мне нет оправдания что значит
В чём разница между оправданием и объяснением ситуации
Ситуации, когда необходимо попросить прощения, случаются с каждым. И после слов извинения следует то, что показывает настоящее отношение человека к этой проблеме: он либо объясняет проблему в деталях, либо пытается оправдаться.
Как же различить, что есть что? Как самой не стать жертвой и научиться объяснять свое поведение, а не оправдываться за промахи? Мы задали этот вопрос психологам 🙌
Для начала давай разберем оба слова по по составу.
Оправдание — от слова «правда». А правда, знаешь ли, у каждого своя. Каждый человек воспринимает любое событие, пропуская его через призму своего личного опыта. А опыт у каждого свой. Нет на свете двух людей, родившихся в один миг у одних родителей, видящих один предмет из одной точки. Даже близнецы видят мир по-разному.
Поэтому нет никакого смысла доказывать другому свою правоту, а тем более оправдываться. Мало того, что правды не существует, так ты еще и попадаешь в позицию жертвы. Это слабая позиция. Ты как бы говоришь нападающему: «Я хорошая, но слабая, пожалей меня». Так ведет себя ребенок.
В каких ситуациях тебе приходится так оправдываться и за что? Перед родителями, учителями, друзьями? Виновата ты или нет, лучше не оправдываться, а объяснить, почему эта ситуация стала возможной, привести аргументы — объективные факты, а не фантазии.
Объяснить — от слова «ясность». Если ты считаешь, что нападают на тебя незаслуженно, аргументируй свою позицию, внеси ясность, а не оправдывайся: «Да, я опоздала, у меня на это были объективные причины — автобус сломался». Если же ты действительно опоздала на урок по своей вине, то не надо ни оправдываться, ни объясняться, а лучше признай это: «Да я опоздала, я проспала».
Вот это уже взрослая позиция, которая показывает, что ты готова взять на себя ответственность. И кроме того, повинную голову не рубят 🙂
Объяснение — самый здоровый и экологичный вариант в общении. Объяснить — значит, высказать свое мнение, аргументировать его, но и быть готовой услышать мнение другого, оставаясь при этом спокойной. Оправдание отличается тем, что оно очень сильно эмоционально заряжено, ведь доказать свою правоту хочется любым способом. Но чем больше ты оправдываешься, тем больше сомнений возникает. В результате это приводит к обиде и разочарованию.
Если ты ловишь себя на том, что хочется оправдаться, скорее всего, тобой манипулируют, используя твое чувство вины.
Если ты действительно считаешь, что виновата, ты всегда можешь извиниться и дальше объяснить, в чем дело: это и будет взрослая позиция, когда ты можешь взять на себя ответственность.
Даже если тебя пытаются обвинить в чем-то, и человек настроен решительно, не пугайся, и не пытайся сразу оправдаться. Ты всегда можешь спокойно сказать: «Я понимаю, вам кажется, что я виновата, но я хотела бы объяснить свою позицию». Обычно это сразу снижает градус агрессии.
Помни: оправдание — это позиция ребенка, объяснение — это позиция взрослого.
Оправдываться приходится, если в разговоре ты чувствуешь себя виноватым, приниженным, неуверенным, изначально находишься в позиции «жертвы» и «слабой стороны». Тебе стыдно, тебе кажется, что тебе не верят, а значит, нужно привести более весомый аргумент, оправдывающий твое поведение или поступок. Чаще всего мы оправдываемся из страха вызвать недовольство человека или пытаемся таким образом избежать наказания за свой проступок.
Объяснение — это желание расставить все на свои места, привести факты, а не аргументы, объясняющие твой поступок. По внутренним ощущениям оно противоположно оправданию: здесь ты чувствуешь свою правоту, свою значимость, в разговоре ощущаешь себя на равных. Тебе не стыдно за свой поступок и ты боишься из-за него испортить отношения. Ты уверен в том, что сделал все правильно. А значит, наказания за провинность быть не может.
3 правила, чтобы победить привычку находить себе оправдания. Отрывок из книги «Контекст жизни»
Авторы книги «Контекст жизни» — психологи, спикеры TEDx, эксперты в области межличностных отношений Иван Маурах и Арсен Рябуха. Они рассказывают, как человек может научиться управлять своими привычками. Авторы разбирают несколько основных: быть правым, быть хорошим, не рисковать, контролировать, оценивать и обобщать, экономить время. Мы публикуем отрывок из главы «Привычка находить объяснения и оправдания».
Находить объяснения и оправдания — это психологическая защита, благодаря которой люди воспринимают своё поведение как нечто хорошо контролируемое и имеющее объективные, объяснимые причины. Нам нравится считать себя исключительно разумными существами и не замечать, что истинные причины наших поступков нередко лежат в области эмоций и бессознательных побуждений.
Знаменитый пример привычки находить объяснения и оправдания — басня «Лисица и виноград», в которой лисица не может достать виноград и оправдывает это так: «На взгляд-то он хорош, да зелен, ягодки нет зрелой, тотчас оскомину набьёшь!» Алкоголик объясняет своё «естественное» желание напиться, придумывая подходящий повод, а мать, желающая держать ребёнка под контролем, маскирует свою властность и тревожность заботой о ребёнке.
Людям очень не нравится, когда кто-либо обнаруживает и показывает им их скрытые мотивы. Нам кажется, что наши эмоции — это что-то неблаговидное и даже постыдное и что их надо оставлять под спудом, не давая им выйти наружу. Но это невозможно. Чем больше мы придумываем своим поступкам рациональные объяснения, тем сильнее бушуют чувства, которые мы не хотим ни показывать другим, ни осознавать сами.
Когда мы стремимся быть правыми, мы придумываем рациональное объяснение нашему стремлению к самоутверждению.
Когда стремимся показаться хорошими — рационально объясняем желание быть принятыми, а не отвергнутыми.
Привычка (не) рисковать и привычка контролировать — оправдание нашей тревоги, страхов и стремления быть всемогущим, не страдать от неопределённости.
Привычка обобщать и оценивать — плохо скрытая маскировка нашего желания власти над другими.
Привычка экономить время — рациональное оправдание избегания грусти, тоски, тревоги, неуверенности и других неприятных чувств, которые могут возникнуть, если оставить себе свободное время.
Зачем нам нужна привычка находить объяснения и оправдания
Мы чувствуем себя более уверенно, сохраняем самоуважение.
Мы можем рационально объяснить, оправдать наши неудачи, ошибки или спорное поведение.
Мы сохраняем цельную, непротиворечивую картину мира.
Как нам мешает привычка находить объяснения и оправдания
Мы не хотим осознавать свои чувства, и они продолжают управлять нами без нашего ведома.
Мы упрощаем картину, так как выбираем только те объяснения, которые нам нравятся.
Мы не учимся на ошибках и не меняем своё поведение, поэтому можем принимать больше неверных решений.
Привычка находить объяснения и оправдания характерна для людей, так как мы существа и разумные, и эмоциональные и между этими нашими свойствами нередко возникает конфликт. Нам непросто принять собственную сложность, и мы ищем наиболее благовидные и подходящие объяснения, не заботясь о том, насколько они соответствуют реальности. Рациональные объяснения не всегда плохи, если не давать привычке к ним управлять нашим поведением.
Почему мы позволяем привычке находить объяснения и оправдания управлять нами
Мы можем научиться управлять этой привычкой и не бросаться объяснять и оправдывать своё поведение, когда на самом деле нужно действовать или чувствовать.
Как управлять привычкой находить объяснения и оправдания?
1. Говорите о конфликтах по мере их возникновения. Не копите зависть, раздражение и страхи! Культура «мягких навыков» и осознанность дают возможность не измышлять благовидных предлогов — мы можем прямо высказать то, что думаем и чувствуем по конкретным поводам.
Привычка находить объяснения и оправдания обычно возникает по поводу чувств, которые мы считаем «плохими», «недостойными». Например, зависть, обида, тревога. Но ведь плохих чувств не бывает, всё зависит от того, как мы с ними обращаемся. Обида может вызывать не только желание мстить, но и стремление вытащить на свет несправедливость и исправить ситуацию. Зависть часто становится поводом прокачать свои умения: «Как так, он может, а я нет?!» Тревога тоже бывает полезной, если выражается в конструктивной осторожности.
Один из наших клиентов, Олег, утверждает, что именно зависть подтолкнула его к важным изменениям в жизни. Он стал завидовать ребятам из Кремниевой долины: в их среде никто не боится неудач, а умение прогореть и начать сначала считается доблестью, а не лузерством. Даже если ты потерял деньги, но продолжаешь генерировать блестящие идеи, инвесторы тебе верят. Олег решил, что он хочет мыслить так же и вращаться в кругу людей, которые живут без оглядки на «а вдруг не получится». Он хотел стать смелым — и стал. Предпринимательский дух действительно самый дорогой актив в наше время, когда слишком многие, получив по носу, просто перестают шевелиться.
А Нина, участник одного из наших тренингов, смогла конвертировать обиду в нечто позитивное. Когда она училась в последнем классе школы, одна из её одноклассниц печатала в соцсетях роман о подростках с продолжением и собирала лайки. Роман был открыт для всех, кроме Нины и ещё нескольких девочек. «Ты не поймёшь, тебе это не дано», — сказала одноклассница высокомерно. Нина обиделась и решила написать свой собственный роман. Правда, не о школе — её больше привлекали волшебные миры. Нина начала с фанфиков, а спустя десять лет издали её первую книгу. Сейчас она известный хорошо издаваемый автор фэнтези.
А теперь представим, что Олег стал бы оправдываться: «Эти ребята просто находятся в хороших условиях. А у нас такой вариант не прокатит, один раз ошибся, и ты на помойке». Или Нина сказала бы себе: «Да ну, она просто дурью мается. Ну кто в наше время пишет романы? Мне это даром не сдалось». Рациональные оправдания помогли бы им чувствовать себя получше, но не стимулировали бы их достижения. Это могут сделать только чувства, в том числе и те, которые называют «негативными». Отсюда второе правило:
2. Плохих чувств не бывает. Любое чувство можно использовать конструктивно. Вы сможете это сделать, если не будете подавлять свои чувства и скрывать их от себя, придумывая рациональные объяснения поступков.
В сказках, которые мы читаем дошкольникам, всё просто: злодеи злые, а хорошие герои — добрые и правильные. Чем старше ребёнок, тем сложнее герои в книжках. Сначала появляются симпатичные шалуны и озорники вроде Пеппи или Тома Сойера (вроде как они не однозначно «хорошие», могут и натворить что-нибудь, но по сути положительные герои). Потом — герои, которые меняются, делают ошибки. А потом мы встречаем в книгах и фильмах и неоднозначных персонажей, про которых не всегда можно точно сказать, положительные они или отрицательные. Вот доктор Хаус, например. Или Шерлок. Вроде бы отличные специалисты, но при этом работать с ними ну очень сложно, а уж жить рядом…
В кино и книжках мы готовы встречаться с тем фактом, что люди во многом противоречивы. Но, когда речь идёт о реальности, мы часто забываем уроки литературы и принимаемся подгонять людей под шаблоны «героев» и «злодеев».
Если отличный тренер, воспитавший нескольких чемпионов, орёт на детей, мы начинаем оправдывать его поведение: с ними иначе нельзя, а то распояшутся. Или наоборот: это ужасный тренер, на детей кричать нельзя, никому не нужны победы такой ценой.
Но, если отбросить привычку сводить всё к «разумным» объяснениям, мы увидим, что правда противоречива. Тренер — и хороший, и ужасный, в разных случаях на первый план выступают разные его черты. Кого-то из детей крик может травмировать, а от кого-то отскочит как горох от стенки. Нужно смотреть на своего ребёнка и делать выбор.
Если посмотреть на историю человечества, мы увидим, как привычка к «разумным» объяснениям происходящего заставляла людей оправдывать самые жуткие злодейства и не замечать страшных угроз. О Гитлере в 1938 году говорили: «Конечно, зря он так ненавидит евреев, но ведь он человек дела, построил хорошие дороги, а его антисемитизм — мелочь, случайность». Или: «Европейским странам давно пора объединиться. Что плохого случится, если их завоюет Гитлер? Он будет просто управлять нами твёрдой рукой, наведёт порядок».
Теперь мы знаем, как страшно ошиблись приводившие эти «разумные» доводы. Гитлер действительно построил хорошие дороги, но при этом стал одной из страшнейших фигур в истории человечества.
Третье правило управления привычкой находить объяснения и оправдания:
3. Люди противоречивы. В нас могут одновременно присутствовать разные качества. Не стоит преуменьшать одни качества, упирая на другие, когда мы хотим что-то этим доказать. Лучше попытаться увидеть объёмную картину, пусть это и сложнее.
Мы ищем объяснения и оправдания, потому что это помогает нам чувствовать себя здравыми и разумными людьми. Иногда это полезно, потому что утешает и придаёт уверенность в себе. Например, некоторые люди, чьи отпуска отменились из-за локдауна во время пандемии коронавируса, уменьшали свою грусть и тревогу по этому поводу практическими аргументами: «Зато мы экономим деньги, которые можем потратить на что-то полезное, например на ремонт или репетитора для ребёнка».
Но иногда стремление объяснить свои поступки рациональными мотивами может и вредить.
Николай давно хотел сменить работу, потому что обстановка в офисе была совсем некомфортной. Постоянные переработки, за которые никто и не думал платить, самодурство начальника, общий беспорядок. Но ничего подходящего не подворачивалось. Николай приходил домой и пытался построить домашних, срывая своё раздражение на них. Проверял у детей уроки, наказывая за ошибки, заявлял жене, что та — плохая хозяйка и должна больше стараться. Атмосфера в доме с его приходом накалялась. Николай выплёскивал своё напряжение, накопленное за день в офисе, но оправдывал это поведение желанием навести в доме порядок.
Иногда мы находим разумные объяснения, чтобы почувствовать себя «чуть менее сумасшедшими». Девушка, у которой фобия лифтов, говорит, что ходьба по лестнице — хороший фитнес. Мужчина, панически боящийся микробов, во время пандемии коронавируса наконец почувствовал себя в своей тарелке: теперь он моет руки и носит маску в толпе не из абсурдного страха, а из социальной ответственности.
Но вообще-то совершенно необязательно придумывать рациональные объяснения своему поведению, даже если оно выглядит странно. Например, канцлер Германии Ангела Меркель любит запасаться стиральным порошком и крупами. Она родом из ГДР и до сих пор помнит дефицит. Меркель понимает, что это в высшей степени забавная привычка для главы государства, но не оправдывает её рационально, а просто подшучивает над собой. (А вдруг меня снимут с должности и будет нечем стирать трусы?!) И это гораздо мудрее и человечнее.
⭐ Стремимся к осознанной жизни
Не ищите себе оправданий
Оправдания своим действиям, как для окружающих, так и для самого себя, первыми лезут в голову, когда у нас что-нибудь не получается. Это естественное явление, ведь наше эго ищет виноватым кого угодно, но только не нас самих, таких замечательных и прекрасных, ибо мы с вами действительно таковыми являемся, и никто кроме нас самих, не смеет нас осуждать. Но оправдания имеют один существенный недостаток, они не дают нам установки на изменение ситуации, на изменения себя для того, чтобы мы стали еще лучше. Естественно, что для человека с нормальной, не подавленной психикой, естественно считать себя лучше всех, во всяком случае не хуже, но есть одна маленькая деталь, которая не должна ускользать из нашего внимания, мы должны знать о том, что предела совершенству не существует.
Оправдания, успокаивают нашу психику, мы говорим себе, что все нормально, это произошло потому-то, либо я принял решение исходя из таких соображений, либо внешние факторы оказали воздействие и помешали мне все сделать правильно. Обычно именно так оно и выглядит, вы видите здесь противоречия? Если вы действительно считаете себя правым, если вы любите себя и не считаете себя неправым, зачем оправдываться, зачем объяснять то, что сделали именно вы? Здесь наше эго идет в противоречие с нашей неуверенностью, которой собственно и можно объяснить все наши оправдания, ведь мы начали сомневаться в себе, и потому убеждаем себя в том, что с нами все в порядке. Это действительно так, с вами действительно все в порядке, потому не ищите объяснения своим действиям, если вы что-то сделали так, а не иначе, значит тому были свои причины, значит вы приняли именно то решение, которое по вашему представлению было наиболее верным в тот момент.
И не важно, к чему это привело, важно, что вы сами принимали решение, важно, что любое ваше действие исходило от вас, как от вольного в своих решениях человека. И в чем же в таком случае вы были не правы, зачем вам потом оправдываться перед собой, вызывая тем самым в себе сомнения и потворствуя своей неуверенности? Возможно, вы полагаете, что события могли бы развиваться по более выгодному для вас сценарию, и возможно было бы лучше, поступить по-другому, а не так, как поступили вы? Вот это возможно, вам совершенно ни к чему, а также слово “если”, ”может быть” и так далее, все это только вредит. Не надо летать в облаках, гадая, как оно могло бы быть, перебирая все возможные варианты, как случилось, так и случилось, неважно, почему и как вы принимали решение, главное, что оно зависело от вас, теперь важно другое, важно, какое решение вы сейчас собираетесь принять.
Ну и конечно же не ссылайтесь на внешние факторы – обстоятельства, других людей, неудачный день и прочую ерунду, давая тем самым себе внутренний позыв, согласно которому вы ничего не можете, все зависит от обстоятельств. Запомните уважаемые читатели – вы можете все, и внешние факторы – это лишь часть той головоломки, которую вам нужно решить, чтобы получить желаемое. Если у вас это не получилось, значит вы плохо решили поставленную перед вами задачу, где-то не досмотрели, где-то плохо продумали и так далее, думайте дальше, не надо никого ни в чем винить, ошибка, это путь к поиску верного решения. Так что делайте то, что делаете, и ищите возможности совершенствовать свои действия и поступки, приближая их к идеалу, но помните, что такового не существует и всегда будет место ошибке с вашей стороны, это должно восприниматься вами нормально. Не оправдывайтесь перед собой, и уж тем более, не оправдывайтесь перед другими, это просто фатальная ошибка, о чем я еще напишу.
Помните, оправдывая свои действия, вы тормозите свое развитие, потакаете своей слабости, неуверенности, сомнениям. Анализируя свои действия и поступки, вы должны находить недостающие кусочки пазла, из-за которых вы сделали все не так, как вам того хотелось, найдите их и повторите попытку. И потом любая ошибка, это всего лишь не тот результат, на который вы рассчитывали, но все равно результат, и этот результат был достигнут благодаря вашему решению, неважно, что оказало на него воздействие, вы его приняли, последнее слово все равно за вами. Радуйтесь этой возможности, а не оправдывайте ее если вы не умерли из-за своей ошибки, значит все ваши главные свершения еще впереди, и самое главное происходит здесь и сейчас, когда вы думаете над тем, что вам надо делать непосредственно в этот момент.
Оправдывание
Оправдание — хуже и страшнее лжи, потому что оправдание — это хорошо подготовленная ложь.
Оправдывание как качество личности– склонность бесконечно оправдываться, находить оправдание каждому своему поступку и бездействию.
Скаковой жеребец Уинстона Черчилля должен был одержать победу на Дерби, но не оправдал надежд и пришёл четвёртым. Черчилль нашёл этому оправдание: «Я знаю, почему мой жеребец не выиграл. Перед скачками я подошёл к нему и пообещал, что, выиграв Дерби, он уже никогда не будет участвовать в соревнованиях и проведёт всю оставшуюся жизнь в компании очаровательных молодых лошадок. Это и было моей ошибкой. Жеребец и думать забыл о скачках».
Сколько людей – столько оправданий. Оправдывайся и я скажу кто ты. Это утверждение истинно, потому что оправдания – зеркало интеллекта и уровня сознания человека. О чем говорят такие оправдания: «Свою супругу, Свиридову А. И., я голышом по двору не гонял, а просто хотел обнять и поцеловать. А она не поняла, и поэтому кричала. Топором я отмахивался от комаров. Вообще у нас дружная и здоровая семья, не то, что у моего отца-сумасшедшего» или «Я всю ночь писал объяснительную по поводу вчерашнего опоздания на работу и поэтому проспал»? А о чем говорит этот криминальный эпизод: Грузин на скамье подсудимых. Сидит, низко опустив голову. Судья спрашивает: «Почему вы изнасиловали двенадцать малышей?» — «А чего они песком бросаются?»? Не надо быть психологом, чтобы понять — перед нами «гиганты мысли» с «высоким» уровнем самооценки и самодостаточности. Оправдания снимают мерки с разума.
Почему человек оправдывается, а нам смешно? Потому что его оправдания сшиты под его интеллект, являются реальными только для него. У нас другой жизненный опыт. Наш разум слышит оправдания в соответствии с нашим теперешним уровнем сознания. Для кого-то оправдание происшедшего является фактом, а для нас поводом удивиться богатству причудливых человеческих миров: «Чтобы доказать товароведу магазина «Сапожок» А. Hабойко, что я сдаю сапоги, потому что у них слишком широкое голенище, мне пришлось их надеть ей на голову и застегнуть молнию. Также могу заявить в свое оправдание, что я не застегивал молнию до конца, чтобы товаровед А. Hабойко могла дышать», «Я не хотел красть чемодан. Проходя мимо потерпевшего, я поскользнулся, машинально схватился за его чемодан, после чего по инерции пробежал с ним пятьдесят метров».
Какие мы – такие и наши оправдания. Мы умиляемся наивным фантастичным оправданиям ребенка. Силой воображения он вдохнул в них жизнь. Для него они реальны, а для нас смешны и наивны: «Когда мой папа мыл посуду, его засосало сливное отверстие и выпустило в соседскую ванну в тот момент, когда там мылась соседка Нина». Видите, как работает наш разум: появились у ребенка оправдания, значит, растет, становится взрослым.
Пока у ребенка отсутствует ложное эго, он не оправдывается. Как только он стал осознавать свое Я, то есть эго, тут же возникают условия для оправданий. Эго говорит: «Тот, кого ты видишь в зеркале – это Я и все, что видишь вокруг – это мое, и тот, кто лапу к моему протянет, тот с места жив не встанет». Ребенок отобрал для своего Эго игрушку. Когда родители начинают упрекать малыша, Эго услужливо подбрасывает ему оправдания. Словом, оправдания рождает эго. Именно оно назвало оправданиями — попытки уменьшить свою вину перед собеседником через объяснения причин своих действий или рассказ о трудных обстоятельствах.
Оправдательный механизм эго – большой выдумщик. Чем больше он создает оправданий, тем меньше связь с происшедшим. Выдумки оправдательного механизма далеки от реалий. Это плод воображения Эго, ничего не имеющий общего с действительностью. Священнику однажды надоело слушать «причины», почему люди не ходят в церковь. Он придумал десять ложных оправданий, почему не умывается: 1. Потому, что меня заставляли умываться в детстве 2. Те, кто умываются — лицемеры — думают, что они чище других 3. Не могу решить, какое мыло лучше 4. Когда-то я умывался, но потом мне это надоело 5. Я умываюсь только по большим праздникам — на Рождество и Пасху 6. Никто из моих друзей не умывается 7. Начну умываться, когда стану старым и грязным 8. У меня нет времени на умывание 9. Зимой вода слишком холодная, а летом слишком теплая 10. Не хочу, чтобы на мне зарабатывали производители мыла.
Оправдания поступают в разум, который тут же придает им образность и чувственность. Хотя оправдания – это иллюзия реальности, разум воспринимает их буквально. Оправдания успокаивают разум. Что бы ни случилось, у человека всегда есть лазейка в виде оправданий. Уклонившись от принятия решений, спрятавшись за спину оправданий, он может сохранить спокойствие. У любителя оправданий спокойная подушка. Оправдания – убийцы действий. Например, жена вернулась с работы поздно, навеселе, и как-то странно себя ведет. Избегает близости. И вот, чтобы себя успокоить, муж начинает придумывать оправдания ее необычному поведению: «Я небритый. Как можно думать о сексе, когда в Гондурасе революция? Наверное, она перетрудилась? У нас слишком тесно. Теща еще не спит».
Оправдания и проблемы. Трудности и проблемы время от времени возникают в жизни каждого человека. Позитивно настроенные люди видят в любом событии не проблему, а возможность. Они воспринимают очередной урок жизни как вызов. Откликом на этот вызов становятся определенные целенаправленные действия, и проблема уходит в небытие. Совсем другое дело, когда мы не желаем или не можем решить проблему. Ленивое эго подключает оправдательный механизм, и проблем у нас больше нет. Легко и просто. Оправдания, представляя собой иллюзорные действия, для разума также реальны, как и реальные действия. Например, мы прожгли скатерть и на место дырки поставили вазу. Дырка не исчезла, просто мы ее не видим. С позиций разума – проблема решена, хотя никуда она не делась. Оправдываться — значит, прикрывать дырку вазой. Зашить или поменять скатерть мы не желаем, поэтому и уходим от решения проблемы. Когда мы решаем проблему, у нас нет оправданий. Оправдания нужны не для того, а вместо того, чтобы решать проблему.
Лень, страх и оправдания. Говорят, что лень — это растянутый во времени страх. А причиной этого страха могут служить оправдания. Есть такая фраза — «Так сильно мог устать только бездельник». В народе такие состояния называют: «устал жить», «жизнь стала обузой», «несу груз на плечах» и т.п. Ларчик открывается просто: между энергией действия и энергией оправдания стоит знак равенства. Человек, оправдывающий свое бездействие, устает так же, как и человек решивший проблему. Чтобы хранить оправдания в своем разуме, необходимо потратить равнозначное количество энергии с реальными действиями по решению проблемы. При таком объяснении становится ясным, почему усталость сопутствует лени. Лень – это форма накопленной усталости из-за расхода энергии на удержание собственных оправданий. Ленивый, то есть оправдывающийся человек, стоит перед выбором – либо действие, либо оправдания. Необходимость выбора вызывает страх. Важность, которую человек видит в проблеме, только увеличивает страх. Если у лени отобрать оправдания, то, даже страшно сказать, придется принимать решения и действовать.
Уверенность в себе и оправдания. Уверенность не терпит оправданий. Уверенный человек говорит: «Я сделаю это», а неуверенный: «Я постараюсь сделать это, если». В первом случае между словом и делом нет «если», то есть, нет места для оправданий. Присутствует полная уверенность и видение конечного результата. Я сделаю это, потому что знаю. Зачастую, чтобы лишить человека уверенности, его грузят чувством вины и вынуждают оправдываться. Если это обычная игровая процедура, характерная для данной организации, играйте по ее правилам. Изобразите переживание чувства вины, а вместо оправданий покайтесь. Запомните: оправдываться перед окружающими категорически нельзя. Оправдание выглядит как конфликтоген. Если от вас ждут оправданий, не исключена провокация, в которой на вас все равно «повесят всех собак». Исключив мысли об оправдании, извинитесь и изложите свое видение проблемы. Даже если «не виноватая я! Он сам пришел» — все равно косвенно извинитесь («Вполне вероятно, что я заблуждаюсь, и, соответственно, — примите мои извинения»), и предложите свой вариант решения проблемы. Если вас не слышат и продолжают обвинять – примените стратегию избегания от конфликта – перемените тему разговора, сошлитесь на занятость или необходимость дополнительной информации для анализа проблемы. Главное, чтобы все уяснили: вы и оправдания не совместимы. Все поймут, что ваша значимость суду не подлежит.
Оправдания – это виноватость и защита, а уверенность – это нападение и риски. Оправдываться характерно для людей с низкой самооценкой, напичканных страхами и привыкших к позиции жертвы. Склонность к самокритике делает привычным самооправдания. Самодостаточные люди не признают самооправдания — «Королева – не оправдывается!» Манипуляторы всех мастей пытаются обвинениями вызвать чувство вины и вынудить вас на оправдания. Обвинениями они самоутверждаются за ваш счет. Скажите себе: «Оправданьям – нет! Я имею право на собственное мнение, и я ни в чем и ни перед кем не виноват».
Представьте, что вы опаздываете на родительское собрание. Заходите в класс, извиняетесь. Классный руководитель приветливо кивает вам и приглашает присаживаться. И тут один из родителей, которому вы не нравитесь, заявляет: «Опаздывать на родительское собрание – это проявлять к нему неуважение». На что опоздавший поворачивается к нему и отвечает: «Проявлять неуважение к родительскому собранию – это завалиться на него в свитере и джинсах. А заехать после работы домой, чтобы поменять рубашку и галстук, наоборот, проявить к родительскому собранию уважение». Тот начинает косноязычно оправдываться, что, мол, тут все свои, гостей и посторонних нет. Ничего страшного, что я пришел в джинсах». – «А почему вы так нервничаете?» Он начинает объяснять, что ничего он не нервничает. «А почему вы все время оправдываетесь?» — «Да не оправдываюсь я». Ему говорят: «Что вы все время лжете? Лжете и оправдываетесь? У вас это что, больной вопрос? Хотите об этом поговорить?». В конце концов, опоздавший доводит критика до истерики.
Объяснения и оправдания. «Объяснения – это чаще всего оправдания», — писал Бертольд Брехт. Думается, он заблуждался. Даже по интонации эти понятия существенно отличаются друг от друга: Если монолог идет с позиции сверху — это объяснение. Если с позиции снизу — оправдание. А если на равных – это обсуждение. Оправдания защищают собственное Эго, а объяснение – заботится о другом человеке.
Как вывести оправдания из своей речевой практики? Бороться с оправданиями на глубине эго довольно затруднительно. Достаточно контроля свое речи. — Определите характерные для вас оправдания в разных областях жизни. Например, оправдания по телефону: Кипит чайник, остывает обед; Кто-то позвонил в дверь; Садится трубка; Рожает кошка; Я сейчас в кино; Упс, я опаздываю в …; — Подберите замену своим оправданиям – «паразитам», запишите их и выучите; — Каждый день напоминайте себе о запрете оправданий; — Используйте диктофон и после разговора протестируйте его на оправдания; — Привлеките близких. Можно договориться с ними, чтобы они ловили вас на оправданиях. Если выявят оправдания – с вас штраф. Какой – вам решать.