методическая церковь что это такое
Методистская церковь
Методи́зм (англ. Methodism ; официально Методистская церковь) — протестантская конфессия, распространённая главным образом в США и Великобритании. Возникла в XVIII веке, отделившись от англиканской церкви с требованием последовательного и методичного соблюдения евангельских предписаний. Методисты проповедуют религиозное смирение и кротость. Движение методизма возникло в лоне Англиканской церкви и окончательно отделилось от неё в конце XVIII века. Методистские общины используют в своём богослужении различные литургические формы, начиная от так называемых «высоких форм», унаследованных от Англиканской церкви, и заканчивая характерным для протестантизма простым богослужением, не признающим литургических обрядов.
Как течение внутри англиканства методизм возник в 1720-х годах в Оксфорде, однако далеко не сразу обособился в отдельную конфессию. Основателями методизма были Джон Уэсли (1703—1791) и Джордж Уайтфилд (1714—1770), важную роль в становлении методизма сыграла также графиня Селина Гастингс (1707—1791).
Содержание
История [ | ]
Методизм возник в 20-х годах XVIII века в среде Англиканской церкви после того, как несколько мужчин во главе с Джоном Уэсли и его младшим братом Чарльзом основали так называемый «Святой клуб» в Оксфорде, где Джон Уэсли преподавал в то время в колледже Линкольна. Встречи Святого клуба проходили еженедельно. Во время этих собраний совершалось Причастие. Члены этого клуба применяли в своей духовной жизни пищевой пост, посещали больных, нуждающихся и заключённых. Эта группа получила наименование «методисты» из-за того, что они использовали в своей религиозной деятельности определённую духовность под названием «метод». Первоначально члены этой группы не планировали выходить из состава Англиканской церкви и призывали только лишь к возвращению к временам раннего христианства. Постепенно к движению стали присоединяться англиканские священнослужители. Методистские общины получили своё распространение в Англии к концу XVIII века. Общины методистов подразделялись на небольшие группы под названием «классы», где верующие исповедовались друг перед другом в своих грехах и занимались религиозной и благотворительной деятельностью, что способствовало построению более близких отношений между членами методистских общин. Характерной чертой ранних методистов была их социальная деятельность среди бедных слоёв населения. Джон Уэсли проповедовал о диспансеризации населения и организации сберегательных касс, издавал сочинения о народной медицине, призывал к тюремной реформе и отмене рабства. Его деятельность привела к популярности методистов среди представителей рабочего класса.
Первоначально учение методистов сводилось к следующим установкам:
В 1784 году Джон Уэсли рукоположил несколько первых священнослужителей для деятельности в Северной Америке, что стало окончательным разрывом между методистскими общинами и Англиканской церковью.
В 1788 году численность методистов в Англии достигла 78 тысяч человек. В 1821 году в Англии к методистам себя причисляли уже около 215 тысяч человек. В 1861 году численность методистов достигла 513 тысяч членов и в 1906 году — около 800 тысяч членов.
Учение [ | ]
Большинство современных методистов, в отличие от богословского детерминизма абсолютного предопределения, идентифицируют своё учение с арминианской концепцией свободной воли, которая даруется освящающей благодатью. Этим учение методизма отличается от кальвинистского вероучения, распространённого в реформатской церкви. В географических областях, например, в Уэльсе, где сильны кальвинистские настроения, существуют так называемые «кальвинистские методисты», в некоторой степени поддерживающие учение предопределения. В 1783 году Селина Гастингс, бывшая первоначально последовательницей Джона Уэсли и придерживавшаяся кальвинистского учения, основала несколько общин, которые впоследствии стали основой небольшой самостоятельной протестантской группы под названием «Объединение Хантингтонской графини», которая отделилась от методизма.
Учение Джона Уэсли широко описано в сочинённых его братом Чарльзом Уэсли литургических гимнах, которые стали одним из источников быстрого распространения методизма.
Богословие таинств и литургии в методизме следует тенденции исторической интерпретации и учения Англиканской церкви, что связано прежде всего с тем, что основатель Джон Уэсли и его младший брат Чарльз Уэсли были англиканскими священнослужителями. Методисты признают только два таинства: Крещение и Евхаристию. Не определяя каким образом происходит пресуществление, методисты считают, что они «принимают Тело и Кровь Христа, Который даёт искупление в Святом Причастии». Методисты также утверждают, что существуют и другие многочисленные средства благодати, которые даруются сакраментальным образом.
Методисты, основываясь на личной духовной практике Джона Уэсли, подтверждают важное значение в их религиозной практике учения святых отцов, но при этом не считают, что Священное Предание является богооткровенной истиной, применяя традиционный протестантский принцип Sola Scriptura. При этом они считают, что Священное Предание является инструментом для толкования Священного Писания. В учение о проявлении Божественного Откровения методисты придерживаются так называемого методологического «Четырёхугольника Уэсли» (Sola Scriptura, Prima Scriptura, Герменевтика и Христианская традиция).
Методисты считают, что личное обращение и спасение всегда подразумевает стремление к миссионерству и служению миру. Библейская святость влечёт за собой личное благочестие. Любовь к Богу всегда подразумевает хорошие отношения с ближними и стремление к справедливости.
Уникальной особенностью методизма, особенно среди американских общин, является так называемое «Время прилива», которое начинается за 13 недель до Адвента и некоторое время после Пятидесятницы, во время которых подчёркивается усиленная благотворительная деятельность среди нуждающихся. Другой особенностью духовной практики методизма является так называемый «Договор», во время которого в одно из подходящих воскресений методисты ежегодно возобновляют личный завет с Богом. Во время этой практики используется составленное Джоном Уэсли богослужение под названием «Молитва Завета».
Организация [ | ]
Методизм исповедует принцип всеобщего священства, но учит, что некоторые из верующих призваны и рукоположены́ для отправления духовных обязанностей — для проповеди Евангелия, совершения таинств и духовного руководства. Эти служители не составляют особого сословия, но исполняют роль проповедников и наставников. Они равны между собою, имеют одни и те же служебные полномочия и от других верующих отличаются только должностью или служебными обязанностями, а не дарованными свыше правами и благодатными дарами.
Методисты сохранили степень епископа, но без мистического понимания. Уэсли считал необходимым сохранять преемственнось священства и настаивал на получении от англиканской церкви рукоположённых священников для совершения таинств, а когда ему было в этом отказано, сам посвятил одного из своих последователей в «суперинтендента» с правами епископа. Отсюда берёт своё начало методистское священство.
В настоящее время [ | ]
Почти все методистские церкви состоят во Всемирном методистском совете, штаб-квартира которого находится в населённом пункте Лейк Джуналаска, штат Северная Каролина, США.
Самым старым храмом, который находится в собственности методистов, является церковь в Эрфурте, построенная в 1324 году. Самым большим храмом является Чикагский храм, шпиль которого находится на высоте в 173 метра. Этот храм был построен в 1923 году Методистской американской конгрегацией (сегодня — Объединённая методистская церковь) и является самым старым небоскрёбом в Чикаго.
Крупнейшие методистские деноминации [ | ]
Методизм в России [ | ]
Методистская церковь: от «Святого клуба» до новой религии
Англиканская церковь пережила раскол из-за невинных на первый взгляд встреч студенческого кружка в Оксфорде.
В 20-х годах XVIII века группа студентов Оксфорда собиралась каждую неделю, чтобы вместе учиться и читать. Правда, читали они не учебники, а Библию, а кроме бесед в программе были совместные молитвы, проповеди и причастие. Свой небольшой кружок студенты назвали ни много ни мало «Святым клубом». Из этих регулярных собраний позже возникла методистская церковь, к которой сегодня относятся более 75 миллионов человек.
Братья Уэсли
Основателями клуба для избранных были Джон Уэсли и его младший брат Чарльз Уэсли. Они оба родились в очень религиозной семье, их отец служил в англиканской церкви в Линкольншире. Детей в семье было много — Джон был 15 по счету, а Чарльз — 18. Все дети были одаренными и получали образование. Джон особенно отличался от своих братьев и сестер еще с детства. Родители считали Джона уникальным ребенком, в пять лет с ним произошло настоящее чудо. Дом семьи Уэсли загорелся, и маленький Джон, оказавшись в охваченной пламенем комнате, едва не погиб. Лишь в самую последнюю минуту его удалось вызволить через окно. Джон был личностью действительно выдающейся: учился в Оксфорде, говорил на нескольких языках и читал по сотне книг в год. В 1728 Джон стал священником. Через некоторое время он вернулся в Оксфорд и начал преподавать: тогда он и основал религиозный кружок. Название «методизм» появилось не просто так: участники использовали слово «метод» как обозначение особой духовности.
«Святой клуб»
Изначально методистская церковь вышла из лона англиканской церкви и отделяться не собиралась. Участники «Святого клуба» лишь утверждали, что англиканству нужно вернуться к традициям христианства ранних времен. Человек, по их мнению, по природе был грешен, но он мог оправдаться верой. Они проповедовали кротость и смирение, регулярно посещали сирот, больных и заключенных, пытаясь им помочь и наставить их на путь истинный.
Со временем кружок разросся, и к нему начали примыкать священнослужители. Правда, из-за неясных постулатов новой религии в кружке начались раздоры. Сам Джон Уэсли был приверженцем моравских братьев. Он опирался на идеи Якоба Арминия, знаменитого богослова-протестанта. Однако в «Святом клубе» появилась еще одна важная фигура — Джордж Уитфилд, известный проповедник. Он придерживался идей кальвинизма. Вместе с ним выступали Хауэл Харрис и Селина Гастингс. Эти люди сыграли важную роль в становлении методистской церкви.
Миссионерство
Небольшого кружка студентов и священнослужителей Джону Уэсли оказалась мало. Вместе с братом он решил посвятить себя более возвышенной цели и отправился в Америку, штат Джорджия, чтобы просвещать местных. Его миссионерская деятельность не задалась: пришлось вернуться домой. Но во время путешествия его взгляды оказались поставленными под сомнение. В дороге Джон познакомился с моравскими братьями, той самой религиозной общиной, состоящей из остатков гуситов, чьих идей он придерживался. Один из братьев задал ему вопрос, который священника и преподавателя Оксфорда по-настоящему оскорбил: «Знаешь ли ты Иисуса Христа?». Возмущенный Уэсли ответил, что он, конечно, знает Спасителя мира. На что его оппонент пренебрежительно спросил, знает ли Уэсли, что Иисус спас и его самого.
«Всадник Бога»
Как бы то ни было, вернувшись в Лондон, Уэсли продолжили свои религиозные поиски. Они стали завсегдатаями кружков, собиравшихся у моравских братьев. Именно там Джон и Чарльз пережили личное обращение и убедились, что верят только в Иисуса Христа. Вместе с Джорджем Уитфилдом они решили пойти дальше и отправились на сей раз в Бристоль, чтобы читать проповеди шахтерам. Поскольку шахтеры работали далеко от городов, Джону Уэсли приходилось ехать к ним верхом зачастую по нехоженым тропам. Благодаря тому, что проповедник всегда появлялся перед своей паствой в седле, его прозвали «всадником Бога».
В своих проповедях Уэсли был неутомим. В сумме он проехал почти 400 тысяч километров — за это время он мог бы десять раз обогнуть земной шар. Он успел побывать также в Ирландии и Шотландии, где также обращался к людям с божьим словом. Проповедовал он прямо на открытом воздухе, а послушать священника собирались по 10 тысяч человек. Его популярность была так велика, что приходилось читать проповеди по три раза в день. Всего за время поездок он прочитал более 40 тысяч проповедей. Помимо этого Уэсли успевал также писать книги: за свою жизнь он написал около 200 трактатов. Считается, что своими проповедями и учением Уэсли удалось привлечь к христианству больше 140 тысяч человек.
Раскол церкви
Но успех Уэсли имел и обратную сторону. За проповеди Уэсли и Уитфилда исключили из англиканской церкви. В 1784 Уэсли снарядил первых богословов для миссионерства в Северной Америке, что привело к окончательному отделению методизма от англиканства. Позже методистская церковь стала распространяться по всем территориям, находившимся под влиянием Великобритании, в том числе в Африке и Индии В Америке методизм долгое время был одним из самых популярных религиозных движений. Сегодня же объединенная методистская церковь в США насчитывает больше 7 миллионов последователей. В Россию методизм пришел лишь в конце XIX века.
Методистская церковь
Методистская церковь
Христианство Портал:Христианство | |
| |