мирская жизнь что это
Мирская жизнь
Мирская жизнь – жизнь на этом свете, жизнь людей в реальном времени на земле, предшествующая их Последней жизни. См. также: дунья
«Мирская жизнь — всего лишь игра и потеха, а последняя обитель лучше для тех, кто богобоязнен. Неужели вы не разумеете?»
Священный Коран. Сура 6 «Аль-Анам» / «Скот», аят 32
«Когда же Он спасает их, они бесчинствуют на земле без всякого права на то. О люди! Ваши бесчинства обернутся против вас самих. Это — преходящее наслаждение мирской жизнью. Потом Вы возвратитесь к Нам, и Мы поведаем вам о том, что вы совершали»
«Мирская жизнь подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба и благодаря которой (или с которой) смешиваются земные растения, идущие в пищу людям и животным. Когда же земля покрывается убранством и приукрашается, а ее жители полагают, что они властны над ней, Наше повеление постигает ее ночью или днем. Мы превращаем ее в жнивье, словно еще вчера она не изобиловала. Так Мы разъясняем знамения для людей размышляющих»
«Аллах призывает к Обители мира и благополучия и наставляет на прямой путь тех, кого пожелает»
Священный Коран. Сура 10 «Йунус» / «Йона», аят 23, 24, 25
«Не заглядывайся на то, чем Мы наделили некоторых из них (неверующих), чтобы подвергнуть их этим искушению. Это — блеск земной жизни, а удел твоего Господа лучше и долговечнее»
Священный Коран. Сура 20 «Та Ха» / «Та Ха», аят 131
«Аллах добр к Своим рабам и наделяет уделом, кого пожелает. Он — Всесильный, Могущественный»; «Тому, кто пожелал нивы Последней жизни, Мы увеличим его ниву. Тому же, кто пожелал нивы мирской жизни, Мы дадим из нее, но ему не будет доли в жизни Последней»
Священный Коран. Сура 42 «Аш-Шура» / «Совет», аят 20
«Богатство и сыновья — украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды»
Священный Коран. Сура 18 «Аль-Кахф» / «Пещера», аят 46
«Мирская жизнь кажется неверующим прекрасной. Они глумятся над теми, кто уверовал. Но в День воскресения богобоязненные окажутся выше них. Аллах дарует удел без расчета, кому пожелает»
Священный Коран. Сура 2 «Аль Бакара» / «Корова», аят 212
«Мирская жизнь — всего лишь игра и потеха. Если вы уверуете и будете богобоязненны, Он дарует вам вашу награду и не попросит у вас вашего имущества»; «Если же Он попросит у вас его и проявит настойчивость, то вы поскупитесь, и Он выведет наружу вашу злобу (или зависть)»
Священный Коран. Сура 47 «Мухаммад», аят 36, 37
«Тому, кто преступил границы дозволенного и отдал предпочтение мирской жизни, пристанищем будет Ад»
Священный Коран. Сура 79 «Ан-Назиат» / «Исторгающие», аят 37-39
10 аятов и хадисов о том, что такое мирская жизнь
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Любовь к мирской жизни увлекает нас в потоке суеты и заставляет забыть о том, что действительно важно. Толкает на самые скверные поступки, которые разрушают веру, достоинство, отношения. Чтобы не допустить таких последствий, нам нужно почаще вспоминать слова Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, напоминающие о сути мирской жизни и тяготах любви к ней.
• «Мир этот и мир вечный можно сравнить с пальцем, который ты опускаешь в море и смотришь, с чем он вернется» (Муслим).
• «Земная жизнь подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба и благодаря которой (или с которой) смешиваются земные растения, идущие в пищу людям и животным. Когда же земля покрывается убранством и приукрашается, а ее жители полагают, что они властны над ней, Наше повеление постигает ее ночью днем. Мы превращаем ее в жнивье, словно еще вчера она не изобиловала. Так Мы разъясняем знамения для людей размышляющих. Аллах призывает к обители мира и благополучия и наставляет на прямой путь тех, кого пожелает» (сура «Юнус», аяты 24-25).
• «Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения. Скажи: «Рассказать ли вам о том, что лучше этого? Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть Райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно, а также очищенные супруги и довольство от Аллаха» (сура «аль Имран», «Семейство Имрана», аяты 14-15).
• Рассказывают как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо мертвой овцы и сказал: «Вы видите как небрежно обошлись хозяева с этой овцой?» Ему ответили: «Конечно, даже бросили ее тут». Он сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа: мирская жизнь значит для Аллаха еще меньше, чем эта овца для своих хозяев. И если бы она для Аллаха значила столько же, сколько крыло мухи, то Он бы не напоил неверующего и глотком воды». (Ахмад. Также передал Муслим с похожими словами).
• «Земная жизнь проклята, и проклято все, что в ней, кроме того, что для Аллаха» (Ибн Маджа, ат-Тирмизи).
• «Земная жизнь приятная и благоухающая. И Аллах оставил вас наместниками на ней и смотрит, как вы поступите. Поистине, сыны Исраиля, когда им были предоставлены все блага земной жизни, соблазнились украшениями, женщинами, благовониями и одеждами и заблудились» (Муслим, ан-Насаи).
Всевышний Аллах через Коран и Сунну предупредил Своих рабов об опасности чрезмерной увлеченностью мирской жизнью. В наше время, когда мы начали пользоваться удобствами и удовольствиями прогресса, иными словами, когда перед нами раскрывается многообразие мирских благ, это предупреждение особенно актуально. Потому что именно чрезмерная увлеченность (а не умеренное пользование дарами Аллаха) втягивают в водоворот грехов и заблуждений.
Так, от аль-Хасана передается: «Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к своим сподвижникам и сказал: «Кто-нибудь из вас хочет, чтобы Аллах избавил его от слепоты и вернул ему его зрение?
Сердце стремящегося к благам мирской жизни и возлагающего на нее большие и долгосрочные надежды Аллах ослепит по мере его привязанности к ней. А отрекшемуся от нее и не возлагающему на нее надежд Аллах даст знания без обучения и руководство. Поистине, после вас придут люди, которые смогут владеть имуществом и удерживать его только убийствами и жестокостью, богатством – посредством похвальбы и скупости, любовью – лишь через потакание своим желаниям.
И тот, кто доживет до того времени, но будет терпеливо переносить бедность, имея возможность быть богатым, стойко переносить ненависть, будучи способным заслужить любовь, терпеть унижение, будучи способным достичь величия – всем этим стремясь лишь к лику Всевышнего Аллаха, получит награду, равную награде пятидесяти правдивейших».
Пусть Всевышний не позволит нашим сердцам обмануться и сохранит их на истине и терпении!
Понимание сущности мирской жизни
Хвала Всевышнему, Который сделал этот бренный мир провизией для Вечного Мира, провизией для тех, кто воспользуется этим миром. Хвала Создателю, Который сделал этот мир кусочком Рая для тех, кто оправдал доверие Всевышнего. Да благословит Аллах и приветствует Своего Любимца нашего господина Мухаммада, который обучил нас тому, как относиться к этому миру и как подготовиться к Вечному Миру.
Всё благое, что мы совершаем в этом мире, помогает нам добиться довольства Всевышнего, содействует в осуществлении повелений Аллаха – всё это является провизией верующего для Вечной Жизни.
Всё то, что противоречит повелениям Всевышнего; то, что запретил Аллах; всё то, что становится причиной вреда – всё это зло, всё это мирское (дунья), от которого нас предостерегал Пророк (мир ему и благословение). Дунья – причина порочности и пороков, причина лишения благ в Ахирате.
Мы все знаем, что не имеет ценности то, что отдаляет нас от Всевышнего, отвлекает от Его поминания. Всевышний говорит (смысл):
يا أيها الذين آمنوا لا تلهكم أموالكم ولا أولادكم عن ذكر الله ومن يفعل ذلك فأولئك هم الخاسرون
«О вы, которые уверовали! Не давайте своему имуществу и детям отвлекать вас от поминания Аллаха. А тот, кого отвлекают от этого его имущество и дети, потерпит убыток в День воскресения». Понесут урон в Судный День те, кто не поминал Аллаха из-за своего имущества и детей.
В другом аяте говорится (смысл):
وما أموالكم ولا أولادكم بالتي تقربكم عندنا زلفى إلا من آمن وعمل صالحا
«Ни ваши богатства, ни ваши дети не являются тем, что приблизило бы вас к Нам,разве только тех, которые уверовали и творили благое».
Поистине те, которые уверовали, знают, как распоряжаться имуществом и как воспитывать детей, чтобы быть из числа тех, которых приведут к водоёму Пророка (мир ему и благословение). О таких рабах Всевышний говорит в аяте: «тех, которые уверовали и творили благое». Это верующие, средством приближения ко Всевышнему которых являются их дети и имущество.
К сожалению, дети и имущество для основной массы людей не служат средством приближения, так как их имущество и потомство, отклонило людей от того, для чего они созданы.
Становится очевидным, что когда красота этого мира возобладает над нашим сердцем, заняв в нём незаслуженное место – это приводит к отклонению от истинного пути и достоверных знаний, отдаляет от довольства Всевышнего.
Пророк (мир ему и благословение) обратил особое внимание на то, чтобы мы не увлекались тем, что отдаляет нас от Всевышнего. Стремление к тому, что препятствует человеку в возвышении на высокие уровни, является большим бедствием человека.
Дунья не имеет абсолютно никакой цены, как это разъяснил Пророк (мир ему и благословение). Передаёт имам Муслим, имам Ахмад и аль-Байхаки, что Джабир ибн Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) сообщил, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проходил по рынку. Люди находились по обе стороны от него. И тут, проходя возле мёртвого, безухого козлёнка, он подошёл к нему и указал на него, а затем спросил: «Кто-нибудь из вас согласился бы купить его за дирхам?» И они (торговцы на базаре) ответили: «Мы бы за него вообще ничего не дали. На что он нам?»
Они ответили: «Клянёмся Аллахом, он и живой-то был с ущербными ушами, ну, а теперь он, к тому же ещё и мёртв!» И он сказал: «Клянусь Аллахом! Дунья ещё презреннее для Аллаха, чем этот (мёртвый козлёнок) для вас!»
Нельзя возвеличивать мирское сердцем, иначе в нём возникнет любовь к мирскому, и сердце лишится связи со Всевышним. Поистине, любовь к мирскому – основа всех грехов.
О те, которые уверовали, не устремляйте свои взоры на мирское.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Отрекись от мирского, и Аллах полюбит тебя, и отрекись от того, чем обладают люди, и люди полюбят тебя».
Таково положение мирского, верующий должен воспользоваться этим миром, то есть правильно вести себя в этом мире, остерегаясь запретного и сомнительного. Мирское необходимо использовать для достижения довольства Господа. Используя мирского вышеуказанным образом, как это делают праведные люди, являющиеся для нас примером, человек сохранится от зла этого мира. Используйте мирское в борьбе с нашим врагом – сатаной, желая встречи с Господом и надеясь на Его милость. Как же унизительно положение тех, кто придал мирскому иное значение, устремившись к нему и обрекая себя на погибель?
Аллах, сохрани наши сердца и подготовь их для Вечной жизни, дай нам сполна и правильно воспользоваться этой короткой жизнь, чтобы обрести вечное счастье. Вся хвала Аллаху, Господу миров!
Стенограмма лекции шейха Хабиб Умара
Что такое мирская жизнь?
Какая жизнь именуется мирской и каковы ее свойства?
В мирской жизни чаще всего заняты руки, ноги, язык, глаза, уши, обоняние, осязание, память, воображение, фантазия, сметливость. Все они в совокупности составляют низшую сторону человеческой жизни. Они одинаковы у человека с жизнью животных. И удовлетворяется ими только одна потребность животной жизни. Кроме этих сил, у человека есть еще два-три яруса жизни и еще главный их центр.
Какие стороны человеческого существа в ней участвуют?
В жизни человека есть три стороны: телесная, душевная и духовная. Каждая из них имеет свои силы, потребности и свои способы их удовлетворения. Человек живет тогда, когда все его силы находятся в движении и все потребности удовлетворяются. Если же не все находятся в движении, то человек живет не по-человечески, ибо светская жизнь занимает и питает не все стороны его человеческого естества, а только некоторые. И эти «некоторые» принадлежат к его окраинам, центр же его теряется из виду.
«Сумятица» мирской жизни: как она осознается?
Эта сумятица осознается человеком как «гонка за чем-то» и «неудовлетворенность ничем». Неудовлетворенная сторона, как голодная, требует пищи и гонит человека искать ее. Человек и бежит искать. В живущих по духу мира сего эта гонка никогда не прекратится. Враг же держит людей в ослеплении, и они не замечают ошибки, не отдают себе отчета, что не той дорогой бегут и не туда стремятся. Этим мраком враг томит и душит их. И так их затуманивает, что и говорить им об этой ошибочности не смей никто. Так и зарычат, как лютые звери.
Преподобне отче наш Елисее, / с Лаврентием чудным подвизался еси, / учителю своему подражая, / земную славу и честь стопам Христа повергли есте, / темже Господь увенча вас // нетленным венцем славы Своея.
Мирская жизнь что это
Мирская жизнь – всего лишь игра и потеха (Фото: fb.ru).
Люди, приходя в этот мир, прельщаются его красотой, и каждый желает получить в нём лучшее из материальных и не материальных благ: высокое положение, богатство, красоту, наслаждение вкусной пищей и прочее.
Аллах так же указывает на эту истину, говоря:
«Знайте, что мирская жизнь – всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, а также стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Мирская жизнь – всего лишь предмет обольщения» (Хадид, 20).
Хотя человек в основном осязает этот мир физически и тесно связывает его исключительно с материальностью, на самом деле мирское подчиняется духовным законам бытия – воле Всевышнего Создателя. Поэтому тот, кто по-настоящему желает подчинить себе этот мир, а не быть самому его рабом, должен обладать знаниями духовного характера так же, как психолог обладает знаниями по влиянию на человека.
Ценность мирского и его истинное лицо
Посланник Аллаха ﷺ проходил мимо мертвой овцы и спросил своих сподвижников: «Вы видите, как небрежно обошлись хозяева с этой овцой?»
Ему ответили: «Конечно, даже бросили её тут».
Тогда он сказал им: «Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа! Мирская жизнь значит для Аллаха ещё меньше, чем труп овцы для своих хозяев. И если бы она обладала ценностью перед Аллахом хотя бы с комариное крыло, то Он бы не дал испить неверующему из неё и глотка воды!» (Ахмад, Муслим).
«Проклят мир этот и проклято всё, что в нём есть, кроме поминания Аллаха Всевышнего, и того, что Ему угодно, и знающего и обучающегося у него» (Тирмизи, 2322; Ибн Маджа, 4112). (Фото: shutterstock.com).
Богатство дуньи состоит из таких примитивных вещей, как камни, доски, земля, металл, из которых люди строят дворцы, собирают автомобили, а потом кичатся этим друг перед другом до тех пор, пока не разрушится оно, как карточный домик от пожара, наводнений, землетрясений, других причин или от обречённости на превращение в руины.
Сегодня можно наблюдать, как брезгливо выбрасываются новым поколением вещи с прошлой эпохи, принадлежавшие их предкам. Мебель и вещи, которые тогда служили предметом светской роскоши и похвальбы, покупались ими, благодаря огромным жертвам: жизнью, здоровьем (работая не покладая рук), вниманием своим детям. Теперь же, всё это действительно стало похожим на труп овцы из вышеприведённого хадиса…
То же самое произойдёт и с тем, что с трудом копит нынешнее поколение. Словно круговорот какого-то проклятия, о котором сказано пророком:
«Проклят мир этот и проклято всё, что в нём есть, кроме поминания Аллаха Всевышнего, и того, что Ему угодно, и знающего и обучающегося у него» (Тирмизи, 2322; Ибн Маджа, 4112).
Это актуально! Читайте такжеВлияние исрафа на нафс:
Люди, устремляющиеся сердцем к дунье, впадают в такое положение, что становятся вынуждены жертвовать своей жизнью ради неё.
Хозяином и истинным знатоком сущности дуньи является Всемогущий Аллах Азза ва Джалля (Фото: shutterstock.com).
С утра до ночи и каждый день «вымаливая» её благ, в готовности отдать взамен даже нравственные ценности, теряя благородное обличие. Она же не даёт им вовремя увидеть ни её истинного лица, ни своего рабского положения:
«Однажды Посланник Аллаха ﷺ вышел к своим сподвижникам и сказал: «Кто-нибудь из вас хочет, чтобы Аллах избавил его от слепоты и вернул ему его зрение? Сердце стремящегося к благам мирской жизни и возлагающего на нее большие и долгосрочные надежды Аллах ослепит по мере его привязанности к ней. А отрекшемуся от неё и не возлагающему на неё надежд Аллах даст знания без обучения (духовные) и руководство.
Поистине, после вас придут люди, которые смогут владеть имуществом и удерживать его только убийствами и жестокостью, богатством – посредством похвальбы и скупости, любовью – лишь через потакание своим желаниям. И тот, кто доживет до того времени, но будет терпеливо переносить бедность, имея возможность быть богатым, стойко переносить ненависть, будучи способным заслужить любовь (через лесть, например), терпеть унижение, будучи способным достичь величия – всем этим стремясь лишь к Лику Всевышнего Аллаха, получит награду, равную награде пятидесяти праведников!» (Аль-Хасан).
Как заставить мирское служить себе?
После всего сказанного уже ясно, что мирское не заслуживает того, чтобы ему прислуживал человек, выпрашивая себе хоть какую-то долю. Хозяином и истинным знатоком сущности дуньи является Всемогущий Аллах Азза ва Джалля. Поэтому служить следует Ему и, поступая согласно Его наставлениям, станет возможным обрести и этот мир, и ахират (вечный).
«О, сын Адама! Знай, что богатым будет тот, кто проявляет довольство! (…) Тот, кто доволен малым из того, чем наделён, может рассчитывать на то, что у Аллаха. (…) О, сын Адама! Ты не делаешь то, что знаешь, так как же ты можешь просить дополнительные знания? (…) Ведь Аллах внушил мирскому: «О, дунья! Не открывайся тому, кто падок до тебя, и ищи того, кто аскетичен. Используй падкого на тебя и служи аскетичному!» (Из книги «Аль-Итхафатус-Сания филь-Ахадис аль-Кудсия»)
Как ещё сказал Абу Тураб ан-Нахшаби (р.а.): «Мирская жизнь подобна тени: если побежишь за ней, никогда не поймаешь. А если отвернёшься от неё, она сама последует за тобой».
Человеку, привыкшему видеть мир только с материальной стороны, сложно поверить, что мирское способно устремляться к тому, кто не желает его.
Ему кажется, что достичь богатства возможно только прилагая колоссальные усилия и жертвуя многим на этом пути. Такое убеждение предполагает зависимость всего только от человека, а не от воли Всевышнего. Тогда как тот, кто стремится к Аллаху, очищает сердце от жажды мирского.
Мирская жизнь подобна тени: если побежишь за ней, никогда не поймаешь (Фото: shutterstock.com).
Потому Всевышний направляет поток мирского в его руки, дабы помочь ему в его стремлениях и возвысить над мирским. Вследствие чего человек проживает благородную, счастливую и спокойную жизнь, ощущая себя и являясь поистине богатым.
«Тот, кто сделал своей заботой вечную жизнь, тому Аллах поместит его богатство в его сердце (он будет испытывать чувство полного достатка) и приведёт в порядок его мирские дела и придёт к нему мир этот сам, против своей воли. А тот, кто сделал своей заботой земную жизнь, тому Аллах поставит бедность перед его глазами (он будет постоянно испытывать недостаток всего и беспокойство по этому поводу, даже будучи в роскоши) и приведёт в расстройство его мирские дела, и, сколько бы он ни старался, он всё равно не получит из него ничего, кроме того, что предписано ему» (Тирмизи).