мис что это такое в медицине расшифровка
Медицинские информационные системы
Что такое медицинские информационные системы базового уровня? Для чего они предназначены, где используются и чем отличаются от информационных систем других уровней? Разбираемся в нашей статье.
Что такое МИС
Медицинская информационная система (МИС) – это разветвленная информационная сеть, которая при помощи компьютерных технологий охватывает и связывает между собой все составляющие сферы здравоохранения в масштабе учреждения, региона и даже страны.
Первые МИС использовались для оптимизации простых, но трудоемких операций – регистрации и учета пациентов, записи на прием, финансовых расчетов. Современные системы автоматизируют весь процесс управления клиникой, берут на себя большую часть нагрузки по ведению медицинских записей и карт пациентов, а также упрощают взаимодействие с государственными органами управления, страховыми и социальными службами.
Какие МИС бывают
Существует несколько подходов к классификации медицинских информационных систем. Первый основан на технологическом устройстве цифровой платформы. Он описывает, каким предельным функционалом обладает каждая конкретная разработка МИС.
Второй подход определяет виды информационных систем применительно к сложившейся структуре отрасли здравоохранения, и их назначение. Согласно ему, выделяют четыре организационных уровня: базовый, учреждение, территориальный и государственный.
МИС базового уровня – это информационные системы, которые используют доктора в своей ежедневной практике. Они оказывают информационную, справочную, экспертную поддержку врачебной деятельности. Сюда же относят оборудование для проведения диагностических и лабораторных тестов, лечебного воздействия и автоматизированные рабочие места специалистов.
МИС уровня учреждения предназначены для использования в различных медицинских организациях. В их составе предусмотрены модули консультирования врачей в ходе диагностики и лечения пациентов, базы данных по количеству и составу работников клиники, адресному перечню населения, их медицинским картам, системы скрининга и профилактики. Информационные системы научно-исследовательских предприятий и профильных образовательных учреждений также входят в эту группу.
Территориальные МИС выполняют управленческую функцию на уровне региона, государственные или федеральные МИС – на уровне страны.
Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных уровней информационных систем в следующих разделах.
Классификация МИС базового уровня
Как мы писали выше, МИС базового уровня – это ежедневный инструментарий современного врача. Цели их внедрения:
Исходя из этого, внутри базовых МИС выделяют четыре группы подсистем. Каждая из них решает определенные задачи.
Первая группа – информационно-справочные системы. Они содержат определенный объем знаний и данных предметной области и предоставляют доступ к этим данным. Это может быть, например, перечень существующих торговых названий лекарственного препарата, который назначает врач, банк научных статей по описанным клиническим случаям какого-либо заболевания, и многое другое. Указанные системы не являются статичными. Их базы можно пополнять и обновлять.
Вторая группа – консультативно-диагностические системы, сокращенно КДС. В основе КДС лежит база знаний медицинских случаев по различным нозологиям – перечень симптомов, частота выражения, список возможных диагнозов, методы лечения и их результаты. Работа осуществляется в диалоговом режиме. Исходной информацией служат данные по состоянию наблюдаемого пациента. Внутри КДС разделяют на экспертные и вероятностные системы.
Вероятностные системы основываются на Байесовской статистике, то есть определяют степень доверия событию – априорную (по результатам всех данных имеющейся выборки) или личную, и на этой основе выводят условную вероятность того или иного заболевания.
Экспертные системы являются одной из разновидностей технологии искусственного интеллекта. Если вероятностные системы опираются на сухую статистику, то экспертные – на профессиональный опыт. Их создание является попыткой воспроизвести алгоритм врачебного решения при помощи компьютерных технологий.
Медицинские приборно-компьютерные системы (МПКС) – это совокупность оборудования для выполнения диагностических и лечебных процедур. Особенность этой группы базовых МИС – непосредственный контакт с телом пациента или его биологическим материалом. МПКС состоит из трех основных блоков:
Приборно-компьютерные системы широко применяются в области функциональной и лабораторной диагностики, мониторинга за состоянием больного, работы с медицинскими изображениями, оказания лечебного воздействия, а также для компенсации жизненно важных функций организма и протезирования.
Последняя группа, автоматическое рабочее место врача (АРМ врача). Это базовая единица цифровизации медицинского сектора. Общее назначение АРМов – управление информацией, которая составляет основу работы каждого конкретного специалиста. Под управлением понимается получение и ввод данных, их хранение, обработка (анализ), а при необходимости – поиск и распространение. Таким образом, все описанные выше группы базовых МИС должны иметь интеграцию с АРМ.
Автоматизированные рабочие места врачей используются как на базовом уровне, так и на уровне медицинских учреждений. Современные медицинские информационные системы предоставляют необходимый инструментарий для работы врачей практически любой специализации.
МИС уровня учреждение
Информационные системы, используемые в медицинских организациях, тоже подразделяются на несколько функциональных групп:
Задача МИС консультационных центров – предоставить информационную поддержку врачам в случае оказания неотложной помощи. Так же указанные системы обеспечивают работу самих консультационных центров.
Информационные банки – это системы, в которых содержатся необходимые данные по медицинским организациям и службам. Например, численность и перечень специалистов, описание закрепленной за учреждением территории, статистика по населению и другие.
Персонифицированные регистры можно отнести к системам информационно-справочного типа. В них агрегируются медицинские сведения по пациентам, которые обследуются в медцентре. Оцифровка и централизованное хранение записей существенно упрощают доступ к ним со стороны различных специалистов и администрации учреждения.
Системы скрининга направлены на повышение качества профилактики заболеваний, выявление групп риска и людей, которые нуждаются в оказании врачебной помощи. Работа с системой происходит через заполнение специальных анкет или в диалоговом режиме пациент-компьютер.
МИС профильных образовательных, научных и исследовательских учреждений решают задачи автоматизации и информатизации, только не лечебного, а учебного (или исследовательского) процесса.
МИС лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) предназначены для автоматизации и синхронизации работы медицинского учреждения и подразделений, входящих в его состав.
Все административные и врачебные действия, выполняемые сотрудниками ЛПУ, заносятся и отражаются в информационной системе. Можно отследить историю и вехи любого события. При этом события имеют строгую очередность, согласно регламенту работы учреждения и действующему законодательству. Попробуем объяснить это на простых примерах.
До начала практики в конкретной медорганизации, врач должен быть официально в ней трудоустроен. Для этого формируется пакет внутренних документов – приказ о зачислении работника в штат, трудовой договор и так далее. Информация о пополнении штата вводится в систему и сопровождается подписанными документами. До выполнения указанных действий невозможно будет сформировать необходимые права доступа для пользования МИС. Новый сотрудник не может работать в системе, заполнять электронную медицинскую карту, выписывать назначения. То есть каждое последующее событие не может быть создано, пока не оформлено предыдущее. Точно так же выстраивается работа с пациентами. Сначала больной проходит через приемное отделение, где оформляется его электронная карта, затем распределяется на профильное отделение, получает место в палате. Логика очередности и событийности сохраняется для каждого ответвления МИС в структуре ЛПУ, будь то хозяйственный учет или выполнение диагностического обследования.
Другой важной особенностью МИС лечебных учреждений является наличие нескольких уровней доступа в систему. Чаще всего это просмотр, внесение новых записей и изменение существующих. Каждый сотрудник имеет определенные права доступа или набор из нескольких возможных опций, например, и просмотр и редактирование. При этом специалисты отделений могут иметь право управлять записями только внутри модуля МИС своего отделения. Тогда как главный врач наделен полномочиями просматривать информацию по всем отделениями клиники.
Важно сказать о том, что наполнение МИС дифференцируется в зависимости от нужд конкретного подразделения ЛПУ или статуса самого учреждения. Выделяют готовые информационные решения для стационаров, служб скорой помощи, поликлиник.
Описанные в данном разделе группы МИС уровня учреждения могут входить в структуру МИС ЛПУ. И, как было сказано выше, неотъемлемой частью медицинской организации является комплекс автоматических рабочих мест для врачей.
МИС территориального и государственного уровня
На следующих уровнях внедрения МИС – территориальном и государственном – находятся органы управления отраслью. Их предназначение – организовывать лечебный процесс на подведомственной территории и эффективно управлять им. Для этого в профиле системы предусматривается модуль административного контроля и управления, модуль сбора статистических данных разных срезов. Кроме того, территориальные и федеральные ИС отвечают за формирование единой информационной среды для участников системы здравоохранения всех уровней. В основном это методические и нормативно-технические материалы, которыми должны руководствоваться специалисты в своей работе. Государственные МИС дополнительно оснащены отраслевыми подсистемами – профильных оборонных, чрезвычайных служб, и информационной системой для обеспечения работы самого Министерства здравоохранения.
Как выглядят современные МИС
На сегодняшний день классификация МИС, которую мы рассмотрели в данной статье, претерпела существенные изменения. Согласно законодательству РФ и положениям госпроекта по здравоохранению, уровень региона является наивысшим в иерархической структуре. Пул государственных МИС субъектов РФ (ГИС СЗ) замыкает так называемый цифровой контур (ЕГИСЗ). В основе находятся информационные системы медицинских (МИС МО) и фармацевтических организаций (ИС ФО). И более никакого сегментирования внутри МИС нет. Каждая единица здравоохранения, будь то частный врачебный кабинет или многопрофильная клиника, является медицинской организацией и использует соответствующую информационную систему с определенным набором функций. Перечень этих функций закреплен на уровне закона:
Далее, сообразно потребностям и структуре организации, доступны к подключению дополнительные технические решения. На примере одной из современных информационных систем, МИС qMS, рассмотрим обязательные базовые и дополнительные опции МИС.
Исходная композиция программы включает в себя:
Дополнительно могут быть настроены модули лаборатории (ЛИС qMS), трансфузионного отделения (ОТ qMS), работы с медицинскими изображениями (РИС qMS), телемедицины (ТИС qMS) и вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ qMS).
Помимо платформ для медицинских организаций, крупные разработчики предлагают решения для выстраивания цифровых «отношений» внутри медицинской сферы отдельных регионов. Так создатель МИС qMS, ЗАО «СП.АРМ», имеет в своем арсенале два таких продукта – региональную медицинскую информационную систему РМИС qMS и комплексную систему автоматизации территориального Фонда обязательного медицинского страхования – ТФОМС qMS.
К региональным системам, также как и к МИС МО, со стороны регулятора предъявляются определенные требования, которые необходимо учитывать при построении системы. Они должны иметь следующий функционал:
Виды медицинских информационных систем: какими бывают, классификация, назначение
Что такое МИС и какие задачи она решает
МИС — программное обеспечение, устанавливаемое на ПК, мобильное устройство или облачное решение для таких учреждений, как:
Амбулатории и поликлиники.
Санатории и другие ЛПУ.
Цель внедрения любой МИС — автоматизация всех процессов клиники, поэтому без нее не может обойтись ни одна медицинская организация. Даже через небольшую клинику проходит колоссальное количество информации, которую нужно систематизировать, хранить и обрабатывать. Кроме того, постоянно растут стандарты качества, предъявляемые к отчетности и оказанию услуг.
Внедрение медицинской информационной системы в клинике способно решить все ее задачи:
Общие задачи и автоматизация административно-хозяйственной части.
Задачи автоматизации бизнес-процессов.
Задачи по организации и проведению диагностических мероприятий.
Задачи финансово-экономического плана.
Расскажем, по каким признакам классифицируются медицинские информационные системы.
Классификация по уровням
Существует 4 уровня медицинских информационных систем: базовый, уровень медицинского учреждения, региональный и федеральный. Расскажем обо всех на примере программы ArchiMed+. Это модульная система и ее можно настроить под любой уровень.
Базовый уровень
Медицинские информационные системы базового уровня автоматизируют одно рабочее место. Если брать ArchiMed+, то это версия программы с одним модулем для врача или медрегистратора..
Электронная медицинская карта с историей болезни, результатами анализов, данными с прошлых приемов, информацией об обследованияхи другими данными.
Электронные медицинские справочники, например МКБ 10 и другие.
Готовые шаблоны и бланки документов: справок, выписок, больничных листов и так далее. Врачу не придется заниматься бумажной волокитой, распечатать нужный документ можно в пару кликов.
Такая МИС подойдет микроклиникам с одним-двумя специалистами или врачам частной практики ЛПУ побольше понадобится система следующего уровня.
Такая МИС подойдет микроклиникам с одним-двумя специалистами
Уровень клиники
Самый распространенный класс медицинских информационных систем. Автоматизирует работу на уровне клиники. Все специалисты и участки работы заведены в систему и взаимодействуют между собой через нее.
Модулей здесь побольше:
«Врач». О нем мы писали выше, когда разбирали МИС базового уровня. Модуль автоматизирует рабочее место одного специалиста.
«Регистратура». Автоматизирует рабочее место медрегистратора или администратора клиники. Это про запись на прием, ведение базы пациентов, оформление документов, прием звонков и так далее. Все то, что делает обычная регистратура, только в разы быстрее и без бумажной волокиты.
«Касса». Обеспечивает прием оплаты (онлайн и наличными, или банковской картой), выдачу чеков и полностью закрывает вопрос в разрезе соблюдения закона № 54 ФЗ о контрольно кассовой технике. Обычно модуль «Касса» работает совместно с модулем «Регистратура», так как вопросами оплаты услуг занимается администратор.
«Отчеты». В этот модуле находится информация для руководителя клиники. Это всевозможные отчеты по оказанным услугам, сотрудникам, отделениям, финансовым показателям.
«Стационар». Автоматизирует работу стационара. В системе отражаются данные о пациентах, количестве свободных мест и коек, перевода из отделения в отделение, ходе лечения и так далее.
Модулей может быть и гораздо больше. Это и CRM-система, автоматизация лаборатории, IP-телефония, маркетинговые и другие инструменты. Но самое главное, модули работают не сами по себе, а в сочетании друг с другом. Именно так достигается автоматизация всего процесса. Все сотрудники имеют доступ к данным в соответствии с правами.
Допустим, медрегистратор записал пациента на прием. Данные сразу получает врач: кто, когда, что лечим, анамнез, анализы. Руководителю передается отчет, касса выдает чек, система складского учета списывает лекарства и медицинские материалы. И все это — автоматически, без всякого хождения с бумажками из кабинета в кабинет.
Но если масштабы не ограничиваются одной клиникой, понадобится МИС следующего уровня.
Самый распространенный класс медицинских информационных систем. Автоматизирует работу на уровне клиники
Региональный уровень
Такая медицинская информационная система нужна большим сетевым клиникам с филиалами в разных городах. Здесь нужен модуль для управления филиалами. Туда стекается информация от региональных отделений, хранится, обрабатывается и анализируется.
Расскажем, как это работает на примере МИС ArchiMed+ — многоуровневой программы,которая может быть использована при любом масштабе деятельности ЛПУ.
На уровне специалиста (базовом) программой пользуются рядовые сотрудники.
В клинике специалисты заведены в одну общую систему и работают в ней совместно. Руководитель видит картину в целом через отчеты.
Руководство сети управляет филиалами через отдельный функционал. Им нужна сводная информация по каждому филиалу для полной картины.
Плюс в том, что на каждом уровне не нужна отдельная система: все делается в МИС ArchiMed+.
Последний уровень — федеральный
Нужна для управления медицинскими услугами в масштабе страны. Такую использует, например, Минздрав. В разрезе частной медицины МИС федерального уровня нужны сетевикам, работающим на всю РФ.
Здесь есть надстройка высшего уровня, она нужна для управления региональными подразделениями.
Классификация по способу исполнения
Здесь есть три группы.
Коробочные МИС
Программное обеспечение устанавливается на компьютеры клиники, и вся информация хранится здесь же. Это самый распространенный вариант: он на сто процентов обеспечивает соблюдение российского законодательства в части защиты персональных данных. К тому же некоторые технические моменты, например выгрузку в ЕГИСЗ, можно реализовать только на «коробке».
Облачные МИС
Распространены куда меньше из-за некоторых законодательных и технических ограничений. В случае с «облаком» программа не принадлежит клинике: ЛПУ просто получает доступ к работе в МИС за абонентскую плату. Данные и интерфейсная часть хранится на удаленном сервере. Именно поэтому ни поставщик услуги, ни клиника не могут гарантировать, что персональные данные пациентов не попадут к третьим лицам.
МИС смешанного исполнения
Здесь интерфейсная часть устанавливается на компьютеры клиники, а данные пациентов и другая информация хранятся в облаке. Такие МИС совмещают достоинства и недостатки коробочных и облачных медицинских программ.
Классификация по типу ЛПУ
Разделение больше условное, но имеет место быть.
МИС для клиник
Автоматизируют работу медицинских учреждений общей практики: терапия, хирургия, кардиология и так далее. Внутри зашит весь необходимый функционал для таких ЛПУ: модули, шаблоны документов, справочники и так далее.
МИС для аптек, фармацевтической отрасли и торговли лекарствами
Специализированные МИС
Такие МИС разрабатываются предметно, например для стоматологий. Здесь нет ничего лишнего, а только то, что нужно в работе стоматолога: история болезни с медицинской формулой, стоматологическая карта 043/у, интеграция с рентгенкабинетами. Общие модули для регистратуры или руководителя также адаптированы под специфику стоматологий.
Для стоматологий подойдет отраслевое решение — МИС для стоматологий или универсальная программа ArchiMed+
Универсальные МИС
Такие программы, как ArchiMed+, подойдут любой из вышеперечисленных категорий. Здесь есть функционал для аптеки (товароучетная система) и инструменты для клиники любого профиля: стоматология, косметология, общие направления и множество других.
Классификация по способу оплаты
МИС с абонентской платой
Обычно распространяется на облачные медицинские программы. Все логично: доступ предоставляется до тех пор, пока клиент платит абонентскую плату. Продукт, де-факто, не принадлежит клинике, она пользуется ей на правах аренды.
МИС в собственности клиники
Работает с коробочными программами по стандартной схеме: клиент покупает продукт в собственность как и любой другой софт. Заплатить нужно один раз, ну или оформить рассрочку.
Такой расклад выгоднее: рано или поздно вложения окупятся и начнут приносить прибыль. Абонентскую плату за пользование облачной программой клиника платит на протяжении всего времени использования продукта. Посчитайте сами: при абонентской плате в 3 тысячи в месяц годовые затраты составят 36 тысяч рублей. Это сопоставимо со стоимостью коробочной МИС. Если упростить, при прочих равных она окупится примерно через один год-полтора.
Надеемся, наша классификация поможет вам с выбором медицинской информационной системы. А если у вас остались вопросы, вы можете задать их нашим менеджерам по телефону 8 800 301 03 73 или оставив заявку на сайте.
Классификация и виды медицинских информационных систем
Что такое информационные системы (ИС), и какое отношение они имеют к медицине? Разбираемся, как появились медицинские ИС, для чего они нужны и почему правильный выбор системы так важен каждой клинике.
Что такое медицинская информационная система или МИС? Это глобальное информационное поле, внутри которого объединены и связаны между собой все элементы и участники сферы здравоохранения: пациенты, врачи, оборудование и исследовательский комплекс, органы управления отраслью.
Зачем нужны МИС
Создание систем данных обычно преследует две глобальные цели:
Первые МИС в России появились в 2000‑х гг. Их использование было личной инициативой отдельных лечебных учреждений. Эти системы, за редким исключением, решали локальные задачи: например, позволяли записаться на прием к врачу через интернет.
Кадр из телесериала «Доктор Хаус» (House, M.D.)/Телеканал Fox
В 2011 году цифровизация медицины в России стала одним из приоритетных направлений государственной политики. Была утверждена Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и цели ее внедрения. На каждом уровне эти цели различаются.
Для руководства:
В первичном звене:
Для населения:
Какие задачи позволяют решать МИС
Становится очевидно, что для каждого ответвления отрасли внедрение масштабной сети, объединяющей всех ее участников, позволит решить большое количество накопившихся проблем.
В первую очередь речь идет об экономии и более рациональном использовании рабочего времени врачей и медперсонала, — это будет происходить за счет автоматизации большого количества административных обязанностей. Также использование специальных компьютерных программ повысит прозрачность и точность учета оборудования, техники, лекарств, денежных средств и иных ресурсов. Кроме того, согласованность и оперативное взаимодействие всех участников сферы здравоохранения повысит качество медицинской помощи, а качество управленческих решений вырастет за счет составления проактивной аналитики и понимания состояния отрасли в режиме реального времени. И самое главное: все это будет работать на улучшение социально значимых показателей жизни и здоровья населения в целом.
Классификация МИС по иерархии управления
В зависимости от особенностей решения, МИС относят к различным типам информационных систем. Рассмотрим две наиболее известные классификации — по иерархической структуре и по внутренней организации системы (классификация Gartner).
Классификация МИС по иерархии управления была предложена в начале 2000‑х годов. Согласно ей выделяется четыре уровня отрасли: базовый, уровень учреждения, территориальный и федеральный (государственный). Внутри каждого уровня МИС дополнительно дифференцируются исходя из спектра решаемых задач.
Базовый уровень
Здесь осуществляется информационная поддержка работы специалистов — врачей разного профиля.
Кадр из телесериала «Доктор Хаус» (House, M.D.)/Телеканал Fox
Сюда относят такие системы как:
Уровень учреждения
МИС уровня «учреждение» предполагает большее количество участников процесса, разветвленную структуру подразделений и необходимость взаимодействия как в рамках отдельного подразделения, так и между ними. В базу вносятся данные не только о пациенте, получающем медицинскую помощь, но и обо всех потенциальных пациентах, прикрепленных к этому учреждению (например, если речь идет о поликлинике), а также о составе и численности его работников.
Кадр из телесериала «Доктор Хаус» (House, M.D.)/Телеканал Fox
Кроме того, этот тип МИС аккумулирует в себе определенное число систем базового уровня. В разрезе учреждения выделяют информационные системы:
МИС территориального и федерального уровня
Медицинские информационные системы территориального и федерального уровня решают ряд вопросов управления в масштабе отдельных регионов или всей страны, включая отраслевые и специализированные направления, ведут статистический мониторинг для последующей оптимизации работы сферы здравоохранения, инфоподдержку нижестоящих по иерархии ИС, а также создают общее информационное пространство в отрасли.
Классификация МИС по внутренней организации
В зависимости от возможностей, которыми обладает система, выделяют пять поколений МИС: Сборщик (The Collector), Документатор (The Documentor), Помощник (The Helper), Коллега (Colleague), Наставник (Mentor).
Первое и второе поколение позволяют наладить работу с медицинской документацией и упростить формирование отчетности. Третье поколение интегрирует в систему визуальные данные исследований, поддерживает подключение пользователя к общим информационным сетям разного масштаба. Четвертая и пятая ступени развития МИС описывают этап перехода от накопления данных к их анализу и интерпретации с использованием информационных технологий. На последнем уровне развития, Наставник/Ментор, система выдает перечень возможных диагнозов и предлагает конкретные методы лечения.
Классы МИС и функции каждого класса
Заложенные принципы классификации применяются и в существующей структуре единого цифрового контура здравоохранения в России. Сохраняется вертикальная иерархия по территориальному признаку, вводится отраслевое деление на медицинские (МИС МО) и фармацевтические организации (ИС ФО). При этом уровень развития, если говорить про архитектуру системы, должен быть не менее третьего поколения. А учитывая интеграцию МИС по отдельным медорганизациям в глобальную сеть, нужно вести проектирование с использованием модуля сопровождения принятия врачебных решений.
Класс 1: региональный уровень медицинских систем (ГИС СЗ)
Первый уровень (класс) МИС — региональный, поддерживается государственной информационной системой здравоохранения субъектов Российской Федерации (коротко ГИС СЗ).
Кадр из телесериала «Доктор Хаус» (House, M.D.)/Телеканал Fox
В ранее принятой терминологии ему соответствуют РМИСы. ГИС СЗ объединяет сведения подчиненных ИС и выполняет следующие функции:
Класс 2: МИС МО
Второй класс, МИС МО тождественны уровню «учреждение». Базовые МИС не выделяются в отдельный класс и естественным образом существуют в составе всей системы. Каждая МО должна быть интегрирована в общую сеть и иметь необходимый инструментарий для выполнения предписанных законом требований: собирать, хранить, обрабатывать и предоставлять по запросу медицинскую информацию. Функции МИС МО:
Класс 3: ИС фармацевтических компаний
В третий класс выделены ИС фармацевтических компаний. К их функциям относится учет рецептов (и бумажных, и электронных), учет выдачи лекарств, лечебного питания, медизделий, учет оборота лекарств, предоставление отчетности.
Примеры МИС для медицинских организаций
Из описания принципиального устройства МИС становится понятно, что их IT-решение должно быть универсальным, то есть подходить как крупному центру федерального уровня, так и небольшому фельдшерскому пункту. Кроме того, нужна возможность встройки дополнительных модулей в зависимости от потребностей и функций конкретного учреждения.
Одним из примеров такого решения является МИС qMS. Платформа qMS обладает всеми преимуществами современных инфосистем в области медицины. Помимо основных функций доступны дополнительные интеграции — для лабораторий (ЛИС qMS), радиологии (РИС qMS), вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ qMS). Включать эти подсистемы в работу или нет, решает руководство медицинского учреждения — они доступны в исходной композиции программы.
Кадр из телесериала «Доктор Хаус» (House, M.D.)/Телеканал Fox
Архитектура qMS спроектирована на уровне «Помощник/Коллега», то есть алгоритмы программы не только накапливают, но и анализируют данные, вычленяя причинно-следственные связи. Проще говоря, в qMS реализован модуль поддержки принятия врачебных решений.
МИС qMS — одна из первых комплексных систем на российском рынке. Кроме цифровизации отдельных лечебных учреждений компания-разработчик, ЗАО «СП.АРМ» предлагает готовые решения для целых регионов (РМИС qMS).
Откуда пошли МИС: базовое понятие информационной системы
Может показаться, что термин «информационная система» возник относительно недавно, с появлением и развитием компьютерных технологий. Но это не совсем так. Технологии — ответ на потребность общества облегчить и упростить работу с непрерывно растущим объемом информации. Примером такой технологии докомпьютерной эпохи может служить обычная библиотека: именно в библиотеках были выработаны первые принципы классификации и систематизации данных (книг, газет и журналов), относящихся к разным предметным областям и даже эпохам.
МИС являются одним из множества видов информационных систем, обеспечивающих функционирование определенной области. Под информационной системой вообще, без привязки к сфере использования, понимают ряд связанных между собой элементов: электронных устройств, технических платформ, людей, материальных и нематериальных ресурсов, действующих сообща с единой целью — создать некий массив данных и возможность оперировать ими (вносить, хранить, обрабатывать, находить и распространять).
Какие ИС бывают
В зависимости от архитектуры, степени участия персонала в работе, характера взаимодействия с данными и области решаемых задач, выделяют следующие типы информационных систем:
Инфосистемы успешно применяются во многих сферах. Например, массовое распространение получили геоинформационные системы (Яндекс.Карты, Google.Карты), которые собирают и публикуют пространственные данные (координаты) различных объектов (улиц, зданий, организаций) в масштабе всей планеты. Государственной ИС является портал «Госуслуги», который позволяет удаленно оформить ряд документов и получить справку о работе госучреждений.