метод директ костинг что это такое в 1с
Закрытие общехозяйственных расходов методом “директ-костинг”
Закрытие общехозяйственных расходов методом “директ-костинг”
К общехозяйственным расходам организации относят амортизацию офисных помещений, заработную плату управленческого персонала с отчислениями на социальные нужды и другие подобные расходы. Общехозяйственные расходы можно отнести к косвенным расходам.
Для списания косвенных (общехозяйственных) расходов на финансовые результаты можно применять метод “директ-костинг”.
Бухгалтерский учет
Для отражения общехозяйственных расходов в учете используется счет 26 “Общехозяйственные расходы”.
Метод “директ-костинг” означает, что общехозяйственные расходы могут признаваться в себестоимости проданной продукции (товаров, работ, услуг) полностью в момент их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности в отчетном году (п. 9 ПБУ 10/99).
В бухгалтерском учете в случае применения метода “директ-костинг”:
Налоговый учет
В налоговом учете плательщик самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) (п. 1 ст. 318 НК РФ).
При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода. Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены (п. 2 ст. 318 НК РФ).
Порядок списания прямых и косвенных расходов необходимо закрепить в учетной политике как для бухгалтерского, так и для налогового учета.
В программе “1С:Бухгалтерия 8”:
Пошаговая инструкция:
в программе 1С:Бухгалтерия 8 (ред. 3.0)
Учет затрат методом директ-костинг и методом полного поглощения
Cебестоимость — это то, что потратила компания на производство и продажу единицы продукции. В нее входит только то, что связано с производством и реализацией. Если компания производит сыр, то молоко, соль, зарплаты сотрудников, затраты на доставку входят в себестоимость. А покупка новой машины для директора — нет.
Содержание статьи
Существует два основных метода расчета себестоимости, каждый предлагает свою классификацию затрат:
1. Метод полного поглощения затрат (Absorption Costing) включает в себестоимость все расходы, независимо от их характера. Они делятся на:
2. Метод прямых затрат (Direct Costing) классифицирует затраты в зависимости от того, как влияет на них изменение объема выпускаемой продукции и относит на себестоимость только переменные затраты:
Прямые затраты, несмотря на название, отсутствуют в классификации. Это иногда становится причиной путаницы.
Екатерина Власова, бухгалтер:
«Раньше компании могли сами выбирать, по какому методу рассчитывать себестоимость. Сейчас Положение по бухгалтерскому учету стандартизовало этот подход. Компании, ведущие бухучет, рассчитывают себестоимость по методу директ-костинг. Это приблизило нашу страну к международным стандартам учета.
Если в методе полного поглощения приходилось искать базу распределения для косвенных расходов и разносить их пропорционально, в директ-костинге все проще: постоянные расходы списываются автоматически в конце месяца»
Распределим затраты на примере бизнеса Константина. Он производит сыр и мороженое. Соль и закваска используются только в производстве сыра, поэтому их можно отнести конкретно к нему. Это прямые затраты. Также можно поступить с сахаром, сливками и маслом, они используются только для производства мороженного. Молоко относится к двум продуктам, но если перестать производить один из них, потребность в молоке снизится. Его тоже можно отнести к прямым затратам.
Оба вида продукции производятся в одном цеху, одними и теми же рабочими. Это косвенные затраты.
Теперь распределим затраты на постоянные и переменные. Чем больше производится продукции, тем больше нужно сырья: молока, соли, сахара. Оно относится к переменным затратам. Сотрудники получают фиксированную зарплату, аренда тоже не меняется, это постоянные затраты.
Конечно, при значительном росте объема производства нужно будет нанять еще одного сотрудника, а, может быть, переехать в цех побольше. Поэтому правильнее будет говорить об условно-постоянных затратах. Они постоянные, но только при колебаниях объема производства, а не при целенаправленном его увеличении или уменьшении.
Компания продала 800 килограммов сыра по 600 рублей за килограмм и 900 килограммов мороженого по 1000 рублей за килограмм, а произвела 1 тонну сыра и 1 тонну мороженого. Рассчитаем себестоимость продукции и прибыль разными методами и сравним их. Себестоимость в любом методе рассчитывается для выпущенной продукции, а не для реализованной.
Расчет себестоимости продукции методом полного поглощения затрат
Для производства одного килограмма сыра нужно 10 литров молока, один килограмм мороженого требует 0,8 литра молока.
Расход молока для сыра = 1 000 х 10 = 10 000 (л)
Расход молока для мороженого = 1 000 х 0,8 = 800 (л)
Стоимость одного литра молока = 500 000 : (10 000 + 800) = 46,29 (руб.)
Соль и закваску можно однозначно отнести на производство сыра, это 45 000 рублей. Сахар и масло также легко отнести к мороженому, это 300 000 рублей.
Косвенные затраты — 85 000 рублей. Как быть с ними? Чтобы правильно их распределить, выбирают базу, которую закрепляют в учетной политике. Это может быть объем выпуска, количество сотрудников, занятых в производстве каждого вида продукции, прямые затраты. Распределим косвенные расходы относительно объема выпуска. Он одинаковый, поэтому 50% косвенных расходов будет отнесено на производство сыра, а 50% — на производство мороженого.
Себестоимость сыра = (45 000 + 462 900 + 85 000 х 0,5) : 1 000 = 550,4 (руб.)
Себестоимость мороженого = (300 000 + 37 100 + 85 000 х 0,5) : 1 000 = 379,6 (руб.)
Основной плюс метода полного поглощения в том, что только он показывает полную себестоимость продукции. Себестоимость, рассчитанная методом директ-костинг, ниже, в ней не учитываются постоянные затраты. Поэтому устанавливать цены нужно на основе себестоимости, рассчитанной методом полного поглощения.
Расчет себестоимости продукции методом директ-костинг
Себестоимость сыра = (45 000 + 462 900) : 1000 = 507,9 (руб.)
Себестоимость мороженого = (300 000 + 37 100) : 1000 = 337,1 (руб.)
Плюсы директ-костинга:
1. Легче управлять постоянными расходами
Постоянные расходы не размываются по себестоимости продукции, а непосредственно влияют на финансовый результат, поэтому их проще анализировать.
Например, в компании у всех сотрудников тариф с фиксированной оплатой, сотовая связь относится к постоянным расходам. Оплата счетов происходит в разные дни, поэтому отследить повышение тарифов сложно. Но если суммировать затраты за месяц и сравнить с предыдущим периодом, можно увидеть рост и принять меры: сменить тариф или сотового оператора. Управление затратами, конечно, невозможно без простой и удобной системы учета. Компания может разрабатывать ее годами, а может воспользоваться готовым сервисом ПланФакт.
2. Упрощение расчета себестоимости
Изменение стоимости сырья сильнее отражается на себестоимости, так как доля каждого расхода выше. Это позволяет оперативно изменять отпускную цену.
Евгения Анисова, владелец прачечной «Чисто-Быстро»:
«Нам удобно считать себестоимость методом директ-костинг, потому что легче понять как изменение переменных расходов, например, стоимости моющих средств, коммунальных услуг повлияет на цену. Затраты и маржинальность мы постоянно отслеживаем, чтобы понять, сколько зарабатываем с каждого вида услуг.
Постоянные расходы (аренда, налоги, реклама) меняются не так часто, их размер мы знаем, поэтому их проще учитывать одной суммой раз в месяц»
3. Проще понять, какой товар прибыльнее
При производстве большого ассортимента продукции не нужно «разносить» постоянные расходы на себестоимость каждого вида продукции, можно сразу посчитать маржинальность.
Маржинальность = (Цена — Переменные расходы) / Цена х 100%
Маржинальность сыра = (600 — 507,9) : 600 х 100% = 15,4%
Маржинальность мороженого = (1000 — 337,1) : 1000 х 100% = 66,3%
Расчет показал, что мороженое продавать намного выгоднее.
4. Легче рассчитывать точку безубыточности, так как уже в процессе учета расходы делятся на постоянные и переменные.
Точка безубыточности = Постоянные расходы / Маржинальность
Так как объем выпуска одинаков, постоянные расходы разделим поровну между двумя видами продукции:
Постоянные расходы = 85 000 : 2 = 42 500 (руб.)
Точка безубыточности для сыра = 42 500 : 15,4% = 275 974 (руб.)
Точка безубыточности для мороженого = 42 500 : 66,3% = 64 104 (руб.)
Расчет чистой прибыли
Посчитаем чистую прибыль, используя метод полного поглощения затрат и директ-костинг. Компания продала не всю произведенную продукцию, а только 800 килограммов сыра по цене 600 рублей и 900 килограммов мороженого по 1000 рублей.
Сначала нужно рассчитать выручку. Этот этап одинаков для двух методов.
Выручка = Цена х Количество проданной продукции
Выручка при продаже сыра = 800 х 600 = 480 000 (руб.)
Выручка при продаже мороженого = 900 х 1000 = 900 000 (руб.)
Выручка = 480 000 + 900 000 = 1 380 000 (руб.)
Чистая прибыль при расчете себестоимости методом полного поглощения затрат
Теперь нужно рассчитать производственные затраты на проданную продукцию:
Производственные затраты = Себестоимость х Объем реализованной продукции
Производственные затраты для сыра = 550,4 х 800 = 440 320 (руб.)
Производственные затраты для мороженого = 379,6 х 900 = 341 640 (руб.)
Производственные затраты = 440 320 + 341 640 = 781 960 (руб.)
Валовая прибыль = Выручка — Производственные затраты
Валовая прибыль = 1 380 000 — 781 960 = 598 040 (руб.)
Если у компании есть коммерческие расходы, например, на рекламу, зарплату менеджера по продажам, они вычитаются из валовой прибыли. Но в примере они равны нулю.
Чистая прибыль = Валовая прибыль — Коммерческие расходы
Чистая прибыль = 598 040 — 0 = 598 040 (руб.)
Чистая прибыль при расчете себестоимости методом директ-костинг
Переменные расходы также рассчитываются только для проданной продукции:
Переменные расходы = Себестоимость х Количество проданной продукции
Переменные расходы для сыра = 507,9 х 800 = 406 320 (руб.)
Переменные расходы для мороженого = 337,1 х 900 = 303 390 (руб.)
Переменные расходы = 406 320 + 303 390 = 709 710 (руб.)
Маржинальная прибыль = Выручка — Переменные расходы
Маржинальная прибыль = 1 380 000 — 709 710 = 670 290 (руб.)
Чистая прибыль = Маржинальная прибыль — Постоянные расходы
Чистая прибыль = 670 290 — 85 000 = 585 290 (руб.)
Почему чистая прибыль разная?
Чистая прибыль в этих двух расчетах совпадет, если компания полностью реализует то, что произвела.
Если что-то остается на складе, начинаются расхождения, потому что в методе полного поглощения затрат косвенные расходы списываются относительно проданной продукции. А в директ-костинг постоянные расходы списываются общей суммой из результата.
Метод директ-костинг как управленческая система предприятия
Для финансового и управленческого учета одним из ключевых параметров является себестоимость продукции. Но не всегда ее можно легко определить, особенно на предприятиях, где затраты на производство постоянно изменяются. Себестоимость может частично «прятаться» в переменных издержках, тем самым искажая общую финансовую картину.
Если бы можно было учитывать только прямые траты, как бы это облегчило внутренний учет!
С системой директ-костинга это возможно, нужно только знать принципы и нюансы ее применения в российских реалиях.
Что такое система директ-костинг?
Английское выражение «Direct Costs» означает в переводе «прямые затраты». Это прямо отображает смысл применения этой системы для исчисления «чистой» себестоимости продукции.
Применение метода директ-костинга основано на сознательном отделении постоянных расходов от переменных издержек, а также прямых затрат от косвенных. Термин «директ-костинг» может применяться:
Современное российское законодательство не дает «добро» на применение этой системы на уровне официального учета наравне с бухгалтерским и финансовым, лишь внедряя отдельные ее детали в рамки бухучета (да и то, только к концу 20 века). Однако, ее эффективность и соответствие мировым стандартам рынка обусловило ее применение в управленческом учете, который осуществляется для внутренних пользователей организации.
Из истории
Система обязана своим возникновением Великой депрессии в США. До 1928 года, когда себестоимость любой продукции было принято исчислять по полным тратам на нее, в наличии оказалось большое количество нереализованных товаров. Чтобы их адекватно оценить, пришлось перераспределять издержки на их себестоимость по различным учетным периодам, для чего и условно отделили прямые (переменные) траты и косвенные (постоянные), последние признавались «бесполезными».
В 1936 году Д.Харрис ввел термин «директ-костинг», а в 1953 году этот метод был признан Национальной ассоциацией бухгалтеров и подробно опубликован в их отчете.
Некоторые специалисты не считают название «директ-костинг» точным, поскольку запасы средств в себестоимости включают не только стоимость материалов, но и расходы производства, которые не являются постоянными. Вместо «директ» они предлагают употреблять приставку «верибл» (то есть «переменный», учитывая, таким образом, не прямые, а переменные издержки).
Если рассматривать разницу между переменными затратами на собственно продукт и постоянными затратами, то последние можно отминусовать от выручки, ведь они не будут изменяться. В таком виде применение данной системы называется «маржинал-костинг».
Ключевые понятия директ-костинга
Чтобы понять, как функционирует данная система калькулирования и учета себестоимости, нужно прояснить сущность главных понятий, которыми она оперирует:
Как это работает
Основная цель применения директ-костинга – «очистить» себестоимость от постоянных затрат, уменьшив ее и определив таким образом маржинальный доход.
В себестоимость продукции будут включены только переменные затраты, отражающие ее количественную характеристику. При этом постоянные затраты не распространяются на себестоимость, а сразу отводятся на общий финансовый результат.
Учет и планирование, касающиеся производства, происходят только насчет переменных расходов. С этими же показателями происходит учет остатков нереализованной продукции на начало и конец периода, а также производство, которое не было завершено.
Постоянные же затраты списываются с прибыли с выбранной регулярностью в течение всего отчетного периода, в котором были произведены данные товары. Они накапливаются на отдельном бухгалтерском счете. В себестоимость они не включены.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В финансовом отчете о результатах производства, составленного по результатам применения директ-костинга, всегда будет прослеживаться взаимосвязь между прибылью, затратами и объемом выпуска.
Два варианта учета по директ-костингу
В отечественной практике применяется две вариации системы управленческого учета, в основе которой лежит метод директ-костинга.
Элементы расчета себестоимости
В рамках применения директ-костинга необходимо вычислить «истинную» себестоимость производимой продукции. В нее включаются следующие элементы учета расходов:
ВАЖНО! Эти составляющие учитываются как при переменных, так и при постоянных расходах. Большинство из них не меняются, но некоторые могут несколько отличаться в зависимости от того, насколько полно они включены в себестоимость.
Главная проблема
Серьезное затруднение, которое может возникнуть при применении этой системы, связано с неоднозначностью дифференциации расходов. Постоянные в одних случаях, в других расходы могут оказаться в положении переменных. Соответствующих положений, которые бы однозначно декларировали такое разделение, на предприятиях обычно нет. Расходы относят к постоянным или переменным на основании ряда допущений, которые могут оказаться и ошибочными. Поэтому следует периодически пересматривать принципы разделения затрат, а также вычислять маржинальную прибыль (по отдельным видам производства и в целом по организации).
Плюсы применения
Применение данной системы не только приближает отечественные компании к мировым рыночным стандартам, но и открывает ряд дополнительных перспектив в повышении эффективности учета и управления:
Самое главное преимущество директ-костинга как управленческой системы – ее высокая эффективность в принятии оперативных решений.
Директ костинг в 1С
Применение способа Директ-костинг в 1С обозначает, что затраты, отмеченные на 26 счете в бухгалтерском учете 1С Бухгалтерии предприятия по завершению месяца садятся на счет 90.08 «Управленческие расходы», ровно как и в налоговом учете.
1. Возможности системы директ-костинг
Система директ-костинг позволяет:
— распределять непрямые издержки согласно их носителям обосновано;
— установить ответственность за соблюдением затрат установленной величины;
— контролировать формирование затрат в связи с загрузкой оборудования.
Также с помощью данного функционала можно проверить рентабельность некоторых продуктов, подобрать более результативное и доходное производство, вынести решение о прекращении выпуска конкретной продукции или о запуске новой линии.
2. Сопоставления контролируемых затрат
Данный прием создан с целью сопоставления контролируемых затрат. Разделение между прямыми и косвенными затратами позволяет отследить прямую взаимосвязь между расходами, которые поддаются контролированию, доходностью и мерой выработки. Главным достоинством метода является возможность уточнить отношение прибыли и количества готовой продукции.
Чтобы настроить в программе 1С Бухгалтерия предприятия метод директ-костинг, следует в Учетной политике (меню «Главное – Учетная политика») проставить флаг «Выполнение работ, оказание услуг заказчикам».
После того как «флаг» проставлен, становится действующим блок:
В поле «Затраты списываются» следует подобрать «Методы распределения косвенных расходов». Затем в «общехозяйственные расходы включаются» проставляем «себестоимость продаж(директ-костинг)».
3. Прием директ-костинг в 1С на примере
Разберем прием директ-костинг в 1С на примере. ООО «Кадры» оказывает консультационные услуги. В апреле 2020 г. общехозяйственные расходы составили 82 150 рублей, прямые затраты – 348 750руб.
В соответствии с учетной политикой компании:
· с целью списания общехозяйственных трат возможно воспользоваться системой сокращенной себестоимости (директ-костинг);
· прямые затраты учитываются на счете 20.01 «Основное производство»;
· косвенные затраты собираются на счете 26 «Общехозяйственные расходы»;
· в организации используется способ начисления и ПБУ 18/02, применяется общая система налогообложения (ОСН).
По завершению месяца в программе 1С Бухгалтерия предприятия полагается выполнить обработку «Закрытие месяца».
Процедура «Закрытие счетов 20, 23, 25, 26»:
Если необходимо посмотреть проводки в программе 1С, то после выполнения данной операции жмем по ней, выбираем показать проводки.
Косвенные затраты, закрываемые в этом месяце можно проверить в отчете «Справка-расчет списания косвенных расходов» (меню «Операции – справки-расчеты»).
В операции «Закрытие счетов 90,91» тоже проверяем проводки в программе 1С.
Метод директ-костинг что это такое в 1с
Метод директ-костинг что это такое в 1с
Это порядок списания общехозяйственных расходов (со счета 26) непосредственно на счета учета затрат по выручке (в частности на субсчет 90.08).
Альтернативой такому списанию является распределение этих косвенных расходов, пропорционально выбранной базе на счета производства (например 20 счет).
Косвенные расходы — затраты, которые явно нельзя отнести на конкретный вид или единицу продукции.
Стоит иметь в виду, что при директ-костинге себестоимость продукции ниже — не полная.
В случае больших или многоуровневых производств такая настройка должна тщательно обдумываться, хотя и она проще, т.к. происходит искажение выручки и затрат.
Влияние косвенных расходов при директ-костинге (пример):
Допустим у вас два производственных цеха: один выпускает готовую продукцию (Тепловой котел), другой выпускает арматуру к нему (являющуюся и полуфабрикатом и товаром одновременно).
Производственный цикл изготовления котла длится 2 месяца. Для простоты понимания затраты обоих цехов примерно одинаковы (выпускается всего 1 котел и 1000 единиц арматуры).
Затраты на зарплату бухгалтерии и других общехозяйственных служб (не относящихся к производству), условно постоянны в течении этих двух месяцев (обычно так и бывает, штат стабильный, непредвиденные расходы случаются редко, если и случаются отражаются как расходы будущих периодов планомерно).
Пусть, продукция арматуры реализуется в ноль ежемесячно.
При закрытии директ-костингом финансовый результат по реализации первого месяца будет полностью включать затраты бухгалтерии по виду «Арматура» — ее прибыль (выручка — себестоимость производства — косвенная себестоимость — ндс по реализации) будет занижена.
Во втором месяце котел, если будет сразу отгружен со склада, получит половину косвенных затрат месяца (вторая пойдет арматуре).
Получается прибыль по арматуре второго месяца корректна, а себестоимость котла все равно занижена (на часть первого месяца).
Зачастую коммерческие службы получают заработную плату процентом от прибыли по продукции (в данном случае она была бы не справедливой, если отделы реализующие различные виды — обособленные структуры).
Когда производства работают на грани рентабельности и данная часть могла бы уводить подразделение арматуры в «убыточную» зону, хотя, по сути, таким бы не являлась.
С другой стороны, если косвенные затраты относительно выручки или затрат производства незначительны, то использование директ-костинга оправдано, т.к. при нём наглядно видны общехозяйственные расходы в структуре выручки.
Как включить директ-костинг.
Включается в учетной политике
Находится в меню в разделе «Главное\Учетная политика»
Далее для организации добавляется или изменяется запись об учетной политике: настройка находится на вкладке «Затраты» по кнопке «Косвенные расходы»
В бухгалтерии 2.0: меню «Предприятие\Учетная политика\Учетная политика организаций»
Для организации на вкладке «Производство» нижней части отметить флажок «По методу директ-костинг»:
Особенности директ-костинга в 1С
Если нет оборотов по счету выручки, то есть отсутствует база для его закрытия, счет 26 не закрывается.
Система не может получить аналитику распределения по видам номенклатуры, даже если она одна или пустая.
Для закрытия 26 счета обычно добавляют ручную операцию с 1 копейкой в дебет счет 90.01, затем после проведения, даная операция удаляется или выключается.
Почему именно копейка: потому что если вы забудете ее отключить, то это не нанесет непоправимого вреда вашему. учету.
Искусство пропаганды в том виде, как его понимают современные политики, напрямую связано с искусством рекламы. Психология как наука во многом обязана рекламодателям.