миграции в современном мире что внушает тревогу география 10 класс
МИГРАЦИЯ КАК ОСТРАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
На сегодняшний день очень актуальна проблема миграции. Основной причиной международной миграции является экономическая разница в уровне заработной платы, которая может быть получена за одинаковую работу в разных странах мира. Нехватка специалистов той или иной профессии в определённом регионе повышает заработную плату для этой профессии и, соответственно, стимулируют приток мигрантов.
Для внешних миграций рабочей силы характерным является увеличивающийся удельный вес в её составе высококвалифицированных специалистов.
Эмиграция совсем не обязательно подразумевает приобретение или смену гражданства. Россия, в частности, разрешает своим гражданам иметь второе гражданство.
Очевидно, что стоит бороться не с миграцией, а с причинами, по которым, население мигрирует из одной страны в другую. Миграция не всегда подразумевает уезд из одной страны в другую в связи с экономическими проблемами, люди могут мигрировать и по другим причинам, например, смена места жительства по собственным интересам и так далее.
Основными проблемами миграции являются: рост криминала, притеснение культуры и религии коренного народа, преобладание предложения над спросом на рынке труда, и, следовательно, снижение зарплат, негативное отношение местных жителей к мигрантам в целом, осложнение ситуации на рынке рабочей силы, усиление конкуренции за рабочие места.
Но есть и плюсы для тех стран, которые принимают мигрантов: решение демографической проблемы, низкая стоимость рабочей силы приезжих в конечном результате увеличивает конкурентоспособность выпускаемой государством продукции, обогащение культуры, обмен опытом и так далее.
Дети мигрантов так же учась в другой стране испытывают сложности в обучении. Они заметно отстают в учебе, по сравнению с остальными учащимися, я считаю, что в таких ситуациях очень важно помочь. Дети мигранты при правильном подходе смогут быстрее адаптироваться в новой стране, это пойдет на пользу такой части населения. В результате, многие дети имеют возможность получить образование и жить в условиях намного лучше, чем в той стране, откуда эмигрировали. Это, безусловно, большой плюс миграции.
Самая острая проблема миграции все же состоит в расовой дискриминации. Появившиеся у людей предрассудки негативно складываются в отношении коренных жителей на эмигрантов. Чаще всего предрассудки носят антисоциальный характер. Они могут сложиться в случае если, например, эмигрант будет замешан в каком-либо конфликте, переросший на национальную почву и на которую особенно остро отреагирует общество.
Россия, как написано в конституции, многонациональный народ. И вопреки проблемам миграции можно все же уверенно сказать, что если в стране много наций это является преимуществом. Именно это способствует культурному обогащению.
Межкультурное обучение помогает проникнуться в культуру и традиции других стран. Современные тенденции развития общества опираются на поликультурном развитии общества.
Есть страны, которые решают проблемы интеграции мигрантов, но это имеет чаще всего временный эффект, в мире много стран, в которых нестабильное положение и эти страны покидает огромное население. Мигранты могут идти из одной страны в другую огромным потоком, и это всегда проблематично. Такая проблема в современном мире очень актуальна в Европе.
Презентация по географии на тему «миграции» 10 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок географии в 10 классе
Размещение и миграции населения
Миграции Люди – не перелётные птицы, и их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами. Н. Н. Баранский
Задачи: Определить особенности размещения населения причины, такого размещения Познакомиться с основными видами миграции причинами миграций Запомнить ключевые понятия темы
Регионы мира для которых характерен перевес женщин Мировые религии В этих странах доля пожилых людей составляет 8%, а детей 33% Показатель экономически активного населения в этих странах 50-60% и более Экономически развитые страны Развивающиеся страны СНГ, Зар.Европа, Сев.Америка Зар.Азия, Австралия, Лат.Америка Ислам, буддизм, конфуцианство Христианство, буддизм мусульманство Задание: Найдите соответствие, обоснуйте ответ
Ответьте устно на вопросы: Почему в районе Персидского залива наблюдается перевес мужского населения над женским? В чем разница между мировыми религиями и национальными? В каких странах и почему существует проблема межнациональных отношений?
Природные факторы Рельеф Климат Водный фактор реки и озера моря и океаны почвы
Социально-экономические факторы Наличие природных ресурсов Страны Персидского залива (нефть) Развитие производства промышленного и сельскохозяйственного Европа, Сев. Америка Ю-В Азия (рисосеяние) Транспортных магистралей Россия (Транссибирская ж/д)
Плотность населения Монако 12281 чел/км². Бангладеш 1002 чел/км². Эвенкийский авт.округ 0,03 чел/км². Россия 8,7 чел/км². Москва 8630 чел/км². Среднемировой показатель плотности населения – 40 чел/км². Челябинская обл. 41,5 чел/км².
Виды миграций Миграции Внутренние Внешние Межрайонные Эмиграция Село-город Маятниковые Иммиграция Реэмиграция
Современные миграции Утечка мускул Утечка умов Беженцы
Каковы причины внешних миграций внутренних миграций
Словарный диктант Миграция – Иммигрант – Эмигрант – Реэмигрант– Утечка умов- Перемещение людей из одного постоянного места жительства в другое Человек въехавший в страну из другой страны на постоянное место жительства Человек выехавший из страны в другую страну на постоянное место жительства Возвращение эмигрантов на Родину Выезд за границу на постоянную работу высококвалифицированных специалистов, не находящих применения своим способностям, не востребованных в стране проживания.
Центры притяжения трудовых ресурсов Персидский залив
Домашнее задание Тема 3, параграф 3, Задание № 9 на стр. 86.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-102558
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Лекция (доклад) к теме №3 «География населения»
Аннотация: политика и идеология мультикультурализма нуждается либо в совершенствовании с учетом интересов иммигрантов и коренного населения, либо в поиске совсем другой модели социокультурной интеграции народов.
Миграция – это переселение, перемещение людей из одного региона (страны) в другой с целью перемены постоянного или временного места жительства.
Миграция может быть внутри страны или Международная. Внутри одной страны – это перемещения из одного региона в другой, из села в город, с юга – в северные районы, где платят больше, на юг – потому что там тепло и комфортно жить. Как правило, причины внутренней миграции – поиск более высокой оплаты труда и комфортного места проживания в рамках привычного сообщества, нежелание менять среду обитания, оформлять массу документов, изучать другой язык и перебираться в другую страну. Переселение из страны в страну, с одного континента на другой. Экономические причины миграции при этом часто становятся главными. Люди едут в чужую страну, потому что не могут найти на родине работу, стремятся повысить уровень жизни. Также причинами миграции могут быть религиозные, политические причины, наличие вооруженных конфликтов в странах.
В современном мире вопрос интеграции переселенцев в принимающее общество именно при международных миграциях стоит очень остро.
Ассимиляция подразумевает «растворение» мигрантов в принимающем обществе, вплоть до отказа от своей самобытности, идентичности. Ассимиляция может проходить естественно (постепенное растворение в коренном народе) и насильственно (проводимая государственная политика).
Интеграция мигрантов – более широкое понятие, оно базируется на понятиях адаптации и ассимиляции и предполагает включение мигрантов и их потомков в социальные институты принимающей страны: в социальную, жилищную, культурную сферу, образование, занятость, освоение языка.
Такие высказывания появились, так как накопилось множество нерешенных проблем, связанных с миграцией:
— принимающие страны больше не могли ассимилировать мигрантов, а мигранты более не хотели ассимилироваться;
— иммигранты привезли с собой традиции и нравы своей родины, свою религию;
— остро встал вопрос социального неравенства и разных возможностей коренного населения и иммигрантов;
— участились межнациональные конфликты;
— коренное население стало выступать против создания иммигрантами целых анклавов в местах проживания;
— в сознании коренного населения все чаще иммигрантов из мусульманских стран стали связывать с исламским терроризмом.
В то же время процесс миграции остановить нельзя. В Европе население стремительно стареет, и привлечение людей из-за рубежа помогает решать демографические проблемы, вопросы с трудовыми ресурсами. Также никуда не исчезли территориальные конфликты, национальные междоусобицы, что ведет к увеличению числа беженцев. Они тоже становятся вынужденными мигрантами и перед ними также стоят проблемы интеграции в новое общество, государство.
В 2020 году (на основании доклада Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС) две трети всех международных мигрантов жили всего в 20 странах. США остаются главным направлением для международных мигрантов, в 2020 году там насчитывалось 51 млн. мигрантов, что составляет 18% от общего их числа в мире. Второе место по числу мигрантов занимает Германия — около 16 млн. За ней следуют Саудовская Аравия (13 млн. мигрантов), Россия (12 млн.) и Великобритания (9 млн.).
Данные цифры говорят о том, что процесс интеграции мигрантов в принимающее общество является актуальным и решать его можно только опираясь на весь накопленный положительный опыт. Удачи или неудачи на пути включения новых членов определяются множеством объективных и субъективных факторов: это – занятость и, соответственно, безработица, уровень образования, наличие у выходцев из мигрантской среды необходимой профессиональной квалификации, достойное жилье, отсутствие явной и скрытой дискриминации в доступе к рабочим местам и т.д. Если эти проблемы не решены, то никакие административные ресурсы не помогут. Современное демократическое государство должно приспосабливать свою публичную сферу к новым демографическим реалиям на политическом уровне. Необходимы конкретные (а не формальные) шаги в соответствии с идеями интеграции, например, система мер по поддержке мигрантских меньшинств: государство должно обеспечивать финансово и инфраструктурно, их права на образование на родном языке, на издание собственных СМИ, на проведение культурных мероприятий, противодействовать социальной дискриминации, упрощать доступ к образованию и тому подобное.
Мигранты могут вносить важный вклад в гражданскую и политическую жизнь. Например, в странах назначения мигранты могут участвовать в государственном управлении и политике на разных уровнях, заниматься волонтерской деятельностью и поддерживать других мигрантов (особенно вновь прибывших) в деле интеграции в новых общинах.
На национальном уровне сегодня предпочтительной моделью является интеграция, занимающая промежуточное положение между ассимиляцией и мультикультурализмом. Она предполагает средние степени адаптации со стороны мигрантов и приспособления со стороны принимающего общества. Мигранты привносят значительный социально-культурный, гражданско-политический и экономический вклад в принимающие страны, являясь важными субъектами перемен в этих странах.
Конспект урока по географии 10 класс на тему «Миграционные процессы и миграционная политика государств. Причины и проблемы внешних миграционных потоков.
Миграционные процессы и миграционная политика государств. Причины и проблемы внешних миграционных потоков .
ЦЕЛЬ: расширить и углубить знание учащихся о миграциях, сформировать систему знаний об особенностях миграционных процессов в современном мире; развивать умение характеризовать направления мировых миграционных потоков, анализировать текст, картографические и статистические материалы, воспитывать любопытство к теме, самостоятельность мышления.
ОБОРУДОВАНИЕ: политическая карта мира, атласы, таблицы, графики.
ТИП УРОКА: комбинированный.
II. Проверка домашнего задания
1. Прием «Географическая разминка» (без использования карт)
Назовите страну, которая является третьей по численности населения в мире. Какой тип воспроизводства населения для нее характерен?
Приведите примеры стран, где наблюдается отрицательный естественный прирост.
Приведите примеры стран, которые характеризуются наивысшими показателями естественного прироста в мире.
Назовите регионы с наивысшей плотностью населения в мире.
Назовите мегалополисы мира.
2. Прием «Ты — мне, я — тебе» (работа в парах)
Обмен тетрадями с тестовыми вопросами, решение, взаимопроверка.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Значительное влияние на размещение населения, его численность в отдельных регионах мира или на определенных этапах развития имеет механическое движение населения, или миграции. Миграции играли выдающуюся роль в развитии человечества, — вспомним Большое переселение народов или Большие географические открытия. Расовая и этническая разновидность население Земли также сложилась в результате миграций. Именно механическое движение населения оказалось причиной образования городов, городских агломераций. Некоторые современные государства мира (США, Канада, Австралия) основаны мигрантами. 3 % население Земли — свыше 190 млн. чел. — сегодня проживает не в тех странах, где они родились.
На первый взгляд, в перемещении людей трудно обнаружить определенные закономерности, потому что достаточно сложно найти человека, который прожил на одном и том же месте всю свою жизнь. Люди постоянно перемещаются: путешествуют, ездят в командировку и на отдых, переселяются, — потому их количество в определенном месте все время меняется.
Однако известный ученый-географ М. М. Баранский утверждал: «Люди — не перелетные птицы, и их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами». Давайте определим, какие законы вызывают миграции, и какие последствия имеет переселение людей.
IV. Изучение нового материала
1. Миграции и их классификация
Миграция населения (от лат. migratio — перемещение) — перемещения людей (мигрантов) через границы тех или других административно-территориальных единиц с изменением местожительства навсегда или на более-менее длительное время.
Для характеристики миграций используют разные критерии. Миграции классифицируют:
— по причинам (экономические, политические, религиозные, национальные, экологические и тому подобное);
— сроками (сезонные, временные, постоянные, или необратимые) ;
— массовостью (единичные и массовые);
— дальностью (межконтинентальные и внутриконтинентальные); направлениями (внешние и внутренние);
— мотивами (принуждению и добровольные);
— способами организации (организованные и не организованные);
— правовым статусом (легальные и нелегальные).
Задание 1. Приведите примеры миграций населения, какие отличаются по мотивам, причинам, срокам, с которыми вы знакомы из предыдущего курса географии.
Рассмотрим некоторые из них детальнее. В зависимости от направления миграции разделяют на внешние (пересечение границ государства) и внутренние (перемещение внутри государственной территории). Если внешняя миграция рассматривается как выезд за пределы государства, ее называют эмиграцией, то въезд или возвращение на бывшее место проживания — иммиграцией. К внутренним миграциям принадлежат отток сельского населения к городам, так называемые «маятниковые миграции» — поездки к местам работы или учебы и тому подобное.
В определенные периоды внешние миграции приобретают настолько массовый характер, что в стране эмиграции резко сокращается количество населения, а в стране иммиграции механический прирост населения превышает естественный прирост. Да, 2/3 приросту населения Израиля обеспечивают иммигранты, ежегодная иммиграция в США представляет около 1 млн. чел., в Канаду — 200 тыс., в Австралию — 130 тыс. С другой стороны, Ирландия пережила три волны эмиграции, которые уменьшили ее население с 8,3 до 3 млн. чел.; Россия и Украина — четыре волны, Италия — шесть.
2. Причины внешних миграций
Если разместить причины эмиграции по степени важности, то на первом месте будет экономическая, связанной с поиском работы, улучшением условий жизни. Это вызывает так называемую трудовую миграцию. Экономические причины обусловили и такое относительно новое миграционное явление, как « отток интеллекта»: большие заработные платы в развитых странах привлекают высококвалифицированных специалистов.
В международных миграционных процессах выделяют три больших волны трудовой миграции:
волна «старой миграции» (первые две трети XIX ст.) — поток экономических мигрантов из Европы в Америку, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку;
вторая волна (в конце XIX — вначале XX ст.) — переселения крестьян в годы столыпинской земельной реформы, экономическое освоение Сибири и Дальнего Востока, переселения крестьян с Европы в Америку в результате ухудшения уровня жизни (картофельный голод в Ирландии, падение цен на европейскую пшеницу);
волна «новой миграции» (после Второй мировой войны) — перемещение неквалифицированных рабочих, ученых и специалистов из отсталых стран в развитые.
Задание 2. Проанализируйте карты атласа и диаграммы в учебнике, определите основные направления современной миграции и объясните их причины.
Современная международная миграция рабочей силы предопределена относительным перенаселением и, соответственно, низким уровнем социально-экономического развития десятков слаборазвитых стран. К началу 1990-х гг. половину из 20 млн. иммигрантов в развитых странах Запада составляли выходцы из слаборазвитых стран. Максимальное количество иммигрантов — 13 млн. чел. — приходится на страны Европейского Союза, другими центрами иммиграции являются США, страны Персидского залива, Южная Африка.
Политические миграции вызваны войнами, революциями, ликвидацией колоний, изменением государственных границ и тому подобное. Политическая эмиграция в значительных масштабах происходила после Октябрьской революции у России, Первой и Второй мировых войн. В 90-х годах ХХ ст. наибольшие потоки эмигрантов наблюдались на Балканах потом гражданской войны, которая стала следствием распада Югославии на ряд суверенных государств.
Религиозные миграции, как правило, связанные с паломничеством к святыням: Иерусалима, Мекки и др. Типичным примером миграций на национальной почве является переселение евреев со всего мира в Израиль, который был создан в 1949 г.
В последнее время к главным причинам миграций добавилась еще одна — экологическая. Люди оставляют районы экологических катастроф, где существует угроза для их здоровья и жизни (ЧАЭС, Приуралья).
3. Последствия и проблемы внешних миграций
Современные миграции контролируются по большей части государственными органами, которые призваны создавать благоприятные жизненные условия для иммигрантов, контролировать их количество, состав. Существует много международных соглашений, которые регулируют направления миграционных потоков для более рационального использования рабочей силы.
Задание 3. Выразите свое мнение относительно позитивных и негативных последствий миграций. Обоснуйте свой ответ конкретными примерами.
Миграция рабочей силы в значительной степени (причем как негативно, так и положительно) влияет как на страны, к которым она импортируется, так и на страны-экспортеры трудовых ресурсов.
Система экономических связей, которые возникают между государствами в связи с миграцией рабочей силы, сопровождается потоками товаров и капиталов, в том числе денежными переводами на родину иммигрантов. Да, на начало ХХІ ст. около 40 стран мира имело в своих поступлениях из-за границы не менее 100 млн. долларов от мигрантов, а 10 стран — свыше 1 млрд. дол. Кроме того, страны, которые экспортируют рабочую силу, получают ряд других преимуществ, например: снижение давления избыточных трудовых ресурсов и, соответственно, социального напряжения в стране; бесплатная учеба рабочей силы профессиональных навыков, ознакомления с передовой организацией труда и др. Миграция интеллектуальной элиты нации вызывает негативные последствия для страны-«донора».
Последствия использования «серого капитала» для развитых стран более позитивны. Например, по условным расчетам, чистый выигрыш для США от привлечения одного «среднего» ученого-гуманитария составляет около 320 тыс. дол., ученого в отрасли общественных наук — 253 тыс. дол., инженера — 265 тыс. дол., врача — 664 тыс. дол.
В то же время неконтролируемый приезд эмигрантов может причинять даже развитым странам социальное напряжение, связанное с занятостью, этнокультурной или религиозной нетерпимостью (например, беспорядок мусульман в Париже). Поэтому большинство стран проводят жесткую иммиграционную политику.
Значительные проблемы во многих странах мира предопределены нелегальною миграцией, которая является угрозой для международной стабильности и развитых стран. Противодействие нелегальной миграции непосредственно связано с обеспечением национальной безопасности государства. Поскольку нелегальная миграция способствует созданию организованных злостных группировок, деятельность которых направлена на незаконное ввезение мигрантов, включая торговлю людьми, сексуальную эксплуатацию женщин и детей. Для нашей страны проблема нелегальных мигрантов является особенно актуальной, ведь в результате своего географического положение она выступает в качестве своеобразного транзитного моста, который связывает Азию и Европу.
V. Закрепление новых знаний, умений и навыков
Задание 4. Определите вид миграций:
переселение африканских рабов в США в ХІХ ст.;
освоение комсомольцами из Украины и России целинных земель в Казахстане;
переселение «середняков» и «кулаков» в отдаленные районы СССР во время коллективизации;
переселение крымских татар после Второй мировой войны в отдаленные районы.
Механическое движение населения (миграции) — перемещение людей по территории. Миграции классифицируют по причинам, срокам, мотивам и другим критериям.
Миграции существенно влияют не только на структуру и количество населения, но и на социальную, хозяйственную и духовную жизнь общества. Миграции так же влияют на численность трудовых ресурсов и занятость населения.
На протяжении последних десятилетий сохраняется основная тенденция миграционных процессов: увеличивается количество переселений из бедных и самых бедных стран в развитые.
Переселение людей за пределы их стран является очевидным признаком глобализации, которая приобретает все большую значимость.
VII. Домашнее задание
Географический социо практикум. Безусловно, вы уже задумывались над своим будущим. Желаете ли вы выехать за границу на учебу, работу, на постоянное или временное проживание? Сформулируйте свои рассуждения в эссе «Почему я желаю (не желаю) выехать за границу».
Подготовить короткие сообщения (отдельным учащимся) о мировых религиях: христианство, ислам, буддизм.