мнл что это такое
Мнл что это такое
Лицензирование ПО – это очень тонкая и многогранная тема, и с защитой информации она связана как правило в разрезе защиты ПО от несанкционированного копирования, использования и распространения.
Одно из решений этой задачи предложено в разделе «Решения» на сайте www.okbsapr.ru, здесь же речь пойдет о решении задачи защищенного распространения лицензий.
Решение предназначено для тех, кто уже сделал выбор в пользу лицензирования с предоставлением пользователю ПО ключевой информации, необходимой для установки или активации ПО.
В этом случае с точки зрения продавца и покупателя могут возникать сложности и сомнения следующего рода.
В общем случае для получения лицензии этого вида требуется предоставление уникальных идентификационных признаков рабочих станций (UID ОС компьютера или ВМ).
Самые распространенные трудности, связанные с этим процессом можно обобщить следующим образом:
1. организация может отказаться разглашать UID рабочих станций;
2. количество компьютеров, для которых необходима лицензия, может оказаться значительным, что увеличит время сбора необходимой информации;
3. при использовании технологии «золотого образа» в инфраструктурах виртуализации UID’ы ОС непостоянны.
На практике время сбора данных для лицензий может варьироваться от нескольких минут до нескольких дней.
Так, для исключения необходимости разглашать UID’ы, ОКБ САПР создана специальная утилита сбора лицензионных данных, которая формирует производные данные, не передавая в ОКБ САПР сами UID’ы. Для случая с «золотыми образами» сформирована инструкция, состоящая, вкратце, в том, чтобы задать диапазон UID’ов, из которого будет выбираться один произвольный при создании ВМ, и получить лицензионные ключи на весь диапазон. Все эти проблемы решаемы, но для каждой из них вырабатывается отдельное решение, и сочетание проблем требует сочетания решений, что еще больше запутывает процесс.
Кроме того, необходимость в получении лицензий может возникнуть внезапно, даже в выходной день. Конечно, в таких случаях можно найти (и находятся) возможные способы выхода из ситуации, однако не всегда результат достигается с желаемой скоростью.
Для решения большинства возможных сложностей, связанных с получением лицензий, разработан ПАК «Мобильный носитель лицензий» (МНЛ). ПАК «МНЛ» предназначен для распространения лицензий на лицензируемые изделия и состоит из:
На устройстве МНЛ хранятся данные для генерации лицензий и счетчик доступных пользователю лицензий. Для генерации лицензии пользователь сам вводит запрашиваемые данные и указывает место сохранения файла лицензии. При необходимости файл лицензии может быть сгенерирован для удаленной рабочей станции. После генерации лицензии количество доступных лицензий снижается на единицу.
Стоит отметить, что ПАК «МНЛ» упрощает процесс получения лицензии за счет оптимизации процесса взаимодействия покупателя ПО с его продавцом, однако внедрение ПАК «МНЛ» косвенно положительно влияет и на скорость выполнения внутренних процессов, не нарушая их, так как никакой внутренней информации предоставлять никому не нужно: покупатель приобретает желаемое количество носителей и периодически запрашивает пополнение счетчика лицензий на тот или иной продукт по мере их расходования.
Важным обстоятельством является возможность передачи количества доступных лицензий с одного устройства на другое. Если возникнет необходимость контролировать расходование лицензионных ключей иерархически, пополнения счетчика могут запрашиваться на МНЛ головного подразделения организации – покупателя, а затем «раздаваться» на МНЛы других отделений.
Эта же функциональность заметно упрощает работу через фирмы-посредники. Дистрибьютор (или системный интегратор) пополняет счетчик лицензий на общее число планируемых к реализации лицензий, а далее по мере формирования конкретных заказов, организует их распределение по МНЛ, которые будут входить в состав поставки покупателю, ведь одной организации будет достаточно одного МНЛ на всю поставку, а другой будет удобнее получить несколько – по числу территориальных подразделений, например.
Для организации более сложных схем работы с лицензионными ключами, предполагающими отзыв лицензий, например, в ОКБ САПР имеется проект сервера лицензий, адаптируемый под потребности систем конкретных Заказчиков.
Таким образом, информация о компьютерной системе не покидает пределов эксплуатирующей ПО организации, и согласование возможности выдачи информации о РС, равно как и сам сбор информации о РС, не требуется. Это значительно (в ряде случае в несколько раз) уменьшает временные затраты на получение лицензий.
При условии применения ПАК «МНЛ» лицензия может быть сгенерирована самим пользователем в любое удобное время. Процедура проста и занимает минимум времени.
Если доступное количество номеров лицензий на устройстве из состава ПАК «МНЛ» закончилось, пользователю по запросу отправляется только один файл, содержащий необходимое количество номеров лицензий. В случае если необходимость получения лицензии является срочной, но нет возможности получения нового набора номеров лицензий от производителя СЗИ, список номеров лицензий может быть экспортирован с другого МНЛ администратором устройства, а затем – импортирован пользователем или администратором в необходимый МНЛ. Или можно поступить иначе – сгенерировав лицензию для удаленной РС с помощью ПАК «МНЛ», на котором не закончились доступные номера лицензий.
Все особенности этапа получения лицензий до применения ПАК «МНЛ» и с применением ПАК «МНЛ» представлены на рисунке.
Как видно из приведенного описания, использование ПАК «МНЛ» значительно упрощает процесс получения лицензий на СЗИ, уменьшая объем затрачиваемых на выполнение процесса временных ресурсов и количество взаимодействующих при этом лиц. Это особенно ценно в случаях, когда лицензия на СЗИ требуется срочно или в конце рабочей недели.
При этом использование ПАК «МНЛ» не требует изменения установленных в организациях порядков выполнения внутренних процессов или выдачи сторонним организациям информации о компьютерных системах, использующих приобретаемое ПО.
Биполярное расстройство — что это такое простыми словами, симптомы у женщин, мужчин, лечение
Биполярное аффективное расстройство (БАР) — это серьезное нарушение, которому подвержены представители обоих полов. Прежде такую патологию называли другим термином (маниакально-депрессивный психоз). БАР входит в число психических заболеваний, протекающих со сложной симптоматикой.
Развитие биполярного расстройства приводит к значительному снижению качества жизни. Человек, страдающий таким заболеванием, не способен поддерживать нормальные отношения с окружающими, полноценно выполнять свои профессиональные и другие обязанности.
Характеристика биполярного расстройства
Биполярное аффективное расстройство принято относить к эндогенным заболеваниям психики — таким, которые преимущественно обусловлены внутренними факторами. Патология развивается при возникновении дисбаланса нейромедиаторов головного мозга.
БАР проявляется в виде регулярных перепадов настроения, развития неконтролируемой угнетенности, подавленности. Характерно, что пациенты не способны объективно расценивать свое состояние и воздействовать на него усилием воли.
В основном, биполярному расстройству подвержены пациенты молодого возраста (20-30 лет). Возникнув однажды, патология остается с человеком на протяжении всей его жизни.
Достаточно часто БАР остается невыявленным, так как больной не обращается в медицинское учреждение. Также присутствует вероятность неправильной постановки диагноза. Это связано с большим многообразием вариантов болезни.
БАР принадлежит к числу патологий, протекающих с периодическими обострениями, склонных принимать хроническую форму. Несмотря на все сложности, заболевание не является приговором, поскольку поддается эффективному контролю при помощи медикаментов.
Что провоцирует развитие патологии
Точные причины возникновения биполярного расстройства остаются невыясненными. Современные психиатры называют несколько факторов, способных спровоцировать развитие БАР:
Во многих случаях развитие болезни обусловлено не одним из перечисленных факторов, а их совокупностью. Выделяют категорию людей, которые больше других подвержены появлению БАР — меланхолики, личности с повышенным уровнем тревожности, эмоционально неустойчивые лица.
Для биполярного расстройства характерны повторяющиеся эпизоды (фазы) мании и депрессии. Каждая из них длится в течение 3-7 месяцев (иногда, 1 или 2 лет). У многих пациентов депрессивная фаза продолжается дольше.
К симптомам, сопровождающим биполярное аффективное расстройство, принадлежат следующие проявления:
Для каждой фазы характерно нежелание признавать наличие болезни. Между эпизодами присутствуют большие промежутки (от 3 до 5-7 лет). В этот период, именуемый интермиссией, проявления биполярного расстройства отсутствуют. Психика восстанавливается, пациент может вернуться к нормальному образу жизни. Многие начинают плодотворно работать, заниматься семьей и воспитанием детей, приносить пользу обществу.
У некоторых больных интермиссия становится достаточно краткой. После недолгого перерыва такие люди вновь впадают в болезненное состояние. Иногда маниакальная и депрессивная фазы наблюдаются постоянно. В таких случаях они наступают без периодов ремиссии.
Особенности протекания у женщин и мужчин
Как уже было сказано выше, для БАР характерно чередование маниакальных и депрессивных эпизодов, присутствующее у пациентов каждого из полов. Согласно статистике, у мужчин заболевание проявляется раньше. Преимущественно первой развивается маниакальная фаза.
Для женщин типично более позднее возникновение симптомов патологии. Как правило, болезнь начинается с депрессии. В дальнейшем такая особенность БАР закрепляется — у мужчин доминируют маниакальные эпизоды, у представительниц слабого пола — депрессивные.
Появление симптоматики биополярного расстройства у женщин часто происходит в период гормональной перестройки, во время месячных, после родов. Нередко ее обострение связывается с наступлением климактерического возраста.
У представителей обоих полов БАР может вызывать осложнения, представляющие угрозу для жизни. Наиболее опасными становятся суицидальные намерения, сопровождающиеся реальными попытками самоубийства.
Согласно статистическим данным, биполярное расстройство часто провоцирует развитие алкоголизма. Гораздо больше зависимости от спиртного подвержены женщины (фиксируется в семь раз чаще, чем у мужчин).
Диагностика и лечение
При подозрении на биполярное расстройство требуется обследование у врача-психиатра, применяющем при проведении диагностики сложные методы. Также берутся во внимание клинические признаки, наличие которые указывает на БАР. Таковыми могут стать органические патологии ЦНС (опухоли, полученные в прошлом травмы, перенесенные операции на головном мозге), заболевания эндокринной системы, зависимость от психоактивных веществ. Кроме этого, учитывается способность или неспособность больного подвергать самокритике состояния, перенесенные в период ремиссии.
Обязательна дифференциальная диагностика. Ее проведение позволяет обнаружить принципиальные отличия болезни от шизофрении, рекуррентной депрессии, личностных расстройств, деменции, различного рода зависимостей.
Лечение БАР состоит из трех основных этапов:
При биполярном расстройстве предусмотрено применение специальных медикаментов (антидепрессантов, нейролептиков, транквилизаторов, противосудорожных средств). Как правило, поддерживающая терапия назначается пожизненно. При достижении стойкой ремиссии некоторые препараты могут отменяться.
Кроме медикаментозного лечения, проводятся психотерапевтические мероприятия, задействуется фототерапия. Грамотно организованный лечебный курс способствует продолжительным интермиссиям, облегчает социальную адаптацию пациентов.
Мнл что это такое
Организация ТОВАРИЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ МНЛ из г Москва по которой в сервисе Выписка Налог можно получить выписку с эцп или проверить организацию на надежность и платежеспособность, имеет реквизиты для проверки в нашей базе фирм ИНН 7701030630, ОГРН 1097760246891 и официальный офис компании находится по адресу 107078, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА БАСМАННАЯ Н., 4-6, КОМН.340. Так же можно узнать данные о регистрации в налоговой инспекции и дату создания компании, сведения о постановке в ПФР и ФСС, прибыль организации и бухгалтерский баланс МНЛ по данным Росстата, аффилированные лица ТОО, ФИО директора и учредителей и их участия в управлении сторонними компаниями, реквизиты фирмы, фактический адрес местонахождения учредителя, основной вид деятельности и дополнительные коды ОКВЭД. С данными для проверки организации по ИНН и информации о МНЛ можно ознакомиться ниже или сразу заказать платную выписку в форме документа pdf с электронной подписью на вашу почту.
Надежность
Организация МНЛ с ИНН 7701030630 ОГРН 1097760246891 в г Москва имеет статус в реестре: Ликвидирована и эти данные компании актуальны на 2020-03-12. Фирма с ИНН 7701030630 зарегистрированная в налоговой 1970-01-01 имеет НИЗКУЮ надежность и стабильность и ВЫСОКИЙ риск закрытия и/или банкротства. Это основано на текущем рабочем статусе организации и возрасте работы, статусах участников в управлении компании, финансовой отчетности фирмы, должной осмотрительности (ДО), среднесписочном составе и выполненных проверках налоговых органов, судебных делах и актуальных данных ФСПП. Данные для проверки компании на ее надежность и информацию о МНЛ можно заказав платную выписку в формате файла pdf с электронной подписью на вашу почту.
Выручка
Проверки
Данные о налоговых проверках и других контрольных мероприятиях налогового органа г Москва: выездной проверке, камеральной и встречной проверках по организации МНЛ можно узнать в платном формате выписки в сервисе Выписка Налог. Информацию по другим принятым мерам для налогового мониторинга и контроля налоговой, проводимыми инспекторами и проверяющими государственных служб по фирме, имеющей ИНН 7701030630 и действующий ОГРН 1097760246891 возможна при обращении в онлайн поддержку нашего сервиса.
Контакты
Актуальные контакты организации МНЛ, кроме адреса официального адреса регистрации компании 107078, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА БАСМАННАЯ Н., 4-6, КОМН.340 не предоставляет. Такие данные, как телефонов офиса, рабочий email и web-сайт компании, реальное расположение офиса организации мы сможем сформировать в платной версии отчета сервиса Выписка Налог в заверенном цифровой подписью формате, на электронную почту заказа выписки.
Генеральный директор
Информацию по судебным разбирательствам по месту нахождения организации и имеющей ИНН 7701030630 и номер ОГРН 1097760246891 в регионе регулирующих органов судебной и исполнительной власти г Москва возможно получить только в платной версии базы реестра организаций с предоставлением электронной выписки на почту заказчика.
Отзывы
Отзывы о компании можно найти в поиске Яндекс и Google по запросам: МНЛ отзывы, отзывы сотрудников МНЛ и на таких сайтах как 2Gis, Zoon (Зун) Отзовик com и про, Правда сотрудников и других проектах про отзывы на организацию. Пополнение реестра Юридические лица в базе Выписка Налог будет позднее в 2021 году. Вы можете оставить свой отзыв компании и он будет отображаться в карточке организации, влияя на рейтинг ее стабильности и надежности.
Реквизиты
Для удобства использования нашего сервиса Выписка Налог в бизнес процессах компаний, мы предоставляем данные организации МНЛ в виде реквизитов компании в удобном формате вставки в документы при заключении договоров и проверки контрагентов. Формат ниже содержит основные сведения об организации, банковские реквизиты и актуальные данные по фактическому адресу просим уточнять у компаний при заключений сделок.
Что такое NFT-токены. И при чем тут Бэнкси
Что такое NFT
Каждая запись в блокчейне называется токеном. Однако в открытом блокчейне все токены равны друг другу и взаимозаменяемы. Это означает, что один токен можно заменить другим таким же токеном и ничего не изменится. Но технология Non Fungible Token (NFT) работает по-другому. Каждый невзаимозаменяемый токен является уникальным и его нельзя подделать, разделить или незаметно заменить. Такая организация идеально подходит для того, чтобы закрепить свои права на какой-либо уникальный объект, будь то произведение искусства в единственном экземпляре, предмет в компьютерной игре или даже недвижимость.
Технология NFT была создана в 2017 году на основе смарт-контрактов Ethereum. По информации аналитического сервиса Nonfungible, за время существования NFT было продано 5,35 млн токенов.
Где используют NFT
Также невзаимозаменяемые токены используют в игровой индустрии для подтверждения владения виртуальными активами, при регистрации доменных имен, а также в сфере недвижимости.
Как начать работать с NFT
Художники, желающие токенизировать свою работу, могут сделать это на площадках Rarible или OpenSea. Там же можно купить свой первый токен, привязанный к работе другого автора. Примечательно, что OpenSea создает NFT-токен только тогда, когда на него уже нашелся покупатель. Это избавляет автора от дополнительных расходов в виде комиссии в сети Ethereum. Rarible же создает NFT-токен сразу при загрузке работы и взимает комиссию с ее автора.
Перспективы невзаимозаменяемых токенов
NFT могут произвести революцию в сфере контроля авторских прав, считает CEO Xena Financial Systems Антон Кравченко. По его мнению, с помощью токенов радиостанции станет проще получать права на трансляцию музыкальных треков, а стриминговым сервисам — покупать права на показ фильмов и сериалов.
«Сейчас рынок прав на показы и на вещание не очень эффективный, есть какое-то количество «трения», издержек при передаче прав, перепродажа чаще всего вообще невозможна. Все это можно изменить с помощью NFT, но на развитие может потребоваться около 10 лет», — отметил Кравченко.
Операции с токенами очевидно дешевле, проще и быстрее, чем операции с реальными объектами, с которым они привязаны, подчеркнул руководитель финтех-компании Exantech Денис Восквицов. По его словам, площадки по созданию и продаже NFT-токенов только начали развиваться.
2021 год станет мощным прорывом для нового тренда, считает директор Binance в России и СНГ Глеб Костарев. Он напомнил о предположении аналитика Messari Research Мейсона Нистрома, что в текущем году рыночная капитализация NFT может увеличиться в 3-4 раза по сравнению с 2020 годом.
Что такое метавселенная и когда она появится
Технологические корпорации считают, что интернет в его нынешнем виде станет неактуальным уже в обозримом будущем. На его место придет метавселенная — глобальное виртуальное пространство, в котором можно будет жить, работать, встречаться с друзьями и заниматься всеми прочими повседневными делами.
В идеале это что-то вроде мира «Матрицы» или, если подобрать менее депрессивный пример, «Оазиса» из «Первому игроку приготовиться». Но возможны и более приземленные варианты вроде уже существующих экосистем. Отдельные компании делают на метавселенные большую ставку: взять тот же бывший холдинг Facebook, который недавно переименовался в Meta.
В этой статье расскажу, как будет работать метавселенная, зачем она нужна и насколько реально ее появление в ближайшие годы.
Курс о больших делах
Что такое метавселенная
Обратимся к литературным истокам. Слово metaverse придумал фантаст Нил Стивенсон для своего киберпанк-романа «Лавина» (Snow Run) — там так называлась трехмерная виртуальная реальность, охватившая весь мир. В ней люди работали и проводили свободное время: главный герой, например, в реальной жизни был простым разносчиком пиццы. Зато в метавселенной — крутым ниндзя-хакером.
Этот роман популяризировал слово «аватар» и сам феномен глобальных виртуальных миров. И хотя будущее у Стивенсона описано как антиутопия, идея эдакой «второй жизни» в компьютерном пространстве с тех пор захватила ученых, программистов и писателей.
Какого-то общего определения у метавселенной пока нет. Венчурный инвестор Мэттью Болл, автор объемного эссе об этом феномене, определяет его как «обширную сеть постоянных, визуализируемых в реальном времени трехмерных миров и симуляций, которые поддерживают непрерывность идентичности, объектов, истории, платежей и прав и могут быть испытаны синхронно практически неограниченным числом пользователей, каждый из которых обладает индивидуальным ощущением присутствия».
На сайте Meta определение звучит полегче: «Набор виртуальных пространств, которые вы можете создавать и исследовать вместе с другими людьми, находящимися не в том же физическом пространстве, что и вы».
Тим Суини, глава компании Epic Games, определяет метавселенную как « что-то вроде онлайн игровой площадки, где вы можете в один момент развлекаться с друзьями в Fortnite, а в следующий — смотреть вместе Netflix». Но проще всех выразился Марк Цукерберг, создатель Facebook. Он говорит, что метавселенная — это «объемный интернет».
Действительно, играть в Fortnite с друзьями или смотреть вместе фильм мы можем и сейчас. Принципиальное отличие метавселенной в том, что все игры, приложения и прочие виртуальные «миры» находятся в едином пространстве. Вы, прямо как в «Первому игроку приготовиться», надеваете VR-шлем и отправляетесь в огромную симуляцию, где можно не только развлекаться, но и, скажем, ходить в магазины, учиться или работать в офисе.
Тот же Мэттью Болл назвал 7 основных принципов метавселенной. Она должна:
Зачем нужна метавселенная
Мобильный интернет изменил отношение людей к сети: она стала доступна в любой момент и в любом месте. Метавселенная кажется следующим логичным шагом в развитии интернета.
Как говорит Цукерберг, прелесть метавселенной не в том, что люди начнут активнее взаимодействовать с интернетом — многие и сегодня проводят в сети большую часть времени. Но само взаимодействие станет более органичным. В том смысле, что люди больше не будут смотреть на плоские маленькие экраны — виртуальное пространство станет объемным и осязаемым. Как и люди, с которыми вы общаетесь по сети.
Глава Meta приводит следующий пример возможного использования метавселенной. Например, в своих очках дополненной реальности вы идете в настоящую кофейню, садитесь, берете свой напиток. Один взмах руки — и перед вами оказываются рабочие мониторы, любого размера и в любом количестве. Если хотите, можете даже позвать коллегу, находящегося на другом конце света, и он с помощью своих очков окажется с вами в одном пространстве и будет смотреть на те же самые мониторы.
А еще метавселенная — это совершенно новый способ взаимодействия людей и брендов. Сейчас социальные сети — относительно закрытые системы, которые с помощью сложных алгоритмов решают, какую рекламу и в каком количестве показывать пользователям.
С развитием метавселенной брендам придется креативнее подходить к маркетингу. Ведь это открытый мир, в котором людей не ограничишь новостной лентой: взаимодействие с сетью будет больше напоминать игру в виртуальной реальности, которую можно свободно исследовать. Тим Суини считает, что эпоха закрытых систем вскоре сойдет на нет, а люди поймут, что «в последнее десятилетие [бренды] ими пользовались». В метавселенной компаниям нужно будет стать ближе к пользователям.
В конце концов метавселенная создаст много новых рабочих мест. Компании еще в период пандемии начали активно экспериментировать с дистанционной работой, но с созданием глобального виртуального пространства проблема вовсе исчезнет. Люди смогут посещать офис из любой точки света с помощью очков виртуальной или дополненной реальности.
В этом смысле метавселенная прекрасно отвечает на запрос общества, которое с каждым годом все меньше привязывается к определенным местам на карте. Цукерберг даже называет метавселенную самим близким аналогом телепорта — люди действительно смогут мгновенно перемещаться между пространствами. Пускай и не физически.
К каким сложностям стоит готовиться метавселенной
До того как метавселенная из фантазии превратится в реальность, мегакорпорациям придется как минимум уладить разногласия между собой. Ведь это единое виртуальное пространство, которое может быть создано только общими усилиями крупных брендов и обычных пользователей.
Соответственно, у этой системы должны быть единые стандарты, чтобы разные приложения — даже от конкурирующих компаний — оставались совместимыми друг с другом. В конце концов, метавселенная как виртуальное пространство должна быть сделана на единой платформе, иначе никакой бесшовности не получится.
Сейчас это сложно представить. Например, Apple создала эффективную экосистему внутри своих устройств и приложений — но это закрытый мир, недоступный для разработчиков не из корпорации. И вряд ли подход компании изменится в ближайшее время.
Гигантский объем данных, необходимый для постоянной работы метавселенной, нужно где-то хранить, причем децентрализованно — ведь у метавселенной нет одного конкретного создателя. Найти столько места получится разве что в облачных хранилищах, которыми сейчас активно занимаются мегакорпорации вроде Microsoft и Amazon.
Проблемы могут возникнуть и, например, с общей валютой. Сейчас во многих видеоиграх есть внутренние «деньги», но они никак не совместимы друг с другом и, за редкими исключениями, не переводятся обратно в доллары, евро или рубли.
Помочь стандартизировать покупки в сети могут NFT, невзаимозаменяемые криптографические токены — эдакий сертификат обладания цифровым объектом. Теоретически с помощью них можно будет переносить вещи для вашего аватара из одной игры в другую.
Также для создания метавселенной нужны более продвинутые технологии, чем мы имеем сейчас. Например, пока шлемы виртуальной реальности слишком тяжелые и несовершенные, чтобы можно было с удобством и без вреда для здоровья проводить в них много времени, не говоря уже о полноценной работе или учебе.
То же с устройствами дополненной реальности: в идеале люди будут носить их как обычные очки и использовать в повседневной жизни, при этом по мощности те не должны уступать полноценным персональным компьютерам. Google Glass или Dream Glass — лишь предтечи подобных технологий.
Насколько скоро мы увидим метавселенную
Несмотря на все очевидные сложности и несовершенство технологий, в последние годы фантастический концепт все ближе подбирается к реальности. Создатель Facebook Марк Цукерберг, например, надеется, что уже в течение пяти лет его компания перейдет от социальных сетей к работе над метавселенной. А корпорация Roundhill Investments не так давно основала биржевый фонд для поддержки компаний, занимающихся этим направлением.
На самом деле предшественники метавселенной начали появляться уже давно. Например, еще в 2003 году вышла Second Life — эдакая виртуальная социальная сеть, в которой пользователи могли работать, жить и зарабатывать реальные деньги в полностью цифровом мире. Еще раньше — в 1995 — похожий проект Cybertown позволял людям общаться, покупать и продавать вещи в компьютерном 3D-пространстве. Из более современных примеров можно вспомнить виртуальные школы в Minecraft, где дети учились во время пандемии.
В этих примерах, правда, не идет речи об эффекте присутствия, очень важном для метавселенной. Устройства виртуальной реальности только в последние годы стали достаточно доступными и технологичными, чтобы ими могли пользоваться простые люди. В том числе поэтому разработчики и главы корпораций начали задумываться о создании метавселенной.
Уже сейчас, говорит Марк Цукерберг, люди используют VR-шлем Oculus Quest не только для игр. Они общаются в виртуальных комнатах, занимаются фитнесом в приложениях вроде FitXR, тренируются на боксерском ринге или на танцевальной площадке.
Как и 20 лет назад, ближайшие аналоги метавселенной можно найти в игровой индустрии. Глава Epic Games Тим Суини не просто так озабочен следующим шагом в развитии интернета и социальных сетей. Самая популярная игра его компании — Fortnite — это и есть метавселенная в миниатюре.
В ней уже проводятся концерты популярных исполнителей вроде Трэвиса Скотта, на которых в виртуальном пространстве могут присутствовать одновременно до ста участников. В Fortnite одновременно для всех игроков показывают премьеры трейлеров новых фильмов — так было с «Доводом» Кристофера Нолана. А компания Ferrari добавила в игру свою Ferrari 296 GTB, продемонстрировав, как именно большие бренды могут взаимодействовать с будущей метавселенной.
В Fortnite персонаж из «Очень странных дел» от Netflix может встретиться с героем диснеевских «Звездных войн». Мастер Чиф из Halo, игры Microsoft, делит экран с Кратосом, персонажем из God of War от Sony. Epic Games не словом, а делом сводит конкурирующие компании вместе, показывая начало той самой беспрецедентной совместимости. Это уже давно не игра, а полноценный виртуальный мир, который постоянно меняется и развивается.
Все больше начинает напоминать метавселенную и Roblox. Сегодня это не просто игра, а место досуга, где пользователи создают собственные миры и те самые экспириенсы, о которых писал Болл. Где есть полностью работающая внутренняя экономика, а между разными видами развлечений можно переключаться почти бесшовно.
Та же Epic Games активно борется с закрытостью систем. Компания прямо сейчас судится с Apple из-за того, что та запрещает сторонним разработчикам продавать свои приложения в обход официального магазина. Если Epic Games вдруг выиграет дело — суд уже вынес решение не в пользу игровой студии, но та подала апелляцию, — появится очень любопытный прецедент. А идея метавселенной станет чуть ближе к осуществлению.
До полноценного создания метавселенной — той, которую мы видели в «Первому игроку приготовиться», — пройдет еще немало времени. Генеральный менеджер Epic Games Марк Петит считает, что человечество делает только первые «детские шаги». И описывает процесс как «поедание слона по одной ложке за раз».
Но все же это больше не далекое будущее из научной фантастики. А то, что мы все вполне можем застать и увидеть своими глазами. Вполне вероятно, для следующего поколения всемирная сеть в нынешнем виде станет таким же пережитком прошлого, как для нынешних подростков — домашние телефоны или интернет по карточкам.