моббинг что это такое
Моббинг: что это и как ему противостоять?
Моббинг – одна из частых причин ухода сотрудников из компаний. Официальное признание термин получил благодаря шведскому ученому Хайнцу Лейману. В конце 80-х годов прошлого века он выделил травлю на работе в особый вид буллинга, требующий особого внимания. Проведя многочисленные исследования, описал 45 возможных сценариев гонения сотрудников.
Моббинг: что это?
5 наиболее распространенных моделей поведения
Форма поведения | Проявления |
---|---|
Изоляция | Игнорирование, обсуждение и оскорбление жертвы в ее присутствии. |
Нанесение вреда здоровью | Принуждение к работе в условиях, несущих угрозу для физического или психического здоровья. |
Необоснованная критика работы | Придирки без повода и постановка задач, не соответствующих квалификации (с целью демонстрации профнепригодности). |
Нападки на социальный статус | Распространение слухов и клеветы о внешности или умственных способностях. |
Ограничение возможности проявить мнение | Любые высказывания незамедлительно перебиваются или высмеиваются. |
Основные этапы развития террора
Изучая моббинг на работе и способы борьбы с ним, важно рассмотреть ключевые стадии его развития. Это поможет вовремя выявить проявления гонений и начать борьбу с ними. Зачем? Чтобы не допустить ухудшения состояния жертвы и достижения агрессорами их цели – увольнения. Выделяют пять стадий развития террора:
Какие существуют виды моббинга?
Говоря о том, что такое моббинг на работе, нельзя не упомянуть его разновидности. Как и в любом ином случае насилия, здесь присутствует несколько сторон – агрессор, свидетели и жертва. В зависимости от того, кто из членов коллектива принимает ту или иную роль, моббинг на работе бывает двух основных видов:
Ключевые причины моббинга
Чтобы разобраться, как справиться с моббингом на работе, стоит отыскать его причину. Часто прямое ее обсуждение с инициатором позволит обезоружить последнего и прийти с ним к мирному соглашению. Например, такое решение вполне реализуемо, когда поводом являются:
Но бывают ситуации, в которых даже прямой разговор ничего не даст. Причины при их развитии кроются в самой личности. В таком случае особенности характера становятся «топливом» для гонений, идти против которого бессмысленно. К таким ситуациям относятся:
Какие последствия влечет за собой буллинг на работе?
Очень емко описал силу его воздействия специалист в сфере конфликтов, профессор Дэвэнпорт: «Хотя моббинг и боссинг могут показаться вполне безобидными по сравнению с изнасилованием или другими проявлениями физического насилия, эффект, который они производят на жертву, особенно если это длится достаточно долго, имеет такую разрушительную силу, что некоторые люди подумывают о том, чтобы покончить жизнь самоубийством».
Для жертвы
С ней происходят следующие изменения (часто в такой же хронологии):
Для агрессора и соучастников
Желание затравить кого-либо – нездоровое явление для психики, которое неизбежно повлечет массу проблем:
Для организации
Моббинг – что это в отношении будущего компании? Безусловно, серьезные проблемы в развитии и получении доходов. Его игнорирование руководителями неизбежно приведет к непоправимому ухудшению психологического климата в коллективе. Все чаще будут возникать ссоры и конфликты, мешающие слаженной работе, способной обеспечить успех компании.
Важно понимать, что в такой ситуации вряд ли кому-либо из сотрудников удастся держать нейтралитет и продолжать посвящать все силы работе. Ведь в таком случае он с наибольшей вероятностью станет следующей жертвой агрессоров. Поэтому всем руководителям стоит разобраться, чем опасен моббинг на работе, а также изучить способы борьбы с ним.
Как противостоять травле?
Какими путями бороться с буллингом на работе? Как не упустить его начало? Стоит ли пробовать преодолеть негативный настрой против вас или нужно сразу увольняться? Моббинг и буллинг – сущность и способы противостояния?
Во многих европейских странах в поиске решения, как противостоять моббингу, было внедрено финансовое и административное наказание. В уставе организации и трудовом договоре каждого сотрудника детально прописана ответственность за участие в травле. К сожалению, у нас пока отсутствует подобная практика, поскольку само явление моббинга в организации многими не воспринимается всерьез.
Эффективная профилактика моббинга
Существует три фактора, внимание к которым послужит лучшей профилактикой травли в коллективе:
Ключевую роль в профилактике моббинга играют личность и действия руководителя. Позаботившись об этих пунктах в деятельности компании, ему не придется ломать голову над вопросом, как противостоять моббингу на работе.
Заключение
Моббинг – реальная угроза благополучию сотрудников и серьезная преграда на пути к развитию компании. Поэтому игнорировать его не стоит ни руководителям, ни рядовым сотрудникам. Оперируя знаниями и советами из этой статьи, можно и нужно противостоять ему!
Что такое моббинг и как с ним бороться? 5 примеров и 14 рекомендаций
Почти в каждом коллективе случается, что кто-то вдруг становится неугодным и на него ополчаются все вокруг. Причем видимых причин для такого поведения коллег вроде и нет. Заканчивается такая ситуацию по-разному. В случае, если всё заканчивается увольнением, иногда говорит про сотрудника: «его съели».
Это и есть моббинг (от англ. mob — агрессивная толпа).
По оценкам экспертов, «жертвами офисного террора становятся от 5 до 20 процентов работников».
Схематично моббинг можно изобразить в виде двух сторон.
Как показывает история, на месте потерпевшей стороны может оказаться даже безупречный сотрудник. Это может быть также выдающийся ученый.
Последствия моббинга могут быть самыми неблагоприятными. Вплоть до ответной агрессии.
В 2016 году «в районе крупного мюнхенского торгового центра «Олимпия» в результате стрельбы, по последним данным, погибли девять человек, а также сам стрелявший, 27 были ранены. Стрелок, 18-летний немец иранского происхождения, застрелился, на теле юноши найдено одно огнестрельное ранение.
Полиция владеет информацией, что сверстники «травили» «мюнхенского стрелка».
Полиция владеет информацией, что сверстники «травили» «мюнхенского стрелка».
Кроме того, моббинг разрушает коллектив. А это губительно для конкурентоспособности и целей организации.
Поэтому важно знать, как противостоять этому явлению.
Такие плачевные результаты наблюдаются в том числе и по той причине, что в современных организациях пока еще не очень хорошо отлажен механизм противодействия моббингу и оказания помощи «жертве» моббинга».
Для выработки мер по противодействию моббингу мною использован ПЭС.
«Прогон» ситуаций моббинга через ПЭС, получены около 100 практических рекомендаций. Приведу некоторые из них.
1) Создать канал связи (горячую линию) для обращений, в том числе без подписи, своих сотрудников по текущим вопросам. Поступившую информацию оперативно проверять. Быть готовым, что она может не подтвердиться.
1) Избегать агрессивных коллег (сторона «Б») и возобновляет взаимодействие с отсрочкой во времени либо совсем прекращает личные отношения (жёсткий игнор). При этом ”А” идёт навстречу “Б”, если тот решил договориться.
2) Используя силу силу служебной необходимости, побудить сторону «Б» действовать надлежащим образом.
4) «А» вынуждает «Б» вести себя должным образом, фиксируя любым способом его конфликтное поведение.
5) «А» упреждает конфликтные действия «Б» и создает условия, при которых «Б» отказывается от первоначальных планов.
6) «А» относится к «Б» дифференцированно: уклоняется от вредного действия и возвращается, когда «Б» настроен положительно.
7) «А» временно блокирует конфликтный азимут «Б» и продолжает взаимодействие на бесконфликтном уровне.
8) «А» сообщает «Б» о том, что тот ведет себя неподобающим образом и предлагает скорректировать поведение, приводит аргументы, убеждает. Вызывает желание действовать по-другому. Предлагает варианты и ресурсы для решения проблемы, в том числе свою помощь.
9) Пауза в деловых отношениях, «выключение эмоций», занижение уровня ожиданий одобрения, похвалы, благодарности, когда «А» получает отрицательную связь от «Б», в отношении которого действует полезно.
10) Нулевая реакция «А» на конфликтное поведение «Б» (игнор, жесткий игнор), пауза, замедление с ответом. При этом “А” продолжает начатые действия.
11) Переключение «А» на отчуждаемые результаты «Б» вместо непосредственного общения.
Написал одну историю по теме, но она преобразовалась в самостоятельный пост. Теперь опубликую в историях из жизни.))
Такие плачевные результаты наблюдаются в том числе и по той причине, что в современных организациях пока еще не очень хорошо отлажен механизм противодействия моббингу и оказания помощи «жертве» моббинга
Как в детском саду, когда в случае чего «Марьалесеевна, меня обижают».
О влиянии конфликтов родителей на психическое здоровье детей
В период с 2012 по 2019 гг в США проводилось исследование среди семей среднего класса с детьми младшего и школьного возраста. Это исследование показало, что маленькие дети, ставшие свидетелями частых скандалов между родителями, намного чаще сталкиваются в подростковом возрасте с депрессией, тревогой и поведенческими проблемами.
К разрушительному поведению во время выяснения отношений относятся:
насмешки, оскорбления, угрозы развестись, бросание вещей, а также уход от прямой конфронтации.
Часто родители думают, что, уходя от прямой конфронтации или же «награждая» партнера трехдневным молчанием, они решают конфликт безболезненно для детей. Но в такие моменты дети, глядя на нас, учатся, как решать проблемы и конфликты, как управлять эмоциями.
Поведение родителей закладывает в ребенке общее представление об отношениях в паре. Если родители относятся друг к другу без уважения, дети будут считать такое поведение нормой и, возможно, будут позволять другим относиться к себе подобным образом.
Иногда споры выходят из-под контроля и родители произносят что-то сгоряча, что не собирались произносить, и оказывается, что дети это услышали.
— обсудить случившееся, объяснив ребенку в общих чертах причины разногласия (не «папа опять напился», а «вчера немного поругались в гостях»). Учитывайте поправку на возраст ребёнка.
— успокоить детей, заверив, что это всего лишь недопонимание и родители любят друг друга.
— убедиться, что дети уверены в сплоченности семьи, в том, что с конфликтом вы справитесь.
Самое важное для детей – хорошие отношения между родителями, даже если они в разводе. Стресс у ребенка от постоянных ссор сопоставим (или даже превышает!) со стрессом от расставания родителей.
О правильных конфликтах
Я вам опять спорную и неоднозначную тему принес.
С возрастом и опытом я начал как-то иначе смотреть на некоторые вещи. Отстраненным взглядом.
Появилось понимание простого факта: дерево надо судить по плодам его. А действие-по результатам.
Нас с детства учат, что ссориться-плохо, а жить в мире хорошо. Вворачивают при случае пословицу про худой мир и добрую ссору. Позвольте не согласиться.
Конфликт-это инструмент общения, понимаете? Он сам по себе не несет ни добра, ни зла. В неумелых руках, конечно, опасный и разрушительный, но. давайте поговорим о том, как с ним обращаться умело и извлекать из него пользу.
Мы, к счастью или несчастью- не строй одинаково запрограммированных андроидов. В любых отношениях, будь то формат «дружба», «начальник-подчиненный», «секс» или «родитель-ребенок»(а есть еще десятки менее интенсивных вроде «соседи» или «дальние родственники»), особенно на первых порах, возникают противоречия в понимании формата.
Приведу достаточно простой пример. Допустим, вы-симпатичная девушка. И ваш начальник считает, что ему ничто не мешает, проходя мимо, шлепнуть вас по заднице. А вы считаете, что так делать не стоит, и прекращать это нужно еще вчера.
И вот вы, как цивилизованный человек, открываете рот и человеческим голосом молвите ему свое мнение. А он вместо того, чтобы осознать, извиниться и перестать, изрекает что-то вроде: «Да ладно тебе, нашла из-за чего кипиш поднимать!»-и, в следующий раз проходя мимо, шлепает снова.
(Мой комментарий: так, к сожалению, часто бывает. Не только с начальниками. Речь, как вы понимаете, не только и не столько про шлепки девушек по заднице. На месте начальника вполне может быть сосед-любитель послушать блатняк на оглушительной громкости, ребенок, считающий, что стырить деньги у родителей и потратить их на свои развлечения-это нормально и естественно, дурная клиентка, думающая, что она права всегда, даже когда трехэтажным матом требует невозможного и довольно неприятного. У всех этих людей одна общая черта: они не понимают цивилизованного и однозначного объяснения своей неправоты и продолжают делать свои грязные дела даже после прямого и конкретного разговора).
Однако, стоит Вам сменить методы воздействия на более жесткие, и результат не заставляет себя ждать. Возможно, у вас есть муж-крупный и не очень дружелюбный к таким персонажам мужчина, который коротко и понятно, хоть и непечатно, напомнит начальнику правила приличия. То же самое в тех же выражениях могут сделать сотрудники полиции, ознакомившись с видеозаписью на скрытую вами камеру. На худой конец, можно, вооружившись ножницами с ближайшего стола, громко и отчетливо пообещать воткнуть их супостату, куда получится. Или просто наорать дурным голосом. И-о чудо!-начальник снова исповедует чисто рабочий формат отношений. И втихую мечтает уволить. Но очень втихую, поскольку понимает, что это может обернуться судебным иском с крайне неприятными перспективами.
Теперь давайте разберем подноготную вышеописанного процесса.
Очевидно, что проблема здесь не только и не столько в разном понимании формата взаимодействия, сколько в попытке навязать свой формат, игнорируя ваше недовольство, даже высказанное прямым текстом. Проще говоря, человек считает себя настолько главнее вас(применительно к начальнику-главнее закона). Соответственно, никакими цивилизованными способами это противоречие принципиально невозможно разрешить.
Для того, чтобы открыть человека к разговору, сначала нужно развеять его иллюзию главенства.
Поэтому первый шаг- «показать зубы». Без четкого понимания неприятностей, которые ему грозят в случае дальнейшего самодурства такой самодур будет оставаться самодуром.
Важно не перегнуть палку и не выходить за рамки правового поля(!), иначе вы дадите своему оппоненту лишний козырь в руки. Подавляющему большинству людей достаточно правильно пригрозить. Хотя не стоит забывать про отмороженное меньшинство, которым нужно объяснять более болезненно.
После первого шага ваш оппонент готов к переговорам на равных.
Чудесно. Самое время для второго шага-обсудить условия дальнейшего взаимодействия. Повторяю, на равных обсудить. Глупой ошибкой будет о чем-то униженно просить. На данном этапе вы уже не просите, а спокойно излагаете ультиматум:или так, или никак и расходимся подобру-поздорову(и, кстати, вы готовы разойтись подобру-поздорову). А вот так-не будет, иначе. (и вы готовы организовать ему это «иначе»).
Третий шаг-закрепление успеха. Не забывайте уже потом, через время после того, как ваш целебный конфликт пройдет, поддерживать какими-то мелкими знаками добра(улыбка вам в помощь, например. и что-нибудь другое, настолько же незначительное, но однозначно позитивное) правильное поведение недавнего оппонента и осаживать при первых признаках повторения неправильного.
Попахивает дрессировкой, на мой вкус. Кнут и пряник, строго по заветам Дурова.
Но такие личности, по-моему, ближе к животным, чем к людям, так что никаких противоречий не вижу.
Отличный совет.
Бизнес с родственницей
В марте этого года позвонила тетя, живёт и работает она в Москве, я же где родился там и пригодился. Предложила совместный бизнес в нашей малой родине по производству изделий из бетона. Я согласился, она все рассчитала, расходы 70% она, я 30%. Так как она работает в окологосударственной конторе и не может до выхода на пенсию открывать на свое имя юрлицо, а я же сам работаю в АО рядовым планктоном и поэтому открыл ООО на свое имя. Нашел нужное помещение, всю бухгалтерию и бумажную работу организовал, нашел работников, наладил поставки сырья и много чего по мелочи на месте. Она закупила все необходимое оборудование, я встретил и все подготовил. Она за время отпуска в апреле-мае должна была пройти обучение в Москве, но корона внесла свои корректировки и затянулось все дело до середины июня. Работа по всяким видеоурокам из ваших там интернетов ни мной ни ею не признавались. Раз уж делать, так грамотно и со знанием дела + соответствующим сертификатом. Приехала в конце июня, она обучила меня и работников за 2 недели, все изделия получаются хорошо по ГОСТу и производство наладилось. Так как в нашем городе дефицит производства, вплоть до того, что строительные компании закупают некоторые виды изделий с соседнего региона то первые клиенты физлица и юрлица сразу появились.
На горизонте замаячили первые нормальные денюжки. С прибыли первым делом закупали сырье, ЗП работникам, аренду помещения оплачивали. После всех этих расходов сумма нормальная оставалась. И тут то, как вы и догадываетесь начинаются проблемы с дележкой. Не знаю почему, но мы к сожалению ни разу не обговорили этот момент. Я надеялся на свои 30%, этого бы мне хватало за глаза. ЗП с конторы, где я работал + 30% с дела выходило бы +-100k. Я прекрасно понимаю, что идея тёти и основная статья расходов на ней, соответственно львиная доля прибыли ей должно уходить. Но после 1-го месяца работы и после того, как я привёл юрклиента с заказом на 1.1 млн. рублей оплатившего по договору 50% предоплаты мою любимая тётя даёт мне 5 т.р. я сразу спросил необходимо что-то купить или услуги нужны, на что получил ответ: «Это твоя зарплата за июль».
.
.
.
Как я окуел, видели бы вы моё лицо)) На мой скромный вопрос почему так мало ответила «Я настолько оценила твою работу». Начались долгие споры, т.к. я уважаю ее за тяжёлый жизненный путь и возраст говорил спокойно с аргументами и фактами, она же на эмоциях и с матами. Я ее уговаривал, что я все делал максимально прозрачно, что за ее спиной не мутил левых дел и т.д., чтобы она начала вот так себя вести со мной, но увы, в итого не смогли найти компромисс. В пылу эмоций она забыла, что по документам я единственный учредитель и только я контролирую все финансы (банк, отчётность, счета и многое другое). Озвучив сей факт я удалился. Через день как ни в чем не бывало. «Привет SamSar как дела у нас с договором поставки? Нужна ли какая помощь? Я был поражён ее актёрскому мастерству. Сделал вид, что все нормально и мы продолжили работу. Через неделю она уезжает домой. Вопрос с деньгами так и не решён. Вчера вечером написал ей сообщение с просьбой помириться и обговорить все как следует, чтобы в будущем избежать подобных ситуаций. Сообщение прочитано, ответа нет.
Впервые в жизни столкнулся с такой проблемой. Я вообще хз как дальше быть. Всегда общались прекрасно, всегда казалась адекватной и мудрой женщиной, а тут такое.
ПС. Пост сугубо выговориться. Кидайте тапки и советы (пожалуйста)
Моббинг
Моббинг – это одна из разновидностей направленного психологического насилия, травли, преследования, мотивом для которого является изгнание человека. Осуществляется группой против одного (коллективом против сотрудника, одноклассниками против учащегося, студентами против преподавателя, директорами против подчиненных и прочее). Моббинг в коллективе может проявляться в форме частых придирок или насмешливых замечаний, бойкота или дезинформации. Также сюда может относиться вред здоровью, порча личного имущества или кражи, доносы. Важным моментом для классификации подобных действий, как моббинга является их продолжительность. Направленная травля продолжается в течение нескольких недель, а порой и месяцев, имеет регулярные проявления, а со временем и увеличивающееся количество участников.
Что такое моббинг
Моббинг в коллективе является формой опосредованного увольнения сотрудника, доведение человека до увольнения посредством слухов, запугивания, вербального унижения или изоляции от коллектива. Все действия агрессоров не могут быть расценены, как однозначно противоправные, постоянное их воздействие способно нанести вред психическому и соматическому состоянию жертвы. Увольнение происходит вследствие глубокой психологической травмы, когда психические ресурсы личности окончательно истощены неравной борьбой и единственным выходом из насильственной ситуации является уход.
Примеры моббинга могут напоминать буллинг, однако данные понятия, не смотря на схожесть, имеют одно ключевое отличие – при моббинге руководство активно участвует в процессе террора, является его организатором или игнорирует, несмотря на осведомленность в проблематике. При буллинге конфликт происходит на равном уровне, без вовлечения вышестоящих, при этом отношения чаще выясняются в межличностном взаимодействии или с вовлечением минимального числа людей.
Жертва моббинга не может получить помощь, защиту или даже поддержку, поскольку руководство, если и не явно, то негласно вовлечено в процесс травли. Открытый и самый яркий моббинг может проявляться в порче имущества сотрудника, перемещении и краже его вещей, вербальных оскорблениях, предоставлении заранее ложной информации, очернении репутации и прочих моментах.
Моббинг может проходить в латентной форме, кода вместо активных нападок применятся тактика невмешательства и изоляции – в итоге человек ощущает невозможность работать. Например, когда от человека утаивается или не вовремя сообщается важная информация (например, что командировка планируется сегодня вечером или совещание уже началось). Также латентная травля может проявляться в минимизации общения, что отлично от бойкота, при котором с человеком явно не разговаривают и это носит какую-то цель. При ограничении общения поддерживается видимость взаимодействия, при этом все разговоры кратки, по делу, отсутствуют вопросы о здоровье, при наличии очевидных признаков недомогания (повышенное давление, потеря ориентации). Со стороны начальства проявляется в отсутствии достойной оценки труда, поручении невыполнимых дел, игнорировании инициативы и прочих моментах, не только препятствующих повышению, но способных спровоцировать снижение или увольнение.
Последствия моббинга крайне разрушительны, а многими учеными он рассматривается наряду с изнасилованием, убийством и доведением до суицида. Большой процент самоубийств осуществляется вследствие нанесенных психотравм в процессе моббинга, а также многие случаи беспричинного агрессивного поведения зарегистрированы от тех личностей, кто подвергался психологическому насилию.
Жертва моббинга, в зависимости от изначальной устойчивости психики и длительности воздействия может получить целый комплекс нарушений. В наиболее легких случаях наблюдаются нарушения мнестической сферы, страдает внимание, возможна бессонница или кошмары. При серьезной степени истощения последствия могут приобретать форму нервных срывов, глубоких клинических депрессий, панических состояний, развития психопатологий и инфарктов. Активизируется психосоматика, основной целью которой является максимальное отсутствие на рабочем месте, чтобы избежать насилия.
Обычно, в коллективе, где практикуется моббинг, пострадавшего делают виноватым, недостойным. Но не только для жертвы наступают негативные последствия – уровень производительности всего коллектива значительно снижается, поскольку большая доля энергии затрачивается на издевательства. Рушатся семейные связи у всех участников травли, поскольку подобное поведение начинает входить в привычку и переносится с рабочей обстановки на родных.
Причины моббинга
Возникновение моббинга может быть обусловлено внешними факторами или внутриличностными особенностями участников процесса. Довольно часто скрытой причиной выступает стремление уволить сотрудника, когда сделать это, используя юридические нормы невозможно. В таких ситуациях процесс травли может стимулироваться руководством, чтобы добиться от человека добровольного увольнения.
Следующей по частоте встречаемости идет негласная внутренняя иерархия, когда сотрудники, работающие длительное время в компании считают свои долгом поучать вновь прибывших. Обычно в данных коллективах наблюдается текучка кадров, при том, что основной костяк остается в полном составе. Внутренними причинами может быть страх конкуренции, нетерпимость к новшествам или желание руководить вновь прибывшими сотрудниками. Близко граничит с данной причиной желание сохранить свое место и авторитет путем принижения других. Такие сотрудники не стремятся повышать собственный профессиональный уровень, а вся их деятельность направлена на придирки и дискредитацию остальных.
Желание повысить собственную значимость и утвердиться толкает многих людей на унижение и оскорбление других. Проявляться это может как за счет подчиненных, так и коллег, равных по должности. Данное поведение мотивировано психологическими травмами, комплексами, отсутствием умения добиваться уважения работой и развивать свой профессионализм. Итогом может быть не только унижение и последующий уход сотрудников, подвергающихся нападению, но и потеря авторитета и уважения у самого агрессора.
Личностные особенности человека не могут гарантировать отсутствие моббинга в его сторону, не существует критериев тех, кто точно не может подвергаться нападкам, но вместе с тем выделено поведение, которое способствует вспышкам психологического насилия. Безусловно, способствует выделение среди коллектива, и чем выше степень непохожести, тем вероятнее моббинг. Если человек не придерживается привычек коллектива, спорит с устоявшимся порядком, подвергает сомнению авторитет начальства, берет негативное внимание, нарушает нормы, считающихся общечеловеческими (вежливость, толерантность, совестливость, моральность и прочее).
Виктимность (поведение жертвы) может спровоцировать моббинг в самом дружном и поддерживающем коллективе. Обычно жертва сама своим поведением провоцирует агрессию, проявляя слабость, жалобность, постоянно жалуясь или ожидая удара. Такое состояние является следствием психотравмы, возможно физического насилия в семье или буллинга в школьном возрасте.
Структура организации сама по себе может способствовать или предотвращать моббинг, путем снижения уровня напряженности или повышения тревожности. Изначальное присутствие неравенства прав и обязанностей, неясности основной цели и политики корпорации, равных зарплат при неравномерно распределенной нагрузке, отсутствие должностных инструкций и прочих моментов, которые призваны стабилизировать и упорядочить работу нарушает психологическое равновесие. Эмоциональное состояние коллектива можно сравнить с пороховой бочкой и малейшая искра (новый сотрудник, очередное задание, родственные привилегии и прочее) может спровоцировать не только единичный акт противостояния несправедливости, но и агрессивное поведение, как стиль взаимодействия.
В коллективах подобной структуры быстро развивается зависть, (к заработной плате, возрасту сотрудника, инициативности или даже новым туфлям). Того, кто хоть как-то выделяется, начинают травить, причем попытки обсудить это приводят к требованиям стать, как все, что заведомо невыполнимо. Расовая принадлежность, уровень интеллекта, чувство юмора, культура общения, профессиональный потенциал – качества вызывающие восхищение, но и деструктивное поведение коллег.
Моббинг на работе
Моббинг является той формой насилия, про которую, чаще всего, говорят относительно рабочих коллективов. Термин не применим к эмоциональной агрессии внутри семьи или среди незнакомых людей, поскольку изначально подразумевает рабочие отношения и включенность (явную или опосредованную) руководства, как власти, которая не способствует устранению ситуации.
Обычно жертвами становятся новые сотрудники, привлекающие много внимания и не выполняющие правила коллектива. В некоторых вариантах можно спутать моббинг с процессом адаптации, когда естественны моменты указания человеку на ошибки и острая реакция на его критические замечания, поскольку авторитет еще не заслужен. Адаптационный период может занимать длительность до месяца, если конфликты и напряженность в отношениях возрастает, а те, кто изначально вел себя нейтрально, занимают чью-то сторону, то можно говорить о моббинге.
Примеры моббинга касаются не только вновь прибывших сотрудников, отношения могут меняться внутри устоявшегося коллектива при кадровых перестановках, в кризисные моменты, при открытии интересных вакансий или необходимости замещения руководителя. Также возникать травля среди сплоченного коллектива может в результате изменений. Например, изменение социального статуса (не важно, замужество или развод), профессиональное развитие (окончание дополнительных курсов, проявление самостоятельности и инициативы) и прочие моменты, благодаря которым человек начинает выделяться.
Основная ответственность за возникновение или отсутствие травли лежит на руководителе, который должен обеспечивать необходимую психологическую атмосферу, а также вовремя пресекать подобные инциденты. Не допустить развития можно увольнением нападающего (если объективных причин для его агрессии нет) или жертвы (если присутствует факт провокации или объективности претензий нападающего). Но невозможно исключить моббинг там, где сам руководитель практикует унизительное отношение к сотрудникам, их игнорирование или поощрение издевательств ради увеселения.
Рабочая среда является отражением внутренней культуры и умения общаться, климат в коллективе свидетельствует о психологической благополучности. Именно поэтому банальный дефицит навыков построения коммуникации может привести к всеобщей озлобленности, точно так же как низкий уровень внутренней культуры оставляет человеку только один способ улаживания разногласий – конфликт. В здоровом и стабильном окружении человек с последствиями стресса может нормализировать состояние своей психики, тот, у кого недостаточно практики в общении может научиться взаимодействию, боящийся насмешек развить уверенность. Точно так же, как и тот, кто упорно сопротивляется собственным изменениям, со временем вызовет негатив у людей с любым уровнем толерантности.
Моббинг в школе
Моббинг в школе более редкое явление, обычно для детских коллективов характерен буллинг, когда один ребенок издевается над другим (отношения выясняются на уровне двух личностей). При моббинге происходит групповая травля, при этом роли жертвы и мобберов могут быть распределены по-разному. Группа учеников может преследовать своего одноклассника, учащегося другого класса или школы, а также учителя. Точно также группа учителей может унижать весь класс или одного ученика или же своего коллегу. Стоит отметить, что наиболее частый вариант, когда группа детей терроризирует своего одноклассника, а учителя, замечая происходящее, не вмешиваются в процесс.
Примеров издевательства выделено около пятидесяти наименований, и характерно распределение в зависимости от пола. Так, парни чаще выбирают физические способы воздействия – пинки, подножки или же избиение. Для девочек характерен выбор психологических аспектов насилия – сплетни, клевета, изоляция, бойкот, сарказм. Использование угроз, оскорблений, насмешек упреков присуще в равной степени. Особо популярен кибермоббинг, что делает практически невозможным процесс выявления агрессора. Часты случаи, когда жертву специально доводят до нервного срыва, а видео выкладывают в сеть или же создают массу фотомонтажей и постов, цель которых унизить.
Отсутствие реакции со стороны педагогического состава на происходящее объясняется нежеланием вмешиваться (факта нанесения физического ущерба нет, а замечания, пусть и в некорректной форме, имеют отношение к реальности). Кроме того, большинство учителей сами порой провоцируют моббинг или ведут себя, как тираны по отношению к классу, чем подкрепляют негативную стратегию поведения. Для многих в силу собственных личностных особенностей моббинг не представляет что-то выходящее за нормы. Такое отношение руководства и учителей, как старших приводит к повсеместному распространению моббинга.
Школьное проявление насилия в итоге формирует взрослых личностей с психическими отклонениями, где моббер с высокой вероятностью оказывается преступником, а жертва постоянным клиентом психотерапевта в лучшем случае, в худшем социально-неадаптированной личностью. И если при травле во взрослом коллективе присутствует необходимость прекращения дальнейших издевательств, то в школе потребуется профилактика среди всех классов, а также психологическая помощь. Важно помнить, что многие советы, которые будут актуальны для взрослых (например, не реагировать на провокации) совершенно бесполезны среди детей. Им необходимо не проявлять стойкость, а включаться в активную борьбу, например, подружиться с кем-то из группы обидчика, найти сильного союзника или решить все в индивидуальном порядке с лидером группы преследователей.
В попытках урегулирования ситуации важно следить за состоянием ребенка и рассматривать вопрос о переводе в другую школу, пока преследование и издевательства не нанесли глубокую психотравму.
Как противостоять моббингу
Развитие моббинга имеет несколько фаз, в зависимости от которых будут различать способы противостояния, борьбы или профилактики. Профилактика моббинга включает обеспечение спокойного рабочего микроклимата и своевременного решения конфликтных ситуаций. Необходимо постоянное совершенствование навыков управления у руководства, рациональное и оптимизированное распределение нагрузки. Все, что касается облегчения труда, составления норм и четкость в требованиях способствует сохранению взаимоотношений и позитивного эмоционального настроя.
Необходимо исключение, вплоть до штрафов и увольнений, случаев родственных и любовных связей, распространения сплетен и шантажа. Так, в некоторых странах запрет моббинга оговаривается трудовым договором и предполагает материальную компенсацию. Формирование правильной корпоративной культуры поможет избежать непринятия новшеств и отличий между людьми. В противном случае начинает формироваться агрессивный стиль общения, как способ сбросить напряжение и поиск жертвы для отработки негативных эмоций.
Именно на этой первой фазе, когда кто-то один становится местом спуска негативных эмоций коллектива и начинаются нарушения в психике человека, еще незначительные, приводящие к эмоциональной нестабильности. Чтобы не стать мишенью, старайтесь проявлять участие к людям и включать обаяние, а также не позволяйте себе психологического террора. Чем меньше людей будет себе позволять подобное поведение, тем меньше оно будет приветствоваться, и будет недопустимо по отношению к вам. На этой стадии лучше сохранять со всеми деловую дистанцию, даже если с начальством у вас многолетняя дружба, то оставить ее необходимо за пределами и не афишировать. В случае, когда к вам начались придирки, необходимо реагировать максимально спокойно и на объективном уровне выяснить цель претензий. В этой стадии моббинга это еще возможно.
Когда действия моббера не пресекаются на начальной стадии, нападки приобретают стабильный повторяющийся характер, то в этой ситуации жертва сталкивается с постоянным чувством затравленности и возникающими проблемами со здоровьем. Все еще оптимально абстрагироваться от ситуации, пытаться выяснять причины недовольства. Важным моментом является добросовестное выполнение работы, вместо отвлечения на выяснение отношений, тогда при апелляции к начальству в вашу сторону не возникнет претензий. Если не получается самостоятельно урегулировать конфликт, то следует обратиться к штатному психологу, в отдел персонала или к руководителю, если предыдущие должности отсутствуют.
Следующей стадией становится изоляция сотрудника от всего коллектива, он не получает отзывов о своей работе и лишен неформального общения. Психика подобное состояние воспринимает, как непосредственную угрозу жизни и тратит колоссальные объемы энергии на поддержание трудоспособности. В этот период развиваются заболевания соматического и психиатрического спектра, появляются суицидальные попытки и частые пропуски работы по состоянию здоровья. Если ситуация достигла таких оборотов и все предыдущие действия не помогли, то можно обратиться в суд для решения спора. Скорее всего, дело закончится увольнением (нельзя заранее определить чьим) и выплатой компенсации.
Окончательная фаза моббинга, если ситуация не разрешается – увольнение. В оптимистичном варианте, личность смогла сохранить психическое и физическое здоровье, вовремя осознала негативное воздействие и уволилась или нашла новое место работы. В худшем варианте увольнение происходит вследствие наступившей профнепригодности.
Важно уметь нащупать грань, когда ситуация становится для человека непереносимой и начинает наносить вред здоровью. Вовремя уйти из коллектива, где невозможно воздействовать на моббера – это залог сохранения здоровья, но и возможность для карьерного роста там, где никто не будет препятствовать развитию.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»