миофункциональные нарушения что это

Миофункциональные нарушения что это

Очень часто родители обращаются к логопеду с проблемой нечеткого звукопроизношения у детей. Причиной являются неправильный прикус, амимичность лица, нарушение функции глотания и жевания, преобладание ротового дыхания. Одним логопедом тут не обойдешься. Нужна комплексная работа специалистов: ортодонта, психолога, стоматолога, логопеда, невролога, инструктора ЛФК.

Что такое миофункциональные нарушения

При обследовании у многих детей выявляется аномальное строения ротовой полости: мелкие зубы, искаженный прикус, верхняя челюсть выступает над нижней или наоборот, короткая уздечка, неправильная позиция языка в покое, вялые, несмыкающиеся губы (поэтому рот все время открыт) и т.п. Вследствие перечисленного снижается или повышается тонус жевательных и мимических мышц, нарушается процесс глотания и дыхания (ротовое). Все это в совокупности и называется миофункциональными нарушениями (МФН). По их причине у ребенка не только дефекты звукопроизношения и «каша» во рту (нарушение темпа речи, просодики), но и проблемы с постановкой и автоматизацией звуков. Использования логопедического зондового массажа и артикуляционной гимнастики в данном случае недостаточно. Необходим расширенный и углубленный подход.

Причины миофункциональных нарушений

Генетические – 25 %. Короткая уздечка часто передается по наследству. Одновременно и неправильный прикус бывает «унаследованным», когда искажено произношение звуков [р], [л], [с], а также шипящих.
Вредные привычки: сосание пальца, соски после года, закусывание языка, губ, щек, высовывание языка между зубов. Сосание не является физиологической нормой, поэтому к году, после появления первых зубов, не рекомендуется сосать не только пустышку, бутылочку, но и грудь. Процесс сосания должен плавно перейти в паттерн жевания, что благоприятно скажется на четком звукопроизношении. Сосание активизирует работу мозга до определенной поры. Позже может оказать обратное влияние, вплоть до задержки психического развития. Чем дольше развивается сосание, тем больше усложняется ситуация с поддержанием мышечного тонуса. Сосание пальца приводит к деформации челюсти.
Ротовое дыхание. Может возникать вследствие аллергических реакций на бытовую химию, продукты питания. Реакции могут быть вялотекущими, характеризуются частой заложенностью носа. Чтобы получить кислород, необходимый для мозга, ребенок начинает дышать ртом. Со временем из-за неправильной работы дыхательной системы развивается хроническая гипоксия. Даже если у ребенка немного разомкнуты губы, устанавливается смешанное дыхание.
Инфантильное глотание. Является нормой до года жизни. После прорезывания молочных зубов заменяется жеванием. В связи с тем, что многих детей длительное время кормят измельченной пищей, формируется неправильный паттерн при глотании, сохраняется инфантильное. Процесс жевания укрепляет жевательную мышцу языка. Часто с закреплением жевания улучшается качество речи.
Вялое сосание и жевание. В последнее время стремительно развивается в связи с появлением различных пакетов и бутылочек для высасывания. Это поддерживает инфантильное глотание, нижнее положение языка, которое не является нормой у ребенка старшего дошкольного возраста.
Раннее удаление молочных зубов.

Признаки МФН
Понять, есть у ребенка миофункциональные нарушения или нет, можно даже по внешнему виду:
все время приоткрытый рот;
дыхание через рот;
напряжение губ при глотании;
язык вываливается в межзубное пространство во время разговора;
неправильное произношение многих звуков;
часто дистальное положение нижней челюсти (верхние зубы выступают над нижними), при этом нижняя челюсть вместе с положением языка отодвигается к глотке;
гиперсаливация (слюнотечение), повышенное слюноотделение;
снижение иммунитета и частые простудные заболевания.

У малышей с МФН инфантильный тип глотания. При сглатывании выдвигаются вперед губы, при этом работают мышцы, которые заставляют делать кивок шеей. Поэтому очень часто возникает гипертонус шейно-воротниковой зоны. Из-за того, что нижняя челюсть при глотании отодвигается кзади, она частично перекрывает дыхательные пути. Так как организму нужен кислород, ребенок начинает выдвигать голову вперед. В результате, меняется соотношение головы и туловища, голова как бы подвешивается. Центр тяжести смещается. Чтобы удержать голову, мышцы шеи постоянно находятся в напряжении. Это напряжение вызывает механическое сдавливание сосудов, которые питают головной мозг, и формирует хроническую гипоксию. Питательные вещества не поступают в мозг полноценно, меняется координация движений ребенка. Чтобы удержать голову, тело смещается вперед: руки «завернуты» вперед, лопатки торчат, позвоночник искривлен.

Чтобы уравновесить свое тело в пространстве, ребенок находит удобную, но неправильную позу. Развивается поясничный гиперлордоз, становятся слабыми мышцы живота, возникает синдром выпяченного животика. Дети с МФН ставят ноги не в то положение, которое должно быть в норме. Из-за этого формируется вальгусное или варусное состояние стоп. В связи с изменением положения тела в пространстве, ребенок не может качественно владеть своим телом. По сути, это как ребенок с ДЦП.

Также причиной аномального прикуса является нарушение работы мышц щек, языка, губ, подбородка. Если язык работает неправильно, развивается гипоксия, деформация лица, уплощение глазничных областей. Язык, который находится в гипертонусе, имеет высокий рвотный рефлекс. Во время пережевывания достаточно тяжело переворачивает пищу и обрабатывает ее слюной. Ребенок не может полноценно двигать пищу в полости рта. При любом прикосновении, возникает позыв к рвоте, а это неприятно, поэтому малыш будет рефлекторно его избегать. Станет жевать передней частью языка или перетирать еду о передние зубы. При плохой обработке пищи слюной она поступает в желудок в достаточно грубом состоянии и раздражает слизистую, поэтому у детей бывают частые дисфункции ЖКТ, ранние гастриты, запоры, расстройства стула.

Работа с детьми, имеющими миофункциональные нарушения

У детей с МФН часто наблюдается задержка речевого развития, дислалия, дизартрия. Если обратиться за помощью только к логопеду, который начинает работать с органами артикуляционного аппарата, проблемы с речью не решатся. В данном случае нужно провести грамотную комплексную работу с несколькими специалистами.

Прежде всего важно скорректировать тип глотания. Для этого необходимо посетить миофункционального терапевта, который поможет укрепить круговую мышцу рта с использованием трейнеров, проведет грамотный массаж стоп, грудной клетки, шейно-воротниковой зоны, миофасциальный релиз, ДЭНС-терапию, тейпинг-терапию.

Для восстановления носового дыхания нужна консультация лор-врача. Хорошо поможет тейпирование пазух носа.

Стоит обратиться к ортодонту и детскому стоматологу. Чтобы устранить открытый прикус, специалисты рекомендуют применять особые вестибулярные пластины (трейнеры). Это мягкие силиконовые насадки, регулирующие состояние языка и нормализующие мышечный баланс ротовой полости. Также рекомендуют применять пластинки с проволочной заслонкой (для установления правильной позы языка) и с бусинкой (для разминки мышц языка перед проведением артикуляционной гимнастики). Такие пластины облегчают работу логопеда. Благодаря им можно поставить сложные звуки.

Если логопед не владеет техниками массажа, можно обратиться к миофункциональному массажисту, неврологу, инструктору ЛФК. Для улучшения общей моторики и координации движений необходимы специально подобранные физические упражнения. Посещение психолога необходимо, если вследствие МФН возникает задержка психического развития и нарушение эмоционально-волевой сферы.

Источник

Миофункциональные нарушения что это

«Здесь вы сможете познакомиться с работой всех структурных подразделений, функционирующих в нашем учреждении, узнать о наших достижениях, задать интересующие вас вопросы. Берегите своё здоровье, но будьте уверены, если вам понадобится квалифицированная помощь медицинских специалистов, мы всегда поможем вам и вашим близким.”

миофункциональные нарушения что это. Смотреть фото миофункциональные нарушения что это. Смотреть картинку миофункциональные нарушения что это. Картинка про миофункциональные нарушения что это. Фото миофункциональные нарушения что это

Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств. Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств. Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств.

Вниманию населения!

Что такое миофункциональные нарушения или все о правильном прикусе.

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми и красивыми. Детство — это период, на протяжении которого организм ребенка постоянно растет и развивается. Поэтому каждый ответственный родитель прикладывает много усилий и времени на то чтобы вырастить ребенка здоровым и красивым. У 3 из 4 детей сегодня формируются аномалии челюстно-лицевого развития.

Выявленные в раннем возрасте нарушения развития челюстно-лицевой области хорошо поддаются лечению. Но, однако, на практике такие дети часто остаются без лечебной помощи, и у них возникают различные нарушения прикуса: сужение челюстей, скученность зубов, менее гармоничные пропорции лица. Современное лечение брекет-системой и удаление зубов у подростков не устраняет причин возникновения аномалий прикуса и диспропорций лица.

Так, что же такое миофункциональные нарушения? Миофункциональные нарушения — это снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающие при нарушениях функций зубочелюстной системы (дыхания, глотания, жевания, речи). Прикус — это характер смыкания зубных рядов. Внешне нарушения прикуса проявляются изменениями пропорций лица, изменением положения отдельных зубов, нарушением смыкания зубных рядов и положения челюстей относительно друг друга.

Посмотрите внимательно на Вашего ребенка, его лицо гармонично или заметны какие-либо проблемы с прикусом? «На что обратить внимание?» спросите Вы. Натянутые губ или приоткрытый рот, ротовой тип дыхания — все это свидетельство неправильного прикуса. Можно определить неправильный прикус, даже не заглядывая в ротовую полость, основываясь только на анализе лицевых признаков. Достаточно понаблюдать за ребенком несколько минут в непринужденной обстановке и ответить на ряд вопросов:

Если хотя бы на один из вопросов Вы ответили положительно, тогда Ваш путь должен лежать к ортодонту, который владеет методами миофункциональной коррекции и предложит вам специальные преортодонтические трейнеры и комплекс миогимнастики для устранения выявленных нарушений. И чем раньше Вы это сделаете, тем больше шансов у Вас и Вашего ребенка иметь правильный прикус без брекетов.

Почему возникают такие нарушения?

Глотание нарушается, как правило, при длительном сосании бутылочки с соской и соски-пустышки, при длительном кормлении ребенка мягкой и протертой пищей. После 4-5 лет глотание должно быть незаметным, лицевые мышцы в нем не участвуют.

Жевание мягкой протертой пищи не дает достаточного стимула к росту челюстей и следствием этого становится скученность зубов. Если после 5 летнего возраста временные зубы стоят плотно друг к другу, между ними отсутствуют промежутки (тремы), то скорее всего постоянные зубы не поместятся в зубном ряду.

Сосание пальца, равно как и соски после года-полутора, также приводит к тяжелым деформациям челюстных костей- формированию открытого прикуса и отклонению верхних зубов кпереди.

Осанка— ее нарушения непосредственно влияют на гармоничность лицевого скелета, так как нарушается миодинамическое равновесие.

Речевые нарушения связаны с неправильной артикуляцией. То зачастую приводит к аномальному давлению языка на зубные ряды, вызывая смещения зубов.

Конечно, генетическая предрасположенность к неправильному прикусу тоже имеет место быть.

Советы заботливым родителям

Глотание Ребенок должен глотать незаметно для окружающих, без напряжения губ, щек и мышц. В норме язык к 4-5 годам должен отталкиваться от переднего участка твердого неба, сразу за центральными резцами.

Жевание Для оптимального жевательного давления и развития челюсти ребенок должен получать достаточно твердую пищу, которую нужно откусывать, разжевывать, сомкнув губы, и как можно меньше запивать.

Сосание и вредные привычки. К 10-12 месяцам жизни у ребенка угасает функция сосания. Избегайте использования пустышек у детей старше года. Контролируйте вредные привычки ребенка: сосание пальцев, игрушек, других предметов- они чаще являются результатом психологического дискомфорта ребенка.

Осанка. Во время еды: стопы на полу, прямая спина, не подпирать голову. Во время сна: спокойная расслабленная поза на спине или попеременно на правом и левом боку с закрытым ртом. Следите, чтобы подушка была невысокой, и ребенок во время сна не подкладывал руку под щеку. Плохо, если ребенок спит с запрокинутой головой.

Речь Необходимо следить за тем, чтобы ребенок 4-5 лет произносил все звуки отчетливо, особенно сложные.

Своевременно предупредить диспропорцию в развитии лицевого скелета и челюстных костей дать своевременные рекомендации по профилактике миофункциональных нарушений, нормализовать условия нормального формирования функций челюстно-лицевой области детский стоматолог сможет в случае, если он наблюдает ребенка регулярно с самого раннего возраста. Не забывайте, что посещать стоматолога 1 раз в три месяца, если врач не посоветует иначе.

Источник

Миофункциональные нарушения. Межзубный сигматизм в условиях дошкольного учреждения

миофункциональные нарушения что это. Смотреть фото миофункциональные нарушения что это. Смотреть картинку миофункциональные нарушения что это. Картинка про миофункциональные нарушения что это. Фото миофункциональные нарушения что это Екатерина Сергиенко
Миофункциональные нарушения. Межзубный сигматизм в условиях дошкольного учреждения

Искажение свистящих и шипящих звуков называется сигматизмом. Межзубный, призубный и губно – зубной сигматизм наблюдается при:

— слабой подвижности языка (дизартрия);

— ротовом дыхании (аденоиды);

-глотании с упором языка в нижнюю челюсть (так называемый инфантильный тип глотания).

При нарушениях прикуса необходимо направить родителей с детьми к ортодонту.

Причиной нарушений часто являются аномалии развития челюсти и языка (на практике макроглоссия встречается довольно редко).

Причиной межзубного произношения может являться дизартрия. Минимальные дизартрические расстройства (стертая дизартрия) – речевая патология, определяющаяся в расстройствах просодического и фонетического компонентов речевой функциональной системы. Нарушение обусловлено недостаточной иннервацией артикуляционного аппарата.

В современной логопедии вопросам коррекции стертой дизартрии уделяется большое внимание, что обусловлено широкой распространенностью этого нарушения у детей с отклонениями в речевом развитии. Логопедам часто приходится сталкиваться с трудностями не только постановки звуков, но и введения поставленных звуков в речь (процессе автоматизации). Но чаще встречаются именно дизартрические нарушения: язык вялый, не удерживается во рту, иногда картина дополняется саливацией (слюнотечением).

О проблеме дизартрии говорили многие специалитсы.Существуют наболевшие для логопедов проблемы: отсуствие диагностики речевого нарушения ЦНС врачами – неврологами, отсуствие лечения детей с диагнозом «дизартрия» в шаговой доступности (диагноз дизартрия учитель – логопед может заподозрить при диагностики ребенка). Гипотонус мышц напрямую связан с нарушением ЦНС. Поэтому необходима консультация невролога. Многие неврологи забывают, что речь является проявлением высшей нервной деятельности, присущей только человеку; в обязанности невролога должно входить обследование моторики мышц лица, языка, рук, координации движений ребёнка. Дизартрия является следствием органического поражения ЦНС, при котором расстраивается двигательный механизм речи.

Межзубный и губно – зубной сигматизмы чаще всего являются следствием гипотонии (снижения тонуса мышц). При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, может быть выражена гиперсаливация.

При межзубном сигматизме происходит нарушение функций оральной мускулатуры и ослабление тонуса круговой мышцы рта. Мы наблюдаем вялость, пассивность продольных мышц языка. Язык совершает примитивные движения только вперёд, за пределы передних и нижних зубов.

Необходимо ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики. Необходимый комплекс упражнений подберет учитель-логопед, опираясь на артикуляционные возможности ребенка.

При помощи вышеописанных приемов ребёнок приобретает кинестетический самоконтроль, лучше начинает ощущать выполняемые движения (особенно языком, что способствует преодолению межзубного, призубного и губно – зубного сигматизма.

Сроки коррекции зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребёнка. Большое значение имеют такие факторы как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.

При миофункциональных нарушениях необходим междисциплинарный подход, поэтому рекомендовано при сигматизме ребёнка направлять к стоматологу – ортодонту. Преодолению межзубного сигматизма должно предшествовать устранение открытого прикуса. Для коррекции открытого прикуса детские стоматологи – ортодонты рекомендуют применять специальные вестибулярные пластинки – трейнеры – мягкие силиконовые миофункциональные позиционеры, корректирующие положение языка и способствующие нормализации мышечного баланса.

Миофункциональные нарушения у детей эффективно корректируются при раннем выявлении, а также при грамотном взаимодействии логопеда, невролога и стоматолога. Такой комплексный подход обеспечивает высокую стабильность результатов логопедической коррекции.

Организация военно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения «Организация военно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения» В настоящее время Россия претерпевает.

Физкультурно — оздоровительная работа в условиях дошкольного учреждения Физкультурно – оздоровительная работа в условиях дошкольного учреждения Дошкольник мой…. В глаза твои смотрю И целый мир, вселенная навстречу.

Художественно-эстетическое развитие детей-билингвов в условиях дошкольного образовательного учреждения ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ БИЛИНГВОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Чернышева Э. Ф., музыкальный руководитель.

Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения Формирование духовно-нравственных качеств ребёнка – сложный педагогический процесс. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности,.

Психолого-педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Научная статья. Психолого – педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Аннотация.

Психолого-педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Научная статья. Психолого – педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Аннотация.

Психолого-педагогическое взаимодействие дошкольного учреждения с семьей в условиях ФГОС до Психолого-педагогическое взаимодействие дошкольного учреждения с семьей в условиях ФГОС ДО На современном этапе развития общества актуальной.

Ранняя логопедическая помощь детям в условиях дошкольного образовательного учреждения РАННЯЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Ключевые слова: речь, дошкольники, логопедическая.

Развитие психомоторики детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения Тема статьи: Развитие психомоторики детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения Автор: Самарина.

Создание условий для развития детской одаренности в условиях дошкольного образовательного учреждения В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. В основе ФГОС ДО лежит.

Источник

Миофункциональная терапия

Основным направлением миофункциональных упражнений является тренировка мышц для восстановления их нормальной работоспособности и выработки мышечного стереотипа. Данная процедура назначается:

Возрастные ограничения применения миокоррекции

Гимнастика по коррекции нарушений зубочелюстной системы применяется при работе с детьми в возрасте 4-8 лет, в период молочного прикуса. Если аномалии развития слабо выражены, то достаточно 2-3 месяцев занятий. Положительного эффекта можно добиться в период смены зубов в возрасте 9-12 лет. В данный период челюсть еще не до конца сформирована и поддается коррекции. В более поздние сроки эффект от терапии минимален и требует очень длительного срока применения (более года), поэтому миофункциональные упражнения не назначаются.

Показания и противопоказания к применению миофункциональной терапии

Миофункциональная коррекция назначается при наличии:

К противопоказаниям, когда применение не оправдывается достигнутым эффектом, относят:

Преимущества и недостатки миокоррекции

Основным достоинством применения миофункциональной терапии будет отсутствие в необходимости использования ортодонтических препаратов, что позволяет избавиться от травмирования дентальной ткани и слизистой оболочки. При этом не происходит травмирование детской психики, что улучшает психологический контакт с врачом.

К недостаткам относится длительность применения, возрастные ограничения, а также низкая эффективность при выраженных аномалиях развития.

Первые признаки нарушений зубочелюстной системы

Необходимость в применении миофункциональной коррекции возникает, если фиксируются следующие состояния:

Любое из данных состояний сообщает о необходимости применения миофункциональной коррекции для своевременного блокирования нарушений зубочелюстной системы.

Основные причины возникновения нарушений

Специалисты отмечают, что нарушения мимических и жевательных мышц возникают вследствие сбоев в функционировании организма. Развитию данных нарушений способствует:

Эффект от применения миофункциональной терапии

Для достижения лечебного эффекта необходимо не только соблюдать все рекомендации по выполнению подобранных упражнений, но и правильно определить степень аномалии в развитии дефекта. При своевременном и правильном назначении миофункциональных упражнений происходит:

Стоит помнить, что различные аномалии требуют проведения специальных упражнений, которые должен назначать специалист после проведения комплексного обследования пациента и выявления всех возможных патологий и нарушений.

Основные правила миофункциональной терапии

Миофункциональные упражнения необходимо выполнять соблюдая основные правила лечебной физкультуры:

Соблюдая данные положения удается перестроить работу мышц и скорректировать развитие скелета в сторону анатомического равновесия. При этом эффект достигается благодаря:

Основной комплекс миофункциональных упражнений

Разработаны различные методики и комплексы упражнений для устранения нарушений развития зубочелюстной системы. К основным относят упражнения при следующих аномалиях:

Применение миогимнастики в остеопатическом лечении

Наиболее распространено, что лечением нарушения прикуса, смещения челюстей, неровным расположением зубов, занимаются ортодонты. Но не всегда применяемые им методы лечения оказывают ожидаемый эффект. При этом медицинское вмешательство может стать причиной развития серьезных заболеваний благодаря нарушению взаимосвязей в организме.

Остеопатия рассматривает нарушения зубочелюстной системы в совокупности с остальными системами организма, в частности с костно-мышечной системой. Ведь незначительный мышечный спазм затрагивает позвоночник, который реагирует изменением положения. Данное нарушение влечет за собой множество ответных реакций организма, которые могут повлиять на расположение челюсти и повлечь нагрузку на зубы. При этом нарушения в зубочелюстной системе могут также спровоцировать перекос позвоночника и стать причиной неравномерного распределения нагрузки на организм.

Чтобы выявить данные нарушения необходимо рассматривать организм как единую систему и применять комплексные методы коррекции. Остеопатия позволяет найти причину сбоев в функционировании систем организма и мягко устранить данную проблему.

Миофункциональная коррекция является одной из многочисленных техник, которые применяются остеопатом для коррекции нарушений жевательных и мимических мышц. Но в отличие от ортодонтов, остеопаты применяют данную методику только после коррекции нарушений во взаимосвязи систем и органов.

Основные положения работы врача остеопата

Рост аномалий развития зубочелюстной системы провоцирует поиск новых решений для устранения данной проблемы. Остеопатия рассматривает данные нарушения (например, неправильный прикус) как следствие патологических развитий, которые вызваны родовыми травмами.

Основными положениями в работе остеопата являются:

Данные положения помогают адаптировать организм к применению миофункциональных упражнений и способствуют сокращению срока лечения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *