модель описывающая зависимость затраты объем прибыль предполагает что объем
Научная электронная библиотека
Кибиткин А. И., Дрождинина А. И., Мухомедзянова Е. В., Скотаренко О. В.,
18.6. Анализ «затраты – объем – прибыль»
В практической деятельности руководителю любой организации приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат организации, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате организации. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточнос-
ти – определение момента, начиная с которого доходы организации полностью покрывают его расходы.
Мощным инструментом в определении точки безубыточности служит методика анализа взаимосвязи «затраты – объем – прибыль» (Cost – Volume – Profit; CVP – анализ).
Этот вид анализа – одно из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности организации. Он помогает выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск.
Ключевыми элементами CVP – анализа выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.
Маржинальным доходом коммерческой организации считается разница между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) и суммой ее производственной себестоимости.
Порог рентабельности (точка безубыточности) – это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка организации от продажи продукции равна его совокупным затратам, т. е. это тот объем продаж, при котором организация не имеет ни прибыли, ни убытка.
Производственный леверидж – это механизм управления прибылью организации в зависимости от изменения объема реализации продукции.
Маржинальный запас прочности – процентное отклонение фактической выручки от продажи продукции от пороговой выручки (порога рентабельности).
Величина маржинального дохода показывает вклад организации в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Существует два способа определения величины маржинального дохода.
При первом способе из выручки организации за проданную продукцию вычитают все переменные затраты. При втором способе величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятии.
Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Основным условием CVP – анализа является деление затрат организации на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от объема производства и продаж, переменные – изменяются пропорционально изменению этого показателя.
Использование CVP – анализа в практике работы коммерческих организаций помогает оперативно и качественно решить многие задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска.
CVP – анализ позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Главная роль в выборе стратегии поведения организации принадлежит величине маржинального дохода. Добиваться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинального дохода. Достичь этого можно разными способами: снизить цену продажи и соответственно увеличить объем реализации; увеличить объем реализации и снизить уровень постоянных затрат; пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции. Кроме того, на выбор модели поведения организации также оказывает существенное влияние величина маржинального дохода в расчете на единицу продукции.
CVP – анализ на практике иногда называют анализом точки безубыточности. Точку безубыточности называют также «критической» или точкой «равновесия».
Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используют три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.
При графическом методе нахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного графика «затраты – объем – прибыль». Точка безубыточности на графике – это точка пересечения графиков валовой выручки и совокупных затрат. В точке безубыточности получаемая организациям выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если организация продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.
Метод уравнений основан на исчислении прибыли организации по формуле:
В – Зпер – Зпост = П, (18.16)
Данную формулу можно представить в следующем виде:
Цена за ед.?Кол-во ед. – Зпер на ед.?Кол-во ед. – Зпост = П. (18.17)
Разновидностью метода уравнений является метод маржинального дохода, при котором точка безубыточности определяется по формуле:
Точка безубыточности (шт.) = Зпост/МДед.; (18.18)
Точка безубыточности (руб.) = Зпост/Нмд; (18.19)
где Нмд – норма маржинального дохода.
Показатель, характеризующий превышение фактической выручки от реализации продукции над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации, называется маржинальным запасом прочности (кромка безопасности). Он определяется формулой:
(18.21)
Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для организации.
Определить цену продукции при безубыточной реализации можно по формуле:
(18.22)
Зная формулу цены безубыточности, всегда можно установить необходимую цену реализации для получения определенной величины прибыли при реализации установленного объема производства.
Производственный леверидж (слово leverage в переводе рычаг) – это механизм управления прибылью организации, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли организации в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.
Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат организации, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки организации.
Производственный леверидж определяется с помощью одной из двух формул:
(18.24)
эффект производственного левериджа;
Производственный леверидж является показателем, помогающим выбрать оптимальную стратегию организации в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием:
– цены и объема продаж;
– переменных и постоянных затрат;
– комбинации любых перечисленных факторов.
В конкретных ситуациях проявление механизма производственного левериджа может иметь особенности, которые необходимо учитывать в процессе его использования:
1. Положительное воздействие производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как организация преодолела точку безубыточности своей деятельности. Для того чтобы положительный эффект производственного левериджа начал проявляться, организация вначале должна получить достаточный размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что организация обязана возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому, чем выше сумма постоянных затрат, тем позже она достигнет точки безубыточности своей деятельности.
2. По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процесс прироста объема продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста суммы прибыли.
3. Механизм производственного левериджа имеет и обратную направленность: при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли организации.
4. Между производственным левериджем и прибылью существует обратная зависимость. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.
5. Эффект производственного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты организации остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени.
Понимание механизма проявления производственного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла организации.
При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла организации, когда еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению ее постоянных затрат.
Высокий уровень постоянных затрат в значительной мере зависит от отраслевых особенностей деятельности коммерческой организации, определяющий различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому организации, имеющие высокое значение производственного левериджа, теряют гибкость в управлении своими затратами.
Однако в каждой организации имеется достаточно возможностей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов можно отнести: существенное снижение накладных расходов (расходов по управлению), продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений, сокращение объема потребления некоторых коммунальных услуг и др.
При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, т. к. между суммой этих затрат и объемом производства существует прямая зависимость. К основным резервам экономии переменных затрат можно отнести: снижение численности работников основного и вспомогательного производств за счет обеспечения роста производительности их труда, сокращение запасов сырья, материалов, обеспечение выгодных для организации условий поставки сырья и материалов и др.
Таким образом, CVP – анализ – это методика анализа взаимосвязи «затраты – объем – прибыль». Этот вид анализа – одно из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности организации. Он помогает выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Ключевыми элементами CVP – анализа выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.
Использование механизма CVP – анализа, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения позволит увеличить потенциал формирования прибыли коммерческой организации.
Анализ «затраты-объем-прибыль» (CVP анализ)
Анализ «затраты-объем-прибыль» направлен прежде всего на оценку влияния различных уровней деятельности на финансовые результаты предприятия.
Возьмем, к примеру, ресторан. Если бы его владельцы точно знали, сколько клиентов будет приходить каждый вечер, а также количество и тип блюд, которые они будут заказывать, они бы могли сделать так, чтобы сотрудников было ровно столько, сколько нужно, и чтобы на кухне не оставалось отходов. В реальности, такие решения, как формирование штата работников и закупка продуктов, приходится принимать на основании приблизительной оценки, причем эта оценка чаще всего основывается на прошлом опыте.
Хотя информация управленческого учета не способна заменить хрустальный шар, она весьма полезна для поиска ответов на вопросы о последствиях различных решений. Один из самых важных вопросов, на который необходимо ответить еще до начала бизнеса – это «Сколько товара нужно продать, чтобы добиться безубыточности?». При этом под «безубыточностью» мы подразумеваем простое покрытие всех наших расходов без получения прибыли.
Данный тип анализа называется анализом «затраты-объем-прибыль» (или CVP- анализом). Цель данной статьи – рассмотреть некоторые простые расчеты и графики, относящиеся к этой части программы курса «Управлению эффективностью бизнеса», а также допущения, которые лежат в основе анализа безубыточности.
Цель анализа «затраты-объем-прибыль»
Методы расчета точки безубыточности
В точке безубыточности общая выручка равна общим затратам, то есть нет ни прибыли, ни убытков. Существует три метода определения точки безубыточности:
(1) Метод уравнений
На многочисленные вопросы, касающиеся «затрат-объема-прибыли» нам поможет ответить простая математика.
Известно, что общая выручка определяется путем умножения цены реализации единицы продукта (USP) на количество проданных единиц (Q). Общие затраты включают, во-первых, постоянные затраты (FC), а во-вторых, переменные затраты (VC). Общие переменные затраты определяются путем умножения переменных затрат на единицу продукта (UVC) на общее количество единиц (Q). Любое превышение общей выручки над общими затратами приводит к получению прибыли (P). Представив эту информацию в виде простого уравнения, мы получаем технику ответа на вопросы CVP-анализа. Продемонстрируем это на примере компании A.
Примечание: в данном случае используются общие постоянные затраты, а не постоянные затраты на единицу продукта, поскольку постоянные затраты на единицу продукта будут меняться в зависимости от объема производства.
Таким образом, будет неправильно использовать постоянные затраты на единицу продукта, так как величина этих затрат зависит от объема производства. Что касается цены и переменных затрат на единицу, предполагается, что эти показатели остаются неизменными в краткосрочной перспективе при любом объеме производства, и, следовательно, могут быть использованы.
Вернемся к нашему уравнению. Приравняем прибыль (P) к нулю, чтобы выяснить, сколько единиц продукта нам нужно продать, чтобы достичь безубыточности:
Уравнение позволило получить ответ. Если компания А продаст менее 10,000 единиц продукта, то понесет убытки. Если компания продаст ровно 10,000 единиц, то у нее не возникнет ни прибыли, ни убытка, а если продаст более 10,000 единиц, то получит прибыль.
(2) Метод маржинальной прибыли
Во втором подходе нам понадобятся некоторые знания в области алгебры, чтобы переписать приведенное выше уравнение с учетом маржинальной прибыли. Маржинальная прибыль равна общей выручке за вычетом общих переменных затрат. Маржинальная же прибыль на единицу продукта (UCM) – это цена единицы продукта (USP) минус переменные затраты на единицу (UVC). Следовательно, формула из первого метода теперь выглядит следующим образом:
(USP x Q) – (UVC x Q) – FC = P
(USP – UVC) x Q = FC + P
UCM x Q = FC + P
Q = FC + P
UCM
Итак, если прибыль (P) = 0 (так как мы хотим найти точку безубыточности), то мы просто берем постоянные затраты и делим их на маржинальную прибыль на единицу продукта.
Применяем этот подход к компании А:
Таким образом, Q = 10,000 единиц
(3) Графический метод
Графический метод предполагает, что общие затраты и общая выручка отображаются в виде прямых на графике. Показатели в денежном выражении (выручка, затраты, прибыль) откладываются по оси Y, а количество продукта – по оси X. Точка пересечения прямых, отражающих общие затраты и выручку, представляет собой точку безубыточности. Величина прибыли или убытка при разных уровнях производства и реализации продукции представлена расстоянием между прямыми общих затрат и общей выручки. На Рисунке 1 показан типичный график безубыточности для компании А. Участок между прямыми постоянных затрат и общих затрат представляет собой переменные затраты.
В качестве альтернативы можно построить график маржинальной прибыли. Хотя в рамках курса «Управление эффективностью бизнеса» данному вопросу не уделяется особого внимания, рассмотреть его будет довольно полезно. Упомянутый выше график очень похож на график безубыточности, единственное отличие состоит в том, что вместо прямой постоянных затрат откладывается прямая переменных затрат.
Следовательно, участок между прямыми переменных и общих затрат представляет собой постоянные затраты. Преимущество этого подхода состоит в том, что он делает акцент на маржинальной прибыли, поскольку она представлена участком между прямыми, отражающими общую выручку и общие переменные затраты. Для компании А график представлен на Рисунке 2.
Наконец, можно построить график «прибыль-объем», который подчеркивает влияние изменения объема реализации на прибыль (Рисунок 3). Эта тема является одной из ключевых в программе курса «Управление эффективностью бизнеса», поэтому в данной статье мы поговорим об этом подробнее.
Определение объема реализации, необходимого для достижения целевой прибыли
Помимо определения точки безубыточности существуют и другие базовые расчеты, которые тоже нужно понимать. Например, руководство компании может желать узнать, сколько продукции надо продать, чтобы достичь целевой прибыли.
Или же можно воспользоваться методом маржинальной прибыли:
Таким образом, Q = 25,000 единиц.
График маржинальной прибыли показывает участок между линиями переменных и общих затрат, который представляет собой постоянные затраты. Преимущество этого подхода состоит в том, что он делает акцент на маржинальной прибыли.
Это не самый быстрый метод, поэтому на экзамене прибегать к нему не рекомендуется.
Запас прочности
Запас прочности показывает, насколько объем реализации может снизиться до того, как возникнет убыток. Иными словами, это превышение бюджетной реализации над реализацией в точке безубыточности. Давайте снова обратимся к компании A в качестве примера и предположим, что бюджетный объем реализации составляет 20,000 единиц. Запас прочности в единицах товара можно найти следующим образом:
Бюджетный объем реализации – объем реализации в точке безубыточности = 20,000 – 10,000 = 10,000 единиц.
Кроме того, этот показатель можно рассчитать в процентах, как это обычно делается:
(Бюджетный объем реализации – объем реализации в точке безубыточности)/бюджетный объем реализации
Для компании А это будет (10,000/20,000) x 100 = 50%.
Наконец, запас прочности можно рассчитать в виде выручки от реализации следующим образом:
Доля маржинальной прибыли в выручке
При анализе безубыточности для одного продукта может быть полезно (а для ассортиментного ряда просто необходимо) определить, сколько центов с каждого доллара выручки идет на покрытие постоянных затрат. Это называется долей маржинальной прибыли в выручке (или коэффициентом C/S). Когда продукт только один, данный показатель можно рассчитать либо путем деления совокупной маржинальной прибыли на совокупную выручку от продаж, либо путем деления маржинальной прибыли на единицу продукта на его цену:
Для компании A: ($20/$50) = 0.4
Когда продуктов несколько, средневзвешенный коэффициент C/S рассчитывается по формуле:
Совокупная маржинальная прибыль/совокупная выручка от продаж
Средневзвешенный коэффициент C/S можно использовать для расчета показателей CVP-анализа, т.е. точки безубыточности, запаса прочности и т. д.
Пример 2
Помимо Продукта X, описанного выше, Компания A также начинает производство Продукта Y. Имеется следующая информация о продуктах:
Менеджменту предприятия в своей деятельности приходится принимать различные управленческие решения касающиеся, например, цены реализации товаров, планирования объёма продаж, увеличении или, наоборот экономии по отдельным видам расходов. Эти решения принимаются на основе анализа соотношений затрат, объёма и прибыли, иначе CVP-анализа. CVP-анализ позволяет понять цели анализа и показывает «как важно понимать поведение затрат, то есть реагирование затрат на различные влияния» для оценки последствий тех или иных управленческих решений.
Точка безубыточности.
В целях изучения зависимости между изменениями объёма продаж, расходов и чистой прибыли проводят анализ безубыточности, что трактуется иногда как анализ критической точки (точки безубыточности или порога рентабельности). Критической считается такая величина объёма продаж, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции, то есть еще не имеет прибыли, но уже не имеет убытка.
Взаимосвязь «затраты-объем-прибыль» может быть выражена графически или с помощью формул. Графики безубыточности показывают объем суммарных постоянных затрат, суммарных переменных затрат, общих затрат (сумма общих постоянных и общих переменных затрат) и совокупный доход для всех уровней деятельности (объемов продаж) предприятия при заданной цене продаж. Если цена единицы продукции, затраты, эффективность или другие условия изменяются, то модель должна быть пересмотрена.
График анализа поведения затрат, прибыли и объёма продаж
На графике точка безубыточности определяется как точка пересечения прямой суммарных затрат и прямой выручки от реализации.
Для руководства точка безубыточности является важным ориентиром в анализе, так как она показывает уровень продаж, ниже которого предприятие будет нести убытки. По этой причине ее можно рассматривать как минимально приемлемый уровень продаж продукции или услуг.
Взаимосвязь «затраты-объем-прибыль» может быть выражена также с помощью формул.
Для вычисления критической точки используются методы уравнения и маржинальной прибыли.
Метод уравнения основан на исчислении прибыли (имеется ввиду экономическое понятие прибыли) по следующей формуле:
ВР = Объем продаж Цена реализации единицы продукции;
Пер.З = Объем продаж Переменные затраты на единицу;
Если предприятие находится на пороге рентабельности (в критической точке) то прибыль равна нулю и получаем следующее равенство:
ВР = Пер.З + Пост.З.
Объем продаж * Цена реализации единицы продукции = Объем продаж * Переменные затраты на единицу + Пост.З
Трансформируя формулу и принимая объем продаж за критический (пороговый) объем реализации получаем следующую формулу:
Критическая точка показывает, до какого предела может упасть выручка, чтобы не было убытка.
Другой способ определения критической точки использует концепцию маржинальной прибыли (валовой маржи).
Метод маржинальной прибыли основывается на следующей формуле:
Критический объем реализации может быть определен как объем реализации, при котором маржинальная прибыль равна постоянным затратам. Уравнение критической точки при маржинальном подходе в терминах единиц продукции будет следующее:
Анализ критической точки может быть использован как основа оценки прибыльности предприятия. Для различных альтернативных планов производства можно рассчитать соответствующую величину возможной прибыли (в экономическом смысле). В этом случае используется следующее соотношение:
ВР = Пер.З + Пост.З + Прибыль (целевая величина)
Таким образом, объем реализации, который бы обеспечивал получение целевой величины прибыли, можно рассчитать по следующей формуле:
При использовании маржинального подхода данное уравнение будет иметь вид:
Анализ маржинальной прибыли лежит в основе управленческих решений, связанных с пересмотром цен, изменением ассортимента, установлении размера премий, а так же при проведении маркетинговых операций.
Анализ чувствительности основан на использовании приема «что будет, если» изменится один или несколько факторов, влияющих на величину объёма продаж, затрат или прибыли. На основе анализа можно получить данные о финансовом результате при заданном изменении определенных параметров. Инструментом анализа чувствительности является маржа безопасности (запас финансовой прочности), то есть та величина выручки, которая находится за критической точкой. Её сумма показывает, до какого предела может упасть выручка, чтобы не было убытка.
Иллюстративный пример.
План производства и продаж пневмоинструмента АО «Инструмент».
Количество единиц продукции, шт. | На единицу продукции, руб. | Итого, тыс. руб. | |
Продажи | 12 000 | 250 | 3 000 |
Затраты | |||
Переменные затраты | |||
Сырье и материалы | 12 000 | 95 | 1 140 |
Электроэнергия (силовая) | 12 000 | 45 | 540 |
Зарплата производственных рабочих | 12 000 | 20 | 240 |
Всего переменных затрат | 12 000 | 160 | 1 920 |
Постоянные затраты | |||
Общецеховые расходы | 445 | ||
Общезаводские расходы | 431 | ||
Всего постоянных затрат | 876 | ||
Суммарные затраты | 2 796 | ||
Прибыль | 12 000 | 17 | 204 |
Сколько единиц продукции необходимо продать АО «Инструмент», чтобы покрыть все затраты?
Задача 2.
Задача 3.
Задача 4.
Завод безалкогольных напитков выпускает только один вид напитка.
Принятие управленческих решений.
1. Планирование ассортимента продукции (товаров), подлежащей реализации.
Если предприятие производит различные виды продукции, то планирование ассортимента является достаточно сложной задачей. Если производится однородная продукция, то решение аналогично рассмотренному в приложении.
Пример. Предприятие производит и реализует продукцию четырех наименований: П1, П2, П3, П4. Цены соответственно составляют: 38,13; 25, 58; 45,11 и 57,50 руб.
Данные об издержках предприятия, руб.
8,70
6,00
4,50
3,55
1,95
6,45
4,25
3,00
1,20
0,50
7,60
4,40
2,50
1,40
0,80
125 000
30 000
20 300
3 370
Структура предполагаемой реализации продукции на основе исследования конъюнктуры рынка:
Предприятие ставит перед собой задачу получить в предстоящем месяце 73,3 тыс. руб. прибыли. Необходимо знать, сколько единиц продукции каждого вида необходимо продать, чтобы получить эту прибыль.
Таким образом, для получения запланированной прибыли предприятию необходимо реализовать:
Расчет ожидаемой прибыли предприятия
№ строки | Показатели | П1 | П2 | П3 | П4 | Всего |
1 | Объем реализации, ед. | 43 198 | 13 370 | 20 589 | 25 710 | 102 867 |
2 | Цена единицы, руб. | 38,13 | 25,58 | 45,11 | 57,50 | — |
3 | Переменные расходы на единицу продукции, руб. | 35,70 | 23,95 | 42,20 | 54,96 | — |
4 | Маржинальный доход на единицу продукции (стр.2-стр.3), руб. | 2,43 | 1,63 | 2,91 | 2,54 | — |
5 | Совокупный маржинальный доход (стр.4 стр.1), тыс. руб. | 104,97 | 21,79 | 59,91 | 65,30 | 251,97 |
6 | Постоянные затраты, тыс. руб. | — | — | — | — | 178,67 |
7 | Операционная прибыль (стр.5-стр.6), тыс. руб. | — | — | — | — | 73,30 |
Необходимо проанализировать рентабельность (отношение прибыли к себестоимости) отдельных видов продукции. Для расчета полной себестоимости за базу распределения косвенных (постоянных) расходов примем стоимость основных материалов, необходимых для изготовления каждого вида продукции. Тогда на долю П1 будет приходится постоянных затрат в сумме:
178 670*11,00:(11,00 + 8,55 + 25,50 + 30,80) = 25 911,3 руб.
25 911,3:43 198=0,60 руб.
Аналогично для других видов продукции.
Расчет полной себестоимости и рентабельности одной шт. продукции
№ строки | Показатели | П1 | П2 | П3 | П4 |
1 | Переменные расходы на единицу продукции, руб. | 35,70 | 23,95 | 42,20 | 54,96 |
2 | Постоянные затраты, руб. | 0,6 | 1,51 | 2,92 | 2,82- |
3 | Полная себестоимость (стр.1+стр.2), руб. | 36,3 | 25,46 | 45,11 | 57,78 |
4 | Цена единицы, руб. | 38,13 | 25,58 | 45,11 | 57,50 |
5 | Прибыль (стр.4-стр.3), руб. | +1,83 | +0,12 | -0,01 | -0,28 |
6 | Рентабельность (стр.5:стр.3) 100,% | 5,0 | 0,5 | -0,02 | -0,5 |
Выполненные расчеты свидетельствуют об убыточности производства П3 (-0,02%) и П4 (-0,5%).
Совокупная прибыль, ожидаемая в результате производства:
Итого: 73,3 тыс. руб.
Возможны ли варианты оптимизации разработанной производственной программы? Следует ли для улучшения финансового положения предприятия снять с производства, например продукцию П4, от которой ожидается убыток в сумме 7200 руб.? Справедливо ли полагать, что результатом этого решения станет увеличение прибыли предприятия с 73 300 до 80 500 руб. (73 300 + 7200)?
Пусть продукция П4 снята с производства. Постоянные затраты останутся на прежнем уровне. Распределим их между оставшимися видами продукции по тому же принципу. Тогда на долю П1 придется:
178 670 11,00:(11,00 + 8,55 + 25,50) = 43656,4 руб.,
или в расчете на одну шт.: 43656,4:43198 = 1 руб. Аналогично для других видов.
Расчет полной себестоимости и рентабельности видов продукции «усовершенствованной» производственной программы
№ строки | Показатели | П1 | П2 | П3 |
1 | Переменные расходы на единицу продукции, руб. | 35,70 | 23,95 | 42,20 |
2 | Постоянные затраты, руб. | 1 | 2,54 | 4,85 |
3 | Полная себестоимость (стр.1+стр.2), руб. | 36,7 | 26,49 | 47,05 |
4 | Цена единицы, руб. | 38,13 | 25,58 | 45,11 |
5 | Прибыль (стр.4-стр.3), руб. | +1,43 | -0,91 | -1,94 |
6 | Рентабельность (стр.5:стр.3) 100,% | 3,9 | -3,4 | -4,1 |
Сравнивая полученные результаты с предыдущими, получаем, что финансовые результаты значительно ухудшились. Продукция П2 стал убыточным, а убыточность П3 возросла с 0,02 до 4,1%.
От новой производственной программы следует ожидать прибыль:
Следовательно, принятое управленческое решение по оптимизации производственной программы оказалось ошибочным. Снятие с производства продукции П4 приведет к снижению прибыли с 73,3 до 49,0 тыс. руб.
Оценим убыточную продукцию П4 с позиций системы «директ-костинг».
Анализ рентабельности П4 с позиций системы «директ-костинг».
Показатели | На единицу продукции, руб. | На весь выпуск, тыс. руб. |
Выручка от реализации | 57,50 | 1 478,3 |
Переменные затраты | 54,96 | 1 413,0 |
Маржинальный доход | 2,54 | 65,3 |
Таким образом, П4 не является убыточной.
В условиях неполной загрузки производственных мощностей решение о снятии с производства изделия, убыточного в результате расчетов полной себестоимости, не всегда оказывается верным. Если это изделие приносит положительный маржинальный доход, то снятие его с производства лишь ухудшит финансовое положение предприятия. Решение этого вопроса на основе калькулирования полной себестоимости приводит к негативным последствиям.
Предположим, что отсутствие основных материалов не позволяет производить П1. Руководство решило временно освободившиеся мощности загрузить производством П2. Как должна выглядеть производственная программа предприятия, чтобы достичь прибыли в 73 300 руб.?
Расчет ожидаемой прибыли
№ строки | Показатели | П2 | П3 | П4 | Всего |
1 | Объем производства, шт. | 65 573 | 23 845 | 29 806 | 119 224 |
2 | Маржинальный доход на единицу продукции, руб. | 1,63 | 2,91 | 2,54 | — |
3 | Совокупный маржинальный доход (стр.1 стр.2), тыс руб. | 106,88 | 69,39 | 75,70 | 251,97 |
4 | Совокупные затраты, тыс. руб. | — | — | — | 178,67 |
5 | Прибыль (стр.3-стр.4), тыс. руб. | — | — | — | 73,3 |
Вывод: запланированные структурные изменения в производственной программе предприятия обеспечат ему получение желаемой прибыли (73 300 руб.).
2. Принятие решения о специальном заказе.
Проблема: принять или нет специальный заказ по цене ниже нормальной рыночной и иногда даже ниже себестоимости. Такие заказы обычно состоят из большого количества однородной продукции в од ной упаковке.
Так как эти заказы являются случайными одноразовыми событиями, то они не могут быть включены в прогнозы доходов и расходов. Их можно принять, если позволяют производственные мощности.
Затраты на единицу продукции
Принимать ли предложение?
Сравнительный анализ специального заказа.
Без спецзаказа (510,000 ед.) | Со спецзаказом (540,000 ед.) | |
Выручка от продаж | $2,040,000 | $2,113,500 |
Минус переменные затраты | ||
Прямые материальные затраты | 459,000 | 486,000 |
Прямые трудовые затраты | 306,000 | 324,000, |
Переменные ОПР | 153,000 | 162,000 |
Упаковка | 76,500 | 81,000 |
Итого переменные затраты | $994,500 | $1,053,000 |
Маржинальная прибыль | $1,045,500 | $1,060,500 |
Минус постоянные затраты | ||
ОПР | 100,000 | 100,000 |
Коммерческие и административные затраты | 250,000 | 250,000 |
Итого постоянные затраты | $260,000 | $260,000 |
Операционная прибыль | $785,500 | $800,500 |
3. Определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора.
Критерием максимизации прибыли в условиях ограниченного ресурса является наибольшая маржинальная прибыль на единицу этого ресурса. Если действует не один, а несколько лимитирующих факторов, то задача максимизации прибыли решается с помощью линейного программирования.
Пример. Компания выпускает два вида продукции П1 и П2. Известны следующие данные:
П1 | П2 | |
Цена за единицу | $15 | $20 |
Переменные расходы на единицу | 10.5 | 12 |
Маржинальная прибыль на единицу | $4.5 | $8 |
Уровень маржинальной прибыли | 30% | 40% |
Уровень маржинальной прибыли рассчитывается как отношение маржинальной прибыли на единицу к цене за единицу.
Так как П2 приносит больший уровень маржинальной прибыли, именно его производить предпочтительно.
Но, если известно, что производственная мощность ограничена 1,000 машино-часами, и что за один час можно произвести три ед. П1 или одну ед. П2, необходимо продолжить анализ с учетом лимитирующего фактора, т. е. машино-часов.
П1 | П2 | |
Количество единиц продукции, производимых за один час | 3 | 1 |
Маржинальная прибыль на единицу | $4.5 | $8 |
Маржинальная прибыль за один час | 13.5 | 8 |
Маржинальная прибыль за 1,000 часов | 13,500 | 8,000 |
Выбор следует сделать в пользу П1, т. к. при его производстве достигается большая маржинальная прибыль на единицу лимитирующего фактора, и, следовательно, на весь объем деятельности в целом.
4. Принятие решения «производить самому или закупать».
Производить | Купить |
Потребность в дорогостоящем оборудовании | Цена закупки детали, узла или полуфабриката |
Переменные затраты по производству этой детали или части | Арендная плата или другие поступления, полученные от использования освободившихся производственных мощностей |
Затраты на ремонт и техобслуживание оборудования | Ликвидационная стоимость оборудования |
Пример. Имеются следующие данные о себестоимости изготовления детали:
Показатели | Себестоимость изготовления | |
Всего на 10,000 деталей | Затраты на 1 деталь | |
Основные материалы | $10,000 | $1 |
Заработная плата производственных рабочих | 80,000 | 8.0 |
Переменные ОПР | 50,000 | 5.0 |
Постоянные ОПР | 60,000 | 6.0 |
Всего затрат | $200,000 | $20.0 |
Релевантные показатели | Всего затраты | Затраты на одну деталь | ||
Произв. | Купить | Произв. | Купить | |
Затраты на покупку | $190,000 | $19 | ||
Основные материалы | $10,000 | $1 | ||
Заработная плата производственных рабочих | 80,000 | 8.0 | ||
Переменные ОПР | 50,000 | 5.0 | ||
Постоянные ОПР, без которых можно обойтись в случае выбора «купить» | 30,000 | 3.0 | ||
Всего затрат | $170,000 | $190,000 | $17 | $19 |
Разница в пользу «производить» | $20,000 | $2 |