мне грустно потому что весело тебе категория состояния

Карточки по теме «Слова категории состояния» 7 класс

мне грустно потому что весело тебе категория состояния. Смотреть фото мне грустно потому что весело тебе категория состояния. Смотреть картинку мне грустно потому что весело тебе категория состояния. Картинка про мне грустно потому что весело тебе категория состояния. Фото мне грустно потому что весело тебе категория состояния

мне грустно потому что весело тебе категория состояния. Смотреть фото мне грустно потому что весело тебе категория состояния. Смотреть картинку мне грустно потому что весело тебе категория состояния. Картинка про мне грустно потому что весело тебе категория состояния. Фото мне грустно потому что весело тебе категория состояния

1.Распределите предложения по трём колонкам, используя опорную таблицу. (см.выше).

Предложение, в состав которого входит:

3.Слово категории состояния.

А) Глаза светились радостно (2); Утро солнечно и радостно (1); На душе у ребят было радостно (3).

Б) Сегодня на улице спокойно(3); Лицо старика красиво и спокойно(1); На рассвете крепко и спокойно заснул ребенок(2).

В) Мне, право, неловко(3); Его поведение неловко(1); Он чувствует себя неловко(2);

Г) Он смотрел весело(2); Ему весело(3); Лицо его весело(1).

Д) Платье было красиво(1); Ученик рисовал красиво(2); В комнате красиво(3).

Е) Он легко отвечает на любые вопросы (2); Облачко легко, невесомо (1); Мне легко(3).

2. Найдите в текстах данных стихотворений слова категории состояния. Объясните свой выбор товарищу.

1. Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно. потому что весело тебе.
(М.Ю.Лермонтов).

2. Ель рукавом мне тропинку завесила.

Вечер. В лесу одному

3. Молча сижу под окошком темницы;

Синее небо отсюда мне видно:

В небе играют всё вольные птицы;

Глядя на них, мне больно, и стыдно.

4. В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмёт ведро,

Молча принесёт воды…

5. На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном,-

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

6. С вечера всё спится,

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

(А. Фет) 7. В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
(М.Ю. Лермонтов)

3. Распределите СКС по смысловым группам.

Душевное и физическое состояние человека

Состояние природы и окружающей среды

Больно, скучно холодно, досадно

Тепло и Сухо, темно, спокойно,

Лень, можно, нельзя, Стыдно

4. Спишите, укажите, какой частью речи является слово в сравнительной степени. Подчеркните его как член предложения.

1. Дети сегодня оделись теплее.2. Ты прав: поэту легче жить – в свободном слове есть отрада. (Н.Некрасов) 3. Я последнюю песню пою для тебя – и тебе посвящаю. Но не будет она веселей, будет много печальнее прежней, потому что на сердце темней и в грядущем еще безнадежней. (Н.Некрасов) 4.Теплее греет солнце.5. С твоим талантом стыдно спать, еще стыдней в годину горя красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать. (Н.Некрасов) 6.Скоро станет теплее.7. Чем дале – деревья все выше, а тени длинней и длинней. (Н.Некрасов)8. Всем стало веселее.9. Стали дни холоднее.

Комплексный анализ текста.

А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно по-весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.

Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н..кому не мешает: вот истинный образ мира во всем мире.

2. Определите тему и основную мысль текста. Определите, сколько микротем в тексте. Выделите главное в каждой микротеме.

3. Озаглавьте текст.

4. Каков стиль текста? Определите тип текста.

5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.

Составитель: А.А. Галкина,

учитель русского языка и литературы.

Источник

ОЦЕНКА ДУШЕВНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРИРОДЫ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Дымно, облачно, туманно,
Ветрено, темно, обманно,
Чисто, ясно, и морозно,
Холодно, свежо, и грозно,
Пыльно, жарко, сухо, тихо…
В лесу, на улице…

ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЯ + ИНФИНИТИВ

Надо, нужно, невозможно,
Возможно, можно, и нельзя,
Да необходимо…

___________________________________________________
Слова категории состояния отвечают на вопросы как?, каково? и обозначают оценку физического и эмоционального состояния человека и животных, оценку интеллектуального состояния человека, оценку состояния природы и окружающей среды, оценку действий по возможности их выполнения, желательности выполнения этих действий, а также эмоционально оценивают действие происходящее в предложении. Слова категории состояния в предложении всегда сказуемые!

__________________________________________________
Далее, для любителей русского языка и тем, кто желает лучше разобраться с этой, новой для языка, частью речи.

Развитие русского языка предопределяет, что в скором времени слова состояния займут своё законное место среди частей речи, как вполне самостоятельная (знаменательная) часть речи. Ещё в середине прошлого века в школьных учебниках о таковых и не упоминалось. Сейчас в комплексе учебников М. М. Разумовской, С. И. Львова слова состояния выделяются из наречия как группа слов, отличающаяся от наречий по ряду признаков. В комплексе учебников В. В. Бабайцевой слова состояния так же изучаются в главе «Наречие» и даются отличия от наречий. А вот в учебниках М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской категория состояния выделена в самостоятельную часть речи и дан её морфологический разбор. Попытаюсь обобщить известные факты.
У каждой части речи мы можем выделить ОГЗ, МП, СП. ОГЗ – общее грамматическое значение, МП – морфологические признаки, СП – синтаксические признаки. Самостоятельные части речи отвечают на вопросы.

Что называется Категорией состояния? Как можно это сформулировать?
Категорией состояния называются слова, отвечающие на вопросы:
как? каково? (кому-либо),
как? каково? (где-либо, когда-либо),
как? каково? (что-то делать),
и обозначающие:
1) оценку состояния живых существ (физического, эмоционального, интеллектуального…);
2) оценку состояния природы и окружающей среды;
3) оценку действия по возможности-желательности или эмоционально.
1), 2), 3) – это и есть ОГЗ – общее грамматическое значение слов состояния.
В учебниках пишут: Слова состояния обозначают состояние… Получается некая тавтология. Более грамотно и правильно, что слова категории состояния оценивают состояние.

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

Оценивать можно физическое состояние, эмоциональное состояние, интеллектуальное состояние и т. д. человека, животных, мифологических, сказочных существ и т.п. Общая «формула» выглядит так:

КАК? КАКОВО? – КОМУ-ТО физически; эмоционально, интеллектуально.
Кому-то – это мне, тебе, ему, ей, нам, вам, им (личные местоимения в форме дательного падежа). Или кому-то – это имя, кличка, прозвище в форме дательного падежа: Васе, Ире, Мяврику, Муське плохо, хорошо, жарко, холодно…
Мне сейчас плохо (физически или эмоционально).
Вам не жарко? (физически)
Им смешно… (эмоционально).
Да, мне понятно (интеллектуально).
На душе радостно (эмоционально).
Выучите рифмовку и у Вас, как говорится, под рукой всегда будут слова эмоционального состояния человека, животных:

Страшно, весело, приятно,
Радостно, смешно, отвратно,
Горько, сладко и досадно,
Беспокойно, безотрадно…

Жалко, жаль, противно, грустно,
Жутко, боязно, печально,
Совестно, тревожно, вкусно –
МНЕ ДУШЕВНО.

Одно из слов – лишнее. Найдите его и добавьте свои слова Категории эмоционального состояния.
В следующей рифмовке примеры слов категории состояния, обозначающих оценку физического состояния человека и животных:

Больно, плохо, жёстко, душно,
Тесно, тяжело, не скучно,
Мягко, хорошо, просторно –
ВАМ ФИЗИЧЕКИ.

Здесь также одно из слов лишнее. Найдите его и добавьте свои слова Категории физического состояния.
Примерами интеллектуальной оценки состояния человека могут быть слова:
ясно, понятно, интересно, скучно, невдомёк, неохота, лень …

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРИРОДЫ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Слова, оценивающие окружающую среду и природу отвечают на вопрос:

У нас ночью очень светло от звёзд (К. Паустовский).
Как? Каково? Когда-то – ночью светло;

В Крыму жарко.
Как? Каково? Где-то – в Крыму жарко;

Завтра будет холодно.
Как? Каково? Когда-то – завтра холодно.

Дымно, облачно, туманно,
Ветрено, темно, обманно,
Чисто, ясно и морозно,
Холодно, свежо и грозно,
Пыльно, жарко, сухо, тихо…
В ЛЕСУ, НА УЛИЦЕ…

ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЯ ПО ВОЗМОЖНОСТИ-ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ
ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО
ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЯ ПО ВРЕМЕНИ

Эмоционально оценивают действие (глагол в форме инфинитива) те же слова оценки эмоционального состояния живых существ:
жаль расставаться;
страшно подумать;
приятно познакомиться;
смешно так говорить;
горько вспоминать;
грустно возвращаться.

Пора вернуться. (Оценка действия по времени).
Время разбрасывать камни и время их собирать. (Оценка действия по времени).

МП – МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

И из постоянных признаков отметим, что, в соответствии с ОГЗ – общим грамматическим значением, СС – слова состояния можно поделить на три разряда:
1) СС, оценивающие состояние живых существ: мне грустно, человеку больно, одинокой собаке тоскливо и голодно;
2) СС, оценивающие состояние природы и окружающей среды: на улице темно, в лесу сыро, на озере прохладно, вчера было ветрено;
3) СС, оценивающие действие: грустно вспоминать, нельзя останавливаться, нужно собраться, поздно возвращаться.

СП – СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СЛОВ СОСТОЯНИЯ

Таким образом, мы рассмотрели, что слова категории состояния имеют все признаки (ОГЗ, МП, СП), присущие самостоятельным частям речи и вправе занять своё место в морфологической таблице.

Источник

Морфологический разбор слов категории состояния

Порядок разбора

3. Морфологические признаки:

а) неизменяемость;
б) степень сравнения (если есть).

4. Синтаксическая функция.

Образец разбора

Мне грустно потому, что я тебя люблю. (М. Лермонтов)

1. Грустно — слово категории состояния.

2. Обозначает психологическое состояние человека.

4. Является сказуемым в безличном предложении.

297. Спишите предложения. Выделите в них слова категории состояния. Определите значение слов категории состояния и их синтаксическую функцию. Докажите, что это слова категории состояния.

1. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. (Ч.) 2. Мне стало стыдно своего волнения, своей дрожи. (Ч.) 3. Солнце всё выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. (Т.) 4. Только поздней осенью бывает так хорошо. (Т.) 5. Трезвое, будничное настроение овладело мной, и мне стало стыдно всего, что я говорил у Волчаниновых, и по-прежнему стало скучно жить. (Ч.) 6. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом. Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чём? (Л.) 7. Нужно было бы съездить сначала в Новгород, впечатлиться там Феофаном Греком. (Сол.) 8. О шедеврах русской древней живописи трудно говорить с широким кругом людей. (Сол.) 9. Им, карасям, невозможно представить, что есть иные формы существования материи. (Сол.)

298. Сопоставьте предложения. Какой частью речи являются выделенные слова: наречием, кратким прилагательным, словом категории состояния? Аргументируйте свой ответ. Придумайте подобные предложения со словами тепло, холодно.

1. Спой мне песню, как синица тихо за морем жила. (П.) — На улице тихо. 2. Я весело бежал по тропинке. — Мне было очень весело. 3. Море спокойно. — На душе спокойно. — Степь спит спокойно.

Источник

Дидактический материал по теме «Слова категории состояния»

Дидактические материалы по русскому языку для 7 класса.

СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

В 7 классе на изучение темы «Категория состояния» отводится 6 часов по программе и два параграфа (по учебнику Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразовательных учреждений /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.) Для тех, кто работает по этому учебнику и др., эта тема вызывает особое затруднение, потому что для усвоения материала отведенных по программе часов недостаточно, не хватает практического и теоретического материала. Да к тому же эта тема помогает ученикам подготовиться к изучению в 8-м классе безличных предложений.
В связи с этим хочу предложить вниманию учителей дидактические материалы по этой теме.

Разграничение слов категории состояния и омонимичных им частей речи.

Чтобы отличать слова категории состояния от наречий и кратких прилагательных, можно использовать опорную таблицу.

Слово категории состояния (СКС)

К какому слову относится?

(Прощание было тягостно и печально)

(Мелодия звучала тягостно и печально)

Не зависит от других слов (На душе было тягостно и печально)

На какой вопрос отвечает?

Каков? Какова? Каковы?

Признак действия, названного сказуемым

Состояние природы, человека, оценку действия.

Каким членом предложения является?

Сказуемое в предложении без подлежащего

По родам и числам. (Можно заменить полной формой прилагательного)

Не изменяется (Можно заменить синонимичным наречием)

Не изменяется (Можно заменить синонимичным СКС)

Слово категории состояния

Он грустно по­смотрел на прияте­ля (функция обсто­ятельства образа действия). (функция именной части сказуемого в од­носоставном безлич­ном предложении).

Лицо его грустно, печально (функция именной части сказуемого в двусоставном предложении)

Те же различия характерны для форм простой сравнительной степени указанных частей речи. Сравнительная степень прилагательного в предложении обычно является именной частью сказуемого и поясняет признак подлежащего, например: Он был маленький, но стал выше. Сравнительная степень слова категории состояния является именной частью сказуемого в безличном предложении: Всем стало веселее. Сравнительная степень наречия служит обстоятельством и относится к глаголу-сказуемому, например: Он сделал много, но не больше, чем остальные.

1.Распределите предложения по трём колонкам, используя опорную таблицу. (см.выше).

Предложение, в состав которого входит:

3.Слово категории состояния.

А) Глаза светились радостно (2); Утро солнечно и радостно (1); На душе у ребят было радостно (3).

Б) Сегодня на улице спокойно(3); Лицо старика красиво и спокойно(1); На рассвете крепко и спокойно заснул ребенок(2).

В) Мне, право, неловко(3); Его поведение неловко(1); Он чувствует себя неловко(2);

Г) Он смотрел весело(2); Ему весело(3); Лицо его весело(1).

Д) Платье было красиво(1); Ученик рисовал красиво(2); В комнате красиво(3).

Е) Он легко отвечает на любые вопросы (2); Облачко легко, невесомо (1); Мне легко(3).

2. Найдите в текстах данных стихотворений слова категории состояния. Объясните свой выбор товарищу.

1. Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно. потому что весело тебе.
(М.Ю.Лермонтов).

2. Ель рукавом мне тропинку завесила.

Вечер. В лесу одному

3. Молча сижу под окошком темницы;

Синее небо отсюда мне видно:

В небе играют всё вольные птицы;

Глядя на них, мне больно, и стыдно.

4. В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмёт ведро,

Молча принесёт воды…

5. На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном,-

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

6. С вечера всё спится,

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

(А. Фет) 7. В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
(М.Ю. Лермонтов)

3. Распределите СКС по смысловым группам.

1) В избе было Тепло и Сухо. 2) Мне Больно. 3) По утрам было еще Темно. 4) Васе одному Скучно. 5) Ему Лень сойти с крыльца. 6) До­садно, что скоро придется покинуть вас. 7) Человеку Холодно без песни. 8) В городе Спокойно. 9) Можно сделать лучше. 10) Невозможно не видеть того, что происходит в стране. 11) Курить в общественных местах Нельзя. 12) Мне Стыдно не выполнить задание.

Душевное и физическое состояние человека

Состояние природы и окружающей среды

Больно, скучно холодно, досадно

Тепло и Сухо, темно, спокойно,

Лень, можно, нельзя, Стыдно

4. Спишите, укажите, какой частью речи является слово в сравнительной степени. Подчеркните его как член предложения.

Комплексный анализ текста.

Тихо. Между деревьями син..м столбом подымается прямой дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной.

А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно по-весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.

Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н..кому не мешает: вот истинный образ мира во всем мире.

1. Прочитайте текст. Что вы знаете об авторе текста?

2. Определите тему и основную мысль текста. Определите, сколько микротем в тексте. Выделите главное в каждой микротеме.

3. Озаглавьте текст.

4. Каков стиль текста? Определите тип текста.

5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.

6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.

Составитель: А.А. Галкина,

учитель русского языка и литературы.

мне грустно потому что весело тебе категория состояния. Смотреть фото мне грустно потому что весело тебе категория состояния. Смотреть картинку мне грустно потому что весело тебе категория состояния. Картинка про мне грустно потому что весело тебе категория состояния. Фото мне грустно потому что весело тебе категория состояния

мне грустно потому что весело тебе категория состояния. Смотреть фото мне грустно потому что весело тебе категория состояния. Смотреть картинку мне грустно потому что весело тебе категория состояния. Картинка про мне грустно потому что весело тебе категория состояния. Фото мне грустно потому что весело тебе категория состояния

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

мне грустно потому что весело тебе категория состояния. Смотреть фото мне грустно потому что весело тебе категория состояния. Смотреть картинку мне грустно потому что весело тебе категория состояния. Картинка про мне грустно потому что весело тебе категория состояния. Фото мне грустно потому что весело тебе категория состояния

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

мне грустно потому что весело тебе категория состояния. Смотреть фото мне грустно потому что весело тебе категория состояния. Смотреть картинку мне грустно потому что весело тебе категория состояния. Картинка про мне грустно потому что весело тебе категория состояния. Фото мне грустно потому что весело тебе категория состояния

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

мне грустно потому что весело тебе категория состояния. Смотреть фото мне грустно потому что весело тебе категория состояния. Смотреть картинку мне грустно потому что весело тебе категория состояния. Картинка про мне грустно потому что весело тебе категория состояния. Фото мне грустно потому что весело тебе категория состояния

В 7 классе на изучение темы «Категория состояния» отводится 6 часов по программе и два параграфа (по учебнику Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразовательных учреждений /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.) Для тех, кто работает по этому учебнику и др., эта тема вызывает особое затруднение, потому что для усвоения материала отведенных по программе часов недостаточно, не хватает практического и теоретического материала. Да к тому же эта тема помогает ученикам подготовиться к изучению в 8-м классе безличных предложений.
В связи с этим хочу предложить вниманию учителей дидактические материалы по этой теме.

Разграничение слов категории состояния и омонимичных им частей речи.

Чтобы отличать слова категории состояния от наречий и кратких прилагательных, можно использовать опорную таблицу.

Слово категории состояния (СКС)

К какому слову относится?

(Прощание было тягостно и печально)

(Мелодия звучала тягостно и печально)

Не зависит от других слов (На душе было тягостно и печально)

На какой вопрос отвечает?

Каков? Какова? Каковы?

Признак действия, названного сказуемым

Состояние природы, человека, оценку действия.

Каким членом предложения является?

Сказуемое в предложении без подлежащего

По родам и числам. (Можно заменить полной формой прилагательного)

Не изменяется (Можно заменить синонимичным наречием)

Не изменяется (Можно заменить синонимичным СКС)

Слово категории состояния

Он грустно по­смотрел на прияте­ля (функция обсто­ятельства образа действия). (функция именной части сказуемого в од­носоставном безлич­ном предложении).

Лицо его грустно, печально (функция именной части сказуемого в двусоставном предложении)

1.Распределите предложения по трём колонкам, используя опорную таблицу. (см.выше).

Предложение, в состав которого входит:

3.Слово категории состояния.

А) Глаза светились радостно (2); Утро солнечно и радостно (1); На душе у ребят было радостно (3).

Б) Сегодня на улице спокойно(3); Лицо старика красиво и спокойно(1); На рассвете крепко и спокойно заснул ребенок(2).

В) Мне, право, неловко(3); Его поведение неловко(1); Он чувствует себя неловко(2);

Г) Он смотрел весело(2); Ему весело(3); Лицо его весело(1).

Д) Платье было красиво(1); Ученик рисовал красиво(2); В комнате красиво(3).

Е) Он легко отвечает на любые вопросы (2); Облачко легко, невесомо (1); Мне легко(3).

2. Найдите в текстах данных стихотворений слова категории состояния. Объясните свой выбор товарищу.

1. Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно. потому что весело тебе.
(М.Ю.Лермонтов).

2. Ель рукавом мне тропинку завесила.

Вечер. В лесу одному

3. Молча сижу под окошком темницы;

Синее небо отсюда мне видно:

В небе играют всё вольные птицы;

Глядя на них, мне больно, и стыдно.

4. В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмёт ведро,

Молча принесёт воды…

5. На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном,-

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

6. С вечера всё спится,

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

(А. Фет) 7. В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
(М.Ю. Лермонтов)

3. Распределите СКС по смысловым группам.

Душевное и физическое состояние человека

Состояние природы и окружающей среды

Больно, скучно холодно, досадно

Тепло и Сухо, темно, спокойно,

Лень, можно, нельзя, Стыдно

4.Спишите, укажите, какой частью речи является слово в сравнительной степени. Подчеркните его как член предложения.

1. Дети сегодня оделись теплее.2. Ты прав: поэту легче жить – в свободном слове есть отрада. (Н.Некрасов) 3. Я последнюю песню пою для тебя – и тебе посвящаю. Но не будет она веселей, будет много печальнее прежней, потому что на сердце темней и в грядущем еще безнадежней. (Н.Некрасов) 4.Теплее греет солнце.5. С твоим талантом стыдно спать, еще стыдней в годину горя красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать. (Н.Некрасов) 6.Скоро станет теплее.7. Чем дале – деревья все выше, а тени длинней и длинней. (Н.Некрасов)8. Всем стало веселее.9. Стали дни холоднее.

Комплексный анализ текста.

А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно по-весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.

Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н..кому не мешает: вот истинный образ мира во всем мире.

2. Определите тему и основную мысль текста. Определите, сколько микротем в тексте. Выделите главное в каждой микротеме.

3. Озаглавьте текст.

4. Каков стиль текста? Определите тип текста.

5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *