мироточащие иконы что это значит
Мироточивые иконы и святые мощи
Одним из самых ярких и наиболее известных примеров мироточения от святых икон явилось чудо от Иверского Монреальского образа Божией Матери.
Эта икона была написана в 1981 году на Святой Горе Афон иеромонахом Спасо-Рождественского скита с оригинала самого образа Богородицы «Вратарница». Через год монастырь посетил православный чилиец испанского аристократического происхождения Иосиф Муньос Кортес, занимавшийся изучением иконописи и преподававший историю искусств. Он захотел купить эту икону. Ему отказали, однако при отъезде икону ему подарили. Иосиф побывал в Иверском Афонском монастыре и приложил икону к оригиналу.
Он вернулся в Монреаль и стал хранить икону у себя дома. Впервые образ замироточил 24 ноября 1982 года и затем мироточил почти непрерывно в течение пятнадцати лет. Вот как описывает Иосиф Муньос начало мироточения: «В три часа ночи я проснулся от сильного благоухания. Вначале подумал, что оно исходит от мощей или разлитого флакона духов, но, подойдя к иконе, поразился: вся она была покрыта благоухающим миром! Я застыл на месте от такого чуда!»
По свидетельству людей, видевших Монреальскую икону, святое миро истекало главным образом из рук Богородицы и Божественного Младенца, а также из звезды на плече у Богородицы. В то же время задняя сторона образа всегда оставалась сухой. Миро, имевшее сильный аромат, собирали в сосуды: так его было много.
Хранитель иконы Иосиф Муньос возил образ по многим приходам в разных странах. Икона побывала в Америке, Австралии, Новой Зеландии, Западной Европе и Болгарии. От образа Богородицы происходили многие чудеса, в том числе исцеления.
Обычно икона источала миро во время молитвы перед ней. Иногда миро изливалось так обильно, что проступало через стекло, которым была покрыта икона, и заливало подножие иконы, стол и стену. Особенно обильно миро истекало в дни великих праздников.
Известны не только многие случаи исцеления людей от неизлечимых болезней после молитвы перед Монреальской иконой, но и частые примеры исцеления человеческих душ, когда люди, побывав у чудотворного образа, изменяли свою жизнь, находили утешение в скорбях, обращались к молитве и духовной жизни. Многие представители иных конфессий — католики и протестанты — почитали икону.
В ночь на 31 октября 1997 года произошла трагедия: Иосиф Муньос был убит в Афинах, а Иверская Монреальская икона бесследно исчезла.
В 2007 году простая бумажная копия Иверской Монреальской иконы начала мироточить в русском православном приходе мироточивой Иверской-Монреальской иконы Божией Матери в Гонолулу на Гавайях.
В наше время явления мироточения икон нередки, и это — великая милость Божия к нам. Миро, елей всегда являлись знаками милосердия, благодати Господа. Нередко можно слышать от людей неверующих или сомневающихся, что жидкость, истекающая от икон, которую принято называть миром (хотя название это условное, миро, которое применяется в Таинстве миропомазания, — особое, очень сложное вещество, состоящее примерно из сорока компонентов), это смола, какие-то выделения дерева или конденсат, осевший на иконе. Но мы прекрасно знаем, что мироточат не только иконы, написанные на дереве, но и бумажные репродукции, наклеенные на картон, а также фотографии, фрески и металлические иконы. Мироточение — сверхъестественное явление, не поддающееся никакому рациональному объяснению. Это — чудо Божие. Как можно объяснить, что миро иногда может издавать удивительно приятное и сильное благоухание? Или как объяснят скептики тот факт, что из некоторых икон миро изливается буквально литрами?
Авторы сами были свидетелями чуда в храме Рождества Богородицы в городе Уфе. Настоятелем храма тогда был ныне покойный протоиерей Борис Развеев. В начале 90-х годов пошлого XX века в этой церкви замироточили сразу несколько икон. Под образами были поставлены большие хрустальные вазы, которые довольно быстро наполнялись миром.
Истечение мира случается не только от чудотворных икон, но и от мощей (останков) святых людей, угодников Божиих. Например, мощи святителя Николая Чудотворца, архиепископа города Миры Ликийские, находящиеся с 1087 года в крипте базилики имени этого святого в городе Бари (Италия), постоянно источают миро. Оно ежегодно извлекается священнослужителями через небольшое отверстие в гробнице.
Еще одним чудом, связанным со святыми мощами, является нетленность тел некоторых святых. По особому смотрению, Промыслу Божию тела иных подвижников не подвергаются тлению.
К примеру, на острове Корфу более полутора тысяч лет почивают нетленными мощи святителя Спиридона Тримифунтского. Даже кожа на его теле сохраняет мягкость и упругость. Ученые многих стран неоднократно подвергали исследованию мощи святителя и пришли к выводу, что это чудо необъяснимо с научной точки зрения.
Мироточащие иконы
Миро (в переводе с древнегреческого «ароматное масло») используется в христианстве для свершения таинств миропомазания, а в православии также для освящения новой церкви. Согласно церковной традиции, обряд изготовления мира, или мироварение, установили еще Христовы апостолы. У православных его проводит сам патриарх лишь раз в несколько лет; обряд сопровождается особым богослужением. Полученное миро переливается в освященные сосуды, их запечатывают и передают в епархии для миропомазания.
Как мироточат иконы?
Как свидетельствует история, бывает, что сами по себе мироточат иконы: на их поверхности появляются капли маслянистой жидкости, от которых исходит характерное для мира сильное благоухание. Согласно Священному Преданию — христианской традиции, передающейся устно, каждый год миро источают мощи Иоанна Богослова, апостола Филиппа и великомученика Феодота.
Множество сообщений о мироточащих иконах появилось в конце 20 века. Так, в 1991 году распространилась информация о мироточении икон Пресвятой Богородицы «Державная» в московском Николо-Перервинском монастыре, затем Казанской иконой Божьей Матери в Успенском соборе Смоленска, а потом мироточивые иконы наблюдались во множестве мест, причем не только в храмах, но и в частных домах.
Масштабы этого явления приняли такой характер, что Московский патриархат создал специальную комиссию для освидетельствования мироточивых икон
Каждое место, где икона мироточит, всегда привлекает множество паломников, что создает благоприятные условия для получения прибыли, поэтому было зафиксировано немало случаев фальсификации мироточения вплоть до прямого мошенничества. Поэтому для установления его подлинности епархия учреждает специальную комиссию, которая на месте проводит обследование иконы и опрашивает свидетелей. Если признаков фальсификации не обнаруживается, то мироточащую икону помещают в запертый киот и опечатывают его. Если же и в нем икона мироточит, что значит, явление это подлинное, то следует официальное заключение о мироточении.
Почему мироточат иконы?
С церковной точки зрения, если замироточила икона, то это служит для людей особым знамением свыше, но мы не всегда способны разгадать его смысл. Невозможно сделать однозначный вывод, у каких именно икон наблюдается мироточение. Это могут быть и иконы древнего письма, и современные списки, и даже небольшие бумажные иконки.
Причем сам факт мироточения не свидетельствует о том, что икона чудотворная, хотя истекающее из нее миро обладает уникальными целебными свойствами и помогает при излечении многих заболеваний.
Научное объяснение
Невзирая на все усилия ученых, научное объяснение мироточения икон так и не дано. Были исследованы все внешние условия, которые могли бы этому способствовать (масло от находящихся рядом икон, попавшее случайно; масляные следы, которые могли оставить прихожане, целовавшие икону после помазания лба елеем, и пр.). Более того, известны даже случаи, когда миро текло не вниз, а вверх, вопреки всем законам физики.
Мироточение как чудо никак не вписывается в научные представления о мире, но научное объяснение, как мироточат иконы, до сих пор отсутствует и, похоже, будет дано очень нескоро.
Что значит мироточение икон?
Как уже говорилось, нам, грешным, невозможно понять значение мироточения. Иногда можно встретить мнение, что это предвестие грядущих катастроф, однако летопись мироточения опровергает это мнение.
Наша человеческая логика здесь бессильна, ведь зафиксированы случаи, когда мироточит, например, не почитаемая намоленная икона Матери Божией, а ее типографский оттиск. Мы не знаем, чем объяснить, если дома мироточит икона. Остается только полагаться на Провидение и Милость Божью, которая являет эти непонятные для нас знамения.
Где в Москве находятся мироточащие иконы?
В Москве иконы, у которых было зафиксировано мироточение, находятся в следующих храмах:
Что значат мироточащие иконы?
Мироточением принято называть появление на христианских полотнах или останках праведных святых маслянистой светлой жидкости, излучающей приятный аромат. Сам процесс при тех или иных обстоятельствах может различаться типом, цветом и консистенцией выделяющегося масла (елея): иногда оно имеет высокую вязкость, как смола, в других случаях — похоже на росу.
Большая часть верующих людей считает мироточение великим чудом, хотя вопрос подобный вызывает много споров среди богословов.
Феномены мироточащих икон
В Священном Предании говорится о мироточении чудотворных останков И. Богослова, апостола Филиппа, великомученика Феодота, Д. Солунского, Н. Угодника. Церковная история знает о более 1000 примерах, когда христианская икона честно выделяла миро. Большая часть подобных образов носит изображение лика Пречистой Богородицы. Почитание феномена елееточения обусловливается целительной мощью, способностью защитить от нашествия врага, катастроф, эпидемий.
Часто это масляное выделение сопровождалось сверхъестественными явлениями, которые укрепляли веру христианского народа в святыню и Всевышнего Творца.
В 2017 г. в Белгородской церкви, освященной в честь матушки Матроны, произошел случай проявления на одном из священных полотен масляной благоухающей жидкости. Таинственное событие состоялось 7 марта, но только в конце месяца свою работу завершила экспертная комиссию, призванная установить факт подлинности. Священнослужители храма утверждали, что елееточение происходили в течение десяти дней. Число имеет символическое значение, так как именно столько времени понадобилось, чтобы обрести чудотворные останки преподобной матушки Матроны, а также мощи апостола Луки. Весть о проверенном чуде разнеслась по близлежащей местности, и вскоре в церковь прибыло множество паломников.
В Петербургском храме великомученика Фаддея, также в 2017 г. произошло чудо елееточения образов Христа и Богородицы. Служители церкви обращали внимание на большое количество выделяемого масла.
К «плачущим» иконам стекается большое количество паломников, поэтому существует вероятность того, что недобросовестные люди могут фальсифицировать процесс излучения миро в своих корыстных целях. На факт подобного мошенничества также указывало всеобщее и повсеместное мироточения в небольшой период.
В связи с этим Московская епархия и учредила специальную комиссию, задача которой состоит в точном определении истинности феномена. Если священная икона проходит первичную проверку, её помещают в специальный киот и опечатывают.
Важно! Истинное «плачущее» полотно выделяет священный елей даже в этом замкнутом и недоступном для недобросовестных людей пространстве.
Читайте о православных чудесах:
Положительное мнение о процессе
Некоторые священнослужители уверены, что факт проявления на полотнах маслянистой благоухающей жидкости предупреждает народ о глобальных изменениях различного характера. Одни говорят: «плачущие» иконы знаменуют великое божественное событие, другие упоминают войны и бедствия. Истечение миро часто напоминает людям о факте греховного удаления от Заветов Господа, о свершениях тяжких преступлений. Святые лики проливают слезы для того, чтобы человечество вспомнили истинное христианское учение и стало гуманнее по отношению к своим братьям.
Однако не все случаи проявления благоухающего масла на иконах знаменуют трагедии, ведь в церковной традиции миро — чудотворное целительное средство, при помощи которого люди обретают здоровье и покровительство небесных сил. Если мироточение прошло официальную экспертизу, многие паломники с чистым сердцем придут в монастырь и будут участвовать в богослужениях, молясь за своих родных и все человечество.
Приметы мироточения
Чудо совершенно не вписывается в мировоззрение, которое подают народу научные работники. Глубоким и многочисленным грешникам невозможно понять этот мистический процесс, ведь они рассматривают его, опираясь на ограниченность способности различения. Бессильна обыкновенная логика, когда речь идет о божественном промысле, поэтому православный народ и обращается к вере, способной привести душу в безмятежное состояние.
Интересно! На проявление феномена не оказывает влияния ни возраст реликвии, ни уровень профессионализма при создании, ни место расположения. Елей выделяют старинные и новосозданные лики, написанные с использованием масляных красок, металлические, напечатанные в типографии, даже фрески.
В ходе истории сложились особые приметы:
Научное сообщество не в силах дать ответ на вопрос о самой сути процесса выделения благоухающего миро из церковных полотен. Ученые принимали в расчет практически все внешние физические обстоятельства, которые потенциально могли стать причиной этого таинственного явления. Исследовательская экспертиза обращала внимание на лампадные масла, находящиеся рядом с «плачущим» ликом, масляные следы, оставленные от прикосновения и целования прихожан и т.п.
Известны случаи, когда миро текло вверх или поперек, нарушая естественные законы физики.
Скептическое отношение
Некоторые священнослужители говорят, что явление не стоит воспринимать как нечто божественное и знаменующее торжественные или трагические события. Кое-кто приводит в пример мироточение языческих памятников и полотен в храмах еретических сект, другие обращают внимание на то, что оно способно возникать из-за естественных факторов (конденсация жидкости, неблагоприятные условия и т.д.)
Поэтому многие скептики твердят: процесс выделения масла на полотнах не следует рассматривать как признак святости.
Сомнения в истинности мироточения появились оттого, что недобросовестные люди нередко используют искреннюю веру православных людей в своих корыстных целях. История знает немало случаев, когда нечестивцы пытались обмануть народ, искусственно нанося масляные следы на христианские полотна.
Во времена Петра I служители одной из столичных церквей заявили о чудотворном выделении мира на церковных полотнах. Царь же усомнился в правдивости сказанного, хотя и был глубоко верующим человеком. Церковнослужители уверяли в том, что священные иконы оплакивают старые государственные порядки, которые были искоренены правителем. Петр I разгадал скрытое стремление консервативных попов, желающих отменить нововведения.
Государь проявил скептицизм и приказал отнести один из «плачущих» образов в собственный дворец. Здесь подручные царя отделили полотно от рамы и обнаружили за изображением две маленькие капсулы с масляной жидкостью, а также едва заметные прорези в области глаз. Огорченный этим кощунственным фактом большого обмана Петр I издал суровый указ о том, что церковнослужители будут наказаны, если образы вновь начнут мироточить подобным мошенническим способом. Эта история касается более политического аспекта, нежели религиозного, — она дает понять, что обманщики существовали во все времена.
Есть закономерности, которые позволят простым мирянам определить подлинность. Если феномен плача противоречит какому-либо из этих пунктов, можно заключить, что людей просто обманывают.
Если подлинность подтверждается, паломники приходят в церкви и с большой радостью восхваляют имя Господа, Его служителей и Небесное Царство.
Мироточение икон — наглядное чудо
Что такое мироточение икон?
Мироточение икон – это чудесное выделение на святых образах маслянистого вещества, мира. Оно источает благоухание и почитается чудотворным. Это масло не стоит путать со святым миром. Святое миро – специально приготовленная ароматная смесь из масел и смол Она используется в христианских священнодействиях (например, в Таинстве Миропомазания).
Чудотворное миро может обладать самыми разными свойствами, быть темным или светлым, более или менее вязким. Отличаться может и характер мироточения. Иногда оно обильное, струящееся, похожее на маленький ручеёк. В некоторых же случаях миро выступает едва заметными капельками. Мироточение икон вызывает дискуссии в обществе. Одни считают это чудом и Божьим знамением. Другие настроены скептично и пытаются понять, может ли иметь мироточение икон научное объяснение.
Мироточение икон с точки зрения науки
Существуют различные научные попытки объяснения мироточения икон. Например, масло может оказаться на иконе в результате естественной конденсации паров масла с находящихся неподалёку лампад. Часто в таких случаях появление жидкости наблюдается и на посторонних предметах.
Согласно другой версии, масло может появляться на иконе вследствие капиллярного эффекта. То есть движения древесной смолы по порам древесины, из которой изготовлена икона. Также масло нередко наносится на икону контактным путём, в результате прикосновения прихожан после помазания.
Мироточение икон: примеры
В Библии о мироточении ничего не сообщается. Однако это явление часто упоминается в Священном Предании. Известно, что благоухающее миро источали мощи апостолов и христианских мучеников. Одним из наиболее известных современных примеров является мироточение останков святителя Николая Чудотворца. Подобные чудеса издревле происходят и с иконами. Например, известны такие мироточивые иконы, как образ Божьей Матери «Знамение», «Толгская», «Мирожская» иконы и другие.
В 1997 году в Греции при трагических обстоятельствах пропала чудотворная Монреальская Иверская икона Божьей Матери. Этот образ мироточил в течении 15 лет. Хранитель иконы, чилиец Иосиф Муньос, был жестоко убит, святыня украдена. В 2007 году в православном приходе города Гонолулу (Гавайские острова) начала источать миро бумажная копия этой иконы. Также в наше время мироточением прославились иконы «Взыскание погибших» в Гатчине и «Умягчение злых сердец» в Севастополе. Мироточение образа императора Николая II стало одним из доводов за канонизацию царской семьи.
Почему мироточат иконы?
Если мироточат иконы – что это значит? Все благословлённые Церковью иконы являются святынями. Но православные христиане верят, что некоторые образы избраны Божьим Промыслом для явления различных чудес. Благоухающее чудотворное вещество, которым икона мироточит, можно воспринять как материальное проявление высшего, Божественного мира. Такое чудо может помочь христианам в укреплении веры или исцелении от телесных и душевных недугов.
Впрочем, Православная Церковь призывает трезво относиться к различным чудесам и не увлекаться ими. Ведь далеко не всегда то, что нам кажется чудом, является таковым. Митрополит Николай (Кутепов) рассказывал, что в одном из приходов его епархии верующие заявили о мироточении целых 68 икон. Образы протёрли от масла и оставили в опечатанном храме. Иконы оставались сухими. Таким образом было доказано, что масло на святых образах появлялось естественным путём. Иногда же «мироточение» – это всего лишь намеренная мистификация, то есть мошенничество.
Какие иконы Церковь признаёт мироточивыми
Подлинность мироточения в РПЦ определяется специальной комиссией. Икону осматривают, опрашивают очевидцев, проводится тщательный анализ явления. Если естественная причина появления масла не обнаруживается, то икону помещают в специальный опечатанный киот. Мироточение считается чудом только в том случае, если оно продолжается в киоте. Замечено, что подлинное мироточение не связано с конкретным местом и продолжается в различных местах, в том числе в храме. Также оно не связано с присутствием у иконы конкретного живого человека.
Епископ Панкратий (Жердев) подчёркивает, что необходима тщательная проверка подобных явлений. Архиерей призывает не делать поспешные выводы, а следовать совету святых отцов:
«Не принимай и не отвергай… Господь Сам явит нам истину, если Ему это будет угодно».
Современные мироточивые иконы
Мироточение Богородичной иконы «Умиление» началось в 90-е годы и продолжается в наше время. Бумажный образ начал источать миро в доме одной из жительниц посёлка Локоть Брянской области. Позднее на обратной стороне иконы проявились изображения Спаса Нерукотворного и Богородицы. Святыня была украшена ризой и помещена в киот. Сегодня икона принадлежит одной из епархий Курской области и является объектом паломничества.
В 2015 году миро начала источать Казанская икона Божьей Матери в Валаамском монастыре. Чудо произошло на Всенощном бдении накануне престольного праздника скита, в котором находится икона. В 2016 году замироточила Казанская икона Божьей Матери в московском храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. По словам митрополита Илариона (Алфеева), чудо повторилось через год. Это случилось, когда в столицу привезли мощи святителя Николая Чудотворца. В 2018 и 2019 годах эта икона источала миро в Богородичные праздники.
В 2017 году накануне праздника Крещения Господня в храме Трёх Святителей казахстанского города Каратау замироточила икона «Спас Нерукотворный». Впервые образ стал источать миро ещё в 2000 году накануне Пасхи. В 2020 году сообщалось о мироточении Богородичной иконы «Знамение» в Михаило-Архангельском храме Тульской области.
Чудеса мироточивых икон
Существует множество свидетельств о различных чудесах, связанных с мироточивыми иконами. Молитва у таких икон и их чудотворное миро помогают христианам ощутить Божью помощь в своей жизни.
Однажды мироточивую Иверскую-Монреальскую икону Божьей Матери привезли к тяжело больному парализованному человеку. Отслужили молебен и акафист. Вскоре болящий выздоровел. От тяжёлой формы рака исцелилась 14-летняя девочка. Она приложилась к этой иконе и помазалась её миром. Похожий чудесный случай произошёл и с женщиной, страдающей от тяжелой формы воспаления легких.
Существуют также примеры чудесной помощи иконы Богородицы «Умягчение злых сердец». Раба Божья Марина из Болгарии рассказывает, что её дочь с рождения страдала от глазной болезни. Каждое утро ребёнок из-за нагноений не мог открыть воспалённый глаз, пока мама не прочищала его. Когда в Болгарию привезли мироточивую икону «Умягчение злых сердец», Марина горячо помолилась перед ней об исцелении дочери. Уже на следующее утро девочка проснулась здоровой.
Другая женщина присутствовала на акафисте этой иконе и молилась о своих детях. На протяжении нескольких лет отношения с ними были очень напряжёнными. Через несколько недель она с благодарностью принесла иконе украшение и рассказала, что вражда с родными постепенно уходит.
Монахиня Нина была больна раком в последней стадии. Врачи сказали ей, что лечиться бессмысленно. Болящая приложилась к мироточивой иконе Богородицы, а смоченную миром ватку начала носить на теле. Спустя некоторое время монахиня почувствовала облегчение. Врачи констатировали полное выздоровление.
О церковности чудес
протоиерей Борис Балашов
В настоящее время в Русской Православной Церкви большое внимание людей обращено к многочисленным фактам мироточения. По некоторым подсчетам, иконы мироточат в 5000 мест.
Что в Церкви понимается под словом “миро”? Во-первых, святое миро – это вещество, составленное и приготовленное на основе оливкового масла и ароматических веществ. Миро освящается епископом, а в Русской Православной Церкви – Святейшим Патриархом, и используется при совершении Таинства Миропомазания, в котором крещеный человек получает дары Святого Духа. Таинство Миропомазания, как и Таинство Крещения, совершается один раз в жизни.
Во-вторых, под миром также понимается жидкость, чудесным образом истекающая от святых мощей и икон. Явления мироточения наблюдаются с I в. и до наших дней. Есть сведения, что мироточили мощи апостолов, учеников апостольских, первых пресвитеров, мощи многих мучеников.
В 92 г. по Р. Х. пострадал святой священномученик Антипа, епископ Пергамский. От останков мученика исходило сильное благоухание, на нем проступали капли мира, помазываясь которым больные получали исцеление от недугов.
Около 117 г. в Эфесе пострадала св. мц. Ермиония, дочь апостола Филиппа. От ее останков обильно истекало целебное миро.
В житии святого великомученика Димитрия Солунского сообщается, что когда были обретены его мощи, из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием.
Из ветхих косточек-останков святителя Николая Чудотворца до сих пор истекает святое миро, прозрачное на цвет и, видимо, не имеющее сильного благоуханного запаха, но несущее благодатную помощь. Лет 25 назад я сам получил исцеление от резкой зубной боли, когда раскололся зуб и обнажился нерв, после молитвы свт. Николаю Чудотворцу и помазания больного места миром от мощей святителя.
Как в Киево-Печерском монастыре на мироточивых главах, так и на некоторых иконах при появлении мира начинается некоторое запотевание отдельных мест и проступают мелкие, постепенно увеличивающиеся капли, иногда переходящие в маленькие струйки.
Все истинные явления мироточения никогда не вызывали у верующих истерического или экзальтированного состояния, а водворяли в сердцах чувства покаяния, благоговения, любви и смирения.
В то же время об аналогичных случаях появления на почитаемых святынях маслянистой жидкости известно и в Католической Церкви, где много таких фактов, которым я не готов дать какой-либо определенной оценки.
Совершенно однозначно можно квалифицировать как сатанинское явление так называемые “мироточения” от икон у богородичников, которые по сути к христианству отношения не имеют, но пытаются доказывать истину своего культа фактами истечения маслянистой жидкости от их икон.
Язык не поворачивается назвать миром ту маслянистую жидкость, которая появлялась в древнем мире на статуях языческих божеств.
Словом, сам факт появления маслянистой жидкости, даже и с сильным запахом, не может еще свидетельствовать о ее благодатном происхождении.
Как мы все знаем, Господь наш Иисус Христос отверг сатанинское искушение чудом и отказался использовать чудеса как средство привлечения к вере. Так, в период с Воскресения до Вознесения Он не явился ни одному неверующему.
Являясь благочинным Клинского округа Московской епархии, я знаю о явлениях мироточения в ряде храмов благочиния. Но хочу сосредоточить свое внимание только на одном явлении, которое вызывает у многих священников соблазн и духовное отторжение.
Говоря о подлинных явлениях мироточения от икон, следует сказать следующее:
Кроме того, из истории Церкви известно, что явление подлинного чуда благотворно сказывалось и на душе человека, которому оно было явлено. Вспомним явление Казанской иконы Божией Матери девочке Матроне. Она не считала себя собственницей чудотворной иконы и никого никогда со властью не поучала с высоты собственного достоинства, а отдала сразу же икону Церкви, а сама стала смиренной монахиней.
Рассмотрим с этих позиций чудесные явления в квартире Валентины Михайловны Жучковой в военном городке Клин‑9 на территории православного прихода и в непосредственной близости от православного храма.
Эти явления начались на Страстной Седмице 2001 г. в трехкомнатной квартире Жучковых, в спальне, в доме-хрущевке на территории военного городка.
Валентина Михайловна Жучкова реставрировала старинную плащаницу для храма, где настоятелем был ее духовник. Работа была закончена к Великому Четвергу. После этого “она обратилась к Богу с благодарственной молитвой и сказала, что принесла Ему все, что смогла. Затем она вышла из комнаты, где находилась плащаница, а когда возвратилась туда, ясно ощутила благоухание и, как ей показалось, в комнату “сошло” как бы некое “невидимое благодатное облако”. После этого ею были обнаружены благоуханные истечения на кресте и Иверской иконе Пресвятой Богородицы” (из рапорта протоиерея Аркадия Штейнберга, председателя Комиссии Клинского благочиния по изучению данного чуда).
Постепенно стали мироточить в ее спальне и другие иконы. В эту комнату стали приноситься верующими разные иконы. У самой Валентины Михайловны мироточили сначала только современные бумажные иконы. Затем стали происходить обновления – осветления икон, хотя мне не известно ни одного свидетеля, который бы наблюдал непосредственно сам этот процесс.
Истекание маслянистой жидкости реально существует, что я лично могу подтвердить. При этом Валентина Михайловна сама признавалась посетителям, что для них разбавляет “миро” подсолнечным маслом в пропорции 1:1, а священникам дает миро неразбавленным.
Со временем на бумажных иконах стали появляться и так называемые кровоточения.
Первое время после начала этих событий я решил получше присмотреться к чуду “мироточения”, посмотреть, какая духовная ситуация складывается в связи с этим явлением. Местный народ повалил валом на квартиру Жучковой. Но никаких положительных сдвигов в душах этих “паломников” мне обнаружить не удалось. Безбожники, восхищавшиеся “чудом”, так и остались безбожниками.
После беседы со своим духовником архиепископом Михеем, опытным монахом, я, по его совету, предложил передать мироточащие иконы в православную церковь, от чего Валентина Михайловна категорически отказалась, видя в этом посягательство на свои права. Позже она передала одну икону – Иверскую, которая первой начала мироточить, в местную церковь, но потом забрала ее домой. Затем она согласилась давать свои иконы в церковь на время совершения молебнов, а после молебнов сразу относила иконы домой. Было замечено, а потом стало и совершенно ясно, что “мироточивые иконы” после перенесения в любой храм постепенно переставали “мироточить”.
Валентина Михайловна как-то уехала на несколько дней из дома, а вернувшись, обнаружила, что ее иконы мироточить перестали. Тогда она с усердной молитвой обратилась к Богу, чтобы мироточение продолжилось. И оно с большей силой возобновилось.
Между тем из святоотеческой аскетической литературы известно, что испрашивание чудес недопустимо и является признаком духовной прелести.
Я несколько раз бывал в комнате, где происходят чудесные явления. Этой маслянистой жидкостью пропитано буквально все. Даже нижние стороны полок стеллажа с иконами, ковер, ванночки, в которых мокнут иконы в этой жидкости, и ванночки, в которые истекает жидкость с икон. Все иконы ею покрыты: и стоящие на стеллаже, и лежащие на диване. Их сотни. Люди жаждут чуда и несут сюда свои иконы, чтобы через некоторое время забрать их домой покрытыми этим маслянистым веществом. Я не так сильно могу различать запахи. Поэтому в большей степени буду основываться на чужих свидетельствах.
И сама Валентина Михайловна, и многие посетители, в том числе и священники, признают, что это “миро” на разных иконах имеет разные запахи. Некоторые священники называют их карамелевыми запахами. Сама Валентина Михайловна четко классифицирует разные запахи по названиям, которые вполне соответствуют тем наборам ароматических масел, которые в большом количестве продаются в иконных лавках.
Засохшие масляные пятна и то, что называют засохшими кровоподтеками, делают эти бумажные иконы не только некрасивыми, но даже безобразными, тогда как задача иконы – являть красоту Горнего мира в нашем изуродованном грехом земном мире. Мироточат все изображения, находящиеся в этой комнате. Мироточит католическая икона с изображением сердца Иисусова. Мироточит абсолютно ложно изображенная икона святого царя-страстотерпца Николая.
Икона должна являть нам духовный свет Божиего мира. А на иконе царь изображен с очень мрачным лицом и руками в кандалах. На языке православной иконы это означает, что данный человек находится в вечных узах и в аду. За икону же выдается картинка какого-то художника, который творчески переработал известную фотографию императора, нарисовал нимб и назвал иконой.
Мироточат “иконы” царя Ивана Грозного, Григория Распутина, протоиерея Николая Гурьянова, Евгения Родионова.
Но ведь не писали икон преподобного Серафима Саровского или праведного Иоанна Кронштадтского до их прославления. Само создание таких икон, независимо от достоинства лиц, на них изображенных, является делом нецерковным.
Мироточит фотография живого человека, которого Валентина Михайловна считает великим праведником.
Нет никаких отдельных капелек, все практически сплошь покрыто маслянистой жидкостью.
В комнате действительно имеешь очень сильные духовные ощущения. Но я не одинок, когда испытываю эти ощущения как сильные, но тяжелые, давящие и диаметрально противоположные тем святым ощущениям, которые испытываешь в церкви, перед престолом, и, особенно, во время Литургии.
Через некоторое время после начала мироточения мы в нашей церковной газете “Клин Православный” напечатали заметку, в которой упоминался факт мироточения икон в одном из храмов благочиния, но ничего не было сказано о мироточении в Клин — 9. 26 августа 2001 г. я пригласил на собрание священников благочиния Валентину Михайловну. На нем В.М. Жучкова с руганью обрушилась на всех священников, называя нас неверующими, хотя ничего против нее и происходящих в ее доме событий не было сказано.
Обычно прихожане робеют при двух священниках, а тут иное отношение. Перед этими священниками Валентина Михайловна не извинилась, хотя под влиянием духовника впоследствии признала свою неправоту.
На одном из собраний духовенства Клинского благочиния была организована комиссия из состава местных священников для изучения фактов мироточения в квартире Жучковых.
27 июля 2003 г. комиссия, членами которой были священники, пришла к Валентине Михайловне. Она их приняла. Разговор начался мирно, доброжелательно, но трудно. Откровенности со стороны хозяев не ощущалось. Комиссия вежливо и деликатно выслушала рассказ Валентины Михайловны, которая сказала, что “старцы, которых благословили на отчитку, приезжают сюда и здесь изгоняют бесов” (рапорт священника Алексия Тюкова).
В то время, как комиссия разговаривала с Валентиной Михайловной и ее мужем Владимиром, в спальне служил молебен игумен Ипатий, который сказал, что он из Оптиной Пустыни. Он с увлечением и горящими глазами рассказывал комиссии об одной женщине, из которой он изгонял бесов путем отчитки: “Все уже думали, и я тоже, и она, – говорил он, – что бес из нее вышел. Я помазал ее миром, которое дала мне Валентина, и бес зарычал: “Зачем ты ее помазал, она думала, что я из нее вышел?” (рапорт иеромонаха Тихона (Полянского)). При этом игумен Ипатий старательно демонстрировал, как рычал бес.
После вопросов о мироточении неканонических икон, икон непрославленных Церковью людей и мироточении фотографии живого человека Валентина Михайловна стала кричать и прогнала из дома всю комиссию.
Рядом со своим подъездом Валентина Михайловна без благословения церковной власти и без согласования с военным командованием построила летнюю часовню, в которой служат молебны приезжающее в паломничество духовенство вместе с паломниками. Никто из этих священников не испрашивает благословения церковной власти, хотя в пятидесяти метрах от дома находится православный храм.
Врач С., работающая в неврологическом отделении Клинской городской больницы, свидетельствует, что “Жучкова Валентина Михайловна в 1980 г. лечилась в неврологическом отделении г. Клина у меня в палате по поводу церебрального арахноидита (воспалительного процесса мозговых оболочек). Помимо основных жалоб и симптомов данного заболевания, у нее отмечались своеобразные личностные качества, которые расценивались как функциональные расстройства нервной системы (желание повышенного внимания со стороны персонала к ней, убежденность в особенности именно ее заболевания, необычность поведения и т. д.). Из отделения больная была переведена в неврологическое отделение МОНИКИ, где диагноз был подтвержден”.
Тот же врач сообщает, что к ней на консультацию был направлен подросток “с инфицированной кистой в области копчика, температурой до 40°С, которого Жучкова В.М. “лечила” молитвами и миром от икон. Лечиться оперативно по поводу кисты больной отказывался, ссылаясь на чудесные исцеления у Жучковой”.
Одна сельская прихожанка засвидетельствовала мне, что когда была на приеме у Валентины Михайловны и рассказала о своих скорбях, та категорично сказала ей: “Тебе надо ехать в Загорск на отчитку, Причащение тебе не поможет”.
Местные жители к Валентине Михайловне теперь ходят мало. Большинство приезжает издалека.
Кстати, о том, что Валентина Михайловна выгнала церковную комиссию, она, конечно, жалеет, так как очень нуждается в одобрении своей деятельности церковной властью, однако ни перед одним священником она не извинилась.
В рассказах “паломникам” о чуде присутствует ложь: муж Валентины Михайловны, Владимир, рассказывал, что Комиссия по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви, под председательством П.В. Флоренского брала на анализ кровь с икон: группа крови оказалась “такой же, как у Иисуса Христа и Богоматери”, хотя Комиссия никаких сведений о результатах анализа никому не представляла.
Если теоретически можно говорить о группе крови Иисуса Христа, так как сохранилась Туринская Плащаница, то нет никаких оснований говорить о группе крови Богоматери.
Подытоживая факты, связанные с “мироточением” икон у Валентины Михайловны Жучковой, следует сделать такие выводы:
На основании всего вышеизложенного, закономерно сделать вывод, что все эти чудеса “мироточения” и “кровоточения” носят нецерковный характер, не соответствуют духовной традиции Православной Церкви и, следовательно, не имеют к ней никакого отношения.