мизансцена что это в театре
Мизансцена
Миз̀ансце́на (фр. mise en scène — размещение на сцене) — расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля (съёмок).
В качестве средства образного выражения мизансцена в драматическом театре получила свое развитие с рождением и становлением искусства режиссуры и сценографии. В эпоху актёрского театра «выходы» актёров на площадку и сценическая обстановка были по преимуществу функциональными. Это естественно: актёрский взгляд «изнутри» спектакля по определению не может разработать и оценить комплексное образное решение, включающее в себя все многочисленные и разнообразные компоненты сценического действия. Потребовался творческий взгляд «извне», — режиссёра и художника-сценографа, — чтобы понять, что эмоциональное воздействие на зрителей может быть многократно усилено постановочными эффектами — игрой света, музыкальными и звуковыми включениями, разработкой образа пространства спектакля, составной частью которого, несомненно, является и мизансцена.
В разработке мизансцен проявляется сложное диалектическое взаимодействие формы и содержания: выражение внутренней сущности конфликта, взаимоотношений, идеи, логики сценического действия через его форму, внешний визуальный образ спектакля. При этом построение точных мизансцен одинаково важно как при решении т. н. массовых сцен с участием большого количества действующих лиц и статистов, так и в композиционной разработке «малонаселенных» эпизодов, в том числе — и присутствии на сцене лишь одного героя.
Построение мизансцен находится в тесной связи с пластической разработкой образов. Так, при обучении в театральных вузах мастерству режиссёра, много внимания уделяется изучению законов композиции в изобразительном искусстве — особенно в скульптуре и живописи. Создание т. н. этюдов по мотивам классических полотен и скульптурных композиций — весьма важный аспект работы режиссёрских курсов.
В характере построения мизансцен находят свое выражение стиль и жанровая природа спектакля. Так, например, классическая трагедия подразумевает строгие и монументальные мизансцены, водевиль — легкие и подвижные, бытовая драма — реалистические и убедительные. Однако возможен и обратный, парадоксальный режиссёрский ход: когда мизансцена, на первый взгляд противореча общему стилевому решению спектакля, переводит его звучание в иную плоскость, обогащая его образ и придавая дополнительный объем. Так, например, в давнем трагическом спектакле театра им. Вахтангова «Антоний и Клеопатра», Михаил Ульянов в роли Антония, кончая жизнь самоубийством, поразительно неловко бросался на меч, закрепленный в полу сцены. Эта сцена была одной из самых пронзительных в спектакле: её непафосное, даже бытовое мизансценическое и пластическое решение давало очень сильный эмоциональный контрапункт восприятия.
Полноправными соавторами в разработке мизансцен, несомненно, выступают не только режиссёр и актёр, но и художник спектакля — как сценограф, так и автор костюмов. Так, сотрудничество Юрия Любимова с художником Д.Боровским в спектаклях театра на Таганке привело к созданию многих образных (в том числе — и мизансценических) решений, вошедших в золотой фонд отечественной театральной практики («А зори здесь тихие», «Гамлет» и др.).
Принципам творческого построения мизансцен уделяли много внимания режиссёры-реформаторы русской и советской сцены (К. С. Станиславский, В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов, А. Я. Таиров, Г. А. Товстоногов, А. В. Эфрос и др.).
Мизансцена
Из Википедии — свободной энциклопедии
Мизансце́на (фр. mise en scène — размещение на сцене) — расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля (съёмок).
В качестве средства образного выражения мизансцена в драматическом театре получила своё развитие с рождением и становлением искусства режиссуры и сценографии. В эпоху актёрского театра «выходы» актёров на площадку и сценическая обстановка были по преимуществу функциональными. Это естественно: актёрский взгляд «изнутри» спектакля по определению не может разработать и оценить комплексное образное решение, включающее в себя все многочисленные и разнообразные компоненты сценического действия. Потребовался творческий взгляд «извне», — режиссёра и художника-сценографа, — чтобы понять, что эмоциональное воздействие на зрителей может быть многократно усилено постановочными эффектами — игрой света, музыкальными и звуковыми включениями, разработкой образа пространства спектакля, составной частью которого, несомненно, является и мизансцена.
В разработке мизансцен проявляется сложное диалектическое взаимодействие формы и содержания: выражение внутренней сущности конфликта, взаимоотношений, идеи, логики сценического действия, художественного замысла, эмоциональной подлинности через его форму, игру, режиссуру, внешний визуальный образ спектакля. При этом построение точных мизансцен одинаково важно как при решении т. н. массовых сцен с участием большого количества действующих лиц и статистов, так и в композиционной разработке «малонаселенных» эпизодов, в том числе — и присутствии на сцене лишь одного героя.
Построение мизансцен находится в тесной связи с пластической разработкой образов. Так, при обучении в театральных вузах мастерству режиссёра, много внимания уделяется изучению законов композиции в изобразительном искусстве — особенно в скульптуре и живописи. Создание т. н. этюдов по мотивам классических полотен и скульптурных композиций — весьма важный аспект работы режиссёрских курсов.
В характере построения мизансцен находят своё выражение стиль и жанровая природа спектакля. Так, например, классическая трагедия подразумевает строгие и монументальные мизансцены, водевиль — легкие и подвижные, бытовая драма — реалистические и убедительные. Однако возможен и обратный, парадоксальный режиссёрский ход: когда мизансцена, на первый взгляд противореча общему стилевому решению спектакля, переводит его звучание в иную плоскость, обогащая его образ и придавая дополнительный объём. Так, например, в давнем трагическом спектакле театра им. Вахтангова «Антоний и Клеопатра», Михаил Ульянов в роли Антония, кончая жизнь самоубийством, поразительно неловко бросался на меч, закрепленный в полу сцены. Эта сцена была одной из самых пронзительных в спектакле: её непафосное, даже бытовое мизансценическое и пластическое решение давало очень сильный эмоциональный контрапункт восприятия.
Полноправными соавторами в разработке мизансцен, несомненно, выступают не только режиссёр и актёр, но и художник спектакля — как сценограф, так и автор костюмов. Так, сотрудничество Юрия Любимова с художником Давидом Боровским в спектаклях театра на Таганке привело к созданию многих образных (в том числе — и мизансценических) решений, вошедших в золотой фонд отечественной театральной практики («А зори здесь тихие», «Гамлет» и других).
Принципам творческого построения мизансцен уделяли много внимания режиссёры-реформаторы русской и советской сцены (К. С. Станиславский, В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов, А. Я. Таиров, Г. А. Товстоногов, А. В. Эфрос и другие).
Мизансцена. Её значение в спектакле
Какое значение имеет мизансцена в спектакле?
Мизансцена – это рисунок драматического действия.
Это вся совокупность движений, жестов, поз и ракурсов, соответствие выражений лиц, голосов, интонаций и молчаний; это вся целостность сценического произведения, проистекающего из одной идеи, которая порождает, управляет и сводит произведение воедино.
Режиссер творит эту скрытую, но, тем не менее, ощутимую связь, объединяет и соединяет его персонажей; устанавливает между ними таинственную атмосферу отношений, без чего драма даже в исполнении прекрасных актеров теряет лучшую часть своей художественной выразительности.
Умение создавать яркие, выразительные мизансцены является одним из важнейших признаков профессиональной квалификации режиссера».
Вспоминая о том, как готовились к репетициям такие великие режиссеры, как Станиславский, Немирович-Данченко, Вахтангов, он отмечал, что их режиссерские экземпляры пьес были исчерчены проектами будущих мизансцен (вплоть до положения поз и рук).
Правда, со временем, «в период своей творческой зрелости, эти выдающиеся режиссеры обычно отказывались от предварительной разработки мизансцен, предпочитая импровизировать их в процессе творческого взаимодействия с актерами непосредственно на самих репетициях.
Предварительная разработка мизансцен в виде подробной партитуры,— утверждал Б. Е. Захава,— также закономерна для начинающего или малоопытного режиссера, как импровизация — для зрелого мастера».
Подобное решение этой сцен случается только потому, что поиск режиссера и актеров был общим, обогащающимся, основанном на единой творческой методике.
Товстоногов убежден, что, если каждый из членов творческого коллектива «не будет ощущать себя одним из авторов будущего спектакля, не возникнет подлинного творческого процесса» и что «. роль режиссера вовсе не умаляется от того, что решение это нужно искать всем вместе».
С точки зрения работы режиссера, можно условно выделить два этапа:
1. Работа с художником над декорационным решением, определяющим стилевые принципы мизансцен.
2. Работа с актерами на репетиции таким образом, чтобы мизансцены рождались импровизационно.
По этапность работы над мизансценой необходима для адекватных действий актеров на сцене, «внутри» атмосферы, которую они должны передать.
Предназначение мизансцены – через физические, внешние взаимодействия между актерами показать их внутренние переживания, сущность конфликта их взаимоотношений, эмоциональное содержание, логику сценического действия, облекая его в эстетическую форму.
Задачи мизансцены – умело переключать внимание зрителя с одного действия на другое.
Мизансцена как художественный образ является языком режиссера, ярким средством воплощения режиссерского замысла, как в театре, так и в кинематографе и даже в фото.
Она способна объединить выразительные художественные действия (музыкальные, изобразительные, световые, цветовые, шумовые и т.д.) в единое гармоничное целое. Поэтому режиссер находится в тесном сотрудничестве не только с актерами, но и с художниками и т.д.
Искусство мизансцены заключается в особенной способности постановщика думать пластическими образами.
Жанр и стиль спектакля проявляется в характере мизансцены. Несколько последовательных мизансцен отображают режиссерский ход постановки или составляют режиссерский рисунок.
Составные части каждой мизансцены – это последовательный переход из одного действия в другое.
Каждая мизансцена, как и на полотнах художественных произведений, имеет свою композицию, то есть она организована в обусловленном сценическом пространстве таким образом, чтобы показать зрителю все слагаемые духовной жизни героев, их темпо-ритм и физическое самочувствие.
Принципы построения мизансцен
Каким важнейшим требованиям должна отвечать мизансцена?
Мизансцена (фр. Размещение актеров на сцене), расположение актеров на игровом пространстве в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в тот или иной момент действия.
Назначение мизансцены — через внешние, физические взаимоотношения между действующими лицами выражать их внутренние (психологические) отношения и действия.
Мизансцена — одно из важнейших средств образного выражения режиссерской мысли и один из важнейших элементов в создании театрализованного представления.
В непрерывном потоке сменяющих друг друга мизансцен находит себе выражение сущность совершающегося действия.
Действенные сцены должны, как в жизни соответствовать эмоциональному «заряду» и транслировать необходимую эмоцию, как «орудие» которым ведется конфликт к победе».
Прежде всего, эмоция, которую выражает актер мимическими мышцами, должно соответствовать пантомимическому действию тела. (См. тренинг «Актерское мастерство» на сайте http://мастерэмоций.рф).
Правильно выбранное действие мимики (эмоциональное транслирование) поможет верно произнести реплику, чтобы зритель верно»считал» то, что ему нужно для понимания смысла слов персонажа.
Таким образом, диалог и реплики актеров будут «правдиво» вести действие спектакля и производить на партнера искомое «впечатление».
Это поможет зрителю, сопереживать и «ошибаться» вместе с героями.
Более развернутая статья с определением и рисунками «выверки», то есть расстановки актеров и определение их физических действий на сцене можно увидеть или заказать на на сайте http://мастерэмоций.рф.
К.С. Станиславский говорит: начните целесообразно и логично, добиваясь определенного результата, действовать физически, и психическое возникнет само собой.
Действуйте, не беспокоясь о чувстве, и чувство придет. Можно использовать действие мышц лица (мимики) и эмоциональный заряд, может не с первого раза, но обязательно будет найден. См. «Азбука эмоций»на сайте http://мастерэмоций.рф
Умение создавать яркие, выразительные мизансцены является одним из важнейших признаков профессиональной квалификации режиссера. Это язык режиссера. В характере мизансцен больше, чем в чем-либо другом, проявляется стиль и жанр постановки. Через систему мизансцен. режиссёр придаёт спектаклю определённую пластическую форму.
Важнейшие требования, которым должна отвечать мизансцена:
1. Психологически Оправдана актёрами,
2. Возникать естественно, непринуждённо и органично.
3. Мизансцена должна быть действенна(взаимоотношения и борьба персонажей)
4. Композиционно организованна в определенной сценической среде и пространстве,
5. Вбирать в себя все слагаемые внутренней жизни персонажей, их физическое самочувствие, темпо ритм и.т.д.
Хорошая образная мизансцена никогда не возникает сама по себе и не может быть самоцелью для режиссера, она всегда является средством комплексного решения целого ряда творческих задач.
Сюда входит и раскрытие сквозного действия, и целостность оценки образов и физическое самочувствие действующих лиц и атмосфера, в которой протекает действие. Всем этим формируется мизансцена.
Мизансцена это самое материальное средство творчества режиссера.
Хорошо выстроенная мизансцена может сгладить недостатки мастерства актера и выразить его лучше, чем он делал это до рождения этой мизансцены.
Выстраивая представление необходимо помнить о том, что любая смена мизансцены означает поворот мысли. Частые переходы и перемещения исполнителя дробят мысль, стирая линию сквозного действия.
Особенно осторожно нужно обращаться с мизансценой, тогда, когда исполнители находятся на первом плане.
Ибо здесь даже самое маленькое движение считается как смена мизансцены. Строгость, чувство меры и вкус это те советчики, которые могут выручить режиссера в сложившейся ситуации.
Всякая, хорошо придуманная мизансцена должна отвечать следующим требованиям:
1.Должна быть средством наиболее яркого и полного пластического выражения основного содержания эпизода, фиксируя и закрепляя основное действие исполнителя, найденные в предшествующем этапе работы над пьесой.
2.Должна правильно выявлять взаимоотношения действующих лиц, происходящую в пьесе борьбу а также внутреннюю жизнь каждого персонажа в данный момент его сценической жизни.
3.Быть правдивой, естественной, жизненной, и сценически выразительной.
Мизансцена должна быть действенна (выражать взаимоотношения и борьбу персонажей), композиционно организована в определенной сценической среде и пространстве, вбирать в себя все слагаемые внутренней жизни героев, их физическое самочувствие, темпо – ритм т.п.
Необходима предварительная разработка мизансцен в виде подробной партитуры.
Режиссер должен уметь «увидеть» в своем воображении то, что он хочет реализовать на сцене, и мысленно сыграть увиденное за каждого участника данной сцены.
Только во взаимодействии эти две способности могут обеспечить положительный результат: внутреннюю содержательность, жизненную правдивость и сценическую выразительность.
Разработанные дома мизансцены – это только проект. Он должен пройти поверку и выдержать практическое испытание в процессе творческого взаимодействия режиссера с актерами.
Режиссер должен незаметно вести актера таким образом, чтобы эта мизансцена сделалась нужной актеру, необходимой для него, из режиссерской превратилась в актерскую.
Мизансценирование – это творческий процесс, а не механическая «разводка».
По степени значимости мизансцены бывают:
• Основные – служат для раскрытия основной мысли сцены(эпизода, отрывка) и имеют своё развитие в соответствии с нарастающей динамикой сквозного действия.
• переходные (проходные) – промежуточные перестроения, при помощи которых осуществляются переходы от одной мизансцены к другой (не прерывая логику действия, несут чисто служебную роль).Являются важнейшим элементом монтажа, соединяя художественные элементы и структурные части в единое органическое целое.
Мизансцены большей частью носят:
2. центробежный характер – когда все испытывают тенденцию оттолкнуться друг от друга.
3. Когда все действующие лица стремятся перенестись куда – то вне сценической площадки, с точки зрения экспрессии такая мизансцена называется – проекционной: композиция как бы проецируется на др. место целиком.
Главные качества М.: жизненная основа, действенность, пластическая контрастность и парадоксальность, ограничительная графика, контрапункт, непосредственность.
2. Глубинного построения (взят из кино, 1,2,3 план) : 1 план – авансцена и просцениум перед первой линией кулис, 2 план – центр сцены, уровень от 1 до 2 кулисы, хороши все виды мизансцен, 3 план – ближе к заднику, крупная пластика, массовые мизансцены, стоп-кадры, монументальные – все хороши.
3.Ракурсный (поворот фигуры на 180 градусов):развороты на зал (вынужденность, объект внимания, человек остаётся с самим собой, уходит на зал, физическое действие разворачивает актёра на зал), полуфас (выгоден для прямого общения, переход по диагонали), чистый профиль (окаменелость фигуры), полуспинный (сосредоточить внимание зрителя на главном объекте, подчёркивание таинственности, зловещности, переход или уход в этом ракурсе – диагональ обратная – недосказанность, скромность, стеснительность), спинные (несгибаемость, разочарование, прямая – стреляйте в меня, скорченная – огорченность. Удаление спиной – человек соединяется с природой, уходит в жизнь, ставит точку, спина – живой занавес, спинные м связаны с молчанием).
4. Иносказательный или знаковый принцип построения (связан с символом, знаком, метафорой, выстраиваем какой-либо знак: голубь, крест, сердце. Читается эта мизансцена по знаку и перестроению и построению).
Чертеж мизансцены «Спор Гавриловны и Мишеньки»
Мизансцены большей частью носят центростремительный и центробежный характер.
Когда все действующие лица стремятся перенестись вне сценической площадки с точки зрения экспрессии такая М. называется проекционной.
Распространены геометрические определения мизансцен. По отношению к зеркалу сцены – фронтальные, диагональные, круговые, кольцевые и.т.д.
По отношению к центру сцены – концентрические и эксцентрические.
Мизансцена может быть метафорической, гиперболической и иронической, а также главной и не главной, узловой, переходной, служебной и даже неизбежной и неминуемой.
Мизансцены бывают первого второго и третьего плана, а также есть ракурсы по углублению и высоте.
Практические виды мизансцен.
Что такое мизансцена
Многие режиссеры русской и советской сцены придавали большое значение творческому подходу к построению мизансцен. Это были такие именитые режиссеры как Г.А. Товстоногов, А. В. Эфрос, К. С. Станиславский, Е.Б. Вахтангов, В. Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров, и другие. Мизансцена в переводе с французского mise en scène— размещение на сцене. То есть расположение актеров в игровой среде в назначенных сочетаниях друг с другом и окружающей обстановкой в разные моменты представления или съемок.
Предназначение мизансцены – через физические, внешние взаимодействия между актерами показать их внутренние переживания, сущность конфликта их взаимоотношений, эмоциональное содержание, логику сценического действия, облекая его в эстетическую форму. Задачи мизансцены – умело переключать внимание зрителя с одного действия на другое.
Мизансцена как художественный образ является языком режиссера, ярким средством воплощения режиссерского замысла, как в театре, так и в кинематографе и даже в фото. Она способна объединить выразительные художественные действия (музыкальные, изобразительные, световые, цветовые, шумовые и т.д.) в единое гармоничное целое. Поэтому режиссер находится в тесном сотрудничестве не только с актерами, но и с художниками и т.д.
Искусство мизансцены заключается в особенной способности постановщика думать пластическими образами. Жанр и стиль спектакля или фильма проявляется в характере мизансцены. Несколько последовательных мизансцен отображают режиссерский ход постановки или составляют режиссерский рисунок. Составные части каждой мизансцены – это последовательный переход из одного действия в другое.
Каждая мизансцена, как и на полотнах художественных произведений, имеет свою композицию, то есть она организована в обусловленном сценическом пространстве таким образом, чтобы показать зрителю все слагаемые духовной жизни героев, их темпо-ритм и физическое самочувствие. Именно поэтому в театральных вузах, где обучаются режиссерскому мастерству, большое внимание уделяется обучению студентов законам композиции в изобразительном искусстве, а так же психологии.
Мизансцены чаще всего носят центробежный характер, когда все участвующие в ней актеры имеют тенденцию отталкиваться друг от друга. А так же центростремительный. В этом случае все участники сценической постановки стремятся друг к другу. Парадоксальность, контрапункт, ограничительная графика, пластическая контрастность, действительность, непосредственность и жизненная основа – вот основные качества мизансцен.
Виды мизансцен различаются по своему построению. Когда действующие лица стараются перенестись за пределы сцены, как бы проецируясь целиком на другое место, мизансцена является проекционной. По характеру передвижения на сцене различают динамические и статистические.
Так же по характеру мизансцены возможны иронические, строгие, гиперболические реалистические и метаморфические. В театральной терминологии принято подразделять мизансцены так же на главные, не главные, проходные, узловые, служебные, переходные, опорные, неизбежные и финальные.
В каждой мизансцене есть наиболее яркое главное действие, которое является ее композиционным центром. Все остальные операции должны быть подчинены этому зрелищу. Для этого у актеров есть определенные приемы. Композиционный центр мизансцены обычно точно освещается, чтобы сфокусировать внимание зрителя.
Чтобы правильно расположить актеров на сцене, режиссер обычно ориентируется на видение зрелища из зала зрителем, сидящим в середине 11-13 ряда. Выразительная мизансцена может родиться непроизвольно в процессе репетиции спектакля путем непосредственного взаимодействия и интуиции самих актеров.
Одним из принципиальных отличий мизансцены в кинематографии от театральной является то, что зритель в театре поставлен перед необходимостью отделять из общего частное и воспринимать представление аналитически. А в кино, наоборот, в основном зритель видит части зрелища и восстанавливает по ним общее в своем сознании.
Порядок мизансцен в фотографии, кино, театре и живописи равнозначны. В фотографии, так же существуют мизансцены, которые включают ракурсы участников и их выигрышное взаиморасположение. Каждая мизансцена подводит зрителя до сути режиссерской идеи.