мнимый больной спектакль о чем
Краткое содержание Мольер Мнимый больной
Арган подсчитывал расходы по счетам, выставленным аптекарем Флераном. Он чувствовал себя хуже, чем в прошлом месяце. Да и по итогам подсчетов выходило, что раньше он принимал больше препаратов. Наверное, причина плохого самочувствия крылась именно в этом. Во всем виноват был, несомненно, доктор Пургон, который не назначил нужного объема лекарств.
Близкие понимали, что у Аргана повышенный интерес к здоровью. Но никто не смел противоречить его прихотям. Супруга Белина пичкала лекарствами по первому требованию, поскольку надеялась, что муж рано или поздно отравится ими. Дочка Анжелика была покорна и молчала из уважения.
Не молчала лишь служанка Туанетта, которая не боялась пререкаться с больным и всячески осуждала докторов. Именно ее бойкий нрав поспособствовал Анжелике рассказать служанке сердечную тайну: она влюбилась в Клеанта и надеялась выйти за него замуж.
Но у отца были другие планы, в которых имел место племянник Пургона, Том Диафуарус. Юноша обладал несомненным достоинством – вскоре он должен был стать настоящим врачом. Да и к тому отец его был богат…
Анжелика поделилась своим горем с Туанетой. Та высказала Аргану, но ему было все равно.
Против брака была и Белина, которая не хотела делить наследство и мечтала упрятать падчерицу в монастырь.
Туанета послала письмо Клеанту и он вскоре появился в доме Аргана. Как раз удачно уехал учитель пения, и юноша его мог заменить.
Вскоре пришли отец и сын Диафурус. Том предположил, что Анжелика его будущая теща, поспешно извинился и сразу же сделал предложение. Затем он подарил свой трактат о вреде кровообращения и пригласил в музей для просмотра вскрытия мертвой женщины.
Арган захотел, чтобы дочь спела. Клеант и Анжелика спели о двух влюбленных, пересказывая историю любви, очень похожую на происходящую с ними.
Арган потребовал остановиться и приказал дочери назвать Тома при всех своим мужем. Девушка отказалась. Отец был в ярости, Диафуарусы с достоинством удалились.
К Аргану пришел брат Беральд, попытавшийся убедить его сменить гнев на милость. Постепенно беседа переключилась на докторов. Беральд заявлял, что врачи шарлатаны и вымогатели денег. Он выгоняет пришедшего Флерана, который принес своему постоянному покупателю новый клистир. Аптекарь пообещал пожаловаться Пургону. Оскорбленный врач вскоре прибежал и заявил, что больше не будет лечить Аргана.
Тут явилась переодетая Туанета, объявившая себя лучшим в мире доктором, приехавшим к уникальному больному. Она называет Пургона шарлатаном и дает противоположное медицинское заключение и выписывает рецепт.
А потом братья устраивают проверку, представив Аргуса мертвым. Белина бурно радуется, Анжелика и Клеант плачут. Больной внезапно воскресает и соглашается на свадьбу.
Иногда нужно пойти на крайние меры, чтобы узнать истинное отношение к себе.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Мольер. Все произведения
Мнимый больной. Картинка к рассказу
Сейчас читают
В романе идет речь об абсолютно счастливом человеке, с хорошим здоровьем и привычками, одном из замечательных людей государства.
Сказка начинается с описания жизни царя. Жил он в достатке, и особенно красив был его сад, утопающий в зелени. И стал он подмечать, что у него исчезают яблоки.
В таёжной глубинке есть озеро. Его называют Васюткиным. Нашёл его тринадцатилетний мальчик. Озеро небольшое, и его нет на карте. Таких безымянных озёр в России много. Это интересный рассказ который может многому научить.
С наступлением осенних холодов птицы начали сбиваться в стаи, готовясь к долгому перелету. Большие птицы собирались важно, степенно. Они осознавали всю трудность предстоящей дороги. Малые пташки суетились да шумели, проносясь с одного берега на другой.
Произведение относится к философской прозе писателя с включением в нее элементов народной притчи, ненавязчиво раскрывая проблематику несправедливых взаимоотношений неограниченной власти и отдельной личности
Мнимый больной
После долгих подсчётов и проверок записей Арган понял наконец, отчего в последнее время так ухудшилось его самочувствие: как выяснилось, в этом месяце он принял восемь видов лекарств и сделал двенадцать промывательных впрыскиваний, тогда как в прошлом месяце было целых двенадцать видов лекарств и двадцать клистиров. Это обстоятельство он решил непременно поставить на вид пользовавшему его доктору Пургону. Так ведь и умереть недолго.
Домашние Аргана по-разному относились к его одержимости собственным здоровьем: вторая жена, Белина, во всем потакала докторам в убеждении, что их снадобья скорее всяких болезней сведут муженька в могилу; дочь, Анжелика, может быть, и не одобряла отцовской мании, но, как то предписывал ей дочерний долг и почтение к родителю, скромно помалкивала; зато служанка Туанета вконец распоясалась — поносила докторов и нахально отказывалась изучать содержимое хозяйского ночного горшка на предмет изошедшей под действием лекарств желчи.
Та же Туанета была единственной, кому Анжелика открылась в охватившем её чувстве к юноше Клеанту. С ним она виделась всего один раз — в театре, но и за это краткое свидание молодой человек успел очаровать девушку. Мало того, что Клеант был весьма хорош собой, он ещё и оградил Анжелику, не будучи тогда знакомым с нею, от грубости непочтительного кавалера.
Каково же было изумление Анжелики, когда отец заговорил с ней о женитьбе — с первых его слов она решила, что к ней посватался Клеант. Но Арган скоро разочаровал дочь: он имел в виду отнюдь не Клеанта, а гораздо более подходящего, с его точки зрения, жениха — племянника доктора Пургона и сына его шурина, доктора Диафуаруса, Тому Диафуаруса, который сам был без пяти минут доктор. В Диафуарусе-младшем как в зяте он видел кучу достоинств: во-первых, в семье будет свой врач, что избавит от расходов на докторов; во-вторых, Тома — единственный наследник и своего отца, и дяди Пургона.
Анжелика, хоть и была в ужасе, из скромности не произнесла ни слова, зато все, что следует, Арган выслушал от Туанеты. Но служанка только понапрасну сотрясала воздух — Арган твёрдо стоял на своём.
Неугоден брак Анжелики был и Белине, но на то у неё имелись свои соображения: она не желала делиться наследством Аргана с падчерицей и потому всеми силами старалась спровадить её в монастырь. Так что свою судьбу Анжелика полностью доверила Туанете, которая с готовностью согласилась помогать девушке. Первым делом ей предстояло известить Клеанта о том, что Анжелику сватают за другого. Посланцем она избрала давно и безнадёжно влюблённого в неё старого ростовщика Полишинеля.
Шествие опьянённого любовью Полишинеля по улице, приведшее к забавному инциденту с полицией, составило содержание первой интермедии с песнями и танцами.
Клеант не заставил себя ждать и скоро явился в дом Аргана, но не как влюблённый юноша, желающий просить руки Анжелики, а в роли временного учителя пения — настоящий учитель Анжелики, друг Клеанта, будто бы вынужден был срочно уехать в деревню. Арган согласился на замену, но настоял, чтобы занятия проходили только в его присутствии.
Не успел, однако, начаться урок, как Аргану доложили о приходе Диафуаруса-отца и Диафуаруса-сына, Будущий зять произвёл большое впечатление на хозяина дома многоучёной приветственной речью. Затем, правда, он принял Анжелику за супругу Аргана и заговорил с нею как с будущей тёщей, но, когда недоразумение прояснилось, Тома Диафуарус сделал ей предложение в выражениях, восхитивших благодарных слушателей — здесь была и статуя Мемнона с её гармоническими звуками, и гелиотропы, и алтарь прелестей. В подарок невесте Тома преподнёс свой трактат против последователей вредной теории кровообращения, а в качестве первого совместного развлечения пригласил Анжелику на днях посетить вскрытие женского трупа.
Вполне удовлетворённый достоинствами жениха, Арган пожелал, чтобы и дочь его показала себя. Присутствие учителя пения пришлось тут как нельзя более кстати, и отец велел Анжелике спеть что-нибудь для развлечения общества. Клеант протянул ей ноты и сказал, что у него как раз есть набросок новой оперы — так, пустячная импровизация. Обращаясь как бы ко всем, а на самом деле только к возлюбленной, он в буколическом ключе — подменив себя пастушком, а её пастушкой и поместив обоих в соответствующий антураж — пересказал краткую историю их с Анжеликой любви, якобы служившую сюжетом сочинения. Оканчивался этот рассказ появлением пастушка в доме пастушки, где он заставал недостойного соперника, которому благоволил её отец; теперь или никогда, несмотря на присутствие отца, влюблённые должны были объясниться. Клеант и Анжелика запели и в трогательных импровизированных куплетах признались друг другу в любви и поклялись в верности до гроба.
Влюблённые пели дуэтом, пока Арган не почувствовал, что происходит что-то неприличное, хотя, что именно, он и не понял. Велев им остановиться, он сразу перешёл к делу — предложил Анжелике подать руку Томе Диафуарусу и назвать его своим мужем, однако Анжелика, до того не смевшая перечить отцу, отказалась наотрез. Почтенные Диафуарусы ни с чем удалились, попытавшись и при плохой игре сохранить хорошую профессиональную мину.
Арган и без того был вне себя, а тут ещё Белина застала в комнате Анжелики Клеанта, который при виде её обратился в бегство. Так что, когда к нему явился его брат Беральд и завёл разговор о том, что у него на примете есть хороший жених для дочки, Арган ни о чем таком и слышать не хотел. Но Беральд припас для брата лекарство от чрезмерной мрачности — представление труппы цыган, которое должно было подействовать уж не хуже Пургоновых клистиров.
Пляски цыган и их песни о любви, молодости, весне и радости жизни явили собой вторую интермедию, развлекающую зрителей в перерыве между действиями.
В беседе с Арганом Беральд пытался апеллировать к разуму брата, но безуспешно: тот был твёрд в уверенности, что зятем его должен стать только врач, и никто кроме, а за кого хочет замуж Анжелика — дело десятое. Но неужели, недоумевал Беральд, Арган при своём железном здоровье всю жизнь собирается возиться с докторами и аптекарями? В отменной крепости здоровья Аргана сомнений, по мнению Беральда, быть не могло хотя бы потому, что все море принимаемых им снадобий до сих пор не уморило его.
Разговор постепенно перешёл на тему медицины, как таковой, и самого её права на существование. Беральд утверждал, что все врачи — хотя они в большинстве своём люди хорошо образованные в области гуманитарных наук, владеющие латынью и греческим — либо шарлатаны, ловко опустошающие кошельки доверчивых больных, либо ремесленники, наивно верящие в заклинания шарлатанов, но тоже извлекающие из этого выгоду. Устройство человеческого организма столь тонко, сложно и полно тайн, свято охраняемых природой, что проникнуть в него невозможно. Только сама природа способна победить болезнь, при условии, конечно, что ей не помешают доктора.
Как ни бился Беральд, брат его насмерть стоял на своём. Последним известным Беральду средством одолеть слепую веру в докторов было как-нибудь сводить Аргана на одну из комедий Мольера, в которых так здорово достаётся представителям медицинской лженауки. Но Арган о Мольере слышать не хотел и предрекал ему, брошенному врачами на произвол судьбы, страшную кончину.
Сия высоконаучная полемика была прервана появлением аптекаря Флерана с клистиром, собственноручно и с любовью приготовленным доктором Пургоном по всем правилам науки. Несмотря на протесты Аргана, аптекарь был изгнан Беральдом прочь. уходя, он обещал пожаловаться самому Пургону и обещание своё сдержал — спустя немного времени после его ухода к Аргану ворвался оскорблённый до глубины души доктор Пургон. Многое он повидал в этой жизни, но чтобы так цинично отвергали его клистир. Пургон объявил, что не желает отныне иметь никаких дел с Арганом, который без его попечения, несомненно, через несколько дней придёт в состояние полной неизлечимости, а ещё через несколько — отдаст концы от брадипепсии, апепсии, диспепсии, лиентерии и т. д.
Стоило, однако, одному доктору навсегда распрощаться с Арганом, как у его порога объявился другой, правда подозрительно похожий на служанку Туанету. Он с ходу отрекомендовался непревзойдённым странствующим лекарем, которого отнюдь не интересуют банальные случаи, — ему подавай хорошую водяночку, плевритик с воспалением лёгких, на худой конец чуму. Такой знаменитый больной, как Арган, просто не мог не привлечь его внимания. Новый доктор мигом признал Пургона шарлатаном, сделал прямо противоположные Пургоновым предписания и с тем удалился.
На этом медицинская тема была исчерпана, и между братьями возобновился разговор о замужестве Анжелики. За доктора или в монастырь — третьего не дано, настаивал Арган. Мысль об определении дочери в монастырь, совершенно очевидно с недобрым умыслом, навязывала мужу Белина, но Арган отказывался верить в то, что у неё, самого близкого ему человека, может появиться какой-то недобрый умысел. Тогда Туанета предложила устроить небольшой розыгрыш, который должен был выявить истинное лицо Белины. Арган согласился и притворился мёртвым.
Белина неприлично обрадовалась кончине мужа — теперь-то наконец она могла распоряжаться всеми его деньгами! Анжелика же, а вслед а ней и Клеант, увидав Аргана мёртвым, искренне убивались и даже хотели отказаться от мысли о женитьбе. Воскреснув — к ужасу Белины и радости Анжелики с Клеантом, — Арган дал согласие на брак дочери. но с условием, что Клеант выучится на доктора.
Беральд, однако, высказал более здравую идею: почему бы на доктора не выучиться самому Аргану. А что до того, что в его возрасте знания навряд ли полезут в голову — это пустяки, никаких знаний и не требуется. Стоит надеть докторскую мантию и шапочку, как запросто начнёшь рассуждать о болезнях, и притом — по-латыни.
По счастливой случайности поблизости оказались знакомые Беральду актёры, которые и исполнили последнюю интермедию — шутовскую, сдобренную танцами и музыкой, церемонию посвящения в доктора.
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание «Мнимый больной»
Всего получено оценок: 327.
О произведении
Комедия «Мнимый больной» Мольера была написана в 1673 году. Это одна из лучших работ французского драматурга, которую успешно ставят и по сей день. Примечательно, что четвертое представление комедии, в которой Мольер играл Аргана, стало последним для комедиографа, скончавшегося сразу после спектакля.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание комедии «Мнимый больной» по действиям. Проверить знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Действие первое
За Анжелику заступилась бойкая Туанетта, которая не боялась спорить с хозяином и говорить ему в лицо только правду.
Арган, чувствуя себя хуже, решил позвать нотариуса, чтобы составить завещание в пользу своей жены Белины. Однако господин де Бонфуа ответил, что «обычай не позволяет» сделать это. Арган попросил нотариуса как-то обойти этот обычай.
Действие второе
Клеант появился в доме Анжелики под видом учителя пения. Увидев своего любимого, девушка чуть было не выдала себя.
Разгневанный Арган поставил дочери условие: или она выйдет замуж за Тома через четыре дня, или отправится в монастырь.
Действие третье
В этот момент в доме появилась Туанетта, переодетая доктором. Она рассказала, что о таком знаменитом больном, как Арган, повсюду идет молва. Она нещадно раскритиковала методы лечения доктора Пургона, и наказала мнимому больному есть вкусную сытную пищу, пить крепкое вино и позабыть обо всех старых рецептах.
Чтобы показать хозяину искренность чувств молодой жены и детей, Туанетта предложила ему притвориться мертвым. Узнав о смерти мужа, Белина очень обрадовалась, в то время как Анжелика принялась горько оплакивать любимого батюшку. Умерший внезапно воскрес и дал свое согласие на свадьбу.
Заключение
В произведении показана проблема разложения буржуазного общества на примере одной семьи, в которой все «мнимое»: больной глава семейства, любовь и забота его алчной жены, опека докторов-шарлатанов.
Краткий пересказ комедии «Мнимый больной» можно использовать для читательского дневника.
Тест по комедии
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Мнимый больной Мольера: анализ и краткое содержание
В 1673 году драматург Жан-Батист Мольер и Марк-Антуан Шарпантье создали великолепную комедию о нравах буржуазного общества. Краткое содержание «Мнимого больного» позволяет получить представление о классической французской комедии. В течение трех столетий произведение с удовольствием читают и ставят в театрах по всему миру.
Направление и жанр
Господствующим направлением в литературе XVII века был классицизм. В это время драматург создает свою известную комедию «Мнимый больной». Пьеса имеет характерные для драматических произведений этого времени черты:
Одна служанка проявляет характер и не желает молчать. Она пререкается с больным и критикует его. Туанетта нелестно отзывается о врачах и не желает выполнять их бессмысленные указания.
Краткое содержание
Арган сидит за столом и поверяет счета из аптеки. Он подзывает служанку и велит ей спрятать бумаги. Девушка притворяется, что ударилась головой и не слышит его. Арган громко ругает прислугу.
Дочь Аргана Анжелика любит Клеанта. Она считает, что юноша послан ей судьбой. Девушка расхваливает молодого человека перед отцом, но он твердо решил выдать ее замуж за Тома, сына Диафуаруса. Главный герой мечтает, чтобы у зятя было медицинское образование и он заботился о нем. Арган упрекает Анжелику в том, что она не желает осчастливить отца и выйти замуж за человека, который будет ему полезен. Мужчина угрожает отправить ее в монастырь, если она не подчинится его воле.
Молодая жена Аргана, Белина, всячески потакает его капризам и старается ему угодить. В благодарность он хочет завещать ей все имущество, оставив дочерей без средств. Он приглашает нотариуса де Бонфуа, чтобы тот рассказал ему, как правильно написать бумаги.
Под видом учителя музыки в дом приходит Клеант. Он вручает Анжелике ноты, и они поют трогательную песню о любви. Отец считает сочинение глупым и недостойным внимания. Том решает познакомиться с невестой и ее семьей. Белина рассказывает Аргану, что видела Клеанта в комнате падчерицы, а Луизон подслушала, как молодой человек признавался ей в любви.
Анжелика просит отца подождать со свадьбой, поскольку не любит Тома. Беральд старается убедить брата, что сын лекаря не походит ей, но Арган непреклонен.
На помощь девушке приходит служанка, которая придумала, как разыграть Аргана. Она переодевается знаменитым доктором, который много путешествует по миру и лечит тяжелобольных пациентов. Она предлагает мнительному мужчине отрезать руку или лишить себя глаза. Туанетта вновь переодевается и предлагает Аргану притвориться мертвым, чтобы узнать истинное отношение жены к нему.
Белина, узнав, что муж умер, радуется и собирается забрать деньги. Арган встает с ложа. Белина убегает. Арган вновь притворяется мертвым, чтобы проверить Анжелику. Девушка плачет над телом отца. Арган соглашается на брак дочери с любимым, если тот согласится стать врачом. Беральд предлагает брату самому стать доктором. Для этого ему нужно получить мантию и шапочку. Он нанимает актеров, которые посвящают героя в лекари.
Анализ комедии
Главной темой произведения является противопоставление истинных и ложных ценностей в жизни общества. Они присутствуют не только в медицине, но и в образовании, искусстве, науке. Мольер критикует носителей ложного, сатирическое изображение которых подверглось осуждению.
Пьеса имеет простой сюжет, повествующий о жизни буржуазной семьи. В комедии идет спор о возможностях медицины и мастерстве врачей. Также автор развивает тему любви. Пьеса органически соединяет лирические, публицистические и драматические мотивы.
Главная интрига комедии состоит в противостоянии Анжелики и Аргана. Девушка самостоятельно выбрала жениха, который, по мнению отца, ее недостоин. Глава семейства воспринимает дочь как собственность. Он готов принимать за нее решения и распоряжаться ее жизнью. Его не интересуют чувства девушки, ее надежды и стремления.
Мольер поднимает тему мнимой любви и мнимых чувств. Мелочность и корысть героев несут угрозу истинному. Арган сам выбирает мужа для дочери, чтобы тот мог следить за его здоровьем. Ему важно, чтобы зять делал ему кровопускания, ставил клистиры и давал микстуры. Именно поэтому он останавливает выбор на молодом докторе. Чувства девушки Арган готов противопоставить медицинским процедурам. Узкое мышление и жизненная позиция главного героя вызывает отвращение и брезгливость.
Главный герой испытывает большую любовь к молодой жене Белине. Он полагает, что ее сочувствие и благоговейное отношение — это искренние чувства. Герой не замечает ее лжи и корысти. Белина готова терпеть причуды мужа ради большого наследства. Она презирает Аргана и ждет его скорой смерти. Чтобы узнать подлинное отношение членов семейства, главный герой притворяется мертвым. Он видит фальшь жены и горе дочери.
Произведения Мольера не утратили своей актуальности и в наши дни. Спектакли по пьесам великого драматурга идут на ведущих театральных сценах. Благодаря своему мастерству драматург оказал огромное влияние на развитие мировой художественной культуры.
Мнимый больной
Постановка Сильвиу Пуркарете
2 часа 50 минут c 1 антрактом
«Мнимый больной» – пьеса, в которой лихо закрученный сюжет щедро приправлен интермедиями, рассчитанными на актёрскую импровизацию. Пространство для игры воображения и яркая комедийность позволили «Мнимому больному» Мольера, шагнув через века, покорить современных зрителей.
В самой первой постановке этой пьесы — в 1673 году в Париже — роль Аргана исполнял сам автор. Премьеру играли в театре в восточном крыле дворца Пале-Рояль (изначально этот дворец был построен для кардинала Ришелье). Наш спектакль — это отчасти «пьеса в пьесе». Конечно, мы не будем раскрывать интригу, но история о придворном комедианте Короля-Солнце может оказаться весьма любопытной.
В Вахтанговском театре «Мнимого больного» по приглашению художественного руководителя Римаса Туминаса поставил известный деятель европейского театра Сильвиу Пуркарете.
Сергей Маковецкий, исполнитель роли Аргана, мнимого больного:
Режиссёр предложил нам очень тонкий европейский театр. Это лёгкость, о которой нам говорил Сильвиу, простота подачи материала в стиле французского автора. И не комедия положений, не Островский, не Гоголь и не Салтыков-Щедрин — это г-н Мольер, который предполагает акварельность, а не жирные масляные краски. Есть пьесы, для которых достаточно улыбки. И вот театральный парадокс: когда мы всерьёз, не комикуя, начинаем разыгрывать эту историю, хохот в зале стоит удивительный. Содержательный!