министр просвещения и министр образования в чем разница
Президент упразднил Министерство образования и науки РФ
Опубликован Указ президента об упразднении министерства образования.
Согласно вышеуказанному документу с 15 мая 2018 года Минобрнауки разделено на 3 отдельных ведомства:
История делений и объединений Министерств образования в России?
Деление сферы образования СССР на несколько ведомств
Что касается деления ведомств на всесоюзном уровне, то сферу образования СССР курировали 3 отдельных ведомства:
Чем будет заниматься Министерство просвещения?
С 15 мая 2018 года новое Министерство просвещения будет реализовывать государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сферах:
По предварительной информации пост Министра просвещения займёт бывший министр образования Ольга Васильева.
Чем будет заниматься Министерство науки и высшего образования РФ?
Сюда передаются функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
Что касается Рособрнадзора, то это ведомство будет подчинятся непосредственно Правительтству РФ. Об этом читайте предыдущую публикацию «Рособрнадзор больше не подчиняется Министерству образования»
Министерство просвещения через призму истории
До революции в царской России Министерство просвещения возглавляло 29 министров.
После революции был создан Народный комиссариат просвещения, которые возглавляли народные комиссары:
С 1946 года Наркомпрос реорганизован в Министерство просвещения.
После крушения СССР, Министерство просвещения стало называться Министерством общего и профессионального образования РФ. С 2000 года – Министерство образования и науки (Минобрнауки России).
С 2018 года Министерство образования и науки Российской Федерации было разделено на 2 основных ведомства:
Министром просвещения назначена бывший руководитель ведомства – Васильева Ольга Юрьевна.
Министром науки и высшего образования назначен Котюков Михаил Михайлович, бывший руководитель Федерального агентства научных организаций. В прошлом Котюков М.М. занимал такие должности, как проректор по экономике и финансам Сибирского федерального университета, глава департамента финансов Красноярского края, министр финансов Красноярского края, заместитель министра финансов А. Силуанова.
Минобрнауки разделили на образование и просвещение
Министерству просвещения передадут «функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания».
Министерство науки и высшего образования займется выработкой и реализацией «государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов».
Кроме того, упраздняется Федеральное агентство по научным организациям (ФАНО). Функции ФАНО передаются Миннауки.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) будут подчинены напрямую правительству РФ.
Оценка решения
«Решение это действительно назрело — так, у современной педагогики расширился круг стоящих перед ней проблем, вызовов. Сегодня есть очень много задач, которые связаны с ранним развитием детей, особенностями становления. С другой стороны, то, что касается высшего образования, науки, технологий, также требует отдельного регулирования. Здесь речь идет в первую очередь о задаче быть глобально конкурентоспособными. То есть такое разделение вполне целесообразно», — сказала РИА Новости директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
Заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ Лев Любимов также приветствовал этот шаг и выразил надежду, что он позволит обратить гораздо больше внимания на школьное и дошкольное образование: «Самая главная отдача — это отдача от дошкольного образования. То, что эти ведомства разделили, я считаю нормальным. По крайней мере, может, они сосредоточатся на школе».
|
Фото: РИА Новости |
В свою очередь, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, экс-замглавы Минобрнауки Виктор Болотов подчеркивает, что то, насколько эти ведомства будут эффективными, зависит от назначений, которые ожидаются в ближайшее время.
«Это ситуация не новая. В 1990-х годах, когда Россия вышла из Советского Союза, было два министерства: просвещения и госкомитет по науке и высшей школе. В этом смысле здесь нет ничего нового. Однако плюсы и минусы той или иной конфигурации, на мой взгляд, зависят от первых лиц — от тех, кто будет руководить Министерством просвещения и Министерством науки и высшего образования», — сказал он.
Ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко обратил внимание на несколько проблемных моментов, которые потребуют объяснений: «Получается так, что регулирование компетенций по подготовке высококвалифицированных рабочих специалистов (то есть среднепрофессиональное образование) будет одним ведомством осуществляться, а регулирование компетенций подготовки специалистов в высшей школе — другим. Мне кажется, здесь надо объяснить, почему профессиональное образование оказалось как бы разорванным. И второй вопрос: если мы называем ведомство Министерством просвещения, то имеется в виду, что оно должно регулировать и образование, и культуру. Здесь же культура не находится в ведении министерства просвещения. То есть что имеется в виду? Почему, например, его не назвали министерством общего образования, или даже так: общего и среднепрофессионального образования? Это не очень ясно».
Ректор подчеркнул, что если используется термин «просвещение», то подразумевается передача и воспроизводство культурных норм. В политическом плане это бы означало объединение образовательного ведомства и ведомства культуры.
«Здесь же этого не произошло, но термин «просвещение» появился. И это потребует дополнительных пояснений», — заключил он.
Что касается еще одной реформы — перехода Рособрнадзора в подчинение правительству, — то его эксперты также в целом приветствовали.
«Вопрос про надзорные органы, это я говорю как бывший руководитель Рособрнадзора, очень много дискутировался. Может ли надзорный орган быть под крышей Министерства образования и науки — того ведомства, которое он должен контролировать? Предложение передать Рособрнадзор под контроль правительству звучало давно», — сказал Виктор Болотов.
Игорь Реморенко также отметил, что инициатива сделать независимым орган, контролирующий образование, хороша. Но с другой стороны, стандарты контроля устанавливаются самими министерствами: «Стандарты, по которым надзорный орган будет проверять, будут ведь устанавливаться этими министерствами. И контрольный орган может сказать «я бы и рад проверять хорошо, но стандарты не позволяют», или что они слишком зарегламентированы. Всегда будет конфликт между органом, осуществляющим проверки, и этими ведомствами».
Ожидания РАН
Создание в России министерства науки и высшего образования необходимо для обеспечения технологического прорыва России и выполнения задач, поставленных новым «майским» указом президента РФ, считает вице-президент Российской академии наук Алексей Хохлов.
«Я считаю, что принятое решение о разделении Минобрнауки полностью соответствует задачам по научно-технологическому развитию нашего государства, поставленным в указе президента от 7 мая. Реализация этого указа в части, относящейся к науке возможна только в рамках одного ведомства. Это нужно для обеспечения технологического прорыва страны», — сказал он РИА Новости.
По словам Хохлова, для науки принципиально важен приток новых молодых кадров: «Поэтому очень важно, чтобы наука и высшая школа шли бы «рука об руку». Кроме того, важно, что новая структура будет способствовать объединению науки и высшего образования с высокотехнологичными компаниями, которые могли бы внедрять на практике разработки российских ученых, добавил Хохлов.
|
Фото: РИА Новости |
Российские ученые неоднократно предлагали разделить Министерство образования и науки на два ведомства, одно из которых занималось бы вопросами просвещения, а второе — государственной политикой в области науки.
Как говорится в указе от 7 мая «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», кабинету министров при разработке национального проекта в сфере науки требуется исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить присутствие России в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития.
К этому же сроку требуется обеспечить привлекательность работы в РФ для российских и зарубежных ведущих учёных и молодых перспективных исследователей, а также обеспечить опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счёт всех источников по сравнению с ростом валового внутреннего продукта страны.
Кроме того, правительству предстоит обеспечить решение следующих задач: создание передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, инновационной деятельности, включая создание и развитие сети уникальных научных установок класса Megascience; обновление не менее 50% приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки; создание научных центров мирового уровня, включая сеть международных математических центров и центров геномных исследований; создание не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики.
Министерство образования разделили на две части. Что теперь с нами будет?
Рассказываем, зачем в России создаются министерство просвещения и министерство науки и высшего образования и как это повлияет на школы и вузы
Министерство просвещения будет отвечать за «общую образовательную деятельность» – школы, колледжи и техникумы, дополнительное образование, а также профобразование и профобучение. Ведомство будет решать вопросы воспитания, опеки и попечительства несовершеннолетних и заниматься социальной поддержкой и защитой детей.
Министерство науки и высшего образования будет заниматься развитием вузов и науки. Оно будет контролировать работу научных учреждений и университетов, деятельность государственных и федеральных центров науки и высоких технологий и всего, что с этим связано.
Кроме того, больше не будет работать Федральное агество научных организаций. Его функции будет выполнять новое министерство науки и высшего образования. А еще Рособрнадзор, который находился в ведении Минобрнауки, теперь будет подчиняться напрямую правительству России.
А как это коснется меня?
По прогнозам, такие изменения должны положительно повлиять на работу школ и вузов. Раньше Минобрнауки занималось всем: и вузами, и детскими садами, и наукой. А сейчас каждое ведомство сможет посвятить себя чему-то одному и решить конкретные задачи в своей области. Такая работа, по словам экспертов, будет продуктивнее. Но кто знает, к чему эта продуктивность может привести. Может, новый министр просвещения решит кардинально поменять систему школьного образования, отменив ЕГЭ или, наоборот, добавив в список обязательных экзаменов еще несколько предметов.Пока предсказать, что именно изменится в российском образовании, трудно, ведь еще даже неизвестно, кто будет новыми министром просвещения и министром науки. Хотя прогнозы уже есть: РБК, например, пишет, что на пост министра науки претендует замглавы Минобрнауки Григорий Трубников и глава Федерального агентства научных организаций Михаил Котюков. Имена кандидатов станут известны 18 мая. Но вполне возможно, что после того, как министры вступят в должность, реформы не заставят себя ждать.
Министр просвещения и министр образования в чем разница
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 18 сентября 2018 года N 09-07-05/66852
от 18 сентября 2018 года N 07-04-05/03-19938
[О преобразовании Министерства образования и науки Российской Федерации в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и упразднении Федерального агентства научных организаций]
В соответствии с Распоряжением 1055-р ликвидационная комиссия ФАНО обеспечивает исполнение ряда мероприятий, в том числе:
в трехмесячный срок инвентаризацию обязательств и имущества, относящегося к федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за упраздняемым ФАНО, а также переданного ему по договорам безвозмездного пользования, определение совместно с Миннауки и высшего образования России и Росимуществом перечней имущества, передаваемого Миннауки и высшего образования России, и передачу обязательств упраздняемого ФАНО в Миннауки и высшего образования России в полном объеме;
представление в установленном порядке в Казначейство России (территориальные органы Казначейства России) документов в целях исключения ФАНО (территориальных органов ФАНО) из реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;
представление до 31 декабря 2018 года в Казначейство России и Миннауки и высшего образования России ликвидационного баланса на дату завершения ликвидационных мероприятий в объеме форм годовой бюджетной отчетности (с приложением перечней передаваемого имущества и сводных актов приема-передачи обязательств) и уведомление о снятии с учета в налоговых органах, свидетельство о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц;
передачу Миннауки и высшего образования России бюджетных ассигнований, предусмотренных упраздняемому ФАНО в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на финансовое обеспечение его деятельности, скорректированных на сумму бюджетных ассигнований, согласованных с Минфином России в смете расходов на проведение ликвидационных мероприятий.
представить до 31 декабря 2018 года в Казначейство России, Миннауки и высшего образования России и Минпросвещения России разделительные балансы на дату завершения реорганизационных мероприятий в объеме форм годовой бюджетной отчетности (с приложением сводных актов приема-передачи имущества и обязательств) и уведомление о снятии с учета в налоговых органах;
провести в трехмесячный срок инвентаризацию федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за преобразованным Минобрнауки России и обеспечить передачу соответствующих имущества и обязательств преобразованного Минобрнауки России в Миннауки и высшего образования России и Минпросвещения России и принять не переданные Миннауки России по состоянию на 1 декабря 2018 года обязательства и имущество.
При этом Миннауки и высшего образования России и Минпросвещения России необходимо заключить дополнительные соглашения к соглашениям о предоставлении из федерального бюджета соответствующим федеральным бюджетным и автономным учреждениям субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность и субсидии на иные цели, заключенным в 2018 году ФАНО и Минобрнауки России соответственно.
Дальнейшее исполнение соглашений и контрактов, заключенных до реорганизации, осуществляется с учетом следующих особенностей:
В случае отсутствия технической возможности направления Акта ф.05031728 посредством СУФД Федеральное казначейство считает возможным принимать от реорганизуемых ГРБС и ПБС Акты ф.05031728, соответствующие установленным требованиям на бумажном носителе.
При этом Акты ф.05031728 для передачи показателей, отраженных на лицевых счетах для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, открытых реорганизуемым ГРБС в ТОФК, формируются в установленном порядке получателями бюджетных средств, принявшими соответствующие бюджетные полномочия.
Представление реорганизуемыми ГРБС и ПБС в ТОФК по месту обслуживания Заявлений на закрытие лицевых счетов (код формы по КФД 0531757) до окончания всех реорганизационных мероприятий не требуется.
Минобрнауки больше нет: два вместо одного
После принятия новых федеральных образовательных стандартов, проверки качества работы школьных учителей, нововведений в среднем профессиональном образовании встал вопрос и о повышении эффективности деятельности Министерства образования и науки путем его преобразования.
Качество функционирования системы образования давно волнует российское общество. Регулярно правительство и депутаты Госдумы выдвигают множество идей и предложений по совершенствованию находящегося в их ведомстве инструмента развития.
После принятия новых федеральных образовательных стандартов, проверки качества работы школьных учителей, нововведений в среднем профессиональном образовании встал вопрос и о повышении эффективности деятельности Министерства образования и науки путем его преобразования.
Какие ведомства заменят Минобрнауки, и какие функции им переданы?
Соответствующим Указом Президента РФ Министерство образования и науки было преобразовано посредством его разделения на Министерство науки и высшего образования и Министерство просвещения.
В ведение Министерства науки и высшего образования передаются полномочия по управлению и развитию учреждений высшего образования, научных институтов и нанотехнологий. В компетенцию ведомства будет также входить разработка и реализация нормативно-правовой базы, регулирующей основы государственной политики в области:
На реструктуризированное и обновленное министерство науки и высшего образования возложены и функции созданного в 2013 году ФАНО (Федерального агентства научных организаций), которое отныне прекращает свое существование.
Министерство просвещения в свою очередь займется общим образованием всех уровней. Функции, возлагаемые на это ведомство, включают реализацию национальной политики государства и разработку нормативно-правового управления по следующим направлениям:
Кроме того, новое министерство будет отвечать за социальную поддержку и защиту обучающихся, воспитание, опеку и попечительство граждан, не достигших совершеннолетия.
Стоит также заметить, что такие организации как Росмолодежь и Рособрнадзор, которые ранее были подведомственны Министерству образования и науки, теперь будут находиться в непосредственном подчинении российского правительства.
Причины и перспективы реорганизации
Разговоры о том, что Минобрнауки необходимо реорганизовать, длились на протяжении более 10 лет. Среди основных причин, почему это нужно сделать, называли слишком большой круг обязанностей, возлагаемый на министерство. Кроме того, эксперты указывали на то, что сущность общего образования значительно отличается от вузовского, а наука, хоть и переплетается с высшим образованием, не имеет ничего общего с дошколятами и учениками школ.
Ликвидация Федерального агентства научных организаций и передача его полномочий Министерству науки и высшего образования в значительной степени связана с тем, что в период существования ФАНО отмечались неоднократные попытки вмешательства в управление научными исследованиями. А целесообразность передачи Рособрнадзора в подчинение правительства обусловлена необходимостью сократить влияние Минобрнауки на деятельность службы.
Проведение подобной реорганизации направлено на создание условий, при которых каждое ведомство будет полностью сосредоточено на отведенных ему полномочиях. Если ранее Минобрнауки не могло уделять должного внимания всем составляющим образования, то теперь новые министерства смогут охватить все его сферы.
Однако возникают опасения относительно того, как будут взаимодействовать министерства между собой, смогут ли они договориться, и как долго продлиться процесс становления. К тому же, создание 4 новых структур вместо одной потребует расширения штата и увеличения количества ресурсов на их обеспечение, а о гарантиях эффективности их деятельности сложно говорить.
Экспертное мнение
По мнению руководителя Федерального института развития образования, Александра Асмолова, создание нового органа должно проводиться с целью решения определенной задачи, а не для того чтобы обеспечить занятостью конкретные лица. Кроме того, он ставит под сомнение возможность реализации Национальной стратегии развития государства в области образования, так как это решение потребует очень много времени для устранения управленческой неразберихи.
Его мнение не разделяет глава Всероссийского педагогического собрания и ректор Московского госуниверситета технологий Валентина Иванова, которая убеждена в правильности произошедших изменений. Она считает, что ранее унифицированные решения не подходят для всех возрастных категорий. Поэтому новые ведомства смогут уделить соответствующее внимание специфике обучения граждан разных возрастов и выработать необходимые механизмы для улучшения качества образования.
Лариса Курнешова, бывшая в свое время первым заместителем главы Департамента образования Москвы, считает решение о создании вертикали власти в системе образования рациональным, но акцентирует внимание на том, что все регионы имеют разные возможности, поэтому им нужно обеспечить свободу для творчества и экспериментов.
Бывший Президент РАН, выдающийся советский и российский ученый-физик, Владимир Фортов, также поддерживает реорганизацию Минобрнауки. Он считает, что таким образом будет уделяться равное внимание и образованию и науке, что позволит развиваться обоим направлениям. По его мнению, Миннауки создаст отдельные управления для руководства высшей школой и наукой, которым будут вверены конкретные полномочия.
А вот его оппонент, советский и российский физик, академик и член президиума РАН, А. Литвак выражает опасения относительно будущего науки. Он считает, что было неправильно, когда одно ведомство управляло и дошкольным образованием и наукой, но придерживается позиции относительно того, что наука должна быть отделена и от высшего образования из-за различия в их ключевых задачах. Кроме того, господин Литвак сомневается в рациональности решения о ликвидации ФАНО, с которым российская наука налаживала взаимодействие в течение 5 лет. Также его очень беспокоит вопрос о том, как в дальнейшем будут выстраиваться отношения с министерством, если учреждений высшего образования, находящихся в его ведомстве, значительно больше, чем научных институтов. А еще он надеется, что на пост нового министра будет назначен человек, разбирающийся в науке.
На министра из науки надеется также вице-президент РАН и председатель Сибирского отделения РАН Александр Асеев. Однако он одобряет решение об упразднении ФАНО, так как считает, что агентство вредило научным исследованиям и привело к большим потерям. По его словам, передача науки в непосредственное управление министерства, а не всего лишь подведомственной структуре, позволит улучшить позиции науки и, если НИИ будут пользоваться равными с ВУЗами правами, они смогут получить лучшее финансирование.
Как видно, мнения разделились. Безусловно, реорганизация имеет много преимуществ, но есть и недостатки, поэтому возникающие опасения вполне обоснованы. Будут ли новые структуры работать в соответствии с поставленными целями? Смогут ли новые ведомства быстро организовать свою работу, чтобы учреждения, находящиеся у них в подчинении не остались предоставленными самим себе? Время покажет.