ми 2304 08 статус на 2021 год на что заменен
Ми 2304 08 статус на 2021 год на что заменен
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕТРОЛОГИИ
Государственная система обеспечения единства измерений
Метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц. Общие положения
Дата введения 2008-06-23
РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы (ФГУП «ВНИИМС»)
ВНЕСЕНЫ ФГУП «ВНИИМС»
УТВЕРЖДЕНЫ ФГУП «ВНИИМС»
ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 23.06.2008 г.
Документ предназначен для метрологических служб юридических лиц, осуществляющих внутренний метрологический надзор, а также предлагающих его в качестве услуги для сторонних организаций.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Областями применения настоящего документа являются:
производство продукции, в том числе средств измерений;
испытания, поверка и калибровка средств измерений и технических устройств, выполняющих измерительные функции, включая аттестацию испытательного оборудования;
использование и применение средств измерений, средств допускового контроля и испытательного оборудования;
техническое обслуживание и ремонт средств измерений, испытательного оборудования и средств допускового контроля;
аттестация и применение методик выполнения измерений; осуществление деятельности в сферах государственного регулирования в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений»;
осуществление деятельности по сертификации продукции и услуг в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»;
осуществление деятельности в области энергосбережения в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении»*.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
Настоящий документ разработан с учетом следующих документов:
международный документ МОЗМ Д9 «Принципы метрологического надзора»*;
ПР 50.2.002-94* «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм»;
ПР 50.2.006-94 «ГСИ. Порядок проведения поверки средств измерений»;
ПР 50.2.009-94* «ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений»;
МИ 2492-08 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора»;
ПР СМН 001-08* «Положение о системе аккредитации на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора метрологическими службами юридических лиц»;
Р СМН 001-08* «Требования к компетентности специалистов, выполняющих работы по аккредитации метрологических служб юридических лиц на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора»;
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006* «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»;
ГОСТ Р 8.568-97 «ГСИ. Аттестация испытательного оборудования».
3. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем документе применяются следующие термины и определения:
4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1. Объекты метрологического надзора.
Объектами метрологического надзора являются:
состояние и применение средств измерений, эталонов, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля, используемых как в сферах, так и вне сфер государственного регулирования;
состояние и применение методик выполнения измерений, используемых как в сферах, так и вне сфер государственного регулирования;
соблюдение метрологических правил и норм, устанавливаемых нормативной документацией;
своевременность представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.
4.2. Порядок введения метрологического надзора
4.2.1. Метрологический надзор может быть введен:
административным решением (приказом) руководителя предприятия или предписания федерального органа исполнительной власти, с указанием сферы распространения, лиц, ответственных за осуществление метрологического надзора, их прав и обязанностей;
административным решением (приказом) руководителя предприятия, вызванным исключительными обстоятельствами, такими, как рекламации на продукцию, жалобы или требования потребителей, необходимость поиска причины устойчивого брака, необходимость поиска причины возникновения опасности для здоровья людей или загрязнения окружающей среды и т.п.
4.2.2. Административным решением руководителя предприятия лица, ответственные за осуществление метрологического надзора, могут получать полномочия «инспектора по обеспечению единства измерений» на данном предприятии.
4.3. Периодичность метрологического надзора
4.3.1. Периодичность осуществления метрологического надзора устанавливает руководитель метрологической службы предприятия.
4.3.2. Руководитель метрологической службы своим распоряжением образует комиссию для проведения проверки и назначает ее председателя.
4.3.3. Лица, назначенные приказом руководителя предприятия инспекторами по обеспечению единства измерений, могут осуществлять метрологический надзор самостоятельно без образования комиссии по распоряжению руководителя метрологической службы.
4.3.4. Периодичность метрологического надзора должна обеспечивать его систематический характер с целью обнаружения нарушений и принятия своевременных мер по устранению обнаруженных нарушений.
5. СОДЕРЖАНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
5.1. Метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений
При осуществлении метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений проверяют:
Что ожидает метрологов в 2021 году?
Что год грядущий нам готовит? Этот вопрос волнует всех и каждого, независимо от профессии. Можно сказать, что изменения уже коснулись и еще не раз заденут все отрасли. Метрология не станет исключением.
Какие нововведения планируются?
Начиная с 1 января 2021 года вступит в силу перечень измерений, которые относятся к сфере госрегулирования обеспечения единства измерений. Данное положение будет закреплено в ФЗ № 348 от 27.10.2020 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений». В то же время проведение мероприятий по установлению обязательных метрологических требований и показателей точности измерений будет входить в обязанности федеральных органов власти и госкорпораций, занимающихся нормативно-правовым регулированием.
Требования к специалистам
В 2021 году появится новый государственный стандарт, в котором будут представлены требования к экспертам и специалистам в сфере метрологического обеспечения производственной деятельности. В документе описаны:
Этот стандарт разработан для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые занимаются оценкой и подтверждением квалификации, аттестацией специалистов, а также образовательных учреждений, проводящих курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по метрологии.
С нового года процедуры проверки и утверждения средств измерений и типа стандартных образцов будут регулироваться новыми правовыми актами. В документы заложен принцип реализации цифрового подтверждения результатов проведенных метрологических работ. Плюс к этому, предприятиям и организациям, использующие систему ФГИС «АРШИН», придется перейти на новую версию ПО, которое поддерживает подтверждение сведений электронной цифровой подписью.
Особенности обучения
Выучиться на метролога можно в ВУЗе или средне-специальном образовательном учреждении. Получить профессию также можно на курсах переподготовки. Они, как и повышение квалификации, часто проводятся дистанционно. Благодаря такому формату каждый желающий может освоить новую специальность или улучшить свою компетентность. На подобных занятиях раскрываются актуальные вопросы метрологии, причем слушатель изучает материалы самостоятельно. Как правило, в помощь ему предоставляются электронные методические пособия. В конце требуется пройти онлайн-тестирование, чтобы получить диплом или удостоверение (в зависимости от выбранного курса) установленного образца, который действует на территории Российской Федерации.
Новое в российском законодательстве (ежедневно)
16 февраля 2021 года
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Утверждены методические рекомендации МР 4.2.0220-20. 4.2. Методы контроля. Биологические и микробиологические факторы. Методы санитарно-бактериологического исследования микробной обсемененности объектов внешней среды
МР 4.2.0220-20 введены взамен МУ 2657-82 «Методические указания по санитарно-бактериологическому контролю на предприятиях общественного питания и торговли пищевыми продуктами», утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 31.12.1982 N 2657.
Объектами, на которые распространяются настоящие методические рекомендации, являются организации общественного питания населения, в том числе пищеблоки лечебных, детских, дошкольных и подростковых учреждений, торговые объекты и рынки, реализующие пищевую продукцию, предприятия пищевой промышленности, объекты по предоставлению гостиничных, бытовых, социальных услуг, услуг в области культуры, спорта, организации досуга, развлечений, продаже товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд.
Рекомендации определяют порядок проведения санитарно-бактериологического исследования микробной обсемененности объектов внешней среды, с целью контроля микробной обсемененности и эффективности санитарной обработки инвентаря, оборудования, посуды, санитарной одежды и рук персонала.
Рекомендации предназначены для специалистов органов и организаций, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, аккредитованных организаций, проводящих санитарно-эпидемиологические экспертизы, исследования и иные виды оценок, отбор проб, исследования и контроль за санитарно-гигиеническим состоянием и микробиологическими показателями.
Ми 2304 08 статус на 2021 год на что заменен
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федеральной службы по аккредитации от 4 марта 2021 г. № 4513/03-МЗ “О применении нормативных и методических документов”
На основании пункта 6.3 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 845, в соответствии с письмами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 февраля 2021 г. N 02/2769-2021-23 и от 25 февраля 2021 г. N 02/3687-2021-23 применение нормативных и методических документов согласно приложению к настоящему письму при подтверждении соответствия продукции (работ, услуг) может осуществляться без дополнительного оснащения испытательным оборудованием и средствами измерений, без повышения квалификации работников, без внесения изменений в процедуры и без расширения области аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия.
Внедрение в практику работы нормативных документов согласно прилагаемому перечню (Приложение 1), включая обеспечение компетентности персонала, участвующего в выполнении работ по оценке соответствия должно осуществляться в порядке, предусмотренном ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 «Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции».
Внедрение в практику испытательной лаборатории (центра) в соответствии стандартов согласно прилагаемому перечню (Приложение 2), включая обеспечение компетентности персонала, проводящего исследования (испытаний) и измерения, осуществляется в порядке, предусмотренном ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».
Соответствие реализации порядка выполнения работ по оценке соответствия требованиям вышеуказанных документов оценивается при подтверждении компетентности аккредитованного лица в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».
Обращаем внимание, что к заявлению о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица согласно приказу Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. N 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о прекращении действия аккредитации» прикладывается актуализированная область аккредитации.
Приложение: перечень нормативных документов на 41 л. в 1 экз.
Перечень
нормативных документов
Перечень
методических документов
N п/п | Наименование отменённого документа | Наименование принятого документа | Решение о эквивалентности |
---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | МУ 4109-86 Методические указания по определению электромагнитного поля воздушных высоковольтных линий электропередачи и гигиенические требования к их размещению | МР 4.3.0177-20 «Методика измерения электромагнитных полей промышленной частоты 50 Гц на селитебной территории» | Эквивалентен |
2. | МУ 4425-87 Санитарно-гигиенический контроль систем вентиляции производственных помещений | МР 4.3.0212-20 «Контроль систем вентиляции» | Эквивалентен |
3. | И 1231-75 Инструкция по эксплуатации и контролю эффективности вентиляционных устройств на объектах здравоохранения | МР 4.3.0212-20 «Контроль систем вентиляции» | Эквивалентен |
4. | МУ 2657-82 Методические указания по санитарно-бактериологическому контролю на предприятиях общественного питания и торговли пищевыми продуктами | МР 4.2.0220-20 Методы санитарно-бактериологического исследования микробной обсемененности объектов внешней среды | Эквивалентен |
5. | Р 4.2.2643-10 Методы лабораторных исследований и испытаний медико-профилактических дезинфекционных средств для оценки их эффективности и безопасности | Р 4.2.3676-20 Методы лабораторных исследований и испытаний дезинфекционных средств для оценки их эффективности и безопасности | Эквивалентен |
Обзор документа
Росаккредитация привела перечень нормативных и методических документов, применять которые в рамках подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) можно без дополнительного оснащения испытательным оборудованием и средствами измерений, без повышения квалификации работников, без внесения изменений в процедуры и без расширения области аккредитации при выполнении работ по оценке соответствия.
К заявлению о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица прикладывается актуализированная область аккредитации.
Ми 2304 08 статус на 2021 год на что заменен
Государственная система обеспечения единства измерений
МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ
СЛУЖБАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
РАЗРАБОТАНА Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС Госстандарта России)
ИСПОЛНИТЕЛИ: Сковородников В.А., Генкина Р.И., Орлова В.К.
УТВЕРЖДЕНА ВНИИМС 27 декабря 1994 г.
Рекомендация устанавливает организацию и порядок осуществления метрологического контроля и надзора в формах, предусмотренных Законом РФ, и предназначена для применения в метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Областями применения настоящей рекомендации являются:
производство средств измерений;
испытания, поверка и калибровка средств измерений;
использование и применение средств измерений;
техническое обслуживание и ремонт средств измерений;
импорт средств измерений; применение и оценка точностных характеристик методик выполнения измерений;
сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора, определенные статьей 13 Закона РФ;
испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия требованиям государственных стандартов Российской Федерации и стандартам фирм;
сертификация продукции и услуг.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
Рекомендация разработана с учетом следующих документов:
Международного документа МОЗМ N 9 «Принципы метрологического надзора»;
ПР 50.2.002-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм»;
ПР 50.2.005-94 «ГСИ. Порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений»;
ПР 50.2.006-94 «ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения»;
ПР 50.2.009-94 «ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений».
3. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящей рекомендации применяют следующие термины и определения:
4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1. Объекты метрологического контроля и надзора
Объектами метрологического контроля и надзора являются:
состояние и применение средств измерений, как подлежащих утверждению типа и последующей поверке, так и не подлежащих поверке (калибруемых);
состояние методик выполнения измерений, подлежащих обязательной аттестации и не подлежащих обязательной аттестации;
соблюдение метрологических правил и норм, устанавливаемых нормативной документацией;
своевременность представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.
4.2. Формы метрологического контроля и надзора
Метрологический контроль и надзор осуществляют метрологические службы юридических лиц путем:
калибровки средств измерений;
надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;
выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;
проверки своевременности представленных средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.
Примечание: требования и порядок проведения калибровки средств измерений устанавливаются документами Российской системы калибровки и настоящим документом не регламентируются.
4.3. Порядок введения метрологического контроля и надзора
4.3.1. Метрологический контроль и надзор может быть введен:
внесением соответствующего пункта в Положение о метрологической службе федеративного органа исполнительной власти или юридического лица;
административным решением (приказом) руководителя юридического лица, вытекающим из Закона РФ или предписания федеративного органа исполнительной власти или органа Государственной метрологической службы, с указанием сферы распространения, лиц, ответственных за осуществление метрологического контроля и надзора, их прав и обязанностей;
административным решением (приказом) руководителя юридического лица, вызванным исключительными обстоятельствами, такими, как рекламации на продукцию, жалобы или требования потребителей, необходимость поиска причины устойчивого брака, необходимость поиска причины возникновения опасности для здоровья людей или загрязнения окружающей среды и т.п.
4.3.2. Административным решением руководителя предприятия лица, ответственные за осуществление метрологического надзора, могут получать полномочия, «инспектора по обеспечению единства измерений» на данном предприятии.