метод что значит наши
Сериал «Метод». Реконструкция событий
Хочу заметить, что читать этот материал следует лишь в том случае, если для вас не имеет значения, знаете вы имя убийцы уже к середине фильма или нет, поскольку, предлагаемая мной реконструкция, может отчасти оказаться верной. Итак, начнём.
Фильм начинается с эпизода допроса главной героини, который, вероятно, происходит в 15-й или 16-й серии. Посмотрим, что может нам сказать место и время проведения допроса…
1. Комната для допросов не приспособлена, более того, является частью нежилого помещения, значит, всё происходит по горячим следам.
2. В кадре нет ни папы, ни Меглина. Учитывая подавленность Есени и фляжку М. в её руках, предположим, что М. мёртв.
3. Просьба следователей начать рассказ с «чистого листа», с далёкого убийства мамы Есени, говорит о значительности только что произошедшего события. А что может быть значительнее для следака, чем убийство высокопоставленного начальника? Того, кто в кадре также отсутствует – папы Есени. На это же может указывать отсутствие просьб со стороны героини, попавшей в неприятную ситуацию, связаться с папой.
Вывод. Меглин либо мёртв, либо все уверены, что он мёртв. Папа Есени мёртв. Идём далее…
Вывод. Мама Е. была любовницей М., а вероятным убийцей – её рогатый муж. Кто он? Ах, да – папа Есени. Это объясняет высокое покровительство, оказываемое Меглину со стороны высоких чинов, позволяющее ему «открывать двери в кабинеты генералов ногой». Меглин скрыл это убийство. Поэтому оно до сих пор не расследовано. Однако, Меглину нет никакой нужды скрывать убийство любимой женщины, выторговывая себе преференции, не в его это натуре. Почему же он пошёл на сокрытие? Только для того, чтобы ребёнок его женщины имел обеспеченное будущее. Вы поняли о чём я, верно? В дальнейшем Меглин будет осторожно помогать Есении распутать этот клубок.
Далее. Убийство на выпускном оказалось не раскрыто Меглиным до конца: исполнитель был взят, а вот заказчик остался в тени. Со слов убийцы мы узнаём о заказчике, что он «молод и красив». Хороший детектив даёт пищу для размышлений. И здесь эта «пища» есть. На экране периодически мелькают только два «молодых и красивых»: положительный хорошист Саша и безбашенный сын генерала и потомственный наркоман Женя. Принимая во внимание тщательность спланированного убийства, как вы думаете, кто из них способен что-либо спланировать?
Зачем это Саше? Начнём с того, что душа чужого маньяка – потёмки. Впрочем, в этой – первой и самой информационно-насыщенной – серии мы видим, как Саша пытается неуклюже завлечь Есеню в постель. Само по себе, это не говорит о нём как о маньяке. Однако, его поведение заставляет предположить худшее, поскольку он делает это дважды: не только до убийства, на волне всеобщей эйфории, но и сразу после убийства, когда все нормальные люди переживали шок. И вот это уже – серьёзная заявка.
Вывод. Убийство, вероятно, организовал сокурсник Есени Саша с целью заявить о себе, раскрыв убийство «по горячим следам», чтобы произвести впечатление на Есеню, слегка помешанную на раскрытии преступлений, и затащить её в постель. Вы скажете, это перебор? Конечно, поэтому я и называю Сашу маньяком.
Однако, преступление раскрыл Меглин и оттого вторая попытка затащить Е. в постель у молодого, но перспективного маньяка выглядит столь жалко: всё-таки, героем дня стал не он, а Меглин. Обидно? Конечно! Взял ли наш новый висельник Меглина на карандаш? А то.
Далее. Нет нужды расписывать содержание последующих серий – они лишь бусы на нитке, нанизанные от одной ключевой истории до другой: от 1-й серии до 16-й. По большому счёту только эти две серии имеют для нас значение. В промежуточных сериях, конечно, могут и будут попадаться «хлебные крошки», но на сюжет они влияния не окажут. Например, в одном месте Меглин спрашивает Есению, за что она ненавидит отца, а в другом проверяет интуицию Е., отправляясь расследовать пропажу детей, и убеждается, что интуиция у девушки есть. Соединяем неоправданную ненависть к отцу и интуицию Есени…
Вывод. Промежуточные серии интересны сами по себе, но по сути, это двухсерийный фильм, а никак не «шестнадцать мгновений весны».
Далее. Поскольку в 1-й серии фигурирует маньяк, который не был пойман, что придаёт ему дополнительное значение по ходу сюжета, а серий больше двух… Уверен, он себя проявит ещё, как минимум, дважды: в середине сериала и в финале. Если этот маньяк действительно Саша, значит, примерно в 8-й серии, он убьёт своего более успешного конкурента на руку Есени – Женю. Однако, это не всё и по закону жанра, Саша должен буде в конце сериала попытаться устранить второго конкурента – уже на сердце Есении – Меглина., не зная, что Меглин отец Есени.
Вывод. Исход поединка Меглина и Саши в одной из заключительных серий предсказать почти невозможно, за исключением того, что маньяк будет убит. Но вот, что станет с Меглиным…
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Что на самом деле случилось с Меглиным и Есенией в сериале «Метод-2»?
Страна: Россия
Жанр: криминал, драма, триллер
Год производства: 2015
Режиссёр: Юрий Быков
Режиссёр: Дэвид Линч
Актёры: Константин Хабенский, Паулина Андреева, Александр Петров, Виталий Кищенко.
«Метод» — атмосферный криминальный триллер, два сезона которого зрители уже просмотрели. Это действительно жёсткое кино, наглядно демонстрирующее идею, что для борьбы с маньяками нужно самому находиться за гранью безумия. Каждая серия – законченная история, развивающаяся на фоне основного сюжета, но при этом концовка фильма осталась для многих непонятной. Чтобы понять смысл сериала «Метод 2», сделаем его подробный разбор.
О чём сериал
Идея «Метода» и «Метода-2» довольно необычна для российского кино. Скрытый смысл сериала крутится вокруг того, что маньяк живёт в душе каждого человека. Но одни могут обуздывать свои тайные желанию, чётко проводя границу между добром и злом, а другие нет. Эти вторые считают себя избранными, по факту являясь настоящими безумцами. Они действуют по собственным принципам, веря, что находятся на стороне добра, но в реальности сеют зло.
Парадокс заключается в том, что вычислить маньяка и серийного убийцу практически невозможно. Это вполне может оказаться ваш сосед по лестничной клетке, который днём охотно играет со своими ребятишками во дворе, а ночью выходит убивать чужих детей. Понять логику поступков таких безумцев может только другой сумасшедший, который стоит у черты, но пока не переходит на сторону зла. Именно вокруг этой концепции строится сюжет сериала «Метод», которому посвящена эта рецензия.
Сюжет первого сезона
Вполне естественно, что начинается сериал «Метод» с убийства. Причём не с обычной «бытовухи», а хорошо продуманного и грамотно организованного преступления. Есения Стеклова вместе с одногруппниками отмечает успешное окончание юридического ВУЗа. На вечеринке её подруге Ане незнакомец вручает колье с красиво огранёнными камнями. Девушка примеряет подарок, и защёлкнув застёжку запускает спрятанный внутри механизм. Колье сжимается, камни вонзаются в шею. Аня погибает на глазах выпускников.
На сцене клуба появляется Родион Меглин – настоящая легенда сыска, про которого говорят много, но обычно шёпотом. Он вычисляет маньяка буквально за пару минут. Им оказывается «праздничный убийца» Володя, роль которого исполнил Александр Цекало. Маньяк выдаёт себя после пары фраз, которые следователь Меглин бросает в толпу гостей клуба.
Столь эффективная метода раскрытия преступлений впечатляет Есению. Девушка давно хочет разобраться в тайне смерти своей матери, поэтому через отца – старшего советника юстиции Андрея Сергеевича Стеклова (Виталий Кищенко), пробует стать стажёром Меглина. К удивлению всех, Родион соглашается взять девушку на стажировку.
Напарников отправляют в командировки по регионам центральной России, где происходят серийные убийства. Местные правоохранители оказываются бессильны, но Меглин быстро изобличает злодеев, попутно обучая Есению обращать внимание на незначительные детали. Его фраза «Что видишь?» становится своеобразным девизом первого сезона.
Однако в отличие от других следователей, майор Меглин редко передаёт пойманных маньяков в руки правосудия. Он казнит их на месте, тем самым исключая возможность, что они смогут выйти на свободу и в дальнейшем причинять людям вред.
У него есть много знакомых среди несостоявшихся маньяков, которых он удержал от перехода опасной черты. Родион называет их «наши», и вскоре Есения понимает, что она тоже одна из «наших», и именно поэтому получила стажировку.
Меглин болен, и шансов на спасение у него практически нет. За время совместной работы между ним и Есенией вспыхивает роман. С Родионом начинает вести игру таинственный убийца, который оставляет ему послания «ты меня не поймаешь». Этот маньяк орудует чужими руками, вынуждая «наших» перейти опасную черту.
Сюжет второго сезона
«Метод 2» более детально раскрывает судьбы и психологический портрет главных героев. Есения работает следователем. На момент развития событий она вышла замуж за своего бывшего однокурсника Женю (Александр Петров), с которым у нее до встречи с Меглиным был мимолётный роман. Родила дочь, которая как выяснится позже, – от Родиона. Она беседует с психологом Игорем Самариным (Егор Корешков), который пытается ей помочь и продолжает вести игру с маньяком «Ты меня не поймаешь».
Второй сезон начинается с резонансного дела. Неизвестный убийца отстреливает женихов практически на свадьбе. Есения не может выйти на след убийцы, и тогда в игру вновь вступает Меглин.
Теперь бывший следователь видит во всех гаджетах червяков, которые пытаются проникнуть в мозг, общается с воображаемым другом – собственной проекцией в юном возрасте. Родион-младший, несмотря на свою воображаемую сущность, пытается старшему разобраться в собственном прошлом, которому пока нет логического объяснения.
Несмотря на странности, Меглин остаётся гениальным и с детской непосредственностью помогает Есении раскрывать дела. Она даже забирает его из клиники под личную ответственность для совместной работы.
Однако выясняется, что серийным душителем был супруг Есении – Женя. Именно он подставляет Меглина, мстя ему за прошлые обиды. Однако, несмотря на своё психическое состояние, Родион не так прост. Всё чаще он воспринимает реальность вполне адекватно, вычисляет Женю, идёт по следу «ТМНП». Смысл второго сезона полностью закручен вокруг личности этого серийного убийцы. Это главный антагонист, которым оказывается психолог Самарин.
Будучи мальчишкой, он случайно узнал о проекте «Меглин» и решил стать на него похожим. Его били в школе, и тогда маленький Самарин разыграл хитроумную комбинацию, подставив своих недругов. Всё закончилось смертью физрука. Когда об этом узнал его отец – сотрудник милиции, один из организаторов проекта «Меглин», он выгнал сына из дома. Игорь затаил обиду, и уже в зрелом возрасте начал уничтожать Меглина, разрушая его жизнь.
Смысл концовки сериала «Метод 2»
Если рассматривать общий смысл концовки, то финал построен по принципу «хэппи энд». Объяснение здесь довольно простое. Конец «Метода 2» — это закрытая история. Главный злодей ставит Есению и Меглина перед выбором: один из них должен умереть или Самарин убьёт их дочь.
Два следователя дерутся, Родион побеждает, и несмотря на внутреннего зверя, дремавшего внутри, не переходит черту. Он лишь имитирует убийство Есении, и выходит из дома к Самарину. Он отвлекает внимание маньяка, когда появляется сама Есения. Злодеи повержены, и Меглин говорит умирающему маньяку: «Поймал всё-таки».
Есения уходит в отпуск или совсем бросает службу. Родиона вновь помещают в клинику, откуда он сбегает. Теперь парочка собирается отправиться на море, где Меглин ни разу не был. Как говорится, дело закрыто, все счастливы.
Однако объяснение финала концовки «Метода 2» может быть и другим. Дело в том, что Есения, судя по всему, начинает видеть или ощущать присутствие Меглина-младшего, который никуда не ушёл, и остался с Родионом. Это однозначно указывает, что девушка перешла определённую грань безумия, ведь она изначально была «нашей». И на фоне этого едущая по трассе машина пробивает ограждение и эпично летит в закат. Вполне возможно, что полёт был не к солнцу, а вниз с эстакады. А всё остальное лишь предсмертные видения одного из героев.
В любом случае, проект «Меглин» закрыт, и если продюсеры решат снимать «Метод 3», то испортят приятное послевкусие от этого неординарного, но достаточно интересного сериала.
Значение слова «метод»
1. Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Диалектический метод. Экспериментальный метод. Сравнительный метод.
2. Прием, система приемов в какой-л. деятельности. Передовые методы производства. Метод обучения. || Способ или образ действия. — Разве не затем только стояла она у икон, когда мы вошли, чтобы отвести нам глаза. Это метод всех преступников-новичков. Чехов, Шведская спичка. [На суде] я не признал себя виновным ни в чем и до конца держался своего метода, как можно меньше говорить со своими врагами. Морозов, Повести моей жизни.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В отличие от области знаний или исследований, является авторским, то есть созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой. В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии со временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества. Совокупность однородных методов принято называть подходом. Развитие методов является естественным следствием развития научной мысли.
МЕ’ТОД, а, м. [греч. methodos]. Путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего-н. . Метод Ленина является не только восстановлением, но и конкретизацией и дальнейшим развитием критического и революционного метода Маркса, его материалистической диалектики. Стлн. Диалектический м. Экспериментальный м. Марксистский м. Аналитический м. М. наводящих вопросов (в преподавании). М. целых слов (в обучении грамоте). Применять какой-н. м. Пользоваться каким-н. методом.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ме́тод
1. совокупность теоретических принципов и практических приёмов для осуществления чего-либо ◆ Суть одного из главных лагерных методов — привить взрослому человеку психологию ребёнка. М. Максимов, «Преодолей в себе лагерь» (1992) // «Столица», советский еженедельный общественно-политический журнал. — Выпуск № 22 (80). — Май 1992 г. (цитата из НКРЯ)
2. комп. в объектно-ориентированном программировании: функция или процедура, принадлежащая какому-то классу или объекту
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: этажерка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Реальный «Метод». Настоящие преступники в сериале «Метод».
Когда уже там продолжение будет?
Трейлер второго сезона
Про Спесивцева был бы эпик
про Сливко программу смотрел какую то, он дневник вел и однажды вспомнил откуда у него страсть именно вешать, в детстве над ним издевались сверстники и постоянно «вешали» как немца.
Действительно достойный русский сериал, пожалуй лучший из тех что я видел
хоба, всем привет, некропост огонь)
восстать из мертвых! бегом на абордаж лучшего!
Главная героиня Есеня хочет после окончания института работать с Родионом Меглиным — загадочным, скрытным, следователем-одиночкой с невероятной раскрываемостью дел разнообразных маньяков. Каков его метод, никто не знает. Есеня, попав к нему в стажеры, начинает понимать, что суть метода в том, что Меглин сам — маньяк. Он ИХ чувствует. Ему разрешено ликвидировать одних, другим сохранять жизнь и присматривать за ними. Любовь, которой не суждено случиться, на фоне ужасающих преступлений самых страшных маньяков последних десятилетий в нашей стране.
Новогодний голубой огонёк Год 1965 цветной
Скончался Игорь Кириллов — диктор, журналист, народный артист СССР и обладатель самого узнаваемого голоса
Печальная новость пришла незадолго до нашего эфира. Сегодня не стало Игоря Леонидовича Кириллова. Наш легендарный коллега, старший товарищ, для многих настоящий учитель. Более 20 лет он вел программу «Время». И образ Игоря Кириллова мгновенно возникает перед глазами при упоминании слова «диктор». Он стал, пожалуй, самым узнаваемым ведущим, олицетворявшим эпоху советского телевидения. С интеллигентной внешностью, скромной улыбкой и фирменным голосом, по которому мы будем скучать. Игорю Леонидовичу было 89 лет.
«Внимание, оркестр! Осветители, операторы, внимание!» — команды, которые зритель обычно не слышит. Их за кадром отдает режиссер в аппаратной. Но Игорю Кириллову иногда все же было можно, ведь для коллег не было секретом: всесоюзно известного диктора на телевидение привела мечта стать режиссером.
«Я хотел быть режиссером, за кадром, чтобы кричать там: «Внимание, мотор! Стоп!»» — рассказывал диктор, народный артист СССР Игорь Кириллов.
Телевизионную карьеру начал с должности помощника режиссера. Однако даже в этом качестве он так и не успел освоиться. Всего через два с половиной месяца на Центральной студии телевидения объявили конкурс дикторов. В кадре тогда работали в основном женщины, мужчин не хватало. Игорь Кириллов, выпускник Щепкинского театрального училища, решил попробовать. И в тот же день, не успев даже опомниться, уже вел свой первый прямой эфир на многомиллионную советскую аудиторию. А еще через неделю рассказывал всей стране новости поистине космического масштаба. На многие десятилетия он запомнил каждое слово того сообщения: «Третьего октября 1957 года в Советском Союзе запущен первый искусственный спутник Земли».
В апреле 1961-го именно Кириллов сообщит и о полете Юрия Гагарина. Больше 30 лет в эфире программы «Время» только о самом важном. Всегда собранный и невозмутимый. Глядя в экран телевизора, зритель и представить себе не мог, каких порой невероятных усилий и нервов стоил каждый выпуск программы «Время».
«Это такая нагрузка. Привыкнуть к этому нельзя. Всегда выходили красные, руки потные, пятна могли быть на лице и так далее. У Игоря Леонидовича всегда в кармашке таблеточки валидола на четыре части. Он таблеточку под язык и читал эти огромные доклады», — рассказывает диктор, народная артистка РСФСР Анна Шатилова.
Но даже в главной информационной программе страны, где, казалось, недопустимым было малейшее отклонение от текста, порой оставалось место для импровизации. Нередко случалось, что новости закончились, а до начала следующей передачи еще несколько минут. И никаких рекламных пауз.
«И помощник режиссера делал такой жест, мол, выручай, говори пять минут. Ну о чем я могу говорить пять минут, не о политиках же, верно?» — вспоминал Игорь Кириллов.
И он находил о чем поговорить: о погоде, о спорте. Общался с миллионами зрителей, представляя, как если бы напротив сидел близкий друг или, может, сосед. И если уж нельзя было отклоняться от текста, то подобрать подходящую интонацию или просто правильно выдержать паузу – почему бы нет.
«Мне думается, самое важное в профессии диктора, ведущего – это добиться доверия зрителей. Самое ценное, самое дорогое, что может быть, – это доверие зрителей, доверительное отношение к тебе», — говорил Игорь Кириллов.
Фирменный, неподражаемый тембр, элегантность и стиль. Женская аудитория вздыхала по нему, и в телецентр приходили тысячи писем с признаниями в любви. Народная молва приписывала Кириллову многочисленные романы со знаменитыми партнершами по эфиру. А он всю жизнь любил одну женщину – жену Ирину. Телевизионный звукорежиссер, она была ему и верным помощником в работе, и самым суровым критиком.
«Мама скажет: «Ой, Игорек, как хорошо!» А она говорит: «Ничего хорошего. Все это было бездарно! Где твои руки были?» И начинается», — рассказывал Игорь Кириллов.
Когда пришла новая телевизионная эпоха, новое поколение ведущих, Игорь Кириллов все равно был востребован: вел концерты, презентации, творческие вечера и до конца жизни оставался диктором Первого канала, любимый зрителями и коллегами.
Метод
(от греч. méthodos — путь исследования или познания, теория, учение)
совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи. В качестве М. могут выступать система операций при работе на определённом оборудовании, приёмы научного исследования и изложения материала, приёмы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала и т. д. В философии под её М. понимается способ построения и обоснования системы философского знания. Для марксистско-ленинской философии в качестве М. выступает материалистическая Диалектика.
Своими генетическими корнями М. восходит к практической деятельности. Приёмы практических действий человека с самого начала должны были сообразовываться со свойствами и законами действительности, с объективной логикой тех вещей, с которыми он имел дело. Становясь предметом осознания, эти способы деятельности выступали в качестве источников М. мышления, а развитие и дифференциация последних (особенно в связи с развитием науки) в конечном счёте привели к учению о М. — методологии (См. Методология).
Основное содержание М. науки образуют прежде всего научные теории, проверенные практикой: любая такая теория по существу выступает в функции М. при построении др. теорий в данной или даже в иных областях знания или в функции М., определяющего содержание и последовательность экспериментальной деятельности. Поэтому фактически различие между М. и теорией носит функциональный характер: формируясь в качестве теоретического результата прошлого исследования, М. выступает как исходный пункт и условие последующих исследований.
Хотя проблема М. обсуждалась уже в античной философии (которая впервые обратила внимание на взаимозависимость результата и М. познания), однако систематическое развитие М. познания и их изучение начинаются лишь в новое время, с возникновением экспериментальной науки: именно эксперимент потребовал строгих М., дающих однозначный результат. С этого времени развитие, совершенствование М. выступает как важнейшая составная часть всего прогресса науки.
Современная система М. науки столь же разнообразна, как и сама наука. Этому соответствует множество различных классификаций М. Говорят, например, о М. эксперимента, М. обработки эмпирических данных, М. построения научных теорий и их проверки, М. изложения научных результатов (членение М., основанное на членении стадий исследовательской деятельности). По другой классификации М. делятся на философские, общенаучные и специально-научные. Ещё одна классификация опирается на различие М. качественного и количественного изучения реальности. Для современной науки важное значение имеет различение М. в зависимости от форм причинности — однозначно-детерминистские и вероятностные М. Углубление взаимосвязи наук приводит к тому, что результаты, модели и М. одних наук всё более широко используются в других, относительно менее развитых науках (например, применение физических и химических М. в биологии и медицине); это порождает проблему М. междисциплинарного исследования. Повышение уровня абстрактности современной науки выдвинуло важную проблему интерпретации результатов исследования, особенно исследования, выполненного с широким применением средств формализации; в этой связи специально разрабатываются М. интерпретации научных данных.
Столь широкое многообразие М. науки и сама творческая природа научного мышления делают крайне проблематичной возможность построения единой теории научного М. в строгом смысле слова — теории, которая давала бы полное и систематическое описание всех существующих и возможных М. Поэтому реальным предметом методологического анализа является не создание подобной теории, а исследование общей структуры и типологии существующих М., выявление тенденций и направлений их развития, а также проблема взаимосвязи различных М. в научном исследовании. Один из аспектов этой последней проблемы образует вопрос о роли философского М. в научном познании. Как показывает опыт развития науки, эти М., не всегда в явном виде учитываемые исследователем, имеют решающее значение в определении судьбы исследования, т. к. именно они задают общее направление исследования, принципы подхода к объекту изучения, а также являются отправной точкой при мировоззренческой оценке полученных результатов. Как показывает история познания, особенно современного, адекватными философскими М. являются лишь диалектика и материализм. Методологическая роль материализма заключается в том, что он срывает завесу сверхъестественности со сложных явлений природы, общества и человеческого сознания и ориентирует науку на раскрытие естественных, объективных связей, обязывает учёного оставаться на почве надёжно установленных фактов. Диалектика же является научным М. материалистической философии и всей науки в целом, т. к. она формулирует наиболее общие законы познания. Диалектика как М. есть реальная логика содержательного творческого мышления, отражающая объективную диалектику самой действительности. Будучи сознательно положенной в основу теоретического мышления, материалистическая диалектика освобождает учёного от субъективного произвола в подборе и объяснении фактов, от односторонности; в диалектике все проблемы приобретают исторический характер, а исследование развития становится стратегическим принципом современной науки. Наконец, диалектика ориентирует на раскрытие и способы разрешения противоречий как в познании, так и в самой действительности.
Философские М. «работают» в науке обычно не непосредственно, а опосредуясь другими, более конкретными М. Например, принцип Историзма как универсальный М., разрабатываемый философией, преломился в биологии в виде эволюционного учения — методологической основы современных биологических дисциплин; в астрономии этот же принцип породил совокупность космогонических гипотез. В социальном познании исторический материализм выполняет функции М. для всех общественных наук. М., имеющие общенаучный характер: сравнение, анализ и синтез, идеализация, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, индукция и дедукция и т. д. — также конкретизируются в каждой отдельной науке. Важная особенность современного этапа развития науки заключается в существенном возрастании роли конструктивных моментов в научном познании: характер задач современной науки таков, что она всё чаще не просто отражает те или иные аспекты реальности, но и проектирует реальность в соответствии с определёнными целями. Это ведёт к необходимости осуществлять и широкое конструирование М. познания, особенно формальных, в частности математических М. Соответственно расширяется и специальное изучение логической структуры формальных М. Одним из конкретных выражений усиления конструктивности познания является быстро растущее распространение М. моделирования (См. Моделирование), который вообще может служить ярким примером подлинно эвристической роли М. познания.