милиция оруд что это
Наша история. ОРУД — ГАИ — ГИБДД
3 июля 1936 года Совнарком Союза ССР утвердил постановлением № 1182 «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР» — в стране победившего социализма появилась Госавтоинспекция НКВД (сокращенно ГАИ). В качестве основных задач новой структуры были определены — борьба с аварийностью, разработка технических норм эксплуатации транспорта и его учёт, контроль подготовки и воспитания шофёров.
Необходимость в создании полицейской структуры, которая целиком занималась бы автомобильным транспортом назревала в стране с конца 20-х годов, по мере бурного развития этого транспорта. 5 ноября 1934 года СНК СССР принял решение «организовать при ЦУДорТрансе Государственную автомобильную инспекцию (ГАИ), имеющую свои органы в союзных и автономных республиках, краях и областях Союза, а также в районах со значительным количеством автомашин» в целях решительной борьбы с неправильным использованием и хищническим отношением к автомобильному транспорту во всех ведомствах и организациях СССР.
До создания ГАИ регулированием движения на дорогах занималась милиция, в составе которой был ОРУД — отдел регулирования уличного движения, в задачи которого входило лишь непосредственное регулирование движения. С момента официального образования ГАИ 3 июля 1936 года, ОРУД не прекратил свое существование и сохранялся как отдельное подразделение до 1950-х годов. До этого времени собственно регулировщики в состав ГАИ не входили. К 1940 году ГАИ систематизировала и свела в один документ Правила дорожного движения. Был разработан единый для всей страны образец водительского удостоверения, правила учёта и технического осмотра транспортных средств. На ГАИ возлагалась функция организации дорожного движения, обоснование установки знаков и нанесения разметки, контроль за техническим состоянием улиц и дорог.
В период Великой Отечественной войны сотрудники ГАИ были заняты, прежде всего, мобилизацией автотранспорта. Многие сотрудники ГАИ были призваны на военную службу. Учебно-ситуационный центр оперативного управления силами и средствами подразделений ГИБДД.
В конце 1960-х — начале 1970-х годов, с появлением новых, массовых моделей легковых автомобилей, в структуре ГАИ происходит выделение отдельных подразделений для: дорожно-патрульной службы, регистрации транспортных средств, техосмотра, организации движения, экзаменационных действий для приёма экзаменов у водителей. Основной функцией ГАИ по-прежнему декларируется борьба с аварийностью.
Читайте также:
В 1998 году ГАИ была переименована в ГИБДД (Государственную инспекцию безопасности дорожного движения), что, по мнению инициаторов, точнее отражало суть деятельности инспекции, и позволило бы оставить в прошлом в целом негативное отношение населения к ней. Однако это название «не прижилось», и в 2002 году в Указ Президента РФ № 711 от 15 июня 1998 года были внесены изменения, согласно которым наименования ГИБДД и ГАИ стали равнозначными.
В 2011 году во время реформы МВД было предложено переименовать Госавтоинспекцию в дорожную полицию, однако предложение принято не было и ведомство сохранило своё наименование.
История ОРУД-ГАИ-ГИБДД
Ежегодно 3 июля сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России отмечают свой профессиональный праздник.
Официально датой образования Государственной автомобильной инспекции считается 3 июля 1936 года. В этот день Совет народных комиссаров (СНК) СССР специальным постановлением утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) НКВД СССР.
Время до
Еще Петр I в 1719 году создал полицейские органы, контролирующие соблюдение в Санкт-Петербурге установленных правил движения. А в 1809 году в России была создана транспортная полиция в составе 10 окружных транспортных полицейских команд, которые обеспечивали безопасность движения на реках и дорогах, сопровождали грузы, предотвращали хищения, следили за исправностью дорог и безопасностью движения по ним гужевого и пешего казенного транспорта. В городах транспортная полиция занималась наведением порядка среди пешеходов.
10 ноября 1917 года, на третий день своего существования, Совет Народных Комиссаров (СНК) издал постановление «О рабочей милиции». Но поскольку в столь короткий срок ни распустить старую полицию, ни организовать новую милицию не удалось, их функции были возложены на «друзей общественного порядка» – дружинников революционной охраны, действовавших в соответствии с Инструкцией о несении патрульно-постовой службы, предписывавшей «охранять безопасность и порядок передвижения по улицам, а именно: запрещать непомерно быструю езду; ограждать днем рогатками, а ночью цветными фонарями ямы, обвалы и прочие препятствия для движения; принимать меры к уборке упавших столбов, фонарей, поврежденных экипажей, павших животных и прочее».
Спустя почти год, 12.10.1918 года, в постановлении Народных комиссаров по внутренним делам и юстиции «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской милиции» были определены основные задачи этого ведомства. В соответствии с этим документом милиция должна была осуществлять контроль за порядком движения транспорта на улицах и дорогах.
Например, предусматривалось, что «милиционер поддерживает на улицах своего поста свободное и безопасное движение, для чего он обязан:
а) не допускать езды на лошадях и велосипедах по тротуарам;
б) наблюдать, чтобы маляры с ушатами, ведрами и другими красильными принадлежностями. и др. категории рабочих с ручными тележками и санками по тротуарам не ходили, а следовали по дорогам, подчиняясь общему порядку движения на улице;
в) не дозволять играть на улице перед домами в мячи, бабки и тому подобные игры, пускать бумажные змеи, носить непокрытые зеркала, чтобы не пугать лошадей, загромождать тротуары бочками, тарными ящиками, дровами, а разносчики и торговцы не загораживали своими лотками свободный проезд по мосту и проход по тротуару;
г) если для нагрузки или выгрузки товаров положены поперек тротуара так называемые спуски, то наблюдать, чтобы эта работа не задерживала движение на улице;
д) наблюдать, чтобы ломовые извозчики с кладью следовали по правой стороне улицы в один ряд. »
Всего 16 функциональных обязанностей по обеспечению безопасности движения.
Дефицит магистральных дорог и мизерное количество автомобилей концентрировали транспорт в крупных городах. Именно поэтому 10.06.1920 года СНК принял Декрет «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (Правила)». В них была сделана первая попытка определить круг лиц, ответственных за нарушение правил автодвижения.
В это время на улицах Москвы появились первые регулировщики – со свистками.
Между тем количество автомобильного и гужевого транспорта продолжало расти, а с середины 1920-х годов начиналась автомобилизация страны. На Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (ЦУДОРТРАНС) легли обязанности по обеспечению безопасности автодорожного движения, контролю технического состояния автомобилей, их эксплуатации и подготовки водителей.
Регулирование движения стало одной из основных обязанностей постовых милиционеров. Для этого специальным приказом по Милиции Республики от 29.11.1922 года на «вооружение» сотрудников патрульно-постовой службы ставится жезл регулировщика длиной 11 вершков (около 50 см) красного цвета с желтой ручкой. Он носился постовым на ремне спереди, с левой стороны в специальном кожаном чехле. По сути, это был первый специальный «инструмент», отличающий сотрудника милиции, занимающегося регулированием уличного движения, от всех его коллег.
Только на первый взгляд кажется, что работать жезлом легко и просто. На самом деле в руках хорошего регулировщика он значит не меньше, чем дирижерская палочка у дирижера в большом оркестре. На красивую работу регулировщиков, на изысканность их движений и своеобразный шик в обращении с жезлом приходили смотреть гости и жители столицы.
ОРУД – первая веха
29 ноября 1925 года Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление «О признании имеющей силу для Союза ССР международной конвенции относительно передвижения автомобилей» (заключена в 1909 году). Это стало первым опытом приобщения нашей страны к правилам и нормам эксплуатации автотранспорта и безопасности дорожного движения, установленным мировым сообществом.
30 декабря 1925 года Моссоветом создается отдел регулирования уличным движением (ОРУД) – к этому подтолкнул рост числа дорожно-транспортных происшествий.
20 марта 1932 года принято Постановление СНК РСФСР «О централизации учета аварийности и происшествий на местном транспорте в органах рабоче-крестьянской милиции». С этого момента начался статистический учет ДТП и их последствий. Одновременно это создало предпосылки для создания впоследствии ГАИ.
3 июля 1936 года СНК СССР своим решением утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР.
ГАИ – это слово знают все
Новая структура основное внимание уделяла контролю качества подготовки водительского состава, проверке технического состояния автомобилей. Была утверждена система обязательных периодических технических осмотров автотранспорта.
НКВД СССР утвердил типовые правила движения по улицам и дорогам, которые стали основой для разработки правил дорожного движения в каждом регионе страны.
К 1941 году автомобильный парк страны вырос и составил 806,9 тыс. автомобилей.
20 июля 1941 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об объединении Народного комиссариата государственной безопасности СССР и Народного комиссариата внутренних дел СССР в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР.
Обязанности милиции значительно расширились. Государственная автомобильная инспекция все усилия направила на мобилизацию автомобильного транспорта, тракторов, мотоциклов для нужд Красной Армии. Инспектора ГАИ осматривали и проверяли техническое состояние автомобилей, подлежащих отправлению на фронт. Уже к 1 октября 1941 года в Красную Армию направляется 40% от числа автомобилей народного хозяйства.
Пять военных лет – одна из самых ярких страниц истории ГАИ. Все силы ее сотрудников были брошены на достижение одной цели – победы.
В послевоенные годы из армии в народное хозяйство поступило большое количество автомобилей и мотоциклов. Малочисленный штат ГАИ и ОРУДов не мог эффективно противостоять росту числа ДТП. В этой связи на уровне правительства страны и МВД СССР предпринимаются эффективные меры по совершенствованию структуры ГАИ, укреплению ее кадрами и внедрению в практику ее работы новых научных достижений.
Усиливается взаимодействие ГАИ с населением, развивается институт дружинников. На вооружение инспекторов ГАИ поступает новая техника, специальное вооружение, внедряются новые формы и методы работы, особое внимание уделяется работе с детьми и подростками.
Развал СССР в какой-то степени приостановил развитие ГАИ. Именно на 1992 год пришелся пик числа зарегистрированных краж транспортных средств. Изменившиеся условия потребовали изменений в деятельности ГАИ, приведения ее функций и задач в соответствие с новыми политическими и экономическими условиями. В этой связи Постановлением Правительства РФ от 28.05.1992 года было утверждено Положение о Государственной автомобильной инспекции МВД России.
Демократизация всех сфер деятельности способствовала принятию 10.12.1995 года Федерального закона «О безопасности дорожного движения», что позволило поднять решение проблемы аварийности на дорогах на качественно новый уровень.
ГИБДД
15 июня 1998 года Указом Президента РФ ГАИ было преобразовано в ГИБДД и было утверждено новое Положение об этой структуре. Оно расширило полномочия этого органа надзора и дало новый импульс решению проблем безопасности дорожного движения.
Рост автомобилизации, ликвидация многих государственных предприятий автотранспорта, занимающихся перевозкой пассажиров и грузов, переход страны на новые экономические условия, безусловно, затронули и ГИБДД. Опираясь на зарубежный опыт, сотрудники милиции на всех уровнях провели большую работу по формированию общественного мнения о необходимости введения закона об ОСАГО, который уже несколько лет помогает решать многие вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, доказывая свою важность и востребованность.
Дорога
Дорога – это полоса земли, предназначенная для движения транспортных средств и людей. Когда появились первые дороги, точно неизвестно. Одними из первых известных крупных дорожных сетей были дороги государства инков в Америке и Великий шелковый путь, сформировавшийся к I тыс. до н.э. и связывавший Восток со странами Евразии.
Систематическое строительство дорог в России началось в годы царствования Петра I. К 1917 году в России было построено 10 000 км дорог, которые были покрыты щебнем, асфальтированных дорог в то время в нашей стране не было.
В настоящее время в мире насчитывается 15 млн км благоустроенных дорог, в том числе в Российской Федерации до 1 млн км.
Совсем другая картина наблюдается на улицах и дорогах Великобритании, Кипра, Индии, Австралии, Японии и в ряде стран Африки и Юго-Восточной Азии. В этих странах более миллиарда человек движется по левой стороне дороги. И автомобили у них – с правым рулем.
Светофор
Первые попытки регулирования перекрестков предпринимали в Древнем Риме знатные вельможи и богатые негоцианты. Они высылали впереди себя скороходов, которые обеспечивали им свободу движения. Но не всегда успешно. Когда Юлий Цезарь вводил первые Правила движения, он создал команду вольноотпущенников, которая должна была следить за движением на перекрестках и имела неограниченные права вплоть до применения физической силы.
Но по-настоящему история регулирования дорожного движения начинается с 1868 года. Тогда в Лондоне на улице перед парламентом установили железнодорожный семафор с цветным диском. К семафору поставили служащего в шикарной ливрее, который поднимал и опускал его стрелу. Скрежет цепи механизма был настолько пронзителен, что лошади вставали на дыбы и кучера с трудом их успокаивали. Это была первая попытка регулирования дорожного движения с помощью механизма.
В нашей стране первые светофоры появились в 1920 году на улицах Москвы.
В начале «светофорной» эры зеленый сигнал располагался сверху, а красный снизу. Опыт показал, что для безопасности движения красный сигнал, как наиболее важный, целесообразно размещать вверху. С 1968 года, в соответствии с Конвенцией о дорожных знаках и сигналах, во всех странах принята единообразная система расположения сигналов в светофоре: сверху вниз – красный, желтый, зеленый.
Дорожные знаки
В далеком прошлом, когда даже не предполагалось, что экипажи могут передвигаться с помощью какой-либо силы, кроме гужевой, уже возникла проблема информирования путешественников о направлении движения, о том, какое расстояние им предстоит пройти.
Когда же появились автомобили, то без знаков их движение стало опасным, но в начале правил установки знаков не было. Первая Международная конференция по автомобильному движению в 1909 году установила порядок применения знаков на дорогах. В 1931 году была принята новая Международная конвенция о введении единообразия в сигнализацию на дорогах.
В августе 1959 года Советский Союз присоединился к Международной конвенции о дорожном движении 1949 года и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах.
Правила дорожного движения
Самые первые правила дорожного движения были введены указом Юлия Цезаря в Древнем Риме в 50-х годах до н.э. Согласно этим правилам появились улицы с односторонним движением, запрещалось ездить на частных колесницах по улицам Рима в рабочее время, а иногородние должны были оставлять свое транспортное средство за городской чертой и сами двигаться дальше пешком или в «такси» – наемном паланкине.
В первое время правила в разных странах отличались друг от друга. В 1909 году в Париже собирается международная конференция, на которой принимается решение о введении единых правил, общих для всех стран Европы.
Первые единые Правила движения по улицам и дорогам в нашей стране введены в действие 1 января 1961 года. Нынешние Правила дорожного движения Российской Федерации были утверждены Постановлением Совета Министров и Правительством РФ от 23.10.1993 года.
ГАИ будет совершенствоваться и развиваться
Сегодня сотрудники Госавтоинспекции несут свою нелегкую службу по обеспечению безопасности наших граждан на улицах и дорогах страны. Им в силу специфики службы чаще, чем представителям других милицейских служб, приходится сталкиваться с вооруженными преступниками и просто несознательными гражданами. Вся деятельность сотрудников ГИБДД происходит на виду у людей и потому авторитет милиции в немалой степени зависит от работы сотрудников ГИБДД.
Милиция оруд что это
ОРУД — структура в системе МВД СССР (Отдел по регулированию уличного движения), занимавшаяся непосредственно регулированием движения.
В мае 1931 года при управлении РКМ Москвы был образован полноценный отряд регулирования уличного движения — ОРУД. Начальником его был назначен депутат Моссовета Борис Михайлович Соколов, а старшим инспектором Василий Сергеевич Чугунов.
Упоминание в художественных произведениях
Возле площади затор —
Поломался светофор:
Загорелся жёлтый свет,
А зелёного всё нет…
Сто машин стоят, гудят
С места тронуться хотят.
Три, четыре, пять минут
Им проезда не дают.
Тут сотруднику ОРУДа
Дядя Стёпа говорит:
— Что, братишка, дело худо?
Светофор-то не горит!
Я в мир вкатился, чуждый нам по духу,
Все правила движения поправ, —
Орудовцы мне робко жали руку,
Вручая две квитанции на штраф.
«Песня конькобежца на короткие дистанции, которого заставили бежать на длинную, а он не хотел», В.Высоцкий:
И наш тренер, экс- и вице-чемпион ОРУДа,
Не пускать меня велел на стадион, Иуда!
Ведь вчера мы только брали с ним с тоски по «банке»,
А сегодня он кричит: «Меняй коньки на санки!»
См. также
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «ОРУД» в других словарях:
оруд — сущ., кол во синонимов: 1 • отдел (55) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
оруд — [оруд], а, м. Отдел регулирования уличного движения. АГС, 284. ◘ Согласно правилам ОРУДа, я не могу отвлекаться от уличного движения и разглядывать только вас. Юность, 1969, №6, 15 … Толковый словарь языка Совдепии
оруд. — оруд. орудие орудийный Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.:… … Словарь сокращений и аббревиатур
ОРУД — отдел регулирования уличного движения Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского… … Словарь сокращений и аббревиатур
ОРУД — м. отдел регулирования уличного движения … Малый академический словарь
ОРУД — м. Отдел регулирования уличного движения. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ОРУД — ОР уД, а (сокр.: отдел регулирования уличного движения) … Русский орфографический словарь
ОРУД — (2 м), Р. ОРУ/Да (сокр.: отдел регулирования уличного движения) … Орфографический словарь русского языка
ОРУД — отдел регулирования уличного движения … Словарь сокращений русского языка
орудіе — діло, справа … Зведений словник застарілих та маловживаних слів
Гаишники
В 1931 году создается отдел регулирования уличного движения (ОРУД), а в 1936 году параллельно учреждается Государственная автомобильная инспекция. В одну структуру они будут объединены лишь в 1961 году.
Сотрудники ОРУД работали уличными регулировщиками, а ГАИ занималась разработкой технических норм эксплуатации транспорта, учетом автомобилей, принимала решение об установке дорожных знаков и нанесении разметки и так далее. Правила дорожного движения как единый документ появляются в СССР лишь в 1940 году.
Основной функцией ГАИ декларируется борьба с аварийностью. Но даже несмотря на то, что число инспекторов на наших дорогах гораздо больше, чем в Европе, безопасность дорожного движения в СССР всегда оставляла желать лучшего.
С годами работа автоинспекции вызывала все больше критики, и к концу XX века в среде автомобилистов окончательно укоренилось мнение, что деятельность гаишников не столько способствует решению проблем дорожного движения, сколько сводится к организации засад в кустах, выписыванию штрафов за надуманные нарушения, а чаще – к банальному заработку на взятках.
Система наказания нарушителей ПДД неоднократно менялась. Было время, когда за любое нарушение гаишник делал прокол в правах. Три дырки – лишение на год.
В 90-е годы структура получила новое имя – Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Одной из причин переименования было желание улучшить имидж автоинспекции. Но название не прижилось, в ходу осталась аббревиатура ГАИ. В настоящее время оба названия официально признаны равнозначными.
От ОРУД до ГИБДД: история службы дорожной безопасности
Сегодня день создания ГИБДД. Госавтоинспекции – 83 года!
Государственная автомобильная инспекция (в более привычной аббревиатуре ГАИ) была утверждена Совнаркомом СССР 3 июля 1936 года. Поначалу ее состав насчитывал около 60 человек в нескольких отделениях.
Тогда же была основана и Дорожно-постовая служба (ДПС)
Еще раньше, в 1931 году, в Москве был образован отряд регулирования дорожного движения – сокращенно ОРУД.
Разработка норм эксплуатации автомобильного транспорта, контроль и воспитание водителей, борьба с авариями, привлечение нарушителей к ответственности, выдача номерных знаков и техпаспортов, розыск похищенных автомашин – с самого начала и по сей день сотрудники ОРУД/ГАИ/ГИБДД в центре дорожной обстановки, держа руку на пульсе автомобильной жизни огромной страны.
Вскоре были разработаны Правила уличного движения, была сформулирована концепция безопасности на дорогах.
В годы войны четверть личного состава милиции была мобилизована на фронт. Место мужчин заняли женщины. Ленинградская «Дорога жизни» – неувядающее свидетельство подвига сотрудников ОРУД/ГАИ, памятник их невероятному мужеству и профессионализму.
В трудный послевоенный период система ОРУД-ГАИ оказывает эффективную помощь в восстановлении разрушенного хозяйства. В 1961 году они объединены в единую структуру. В эти годы были разработаны единые для всего Союза Правила дорожного движения, учитывающие и международные нормы. Были введены единообразные бланки водительских удостоверений, техпаспортов и номерных знаков, единые правила регистрации и учета автотранспорта, регламент проведения техосмотров, а также порядок присвоения квалификации водителя городского авто- и электротранспорта.
В 1970-е особое внимание уделялось обеспечению безопасности дорожного движения. Возросший объем автомобильного транспорта на дорогах страны, прежде всего крупных городов, поставил перед ГАИ задачу профилактики детской смертности и травматизма. Были организованы отряды юных инспекторов движения, которые наряду со взрослыми регулировали дорожное движение рядом со школами, детскими садами и другими детскими учреждениями.
Инспекторы ДПС – костяк Госавтоинспекции. Их повседневная служба всегда была опасна. В сентябре 1987 года на всю страну прогремела история об инспекторе ДПС в Курганской области В. Калугине. Рискуя жизнью, он сумел предотвратить смертельное столкновение колонны автобусов со школьниками с неуправляемым КАМАЗом, нарушившим правила. За свой подвиг Калугин был награжден орденом Красной Звезды.
В криминогенные 1990-е годы работа в ГАИ стала еще более опасной. Кровавая «война на дорогах» и рост преступности стали причиной массовой гибели сотрудников. Распад Советского Союза и новые политические реалии привели к выработке современной стратегии работы и новой правовой базы.
В 1998 году ГАИ переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения – ГИБДД МВД Российской Федерации.
В течение последних 20 лет ГИБДД продолжает осуществлять свою программную функцию – защиту законных прав и интересов всех участников дорожного движения.
Поздравляем всех сотрудников ГИБДД! Здоровья, успехов, терпения и выдержки в вашей нелегкой, почетной и ответственной службе!