мифи или миссис что выбрать
Рейтинг технических ВУЗов России: выпускники выбирают перспективу
До выпускных экзаменов осталась пара месяцев, в связи с этим родители и будущие абитуриенты всерьез озадачены поиском подходящего ВУЗа. Некоторые из них пытаются определиться, опираясь на данные рейтингов, уделяющих внимание реальной картине качества образования, и дальнейшей перспективе трудоустройства выпускников.
Как показывают многочисленные опросы, на сегодняшний день наибольшим спросом пользуются технические ВУЗы. Поводом для этого стали активные шаги государства в сторону развития науки. Как результат, в последние три года, многим заведениям был присвоен статус Национальных исследовательских университетов, что гарантирует поддержку на федеральном уровне.
Квалифицированные инженеры – выпускники передовых технических заведений на рынке труда востребованы максимально. По сведениям кадровых агентств именно в области инженеринга спрос на кадры значительно превышает предложение. И эта тенденция сохранится в ближайшее десятилетие.
В подготовке высококлассных инженеров заинтересован и сам бизнес. На сегодняшний день разработаны и уже действуют совместные программы некоторых технических ВУЗов и крупнейших предприятий, направленные на улучшение качества образования, что выражается в поддержке учебных заведений выпускающих специалистов для данной отрасли, включая организацию практики, помощь в повышении уровня преподавателей, материальную поддержку обновления технической базы.
Рейтинг технических ВУЗов
О том, насколько высоко оценивают технические ВУЗы абитуриенты, студенты и выпускники свидетельствуют результаты многочисленных опросов, проводимые независимыми авторитетными рейтинговыми агентствами. Так опираясь на доклады исследовательской группы SCImago, мы составили выборку лучших ВУЗов. В качестве критериев оценки ВУЗов взяты показатели уровня организации учебного, научного-исследовательского и социального процессов вуза, а также оценку международной деятельности вуза и коммерциализации разработок, выполненных студентами и педагогами.
Top-20 технических университетов России
По итогам большинства опросов среди выпускников и работодателей в первую тройку наиболее востребованных учебных заведений попал НИТУ МИСиС. И это не удивительно, так как в последнее время руководство вуза предприняло глобальные шаги в сторону укрепления материально-технической базы и социальной сферы, а также ввело ряд программ, касающихся сотрудничества с коллегами из-за рубежа.
Рейтинг тех. университетов по уровню развития международной деятельности
Ранг | ВУЗ | Оценка |
---|---|---|
1 | Российский университет дружбы народов | 100 |
2-3 | Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики | 97 |
2-3 | НИТУ МИСиС | 97 |
4 | Санкт-Петербургский государственный университет | 96 |
5 | Дальневосточный федеральный университет | 70 |
6-7 | Национальный исследовательский университет МФТИ | 63 |
6-7 | Петрозаводский государственный университет | 63 |
8 | Томский национальный исследовательский политехнический университет | 60 |
9 | Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева | 57 |
10-11 | Пермский национальный исследовательский университет | 49 |
10-11 | Новосибирский национальный исследовательский университет | 49 |
Среди основополагающих критериев выпускники лидирующих ВУЗов отмечали перспективность профессии и возможность дальнейшего карьерного развития. Еще один важный фактор – высокий уровень средних зарплат на полученных должностях.
По мнению работодателей МИСиС лидирует по показателю качества обучения выпускников. Так по итогам опроса 100 крупнейших российских компаний они хотели бы видеть в числе своих сотрудников инженеров с дипломом именно этого ВУЗа.
Рейтинг востребованности выпускников тех. ВУЗов (выборка)
Для студентов наиважнейшими показателями оказались возможность зарубежных стажировок и специализированных программ обучения. Лучшей была названа специализированная программа для элитных инженеров, внедренная в МИСиС и финансируемая ИТ-компанией IBS.
Также учащиеся выдвинули на первый план такие плюсы, как наличие постоянных иностранных преподавателей на кафедрах, возможность прохождения Кембриджского курса по английскому языку и получения дипломов международного уровня, стипендий и грандов.
Почему российские вузы не поднимаются высоко в международных рейтингах
Борьба за лидерство позволяет им получать финансовую поддержку государства
Недавно министр образования Ольга Васильева объявила, что количество участников программы сократится до шести вузов с наибольшими успехами по программе между которыми будет перераспределено бюджетное финансирование. В группу счастливчиков вошли НИУ ВШЭ, МФТИ, НИУ ИТМО, МИФИ, МИСиС и НГУ.
Государственная программа »5-100″ должна к 2020 г. помочь не менее чем пяти российским университетам войти в первую сотню ведущих вузов мира. Для участия в программе правительство выбрало 15 вузов, а в 2015 г. добавило в список еще шесть. Государство не скупилось на программу С 2013 по 2016 г. на нее было выделено 41,25 млрд руб. — не считая ежегодного финансирования с 2016 по 2020 г. ведущих университетов в 14,5 млрд руб. ежегодно. Однако результаты наших вузов в международных рейтингах нельзя назвать хорошими. В недавно опубликованный рейтинг THE вошло всего 18 российских вузов, и ни один из них не занял места в первой сотне. И только МГУ удается регулярно входить в первую сотню ведущих университетов мира в нескольких рейтингах. Для сравнения: в России насчитывается около 1400 вузов.
«Ведомости» разбирались, в чем же причины хронического невезения наших университетов и на что пошли миллиарды казенных денег.
Качество образования ни при чем, считает Денис Конанчук, академический директор московской школы управления «Сколково». Система оценки ориентирована совсем на другие показатели: в большинстве международных рейтингов критерий «преподавание» дает лишь совокупного балла, замечает он. Доказательство высокого уровня подготовки студентов — востребованность выпускников работодателями, а с этим у ведущих российских вузов все в порядке, говорит Андрей Алясов, гендиректор компании Changellenge, которая составляет рейтинги российских вузов для работодателей.
Самые известные международные рейтинги вузов — THE, QS World University Rankings (организатор — консалтинговая компания Quacquarelli Symonds) и шанхайский рейтинг Academic Ranking of World Universities (ARWU). Чтобы принять участие, вуз должен отправить составителям рейтинга пакет документов. Университеты рассказали «Ведомостям», что посылали сведения о числе иностранных студентов и преподавателей в вузе, количестве проведенных исследований, участии в международных конференциях и международном сотрудничестве, а также о бюджете университета. Кроме того, составители просят вузы предоставить списки экспертов в сфере образования в СНГ и запрашивают мнения этих экспертов о конкретных учебных заведениях. Например, THE обычно опрашивает 20 000 экспертов по всем вузам-участникам, говорит Сергей Малиновский, замдиректора Института образования Научно-исследовательского университета Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ). По его словам, вуз дает координаты экспертов, но не знает, к кому именно составители рейтинга обратятся и сколько экспертов опросят.
Составители рейтингов судят о вузе также по цитируемости научных публикаций преподавателей университета в известных мировых научных изданиях. Для подсчета цитируемости составители рейтингов изучают базы данных по научным изданиям Scopus и Web of Science. Наши вузы набрали небольшое количество баллов за цитируемость.
Наши вузы также получают невысокие оценки за научные исследования. В России все исследования традиционно сосредоточены в РАН, разъясняет Малиновский из ВШЭ. Российские университеты всегда были исключительно образовательными учреждениями, а не исследовательскими центрами, как на Западе. В этом причина неуспехов наших вузов в международных рейтингах, говорит эксперт.
В 2012 г. МФТИ и еще несколько крупных российских вузов получили приглашение от составителей известного международного рейтинга университетов Times Higher Education (THE). Такие бесплатные приглашения, по словам директора по развитию вуза Виталия Багана, составители рейтинга рассылают многим университетам. МФТИ вошел в THE в 2015 г., но оказался в хвосте — в группе мест с по Лишь в 2017 г. он смог попасть в группу Баган уверяет, что Физтех поначалу оказался в хвосте рейтинга THE именно потому, что в вузе не было научных лабораторий.
Чтобы войти в первую сотню, отечественным вузам надо превратиться из обычных образовательных учреждений в научно-образовательные центры, где проводятся инновационные исследования, говорит Конанчук.
Догнать Запад за 41,5 млрд руб.
Деньги между вузами распределяет совет программы который собирается два раза в год. Пресс-служба программы сообщает, что при принятии решений внимание уделяется комплексному развитию университета. Совет учитывает также, какие позиции вуз занимает в международных рейтингах.
Как рассказывает Баган, совет делит участников программы на три группы: высшую, среднюю и низшую. МФТИ в этом году вошел в высшую группу и получил 849,2 млн руб., говорит он. Примерно такую же сумму совет выделил Высшей школе экономики, МИФИ, МИСиСу, Казанскому и новосибирскому университетам, а также петербургскому ИТМО. Участники второй группы получили по 482,1 млн руб., а вузы из третьей группы — по 141,5 млн руб.
Вузы поняли: чем больше усилий они тратят на продвижение в международных рейтингах, тем больше денег они получат от государства, замечает Алясов. Деньги, которые ВШЭ получает по программе составляют не более 25% бюджета вуза, говорит Малиновский. Они помогают, но не решают всех проблем, добавляет он. Но Малиновский допускает, что для региональных вузов деньги проекта могут значить гораздо больше.
Как уверяют руководители университетов, у их учебных заведений есть заботы поважнее участия в рейтингах. МГУ следит за правильной организацией процесса обучения, за успехами выпускников на российском и международном рынках, за долей бюджетных студентов и за тем, чтобы все нуждающиеся студенты были обеспечены местами в общежитиях, рассказывает проректор МГУ Алексей Хохлов. А ректор МИСиС Алевтина Черникова рассказывает, что вуз ведет постоянную работу примерно с 1500 работодателями выпускников.
Однако невысокие результаты рейтингов вскрыли проблемы, которые тоже надо решать, считает Хохлов. Например, МГУ запустил программу по созданию самостоятельных лабораторий для молодых ученых. МФТИ тоже открыл 50 научных лабораторий, рассказывает Баган. А Черникова говорит, что МИСиС открыл 30 инжиниринговых научных центров и начал проект по углубленному изучению английского языка совместно с Кембриджским университетом, а также организовал центр изучения русского языка для иностранных студентов. Число иностранных студентов в МИСиС выросло с 255 человек в 2012 г. до 1000 в 2017 г., говорит она.
Приток иностранных студентов — следствие участия в рейтингах, считают эксперты. Вузы с помощью рейтингов продают себя будущим студентам и аспирантам, чтобы те пришли именно к ним и заплатили за обучение, говорит Алясов. Чем больше иностранных студентов и аспирантов, тем больше зарабатывает вуз. Российские абитуриенты тоже готовы вкладываться в обучение в рейтинговых вузах, отмечает Алясов.
Рейтинговому вузу легче попасть в коммерческие международные исследовательские проекты, получить заказы корпораций или собрать средства в свой фонд целевого капитала (эндаумент-фонд), рассказывает Андрей Ракитин, руководитель практики «Образование» Odgers Berndtson. Поэтому между присутствием в рейтинге и финансовым положением университета есть прямая связь, говорит он.
Рустем Вахитов, доцент кафедры философии факультета философии Башкирского государственного университета, считает себя представителем типичного провинциального вуза. Преподаватели перегружены учебными часами и у них физически нет времени на написание научных статей. Провинциальные вузы не могут себе позволить оплачивать преподавателям командировки на научные конференции даже в Москву, не то что за рубеж, говорит Вахитов. «Зачем нам международные рейтинги, когда в большинстве российских вузов нет условий для развития научной деятельности?» — недоумевает он.
Как считает проректор РАНХиГС Сергей Мясоедов, нет смысла тратить огромные деньги на развитие нескольких и без того преуспевающих университетов, когда большинство вузов страны находятся в плачевном состоянии. Мясоедов убежден, что деньги, которые сейчас тратятся на лидеров, надо распределить по всей системе образования и постараться подтянуть до международного уровня все вузы.
Создать в России университеты, подобные западным, — утопия, считает Вахитов. Нужно поднимать общий уровень образования в вузах, тогда в них сформируется научная среда из множества ученых, которые будут работать на экономику. А сейчас лидеры занимаются тем, что взращивают небольшое количество звезд науки, которые бы получили признание на Западе, полагает
Информационные системы и технологии*
В условиях цифровизации экономики и промышленности особым спросом на рынке труда пользуются специалисты по управлению жизненным циклом информационных систем. Наши студенты овладевают теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для работы с бизнес-системами и решениями для семантического анализа, учатся управлять базами знаний и системами хранения данных, изучают методы и принципы кибербезопасности.
Очная форма обучения на русском языке
Направление 09.03.02
Информационные системы и технологии*
Суммарный минимальный проходной балл на бюджетные места 2021
Минимальные баллы по вступительным испытаниям
Обязательные предметы | Бюджет | Платное |
---|---|---|
Математика | 60 | 45 |
Русский язык | 60 | 45 |
Предметы по выбору | ||
Информатика и ИКТ | 60 | 50 |
Физика | 60 | 50 |
Химия | 60 | 50 |
Профили (треки) подготовки
Инфокоммуникационные технологии
Программа направлена на получение знаний и навыков в области компьютерных наук и телекоммуникационных систем. Студенты учатся проектировать и управлять комплексами обработки и хранения данных, серверами, системами связи, решениями на основе технологий Big Data и Интернета вещей (IoT), изучают основы кибербезопасности. Ключевыми партнерами программы являются лидеры рынка высоких технологий — компании Group-IB и «1С».
Информационные системы управления технологическими процессами
Нашли опечатку?
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.
Коронавирус:
Горячая линия НИТУ «МИСИС»: (доб. 50539)
«Горячая линия» Ситуационного центра Минобрнауки России:
+7 495 198-00-00
Обратная связь по учебным курсам
Рождественские лекции НИТУ «МИСиС»
Цикл лекций ведущих российских и зарубежных ученых
Фандрайзинговая кампания Эндаумент-фонда НИТУ «МИСиС»
Создаем будущее вместе!
Лекторий «На острие науки»
Научно-популярные лекции ведущих ученых
Коронавирус: актуальная информация
современных лабораторий
и 3 инжиниринговых центра мирового уровня.
В университете ежегодно открываются научно-исследовательские лаборатории с современным исследовательским оборудованием, которое
делает процесс обучения познавательным.
Причины поступать в НИТУ «МИСИС»
Микроскоп
Axio Imager Z2
Образование в НИТУ «МИСИС»
Подготовительные курсы, подготовительное отделение, инженерная школа
Очная и заочная формы обучения
Подготовка магистров и аспирантов
Очная и заочная формы обучения
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации
Программы DBA, Executive MBA, MBA
MBA «Mining&Metals»
Программа разработана для специалистов, задействованных в горно-металлургической отрасли
Направление по программе
Центр развития передовых компетенций отраслевых лидеров
Образовательные программы DBA — доктор делового администрирования
Газета «Сталь» — издание Ученого Совета и общественных организаций Национального исследовательского технологического университета «МИСИС». Начала издаваться с 1930 года как многотиражная газета Московского института стали. 2 ноября 2010 года был торжественно отмечен юбилей «Стали». Газета награждена медалью «За безупречную службу МИСиС».
Обратная связь по учебным курсам
Рождественские лекции НИТУ «МИСиС»
Цикл лекций ведущих российских и зарубежных ученых
Фандрайзинговая кампания Эндаумент-фонда НИТУ «МИСиС»
Создаем будущее вместе!
Лекторий «На острие науки»
Научно-популярные лекции ведущих ученых
Коронавирус: актуальная информация
современных лабораторий
и 3 инжиниринговых центра мирового уровня.
В университете ежегодно открываются научно-исследовательские лаборатории с современным исследовательским оборудованием, которое
делает процесс обучения познавательным.
Причины поступать в НИТУ «МИСИС»
Микроскоп
Axio Imager Z2
Образование в НИТУ «МИСИС»
Подготовительные курсы, подготовительное отделение, инженерная школа
Очная и заочная формы обучения
Подготовка магистров и аспирантов
Очная и заочная формы обучения
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации
Программы DBA, Executive MBA, MBA
MBA «Mining&Metals»
Программа разработана для специалистов, задействованных в горно-металлургической отрасли
Направление по программе
Центр развития передовых компетенций отраслевых лидеров
Образовательные программы DBA — доктор делового администрирования
Газета «Сталь» — издание Ученого Совета и общественных организаций Национального исследовательского технологического университета «МИСИС». Начала издаваться с 1930 года как многотиражная газета Московского института стали. 2 ноября 2010 года был торжественно отмечен юбилей «Стали». Газета награждена медалью «За безупречную службу МИСиС».