методическая поддержка что это
Зона ближайшего развития-3
Методист — это не администратор, не представитель власти в учреждении, а прежде всего специалист, помогающий педагогу найти свое предназначение. Основная составляющая его деятельности заключается в организации и реализации такой помощи.
Консультативно-методическая помощь
Аннотация
Этот материал поможет методисту дополнительного образования найти новые направления организации методической помощи педагогам. Сделанная автором подборка приемов консультирования будет полезна также школьным заместителям директоров по УВР и методистам дошкольных учреждений.
Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы дополнительного образования детей школ и дошкольных учреждений. Методическая помощь осуществляется различными средствами – консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением и т.д.
Консультативная деятельность методиста – одно из важнейших направлений работы, она напрямую касается повышения профессионального мастерства педагогов учреждения и социума. Методист может дать консультации по заранее запланированным темам, а также подготовить методический материал по запросам. Это могут быть подготовленные тематические папки, сборники рекомендаций по конкретному вопросу и, наконец, живое общение с педагогом.
Давайте разберёмся, какие виды консультаций можно, а главное, нужно предложить педагогам?
Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистом заранее и вносятся в перспективное планирование (см. перспективный план, п.2 раздел Консультационно-методическая помощь) Возможно проведение цикла тематических консультаций в начале учебного года для различных категорий педагогических кадров. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.
Приведу пример нетрадиционного вида тематической консультации: консультацию проводит не методист или руководитель отдела, а педагог, да, да, именно педагог! Подойдет любая актуальная тема, например, «Формы и методы контроля на занятии в образовательном объединении». Проведение консультации можно предложить либо наиболее опытному и компетентному в данном вопросе педагогу, либо, наоборот, тому, кто испытывает трудности в этой области. Во втором варианте в процессе подготовки к консультации педагог изучает подобранную методистом литературу, выясняет трудные вопросы темы. Он начинает апробировать на практике изученные методы и приемы и потом уверенно проводит консультацию для коллег. Таким образом, решая свою собственную профессиональную проблему, педагог параллельно консультирует своих коллег. Так работает обратная связь, т.е. активное включение педагогов в воспроизведение, изучение и закрепление материала.
Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности. Она даёт возможность получить нужную информацию по очередным повседневным вопросам, возникающим в практике воспитательной работы. Для проведения текущих консультаций методисту целесообразно в плане работы выделить специальное время (см. перспективный план, п.3 раздел Консультационно-методическая помощь).
Текущая консультация возникает, в основном, по итогам посещений учебных занятий методистом, при выявлении проблем или затруднений, либо по вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их деятельности.
Оперативная консультация проводится по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных мероприятий. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи. Оперативные консультации, как правило, не планируются, они могут проводиться по инициативе методиста (например, как реакция методиста на замеченную во время посещения занятий ошибку в организации образовательного или воспитательного процесса, конкретных дел).
Примером может быть оперативное консультирование педагога в процессе подготовки к конкурсу или аттестации по следующим вопросам: как писать самоанализ педагогической деятельности, что должно быть отражено в его содержании, как он может быть связан с темой конкурса, каким языком должен быть написан и т.д. Здесь для проведения консультации можно подключать психолога с целью формирования у педагога умений работать с аудиторией, проявляя свои коммуникативные навыки при публичном выступлении, умений быстро адаптироваться к новой для педагога конкурсной ситуации, быстро устанавливать контакт с коллегами и детьми.
Интересные виды консультаций приводит Т.А. Дужик, старший воспитатель МОУ «СОШ №8 им. А.С. Пушкина» (г. Прохладный) в статье «Использование различных форм методической работы с педагогами для повышения эффективности внедрения современных педагогических технологий» (http://uo-prohladny.narod.ru/novosti/logoped/opit.htm )
Консультация-практикум предполагает устное изложение материала для слушателей по освоению какой-то методики, технологии. После прослушивания педагогам предлагается выполнить задания самостоятельно, например, подготовить наглядное пособие или диагностический материал, провести игру, разработать конспект занятия и т.д.).
Такой вид консультации можно провести, например, с целью формирования ИКТ- компетенций педагога по таким темам, как сервисы и ресурсы Интернета: основы поиска и отбора информации; телекоммуникационные проекты — поддержка работы учащихся средствами ИНТЕРНЕТА; проектирование и создание электронных учебных материалов.
Консультация-тренинг — устное изложение материала сочетается свыполнением упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у педагога необходимых профессиональных качеств. Такие консультации могут проводиться по по развитию коммуникативных навыков, по созданию благоприятной развивающей среды, эмоционального комфорта, снятия напряжения и стрессов и др.
Консультация-инструктаж. Чтобы определить, способствует ли консультация повышению квалификации, насколько педагоги понимают обсуждаемую проблему, используются активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестирование, или экспресс-опрос. Для этого наиболее подходит работа с перфокартами или тестовыми заданиями. Перфокарта или тестовое задание имеют варианты ответов по обсуждаемой теме. Каждый выбирает правильный, на свой взгляд, ответ и отмечает его в перфокарте. Затем проводится проверка. Педагог, выполнивший правильно все задания, получает допуск к новому оборудованию, использованию новых компьютерных программ в работе с детьми и т.п.
И снова о перспективном планировании. После приобретения определённого опыта методической работы вы вдруг обнаружите, что в вашем учреждении, оказывается, существуют категории работников, которые нуждаются в особой помощи методиста и тогда ваше перспективное планирование однозначно должно расшириться.
Мы приводим пример плана, предложенный Н.В. Немовой в книге «Методическая служба в школе. Учебно-методическое пособие – М.: Педагогическое общество России, 2007:
Категории работников, нуждающихся в метод помощи
Особенности планирования
· организация обучения у опытных педагогов;
· организация посещения учебных занятий;
· помощь в разработке программно-методического обеспечения ОП;
· организация обучающих семинаров;
· создание благоприятных условий для активного включения в деятельность ОУ;
Вновь пришедшие специалисты
· знакомство с целями и задачи деятельности ОУ;
· изучение уровня мастерства, достигнутого педагогом;
· выявление профпроблем и разработка программ профроста;
Участники инновационных процессов
· прогнозирование проблем, которые могут быть решены в ходе применения новых технологий, и прогнозируемые результаты;
· помощь в изучении теории, на которую опирается данная образовательная технология;
Немаловажное значение во всех разнообразных подходах к теории и практике консультирования имеют индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность методиста, его оценка личности и социальной среды, применение методов позитивного роста и развития: психологического тренинга, индивидуальных бесед, решений педагогических ситуаций, коучинг и др.
В завершение данной статьи хочется обратить внимание на примерные проблемы, которые могут возникнуть в ходе различного рода консультирования:
— отсутствие системы работы в этом направлении в учебном заведении;
— ожидание педагогов готовых рецептов решения проблем;
— отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны администрации;
— собственная инерция педагогов;
— недостаточный уровень оперативного информирования по вопросам методической деятельности и педагогического анализа;
— недостаточный уровень подготовки методистов, отсутствие специальной базовой подготовки методиста.
В следующей части практических советов — создание методической продукции.
Об авторе: Жилина Елена Евгеньевна, зав. отделом базовых программ ГБОУ РК ДОД РЦРТДиЮ «Ровесник».
Инновационные формы методической поддержки профессионального развития педагогических работников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Понуровская средняя общеобразовательная школа»
Стародубского муниципального района Брянской области
Инновационные формы методической поддержки профессионального развития педагогических работников
Стрижак Л. В., замдиректора
по УВР МБОУ «Понуровская СОШ»
Условия развития современной образовательной организации таковы, что основным конкурентным преимуществом и главным стратегическим ресурсом образовательного учреждения являются люди. Современным обществом востребован педагог, владеющий профессиональными и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками, компетенциями. «Чтобы выжить, надо быстро изменяться» (Правило Черной Королевы). Л.Керролл. Помочь педагогу овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа.
Что понимают под методической поддержкой? Это разные виды методической работы по созданию условий для профессионально-личностного развития каждого педагога.
Говоря об инновационных формах методической поддержки педагогов, виды деятельности общественно-профессиональных сообществ учителей-предметников в рамках методической поддержки учителей-предметников можно объединить по следующим направлениям:
1. Организационно-методическая поддержка.
Содержанием данного направления методической поддержки, прежде всего, является организация непрерывного образования педагогических кадров, а также взаимодействие с институтами повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования; прогнозирование, планирование и организационно-методическая помощь педагогическим и руководящим работникам в системе непрерывного образования.
Сейчас каждое образовательное учреждение самостоятельно строит свою модель методической службы и определяет свои формы и методы повышения квалификации педагогов. В настоящее время появилась возможность и потребность повышения квалификации преподавателей через такие инновационные формы, как
● проблемные тематические курсы для группы педагогов, работающих по
● обучение по индивидуальному плану;
● фестиваль открытых уроков;
● методические семинары, семинары-практикумы;
● методические дни и предметные недели;
Большую популярность держат вебинары. Сейчас вебинар – это не только семинар онлайн, но и уроки онлайн, лекции онлайн, организованные при помощи web-технологий в режиме реального времени. (Пример)
Общественно-профессиональные объединения могут организовать повышение квалификации. Может быть проведено индивидуальное и групповое консультирование учителей-предметников по решению актуальных проблем образовательного процесса, оказана помощь в самообразовании педагогам, разработаны программы по индивидуальным траекториям повышения методического мастерства учителей («молодой специалист», «учитель-исследователь», «учитель-экспериментатор» и т.д.). Объединениями создается среда, благоприятная для обмена информацией, опытом, профессионального роста и развития кадров, повышения критериев качества выполнения профессиональной деятельности, улучшения психологического климата. Помимо этого появляются условия для защиты интересов отдельных профессиональных групп.
Организационная поддержка может осуществляться также в виде помощи в организации различных мер по распространению опыта работы организации или его работников в регионе, интеграции методических усилий учителей-предметников по разработке тех или иных педагогических технологий, а также координации методической работы: определение сети методических объединений, опорных и базовых школ, экспериментальных площадок, направлений методического сопровождения.
Организация сетевого взаимодействия и сотрудничества может обеспечить образовательным организациям взаимодействие с различными внешними организациями, а также между собой.
Кооперация деятельности организаций основывается на взаимовыгодном обмене усилиями, информацией, опытом, кадрами и т.д.
Форма работы должна соответствовать цели повышения квалификации
2. Информационная методическая поддержка.
Осуществление информационной методической поддержки связано с таким вопросами, как:
сбор, обработка и анализ информации о ходе выполнения проектов обновления содержания и технологий образования по предмету;
поиск, накопление, систематизация и трансферт (передача) инновационных эффективных управленческих технологий;
оказание экспертных услуг руководителям образовательных учреждений;
формирование банков информационных данных по вопросам, актуальным для развития системы и ее образовательных организаций;
информирование образовательных организаций о новых педагогических технологиях, изменениях в нормативно-правовой базе, опыте развития системы и отдельных организаций;
консультирование по решению злободневных проблем школьной жизни.
К этому направлению методической поддержки относится также библиотечно-методический сервис, направленный на оказание следующих услуг:
информирование об учебном книгоиздании;
возможности заказа литературы с помощью электронной почты;
организации выставок учебно-методической литературы всех издательств, централизованной базы данных по всей учебной литературе, как уже изданной, так и готовящейся к выпуску.
3. Научно-методическая поддержка.
Научно-методическая поддержка осуществляется через:
обеспечение организаций научно-методическими рекомендациями и разработками;
руководство деятельностью экспериментальных образовательных учреждений и площадок;
экспертный образовательный мониторинг;
организацию научного консультирования школьных методических служб.
Экспертный сервис (научно-методический аудит) предполагает следующее:
экспертизу инноваций, проектов, научно-прикладных исследований;
оказание научно-методической помощи в организации инновационно-экспериментальной деятельности;
экспертизу процесса и результатов научно-исследовательской работы образовательных организаций;
экспертизу образовательных программ, программных учебных курсов.
Он включает в себя также помощь учителям в подготовке и опубликовании своих собственных методических разработок и материалов, рецензирование и редактирование методических сборников, учебных пособий, обобщение опыта деятельности образовательных организаций.
Оказание научно-методической поддержки педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций может заключаться также в сопровождении инновационной деятельности, в подготовке к участию в различных конкурсах, в том числе на получение грантов, экспертизе возможностей образовательного учреждения по реализации того или иного педагогического проекта.
Следует отметить, что научно-методическая работа является в настоящее время самостоятельным направлением деятельности образовательного учреждения.
Об этом свидетельствуют нормативные документы по аттестации, где в требованиях к квалификации учителя высшей квалификационной категории указывается:
владение и применение в практической деятельности исследовательских, опытно-экспериментальных методов обучения и воспитания;
использование методики управления и прогнозирования педагогического процесса;
апробирование и успешное применение педагогических технологий.
Повышение информационной насыщенности учебных программ, появление новых педагогических технологий, изменение требований к подготовке выпускников образовательного учреждения, смена образовательных парадигм, отсутствие жесткой регламентации в организации образовательного процесса, свобода в выборе методики преподавания, самостоятельная разработка и создание основной учебно-методической документации образовательного учреждения – все это обусловливает необходимость проведения научно-методической поддержки.
4. Консультационная поддержка.
Консультационная поддержка как инновационная форма методической работы направлена на оказание научно-методической помощи педагогам образовательных учреждений в освоении новых образовательных технологий. Консультирование может осуществляться по вопросам методического характера, связанным с освоением и введением в действие федеральных государственных стандартов общего образования, разработкой образовательных программ, подготовкой тьюторов и др.
Основным методом данной поддержки является интенсивная и целенаправленная коммуникация в сети Интернет, в том числе через электронную почту. Могут быть проведены индивидуальные или групповые консультации в очной и/или дистанционной форме.
5. Подготовка и рекомендации по подготовке методической документации.
Это направление методической поддержки может быть актуально при подготовке учителей к прохождению аттестации, к подготовке материалов и документов (портфолио) к экспертизе. Электронное портфолио.
В портфолио накапливаются документально зафиксированные результаты, подтверждающие компетентность и эффективность труда учителя, его индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности.
Экспертиза проводится на основании показателей, разработанных в соответствии с должностными характеристиками и указанных в листах оценивания профессиональной компетентности и результативности деятельности аттестуемого.
Методическая поддержка может выражаться в рекомендациях подбора в портфолио документов и материалов, соответствующих разработанным показателям листов оценивания. К методической документации также относятся образовательные программы, учебно-методические комплексы, методические пособия.
Таким образом, осуществление общественно-профессиональными объединениями методической поддержки образовательных организаций – это, прежде всего поддержка учителей-предметников, формирование и развитие их профессионального потенциала и профессионального мастерства. Методическая поддержка профессионального саморазвития учителя может рассматриваться как особый вид разноуровневого профессионального взаимодействия с ним, в котором происходит поэтапное расширение его функций как субъекта, организующего собственное профессиональное саморазвитие.
В рамках планирования методической работы в ОУ учителям можно предложить такие виды домашних заданий:
Моделирование урока (целиком или фрагментарно);
Разработка системы уроков по теме или курсу;
Разработка спецкурса, программы исследования по определенной теме;
Подбор литературы по определенной теме, курсу, проблеме;
Аннотирование по теме, курсу, проблеме, опыту работы коллеги;
Составление контрольных материалов, тестов;
Посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий спецкурсов, дополнительных занятий с последующим анализом;
Представление собственного опыта работы по теме, проблеме;
Защита темы по самообразованию.
К инновационным формам обучения педагогических кадров относятся организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие интерактивные игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.
«Интерактивный» означает основывающийся на взаимодействии. Но интерактивность — это не просто взаимодействие субъектов друг с другом, а специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность.
Цель использования интерактивных методов и игр — изменение моделей поведения участников. Анализируя свои реакции и реакции партнера, участник меняет свою модель поведения и осознанно усваивает новые нормы деятельности, что позволяет говорить об интерактивных методах как о процессе интерактивного воспитания.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ Р ИНГ : ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость. Педагогический ринг предполагает атаковать соперника вопросами, на которые должен быть оперативно дан ответ. Вопросы может задавать и ведущий игры. Содержание вопросов может относиться к одной или разным проблемам, в зависимости от цели его проведения.
Что дает эта форма педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.
ДИСКУССИОННЫЕ КАЧЕЛИ (разновидность дискуссии): аудитория делится на группы (2 и более). Каждая группа защищает противоположные мнения по одной проблеме.
«МОЗГОВАЯ АТАКА (МОЗГОВОЙ ШТУРМ)». краткосрочное разовое объединение группы педагогов с целью овладения конкретной методической идеей, приемом или задачей поиска новых путей решения сложной учебнометодической проблемы. Г руппа из нескольких человек активно обсуждает и решает проблему; лидер группы озвучивает общее решение.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ИЛИ П ЕДАГОГИЧЕСКОЕ
КВ ИК — НАСТРОЙКА : индивидуальное обучение и настройка от профессионалов на успешную работу:
-Вы самые лучшие и красивые!
-Чем дольше Вы работаете, тем дороже Вас ценят.
-Нет лучше любимой работы: стареть не дает.
-Трудности закаляют на пути к счастью.
Работая в коллективе, важно знать его психологический климат, эмоциональное состояние педагогов, уровень профессионального и личностного развития.
Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности педагогов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей.
Лаборатория «Информационные технологии»
работа творческих групп по проблемам;
использование информационных технологий в учебном процессе;
формирование гражданской позиции младших школьников.
Ярмарка педагогических идей
активизирует методическую работу учителей, так как каждый учитель хочет, чтобы его идея была признана лучшей. Таким образом, проявляется дух соревнования. Учителя, в основном молодые, учатся вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, слушать критически относиться к себе и своим коллегам.
Разработка методического портфеля
позволяет учителю систематизировать свою методическую работу за год, выбрать наиболее удачные методические приемы и обобщить их в виде методических разработок.
Отчеты по самообразованию учителей прежде всего требуют наглядной демонстрации продуктов труда учителя (доклады, рефераты, разработки уроков, создание авторских программ, составление тестов-анкет, дидактических пособий и т.д.) и продуктов труда их учащихся (выставки лучших тетрадей, сочинений, рисунков, поделок и т.д.).
Выбор темы по самообразованию определяется с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого учителя. Очень важно чтобы тема была связана с приоритетным направлением деятельности ОУ. Это позволяет педагогам решить совместно задачи ОУ (общие) и задачи самообразования (частные). После определения проблемы, темы по самообразованию каждым педагогом составляется план работы. Педагогу важно собирать, накапливать факты, выводы. Ими они могут воспользоваться на семинарах, советах педагогов, участвовать в дискуссиях, конкурсах и т.д, т.е. на мероприятиях, позволяющих предоставить практическую реализацию темы по самообразованию.