модель пак пм что это
ПАК ПМ: почему московские штрафы за парковку на тротуаре незаконны
Любой житель или гость столицы может скачать на свой личный смартфон или планшет приложение «Помощник Москвы» и с его помощью штрафовать всех водителей, которые по его мнению неправильно паркуются в городе. Вы видите машину-нарушителя, достаете свой мобильник, включаете приложение и фоткаете транспортное средство негодяя. Все. Нарушитель правил парковки получает штраф, а вам ЦОДД начисляет бонусы — как «активному гражданину». Задумка по идее неплохая, только реализована она оказалась через то самое место. Да и злоупотреблений со стороны граждан-«помощников», как показывает изучение соцсетей, хватает.
Ради бонусов, как выясняется, можно и сжульничать, устроив при этом автовладельцу проблемы со штрафом. Для этого достаточно лишь выбрать «правильный» ракурс съемки «Помощником Москвы». Главная причина подобных безобразий в том, что само существование всей этой системы незаконно по определению. Программно-аппаратный комплекс «Помощник Москвы» (ПАК ПМ) — так он называется официально — выносит постановления о штрафах в порядке примечания к статьям 1.5, 2.6.1, и части 3 статьи 28.6 РФ КоАП — «в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи».
Статья 26.8 под специальными техническими средствами понимает «измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку». То есть, все комплексы автоматической фиксации нарушений ПДД — «парконы», «Стрелки», «Автодории» и прочие «Автоураганы» регулярно проходят поверку. В противном случае штрафы, оформленные с их помощью, будут просто недействительны.
А в «Помощнике Москвы» используются самые обычные смартфоны граждан, которые никаких поверок (по понятным причинам) не проходят. Смартфону совсем не обязан определять свое местоположение с точностью до сантиметра — это вам не самоходная пусковая установка баллистических ракет. По этой причине «Помощник» вполне может, к примеру, сфотографировать машину, стоящую по правилам на одной стороне улицы, а ее координаты указать так, словно дело происходит на другой стороне проезжей части, где стоянка запрещена. В результате водителю — 3000 рублей штрафа, а владельцу смартфона — баллы, которые он может потом превратить в свои бесплатные поездки на городском транспорте, например.
Кроме того, ПАК ПМ по факту вообще не являются средством автоматической фотовидеофиксации. Ведь единственная его автоматическая функция — создание фотографии машины.
ПАК ПМ — что это? Часть 1. Что же такое ПАК ПМ.
Не редко владельцам транспортных средств приходят уведомления о штрафах, оформленных на основании фотоматериалов полученных с применением работающего в автоматическом режиме средства фотосъемки: ПАК ПМ, заводской номер 030111203230. У автовладельца сразу возникает вопрос: что это такое?
ПАК ПМ расшифровывается как «Программно-аппаратный комплекс «Помощник Москвы».
С чего все началось
По информации, размещенной 29.10.2014 09:36 на информационном портале Агентства городских новостей «Москва»
«Столичные власти могут выделить в 2014-2015 гг. до 26,8 млн руб. на создание фиксирующего нарушения в области дорожного движения и благоустройства города программно-аппаратного комплекса «Помощник Москвы». Об этом свидетельствуют данные конкурсной документации, размещенной на портале госзакупок. Заказчиком по конкурсу выступает ГКУ «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД). в соответствии с техническим заданием, победитель конкурса должен будет разработать систему, позволяющую фиксировать нарушения в области дорожного движения и благоустройства на улицах города, обрабатывать зафиксированные нарушения и передавать их в административное производство, а также формировать аналитическую отчетность. «Фиксация нарушений в области дорожного движения и благоустройства на улицах города должна осуществляться гражданами с использованием мобильного приложения системы для платформы Android и iOS. Мобильное приложение системы должно позволять гражданину фиксировать следующие нарушения: нарушения правил дорожного движения в части несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств; нарушения, связанные с размещением транспортного средства на городской парковке с нарушением правил пользования городскими парковками», — говорится в техническом задании к конкурсу. Работы по созданию системы должны быть завершены до 30 марта 2015 г.»
26.12.2014 года по результатам открытого конкурса № 0373200001614000482 между ГКУ ЦОДД и обществом с ограниченной ответственностью «Инфокомпас» был заключен государственный контракт № 0373200001614000452 на «Создание программно-аппаратного комплекса «Помощник Москвы», далее «ПАК ПМ», Система» на сумму 23 700 000,00 со сроком исполнения работ до 30.03.2015.
13 марта 2015 года ООО «Инфокомпас» получило сертификат соответствия №ТП 102-18 на программное обеспечение «Программно-аппаратный комплекс «Помощник Москвы» (ПАК ПМ). Сертификат выдал ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» (ВНИИМС). Сведений о сертификации системы в целом в открытом доступе нет (думаю, что в закрытом тоже).
Единственную презентацию о ПАК ПМ в открытой сети я нашел по адресу birulevo-zapadnoe.mos.ru/pomoshnik_moscow.pdf.
Еще есть страничка из доклада Правительства Москвы в 2016 году на президиуме Госсовета по безопасности дорожного движения.
Официально приложение «Помощник Москвы» запущено 1 сентября 2015 года. Приложение сейчас доступно в интернет-магазинах App Store и Google Play. Чтобы получить доступ к его скачиванию и установке, нужно зарегистрироваться на портале госуслуг Москвы.
Всего за 4 года (с 2015 по 2018 гг.) потрачено на разработку, доработку и обслуживание 125 795 228,04 рублей (по информации с сайта zakupki.gov.ru):
Контракт № 0373200001614000452 на «Создание программно-аппаратного комплекса «Помощник Москвы», далее «ПАК ПМ», Система» (ООО «Инфокомпас») на сумму 23 700 000,00;
Контракт № 2771035088415000172 2015 года на поставку серверного оборудования (ООО ‘ПРОФ-ИТ ГРУПП’) на сумму 2 956 134,58;
Контракт № 2771035088416000101 2016 года на Оказание услуг по техническому обслуживанию программно-аппаратного комплекса «Помощник Москвы» в 2016 году (ООО «Инфокомпас») на сумму 8 230 000,00;
Контракт № 2771035088416000116 2016 года на Оказание услуг по доработке и настройке программно-аппаратного комплекса «Помощник Москвы» (ООО «Инфокомпас») на сумму 19 365 500,00;
Контракт № 2771035088417000100 2017 года на Оказание услуг по техническому обслуживанию программно-аппаратного комплекса «Помощник Москвы» (ООО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО»на сумму 18 900 000,00;
Контракт № 2771035088417000099 2017 года на Оказание услуг по доработке и настройке программно-аппаратного комплекса «Помощник Москвы» (ООО «Инфокомпас») на сумму 23 900 000,00;
Контракт №2771035088417000191 2017 года на Выполнение работ по разработке промо-сайта о мобильном приложении «Помощник Москвы» направленного на его популяризацию и увеличение количества активных пользователей (ООО «ПИКСЕЛЬ») на сумму 928 721,55;
Контракт № 2771035088417000195 2017 года на Выполнение работ по съемке промо видеоролика о мобильном приложении «Помощник Москвы» направленного на его популяризацию и увеличение количества активных пользователей (ООО «ПИКСЕЛЬ») на сумму 2 914 871,91;
Контракт № 2771035088418000095 2018 года на Оказание услуг по доработке и настройке программно-аппаратного комплекса «Помощник Москвы» (ООО «Инфокомпас») на сумму 24 900 000,00.
Согласно сертификату соответствия программное обеспечение программно-аппаратного комплекса «Помощник Москвы» предназначено для выявления и автоматической фиксации нарушений в области дорожного движения и благоустройства на улицах населенных пунктов посредством мобильных устройств, обязательно оборудованных/имеющих в составе средства фотосъемки и видеозаписи.
При дальнейшем рассмотрении официальной информации о ПАК ПМ выяснилось много «интересных» моментов, касающихся законности его применения.
В соответствии с техническим заданием объектами автоматизации являются следующие процессы:
фиксация нарушений в области дорожного движения и благоустройства на улицах города;
технологические процессы, связанные с автоматизацией работы с зафиксированными гражданами нарушениями в области дорожного движения и благоустройства;
обработка зафиксированных нарушений в области дорожного движения, и передача их в административное производство;
формирование аналитической отчетности.
По информации, полученной от Правительства Москвы, в состав ПАК ПМ входит:
программная часть в составе сертифицированного программного обеспечения, подтвержденного сертификатами соответствия по системе добровольной сертификации программного обеспечения средств измерения, последний из которых выдан ФГУП ВНИИМС 28 июня 2018 года № ТП 102-18;
— аппаратной части в составе специализированного технического средства синхронизации частоты и времени «Метроном-300», госреестр № 56465-14, заводской номер 030111203230, свидетельство о поверке №СП 1183435 и веб-сервера, который производит все вычисления, необходимые для работы ПАК ПМ, в том числе синхронизацию времени со специальным техническим средством синхронизации частоты и времени «Метроном-300».
Про технологическое оборудование (коммутаторы, маршрутизаторы, ИБП и т. п.) и мобильные устройства граждан, без которых ПАК ПМ работать и выполнять свои функции не будет, Правительство Москвы, по незнанию или умышленно, упомянуть забыло.
Непосредственные действия по выявлению и фиксации правонарушений в области обеспечения безопасности дорожного движения и благоустройства территорий осуществляются гражданами при помощи своих мобильных устройств (смартфонов, планшетов и т.п.) с установленным на них приложением «Помощник Москвы», далее они обрабатываются на Веб-сервере и направляется должностному лицу на рассмотрение. Сам порядок действия граждан и работы ПАК ПМ при фиксации нарушений рассмотрим во 2 части, забегая вперед скажу что работу ПАК ПМ никак нельзя назвать «в автоматическом режиме».
И так, в сухом остатке имеем:
— Программно-аппаратный комплекс (систему)»Помощник Москвы», предназначенный и используемый Правительством Москвы для выявления и фиксации правонарушений в области обеспечения безопасности дорожного движения и благоустройства города — который не имеет ни одного сертификата соответствия как средство или система измерения, не имеет заводского номера и не проходит периодическую поверку;
— и входящие в его состав:
Программное обеспечение программно-аппаратного комплекса «Помощник Москвы» — которое имеет сертификат соответствия по системе добровольной сертификации программного обеспечения средств измерения, не имеет заводского номера и не проходит периодическую поверку;
Специализированное техническое средство синхронизации частоты и времени «Метроном-300»- которое включенное в госреестр № 56465-14 как средство измерения, имеет заводской номер 030111203230 и проходит периодическую поверку;
Веб-сервер — который не имеет ни одного сертификата соответствия как средство или система измерения, заводского номера и не проходит периодическую поверку;
Технологическое оборудование — которое не имеет ни одного сертификата соответствия как средство или система измерения и не проходит периодическую поверку;
Мобильные устройства граждан — которые не имеет ни одного сертификата соответствия как средство или система измерения и не проходит периодическую поверку
— привлечение граждан к осуществлению функций не предусмотренных федеральным законодательством. Использование гражданами мобильном устройств с установленным программным обеспечением «ПАК ПМ» требует отдельной правовой оценки. В этом случае мобильное устройство становится элементом специального аппаратно-программного комплекса получения, обработки и хранения информации. Гражданами незаконно осуществляются функции, являющиеся элементом федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.
Де-факто — граждане осуществляют с использованием работающего в автоматическом режиме ПАК ПМ фиксацию административного правонарушения. Протокол не составляется, на собственника транспортного средства автоматически накладывается штраф. Мосгорсуд, вообще, считает ПАК ПМ специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме (но это отдельная история, о которой расскажу позже).
Де-юре — граждане оформляют в автоматизированном режиме при помощи ПАК ПМ заявление об административном правонарушении. На основании данного заявления должностными лицами должен быть оформлен протокол и штраф может быть наложен только на водителя.
P/S: Я не против автоматизированной системы, которая поможет снизить уровень нарушений на дороге и в городе, я против такой системы, которая это делает незаконными методами.
ПАК ПМ — что это? Часть 2. Работает в автоматическом режиме?
Продолжение на тему: ПАК ПМ — что это?
В первой части описано о том, что такое ПАК ПМ и из чего он состоит.
В этой части рассмотрим порядок применения ПАК ПМ и возможность его работы в автоматическом режиме.
Сразу предупреждаю, далее все скучно, длинно, пестрит разными терминами и выписками из официальных документов, но без этого не объяснить, что в ПАК ПМ автоматический режим не предусмотрен.
Для установки на свое мобильное устройство приложения» Помощник Москвы»гражданин должен быть зарегистрирован на сайте госуслуг гор. Москвы (mos.ru)
Установка приложения осуществляется из АппСторе или ГугулПлей.
В инструкции ПАК ПМ пользователя (гражданина) указано следующее:
«Фиксация
Нажав на красную кнопку со значком камеры в нижней части экрана — Вы попадете в режим фиксации нарушения. Выберите тип фиксируемого нарушения и приложение перейдет в режим распознавания номера.
Распознавание номера
Чтобы распознать номер автомобиля – наведите экран смартфона на него и дождитесь, когда номер будет сфотографирован, следуя подсказкам внизу экрана. Старайтесь держать камеру перпендикулярно и ровно по отношению к номеру, чтобы направляющая рамка на экране совпала с размерами номера машины.
Если один из номеров запачкан, испорчен или сильно затеняется посторонними предметами – попробуйте сфотографировать номер с другой стороны машины.
После того, как номер был распознан приложением – проверьте, совпадает ли он с номером машины? В случае, если номер был распознан неправильно – повторите всю процедуру, прежде чем переходить к следующему экрану.
Время и место
После того, как номер был распознан, программа запомнит ваше местоположение, определит адрес и зафиксирует время. Сверьте все данные в приложении и переходите к следующему шагу.
Три фотографии
Для того, чтобы зафиксировать факт нарушения – нужно сделать три фотографии машины. Ракурс съемки у каждого нарушения разный, поэтому следуйте за подсказками.
Комментарий
После того, как все три фотографии готовы, нужно сопроводить фиксацию небольшим комментарием с объяснением того, в чем ошибся владелец зафиксированного авто».
Согласно ГОСТ Р 57144-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования.» (которому должны соответствовать все средства автоматической фиксации административных правонарушений в области безопасности дорожного движения)
Автоматический режим фотовидеофиксации: Режим работы специальных технических средств, обеспечивающий выявление фиксируемого события без участия человека (оператора), формирование и хранение необходимой и достаточной доказательной базы для вынесения постановлений по делам об административных правонарушениях.
Согласно ГОСТ 34.003-90 «Информационная технология (ИТ). Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения» (на основе которого, разработан ПАК ПМ):
4.11. Диалоговый режим выполнения функции автоматизированной системы: режим выполнения функции АС, при котором человек управляет решением задачи, изменяя её условия и или порядок функционирования АС на основе оценки информации, предоставляемой ему техническими средствами АС.
4.12. Неавтоматизированный режим выполнения функций автоматизированной системы: режим выполнения функции АС, при котором она выполняется человеком.
…
Приложение 1
3. Автоматический процесс: Процесс, осуществляемый без участия человека.
Давайте проанализируем, какие же имеются режимы работы ПАК ПМ при выполнении процесса фотовидеофиксации нарушения:
выбор типа фиксируемого нарушения — диалоговый режим;
пользователь в неавтоматическом режиме на основе своих внутренних убеждений выбирает тип нарушения, место фиксации нарушения, определяет какие транспортные средства совершают данные нарушения и какие из этих транспортных средств надо зафиксировать (а какие не надо), запускает приложение ПАК ПМ, выбирает тип фиксируемого нарушения из предлагаемого ПАК ПМ списка
ПАК ПМ в автоматическом режиме определяет возможность фиксации выбранного типа нарушения в зависимости от местоположения транспортного средства
распознавание регистрационного номера транспортного средства — диалоговый режим;
пользователь в неавтоматическом режиме самостоятельно выбирает «понравившееся» транспортное средство и наводит камеру смартфона на регистрационный номер автомобиля,
ПАК ПМ в автоматическом режиме сканирует регистрационный номер транспортного средства, распознает его и сравнивает с базой данных ГИБДД
пользователь в неавтоматическом режиме проверяет совпадение распознанного регистрационного номера транспортного средства и принимает решение о повторе сканирования или продолжении действий по фиксации события
определение места нарушения — автоматический режим;
ПАК ПМ на основе геоданных (данных о месте положения), полученных с мобильного устройства пользователя, в автоматическом режиме определяет и запоминает адрес места фиксируемого события
определение времени нарушения — автоматический режим;
ПАК ПМ на основе данных о текущем времени, полученных от специализированного технического средства синхронизации частоты и времени «Метроном-300» (имеющего заводской номер 030111203230 и входящего в комплект системы ПАК ПМ) в автоматическом режиме определяет и запоминает время фиксации события
фотофиксация нарушения — диалоговый режим;
ПАК ПМ в автоматическом режиме подсказывает варианты ракурса фотосъемки транспортного средства,
пользователь в неавтомиатическом режиме при помощи фотокамеры своего мобильного устройства делает три фотографии транспортного средства, учитывая или нет, предлагаемые ПАК ПМ ракурсы фотосъемки);
отправка на проверку соответствия нарушения — диалоговый режим;
пользователь в неавтоматическом режиме указывает комментарий с объяснением того, в чем ошибся владелец зафиксированного транспортного средства
пользователь в неавтоматическом режиме принимает решение о проведении видеофиксаци с приложением ее результатов к материалам фиксации события
пользователь в неавтоматическом режиме принимает решение об отправке материалов фиксации события на проверку
ПАК ПМ на основе материалов, полученных с мобильного устройства пользователя, а также информации полученной от специализированного технического средства синхронизации частоты и времени «Метроном-300» и из базы данных ГИБДД в автоматическом режиме производит окончательное оформление материалов фиксации события и направляет должностному лицу (оператору) ЦОДД на предварительную проверку
проверка материалов фиксации на наличие признаков нарушения — диалоговый режим;
должностное лицо (оператор) ЦОДД в неавтоматическом режиме проводит предварительную оценку качества представленных материалов фиксации нарушения и наличия признаков нарушения, по результатам рассмотрения принимает решение о направлении материалов должностному лицу ГИБДД для принятия решения о вынесении постановления.
На этом процесс фиксации нарушения при помощи ПАК ПМ завершается. Процессы хранения информации и представления аналитической информации к фиксации правонарушений не относятся и нас с вами мало интересуют.
В техническом задании на доработку ПАК ПМ в 2018 году (Контракт № 2771035088418000095 на Оказание услуг по доработке и настройке программно-аппаратного комплекса «Помощник Москвы» (ООО «Инфокомпас») на сумму 24 900 000,00) указано:
«6. Описание подсистемы взаимодействия с приложением
Подсистема взаимодействия с приложением реализует возможность мобильного приложения на платформах Android и iOS:
— фиксировать нарушения правил дорожного движения в части несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств;
— фиксировать нарушения, связанные с размещением транспортного средства на городской парковке с нарушением правил пользования городскими парковками;
— фиксировать нарушения, связанные с размещением транспортного средств на велодорожке;
— фиксировать нарушения, связанные с размещением транспортного средства в местах стоянки такси;
— автоматически определить текущее местоположения устройства пользователя;
— автоматически распознавать государственный регистрационный знака фиксируемого транспортного средства;
— автоматически определять время фиксации нарушения (данные о времени получаются из центральной части ПАК ПМ и не зависят от установок времени на мобильном устройстве);
— получать сведения о лицензиях на легковые перевозки такси; зонах фиксации доступных правонарушений;
— просматривать текущий статуса зафиксированного нарушения и журнала зафиксированных нарушений
— получать актуальные новости;
— направлять официальное обращение гражданина;
— просматривать профиль пользователя;
— просматривать информации о принципах работы с приложением».
То есть, в тех задании нет требований типа «автоматически фиксировать нарушения …», есть только отдельные процессы, к которым предъявлено требование «автоматически».
Исходя из проведенного анализа напрашивается однозначный вывод: в существующем программно-аппаратном комплексе «Помощник Москвы» (ПАК ПМ) при фиксации административных правонарушений нарушений в области обеспечения безопасности дорожного движения и благоустройства улиц автоматический режим не предусмотрен.
Заявления о том, что «Программно аппаратный комплекс «Помощник Москвы», ПАК ПМ, Система» работает в автоматическом режиме при фиксации пользователями административных правонарушений нарушений в области обеспечения безопасности дорожного движения и благоустройства улиц — ложь.
Как отсудить штраф за парковку на газоне
В феврале 2021 года мне неожиданно пришел штраф в 30 000 рублей за парковку на газоне в Москве. Всю сумму приставы списали со счета, но через суд мне удалось вернуть деньги. Поделюсь своей историей и тем, как можно оспорить незаконно выписанный штраф.
Почему в Москве регулярно штрафуют за парковку на газонах и тротуарах
Распространенный в Москве штраф по статье 8.25 КоАП РФ стал настоящей головной болью для автовладельцев. В 2020 году приставы взыскали с должников-водителей Москвы 1,5 млрд рублей: на 200 млн больше, чем в 2019 году.
Популярный сценарий, когда автовладельцу приходит штраф, очень прост. Любой человек с мобильным приложением «ПАК ПМ» — программно-аппаратный комплекс «Помощник Москвы» — может стать инициатором крупного штрафа. Достаточно сделать несколько фотографий неугодной машины, загрузить их в приложение — и вот материалы административного дела отправляются в МАДИ: Московскую административную дорожную инспекцию.
Приложение «ПАК ПМ» скачали более 100 000 пользователей. Его позиционируют как приложение для тех, кто хочет изменить ситуацию на дорогах к лучшему
Сотрудник МАДИ без долгих разбирательств выписывает автовладельцу кругленький штраф за парковку на газоне. Наказание кусается: 5 000 рублей для физических лиц, 30 000 рублей для ИП и 300 000 рублей для юридических лиц.
Снятый на телефон автомобиль не обязательно нарушает правила парковки. Машина может просто занять любимое парковочное место соседа или мешать прогулке хозяина двух крупных собак. Оказавшийся не в том месте и не в то время автовладелец при этом получит административный штраф. А пользователю «ПАК ПМ» в качестве награды придут баллы, которыми он сможет оплатить поездку в метро или на автобусе.
Как меня оштрафовали на 30 000 рублей
Я родился в республике Коми, в Москве живу с 2008 года, прописка остается региональной. В 2012 году у меня появился личный автомобиль, который оформлен на отца в моем родном городе. Иначе в то время сделать было нельзя, да и все юридические вопросы так решать проще. Мой отец — индивидуальный предприниматель, но — важная деталь — машина зарегистрирована на него как на физлицо.
Итак, утром 10 февраля 2021 года кому-то не понравилось, как я припарковался в одном из спальных районов столицы. Несмотря на заснеженные улицы, возмущенный горожанин сделал пару фотографий машины в полной уверенности, что она припаркована на газоне.
Ни знаков о запрещенной парковке, ни визуального обозначения газона или хотя бы обочины на снимке нет
Дальше все произошло по отлаженной схеме. Начальник Управления рассмотрения дел и обращений МАДИ изучил фотографии из приложения «ПАК ПМ» и выписал мне штраф.
Как позже выяснилось, в региональном отделении ГИБДД Республики Коми ошиблись. Зарегистрированный на моего отца автомобиль прошел в этом штрафе как транспортное средство, принадлежащее индивидуальному предпринимателю. В результате вместо 5 000 рублей штраф вырос до 30 000 рублей.
Возможно, если наказание составило бы привычные для физлица 5 000 рублей, я бы оплатил его и не стал разбираться в проблеме. Но 30 000 — серьезная сумма, которую так просто отдавать не хотелось. Вскоре я выяснил, что с подобной ситуацией водители в Москве сталкиваются регулярно.
Почему автовладельцев штрафуют незаконно
Летом 2019 года массовые жалобы дошли до Верховного суда. И теперь, по пункту 26 постановления Верховного суда, привлечь нарушителя к административной ответственности в особом порядке (без составления протокола) можно лишь при определенных условиях. Нарушение нужно фиксировать с помощью специальных техсредств: они должны работать в автоматическом режиме и иметь все необходимые сертификаты.
Ключевой момент, который противоречит законности вынесения штрафов: приложение «ПАК ПМ» не работает в автоматическом режиме. Пользователи фотографируют якобы нарушителя правил парковки на собственные мобильные телефоны.
Получается, что все наказания, вынесенные при помощи «Помощника Москвы», незаконны. С этим тезисом и нужно идти в суд, чтобы обжаловать штраф.
Как обжаловать штраф
После прецедента в Верховном суде РФ районные суды Москвы начали массово отменять штрафы «ПАК ПМ». Я тоже решил обжаловать свое «письмо счастья». Важный момент — постановление можно обжаловать в течение 10 дней после получения:
Суд прошел за 15 минут, деньги вернули
Мы с адвокатом приехали на заседание за полчаса до начала. Адвокат предупредил, что из-за праздничных дней рассмотрение могут перенести еще на месяц. Но судья оказалась на месте и заседание началось вовремя.
Представители МАДИ, на чьи действия была составлена жалоба, на заведомо проигрышное заседание даже не явились. Убедившись, что штраф выписали без составления протокола, судья тут же отменила этот штраф. Через 11 дней решение по нашей жалобе вступило в силу.
Суд мы выиграли, но до республики Коми решение суда не дошло из-за бюрократических особенностей. В итоге после суда со счета списали 30 000 рублей. Но когда приставы наконец получили судебное решение об отмене штрафа, мне вернули все деньги на банковский счет.
Не бойтесь отстаивать свои права
Зачастую люди предпочитают не связываться с судами, даже когда речь идет о незаслуженных штрафах. Отговорки банальные: нет времени, все равно проиграем, нет смысла даже пробовать. Но в ряде ситуаций суд встает на сторону здравого смысла и справедливости.
Юрист, который выступал адвокатом по моему делу, призвал попавших в подобную ситуацию водителей не стесняться обжаловать действия МАДИ и штрафы, созданные при помощи «ПАК ПМ». «Мы успешно обжаловали и отменили очередной несправедливый штраф. Сегодня судьи надлежащим образом рассматривают такие дела и чаще всего встают на сторону автовладельцев. Я рекомендую водителям не бояться отстаивать свои права в суде».
Если вы получили штраф через «ПАК ПМ», у вас есть шансы вернуть и 5 000 рублей, и 300 000 рублей. Главное, отреагируйте быстро и обжалуйте штраф в течение первых 10 дней.