16
Приехали из города на уборку хлеба, а позже другая бригада переправляла с соседней Подмоги скот. Затем остров Подмога, очищая, подожгли. Чужие спалили мельницу, потом по просьбе Клавки ее избу.
Дарья и Катерина, вернувшись с прощания с горевшей мельницей, обнаружили на крыльце напуганных Симу с Колькой. Ночевали все вместе.
Глава 17
Вечерами у Дарьи ведутся долгие разговоры обо всем. Катерина огорчена из-за сына, получающего деньги за поджог чужих изб. Сима по-прежнему мечтает о каком-нибудь старичке, она считает, что вместе жить было бы легче.
Глава 18
Хлеб убрали, и приезжие, к радости местных, уехали. На совхозную картошку привезли школьников. Приехали леспромхозовские мужики жечь лес.
Картошки уродилось много, приехали Павел и Соня с хохотушкой подругой Милой. Урожай собрали, Настасья так и не приехала, убрали и ее огород. Все потихоньку перевозились. За коровой Павел приехал последний, а до могилок очередь так и не дошла.
Дарья идет на кладбище прощаться с родными и наблюдает вокруг дымы от пожаров.
Глава 19
Очищая остров рабочие принимаются и за царский листвень. Но не под силу людям с ним совладать, и остается дерево непреклонно стоять среди разрушений.
Глава 20
Дарья в последний раз приводит в порядок избу: белит потолок, стены, подмазывает русскую печку. В последнее утро сама белит забытые ставни. Во всей Матере остаются только старухи и Богодул.
Последнюю ночь Дарья проводит дома одна в убранной и украшенной пихтовыми ветвями избе. Наутро она дает поджигателем разрешение зажигать, а сама уходит из деревни. Вечером приплывший Павел находит ее у царского лиственя. Приехала Настасья.
Глава 21
Старик Павел оставляет на два дня старушек на острове, чтоб потом забрать всех вместе на катере. Ночь проводят в колчаковском бараке у Богодула. Настасья рассказывает о житье в городе и о том, как умер от тоски дед Егор.
Глава 22
К вернувшемуся из Матеры Павлу Мироновичу приходят Воронцов с Петрухой. Председатель ругается из-за того, что не привезли людей и велит тотчас собираться за стариками.
На Ангару опустился туман, заставляя моториста Галкина идти на малых оборотах. В ночи катер никак не может найти остров, они блуждают в тумане, кричат и зовут оставшихся на Матере.
Старики просыпаются и слышат в начале прощальный вой Хозяина, а потом шум мотора.
Какие проблемы поднимает автор в произведении
На страницах книги Распутин наглядно демонстрирует проблематику современного мира. Это экологические вопросы и обеспокоенность о дальнейшем пути цивилизации, о цене научно-технического прогресса. Автор поднимает нравственные проблемы, отрыв от малой родины и конфликт поколений.
Анализ произведения
Распутин написал о реальных исторических событиях через призму восприятия деревенских обывателей. В жанре философской притчи автор описывает колоритный быт и судьбы жителей Матеры.
Он приводит аргументы в пользу семейственности, связи с корнями, малой родиной и старшим поколением.
Характеристика героев
Герои повести – люди, связанные с Матерой и наблюдающие последние месяцы существования острова:
Заключение
Произведение несет в себе глубокий нравственный смысл и требует вдумчивого, осмысленного прочтения. Цитаты из книги проникнуты многолетней народной мудростью. Жизнь, на то она и жизнь, чтоб продолжаться, она все перенесет и примется везде….
Анализ повести «Прощание с Матерой» Распутина
Повесть «Прощание с Матёрой» входит в группу произведений, относящихся к «деревенской прозе». Такие авторы, как Ф.Абрамов, В.Белов, В. Тендряков, В.Распутин, В.Шукшин поднимали проблемы советской деревни. Но в центре их внимания не социальные, а нравственные вопросы. Ведь именно в деревне, по их мнению, ещё сохранились духовные основы. Анализ повести «Прощание с Матерой» помогает лучше понять эту мысль.
Сюжет произведения построен на реальных событиях. В 1960 году во время строительства Братской ГЭС была затоплена родная деревня писателя – Старая Аталанка. Жителей многих окрестных сёл переместили на новую территорию из зоны затопления. Подобная ситуация описана в повести «Прощание с Матёрой», созданной в 1976 году: деревня Матёра, находящаяся на одноимённом острове, должна уйти под воду, а её жителей отправляют в недавно построенный посёлок.
Смысл названия повести «Прощание с Матёрой»
Название повести символично. Слово «Матёра» связано с понятиями «мать» и «матёрый». Образ матери сопряжён с центральным персонажем – старухой Дарьей, хранительницей традиций, на которых держится жизнь дома, семьи, деревни, мира. Кроме того, Матёра связана с фольклорной и мифологической фигурой – Мать-Сыра Земля, которая считалась у славян символом женского начала и плодородия. «Матёрый» значит крепкий, опытный, много повидавший.
Слово «прощание» вызывает ассоциации с вечной разлукой, смертью и памятью. А также соотносится со словом «прощение», с последним раскаянием. Продолжим ниже анализ «Прощание с Матерой».
Проблематика повести Распутина
Повесть «Прощание с Матёрой» Распутина затрагивает широкий диапазон проблем, прежде всего проблем нравственных. Центральное место занимает вопрос о сохранении духовной памяти, об уважении к тому, что создано на земле созидательным трудом многих поколений.
С этим связан и вопрос о цене прогресса. Недопустимо, по мнению писателя, совершенствовать технические достижения путём разрушения памяти о прошлом. Прогресс возможен только тогда, когда движение вперёд техники неразрывно связано с духовным развитием человека.
Немаловажен и вопрос о духовных скрепах людей, об отношениях «отцов и детей». Мы видим в произведении три поколения. К старшему относятся старухи (Настасья, Сима, Катерина, Дарья). Именно они хранительницы памяти, семьи, дома, земли.
К среднему – Павел Пинигин, Петруха, Клавдия. Среди них есть люди, не испытывающие уважения к прошлому, и это одна из ключевых мыслей в анализе «Прощание с Матерой». Так, Петруха ради получения денег поджёг собственную избу, которую собирались вывезти в музей. Даже свою мать он «забывает» на острове. Неслучайно старуха Дарья называет его беспутным. В этом слове заложена мысль о том, что человек сбился с жизненной дороги. Символично, что Петруха почти забыл собственное имя (ведь Петруха – кличка, на самом деле его зовут Никита Алексеевич). То есть без уважения к своим предкам, без памяти о прошлом у человека нет и будущего. Гораздо сложнее образ Павла Пинигина. Это сын старухи Дарьи. Он любит Матёру, он хороший сын и хороший работник на своей земле. Но Павел, как и все, вынужден переехать в новый посёлок. Он постоянно ездит через Ангару в Матёру, чтобы навестить мать и закончить дела, но работать должен уже в посёлке. Павел показан как будто на перепутье: со старой жизнью почти разорваны связи, на новом месте ещё не обжился. В финале повести он заблудился в густом тумане на реке, что символизирует неясность, неопределённость дальнейшей жизни.
Молодое поколение – Андрей, внук Дарьи. Он устремлён в будущее, стремится быть в водовороте событий, хочет успеть и тоже поучаствовать в строительстве ГЭС. С его образом связаны такие понятия, как молодость, энергия, сила, действие. Он любит Матёру, но она для него осталась в далёком прошлом. Старуху Дарью особенно задевает, что, уезжая из деревни, Андрей не попрощался с ней, не прошёлся по острову, не посмотрел в последний раз места, где он вырос и провёл детство.
«Распутинские старухи» в анализе повести «Прощание с Матёрой»
Дарья считает, что она обязана сохранить память о прошлом, ведь пока она жива, не исчезли бесследно те, о ком она помнит: её родители, сват Иван, погибший сын и многие другие. Неслучайно и свою избу Дарья обряжает в последний путь, как покойника. А после этого уже не разрешает никому входить в неё.
Всю жизнь Дарья старалась следовать завету отца о том, что жить надо по совести. Сейчас ей трудно не от старости, а от тяжести мыслей. Она пытается найти ответы на главные вопросы: как правильно жить, каково место человека в этом мире, возможна ли связь между прошлым, настоящим и будущим, или каждое следующее поколение должно идти своим путём.
Символика в повести Распутина «Прощание с Матёрой»
Немалую роль в произведении играют образы-символы. Если вы делаете анализ «Прощание с Матерой», не упустите эту мысль. К таким символам можно отнести образ Хозяина острова, царского лиственя, избы, тумана.
Хозяин в повести «Прощание с Матёрой» – это маленький зверёк, охраняющий и стерегущий остров. Предчувствуя всё, что произойдёт здесь, он обходит свои владения. Образ Хозяина соединяется с представлениями о домовых – добрых духах, берегущих дом.
Царский листвень – необъятное, могучее дерево. Его не смогли спилить рабочие, приехавшие уничтожить лес перед затоплением. Листвень соотносится с образом мирового древа – первоосновы жизни. Это ещё и символ борьбы человека с природой и невозможности победы над ней.
Изба – дом, основа жизни, хранительница очага, семьи, памяти поколений. Неслучайно Дарья относится к своей избе, как к живому существу.
Туман символизирует неясность, размытость будущего. В конце повести люди, поплывшие на остров за старухами, долго блуждают в тумане и не могут найти дороги.
Надеемся, что приведенный в этой статье анализ повести «Прощание с Матерой» Распутина оказался полезным и интересным для вас. В нашем литературном блоге вы найдете сотни статей с подобной тематикой. Возможно вас также заинтересуют статьи по теме: