методика войта что это

Рефлекторные движения – основа войта-терапии

За счёт терапевтического применения рефлекторных движений у пациентов с повреждениями центральной нервной системы и двигательного аппарата можно восстановить – по крайне мере в отдельных областях – элементарные двигательные модели, то есть суть Войта – терапии заключается в том, чтобы заставить мозг активизировать «врожденные сохраненные образцы движения» и скоординировать их с мускулатурой туловища и конечностей. Войта- терапевт оказывает целенаправленное давление на определённые зоны тела пациента, который находится в положение на спине, на боку или на спине. Стимуляция этих зон у людей любого возраста автоматически и без их собственной инициативы, приводят к двум двигательным комплексам:
рефлекторному переворачиванию из положения на спине и боку и рефлекторному ползанию в положении на животе. Рефлекторное ползание ведёт к своего рода ползущему движению, в то время как рефлекторное переворачивание начинается в положении на спине и, минуя положение на боку, переходит в положение на четвереньках.

методика войта что это. Смотреть фото методика войта что это. Смотреть картинку методика войта что это. Картинка про методика войта что это. Фото методика войта что это

Регулярно и циклично протекающие двигательные реакции, вызванные в определенном исходном положении с помощью раздражения надавливанием, могут полностью вызываться и воспроизводиться любое количество раз уже у новорожденных.

Таким образом задействуются все движения, появляющиеся у человека при развитии хватания, переворачивания, ползанья, вставания и хождения. Согласно профессору Войте они имеются в наличии у детей уже в тех стадиях развития, в которых они спонтанно ещё не обладают этими способностями.

Отличие от других физиотерапевтических приёмов и методов

Войта-терапия не состоит в тренировке двигательных функций, таких как хватание, переворачивание со спины на живот и хождение. Активация движений скорее способствует доступу через центральную нервную систему к отдельным частичным двигательным моделям, необходимым для определённого движения или действия.

После лечения по методу Войты эти частичные модели становятся спонтанно доступными для пациента. Регулярное повторение сохраненного в мозгу «нормального движения» предотвращает заучивание замещающих движений. Они в любом случае служили бы лишь заменой собственно желаемого «нормального движения».
Войта-терапия в детском возрасте

Войта-терапия может одинаково применяться как для грудных детей, так и детей постарше. Назначение происходит на основании диагноза врача и соответствующе сформулированной цели лечения.

Наилучшие результаты достигаются, если у пациента ещё не развились и не закрепились так называемые замещающие двигательные модели. У пациентов с закрепляющейся «замещающей моторикой» целью лечения является активация и поддержание физиологичных двигательных моделей, кроме того, возврат незакреплённых анормальных двигательных моделей к нормальному состоянию и их интеграция в нормальные двигательные процессы вплоть до полного владения произвольной моторикой.

Показания к Войта-терапии

Противопоказания к Войта-терапии

Источник

Войта терапия: показания и противопоказания

Терапия по войта является настолько фундаментальной и целостностной, что она находит самое широкое применение и не ограничивается лишь определёнными картинами болезни или инвалидности. Поэтому терапия по Войта может применяться в самых разных областях и распространяется на большинство медицинских дисциплин.Комплексность глобальных двигательных алгоритмов рефлективного ползания и рефлективного переворачивания с учётом собранных результатов и накопленного опыта позволяет целесообразно применять эти алгоритмы не только в детской неврологии, детской ортопедии или педиатрии, но и в неврологии и ортопедии для взрослых. Применение терапии по Войта может быть показано также в детской кардиологии. Эта терапия может быть применена для пациентов любого возраста, если только у пациента сохранилась нейромышечная связь.

К сожалению, часто думаю, что рефлективная локомоция может использоваться только для младенцев, т.е. только в течение первых лет жизни, и что у детей постарше или у взрослых пациентов вызвать целенаправленные изменения невозможно. Но такое убеждение опровергается практическим опытом. Равным образом неправильно было бы фокусироваться исключительно на лечении ДЦП методами терапии по Войта.методика войта что это. Смотреть фото методика войта что это. Смотреть картинку методика войта что это. Картинка про методика войта что это. Фото методика войта что это

В соответствие с накопленным практическим опытом, показания для терапии методом рефлективной локомоции подразделяются на требуемые показания и рекомендованные показания в младенческом возрасте и показания для применения к детям старшего возраста. С помощью метода рефлективной локомоции можно лечить не только болезни, требующие казуальной терапии, но и наилучшим образом (насколько это возможно) использовать ещё сохранившиеся нейрональные структуры. Это помогает оптимизировать качество жизни отдельных пациентов на как можно больший срок. Примерами тому могут служить случаи успешного применения терапии по Войта при множественном склерозе и конгенитальных миопатиях.

Показания, необходимые для ранней терапии в младенческом возрасте

Признаки показаний для ранней терапии в младенческом возрасте

Показания для детей старшего возраста и взрослых

Противопоказания

Противопоказаниями могут быть особенности физической конституции или сопутствующие условия, которые делают терапию для конкретного ребёнка не показанной, либо требуют прерывания (паузы) терапии в различных фазах, например:

Качество применения терапии по Войта не в последнюю очередь зависит от отношения ребёнка к референтному лицу, с которым у ребёнка установилась устойчивая эмоциональная связь. Возможно, терапия по Войта не может быть рекомендована при наличии признаков достаточно грубого нарушения этой устойчивой эмоциональной связи, например, если в анамнезе имеются сведения о жестоком обращении с ребёнком, или если есть основания это подозревать.

Риски

Компонент риска присутствует почти в любой форме терапии. Вопреки опыту применения медикамента или терапии всегда могут возникнуть нежелательные, непредусмотренные эффекты. Необходимо ещё до начала лечения оценить риск подобных нежелательных эффектов. В аспекте терапии по Войта это означает, что всегда нужно внимательно наблюдать реакцию ребёнка (пациента), особенно в самом начале лечения. Например, нужно очень внимательно наблюдать за новорожденными с лабильной вегетативной нервной системой, как во время терапии, так и после каждого сеанса терапии. Особенно внимательно следует наблюдать за цветом треугольника рта, за оттенком и температурой кожи, за такими признаками, как сильное потение, учащённое дыхание и учащённый пульс как проявления активизации автономной нервной системы. Дозирование терапии должно быть изменено соответственно. Если у новорожденного лабильная вегетативная нервная система, цель терапии можно сформулировать как «стабилизация вегетативных функций». Как и в любой другой терапии следует тщательно взвесить желательные и нежелательные эффекты. Ниже перечислены заболевания, связанные с определёнными рисками, которые, однако, исключены при правильном применении терапии по Войта:

В случае тщательного и компетентного применения терапии по Войта шансы на улучшение развития ребёнка преобладают. Как доказывает весь собранный опыт применения, обычно это почти всегда так, при условии правильного проведения, как требуется.

► Выводы

В распоряжении диагностики в раннем младенческом возрасте, для оценки спонтанной моторики существуют реакции положения и избранные примитивные рефлексы.Реакции положения применяются для детского неврологического исследования с целью стандартизированного скрининга. Их запуск позволяет активизировать генетически заложенные двигательные программы. Следовательно, реакции положения позволяют опросить организм ребёнка и узнать, имеет ли ребёнок доступ к врождённым программам, или этот доступ затруднён. Так можно получить быстрый обзор способности центральной нервной системы к координации движений. По отклонениям моторных ответов от ожидаемого эталона можно сделать вывод о степени нарушения центральной координации. Примитивные рефлексы, отобранные для исследования, были избраны профессором Войта как наиболее выразительные. Эти рефлексы имеют определённые срок выраженности или время физиологической доступности, когда они могут и должны быть вызваны у ребёнка с нормальным развитием. При условии нормального моторного развития, по завершении срока выраженности запуск соответствующих примитивных рефлексов станет невозможным. Однако это не означает утерю всех возможностей для дифференциальной диагностики: здесь требуются дополнительные исследования в каждом конкретном индивидуальном случае.Терапия методом рефлективной локомоции показана в случае констатации нарушений координации средней или высокой степени тяжести в течение первых месяцев жизни.

[1] BNS = молниеносные припадки, кивки, клевки, салаам-припадки.

[3] Синонимы: болезнь Лобштейна, остеопсатироз, болезнь Порак и Дуранте.

Источник

Войта-терапия

Войта-терапия — уникальная остеопатическая методика, которая основана на применении рефлекторной локомоции, направлена на восстановление и формирование двигательных навыков, что соответствуют возрасту пациента.

С рождения каждый человек имеет определенную моторику — это рефлекторные либо инстинктивные движения, которые реализуются благодаря возникновению импульсов в ЦНС и их распространению до соответствующих мышечных групп и отдельных мышц. Нарушения в работе опорно-двигательного аппарата и ЦНС приводят к блокировке этих импульсов. Главная задача Войта-терапии в том, чтобы активизировать врожденные модели движений с дальнейшим их развитием в полноценные моторные реакции. Поэтапно, от простого к более сложному, двигательные навыки больного пациента доводятся до моторных возможностей здоровых пациентов его возраста.

Цели терапевтического применения Войта-терапии

При Войта-гимнастике происходит реагирование разных уровней интеграции ЦНС, ритмичная и координированная активация скелетной мускулатуры. Благодаря рефлекторной терапии у пациента активируются функции мышц позвоночника, рук, ног и лица, что необходимы для повседневных инстинктивных движений.

В процессе Войта-гимнастики специалист воздействует на определенные зоны на теле пациента, который при этом находится в положении на спине, животе либо на боку. Подобные действия у пациентов любого возраста автоматически, без их намеренного активного содействия, приводят к двум двигательным спонтанным комплексам — рефлекторному переворачиванию либо ползанию. Рефлекторное переворачивание начинается из положения на спине и плавно переходит в позицию на четвереньках, в то время как рефлексное ползание приводит к ползущему движению. Таким образом задействуется моторика, которая возникает у человека при развитии переворачивания, хождения, вставания, ползания и хватания. Специалисты считают, что благодаря многократной активации этих рефлексообразных движений у пациента происходит повторное формирование либо разблокировка функционально блокированных связей между костным и головным мозгом.

Благодаря использованию рефлекторной локомоции снова должны стать применимыми и доступными такие элементарные составляющие передвижения и выпрямления человека, как:

Эффективность рефлекторной локомоции

Войта-гимнастика, используя врожденные способности пациента, воздействует на нервные соединения на различных уровнях тела, начиная от скелетной мускулатуры и простейшего управления ЦНС и заканчивая внутренними органами и мозговыми структурами. Она дает возможность достичь следующих результатов:

На психологическом уровне после Войта-гимнастики пациент становится более довольным, уравновешенным и эмоционально инициативным.

Войта-терапия для детей

Рефлекторная локомоция применяется как для грудных младенцев, так и для детей старших возрастов. На основании заключения врача и сформулированной цели происходит назначение лечения.

Наилучших результатов можно достичь в том случае, если у ребенка не закрепились и не сформировались замещающие двигательные модели движений. У детей с закрепляющейся моторикой основная цель лечения — поддержание и активация физиологических двигательных моделей, а также возврат патологических незакрепленных двигательных реакций в нормальное состояние, вплоть до полного владения рефлекторной моторикой.

У грудничков подобное воздействие во время процедуры может вызвать крик. Многих родителей это волнует и наводит на мысль о том, что специалист делает ребенку больно. Крик — это адекватное и важное средство выражения у младенцев, таким образом они реагируют на необычный способ активации. После короткого периода, как правило, крик перестает быть столь интенсивным, по завершении процедуры и в перерыве между упражнениями дети успокаиваются.

Терапия Войта для взрослых

Войта-гимнастика для взрослых с приобретенными патологиями, что затрагивают управление движением через ЦНС и периферийную систему, может проводится не только в острой стадии болезни, но и при последующем восстановлении. С помощью рефлекторной гимнастики стараются возобновить доступность ранее полноценных и здоровых моделей движений для предотвращения таких последствий, как ограничение силы и функциональности. В качестве сопутствующих результатов во время процедуры возникают импульсы, оказывающие активирующее воздействие на кортикальные функции (концентрация, становление речи, мотивация, выносливость, психика, сенсорика).

Главная цель лечения — вернуть пациенту способность полноценно принимать участие во всех видах деятельности, которые требуют от него профессия, семья, досуг.

Показания к проведению рефлекторной локомоции в Москве

К абсолютным показаниям проведения рефлекторной локомоции относят:

Противопоказания к проведению рефлекторной терапии в Москве

Проведение Войта-терапии противопоказано в следующих случаях:

Проведение Войта-терапии

Успех и эффективность рефлекторной локомоции зависит от грамотности и интенсивности выполнения упражнений. После того как Войта-терапевт получил назначение лечащего врача, он составляет персональную программу и предопределяет цели лечения вместе с родителями либо пациентом. Через регулярные промежутки, с постепенным прогрессом состояния пациента, лечебная программа будет корректироваться.

Как правило, инструктаж по выполнению упражнений близкими людьми либо родителями начинается сразу с момента начала терапевтического воздействия. Это даст возможность начать лечение пациента дома и обеспечить подобающую интенсивность процедур.

Рефлекторная локомоция — достаточно действенная методика, однако для маленьких и грудных детей крайне непривычна и утомительна. Для успешности лечения у детей, как правило, требуется проведение нескольких занятий каждый день. Один сеанс длится 5–20 минут. Определяющая роль в рефлекторной локомоции возлагается на близких людей либо родителей, поскольку именно они проводят занятия дома по несколько раз в день. В ситуации взрослого пациента проведение занятий может взять на себя близкое лицо, спутник жизни либо супруг.

Войта-терапия в Москве — эффективная остеопатическая методика, которая поможет восстановить и сформировать двигательные навыки, соответствующие возрасту пациента. Благодаря терапевтическому воздействию можно заставить мозг активизировать врожденные модели движений и развить их в полноценные моторные реакции.

Источник

Войта терапия работает с алгоритмами движений

Данные двигательные алгоритмы, в исполнение которых вовлекается все тело, состоят из множества отдельных частей (подчиненных алгоритмов). Например, движение рук и ног должно быть согласовано с движением туловища. Только при условии тесного взаимодействия всех частей тела, тело может выпрямиться и перемещаться.

Такой процесс обязательно требует регулирования, ведь тело должно оставаться в равновесии при каждом движении, даже самом мелком. Данный процесс можно сравнить с весами. Если мы кладем материал на одну чашу весов, на другую чашу весов необходимо поставить соответствующие гири, чтобы восстановить равновесие масс на обеих чашах весов.

Тело человека подвержено тем же зависимостям, но в гораздо более сложной и комплексной форме. В состоянии равновесия части тела расположены так, что они распределены уравновешенно, и центры масс (центр тяжести) находятся над точками опоры. Таким образом, при каждом, даже самом маленьком, изменении положения тела в работу включается вся сенсомоторная система организма с целью сохранения равновесия.

На уровне спинного мозга управление бессознательными движениями осуществляется напрямую, так сказать, кратчайшим путем. Головной мозг как „центральное руководство» координирует выполнение подчиненных алгоритмов так, чтобы снова и снова восстанавливать баланс.

Постоянное регулирование позы во время выпрямления и движения тела требует взаимодействия различных мышц, как описано ранее. Работа отдельных мышц организуется в рамках используемого двигательного алгоритма, и подчиняется общей цели движения.

Двигательные алгоритмы можно проанализировать и описать. Например, хватательное движение кисти является частью глобального алгоритма, движения руки. Хватательное движение зависит от позы всего тела. Ведь качество движения хватания зависит от положения туловища и позвоночного столба, что лежит в основе данного алгоритма.

Компетентное диагностическое и терапевтическое заключение возможно только тогда, когда движения рассматриваются относительно позиции всего туловища.

Глобальный алгоритм выполняется благодаря координированному взаимодействию всех частей тела. Например, ход движений ползающего ребенка, который хочет добраться до красного стаканчика, стоящего на стуле, можно в общих чертах пояснить следующим образом. У ребенка складывается представление, что он хочет владеть этим стаканом. Таким образом, у ребенка формируется цель. Чтобы достичь своей цели, ребенок мобилизует всю свою моторику. Ребенок должен в двигательном алгоритме ползания изменить функцию кисти и руки, чтобы иметь возможность схватить стаканчик, который находится выше уровня его головы.

В процессе выполнения данного движения его тело должно находиться в выпрямленной позе, причем, вес тела должен переместиться с четырех на три конечности. Его позвоночный столб слегка наклоняется в сторону, и поворачивается так, чтобы предоставить руке свободное пространство, необходимое для действий. Если расстояния вытянутой руки недостаточно для хватания предмета, ребенок при помощи рук и с упором на ноги подтянет свое тело вверх, к тумбочке. Тем временем он будет использовать для подтягивания и опоры кисть, при помощи которой он первоначально хотел схватить предмет.

Ход выполнения движений, описанных в этом примере, становится осмысленным и целенаправленным глобальных алгоритмом тогда, когда руки, ноги и позвоночный столб работают вместе по „согласованию» друг с другом.

Основополагающий опыт для последующих умений

Доступ ко всему телу помогает ребенку накопить основополагающий опыт. Только когда он действует самостоятельно и так знакомится со своим телом и с тем, что его окружает, только тогда он сможет приумножить сокровищницу своего опыта, и усовершенствовать свое восприятие. Чтобы ощупать, ребенок должен схватить. Чтобы понять, он должен слушать. Чтобы найти слова и заговорить, ребенок должен засунуть предметы в рот, попробовать их на вкус и облизать языком. Если ребенок в возрасте 8-9 месяцев снова и снова кидает от себя игрушку, чтобы затем взять ее и снова кинуть от себя, он выполняет очень важное действие: учится правильно оценивать расстояние, развивает глазомер. Накопление опыта становится возможным благодаря применению различных двигательных алгоритмов.

Ребенок пока еще не имеет никакого представления, каково на ощупь то, что его окружает, каково оно на вкус, и что скрывается за тем, что он видит. Он не знает, каковы на вкус его ноги, и будет ли ему больно, если он уколется.

Он пока еще не знает, как ходить, как прыгать и лазать. Но отчасти у него есть возможность сделать это, поскольку он обладает врожденными способностями. Именно во время первого года жизни особенно интенсивно идут процессы использования врожденных способностей, а также их дополнение либо замещение тем, чему ребенок научился.

По применению моторики можно понять, что ребенок проявляет любопытство по отношению к тому, что его окружает, что он открывает для себя окружающий мир и хочет его изменить. Только тогда ребенок сможет применять эту моторику во всем многообразии, которое имеется в его распоряжении, проявляя при этом всю свою изобретательность. В этой изобретательности ребенок показывает свой умственный потенциал. Как правило, умственно неполноценные дети заметно отстают в развитии своей моторики и не способны к такому творческому подходу, который проявляют нормальные или одаренные дети

Зависимость движения от позы

Поза для ребенка, да и взрослого, – несущий элемент, позволяющий целенаправленно перемещаться в земном поле тяготения. Поза, это опора для движения. Без позы целенаправленное движение невозможно, поскольку любое движение, как бы мало оно не было, должно преодолевать силу тяготения. Это означает, что мускулатура, поддерживающая равновесие и обеспечивающее позу, должна постоянно работать, чтобы сохранять равновесие тела. Например, при вытягивании руки, чтобы взять чашку и поднести ее ко рту, требуется изменить позу и обеспечить равновесие туловища, чтобы иметь возможность отвести руку от тела, а затем спокойно и целенаправленно направить ее к чашке. При этом должны быть задействованы не только мышцы, обеспечивающие перемещение руки, но и мышцы, поддерживающие и стабилизирующие руку в процессе движения, т.е. мышцы, обеспечивающие позу. Только тогда движение будет спокойным и плавным, и чашка благополучно достигнет рта. Но при отсутствии должной координации мышечной работы на любом из этапов движения цель не будет достигнута, например, если в процессе движения будет преодолен слишком большой путь. Об этом очень точно и выразительно сказал известный невролог Р. Магнус: „Каждое движение начинается позой и завершается позой. Поза следует за движением подобно тени. «

Для примера с рукой, которая перемещается к чашке, сначала определенную позу принимает туловище, оно выпрямляется, с преодолением силы тяготения, принимая при этом такую позу, которая создает руке возможность двигаться по направлению от туловища. Затем мускулатура удерживает руку в определенной позе с преодолением силы тяготения, а другая мускулатура одновременно заставляет руку двигаться по направлению к чашке. Это движение осуществляется из определенной позы: например, сидя с опорой на таз, ноги и стопы.

Стабилизация позы

Наблюдая младенца во время первых 6 месяцев жизни можно видеть, что на первом плане у него стоит обеспечение положения (позы) туловища, а не движение. Младенец показывает это как в положении лежа на спине, так и в положение на животе. Например, если он в возрасте 5 месяцев лежит на спине, хватает игрушку и сует ее в рот, достаточно четко видно, как движение его рук и ног зависит от регулирования положения туловища, и как поза туловища занимает первый план.

Но без позы, уравновешенной по всей опорной поверхности спины, невозможно приподнять с опоры для целенаправленного движения руки, или ноги.

Лишь позднее наблюдатель заметит в позициях выпрямления на верхних уровнях какое-то движение в своем поле зрения. В случае с ползанием или ходьбой в первую очередь видно движение рук и ног, перемещающих туловище вперед. Можно предположить, что поза в данном случае не имеет свое значение. На самом деле все совсем наоборот. Чтобы так перемещать тело, требуется постоянное динамическое изменение позы туловища, а также конечностей. Чем выше выпрямлено тело, тем меньше становится площадь опоры, и тем тяжелее поддерживать баланс. Чтобы тело не качалось и не опрокинулось, и чтобы оно могло целенаправленно перемещаться, чувствительность регулирования позы должна быть очень высокой, гораздо выше, чем при регулировании позы тела внизу, в положении лежа на спине или животе.

Преодоление силы тяжести – основная задача, которую нужно решать всегда. Ведь каждое движение смещает вес тела, и нужно заново создать равновесие. Движение требует опоры, поскольку только наличие точки опоры делает возможным движение к этой точке, или прочь от нее. Поэтому мускулатуре предъявляется требование создать сбалансированную и устойчивую позу, но, тем не менее, при этом разрешать движение. Такую ситуацию можно наблюдать в беспомощности новорожденного, который пока еще не умеет ни отрегулировать свою позу соответственно, ни обеспечить надежную костную и мышечную опору. Подвергаясь силе тяжести, его тело лежит на постели, но он еще не может использовать поверхность постели как поверхность, на которую можно опираться. Только с дальнейшим развитием он сможет использовать в качестве поддерживающей поверхности, например, свою спину.

Если младенец может повернуться, в положении лежа на боку, он будет опираться только на поверхность своего плечевого и тазобедренного сустава, а также на поверхности той стороны туловища, на которую ребенок повернулся.

Если ребенку удалось идти без опоры, весь вес его тела будет направлен на очень маленькую поверхность стоп.

Мы с удивлением наблюдаем фигурное катание на льду, или балетных танцоров, все их прыжки и пируэты. Нас впечатляют их движения, и, как правило, мы не замечаем их особенного умения регулировать позу. Но чтобы прыжок на льду получился, необходимо опираться на самую маленькую поверхность в осложненных условиях, ведь лед очень скользкий и не создает необходимого трения даже при нормальной ходьбе.

К тому же стопа фигуриста не опирается на лед напрямую, она стоит на узком лезвии коньков. Это требует от мускулатуры самого тщательного и точного регулирования позы, чтобы сохранять равновесие в такой неустойчивой ситуации, и одновременно сделать возможными движение по льду и прыжки. Нетренированный наблюдатель практически не в состоянии зарегистрировать всю фоновую работу по обеспечению нужной позы и функции мышц, что является обязательным предварительным условием совершения прыжка.

Но наблюдатель сразу замечает, когда движение человека отличается от нормального, обычного движения или от представления наблюдателя о том, что такое нормальное движение. Это происходит при ошибке системы управления позой. Такие ошибки часто можно наблюдать при некоторых формах расстройства движений, например, при спазме и дистонии. При спазме наблюдается напряженная, неподвижная поза, что делает невозможными плавные движения. Дистония это полная противоположность спазму. При дистонии не хватает мышечной работы, обеспечивающей необходимую позу и совершение движения. Движения при дистонии неуклюжие, неспокойные, путь слишком велик, и движения не достигают цели.

Навыки управления позой объединяются на примере небольшого опыта, который Вы можете провести на себе с анализом полученных результатов. При нарушениях движения (дискинезии) дефицит управления позой (постуральный дефицит) четко проявляется в неправильных движениях.

Поэтому качество движения формируется на фоне соответствующего качества позы. Отсюда анализ позы дает информацию о постуральном качестве. Как показывают примеры, функция отдельных мышц в различных позициях тела и при различных движениях меняется. Одна и та же мышца может, например, при опоре и ориентации тела преимущественно поддерживать, но в следующий момент она становится активной и участвует в движении. Эта перестройка и означает гарантию сохранения позы с постоянной возможностью выполнения движения. Чем лучше сбалансировано взаимодействие мышц, тем более плавными становятся движения, растет физиологическая гибкость.

Практический опыт запоминается

Для представления, насколько сложны показанные взаимодействия в процессе преодоления нами силы тяготения, выпрямления, ориентации тела и перемещения к цели, лучше всего познать все это на практике; практический опыт запоминается лучше всего.

Ниже предлагается сделать небольшой опыт на себе с анализом результатов.

Далее надо опереться на предплечье нижний руки, чтобы подняться и переместить вес тела к тазу. Вес нижней стороны тела распределен на бедра, наружную поверхность бедра и голени, наружный край стопы. Затем задачу опоры берет на себя рука сверху, затем рука снизу. Затем вес тела опирается на колено сверху. Это позволяет ноге снизу согнуться. Можно сначала опереться на колено, либо, при достаточной ловкости сразу установить стопу. Затем устанавливается вторая стопа, руки отрываются от пола, тело выпрямляется и встает на стопы. Теперь можно идти вперед, чтобы достигнуть цели движения, поставленной в самом начале процесса, то есть, открыть окно.

Мы в довольно грубом приближении рассмотрели путь из положения на спине через вставание к процессу ходьбы. Но достаточно ли этого, чтобы на маленьком практическом примере получить представление о том, что означает преодоление силы тяготения, и каким образом можно подняться вверх путем переноса веса тела и изменения опорной поверхности?

Если повторять этот путь наверх чаще, можно заметить, что обе стороны тела взяли на себя различные опорные, несущие и перемещающие функции в фазах подъема и выпрямления туловища. Это обусловлено тем, что обе стороны тела взаимно дополняют друг друга в целенаправленном перемещении из положения “лежа на спине” к ходьбе на двух ногах. В результате постоянного переноса веса, происходит смена опорных и мобильных элементов. С этим изменением связано постоянное регулирование равновесия.

Кроме того можно наблюдать, как заметно было задействовано туловище, а значит и позвоночный столб, для выполнения функций удержания и поворота. Руки и ноги использовались в процессе выпрямления как рычаги. В ходе такого на первый взгляд простого действия можно было уже ощутить все три неразрывные взаимосвязи, названные выше:

Кроме этого использовались моторные алгоритмы для сохранения позы и перемещения туловища. Как правило, такие алгоритмы становятся доступными для ребенка в возрасте около 3 месяцев в положении лежа на спине с переворотом на бок, а встать ребенок может в возрасте 9-10 месяцев

Могут возразить, что в выполнении вышеописанных движений нет ничего особенного. Действительно, человек с нормальными процессами поддержания позы и выполнения движений совсем не думает о том, какие предпосылки должны быть осуществлены, чтобы иметь возможность выполнить якобы простейшие движения. Но для людей, страдающих расстройством движения, у которых соответствующие двигательные алгоритмы недоступны, эти процессы могут превратиться в непреодолимое препятствие.

Обычно любой здоровый человек непрерывно меняет позы тела. При каждом изменении позы, ЦНС обильно снабжается новыми раздражителями от кожи, мускулатуры, сухожилий и внутренних органов, и ЦНС непрерывно посылает команды, корректирующие каждую позу. Обработка этих раздражителей и ответ на них происходит в сенсомоторной системе путем адаптации существующих двигательных алгоритмов с изменениями позы.

Таким образом, в положениях лежа на спине, лежа на боку, сидя на боку, сидя с опорой на руки, а также стоя с опорой на стопы, как показано в примере выше, во всех этих позициях требуется постоянное регулирование. Каждое выпрямление и любое движение требует позы, даже у ребенка с его спонтанными движениями и спонтанной моторикой. Для оценки спонтанной моторики эта поза очень тщательно анализируется и описывается. Движение, которое показывает ребенок, рассматривается относительно позиции туловища, необходимой для выполнения данного движения. Анализ и оценка спонтанной моторики ребенка служат определению его моторного биологического возраста. Интерес при этом представляет в основном, как выглядят двигательные алгоритмы, которые использует ребенок. При оценке двигательных алгоритмов ориентируются на модель движений, которые используются примерно половиной нормально развитых детей на первом году жизни. Они – ориентирующий масштаб для заключения о качестве, которое связано также с функциональными алгоритмами мускулатуры и с физиологическими позициями суставов. Эти образцы развития на первом году жизни будут описаны ниже, например, алгоритм симметричной опоры на локти, или несимметричной опоры на локоть. Чтобы иметь возможность принять решение о применении терапии по Войта для детей на первом году жизни, исследователь должен знать эти двигательные алгоритмы, поскольку они нужны в качестве опорной величины для качественной (Что делает ребенок?) и количественной (Как делает ребенок?) оценки позы и движения, которые Вы наблюдаете у ребенка.

Пример

Один очень любопытный ребенок в возрасте 10 месяцев непременно хочет иметь вещи, которые находятся выше уровня его головы, и он будет использовать все доступные ему возможности, чтобы подтянуться и завладеть желанными предметами. В таком случае он будет пробовать свои силы, если это означает для него чрезмерные моторные требования, и его любопытство вступит в борьбу с двигательными алгоритмами, которые ему пока еще недоступны. Этот ребенок проделает моторную работу, которую можно ожидать от ребенка в возрасте 10 месяцев. Если оценивать только количество моторной работы, то ребенок будет оценен в соответствие со своим возрастом. Но если оценивать качество алгоритма позы, то при известных обстоятельствах можно констатировать, что биологический возраст ребенка не превышает первых 3 месяцев, поскольку, например, он компенсирует свое поднимание, в положении прогнувшись со сгорбленной спиной. Если бы в распоряжение этого ребенка были предоставлены образцы движения ребенка на третьем месяце жизни с качеством, самым лучшим из возможного, то он смог бы правильно выпрямить туловище и скоординировать работу мышц живота. Дефицит качества пришлось компенсировать прогибом туловища. Этот пример показывает, какое существенное расхождение может быть между количеством и качеством моторной работы.

Вероятно, у данного ребенка получится сделать дальнейшие шаги в своем продвижении вперед. Но можно ожидать, что его дальнейшее развитие будут сопровождать знакомые нам уже недостатки. Так, многие проблемы с позвоночником и болями в спине и можно объяснить недостатками функции выпрямления.

Выводы

Принцип Войта описывает нормальное и закономерное развитие позы и движения (постуральный онтогенез) ребенка на первом году жизни, и использует для диагностики и терапии двигательные алгоритмы, которые выстроены на основе программ движения, заложенных генетическим путем. Эта способность, предоставлять в распоряжение двигательные алгоритмы, унаследована из всей истории человеческого рода (филогенез). Очевидно, эти двигательные программы были созданы в процессе развития человека от перемещения на четырех ногах к хождению на двух ногах. Они и по сей день предоставляют в распоряжение человека необходимые двигательные алгоритмы, позволяющие ему выпрямиться с преодолением силы тяжести и совершать движения, ориентированные на достижение цели. Двигательные алгоритмы имеются в распоряжении каждого человека для его индивидуального развития (онтогенеза). При этом поза и движение взаимосвязаны: Каждое изменение позиции тела, даже самое маленькое, требует соответствующего изменения позы и восстановления равновесия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *