метта медитация что это такое

Что такое медитация метта и её роль в пробуждении?

метта медитация что это такое. Смотреть фото метта медитация что это такое. Смотреть картинку метта медитация что это такое. Картинка про метта медитация что это такое. Фото метта медитация что это такое Метта — медитация любящей доброты. Вид медитации с опорой в качестве объекта медитации на чувство. Наиболее простой и действенный вид медитации, подходящий и новичкам.

Впервые я познакомился с медитацией метта на ретрите Випассаны по Гоенке, но там это были кратковременные сессии после основной медитации Випассана. В целом Випассана по Гоенке — это очень “жёсткая” практика, особенно для новичков, и когда ум на ней доводится до состояния “на грани”, даётся практика метты. Словами это не описать. После многих дней адовых сверх усилий в практике одномоментной концентрации Випассаны, вы вдруг оказываетесь в настоящем раю метты, чувстве трансцендентной любящей доброты. На контрасте с основной практикой Випассаны во время медитации метта, вы буквально начинаете парить в воздухе от невыразимой лёгкости и счастья.

Через несколько лет после Випассаны я познакомился со школой Суттавада и монахом Бханте Вималарамси, которые метте отводят основную часть практик медитации. Подход Бханте используемый им на ретритах несколько нетрадиционен, медитация метты разделена на несколько этапов. Основная идея заключена в ступенчатой подготовке сознания и ума для получения высшего опыта Ниббаны (Нирваны).

Подобный подход использует не только Бханте Вималарамси, но также и некоторые монахи других традиций, Аджан Махачатчай, Аджхан Суджато, а первоисточником такого подхода является комментарий к каноническим текстам, — Висуддхимагга.

С точки зрения буддизма, возможно пребывание в непомрачённых состояниях сознания, состояниях, неохваченных страстным желанием — одной из причин страданий. К этим состояниям относятся медитативные джхановые состояния и состояния Брахма Вихар: метта (любящая доброта), каруна (сострадание), мудита (сорадование), упекха (равностность).

Метта — это самый верхний уровень Брахма Вихар, далее следуют сострадание, сорадование и самая “тонкая” из Брахма Вихар — равностность. Все 4 Брахма Вихары транцедентальны, все они за пределами эго.

Практикуя метту, мы развиваем в себе естественный альтруизм, “раскрываем” сознание, учимся пребывать в положительных, непомрачённых состояниях сознания. Практика метты сама по себе ведёт нас к избавлению от большей части страданий в нашей жизни. Однако метта как и любая другая медитация — это просто инструмент. Цель буддизма вполне практична — избавление от страданий через окончательное пробуждение. Все практики и подходы сформулированы во имя этой цели.

В методике Бханте Вималарамси метта является начальным этапом метода, но в этой статье я привожу её как самостоятельную практику.

Этапы (кратко):

Почему медитация разделена на этапы?

И на Випассане по Гоенке, и в большинстве других методик в медитации метта используется свечение сразу всем живым существам, однако практика показывает, что для неподготовленного сознания такой подход не работает. Чтобы светить всем живым существам, важно пройти путь “раскрытия” сознания от свечения себе до свечения недругам. Без этого шага метта, как правило, остаётся “поверхностным” инструментом. В методике Бханте Вималарамси метта и Брахма Вихары приводят сознание в состояние безмятежности, после чего с последующими этапами практики, становится возможным получение прямого опыта пробуждения.

1-й этап — Вызывание чувства метты

На этом этапе мы учимся устойчиво вызывать чувство любящей доброты.

2-й этап — Свечение меттой себе

Очень часто у практикующих не получается сразу светить меттой, тогда развитие свечения мы начинаем с себя. Светить себе наиболее простой вариант.

Метта, как естественный маркер, показывает текущее состояние сознания и подсознания.

Свечение себе может быть затруднительным на определённом этапе духовного пути, ввиду этическо-эгоистических соображений. В таких случаях, если чувство метты удаётся вызывать устойчиво и легко, можно переходить к следующему этапу.

3-й этап — Свечение меттой духовному другу

После того как стало легко получаться вызывать чувство Метты и светить себе, можно переходить к 3 этапу практики, свечению Меттой духовному другу.

Важно помнить, что объектом медитации является само чувство любящей доброты. Визуализация друга, проговаривание пожеланий и свечение ему меттой — это фоновые процессы.

На этом этапе чувство метты может стать просто невероятно интенсивным.

4-й этап — Свечение меттой духовным друзьям, близким людям, нейтральным людям, недругам

Следующий этап — это свечение меттой большему количеству людей. Цель — ещё сильнее “раскрыть” ум, сделать его “отдающим”, отпускающим, “сдающим” контроль.

После этапа свечения духовному другу светим меттой:

Светить оптимально по 1–3 минуты каждому человеку, но если интуитивно покажется, что нужно больше времени, то можно задержаться на каком-то человеке.

Важно внимательно наблюдать за тем, как будет меняться чувство метты.

Этот этап можно повторить несколько раз по желанию, однако, если всё пройдёт на одном дыхании со всеми группами людей, можно переходить к следующему этапу.

5-й этап — Свечение меттой в 6 сторон

Мы подошли к точке, в которой сознание “раскрылось” достаточно для того, чтобы стало возможным светить меттой всем живым существам, что в свою очередь поможет запустить Брахма Вихары (переход метты в сострадание, далее в сорадование и в равностность). Совместно с переходом сознания в состояние сорадования и равностности откроется дверь, ведущая с самым тонким состояниям ума.

Шаги:

Оптимальное время выполнения метты 30 минут.

Медитация метта идеально подходит для приведения ума в состояние безмятежности и равностности, что в свою очередь является важнейшим элементом на пути к опыту пробуждения, опыту Ниббаны.

Со временем вызывать чувство метты станет очень просто и в обычной жизни. То есть станет возможным пребывать в нём в течение дня. И даже изменять через метту своё состояние, если оно по каким-то причинам стало негативным.

Кажется, что обилие шагов и тонкостей очень сложны, но на деле это не так, сознание очень быстро интуитивно осваивает все нюансы практики. Ценность, которую несёт эта практика для жизни просто необъятна.

Брахма Вихары

Как “включаются” Брахма Вихары, объяснить затруднительно.

Всего их 4:

При интенсивной практике метты в какой-то момент чувство метты начинает меняться, утончаться и через некоторое время переходит в сострадание, далее в сорадование и останавливается на Брахма Вихаре равностность. На ретритах это может быть похоже на лифт, целый день вы пребываете в очень интенсивной метте, затем без явной видимой причины резко метта переходит в пронзительное сострадание, потом в сорадование, затем обратно.

Все 4 Брахма Вихары включаются и выключаются как бы сами по себе. В конечном счёте всё успокаивается в равностности, такой невозмутимости, но с положительным оттенком.

На выездных ретритах практика проходит очень интенсивно, и, видимо, хватает “топлива” для запуска Брахма Вихар, при формате онлайн-ретритов или самостоятельных занятиях, исходя из моего опыта, это происходит редко.

Практикуя медитацию метта, мы обучаем свой ум пребывать в положительных состояниях сознания. Это не заменимый инструмент и в медитации, и в жизни. А также отличная подготовка сознания на пути к пробуждению.

Источник

Буддизм медитация Метта бхавана

Метта бхавана
«Метта Бхавана» это буддийская медитация, которой уже более 2,5 тыс.лет. Это одна из универсальных техник, используемая не только в традиции буддизма, поэтому она подходит всем людям, независимо от их религиозных взглядов, так как развивает «умелые» качества ума без акцента на религиозных верованиях.
Метта подразумевает такое же тщательное наблюдение чувств, телесных ощущений, реакций и мыслей, как и любая иная практика осознанности. Как и другие техники, она направлена на взращивание («бхавана» в пер. с пали означает «взращивание», «развитие») определенных «благих» или «умелых» качеств ума, в данном аспекте объединенных понятием «метта» (в пер. с пали «любовь», «доброе отношение»).

Наиболее общая форма практики состоит из пяти частей, каждая из которых для новичка должна длиться пять минут.
1. На первом этапе вы чувствуете метту по отношению к себе. Вы начинаете с осознания самого себя и концентрируетесь на чувствах мира, покоя и безмятежности. Затем вы позволяете им перерасти в чувство силы и доверия, а затем в любовь в вашем сердце. Вы можете использовать образ золотого света, заполняющего ваше тело, или фразу типа «Пусть я буду здоров и счастлив!», которую вы повторяете про себя. Это способы развития чувства метты по отношению к себе.
2. На втором этапе подумайте о хорошем друге. Воспроизведите его образ в уме так ясно, как можете, и подумайте о его хороших качествах. Почувствуйте вашу связь с вашим другом, вашу любовь к нему, усильте это чувство, тихо повторяя: «Пусть он будет здоров, пусть он будет счастлив!» Можно также использовать образ сияющего света, исходящего из вашего сердца в сердца ваших друзей. На следующих двух этапах можно также использовать эти техники – фразу или образ.
3. Затем подумайте о том, кто вам безразличен. Ваши чувства нейтральны. Это может быть кто-то, кого вы не знаете близко, но иногда встречаете. Вы размышляете о его человеческих качествах и рапространяете на него ваше чувство метты.
4. Затем подумайте о том, кого вы на самом деле не любите – о враге. Пытаясь не попасться в плен ни малейшему чувству ненависти, вы думаете о нем положительно и направляете свою метту и на него.
5. На пятом этапе сначала подумайте обо всех четырех людях вместе – себе самом, друге, нейтральном человеке и враге. Затем распространите свои чувства на всех находящихся вокруг вас, на всех, живущих по соседству, на всех в вашем городе, в вашей стране, во всем мире. Почувствуйте волны любящей доброты, распространяющейся из вашего сердца к каждому, ко всем существам.
Затем постепенно расслабьтесь, выйдите из медитации и закончите практику.

метта медитация что это такое. Смотреть фото метта медитация что это такое. Смотреть картинку метта медитация что это такое. Картинка про метта медитация что это такое. Фото метта медитация что это такое

Взращивание любящей доброты
(Сокращенный текст из «Свободного Духа», Бодхипакши, гл. 5)
Идея взращивания любящей доброты может показаться нам странной: в конце концов, разве эмоции и чувства не приходят сами по себе? С буддийской точки зрения, это не так. Эмоции и чувства – это привычки, и они активно создаются. Кажется, что они живут своей собственной жизнью, поскольку мы не сознаем того, как создаем их. Если мы можем привнести больше осознанности в нашу эмоциональную жизнь, мы сможем осознанно развивать эмоции, которые мы хотим переживать, и препятствовать отрицательным. Именно это является нашей целью в метта-бхаване – развивать положительное и искоренять отрицательное.

Мы взращиваем эмоции и чувства все время
Пример того, как мы бессознательно создаем эмоции и чувства, таков: представьте, что вы в группе людей и начинаете говорить обо всем том, что неправильно в этом мире. По мере того, как разговор продолжается, и мы становимся все более и более вовлеченными, появляется возможность того, что мы разозлимся, впадем в депрессию или почувствуем самодовольство. Сосредотачиваясь на вещах, которые повергают в гнев или депрессию, вы, не пытаясь взглянуть на это творчески и увидеть, что вы действительно можете сделать по этим вопросам, вы на самом деле взращиваете эти эмоции и чувства.
В метта-бхаване мы сознательно развиваем мысли, которые, скорее всего, помогут возникновению положительных эмоций и чувств. Со временем и практикой это начинает оказывать питающее воздействие на нашу способность любить. Мы поддерживаем развитие в себе терпения, доброты и понимания и, таким образом, становимся более любящими.

Эмоции и чувства – это река
Реки пробивают долины. Вода промывает русла, которые растут с каждым годом, а потом русло определяет течение реки. Река создает берега, а берега создают реку. Наши эмоции и чувства также следуют моделям. Они дают начало мыслям, а мысли усиливают эмоции и чувства. Например, когда мы в раздраженном настроении, наши мысли склонны во всем находить недостатки. Мы замечаем вещи, которые нам не нравятся в нас самих, в других, в мире в целом. Мы пропускаем хорошее и положительное, даже когда оно бросается нам в глаза. Это чувство, когда ты окружен недостатками, усиливает нашу раздражительность, поэтому эмоции и чувства придают очертания мыслям (берегу реки), а наши мысли влияют на наши эмоции и чувства (река). Это замкнутый круг тревожности.
Как мы вообще выбираемся из настроения, если однажды попали в него? Почему мы не попадаем в определенное настроение и не остаемся там? К счастью, есть другие влияния на наши эмоции и чувства, которые могут разорвать циклические модели, которые я описал выше. Мы рассмотрим пять из них по очереди: среду, тело, волю, мысли и общение.

метта медитация что это такое. Смотреть фото метта медитация что это такое. Смотреть картинку метта медитация что это такое. Картинка про метта медитация что это такое. Фото метта медитация что это такое

Эмоции и чувства и ваше окружение
Если вы хотите изменить свои ощущения, вы можете изменить свое окружение. Вы можете сделать так, чтобы эта среда поддерживала ваши усилия по развитию метты, создавая красивое пространство для медитации. Свечи, благовония, цветы и изображения, которые для вас значимы, могут помочь вам поднять настроение. Сохранение места в чистоте поможет вам обрести лучшее состояние ума в медитации, а также сохранить те качества, которые вы развиваете. То, что вы видите, когда открываете глаза после медитации, также может производить сильный эффект – зачастую мы более чувствительны после медитации, чем мы это осознаем.
Эмоции и чувства и ваше тело
То, как вы держите тело, в значительной мере влияет на то, как вы себя ощущаете. Поэтому принятие позы для медитации – не только вопрос удобства: вы работаете с эмоциями и чувствами посредством тела. Важно осознавать свое тело и вне медитации и удостоверяться, что вы создаете физические условия, которые будут поддерживать положительные эмоциональные состояния.
Эмоции и чувства и ваша воля
В каждый момент своего существования у вас есть некоторый выбор относительно того, как себя ощущать. Осознаете ли вы это или нет, вы можете отпустить негативные эмоции и чувства и найти более позитивные реакции. Иногда мы рассматриваем «выпускание пара» наших эмоций и чувств как единственную альтернативу их закупориванию. Но есть и другая возможность – переживать полностью наши эмоции и чувства и учиться работать с ними, преображать их посредством осознанности или, когда это приемлемо, учиться выражать их более искусно.
Эмоции и чувства и ваши мысли
Мысли и ощущения тесно переплетены. Все, о чем мы думаем, оказывает некоторое влияние на то, что мы чувствуем. Следовательно, очень важно учиться взращивать больше осознанности, чтобы мы могли выбирать, какие мысли поддерживать, а каким препятствовать. Со временем эти тысячи маленьких изменений создадут огромный сдвиг в нашей эмоциональной жизни. Слушайте истории, которые вы себе рассказываете, и спросите себя, помогают ли они вам. Если нет, смените их.
В метта-бхаване мы поддерживаем сознательное развитие мыслей, которые дают начало положительным эмоциям и чувствам, а не тех, которые усилят наши негативные эмоции и чувства. Наиболее часто в практике метта-бхаваны используется следующая мысль: «Пусть я буду счастлив, пусть я освобожусь я от страданий». Мысли, которые мы будем использовать, чтобы взращивать метту, не всегда выражены словами. Мы также можем использовать зрительную образную систему, например свет, излучающийся из вашего сердца. Или мы можем использовать слова и образы вместе.
Эмоции и чувства и ваше общение
Наше общение обладает мощным воздействием на наши эмоции и чувства. Один из способов изменить настроение – поговорить с кем-то. Когда эмоции и чувства, которые мы выражаем, положительны, они становятся сильнее в общении. Посредством общения мы часто обретаем больше связи с нашими эмоциями и чувствами. Общение не обязательно должно быть словесным. Невербальное общение – прикосновение или объятие – может оказать огромное влияние на то, как мы себя чувствуем.
В метта-бхаване мы представляем, что общаемся с другими, и мы на самом деле общаемся с другими. Мы вспоминаем о ком-то и желаем ему добра. Мы можем представить, что передаем нашу признательность другу. Мы можем вспомнить кого-то, с кем мы в ссоре, и представить, что извиняемся перед ним. Мы можем также использовать невербальное общение.

метта медитация что это такое. Смотреть фото метта медитация что это такое. Смотреть картинку метта медитация что это такое. Картинка про метта медитация что это такое. Фото метта медитация что это такое

Питая семена эмоций и чувств
Мы все ощущаем метту. Практика берет наши семена метты и питает их, чтобы они могли прорасти и запустить корни глубоко в почву нашего существа. Для того, чтобы эти зерна выросли, нам нужна почва и вода. Почва – это наша осознанность. Дождь – это многообразие методов, которые мы используем для развития семян метты. Есть четыре основных метода, которые я нахожу полезными: использование слов, воспоминаний, творческого воображения и телесных воспоминаний. Некоторые из них будут работать и для вас, а другие, возможно, нет. Лучше всего попробовать несколько методов и посмотреть, какие из них подходят вам, но убедитесь, что вы дали каждому методу время, чтобы он начал работать. Подобно тому, как семена всходят в ответ на полив, вашим эмоциям и чувствами может потребоваться какое-то время, чтобы раскрыться в ответ на метод, который вы используете.
Использование слов для взращивания метты
Использование определенных фраз – классический способ практики медитации метта-бхаваны, и я использую этот метод чаще других. Традиционная фраза для первого этапа может быть такова: «Пусть я буду счастлив, пусть я освобожусь от страданий». Вам нужно произнести фразу про себя, как будто это ваша мысль. Вам также нужно помнить о сохранении сосредоточенности на эмоциях и чувствах: повторяйте фразу снова и снова, но наблюдайте ее влияние на то, что вы чувствуете. Оставляйте время между каждым повторением фразы, чтобы впитать ее действие. Я часто приспосабливаю фразу к ритму дыхания и говорю: «Пусть я буду счастлив» – на выдохе, следующем вдохе, выдохе и вдохе, я настраиваю на нее свое сердце и смотрю, какое действие это оказывает. Затем на следующем выдохе я говорю: «Пусть я освобожусь от страданий».
Когда вы думаете эти слова, вы активны. Когда вы слушаете, какое влияние они на вас оказывают, вы восприимчивы. В практике вам нужно быть и активными, и восприимчивыми. Вы активно работаете со своими эмоциями и чувствами и восприимчивы, будучи осознанными по отношению к результату своих действий. И то, и другое одинаково важно. Без активного развития ваш ум будет склонен бродить без цели, а эмоции и чувства будут следовать старым, привычным моделям.
Время от времени вы можете попытаться сказать себе фразу на вдохе, а не на выдохе. Это производит совершенно другой эффект. Попробуйте оба метода и посмотрите, что лучше работает для вас.
Хорошо использовать традиционные фразы, потому что они так четко вмещают сущность метта-бхаваны, но если вы это предпочитаете, вы можете просто повторять слово «любовь» или «доброта» или «терпение». Или вы можете использовать ряд таких слов. Или вы можете прийти к своему собственному утверждению. Я считаю, что лучше использовать формулировки, которые истинны. Если вы скажете «Я счастлив и доволен», когда это очевидно не так, будет трудно делать практику от всего сердца. С другой стороны, если вы используете фразу, которая выражает пожелание, например «Пусть я буду счастлив и доволен», это принесет эффект с большей долей вероятности.
Использование воспоминаний
Мы все знакомы с силой, которой обладает память для пробуждения эмоций и чувств. Вы вспоминаете что-то, что вам сказали, и чувствуете нахлынувшее тепло и любовь. Вы вспоминаете, как сделали что-то глупое, и краснеете от стыда. Сила памяти такова, что наши воспоминания часто приводят к эмоциям более сильным, чем само событие.
Мы можем сознательно использовать пробуждающую силу памяти во взращивании метты. Допустим, мы взращиваем метту по отношению к себе. Вы можете вспомнить время, когда чувствовали, что цените себя. Возможно, вы были в очень хорошем настроении, и вам было легко с самим собой. Может быть, вы были в деревне и переживали огромное чувство гармонии и мира. Или, возможно, вы только что добились чего-то значительного в жизни.
Вспомните каждую из деталей того времени. Вспомните, во что вы были одеты, какое положение занимало ваше тело, какие запахи вы осознавали, что говорили люди. Восстановите в уме детали: текстуру вашей одежды, яркость цветов, тон голоса. Чем живее вы вспомните эти переживания, тем легче будет вновь пережить эти эмоции и чувства. Чем больше ощущений вы вовлекаете, тем более очевидным и пробуждающим будет воспоминание, поэтому не забывайте использовать зрение, слух, осязание и обоняние.
Использование творческого воображения
И вновь допустим, что мы взращиваем метту к себе. Подумайте о переживании, которое заставит вас почувствовать себя довольным и счастливым. Иногда я представляю, что ныряю на Большом барьерном рифе в Австралии. На самом деле я никогда не нырял с маской, но когда я представляю, как меня поддерживает вода и ее теплые потоки омывают мою кожу, свет, струящийся сверху на красивые кораллы и косяки ярко раскрашенных рыбок, проплывающие мимо, я ощущаю, что мне хорошо.
На других этапах медитации вы можете пригласить других к вам присоединиться. Вы щедро предлагаете им преимущества среды, которую вы создали для них. И снова вопрос не просто в том, чтобы получить приятное переживание. Что мы делаем – мы желаем себе добра, а затем желаем добра другим, в воображении делясь с ними своим внутренним миром.
Представляя, что мы хорошо себя чувствуем, счастливы и свободны от страданий, мы на самом деле желаем себе этих состояний. Наше воображение привносит реальные изменения в наше состояние ума. Мы делаем это все время: каждый раз, грезя наяву, мы взращиваем те или иные эмоции и чувства. Иногда они творческие и помогают нам, иногда они разрушительны и расшатывают нас. То, что мы делаем в метта-бхаване, – сознательное зарождение полезных эмоций любви, положительной оценки, терпения и т.д.
Использование тела
Мы уже упомянули, что то, как вы держите тело, оказывает сильное влияние на то, как вы испытываете эмоции и чувства. Вы можете использовать этот принцип в вашей метта-бхаване, использовать позу, чтобы помочь взращиванию метты, удостоверяясь, что вы избегаете напряжения или сгибания. Почти кажется, что у нашего тела есть память. Когда вы садитесь в позу медитации, вспоминайте, на что похоже чувствовать себя уверенным, счастливым и полным энергии. Позвольте вашему телу помочь вам получить доступ к этим состояниям, расслабляясь и удерживая позвоночник прямым, а грудную клетку – открытой. Представляйте, что ваше тело наполнено энергией.
Если вы позволите себе слегка улыбнуться, это также облегчит взращивание метты. Если сознательно улыбаться кажется фальшивым, просто позвольте лицу расслабиться. По мере того, как практика метты будет приводить к ощутимым положительным изменениям в вашем эмоциональном состоянии, вы, возможно, начнете улыбаться спонтанно.

метта медитация что это такое. Смотреть фото метта медитация что это такое. Смотреть картинку метта медитация что это такое. Картинка про метта медитация что это такое. Фото метта медитация что это такое

Метта Бхавана сутта:
«Все основания для совершения заслуг, ведущие к спонтанному перерождению [в небесных мирах], не могут сравниться даже с одной шестнадцатой освобождения ума доброжелательностью».“Когда человек, будучи осознанным,Развивает безграничную доброжелательность,Путы изнашиваются, поскольку виден конец обретений.Если с непорочным умом вы чувствуете добротуДаже к одному единственному существу,Вы благодаря этому становитесь умелым.Но Благородный [ученик] развиваетСочувствующий ум ко всем существам,И это изобилие заслуг.” Таково значение того, что сказал Благословенный.»

Разделение заслуг
Теперь, как и обычно после каждого даяния Дхаммы, давайте разделим заслуги со слушающими или читающими, и делающими доброе дело по очищению ума, чтобы все мы были действительно счастливы!
Пусть страдающие освободятся от страданий!И охваченные страхом станут бесстрашными!Пусть огорченные отбросят всякую печаль!И пусть все живые существа найдут утешение!Пусть все живые существа разделят эту заслугу,которую мы обрели таким образом,для обретения всех видов счастья.Пусть живые существа, населяющие пространство и землю,Дэвы и Наги, наделенные могущественной силой,Разделят нашу заслугу.Пусть они долговечно защищают Учение Будды.Sadhu. Sadhu. Sadhu.

Источник

Как медитация метта меняет сознание?

Для чего нам медитация?

С чего обычно всё начинается?

С того, что нас что-то не устраивает. Мы испытываем желание получить что-то или хотим что-то устранить. Например, хотим стать лучше или исправить какие-то недостатки. Далее, вместе с пониманием, что мы испытываем неудовлетворённость и страдаем в жизни, мы начинаем искать причины не-счастья. Сначала ищем во вне, в других людях, в начальнике, родителях, своей половинке, президенте или в обстоятельствах.

Со временем мы начинаем догадываться что, возможно, всё, что с нами происходит как-то связано с нами самими, нашим умением обладать собой, управлять своим вниманием и эмоциями.

Наше обычное состояние (без практики медитации)

Неуправляемый поток мыслей, излишний контроль, необузданные эмоции — всё это приводит к значительной потере нашей драгоценной энергии и отвлечению нас от момента «сейчас» и наших дел. Почему это происходит, почему так сложно управлять этими процессами? На помощь приходит замечательная наука нейрофизиология.

Задержка восприятия

Нейрофизиологи пришли к выводам, что мы видим, слышим, чувствуем, ощущаем, обоняем с задержкой в 0,5 секунды. То есть ещё до того, как мы начинаем что-то осознавать, наш мозг уже об этом знает, он успевает запустить внутренние процессы и даже создать мысли. Большую часть наших мыслей создаёт наш мозг, а мы просто вовлекаемся в этот бесконечный поток.

«Наши» мысли появляются, когда мы управляем этим потоком и умеем его останавливать.

Устройство эмоций

Ещё более удивительные данные исследований говорят о том, что никаких шаблонов эмоций и чувств не существует. Нет таких шаблонов в ДНК или где-то ещё. Наши состояния создаёт наш ум из того, что в нём есть, из того, о чём мы думали в последнее время, с чем сталкивались, как реагировали.

Как это происходит: ум «смотрит», что происходит вокруг, «заглядывает» в память и вводит нас через гормональную систему в какое-то состояние, гнев, тревожность, радость и другие.

Наше сознание — это оператор ума, управляющий им через внимание.

Если мы постоянно думаем о проблемах, вспоминаем об обидчиках или, что самое «страшное» — укоряем себя за что-то, мы закладываем в ум вводные данные, которые впоследствии и становятся нашими состояниями.

Внутри нас живёт совершеннейшая машина, которую мы даже не осознаём, часто не понимаем и не можем ей управлять.

И замечательная новость в том, что нашими состояниями и эмоциями можно научиться управлять через тренировку внимания и практику медитации метта. Можно выводить себя даже из глубоких депрессий.

Через практику метты мы учимся создавать максимально продуктивные, креативные, счастливые, состояния.

Что такое медитация?

Медитация — это осознанное управление своим вниманием.

Осознанность — памятование о наблюдении за перемещением внимания от объекта к объекту. То есть постоянное напоминание себе о том, чтобы наблюдать, осознавать и управлять своим вниманием.

Через управление вниманием мы обретаем возможность не зависеть от мыслей, не вовлекаться в них, «программировать» свои состояния, перекрыть источники растраты энергии и лучше «видеть» и понимать собственный ум. А самое главное — мудро его направлять.

Формула давно известна: «Измени себя — измениться мир вокруг», или если другими словами: через развитие осознанности в практиках медитации, мы обретаем к счастливой и осознанной жизни!

Медитация метта

Медитация метта прошла настоящую проверку временем в виде нескольких тысяч лет и является одной из самых первых медитаций, открытых человеком. Метта — это очень действенный инструмент раскрытия сердца, развития доброжелательности и обретения контроля над своими эмоциями и состояниями. В этой технике мы развиваем внимание и концентрацию через наблюдение за чувством метты, чувством любящей доброты.

Чем ещё хороша метта?

Даже короткие сессии медитации метта по 10–15 минут в течение дня делают нашу жизнь значительно легче и счастливее. А углублённая практика метты ведёт к очищению подсознания на всех уровнях и глубокой трансформации сознания.

Светлой практики метта, друзья!

В разделе видео представлены видео-инструкции для самостоятельной практики медитации метта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *