мнемоника смэв что это
Вопросы
Часто задаваемые вопросы
Как пользоваться новой версией Портала СЦ?
Инструкция пользователя по работе в личном кабинете Портала ФГИС СЦ доступно в разделе «Документы» по ссылке.
Инструкция по обеспечению доступа в личный кабинет Портала ФГИС СЦ доступна в разделе «Документы» по ссылке.
Как подключиться к СМЭВ?
В соответствии с Регламентом СМЭВ 2.х и Регламентом СМЭВ 3.х к СМЭВ могут быть подключены только следующие категории Участников: ОИВ, ОМСУ, УЦ, ЗАГС, МФЦ, БКИ, Кредитные организации, Брокеры, Управляющие, Депозитарии, Управляющие компаний специализированных обществ, ПА, БПА. С критериями определения Участников можно ознакомиться в документе, опубликованном на Технологическом портале СМЭВ: http://smev.gosuslugi.ru/portal/api/files/get/194774.
Для подключения к СМЭВ необходимо направить заявку на присоединение к Регламенту СМЭВ. Оригинал заявки направляется в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (125375, г. Москва, ул. Тверская, д. 7) с сопроводительным письмом на бланке организации. Дополнительно посредством личного кабинета Ситуационного центра необходимо создать запрос на подключение к СМЭВ приложив скан-копию направленной заявки на присоединение.
Территориальные органы/структурные подразделения не являются Участниками взаимодействия. Взаимодействие со СМЭВ структурных подразделений осуществляется через головную организацию. Взаимодействие внутри организации производится по внутренним каналам Участника взаимодействия.
В соответствии с п. 5.1 Регламента СМЭВ 2.х и п. 9.1 Регламента СМЭВ 3.х:
Дополнительно напоминаем о том, что основным способом направления обращения является личный кабинет ситуационного центра. Для входа необходимо перейти на сайт: https://sc.minsvyaz.ru и нажать «Войти». На открывшейся форме авторизации в ЕСИА, ввести свой телефон (СНИЛС, e-mail) и пароль и, войдя в личный кабинет ЕСИА, на странице «Выбор роли» нажать на строку с названием Вашей организации.
Электронная почта является резервным способом направления обращения, который используется в случае недоступности https://sc.minsvyaz.ru.
Как правильно оформить заявку на доступ к электронному сервису?
Один из этапов получения доступа к электронному сервису Поставщика в СМЭВ является оформление заявки на предоставление доступа к электронному сервису (Актуальную форму заявки можно найти на http://smev.gosuslugi.ru/portal/). Заявка должна включать сведения:
3. Наименование Поставщика информации в СМЭВ – Поставщика электронного сервиса, к сервису которого запрашивается доступ;
4. Реквизиты нормативных правовых актов, с указанием конкретных пунктов (частей, статей), подтверждающих основание получения доступа к электронному сервису (федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, приказы Участника информационного взаимодействия об утверждении административных регламентов, соглашения об информационном обмене, иные правовые акты, предусматривающие информационное взаимодействие);
5. Наименование электронного сервиса с указанием идентификатора сервиса в СМЭВ (SID….);
6. Таблицу с указанным уровнем доступа к электронному сервису (полный уровень доступа ко всем операциям электронного сервиса или доступ к конкретным операциям электронного сервиса, перечисленным в таблице);
7. Подпись уполномоченного лица Потребителя, заверенную соответствующей гербовой печатью.
Как подключить к СМЭВ информационную систему?
Для подключения к СМЭВ информационной системы, участвующей в предоставлении государственных услуг или исполнении государственных функций, Участнику информационного взаимодействия необходимо:
1. Получить средства технологической электронной подписи для каждой информационной системы, обратившись в любой удостоверяющий центр, входящий в Единое пространство доверия. Перечень удостоверяющих центров доступен по адресу http://e-trust.gosuslugi.ru/CA;
2. Направить Оператору СМЭВ запрос на подключение информационных систем с приложением Формы предоставления информации об информационной системе и сертификата ключа электронной подписи информационной системы в формате BASE 64;
3. После получения уведомления от Оператора СМЭВ о подключении информационной системы к СМЭВ, протестировать успешность подключения совместно с Оператором СМЭВ;
— проверить наличие сетевой связности между площадками Участника взаимодействия и ядром СМЭВ;
— проверить взаимодействие каждой информационной системы с помощью cервисов проверки взаимодействия;
4. При отрицательных результатах тестирования провести мероприятия по устранению выявленных недостатков совместно с Оператором СМЭВ.
Мнемоника ИС Участника информационного взаимодействия будет предоставлена Оператором СМЭВ после регистрации информационной системы. Заявка на подключение может поступить только от Участника взаимодействия (ОИВ, ОМСУ, КО, УЦ, ЗАГС, МФЦ, БКИ, Брокеры, Управляющие, Депозитарии, Управляющие компаний специализированных обществ, Верховный суд РФ, Торгово-промышленная палата РФ, Госкорпорация Роскосмос, ПА, БПА ), территориальные органы не являются Участниками взаимодействия, к СМЭВ не подключаются. Взаимодействие внутри ОИВ производится по внутренним каналам Участника взаимодействия.
Где взять информацию о Видах сведений, находящихся в эксплуатации и готовящихся к вводу в эксплуатацию?
Информация о зарегистрированных ВС публикуется на главной странице Техпортала СМЭВ 3 и в разделе «Новости» Техпортала СМЭВ 3.
Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)
Реализация взаимодействия информационных систем организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».
Взаимодействие реализуется в рамках:
системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО).
единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Что такое СМЭВ и для чего она нужна?
Участниками межведомственного электронного взаимодействия (участниками СМЭВ) являются федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетных фонды, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, многофункциональные центры, иные органы и организации.
Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск и обработку информации в электронной форме.
СМЭВ предназначена для решения следующих задач:
обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и единого портала 2 ;
обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
Основные функции СМЭВ
Основными функциями СМЭВ являются:
передача запросов, документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к СМЭВ информационные системы;
обмен электронными сообщениями между участниками СМЭВ;
передача на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах, а также информации о ходе выполнения запросов и результатах предоставления услуг.
В целях исполнения своих функций СМЭВ обеспечивает:
доступ к электронным сервисам 3 информационных систем, подключенных к СМЭВ;
возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к СМЭВ;
получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия участников СМЭВ, обеспечение фиксирования времени их передачи, целостности и подлинности, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений;
защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в СМЭВ до момента передачи ее в подключенную к СМЭВ информационную систему;
ведение реестра электронных сервисов информационных систем, подключенных к СМЭВ.
Технологическое обеспечение СМЭВ
Технологическое обеспечение информационного взаимодействия с применением СМЭВ достигается путем использования:
сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам;
единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.
Как стать участником СМЭВ?
Интеграция информационных систем в рамках СМЭВ осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. приказом Минкомсвязь России от 27.12.2010 № 190).
Чтобы стать участником СМЭВ органу или организации, предоставляющей государственные и муниципальные услуги и исполняющей государственные и муниципальные функции, необходимо:
Обеспечить разработку электронных сервисов и интерфейсов взаимодействия используемой информационной системы и СМЭВ.
Для этого нужно обратиться к поставщику или разработчику используемой информационной системы для выполнения им работ по реализации необходимых сервисов и интерфейсов.
Обеспечить наличие защищенного канала связи между используемой информационной системой и СМЭВ.
АИС МФЦ ДЕЛО
АИС МФЦ ДЕЛО — решение для автоматизации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Основная цель внедрения АИС МФЦ – повышение качества работы МФЦ. Это достигается путем взаимодействия со СМЭВ, РСМЭВ, УЭК, ИАС МКГУ, ГИС ГМП, Центром Телефонного Обслуживания, а также с федеральной государственной информационной системой «ЕСИА»:
Справочная информация: Перечень наиболее важных документов по организации информационного взаимодействия органов государственной власти в рамках СМЭВ:
Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде».
Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 27.12.2010 № 190 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
Постановление Правительства РФ от 08.06.2011 № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».
Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 № 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде».
Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1382 «О присоединении информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».
Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде».
Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2014 № 991-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утв. распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р».
Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 01.07.2014 № 184 «О реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 208 «О внесении изменений в положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 1222 «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия».
1. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697).
2. Федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
3. Программные и технические средства, обеспечивающие возможность доступа к информационным системам через СМЭВ.
4. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия.
Тестирование видов сведений СМЭВ: инструкция
В настоящей статье представлена подробная инструкция по тестированию видов сведений в тестовой и продуктивной средах СМЭВ с использованием бесплатного Адаптера СМЭВ.
1. Общее описание процесса тестирования
Процесс тестирования видов сведений разбивается на два этапа:
Тестирование в тестовой среде СМЭВ производится с использованием эмуляторов информационных систем поставщиков данных и эталонных запросов, прилагаемых к описанию видов сведений на технологическом портале СМЭВ.
Эмулятор представляет собой процессор XSL-преобразований, который возвращает потребителю определенный эталонный ответ в зависимости от значения определенного элемента в эталонном запросе.
Эталонные запросы, эталонные ответы и правила XSL-преобразования описываются в Руководстве пользователя вида сведений.
Для того, чтобы эталонный запрос был переадресован эмулятору, необходимо включить в запрос элемент testMessage со значением true.
Тестирование в продуктивной среде СМЭВ производится с использованием реальных запросов к реальным информационным системам поставщиков.
В обоих вариантах тестирования конечным результатом с точки зрения Ситуационного центра СМЭВ, который выносит заключение о технической готовности ИС потребителя к обмену сообщениями по виду сведений, является набор запросов и ответов в формате СМЭВ.
В обычном режиме работы СМЭВ-адаптер не сохраняет сообщения в формате СМЭВ.
Для перевода СМЭВ-адаптера в отладочный режим необходимо установить параметр development.transport.persist.soap в значение true и перезапустить СМЭВ-адаптер.
Для СМЭВ-адаптера устаревшей версии параметр development.transport.persist.soap располагается в конфигурационном файле core.properties.
Для СМЭВ-адаптера текущей версии параметр development.transport.persist.soap устанавливается в интерфейсе администратора, в разделе «Настройка конфигурации адаптера».
Для перехода в этот раздел необходимо в меню выбрать пункт «Настройка конфигурации» и в открывшейся форме выбрать режим «Показать расширенные настройки» (см. рисунок).
Расширенные настройки конфигурации СМЭВ-адаптера
В расширенном режиме необходимо развернуть раздел «Отладка» и установить флаг «Сохранение входящих/исходящих сообщений СМЭВ» (см. рисунок), после чего нажать кнопку «Сохранить».
Выбор параметров отладки
Установка параметра сохранения входящих/исходящих сообщений СМЭВ
После сохранения изменений в параметрах адаптера, необходимо его перезапустить, чтобы он смог прочитать новые значения параметров при запуске.
Для этого необходимо в командной панели перейти в каталог установки СМЭВ-адаптера и выполнить команду adapter.exe restart (или sh adaper.sh restart для CentOS), а если СМЭВ-адаптер установлен как служба Windows, перезапустить службу из консоли управления службами.
СМЭВ-адаптер устаревшей версии можно перезапустить двумя способами:
Второй вариант более предпочтительный, потому что после окончания тестирования необходимо восстановить значение параметра development.transport.persist.soap=false, и только после этого перезагружать сервер (или адаптер).
Для удаления процесса адаптера в системе CentOS необходимо выяснить его PID с помощью команды ps axu | grep java, а затем выполнить команду kill [PID].
Для повторного запуска адаптера необходимо в консоли перейти в каталог установки адаптера и выполнить команду sh startup.sh.
2. Тестирование в тестовой среде СМЭВ
Диаграмма активностей процесса тестирования ВС в тестовой среде СМЭВ представлена на рисунке.
Диаграмма активностей процесса тестирования ВС в тестовой среде СМЭВ
2.1. Подготовка тестового запроса
Тестовый запрос должен быть сформирован в формате СМЭВ-адаптера, т.е. в виде сообщения ClientMessage.
Структура ClientMessage для запроса представлена на рисунке.
Сообщение ClientMessage для запроса
Значение элемента itSystem должно соответствовать мнемонике информационной системы Потребителя. В тестовой среде СМЭВ мнемоники ИС участников взаимодействия имеют, как правило, суффикс «_3T», в отличие от продуктивной среды, где мнемоники оканчиваются на «_3S».
Содержимое эталонного запроса вида сведений должно быть вставлено в элемент MessagePrimaryContent.
Содержимое элемента RequestMetadata заполняется следующим образом:
Элемент | Значение | Комментарий |
clientID | Произвольный GUID | У каждого запроса, отправляемого в СМЭВ-адаптер, должен быть уникальный ClientID. Иначе будет возвращена ошибка, что такой запрос уже отправлялся в СМЭВ. GUID можно сгенерировать online, например, здесь: https://guidgenerator.com/ |
createGroupIdentity/ FRGUServiceCode | 00000000000000000000 | Значения, используемые для генерации кода транзакции по умолчанию |
createGroupIdentity/ FRGUServiceDescription | 00000000000000000000 | |
createGroupIdentity/ FRGUServiceRecipient Description | 00000000000000000000 | |
testMessage | true | Обязательное значение для вызова эмулятора на стороне СМЭВ |
Пример сообщения ClientMessage:
2.2. Размещение тестового запроса в каталоге OUT СМЭВ-адаптера
Местоположение каталога OUT зависит от версии СМЭВ-адаптера.
Для адаптера устаревшей версии этот каталог находится по адресу [каталог установки адаптера]/main/[мнемоника ИС]/OUT.
Для адаптера текущей версии этот каталог находится по адресу [каталог установки адаптера]/integration/[мнемоника ИС]/OUT.
Созданные файлы с сообщениями ClientMessage необходимо разместить в каталоге OUT.
2.3. Запуск СМЭВ-адаптера
Если в момент размещения ClientMessage в каталоге OUT СМЭВ-адаптер уже запущен, то эти сообщения будут отправлены в СМЭВ сразу же после их размещения в указанном каталоге.
В противном случае требуется запустить СМЭВ-адаптер.
Для этого необходимо открыть консоль и перейти в ней в каталог установки СМЭВ-адаптера.
Адаптер устаревшей версии запускается из консоли командой startup.bat (или sh startup.sh для CentOS).
Адаптер текущей версии запускается из консоли командой adapter.exe start (или sh adapter.sh start для CentOS).
2.4. Поиск СМЭВ-сообщений запроса и ответа
Отладочные сообщения в формате СМЭВ адаптер устаревшей версии размещает в своем каталоге установки, а адаптер текущей версии в каталоге [каталог установки адаптера]/messages.
Для поиска сообщений, соответствующих отправленному сообщению и полученному ответу, необходимо узнать, с каким messageID был отправлен запрос в СМЭВ.
Для этого нужно открыть найти сообщение в каталоге OUT/Sent по clientID:
Для поиска файлов по их содержимому необходимо включить соответствующий параметр в эксплорере Windows:
В найденном сообщении, в элементе MessageId, будет содержаться идентификатор сообщения, отправленного в СМЭВ:
По значению messageID необходимо найти сообщения в каталоге установки адаптера устаревшей версии (или в [каталог установки адаптера]/messages для текущей версии адаптера).
Должны быть найдены три сообщения:
Для последнего сообщения (GetResponseResponse) необходимо найти сообщение с опросом очереди (GetResponseRequest). Оно имеет тот же GUID в наименовании файла, что и сообщение GetResponseResponse).
Сообщения Ack, о которых упоминается в Регламенте подключения ИС Участника к СМЭВ и в письмах от Ситуационного центра, СМЭВ-адаптером не фиксируются! Но СЦ, будучи информирован об использовании Потребителем СМЭВ-адаптера, не настаивает на включении Ack в результаты тестирования.
2.5. Взаимодействие с СЦ СМЭВ
Четыре найденных сообщения в формате СМЭВ необходимо упаковать в архив со значащим именем (например, «MNEM01_3T-ЕГРЮЛ-Request0.zip») и направить в Ситуационный центр СМЭВ в виде результатов тестирования.
Если тестировалось несколько эталонных запросов (а обычно так и происходит), то по четыре СМЭВ-сообщения для каждого эталонного запроса размещаются в отдельных каталогах, соответствующих эталонным запросам, например, «Request0», «Request1» и т.д.
Затем эти каталоги упаковываются в один архив, например, «MNEM01_3T-ЕГРЮЛ.zip», который отправляется в СЦ СМЭВ.
3. Тестирование в продуктивной среде СМЭВ
Тестирование в продуктивной среде СМЭВ должно производиться на сервере, имеющем доступ к продуктивной среде СМЭВ.
В СМЭВ-адаптере должен быть включен режим сохранения отладочных сообщений в формате СМЭВ (см. п. 1), после чего СМЭВ-адаптер должен быть перезапущен.
Формат сообщения ClientMessage отличается от формата, приведенного в п. 2.1, отсутствием элемента testMessage:
Сообщение ClientMessage для запроса
Содержимое запроса к виду сведений должно соответствовать реальному объекту или субъекту, сведения о котором необходимо получить.
Если в качестве запроса использовать один из эталонных запросов, то в ответ вернется, скорее всего, сообщение reject с признаком отсутствия данных в ИС Поставщика.
Дальнейший процесс ничем не отличается от тестирования ВС в тестовой среде СМЭВ, описанного в п. 2.
После окончания тестирования необходимо отключить режим сохранения отладочных сообщений в формате СМЭВ и перезапустить СМЭВ-адаптер.
Если у вас остались вопросы по данному материалу — пожалуйста, оставьте комментарий или свяжитесь с нами.
Также вы можете передать задачи организации СМЭВ-взаимодействия участникам нашего проекта. Качественная настройка СМЭВа и интеграция Адаптера с различными ИС — наш нехемульский долг.