пьета микеланджело буонарроти история создания

Пьета Микеланджело — история создания и разрушения шедевра

пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть фото пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть картинку пьета микеланджело буонарроти история создания. Картинка про пьета микеланджело буонарроти история создания. Фото пьета микеланджело буонарроти история создания

Микеланджело – величайший художник и скульптор, оставивший потрясающее культурное наследие для будущих поколений. Среди современников творца, ценителей искусства, простых туристов огромный интерес вызывает уникальное творение — Пьета Микеланджело. Скульптурная композиция расположена в Ватикане, в Церкви Святого Петра. Творение великого мастера стало символом сострадания и жалости для всего верующего народа.

Описание и символическое значение

Пьета Микеланджело – скульптура, олицетворяющая всю скорбь, горе матери, потерявшей ребенка. Шедевр выполнен из светлого мрамора, причем для работы мастер выбрал цельную глыбу. Это подчеркивает стремление автора создать чистое, искреннее произведение. Скульптура имеет пирамидальную форму, однако рассмотреть шедевр со всех сторон не получится, так как тыльная часть скрыта от глаз стеной собора.

В основе скорбящего образа – библейские события. Скульптура изображает, измученную от горя Деву Марию, которая склонилась над своим распятым сыном. Скорбящая мать держит Христа на руках в позе, характерной для кормления младенцев. Великий скульптор отсек все лишнее от мраморной глыбы и подарил верующему миру образ истинной скорби, сострадания, безысходности, трагизма.

Поражает, насколько реалистично творец смог передать все нюансы трагического сюжета. Они проявляются в самых мелких деталях: искаженной горем лицо Богоматери, следы от распятья на руках, пронзенные ребра Христа, бесцельный взгляд Марии и немой вопрос в глазах. Голова и тело женщины покрыты грубой тканью с большим количеством изломов, складок. Некоторые эксперты говорят о том, что таким образом мастер пытался передать надломленность, изможденность материнской души, невосполнимость утраты ребенка.

Как и во многих других творениях, Святая Мария изображена молодой девушкой, хотя по возрасту в то время ей должно было быть около 50 лет. На ее лице нет морщин, у женщины худощавая фигура, руки гладкие, кожа упругая. Исследователи объясняют этот факт следующим образом. Согласно библейским историям Христос был рожден Марией от Святого Духа. Хотя впоследствии у женщины были еще дети от земных мужчин, для верующих она осталась символом чистой, светлой, нетронутой девушки. Поэтому в период Возрождения все творения изображали Богородицу как символ молодости, непорочности, одухотворенности.

Микеланджело удалось создать грандиозную скульптуру и с точки зрения профессионализма скульптора, и с точки зрения эмоциональной наполненности творения.

пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть фото пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть картинку пьета микеланджело буонарроти история создания. Картинка про пьета микеланджело буонарроти история создания. Фото пьета микеланджело буонарроти история создания
Фото: источник

Как создавался шедевр

Библейская история о необъяснимом воскрешении Иисуса всегда интересовала скульпторов, художников, писателей. Неудивительно, что именно это событие стало основой для создания великим Микеланджело Буонарроти своего главного скульптурного творения. Большинство скульпторов того времени категорически не верили, что неизвестный «талант» сможет создать композицию, достойную на века стать символом христианской религии.

Микеланджело создавал Пьету (к слову с итальянского «жалость, скорбь, милосердие») на заказ для влиятельного государственного деятеля Ж. де Лагрола. Он служил послом при дворе Папы Римского. Скульптуру планировалось установить в церкви, которую кардинал выбрал для себя в качестве погребальницы. Капелла относилась к французской христианской общине. Поспособствовал тому, что для создания скульптуры кардинал выбрал малоизвестного в то время Микеланджело банкир Я. Галли. Этот банкир и общественный деятель был покровитель Буонарроти, помогал ему реализовать свой талант.

Стараниями Я. Галли в мае 1498 г. был заключен контракт между Буонарроти и Ж. де Лагрола на выполнение библейской скульптуры. Работа над будущим шедевром началась на следующий же день после подписания договора, ведь влиятельный покровитель пообещал, что композиция будет готова уже через год. Микеланджело вместе с помощниками отправился в каменоломни в Каррару, чтобы лично выбрать блок для будущего творения. Мастер долго искал и, наконец, его взору предстала гладкая, без трещин, шероховатостей, ярких вкраплений, глыба телесного цвета. Подсобные рабочие помогли доставить мраморный блок в мастерскую скульптора, где проходила работа по созданию мирового скульптурного шедевра. Умелые руки автора с легкостью отсекали лишние куски мрамора, представляю миру потрясающий образ скорбящей Матери.

Работа над скульптурой заняла немного больше времени, чем предполагал автор. Однако факт шедевральности произведения после официального представления уже никто не мог отрицать. Скульптура стала красивейшим мраморным творением эпохи Ренессанса в Риме. Этот факт подтверждают многочисленные копии скульптурной композиции, которые сегодня выполняются для состоятельных частных заказчиков, музеев, церквей.

Разрушение и реставрация

Скульптурная композиция не один раз подвергалась транспортировке, поэтому лики Святых имели небольшие повреждения. Сгладить все сколы, царапины, трещинки помогали регулярные реставрационные работы. Благодаря этому шедевр можно и сегодня лицезреть, практически, в первозданном виде.

пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть фото пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть картинку пьета микеланджело буонарроти история создания. Картинка про пьета микеланджело буонарроти история создания. Фото пьета микеланджело буонарроти история создания
Фото: источник

Культурное наследие чуть не было потеряно в 1972 году, когда скульптурная композиция подверглась акту вандализма. Психически не здоровый геолог Ласло Тот, представив себя одним из материальных воплощений Иисуса, надругался над скульптурой. Обезумевший геолог с помощью молотка отбил от скульптуры более 5 десятков мраморных кусков. В результате его действий было повреждено лицо Богородицы, отбита часть руки Христа, накидка, покрывавшая тело женщины.

Большинство отбитых кусков мрамора было найдено и использовано для реставрации скульптурного шедевра. Для восстановления недостающих элементов реставраторы использовали мрамор с тыльной стороны скульптуры. Профессиональный подход реставраторов позволил полностью восстановить скульптуру, сделать максимально незаметными мраморные включения из заднего плана скульптуры. Реставрационные работы продолжались более 9 месяцев и только в конце 1973 г. паломники вновь смогли наслаждаться мировым шедевром.

Вандал был схвачен и осужден главой Ватикана за порчу культурного наследия. А скульптура Микеланджело уже много лет находится под надежной защитой в главной церкви Ватикана. Скульптурная композиция возвышается над головами туристов и паломников, а для большей безопасности окружена акриловым закаленным стеклом.

пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть фото пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть картинку пьета микеланджело буонарроти история создания. Картинка про пьета микеланджело буонарроти история создания. Фото пьета микеланджело буонарроти история создания
Фото: источник

Интересные факты о Пьете Микеланджело

С гениальным произведением связано немало конфузов, интересных историй, о которых мало кто знает. Например, для настоящих ценителей скульптурного искусства интересными могут быть такие факты:

Несмотря на многочисленные споры вокруг Пьеты, бесспорно одно – это скульптурный шедевр, который на века запечатлен в истории мирового искусства.

Источник

«Пьета» Микеланджело: все, что нужно знать о шедевре молодого Буонарроти, которым восхищается мир

«Пьета» (Оплакивание Христа) Микеланджело является одной из самых очаровательных скульптур в истории искусства и одним из самых значимых произведений гения эпохи Возрождения. Это единственная работа Буонарроти, которая была им подписана. Копии скульптуры находятся во многих католических храмах по всему миру.

«Пьета» была завершена, когда Микеланджело был очень молод: ему было двадцать четыре или двадцать пять лет, в зависимости от различных теорий о точной дате завершения работы.

пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть фото пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть картинку пьета микеланджело буонарроти история создания. Картинка про пьета микеланджело буонарроти история создания. Фото пьета микеланджело буонарроти история создания

Микеланджело родился в городке Капрезе около Ареццо в 1475 году. Вскоре он вместе со своей семьей переехал во Флоренцию. Здесь, еще будучи подростком, он поступил в мастерскую известного художника Гирландайо, а затем посещал сад Сан-Марко, своего рода академию искусств.

Во второй половине XIV века Лоренцо де Медичи решил учредить в саду Сан-Марко на улице Сан-Галло школу Художества и Скульптуры. Здесь Лоренцо Великолепный хранил скульптуры из своей частной коллекции, сюда он пригласил ученика Донателло Бертольдо, который преподавал молодым талантливым ученикам, и именно здесь в 1489 году он познакомился с молодым и очень одаренным скульптором Микеланджело.

Когда Медичи изгнали из Флоренции и городом начал фактически управлять доминиканский монах Джироламо Савонарола, Микеланджело покинул Флоренцию и некоторое время жил в Венеции и Болонье. Вернувшись в Тоскану в 1495 году, он уехал в Рим в следующем году.

История о том, как Буонарроти прибыл в Рим, а затем изваял статую «Пьеты», теперь выставленную в базилике Сан-Пьетро, ​​довольно смахивает на легенду. С уверенностью известно, что когда скульптор вернулся во Флоренцию в 1495 году, он создал скульптуру маленького спящего Купидона. Миланский купец Бальдассарре продал ее как греческую древность могущественному кардиналу Раффаэле Риарио, проживающему в Риме, но лигурийского происхождения. До сих пор неясно, знал ли Микеланджело об этой подмене. Согласно некоторым историкам, именно Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, новый покровитель Буонарроти, организовал обман кардинала.

Это было больше, чем насмешка, речь шла о настоящей афере: Лоренцо, которого прозвали Il Popolano (Простолюдин), хотел показать, что ни один предполагаемый знаток искусства не смог бы отличить этого «путто» от оригинала классической эпохи.

Следуя данной версии, Микеланджело сыграл активную роль в придании скульптуре античного вида: его целью было показать себя на высоте, создав скульптуру, которая как две капли воды была похожа на работу его коллег из древней Греции.

В 1497 году Микеланджело получил от кардинала Жана Билэр де Лагрола задание изваять Марию с мертвым Христом на руках в натуральный человеческий рост. Жан Билэр был кардиналом Санта-Сабины и губернатором Рима от имени французского короля Карла VIII. Он заказал статую Пьеты, чтобы разместить ее в часовне Санта-Петронилла в Ватикане. Эта церковь принадлежала королям Франции и находилась рядом со старой базиликой Святого Петра.

Празднование юбилейного 1500 года приближалось, и многие французские паломники посетили бы часовню: «Пьета» Микеланджело Буонарроти была бы представлена как шедевр, подаренный французам одним из их соотечественников.

Микеланджело был невероятно требователен в выборе материала и потратил целых девять месяцев, чтобы выбрать блок мрамора и транспортировать его из карьеров Каррары в Рим.

Официальный контракт на реализацию Ватиканской «Пьеты» был подписан в августе 1498 года и давал только один год для завершения работы.

Из квитанций об оплате не ясно, соблюдал ли скульптор дату: он получил платеж от банка Ghinucci, где держал счета кардинал Бильер, в июле 1500 года, и это, по-видимому, наиболее вероятная дата завершения работы. Но существует и расписка об оплате от самого Микеланджело некоему «Сандро Мейсону» 6 августа 1499 года: возможно, ему заплатили за установку статуи Пьеты в церкви Санта-Петрониллa. В этом случае договорные сроки были точно соблюдены.

В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане.

пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть фото пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть картинку пьета микеланджело буонарроти история создания. Картинка про пьета микеланджело буонарроти история создания. Фото пьета микеланджело буонарроти история создания

Анализ «Пьеты»: размеры, форма, источники вдохновения

Желание придать статуе такой блеск, возможно, происходит от того, что часовня Санта-Петронилла была достаточно затемненным помещением.

Хотя «Пьета» сразу же вызвала огромное восхищение, все-таки ее критиковали за несколько юный облик Девы Марии, похожей на девочку-подростка. Это был сознательный выбор Микеланджело, который, как указывали его биографы, носил теологический характер. Непорочная Дева, Непорочное Зачатие, является символом юной девушки, которая не может постареть. Художник также ссылается на стихи о рае Данте: «Vergine madre, figlia del tuo figlio».

У статуи есть еще одна особенность, которую труднее заметить: у Христа есть пятый резец. Этот зуб по прозвищу «зуб греха» существует и в работах других художников эпохи Возрождения и является прерогативой отрицательных персонажей.

Христос Благочестия, с другой стороны, должен быть наделен им, потому что своей смертью он берет на себя все грехи мира.

пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть фото пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть картинку пьета микеланджело буонарроти история создания. Картинка про пьета микеланджело буонарроти история создания. Фото пьета микеланджело буонарроти история создания

Повреждение и реставрация

21 мая 1972 года венгерский геолог с австралийским паспортом Ласло Тот вошел в базилику Святого Петра и неоднократно ударил молотком скульптуру. Он расколол левую руку Богородицы и нанес многочисленные повреждения ее лицу, отбив ей нос и повредив левое веко. Мужчина был задержан, прежде чем он мог продолжить ломать статую Христа.

Посчитав Тота безумцем, его сначала заперли в итальянскую психиатрическую лечебницу, а затем репатриировали в Австралию.

В Ватикане велись долгие споры о том, какой тип реставрации следует проводить: одни предлагали оставить лицо изуродованной Мадонны в качестве доказательства эпохи, в которой господствовало насилие; другие же одобрили реставрацию лишь поврежденных частей; трети предложили полную реставрацию скульптуры.

В конце концов, был сделан вывод, что даже самое маленькое повреждение в сияющем совершенстве «Pietà» Микеланджело Буонарроти было бы невыносимым.

После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор.

Источник

Пьета Микеланджело – история знаменитого шедевра

пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть фото пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть картинку пьета микеланджело буонарроти история создания. Картинка про пьета микеланджело буонарроти история создания. Фото пьета микеланджело буонарроти история создания

Пьета Микеланджело: история создания шедевра, акты вандализма, где находится в Соборе Святого Петра

В соборе Святого Петра в Ватикане хранится одно из величайших скульптурных произведений, сделанных когда-либо рукой человека. Пьета Микеланджело бесспорно относится к выдающимся примерам искусства эпохи Возрождения. А по силе эмоционального воздействия она до сих пор не имеет себе равных! Характерно, что ни одна из множественных копий, которые можно увидеть в разных католических соборах мира, не способна передать даже малой доли подобных чувств.

История создания скульптуры Пьета

Пьета Микеладжело была создана во время первого пребывания Буонаротти в Риме, куда он приехал в конце июня 1496 года по приглашению римского аристократа и банкира Якопо Галли. Являясь посредником и гарантом в различных комитетах, связанных с группой кардиналов, Галли предложил начинающему талантливому зодчему ряд заказов. Одно из предложений поступило от кардинала Жан де Бильер де ла Грослей, служившим в качестве посла короля Франции Карла VIII при Святом Престоле во времена понтификата папы Александра VI Борджиа. Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник.

Возможно Вас заинтересует:

В марте 1497 года, получив в качестве аванса треть из пятисот дукатов, Микеланджело отправился в один из карьеров горы Альтиссимо в Апуанских Альпах, чтобы лично выбрать в каменоломнях Каррары мраморный блок для будущей статуи. Материал из этих мест, отличавшийся особой белой чистотой и мелкой зернистостью горной породы, более всего подходил для ваяния деликатных скульптурных произведений. Однако контракт был подписан только 27 августа 1498 года в присутствии Галли, а срок изготовления предполагался через год.
Пьета Микеланджело была завершена в 1499 г., т.е. когда мастеру было всего лишь около 25 лет.

Скульптура изображает скорбящий образ Девы Марии, удерживающей на своих коленях только что снятое с креста безжизненное тело Иисуса. Подобный сюжет, кстати не подтвержденный ни в одном тексте Евангелия, тем не менее использовался довольно часто в христианской иконографии того времени и отражал, главным образом, случившуюся трагедию. Скульптурная интерпретация Микеланджело Буонарроти, воплощенная в мраморе, через спокойный и умиротворенный облик Божьего сына представляла собой религиозное видение смерти, и впервые в истории искусства уравновешивала натурализм обнаженного тела с идеалами классической красоты эпохи Возрождения, что стало беспрецедентной новацией в итальянской скульптуре.

Скульптурное надгробие кардинала, изготовленное из цельного куска белого каррарского мрамора высотой в 174 см и массой более двух с половиной тонн, вызвало всеобщее восхищение у именитых современников. Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства. Тем не менее, вскоре после установки Пьеты, Микеланджело стал случайным свидетелем разговора нескольких приехавших в Рим из Ломбардии художников, приписывавших авторство памятника скульптору из Милана Кристофоро Солари. Юноша заперся на ночь в храме и высек на перевязи, лежащей поверх мантии Богородицы, надпись, которая гласит: «Микеланджело Буонарроти флорентиец сделал»,. Эта скульптура – единственная, которую мастер когда-либо подписывал. По свидетельству итальянского художника и писателя Джорджо Вазари, впоследствии Микеланджело сожалел об этом своем порыве гордости и поклялся больше никогда не подписывать свои работы.

Изначально Пьета Микеланджело, как это и было согласовано в договоре, украсила надгробие в южном трансепте старой церкви Санта Петронилла, которую кардинал избрал в качестве своей погребальной часовни. Так как эта часовня была разрушена архитектором Донато Браманте в ходе начавшегося в 1506г строительства нового собора Святого Петра, Пьета Микеланджело до 1517 года временно заняла свое место в ризнице часовни Санта Мария делла Феббре, располагавшейся рядом со старой базиликой. В 1568г. скульптурную группу поместили на алтарь Санта Симона и Иуды в старом Сикстинском хоре базилики Святого Петра, а после завершения всех работ, в ноябре 1626-го переместили в новый хор. При этом потребовалось сделать новое основание для статуи. Его изготовил Франческо Борромини. Текущее местоположение, в первой капелле от входа в правом нефе, Пьета Микеланджело заняла в 1749 году.

Многочисленные перемещения не самым лучшим образом отразились на состоянии скульптуры. Четыре пальца на левой руке Девы Марии, сломанные во время одного из перемещений, были восстановлены в 1736 году Джузеппе Лириони. Эта первая серьезная реставрация впоследствии вызвала неоднозначное мнение у многих ученых относительно того, насколько Джузеппе в своей работе позволил определенные вольности, чтобы сделать жест Богородицы более риторическим.

Тем не менее, рентгеновский анализ Пьеты Микеланджело, проведенный в ходе подготовки скульптуры для ее показа в павильоне Ватикана на Всемирной выставке 1964 года в Нью-Йорке, не выявил никакой критической уязвимости. И это лишний раз явилось свидетельством того, насколько тщательно мастер отнесся к выбору мраморного блока.

пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть фото пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть картинку пьета микеланджело буонарроти история создания. Картинка про пьета микеланджело буонарроти история создания. Фото пьета микеланджело буонарроти история создания

Собор Святого Петра — путешествие в Ватикан

О создании, значении и особенностях одной из самых больших христианских церквей в мире

от €91 за экскурсию

пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть фото пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть картинку пьета микеланджело буонарроти история создания. Картинка про пьета микеланджело буонарроти история создания. Фото пьета микеланджело буонарроти история создания

По музеям Ватикана с историком искусств

Сикстинская капелла, Собор Святого Петра, мировые шедевры, тайны и сокровища Римских пап

пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть фото пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть картинку пьета микеланджело буонарроти история создания. Картинка про пьета микеланджело буонарроти история создания. Фото пьета микеланджело буонарроти история создания

Экскурсия-квест «Ангелы и демоны»: тайны Ватикана

Расшифровать символы Ватикана и узнать секреты римских пап, выполняя логические задания

В 1972 году Пьета Микеланджело подверглась беспрецедентному акту вандализма. 21 мая душевнобольной Ласло Тот, родом из Венгрии, несколькими ударами скального молотка, сильно повредил статую, отбив левую руку и практически уничтожив скорбное обличье Мадонны.

пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть фото пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть картинку пьета микеланджело буонарроти история создания. Картинка про пьета микеланджело буонарроти история создания. Фото пьета микеланджело буонарроти история создания

Разбросанные вокруг скульптуры отбитые фрагменты немедленно подбирались столпившимися зеваками в качестве бесплатных сувениров. Многие из них впоследствии были возвращены – посылки приходили даже из Америки.

Некоторые довольно авторитетные культурологи высказывались против восстановления изуродованной статуи, предлагая оставить ее в таком виде в назидание последующим поколениям в качестве невинной жертвы. Черту под разногласиями подвел Деоклечио Редиж де Кампос, назначенный руководителем реставрационных работ, заявив, что «Пьета Микеланджело черпает свою выразительную силу от духовной чистоты, воплощенной в мраморе. И даже простая царапина на ней беспокоит более, чем отсутствие рук Венеры Милосской».

Длившиеся девять месяцев восстановительные работы были практически завершены к концу 1972 года. 21 декабря папа Павел VI помолился перед статуей и поблагодарил всех людей, которые сделали это чудо. Помещенная за пуленепробиваемым стеклом, Пьета Микеланджело была возвращена верующим 25 марта 1973 года.

Отели рядом с Ватиканом

Где находится Пьета Микеланджело

Знаменитая скульптура находится в Соборе Святого Петра в Ватикане и расположена недалеко от входа в первой капелле правого нефа.
Адрес: Piazza San Pietro, Città del Vaticano, Ватикан

Как добраться до Собора Святого Петра

Доехать до Собора святого Петра можно разными способами.

Автор статьи: ©39rim.ru

Рим: что посмотреть и чем заняться

Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов! Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.

Источник

Пьета. (Микеланджело)

пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть фото пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть картинку пьета микеланджело буонарроти история создания. Картинка про пьета микеланджело буонарроти история создания. Фото пьета микеланджело буонарроти история создания

С «Пьетой», выполненной на рубеже веков в творчестве Микеланджело Буанарроти наступает период, связанный с наступлением непоколебимой веры в торжество гуманистических идеалов Ренессанса, классической ясностью монументального художественного языка.

пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть фото пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть картинку пьета микеланджело буонарроти история создания. Картинка про пьета микеланджело буонарроти история создания. Фото пьета микеланджело буонарроти история создания

«Пьета» Микеланджело, 1499 год, 174х195 см, Собор Святого Петра, Ватикан

пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть фото пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть картинку пьета микеланджело буонарроти история создания. Картинка про пьета микеланджело буонарроти история создания. Фото пьета микеланджело буонарроти история создания

«Пьета» Микеланджело. 1499. Фрагмент

Микеланджело смешал ренессансные идеологии классической красоты с натурализмом, но что отличало Пьету Микеланджело от всех остальных, так это то, что он был многофигурной скульптурой, считавшейся редкостью в свое время. Техническая уникальность статуи состоит в том, что она вырезана из единого блока мрамора. Художника интересует только человек; его арена действия, реальное жизненное окружение — все это для Микеланджело почти не существует. В пяти футах, восьми дюймах высоту, фигуры Девы Марии и Иисуса предстают в единой композиции. Они представлены в виде пирамиды, вершиной которой является голова Девы. Интересно, что пирамидальная геометрическая композиция, использовавшаяся для Пьеты, была также предпочтительна другим художникам эпохи Возрождения, например, Леонардо да Винчи.

Как молодой Микеланджело, так и его невероятная скульптура стали известны почти сразу после завершения Пьеты, когда распространилось слава о его скульптуре. Все стекались посмотреть на шедевр, особенно другие художники, которые пытались рассмотреть его работу вблизи, в поисках мельчайших изъянов. Пьета стала рассматриваться как один из величайших мировых шедевров скульптуры, как откровение.

пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть фото пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть картинку пьета микеланджело буонарроти история создания. Картинка про пьета микеланджело буонарроти история создания. Фото пьета микеланджело буонарроти история создания

«Пьета» Микеланджело.1499

Фрагмент

По рассказу, сохранившемуся у Вазари, Микеланджело наблюдал за группой ломбардов в церкви Святого Петра после установки статуи и слышал, как они говорят, что эту замечательную работу должно быть, сделал их соотечественник Кристофоро Солари. Никто не верил, что её выполнит 24-летний юнец. После этого Микеланджело спрятался в базилике ночью и вырезал на скульптуре свое имя. Это первая и последняя его подписанная работа.

Фигуры матери и сына несоразмерны друг другу. В сидячем положении голова Девы Марии довольно мала, в то время как ее туловище, задрапированное в платье и плащ, кажется больше. Ее ноги широко расставлены и заключены в объемные складки материала, формирующие существенную основу, на которую возложена более компактная фигура мертвого Иисуса. Если бы она стояла, дева Мария возвышалась бы над телом Иисуса. Использование несоразмерных фигур в одной скульптуре было довольно распространено в искусстве эпохи Возрождения, и мне кажется, что в Пьете несоразмерность не отвлекает от восприятия работы в целом.

Все поверхности намеренно гладкие, как шелк, кажется, скульптор намеренно создает эффект сияния. Интересно, что заднюю сторону скульптурной композиции Микеланджело оставляет необработанной.

пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть фото пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть картинку пьета микеланджело буонарроти история создания. Картинка про пьета микеланджело буонарроти история создания. Фото пьета микеланджело буонарроти история создания

Пьетро Перуджино. Галерея Уффици. Около 1493-1494

В большинстве итальянских работ XV века Дева показана женщиной среднего возраста, но Перуджино, ранее, чем Микеланджело, написал во Флоренции медитативную и тихую Пьету без какой-либо видимой разницы в возрасте между матерью и сыном.

Микеланджело критиковали за то, что он изображал Марию молодой, слишком молодой, чтобы быть матерью взрослого сына. Он ответил на критику, заявив, что Мария была безгрешной и что целомудренные женщины сохраняли свою красоту, поэтому Дева Мария не постарела бы, как все остальные женщины. Скульптор показывает мать Христа словно вне возраста и времени. Образ Девы Марии одухотворен, но и сдержан, за счет этого ее чувства делают скорбь просветленной, а также лишают трагическую тему оттенка безысходности. Кажется, что она не плачет по сыну лишь от того, что видит во все этом особую миссию – она представляет его для преклонения.

Надин Сотель размышляет на эту тему таким образом: «Чтобы нести его, она должна была иметь силу, которую он потерял на кресте, и это было совершенно необходимо: двуполая пара «Пьеты», как начало мира, является настоящей провокацией для теологов».

пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть фото пьета микеланджело буонарроти история создания. Смотреть картинку пьета микеланджело буонарроти история создания. Картинка про пьета микеланджело буонарроти история создания. Фото пьета микеланджело буонарроти история создания

«Пьета» Микеланджело.1499. Фрагмент.

Глядя на три статуи «Пьеты», несомненно, возникает чувство, что, изображая прекрасное или слабое побежденное тело Христа на руках матери, Микеланджело вглядывался в свою собственную жизнь. И действительно, вера играла главную роль в его жизни и творчестве. Пьета Бандини – персональное высказывание Микеланджело о смерти. Он работал для себя, чувствуя её приближение. Художник изобразил себя снимающим тело с креста. Кажется, что это самая личная работа художника. Микеланджело так выстраивает композицию, будто Христос буквально исходит из его жизни, полной страдания. Вероятно, причина потрясения не только от потери друга Виттории Колонны, но и в переменах, сотрясающих церковь. Во время создания скульптуры, художник переживал разрушительный кризис. Он совершает «символическое самоубийство», наносит вред не своему телу, а образу, в котором воплотились его мысли. Он бьет по фигуре Христа.

В пьете Ронданини же его интересует душа, фигура будто бы исчезает. Фигура Мадонны буквально входит в фигуру Христа. Пьета Ронданини задает совершенно другой вектор в развитии скульптуры, нежели искусство до нее. Никогда заключенный в камне образ не достигал той степени абстракции, чтобы придать форме такую степень эмоциональной и духовной экспрессии.

В мучительных опытах Микеланджело в течение всей его жизни смысл у Пьеты менялся – от символа беззаветной любви и веры до метафоры самой религии.

Искусствовед Манеева Анна

этоинтересно, интересныефакты, Манеева Анна, Возрождение, Микеланджело, новостьдня, Буонарроти, Пьета.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *