методист это кто и чем занимается в образовании

Методист: чем он занимается?

методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть фото методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть картинку методист это кто и чем занимается в образовании. Картинка про методист это кто и чем занимается в образовании. Фото методист это кто и чем занимается в образовании

Методисты разрабатывают образовательные программы и новые методики обучения. Основные требования, предъявляемые к сотруднику, – это знания государственных образовательных стандартов, основ педагогики и психологии. Методисты могут найти работу в учебных дошкольных учреждениях, школах и вузах. Чтобы получить работу, требуется высшее профессиональное образование.

Кто такой методист

планирование работы педагогического состава;

координация их деятельности;

организация семинаров, собраний и пр.

Таким образом, методист – это специалист в области образования, который координирует деятельность преподавателей, выполняет работу, связанную с организацией учебного процесса.

Методист работает совместно с другими преподавателями и решает текущие вопросы на совещаниях. Деятельность сотрудника должна упрощать работу педагогов. Главная цель общих усилий преподавателей и методиста – это повысить качество образования учащихся.

методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть фото методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть картинку методист это кто и чем занимается в образовании. Картинка про методист это кто и чем занимается в образовании. Фото методист это кто и чем занимается в образовании

Источник фото: diana.grytsku/freepik

В чем заключаются обязанности методиста

Специалист данного профиля играет важную роль в организации учебной деятельности. В служебные обязанности методиста входит:

оказание методической помощи учителям (разработка планов и образовательных программ, проведение семинаров, тренингов, конференций и пр., знакомство с новой специальной литературой);

организация и координация работы всего коллектива (подготовка расписания занятий, расчет заработной платы, покупка новых учебных материалов);

поиск и прием на работу новых сотрудников.

Специалист обязан следить за появлением новых методик, применять наиболее эффективные из них в практической деятельности, анализировать и оценивать эффективность текущих методов работы.

Чаще должность методиста занимает опытный преподаватель, который хорошо знает свою дисциплину, методы изложения материала, сложности, возникающие в процессе обучения и организации пр.

Помимо этого работа методиста заключается в повышении квалификации работников, организации курсов дополнительного образования и пр. На сотруднике лежит большая ответственность за деятельность преподавателей и грамотное оказание образовательных услуг.

Профессиональные требования к работнику

Требования, предъявляемые к методисту, могут варьироваться в зависимости от места работы и должностных обязанностей. Наличие у сотрудника опыта работы по специальности будет играть решающую роль при приеме в должность.

Стандартными требованиями к методисту являются следующие:

высшее педагогическое образование;

знание последних методик обучения;

грамотная речь (устная и письменная);

желание развивать профессиональные навыки.

Методист высшего учебного заведения взаимодействует со студентами и преподавателями вузов, большую часть времени работает с документами, организовывает вне учебные мероприятия.

Наделен другими обязанностями методист дополнительного образования: он контролирует процесс обучения, разрабатывает учебные программы, формирует группы, присутствует на открытых уроках, готовит отчеты и т.д.

Психолог-методист работает с преподавателями и заинтересован в их профессиональном росте.

Дополнительно работодатель смотрит на наличие специальных навыков у сотрудника, к примеру, владение иностранными языками, знание ПК и стандартных офисных программ и пр.

Как стать методистом

Психология и педагогика;

Педагог начального образования;

Педагог школьной дисциплины (учитель математики, русского языка и литературы и т.д.) и др.

В некоторых случаях на работу принимают сотрудников, имеющих смежную профессию и окончивших специальный курс, позволяющий работать в должности методиста (учеба на курсе может продолжаться от 1 месяца и более).

методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть фото методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть картинку методист это кто и чем занимается в образовании. Картинка про методист это кто и чем занимается в образовании. Фото методист это кто и чем занимается в образовании

Источник фото: prostooleh/freepik

Личностные качества методиста

Чтобы исполнять должностные обязанности, методист должен обладать определенными личностными качествами. По характеру сотрудник должен быть:

Дополнительно методист должен:

обладать аналитическим складом ума;

иметь хорошо развитые внимание и память;

иметь организаторские способности;

знать психологию человека.

Обладая данными качествами, методист добьется успеха в работе и справится с возложенными на него задачами.

Где требуются методисты

Методисты чаще всего работают в школах, различных частных образовательных центрах. Их услуги также востребованы в детских садах, колледжах, училищах, институтах и т.д.

Возможность карьерного роста

Успешное выполнение обязанностей, трудолюбие и активность могут способствовать получению методистом должности заведующего или директора образовательного учреждения. Другой схемы карьерного роста не предусмотрено.

Сколько зарабатывает методист

Заработная плата методиста зависит от его профессиональных качеств, места работы и региона проживания. В среднем по России оклад сотрудника составляет 10 000 – 30 000 руб.

Плюсы и минусы профессии

Как и любая другая должность, профессия методиста подразумевает наличие плюсов и минусов. К положительным сторонам относятся:

постоянное развитие, изучение нового материала, чтение новой профессиональной литературы;

использование творческого и интеллектуального потенциала;

Источник

Кто такой методист и чем он занимается?

Методист – это опытный специалист, который упрощает работу преподавателей вузов, учителей школ, воспитателей детских садов, руководителей кружков и спортивных секций, оказывая им профессиональную помощь в организации и проведении занятий.

Методист – это специалист сферы образования, задача которого состоит в разработке способов преподавания какого-либо предмета или организации воспитательного процесса.

Описание профессии

Итак, кто такой методист и чем он занимается. Основная задача такого специалиста – максимально эффективно организовать преподавательскую и культурно-просветительскую работу в образовательном учреждении. Обычно на эту должность назначают опытного практикующего учителя, который хорошо владеет спецификой изложения предмета и знает все подводные камни и сложности педагогической деятельности.

Работа методиста заключается в решении комплекса задач разного плана:

Трудятся методисты в высших и средних специальных учебных заведениях, общеобразовательных школах, детских садах, городских и районных методкабинетах, институтах повышения квалификации учителей, развивающих центрах и домах культуры.

На каких специальностях лучше учиться

Конкретного направления подготовки методистов нет. Для того чтобы занять эту должность, необходимо иметь диплом педагогического института или университета, а также опыт успешной работы в сфере образования. Профиль обучения в вузах может быть самым разным, например, подойдут такие:

Также работа методиста может выполняться опытными учителями-предметниками.

Для поступления в педагогический вуз от абитуриента требуются сведения о результатах ЕГЭ по русскому языку, математике, обществознанию (третья дисциплина зависит от вуза, обычно это профилирующий предмет – химия, иностранный язык, география, биология и др.).

Лучшие вузы для обучения

В профессиональных кругах широко известны несколько столичных вузов:

Есть и региональные вузы, дающие хорошее образование, например:

Многие учителя начинают свою трудовую деятельность в школах и детсадах после окончания педколледжей, обучаясь тонкостям профессии в вузах на заочном отделении. В таком случае лучше поступать в ссуз, который входит в структуру классического или педагогического университета, чтобы позже получить шанс на льготное зачисление и обучение по сокращенной программе.

Обязанности на работе

Специфика служебных обязанностей методиста зависит от учреждения, в котором он работает:

Кроме всех перечисленных функций методист выполняет еще целый ряд задач. Он помогает распределить нагрузку между преподавателями, разрабатывает материалы для повышения их профессионального уровня, способствует проведению воспитательной работы, в частности, с трудными детьми. Также он присутствует на открытых уроках, после чего проводит с учителем их разбор. Не остается в стороне методист и от родительских собраний, особенно общешкольных, различных внеучебных мероприятий (выставок, конкурсов, олимпиад).

Кому подходит

Эта профессия подходит опытным педагогам с высшим образованием, которые склонны к аналитической деятельности и работе с документами. Чтобы качественно выполнять свои обязанности, методист должен уметь:

Специалист, которому доверяют должность методиста, должен обладают такими чертами, как:

Методист должен обладать непререкаемым авторитетом в учительском коллективе. Если у него нет достаточных знаний, творческого потенциала и педагогических навыков, то в учреждении он надолго не задержится, или же его будут подключать в основном к второстепенным мероприятиям. В общении с коллегами важно не скатываться на назидательный тон, методист должен не поучать педагогов, а учить их. Однако не следует забывать, что он отвечает за работу преподавателей, обязан ее контролировать и подправлять.

К плюсам профессии можно отнести:

Минусы – это невысокая зарплата и сложности, связанные с отношениями внутри трудового коллектива.

Сколько получают

Заработная плата педагогических работников обычно не поражает воображение. В среднем в России методист получает от 15 до 25 тысяч рублей в месяц. Самая высокая зарплата – в Москве (40 000 рублей) и в отдаленных регионах (Республика Саха, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа). В Северной столице методисты в среднем зарабатывают 27 тысяч рублей.

В различных организациях платят по-разному. Например, в библиотеках зарплата редко превышает 15 тысяч рублей, в дошкольных заведениях можно рассчитывать на 25–35 тысяч рублей. Методисты учебных отделов и учреждений дополнительного образования могут получать до 30–35 тысяч рублей ежемесячно. Размер дохода зависит также от квалификации и стажа работы педагога.

Как построить карьеру

Методист, который обладает необходимыми деловыми и личными качествами, может стать директором школы или заместителем по учебно-методической/воспитательной работе, как вариант – перейти на свободное место в институт повышения квалификации учителей. Если специалист способен разрабатывать методики в других сферах, кроме образовательной, его могут пригласить в частную компанию для работы с персоналом.

Перспективы профессии

Система образования – одна из самых устойчивых структур, без которых общество не сможет обойтись. Чтобы она функционировала без сбоев, необходимы люди, постоянно контролирующие качество обучения и модернизирующие его. Поэтому в ближайшие десятилетия профессия методиста будет актуальной.

Источник

Институты образования, будь то коммерческие или государственные, нуждаются в систематизировании процесса образовательной деятельности. За это отвечает отдельный сотрудник – методист. Это человек, от работы которого напрямую зависит качество обучения. Рассмотрим данную специальность более подробно в разных направлениях.

методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть фото методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть картинку методист это кто и чем занимается в образовании. Картинка про методист это кто и чем занимается в образовании. Фото методист это кто и чем занимается в образовании

Кто такой методист?

Методист- это специалист, который выполняет ряд функций по организации педагогической и культурной деятельности. Методисты есть в каждой образовательной и воспитательной организации. Должность методиста не предполагает лишь одну теорию, работники не оставляют практику.

Обычно берут на эту должность педагогов со стажем работы не менее трёх лет. Поскольку человек, который знает работу изнутри, более полноценно понимает специфику этой деятельности.

методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть фото методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть картинку методист это кто и чем занимается в образовании. Картинка про методист это кто и чем занимается в образовании. Фото методист это кто и чем занимается в образовании

Образование методиста

При принятии на работу требуется наличие высшего педагогического образования. Но существуют возможность трудоустройства и со среднем специальным образованием по специальности «Педагогика». При этом кандидат должен отлично ориентироваться в делопроизводстве, знать принципы разработки методических материалов и иметь большой стаж преподавательства.

Из личных качеств приветствуется обязательность, грамотность, внимательность и усидчивость. От работы методиста зависит организация учебного процесса в целом, усвоение слушателями учебного материала.

методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть фото методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть картинку методист это кто и чем занимается в образовании. Картинка про методист это кто и чем занимается в образовании. Фото методист это кто и чем занимается в образовании

Востребованность методиста

На бирже труда работа методистом достаточно востребована. Это объясняется тем, что в любой образовательной системе, такой как детский сад, школа, вуз, дом культуры, развивающий центр, требуется человек этой профессии. Подобную вакансию можно встретить и в медицинских организациях, крупных туристических компаниях и центрах переквалификации. Один словом, специалист в своём деле без работы не останется.

Методист в начальных образовательных учреждениях

Простыми словами, воспитателю, музыкальному работнику, специалисту по физической культуре, психологу и логопеду методист должен выдать официальный документ с планом обучения. В нем содержатся темы и вопросы, которые должны быть рассмотрены за определённый период, указано, сколько конкретной теме отвести часов и какой должен быть результат от обучающей деятельности.

При этом методист консультирует своих коллег, предоставляет им всю необходимую учебную литературу. Особенно это касается молодых педагогов, только закончивших университет. Достаточно часто проводятся беседы с воспитателями по новым направлениям в образовании. Для выявления плюсов и минусов в работе устраиваются открытые уроки в присутствии руководителя. Профессия методиста настолько значимая, что когда отсутствует заведующая, её обязанности временно возлагаются на него.

К подбору кандидата руководство относится очень серьёзно, как правило, человека с улицы не возьмут. Сначала необходимо доказать все свои знания и умения в должности воспитателя.

Следить за наличием игрушек, необходимых развивающих материалов также должен методист. Далее на педагогическом совете решаются возникшие по этому поводу вопросы, выбираются источники финансирования других важных направлений образовательной деятельности.

Должностные обязанности методиста детского сада достаточно разнообразны. Поэтому на эту работу принимаются воспитатели с большим стажем и значительным опытом работы. Бесценный груз знаний используется для улучшения и развития практической деятельности.

методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть фото методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть картинку методист это кто и чем занимается в образовании. Картинка про методист это кто и чем занимается в образовании. Фото методист это кто и чем занимается в образовании

Методист в школе и вузе

Деятельность специалиста в школе и вузе ещё более обширна. Методист, образование которого высшее, способен анализировать весь учебный процесс. На каждый год составляется план работы методиста, он обязан строго его придерживаться, а в конце года подготовить отчёт по своей работе. Кроме составления учебных планов, программ и расписаний, методист выполняет следующие обязанности:

И это далеко не полный список деятельности методиста, всё зависит от направленности образовательного учреждения.

методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть фото методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть картинку методист это кто и чем занимается в образовании. Картинка про методист это кто и чем занимается в образовании. Фото методист это кто и чем занимается в образовании

Методист в домах культуры и развивающих центрах

Для организации процесса работы таких учреждений обязательно должен присутствовать в штате методист. Здесь он может в полной мере проявить свой творческий потенциал.

методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть фото методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть картинку методист это кто и чем занимается в образовании. Картинка про методист это кто и чем занимается в образовании. Фото методист это кто и чем занимается в образовании

Зарплата

Зарплата методиста зависит от того, в каком учреждении он работает. Если это государственное учреждение, то она лишь немного превышает заработную плату рядового педагога и является средней по региону. Если это коммерческие учреждения, то здесь, как правило, зарплата выше среднего и зависит от опыта и дополнительных профессиональных знаний.

Права и ответственность

Должностная инструкция методиста чётко прописывает его права и обязанности.
Права методиста:

методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть фото методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть картинку методист это кто и чем занимается в образовании. Картинка про методист это кто и чем занимается в образовании. Фото методист это кто и чем занимается в образовании

Если образовательный процесс не показывает эффективности, то в первую очередь ответственность будет нести методист. Кроме того, он обязан поддерживать в порядке всю необходимую документацию, заполняя все формы и таблицы, и по первому требованию предоставлять их руководству. В противном случае может лишиться премии или получить выговор. Как и любой сотрудник, он несёт ответственность за причинённый материальный ущерб в результате своей деятельности.

Карьерный рост. Плюсы и минусы специальности

Итак, рассмотрев все аспекты профессии, выделим её основные достоинства:

методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть фото методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть картинку методист это кто и чем занимается в образовании. Картинка про методист это кто и чем занимается в образовании. Фото методист это кто и чем занимается в образовании

Основным недостатком работы методиста является небольшой заработок. Но тем, кто хочет полностью реализовать свой творческий и профессиональный потенциал, научиться находить подход к каждому человеку, она обязательно подойдет.

Источник

Профессия методист

методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть фото методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть картинку методист это кто и чем занимается в образовании. Картинка про методист это кто и чем занимается в образовании. Фото методист это кто и чем занимается в образовании

Эта профессия получила второе рождение благодаря развитию онлайн-образования. Сегодня методисты – востребованные сотрудники, в том числе в интернете. Их ищут учебные центры, онлайн-университеты, организаторы курсов и программ дополнительного образования.

В статье расскажем, кто такой методист и что он делает. Сколько платят таким специалистам и в чем заключается их работа. Как освоить профессию с нуля.

Содержание статьи:

Кто такой методист и чем он занимается?

Корни профессии уходят в XIX век. В это время в России появились советы практикующих учителей, которые стали обмениваться опытом.

Методист – это своего рода учитель-инструктор. Что входит в его обязанности?

Может участвовать в подготовке презентаций и других материалов, которые используются на уроках.

Говоря простыми словами, методист онлайн-курсов – это человек, который организует учебный процесс и следит за его качеством. Помимо работы с педагогами, в обязанности методиста входит сбор обратной связи от учеников. Суть его работы – помогать улучшать занятия.

Например, методист образовательных программ в онлайн-школе может:

Выполнять иные задачи, связанные с организацией учебного процесса.

Методист – это профессия, требующая разносторонних знаний и навыков. Она подойдет людям с аналитическим складом ума, которым нравится работать с информацией, обрабатывать данные, искать суть, обучать.

Плюсы и минусы профессии

Сколько получают методисты?

Зарплата новичка составляет около 30 тыс. рублей в месяц. Специалист с опытом может получать от 40-50 тыс. и до 80-100 тыс. рублей. В сфере онлайн-образования встречаются вакансии, где предлагают заработок на уровне 150 тыс. рублей в месяц.

На фрилансе доход зависит от количества и сложности проектов. Например, стоимость услуг методиста при запуске нового курса может составлять 20-30 тысяч рублей. Начинающие берут за час работы порядка 300 рублей, фрилансеры с опытом – 1000-1500 рублей за час.

Самые высокие зарплаты предлагают учреждения дополнительного образования и онлайн-курсы.

Что должен знать и уметь методист?

Профессиональные знания и навыки

Как стать методистом и где учиться?

Есть два варианта: получить высшее педагогическое образование или пройти курсы.

Например, в вузах подойдут специальности: психология и социальная педагогика, психология образования, педагог начального образования, педагог школьной дисциплины. Затем необходимо получить педагогический опыт.

Второй вариант – пройти курсы в интернете. На них готовят специалистов для работы в онлайн-школах. Также они подойдут людям, которые хотят запускать свои учебные программы на профессиональном уровне. Например, бизнес-тренерам, коучам, фрилансерам.

Примеры курсов и интернете, где учат на методистов:

Название программы и ссылка на нее

Подходит новичкам, а также специалистам в области образования, которые хотят стать методистами. Вас научат составлять учебные программы, проектировать теорию и практику, мотивировать учеников, организовывать образовательный процесс и многое другое. Дипломный проект – разработка программы своего курса.

Обучение профессии с нуля. Включает программу курса, описанного выше, и дополнительные блоки. В частности, продюсирование. Вы сможете не только работать методистом, но и обучать других создавать образовательные программы.

Где искать работу?

Если вы хотите работать в школе или университете, имеет смысл отнести резюме в отдел кадров соответствующего учреждения.

Источник

От чего зависят впечатления от профессии методиста у тех, кто делает в ней первые шаги

Нужно ли педагогическое образование, чтобы стать методистом? Какой-то особый склад характера? Разбираемся на личных историях начинающих методистов.

методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть фото методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть картинку методист это кто и чем занимается в образовании. Картинка про методист это кто и чем занимается в образовании. Фото методист это кто и чем занимается в образовании

методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть фото методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть картинку методист это кто и чем занимается в образовании. Картинка про методист это кто и чем занимается в образовании. Фото методист это кто и чем занимается в образовании

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Героини этой статьи осенью начали обучение на курсе Skillbox «Методист образовательных программ». У двух из них есть высшее педагогическое образование и педагогический опыт, а двое других решили прийти в профессию из совершенно других сфер деятельности. Двое раньше уже создавали образовательные программы в офлайне, но не сталкивались с разработкой онлайн-курсов, а для других все методические задачи оказались совсем в новинку.

В течение курса эти начинающие методисты вместе с одногруппниками приняли участие в стажировке, получив своё первое профессиональное задание, связанное с разработкой курса для реального заказчика. Кураторами проекта выступили эксперты из бюро «Метко», которое создаёт образовательные продукты для бизнеса, образовательных организаций и частных клиентов.

методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть фото методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть картинку методист это кто и чем занимается в образовании. Картинка про методист это кто и чем занимается в образовании. Фото методист это кто и чем занимается в образовании

Редакция «Образование» Skillbox Media

Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.

В чём суть рабочих проектов на стажировке

В «Метко» стажёров объединили в группы по четыре человека. Каждая команда работала над курсами по одному из двух заказов — от НИУ ВШЭ и компании InLiberty. Тематика этих рабочих проектов оказалась схожей. Для InLiberty студенты проектировали онлайн-курс «Откуда мне знать?» — он должен был научить проводить исследования перед запуском какого-либо проекта или продукта. А для НИУ ВШЭ стажёры разрабатывали практическую часть для магистерской образовательной программы «Методология исследований в образовании» — очного курса, который проводится в смешанном формате.

Работу стажёров над проектами сопровождали два куратора — основательницы бюро «Метко», педдизайнеры с опытом управления методическими командами. Они направляли процесс разработки программ и поддерживали новичков.

Как стажёры пришли в профессию методиста

Наши начинающие методисты рассказали о своём прошлом опыте, мотивах, которые подтолкнули их научиться новой профессии, и поделились впечатлениями о стажировке. Мы также попросили кураторов из «Метко» рассказать, как стажёры справлялись с заданиями и какие важные для методиста качества проявили во время работы над проектом. В результате мы попытаемся понять, от чего зависит, понравится ли новичку профессия методиста и будет ли он в ней успешен.

История первая: в методисты — из маркетологов

методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть фото методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть картинку методист это кто и чем занимается в образовании. Картинка про методист это кто и чем занимается в образовании. Фото методист это кто и чем занимается в образовании

Екатерина Зюзина

До поступления на курс для методистов работала трейд-маркетологом в офлайне. Имеет высшее образование по специальности маркетолога, а сейчас получает второе высшее — педагогическое.

Фото: личный архив Екатерины Зюзиной

Мотивы для обучения на методиста: трейд-маркетинг — узкая специализация, нацеленная на работу с офлайн-сегментом рынка, который с каждым годом сокращается. Поэтому Екатерине захотелось получить более востребованную и перспективную профессию. Ей всегда нравилось учиться самой и обучать других, и она остановила свой выбор на профессии методиста. Ещё привлекло то, что методическая работа находится на стыке бизнеса и образования и сочетает в себе «нудную рутину и долю творчества». Возможность трудиться удалённо для Екатерины тоже сыграла важную роль.

Какой курс проектировала: «Откуда мне знать?» для InLiberty.

Проектирование курса для Екатерины стало совсем новой задачей, хотя на прошлой работе ей доводилось участвовать в обучении подчинённых, а также составлять различные обучающие материалы по маркетинговым программам для сотрудников из смежных отделов и клиентов. По её словам, помогло то, что с темой курса она уже была знакома, так как в своё время защитила дипломную работу по маркетинговым исследованиям.

Однако в процессе работы, конечно, возникали и сложности. Например, трудно было отвечать на вопросы клиента в части практической организации обучения, так как не хватает опыта.

Екатерина рассказала, что справиться с трудными моментами помогали кураторы. С их поддержкой получилось разработать чёткую концепцию нового курса и продуктивно общаться с заказчиком.

Оказалось, что некоторые мягкие навыки, полученные на прошлой работе маркетолога, полезны и в работе над методическими задачами. Среди них — умение анализировать и структурировать информацию, ясно излагать свои мысли, работать в режиме многозадачности, координировать рабочий процесс. Этот опыт помог Екатерине занять роль неформального капитана команды: «Я сделала первую структуру модулей и описание в Google-таблице, подготовила тезисы для презентации, рассказала клиенту об идее проекта. Также обычно я модерирую наши общие встречи с командой».

Правда, спроектировать целый курс полностью самостоятельно стажёры, конечно, не могут — им поручили работу только над предпродакшеном образовательной программы. Но, по словам Екатерины, она хотела бы также получить опыт общения с экспертами, проработки уроков внутри модуля, форматов домашних заданий и обратной связи.

методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть фото методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть картинку методист это кто и чем занимается в образовании. Картинка про методист это кто и чем занимается в образовании. Фото методист это кто и чем занимается в образовании

Наталья Антонова

дизайнер образовательных продуктов, методист и продюсер онлайн-курсов в бюро «Метко»

Фото: личный архив Натальи Антоновой

«Екатерина почти сразу стала лидером в свой команде — в самом хорошем смысле этого слова. Остальные участницы прислушиваются к её мнению, она готова брать ответственность за весь продукт, принимать решения в условиях неопределённости, направлять остальных участников процесса. И это при том, что Екатерина пришла в образование из совершенно другой сферы: много лет она занималась трейд-маркетингом на рынке FMCG. Мягкие навыки, связанные со взаимодействием в команде и координацией рабочего процесса, очень помогают методисту, потому что создание образовательного продукта — это практически всегда коллективный труд».

История вторая: в методисты — с педобразованием и очень разносторонним опытом

методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть фото методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть картинку методист это кто и чем занимается в образовании. Картинка про методист это кто и чем занимается в образовании. Фото методист это кто и чем занимается в образовании

Елена Серёгина

Работала дизайнером, главным специалистом по маркетингу, преподавала в школе и колледже. Имеет высшее педагогическое образование по специализации «Технология и предпринимательство» и дополнительное образование по направлениям «Педагогический дизайнер современного урока в соответствии с ФГОС» и «Менеджер образовательного процесса».

Фото: личный архив Елены Серёгиной

Мотивы для обучения на методиста: Елена последние несколько лет работает на фрилансе, а в профессию методиста пришла из традиционной системы образования — общего, среднего и среднего профессионального. По её словам, методическое направление привлекло в первую очередь упорядоченной организационной деятельностью. Причём изначально Елена рассматривала профессию методиста в классическом офлайн-формате, а про методическую разработку онлайн-курсов узнала случайно. Когда нашла об этом больше информации, поняла, что здесь «больше возможностей реализовать ранее приобретённый разносторонний профессиональный опыт, совместить, казалось бы, несовместимые структурность мышления и креативность».

Елена отмечает, что эта профессия подразумевает постоянное развитие и совершенствование своих профессиональных навыков, кругозора и личностных качеств, что ей очень импонирует.

Какой курс проектировала: практическую часть для магистерской образовательной программы «Методология исследований в образовании» для НИУ ВШЭ.

Благодаря педагогическому бэкграунду, тема курса была Елене уже хорошо знакома. Трудности возникли только при работе с учебником, на основе которого проектировался курс. Он написан на английском языке, и поэтому понадобилось переводить контент на русский и сопоставлять приведённые методики с теми, которые применяются в отечественной практике.

Новым опытом для Елены стала командная работа. Стажёры регулярно созванивались, чтобы обсуждать ключевые вопросы и новые идеи. Для совместной работы использовались интерактивные онлайн-сервисы, и Елена отметила, что научилась применять новые для неё инструменты методиста, а особенно ей понравилось проектировать путь студента на платформе Miro.

Самым сложным в работе для неё оказалось «не погружаться в курс до уровня его изучения. Всегда приходилось держать в голове то, что „наша задача другая“».

Сам процесс работы Елене понравился, и было приятно работать в одной команде с профессиональными педдизайнерами из бюро «Метко» и принять участие в разработке курса для одного из ведущих вузов России.

методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть фото методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть картинку методист это кто и чем занимается в образовании. Картинка про методист это кто и чем занимается в образовании. Фото методист это кто и чем занимается в образовании

Наталья Антонова

дизайнер образовательных продуктов, методист и продюсер онлайн-курсов в бюро «Метко»

Фото: личный архив Натальи Антоновой

«Елена — человек дела. Она никогда не будет ждать: сразу превратит то, что обсуждали по проекту, в набор задач и тут же несколько возьмёт на себя. Пока кто-то говорит, что „надо вот это сделать“, Лена уже это сделала 🙂 Важнейшими качествами методиста Лена считает аккуратность, пунктуальность, усидчивость и привычку все начатые дела доводить до конца — и всё это в полной мере можно сказать о ней самой.

Что касается излишнего погружения в тему курса, про которое она упомянула, то это распространённая ошибка начинающих методистов. В действительности методисту необязательно глубоко разбираться во всех темах, с которыми приходят заказчики, — да это и невозможно. Экспертная область методиста — это знание о том, как сделать контент обучающим, выстроить образовательный процесс, провести студента через теорию и практику к изменению поведения в реальной жизни».

История третья: в методисты — с преподавательским опытом

методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть фото методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть картинку методист это кто и чем занимается в образовании. Картинка про методист это кто и чем занимается в образовании. Фото методист это кто и чем занимается в образовании

Анна Истомина

По образованию — педагог, работает по специальности со второго курса института, начав с должности музыкального руководителя в детском саду. После защиты диссертации перешла в высшее образование, совмещая преподавательскую, административную и научную деятельность.

Фото: личный архив Анны Истоминой

Мотивы для обучения на методиста: ещё во время работы в университете методическая работа и проектирование курсов, по словам Анны, доставляли ей удовольствие, хотя время на них приходилось уделять по остаточному принципу, дорабатывая программы уже в процессе обучения. С 2019 года Анна находится в отпуске по уходу за детьми и сейчас задумывается о том, в каком направлении ей развиваться профессионально, когда малыши подрастут. Проанализировав свои профессиональные компетенции и софт-скиллы, интересы и возможности применения своих навыков в дистанционной работе, Анна решила, что профессия методиста ей подойдёт больше всего: «Я смогу работать, пока нахожусь в декрете, смогу пересобрать и прокачать свои университетские курсы, чтобы по выходу из декрета не вникать заново в эти процессы, а быть на том же уровне (а может быть, даже и выше) в методической и педагогической работе».

Какой курс проектировала: «Откуда мне знать?» для InLiberty.

Хотя у Анны уже был немаленький опыт создания образовательных программ, да и тема проекта была ей хорошо знакома, работа над онлайн-курсом, по её признанию, стала новым вызовом.

Среди задач, которые вызывали затруднения, Анна называет согласование между собой практических занятий и домашних заданий, разных форм и видов активностей, распределение материала между блоками: «Так сложно выбрать, куда какую информацию „положить“. Хочется дать максимальную картину, но надо быть осторожным — иначе можно „задавить“ студента».

Как и Елене Серёгиной, Анне понравилось проектировать карту пути студента (SJM), также она отметила мозговые штурмы с командой и встречи с наставниками из «Метко». Кураторы, по словам стажёра, помогали «держаться в рамках» методических задач, давали инструменты, полезные для работы методистов в команде.

В процессе работы над проектом, отмечает Анна, очень пригодились наработанные в педагогической практике знания и навыки, что помогло ей по-новому оценить свой опыт и компетенции и обрести уверенность в себе.

методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть фото методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть картинку методист это кто и чем занимается в образовании. Картинка про методист это кто и чем занимается в образовании. Фото методист это кто и чем занимается в образовании

Наталья Антонова

дизайнер образовательных продуктов, методист и продюсер онлайн-курсов в бюро «Метко»

Фото: личный архив Натальи Антоновой

«Аня очень глубоко и вдумчиво погружается в работу и, кажется, всегда держит во внимании цель и результат, к которым нужно прийти. С ней очень легко работать из-за удивительной гибкости и открытости мышления. А в совокупности с нацеленностью на результат и высокой работоспособностью это позволяет ей двигать проект вперёд, предлагать интересные решения и доводить задуманное до конца.

По поводу сложностей с выбором образовательных форматов и распределения контента по блокам, о которых она упомянула, я думаю, что эти навыки придут с опытом и насмотренностью. Для методиста очень полезно иметь богатый арсенал инструментов и владеть разнообразными форматами, однако применять их следует осознанно, всегда помня о конкретной образовательной задаче, которую нужно решить».

История четвёртая: в методисты — из инженеров-биотехнологов

методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть фото методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть картинку методист это кто и чем занимается в образовании. Картинка про методист это кто и чем занимается в образовании. Фото методист это кто и чем занимается в образовании

Ольга Сиюткина

Кандидат технических наук, инженер-биотехнолог. Работает специалистом по надлежащей производственной практике в фармацевтической области.

Фото: личный архив Ольги Сиюткиной

Мотивы для обучения на методиста: Ольга сейчас тоже находится в отпуске по уходу за ребёнком, и у неё есть возможность и желание профессионально развиваться и получать новые компетенции. Она рассказала, что сфера образования всегда была ей интересна, а профессия методиста достаточно востребованная, к тому же позволяет работать удалённо и участвовать в классных проектах: «Хочу понять, какие ниши мне наиболее интересны. А для этого надо попробовать, начать с чего-то. В любом случае применить знания и умения, полученные в рамках обучения на методиста, я смогу и в своей профессиональной области».

При этом сама методическая работа Ольге отчасти знакома — на своей нынешней должности она периодически разрабатывала и проводила офлайн-семинары и короткие курсы повышения квалификации, участвовала в обучении новых сотрудников на рабочем месте, а ещё во время учёбы в аспирантуре проводила лабораторный практикум для студентов-биотехнологов. Хотя, как замечает Ольга, при разработке образовательных программ она больше руководствовалась интуицией, чем инструментами и знаниями педагогического дизайна.

Какой курс проектировала: практическую часть для магистерской образовательной программы «Методология исследований в образовании» для НИУ ВШЭ.

Тема курса — исследования в образовании — оказалась для Ольги отчасти знакомой, так как в своей научной деятельности она проводила исследования, однако сейчас нужно было затронуть новую сферу — образование. И, по её мнению, удачно получилось, что в команде стажёров оказались люди с разным опытом, поэтому синергия дала хороший результат.

Конечно, узкоспециализированные знания и навыки биотехнолога в работе над проектом не пригодились, а вот опыт командной работы, планирования, разработки сводных таблиц, обобщения и структурирования материала, редактирования текста Ольге очень помог.

Хотя сначала, по её признанию, глубокое погружение в тему всё-таки стало вызовом. Нужно было перевести теоретические материалы с английского языка, правильно поняв терминологию, а ещё не хватало прямого взаимодействия с экспертом курса, так как связь с ним была только через кураторов. В процессе работы проявились и другие сложности:

методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть фото методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть картинку методист это кто и чем занимается в образовании. Картинка про методист это кто и чем занимается в образовании. Фото методист это кто и чем занимается в образовании

«Позже я осознала, что здесь нужно найти баланс, а не изучать дисциплину так же глубоко, как студенты-магистранты, для которых она разрабатывается. Следующей сложностью, на мой взгляд, является нехватка насмотренности, шаблонов, определённой теоретической базы в голове, чтобы можно было подобрать подходящие формы практической деятельности студентов. Поэтому приходится читать дополнительную литературу по образовательным технологиям и формам учебной активности».

Ольга рассказала, что вся команда еженедельно созванивалась с наставниками, и на таких встречах можно было обсудить сложности и совместно найти решения.

Ей кажется, что наиболее эффективным вариантом была бы работа в мини-командах по 2–3 человека или же чёткое закрепление разных ролей и определённой ответственности за каждым стажёром.

Подводя итог, Ольга сказала, что в целом новая профессия оказалась ей по душе, а особенно интересно было бы поработать в направлениях высшего и дополнительного профессионального образования, а также в корпоративном сегменте.

методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть фото методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть картинку методист это кто и чем занимается в образовании. Картинка про методист это кто и чем занимается в образовании. Фото методист это кто и чем занимается в образовании

Надежда Лобазникова

методист, разработчик образовательных программ в бюро «Метко»

Фото: личный архив Надежды Лобазниковой

«В Ольге меня восхитило её внимание к деталям, такая въедливость в хорошем смысле — когда человек буквально „забуривается“ в новый материал и копает до конца, пока не разберётся на все 100%. При этом она не просто изучает тему, но и, похоже, с большим удовольствием перекладывает полученные выводы в собственные тексты. В современных образовательных продуктах есть такой формат, как лонгриды, и, кажется, что он отлично ей подойдёт.

У Ольги тоже возникала сложность со слишком глубоким погружением в тему курса, и конечно, здесь методисту стоит помнить о том, что владение предметом — это роль эксперта, чей опыт и знания методист структурирует и доносит до учащегося. Иногда изначальное полное незнание темы как раз таки помогает методисту взглянуть на материал глазами студента, задать правильные вопросы и лучше понять, как сделать из этой информации обучающий продукт».

Что влияет на первые впечатления от профессии методиста

Истории, приведённые выше, показали, что над проектом смогли успешно поработать все стажёры — и обладающие педагогическим бэкграундом, и без него. И что в выполнении методических задач очень помогают фундаментальные навыки и софт-скиллы, полученные в прежних профессиях, — системное и аналитическое мышление, умение глубоко погружаться в тему, аккуратность и любовь к деталям, пунктуальность, усидчивость и усердность, страсть раскладывать всё «по полочкам». А ещё, конечно, входить в профессию методиста проще, если тема первого курса, над которым нужно поработать, вам в какой-то степени знакома. Если бы нашим героиням сразу пришлось делать курс, к примеру, по лазерной физике или методике бурения инженерно-геологических скважин, не факт, что их впечатления были бы такими же позитивными.

Значит ли это, что педагогическое образование и соответствующий опыт не так уж важны для адаптации к профессии методиста? Возможно, важнее иметь определённые личностные качества и мягкие навыки? Из представителей каких профессий вообще чаще всего получаются отличные методисты? У кого, наоборот, часто случаются разочарования в этой профессии? Мы задали эти вопросы экспертам из бюро «Метко» и Skillbox.

Какие качества и опыт важны для будущего методиста

Надежда Лобазникова ответила, что среди методистов, с которыми работает бюро, больше всего тех, кто пришёл в профессию из педагогики, психологии, тренерской работы. То есть это люди, которых объединяет интерес к теме обучения и развития других людей.

Тем, кто переходит из совсем других сфер, по мнению Надежды, очень помогает так называемая насмотренность — когда человек сам прошёл много разных курсов в роли учащегося, причём делал это вдумчиво. То есть наблюдал за собой и другими участниками в процессе, отмечал, что работает хорошо и приводит к желаемому результату, а что — нет. Для этого, считает Надежда, нужен развитый навык рефлексии — именно он поможет быстрее сориентироваться в новой для начинающего методиста сфере.

При этом, по мнению Надежды и её коллеги Натальи Антоновой, сама профессия методиста охватывает очень широкий набор разнообразных задач, в которых своё применение найдут самые разные навыки и качества.

методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть фото методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть картинку методист это кто и чем занимается в образовании. Картинка про методист это кто и чем занимается в образовании. Фото методист это кто и чем занимается в образовании

«Я бы сказала, что определённые софт-скиллы или тип мышления определяют не профессию в целом, а то, какие задачи в рамках методической работы будут даваться легче. Например, методисту с хорошо развитыми коммуникативными навыками будет проще „вытаскивать“ информацию из экспертов, а кому-то, наоборот, проще будет писать хорошие учебные тексты. Хотя некоторые бросают себе вызов и идут как раз в ту часть работы, с которой сложно».

Надежда Лобазникова,
методист, разработчик образовательных программ в бюро «Метко»

Именно поэтому в «Метко» над каждым проектом работает мини-команда методистов (как правило, из двух человек), которая подбирается не только по тематическим интересам, но и по принципу взаимного дополнения.

методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть фото методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть картинку методист это кто и чем занимается в образовании. Картинка про методист это кто и чем занимается в образовании. Фото методист это кто и чем занимается в образовании

«Одна, например, любит и хорошо умеет писать лонгриды, вторая быстро и виртуозно разрабатывает тестовые задания. Или один с удовольствием ищет и изучает информацию, может часами сидеть в интернете, исследуя новую тему, но вот создать из найденной информации образовательный продукт, ведущий к заявленным результатам, не может. И тут на помощь приходит напарник, который ненавидит искать информацию, но имеет системное мышление, огромную насмотренность и опыт в создании образовательных продуктов.

Наталья Антонова,
дизайнер образовательных продуктов, методист и продюсер онлайн-курсов в бюро «Метко»

Правильные ожидания от профессии и заблуждения о ней

А ещё первые впечатления от новой профессии сильно зависят от первоначальных ожиданий от неё. Все четыре героини этой статьи представляли себе методическую работу абсолютно адекватно. Но некоторые люди заблуждаются относительно методической профессии, когда идут на курсы, — например, думают, что это простая «подработка в интернете». Хотя на самом деле это интеллектуально напряжённая работа, требующая одновременно и логики, и большой внимательности и творчества.

Эксперт Skillbox Кирилл Прудников считает, что тем, кто только начинает учиться на методиста, крайне важно учитывать особенности этой профессии.

методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть фото методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть картинку методист это кто и чем занимается в образовании. Картинка про методист это кто и чем занимается в образовании. Фото методист это кто и чем занимается в образовании

Кирилл Прудников

руководитель программ педагогических практик Skillbox

Фото: личный архив Кирилла Прудникова

«Работа методиста — это процесс постоянного обучения и совершенствования своих навыков, поэтому было бы ошибкой считать, что методическая деятельность — один из вариантов лёгкой онлайн-подработки. Вообще, образование — это, на мой взгляд, всегда преодоление, а достижение образовательных результатов вернее случится тогда, когда ответственность за эти результаты берёт на себя не только преподаватель, но и студент. Особенно важно это понимать студентам-методистам, ведь они будут не только получать собственный образовательный опыт на курсе, но и в будущем станут проектировать его для других. Мы даём все необходимые ресурсы и поддержку, и задача учащегося — использовать их осознанно, понимая, зачем он это делает, чтобы достичь своих образовательных целей».

Что помогает быстрее включиться в профессию

Конечно, даже имея совершенно адекватные ожидания и хороший набор софт-скиллов, любой человек, пришедший в новую профессию из совершенно другой сферы, столкнётся с новыми для него вызовами. В историях наших героинь это тоже заметно.

Что помогает во время первого рабочего проекта новичку быстрее адаптироваться? И что может повлиять на то, чтобы профессия методиста ему понравилась?

Как считает Надежда Лобазникова, здесь очень важны несколько условий. Во-первых, наличие поддержки — чтобы рядом был кто-то в роли наставника, способный объяснить, что к чему, сделать процесс работы над проектом более ясным и дать обратную связь. По словам Надежды, в этой роли может выступить как старший методист, так и менеджер проекта или продюсер курса.

Кирилл Прудников согласен с тем, что облегчить процесс входа в новую специальность может поддержка профессионального сообщества, опытные кураторы, которые помогут студенту адаптировать текущие навыки и получить новые. Также, по мнению Кирилла, большую роль играет сам характер первого проекта:

методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть фото методист это кто и чем занимается в образовании. Смотреть картинку методист это кто и чем занимается в образовании. Картинка про методист это кто и чем занимается в образовании. Фото методист это кто и чем занимается в образовании

«Мы стараемся давать студентам реальные кейсы и проекты от заказчиков, которые уже на этапе обучения могут получить обратную связь и возможность воплощения от представителей рынка. Именно поэтому мы организовали стажировку с методическим бюро „Метко“: она закрывает все вышеперечисленные потребности студента на старте».

Можно сделать вывод, что профессия методиста действительно легче даётся людям с педагогическим образованием и опытом. Однако хорошим методистом вполне можно стать и без этого — если у новичка есть желание и возможность приложить усилия, а характер рабочих задач ему нравится. Тем более если в процессе начинающий методист сможет получать поддержку и обратную связь от опытных наставников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *